Кузьминых Сергей Владимирович : другие произведения.

Массовая культура

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Массовая" культура
  
  Существует около 500 определений понятия "культура". В статье под словом "культура" подразумевается нематериальные, духовные потребности общества и материальные ценности, которые созданы для удовлетворения этих духовных потребностей (книги, театр, картины, плюс внешнее оформление, например, одежда, архитектура зданий).
  Существует 2 вида культуры и все то, что служит духовным запросам общества можно отнести к первому или второму виду, промежуточной оценки не встречается. Первое - "массовая" культура, это то, что востребовано низшими, не развитыми слоями общества. Произведения "массовой" культуры можно с полным правом охарактеризовать, как "бескультурье" и отсутствие культуры. К "массовой" культуре относятся не содержащие красоты и смысла произведения, кроме этого не содержащие определенных мыслей и настроения. Приведу пример из области живописи. В средние века все художники писали портреты святых, а Рубенс - простых людей. И произведения Рубенса стали бессмертными. Эта живопись опережала свое время и картины Рубенса действительно являются высокохудожественными произведениями, потому что выражают определенные чувства. "Массовая культура" существует для получения толпой чувственных, животных удовольствий. Яркий пример "массовой" культуры - РЭП, штаны "шаровары кочегара" у работающих на сцене танцоров, не психологические, ширпотребные детективы однодневки, песни, когда в ней в течение получаса повторяются 2 - 3 ноты, "квадрат" Малевича. Второй вид - "высокая", "духовная", "художественная" культура - содержащие смысл и красоту произведения, которые живут столетиями, то, что непосредственно "культурой" и является. Это правило разделения на "высокую" культуру и "массовую" проявляется всегда и везде и не имеет исключений. Если в произведении есть какая то фальшь, то оно уже не является высокохудожественным, хотя какая то часть его может быть и красочной. О разнице высокохудожественного произведения и ширпотребной однодневки очень хорошо, ярко и образно выразился Ромен Ролан, он пишет о соответствии художественного произведения своему месту (красота должна быть завершенной, иначе она не звучит), подчеркивая наполненность, смысл и содержание настоящих произведений искусства:
  "Не говорите мне о красоте, которая уживается везде, которой хорошо и там и тут, как девке, которой больше дают. Это - площадная Венера. Для нас искусство - нечто родное, гений очага, друг, товарищ; оно высказывает лучше, чем мы сами то, что все мы чувствуем; искусство - это наш домашний бог. Что бы его знать - надо знать его дом. Бог создан для человека, а произведение искусства - для пространства, которое оно завершает и наполняет. Прекрасно то, что на своем месте всего прекраснее". Ромен Ролан говорит о передающих чувства, значимых, высокохудожественных произведениях и их соответствии месту, что еще более подчеркивает их художественный образ, а продукты "массовой" культуры на любом месте останутся массовым ширпотребом, который никогда не будет иметь подлинно художественного содержания и настоящей красоты.
  В каждом обществе на поверхности присутствует пена в виде однодневок, но однодневки уходят, а остаются А. Кристи, Л.Толстой, Шекспир и другие. Настоящая красота постигается и создается личностями утонченными, с развитым эстетическим вкусом и такой человек не поменяет истинную красоту на бездушный и уродливый ширпотреб.
  "Красота спасет мир" - очень важная фраза и главная тема этой статьи. Уточню, от чего может спасти красота, от безвкусицы, от порока и от преступности. Когда произведения, не имеющие художественной ценности (и не несущие смысловой нагрузки) провозглашаются художественными произведениями, тем самым открываются шлюзы безвкусице и пороку. Настоящие художественные произведения очищают душу человека, это "лейкоциты" по очистке общества от всего аморального. Человек, который любит красоту, у которого развит эстетический вкус, не будет совершать преступлений.
  Например, Александр Пушкин воспитывался в лицее, где воспитанникам предоставлялись лучшие, самые передовые произведения того времени. И, под влиянием таких произведений почти каждый выпускник лицея стал самореализованной личностью, стал своеобразной "звездой". Это и Кухельбеккер и Тютчев (возможно ошибаюсь). Конечно, Пушкин своей уникальной неповторимостью затмил других, но здесь имеются в виду сами условия воспитания. Вот это воспитание развитой личности на подлинно художественных произведениях и является одной из тем статьи.
  Кто-то может весьма справедливо возразить, что, во первых, у народа появились духовные потребности, во вторых, раньше произведения искусства создавали и пользовались ими лишь богатые. Можно ответить на такое возражение, что какой-то отдельно взятый правитель мог собирать и коллекционировать самые красивые произведения искусства и при этом вести самую разрушительную войну против соседнего государства. Но сейчас отношение к войне полностью изменилось и в наши дни, современному, цивилизованному человеку невозможно себе представить, что раньше война была естественным состоянием и убийство людей на войне не считалось варварством. Не смотра на многие позитивные процессы в нашем обществе, помимо войн, сейчас еще много варварского, того, что будет осуждаться будущими поколениями, но это - тема другой статьи. Что касается произведений искусства, то 200 и более лет назад удел пользования высокохудожественными культурными ценностями принадлежал только богатым, бедные от настоящей красоты были отчуждены. К тому же, как уже говорилось, богатые убивали людей на войне и предавались пороку. Да, и все же главную свою функцию высокохудожественные произведения искусства выполняли - это воспитание и привитие эстетического вкуса.
  И еще раз приведу пример Пушкина, про которого сказал мой знакомый, подразумевая противопоставление грубых условий жизни с полным отсутствием интеллекта, жизни возвышенно духовной: "Если бы Пушкин с утра и до вечера ходил за сохой, он не написал бы: "Я помню чудные мгновенья, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты..."". У людей появилось больше свободного времени и возможностей для удовлетворения "духовных" запросов, но за счет того, что таких людей много, уродливость и бескультурье захлестнуло Земной Шар. Можно ли говорить о красоте, когда безвкусица, не просто ширпотреб, а уродливый ширпотреб, распространяются в наши дни все дальше и все шире. Возьмите костюмы и макияж некоторых современных женщин. Выглядят они, как из кошмарного сна или фильмов ужасов. И такое болезненно уродливое лицо кто-то считает модным. Конечно, так проще, нанес на лицо полкилограмма "краски" и ты - модный. Или современная мода на рваную, небрежную одежду. Возможно это модно, но я никогда не назову рваные чулки или колготки - красивыми. Дырки на одежде ее лишь уродуют и в этом нет абсолютно ничего красивого. Сейчас почти во всех странах мира исчезли особенности национальной одежды и люди носят то, что удобнее и то, что одевает большинство и самой распространенной одеждой стали джинсы, но джинсы - это брюки из грубой ткани, это - рабочая одежда и почти всегда красочные нашивки на них не соответствуют самому стилю джинсовых брюк. Я видел на юноше и девушке красивые, гармонично сочетающиеся с тканью, нашивки, но встречается такое исключение крайне редко, это один случай из десятков тысяч. Большинство нашивок на джинсах - это полная безвкусица и несоответствие.
  В городе Екатеринбурге я работал на сцене и стал свидетелем одного выступления. Ведущий, в гримерке, одел мужские подтяжки для штанов и выпустил их вниз. Я немного удивился. А позже узнал, что такая "небрежность" - неряшливость, это модно???! Ну так оденьте рваные кальсоны и пускай они из карманов брюк или из ширинки торчат на пол метра, а кто уж совсем "модный", у того на один метр или полтора.
  Конечно, иногда встречаются вещи действительно красивые, но очень часто понятие истинной красоты заменяют понятиями "модный" и "крутой". При стремлении выделиться "все средства хороши", не важно как, лишь бы быть выше других, быть "не как все" и от других отличаться. В большинстве своем такое ширпотребное и модное имеет грустный конец, не прожив год или два вся эта пена умирает.
  Так как на Земном Шаре песни распространены больше всего, на примере песен очень хорошо видно, каким образом заменяют настоящую красоту на то, что востребовано низами общества. Спецификой современного мира стало то, что во многих, если не в большинстве современных клипов, показаны зрители, их восторги певице или певцу и сюда, к успешным, можно в полной мере отнести Майкла Джексона. Да, он талантливый певец и у него не плохие песни, но это - далеко не мировой уровень, как его везде рекламировали. Майкл Джексон, это не Штраус, произведения которого жили и будут жить века. Я поклонник таланта певицы Бритни Спирс, но только ее ранних песен. В 2011 году хотел послушать песни Бритни Спирс в интернете, включил ее клип и был поражен. Она - полуголая лежит у моря, что-то под музыку рассказывает, иногда делая сексуальные движения животом и периодически слышится смех толпы. Честно говоря, было противно. От прежней, свежей и блистающей ярким, индивидуальным внутренним миром певицы абсолютно ничего не осталось. Вы можете включить музыкальные клипы и в половине из них показано, как толпа рукоплещет своим "звездам". Стремление к успеху, а не к красоте, как уже говорилось ранее, самое распространенное современное явление. Заменяют красивое на успешное не только певцы мирового уровня, но и уличные артисты, которые из простых людей стремятся быстрее стать "звездами". Из Литвы в Бельгию я ехал через Польский город Гданьск. В этом городе искал музыку, что бы подработать, так как денег у меня совсем не было. И к своей радости увидел специально расстеленный линолеум, размером три на три метра. Я подошел и попытался поговорить с молодыми ребятами, где-то 20 летнего возраста, их было человек 5, но меня никто "не замечал" и слушать не собирался. Я думал под их музыку станцевать рядом, но музыка для меня была абсолютно не танцевальной. У них играл магнитафон, один из молодых людей выходил и делал не сложные акробатические номера, большей частью - нижний брейк. Подошли зрители, человек 10 - 20 и стали поддерживать танцующих. На меня, естественно, никто не обращал никакого внимания, хотя пару раз я пытался переговорить с молодыми людьми. Жалко этих "звезд". Еще не начав творить и реализовываться, они уже стоят выше толпы. (В скобках заметим, я для них, естественно, тоже толпа). Поучив месяц, два, какое либо движение, они уже показывают это движение народу и народ в восторге от таких "звезд". Ни одного красивого движения, ни одного синхронного движения. Зато они полны самолюбивой гордости и пренебрежения к простому народу. В таких условиях никто из них не станет яркой личностью и настоящим танцором, потому что красота, это не месяц, а годы упорного труда, а тщеславие
   - это то, что никто не может преодолеть. Для подавляющего большинства "звезд", и мирового уровня, тщеславие - конец творческого пути. Конечно, есть исключения, АВВА, София Ротару, но это - очень редкое исключение. По поводу Софии Ротару, пользуясь случаем, хотел бы высказать замечание. Я слушал ее песни и сейчас, из-за возраста, ее темперамент уменьшился и песни, которые она исполняла раньше, в ее теперешнем исполнении - проигрывают, но это - ярко индивидуальные песни. А вот группа АВВА избежали такого ухудшения качества. Став более взрослыми они просто пригласили для исполнения своих песен молодежь и их слегка модернизированные песни слушать очень приятно. (Уже в другом, молодежном исполнении). То есть песни группы АВВА как были, так и остались красивыми. Но большинство звезд теряет объективную оценку своего творчества, именно поэтому у большинства музыкальных групп лучшие песни приходятся на период, когда они только начинают блистать на мировом уровне. В этом плане очень показательна моя любимая зонд - опера "Орфей и Эвердика", где эта тематика красочно раскрыта.
  Я профессионально занимался танцами и надеюсь, что мои выводы о современных танцах достаточно объективны, а не субъективны. В городе Калининграде, на дискотеке было отделение на 2 этаже, где была более элитная обстановка и за вход туда нужно было платить дополнительно. Поднявшись туда к сожалению обнаружил, что там была музыка, которая мне совершенно не нравится. Решив подождать чего то получше, обратил внимание на прыгающего молодого человека лет 20. Сначала было непонятно, что он делает, какие то конвульсии, не имеющие к музыке никакого отношения. Он был один и дергался телом, руками и ногами. Эти прыжки и дерганье то одной ногой, то другой, походили на прыжки козленка, или, что бы было понятнее, непроизвольные дерганья лягушачьей лапы (для примера подойдет любая лапа, но пускай будет лягушачья), когда к ней подсоединили электроды и периодически подключают электрический ток. Назвать это танцами может только человек, который никогда не был психически здоров. Но такие современные кривлянья танцами называют все. Что же такое настоящий танец? Танец это - прежде всего красивые, грациозные и пластичные движения под музыку. Например, всеми забытый вальс, спортивные танцы или балет. Вот об этой то красоте современные люди и забыли. Остались только названия. Да, у многих танцоров, особенно профессиональных, много акробатических трюков, нижний "брейк", это вообще сплошная акробатика, но к танцам это никакого отношения не имеет. Замените музыку, под которую "танцуют" брейк на любую другую и в движениях танцующих "брейк" совершенно ничего не изменится, то есть движения вообще не музыкальные. И поэтому содержания танца, его смысла нет и эти акробатические номера будут только акробатикой, но никак не танцами. Посмотрите современные клипы совсем без звука. Те дерганья и кривлянья, которые артисты делают, считаются чем то особым, модным, передовым. Но, Боже мой, ведь у 90 % людей в клипах нет ни одного! красивого движения, есть просто дерганье различными частями тела. Уже после смерти Майкла Джексона я посмотрел один из его самых знаменитых клипов. И не увидел у Майкла Джексона ни одного!!! красивого движения, включая его сгорбленность. Конечно, многочисленные поклонники Майкла Джексона полностью со мною не согласятся. Ответ на их аргументы (поклонников М.Джексона) - данная статья.
  Включите любую музыкальную телевизионную программу, и в любой песне вы увидите полную безвкусицу и полное отсутствие красоты (здесь имеется в виду только движения артистов). Они как будь то соревнуются между собой, у кого в дерганиях больше нелепицы и безвкусицы. Да, на классические танцы, например - балет, ходит небольшая часть населения, это - естественно и нормально и я никогда не скажу, что всех нужно принудительно водить на балет, но культура должна развивать и повышать человека, а не опускаться до уровня публичного дома. Кстати, обратите внимание, что в публичном доме, в полном соответствии с нравами его обитателей, вы никогда не найдете подлинной красоты и истинно художественных ценностей. Повторю еще раз, в наши дни культура не развивает людей, а становится "публичной девкой", представляет то, за что дают деньги. В связи с тем, что культура становится все более и более интернациональной, такие процессы являются характерными для большинства стран мира. Занимаясь исследованиями в области психологии человека, я открыл ряд закономерностей, которые к теме эстетического воспитания имеют непосредственное отношение, поэтому представлю ряд объяснений из области психологии.
  14.01.2011 я открыл закон объективной информации. Укажу, как я открыл данный закон. Я просматривал в интернете материал однофамильца - Сергея Кузьминых, который описывал, как русского милиционера оформляли на поселение в тюрьме. Вроде бы тезка писал правильно, но что то было не так. Размышляя над этим "что-то" я понял главное отличие однодневки от высокохудожественного произведения. Художественное произведение описывает какое-либо явление с объективной точки зрения. Из-за того, что в обществе всегда царит и главенствует субъективное восприятие мира, объективное мнение противостоит субъективному общественному сознанию. С другой стороны именно объективная оценка делает произведения бессмертными. Многие писатели описывали тюрьму, но лишь единицы: Достоевский, Гришем, автор "Графа Монте Кристо", Алексей Толстой создали литературно художественные произведения. Происходит такое деление на объективное и субъективное по следующим причинам. Способ мышления человека закладывается ребенку в раннем детстве и отражает существующее в данном государстве общественное сознание. Мышление индивидуума никогда не выходит за рамки этого общественного сознания. При этом все поступки человека определяются способом его мышления, человек живет так, как он мыслит. Любой человек считает свои поступки - собственным выбором и думает, что такие, присущие ему взгляды, на основании которых он и совершает свои действия, принадлежат самому человеку, точно так же, как принадлежит человеку способ мышления. Люди не понимают, не осознают и не предполагают, что этические взгляды, а вернее - нормы поведения в обществе, то, каким образом человек живет с другими людьми, определяются не его личностным выбором, а предопределены уровнем развития производительных сил, схемой производственных отношений в данной стране и исторически сложившейся в данном государстве обстановки. Конечно, есть вариации в зависимости от отношения к различным социальным слоям, вариации по семейным традициям, но вся эта разница во взглядах присутствует, независимо от сознания человека, в рамках существующей системы взглядов, определяющихся общественным сознанием.
  В качестве примера можно было бы рассмотреть песни или картины, но возьмем, для примера, отношение к женщине в различные исторические времена. Причем и в песнях и в картинах это отношение к женскому полу очень прямо и недвусмысленно выражено. У современных людей совершенно спокойное отношение к картине "женщина в купальнике", в средние века за такую "ересь" обязательно бы сожгли на костре.
  Рассмотрим самое установившееся отношение к женщинам, которое существовало 400 лет назад. Отношение к женщине общества в целом, в любую историческую эпоху целиком и полностью зависит от существующих производственных отношений, которые, в свою очередь, определяют положение каждого члена семьи. Раньше мужчина был однозначным главой семейства, женщина - во всем слушалась его воли, прислуживала за столом и пока мужчина не поест, не могла даже присесть. Ясное дело, что в современном обществе над такой схемой отношений просто посмеются.
  400 лет назад мужчина был в семье основной добытчик, главная социальная и производственная роль женщины сводилась к репродуктивной функции и ведению домашнего хозяйства. При таком разделении функций в общественном сознании закрепилось рабское положение женщины и, в соответствии с положением женщин, такие отношения были оформлены юридически. Рассмотрим не юридическую основу, не социальные отношения, а способы мышления людей, отношение людей к положению в обществе мужчин и женщин. Абсолютно все люди, без единого исключения, и даже рабыни женщины, считали такое положение "естественным", "правильным" и "нормальным"?! В наши дни положение женщин совершенно другое. Женщины сами стали зарабатывать деньги и все сейчас говорят о равенстве между мужчиной и женщиной. Конечно, человек с сильным характером (чаще мужчина, бывает и наоборот) может властвовать над слабым человеком, но сами отношения между мужчиной и женщиной строятся по принципу формального равенства (хотя женщина в наши дни является рабыней домашнего хозяйства, но это - тема другой статьи). И все люди считают это "естественным", "правильным" и "нормальным"! Обратите внимание, что совершенно разный тип отношений, рабство и полная зависимость в средние века с одной стороны и (формальное) равенство, свобода в выборе решений - с другой стороны принимается людьми, как естественно существующий порядок.
  Дело в том, что каждый отдельно взятый человек является носителем общественной морали, но так как принимается она бездоказательно, без учета действия социальных законов, то человек считает свою точку зрения не отражением общественных стереотипов, а принадлежащими себе мыслями. То есть: "так принято", "я об этом знаю", а почему? и кем? принято никто и никогда не думает. Просто считают эти мысли принадлежащими себе самому.
  На самом деле, как уже говорилось ранее, способ мышления человека (и соответственно, его мораль) определяется общественными стереотипами и от воли человека абсолютно не зависят.
  И для еще более яркого подчеркивания действия общественных закономерностей приведу пример из других работ. Пускай общественное сознание будет телега, которая очень редко, но иногда понемногу движется. Я доказываю, что телега иногда движется, но все говорят, что телега всегда стояла здесь и никогда не двигалась. И даже не говорят, а просто это подразумевают, как естественный факт.
  Подчеркну еще раз, Человек считает моральным и нравственным то, что признает нравственным общество. И человек всегда свой выбор делает только в рамках общественной морали, не зависимо от того, совершил поступок человек в результате размышления, анализируя ситуацию, или он совершил эмоциональное действие не раздумывая, на основании чувств. И в том и в другом случае тип поведения определен обществом. При этом, в силу субъективной оценки мира, которая не отражает реальности, заблуждения людей неизбежны.
  "Будь сам культурным и общество станет чище" - самое распространенное мнение большинства людей на планете. Но это мнение ошибочно и полностью базируется на самом распространенном взгляде большинства людей, что мысли человека принадлежат ему самому и человек сам определяет свою судьбу.
  Рассматривая другие, открытые мной закономерности, приведу один из сделанных ранее выводов о зависимости возможности самореализации личности от существующих производственных отношений, от отношений собственности на средства производства и, как следствие, отношение "массовой" культуры к "высокой", "духовной". Чем выше в данном государстве степень эксплуатации наемных работников, и, соответственно, чем невежественнее массы, тем больше, в данном государстве, доля "массовой" культуры по отношению к "высокой". Кроме этого степень самореализации личности зависит от уровня эксплуатации наемных работников. Как подтверждение данного закона рассмотрим пример неразвитого государства с очень высокой степенью эксплуатации наемных работников, когда у "низов" общества преобладает рабская психология. Если бы раболепия не было, то люди отстаивали бы свои права, а это, в свою очередь дало бы толчок к развитию производственных отношений. Грубый, низко-производительный труд выполняют люди неразвитые и у таких людей потребность в настоящей красоте практически отсутствует. Итак, общество низкой культуры и ее отсутствия. Низы не могут развиваться в силу отсутствия на это денег, отсутствия свободного времени. Но, простые люди (из низов общества) и не хотят жить в настоящей красоте, если бы у людей было желание, то они нашли бы способ самовыражения. Итак, грубые люди на грубой, физической работе не имеют желания самореализовываться и создавать если не высокохудожественные, то просто красивые вещи. Но в этом обществе, в этом государстве есть богатые, которые такие возможности к самореализации имеют. Но, при существующем способе производственных отношений бедные и богатые думают одинаково, и богатые в таком обществе не занимаются развитием личных качеств. Богатые играют в гольф, ездят на лошадях и у них, так же, как и у бедных, нет потребности самореализоваться.
  Этот закон имеет и другую силу. В обществе с низкой степенью эксплуатации наемных работников, и, соответственно, в обществе более свободном, есть предпосылки для самореализации личности, поэтому передовые идеи рождаются в более свободных обществах.
  Например, первый на планете фильм ужасов, "Фантомас" появился в самой свободной стране, во Франции. Конечно, сейчас этот фильм выглядит наивным и смешным, но этот фильм был первый! из подобного жанра. И в наши дни ситуация начинает меняться именно в силу того, что относительная доля грубого физического труда постоянно сокращается, но мышление людей перестраивается очень медленно. 50 лет человечество летает в космос, люди научились пересаживать органы, но не научились по настоящему уважать друг друга, не научились тому, что все люди - равны. Если бы все люди во всем мире работали над своим развитием, то на Земном Шаре вообще не было бы преступности. Чем более человек развит, тем меньше вероятность того, что он совершит преступление. Поэтому я ставлю знак равенства между безвкусицей, отсутствием эстетического вкуса и безнравственностью. Безнравственность это еще не преступление, но это - подготовка и основа любого преступления. Ну и что же, есть органы, которые борются с преступностью. Во-первых, преступность была всегда, к тому же есть страны, где преступности почти нет, скажет мне читатель. После того, как фашисты Бельгии убивали меня в Брюсселе, отвечу на такое возражение. Должен ли каждый человек бороться со злом? Мой ответ однозначен - Да! Приведу свою собственную цитату: "Зло потому и существует, что с ним не борются". И, для подтверждения представлю ряд исторических примеров - доказательств. Сначала о Германии, где правосознание граждан настолько высоко (в том числе по отношению к другим странам), что граждане Германии не только сами не нарушают законов, но и конкретными действиями препятствуют тому, что бы закон нарушали другие. Немцы "видят" незаконные действия и принимают меры, что бы преступлений не было. С горькой иронией можно описывать "незамечание" преступлений рядовыми гражданами других стран. Каждый, читающий эти строки, уважает себя за любые свои действия (почему это происходит, описывается в другой статье), что бы не случалось вокруг. Для таких людей, которые себя уважают, и при этом - молчат, приведу другой исторический пример в поддержку своей позиции, что бороться со злом - надо! В Германии во времена правления Адольфа Гитлера немцы не только не протестовали против военных действий, но сами шли убивать других. И в этой, самой кровопролитной за всю историю человечества войне, виноват каждый немец.
  Если бы каждый из них сказал "Нет", как говорят "нет" войне сейчас, то войны бы не было. И даже в то время, в 20 веке были передовые страны, жители которых сумели отказаться от участия в бойне - Швеция, Швейцария. Если все скажут, что король голый, если все черное назовут черным, то общество автоматически будет очищаться. Но в жизни этого не происходит. Вернемся к борьбе высокохудожественных произведений против безнравственности и безвкусицы. Ведь как раз высокохудожественная культура и борется с человеческой грязью, которую в современном обществе лицемерно возвели в "естественную норму"! Сейчас безвкусица очень часто выставляется на самое видное место. Например, конкретные архитектурные строения города Вильнюса. Наряду с красивой архитектурой в Вильнюсе стоят безобразные и кривые высотки. Ну ладно бы одна, а то уже десяток (и, кстати, по этому поводу уже есть резолюция ведущих архитекторов Европы). Насаждая безвкусицу и уродливость (в угоду якобы оригинальности) оправдывают тем самым безнравственность. Люди забыли, что симметрия - признак красоты.
  Это - не просто безвкусица, это замена одних духовных ценностей - другими, и, как следствие, оправдание любого преступления. Как я уже говорил ранее, между безнравственностью и преступлением нет границ. А отсутствие эстетического вкуса - родная сестра безнравственности.
  Может быть это мнение и ошибочное, но возможно именно из-за этих кривых зданий Вильнюса будет совершено на 5 - 10 преступлений больше. Конечно, не одни уродливые здания Вильнюса создают почву для безнравственного равнодушия. Основа преступлений это то, что люди не только с ними не борются, но их "не замечают". Ведь подавляющее большинство людей проходит мимо преступлений, даже если сами и не совершают ничего криминального. Главное, что бы "внешне все было прилично" - знакомый лозунг всех людей. Пускай ночью кто-то убивает и грабит, главное, что бы днем он был прилично одет, тогда вроде бы и преступления нет.
  Естественно, все бороться с человеческой "грязью" не будут, но хотя бы часть людей, пускай не бороться, а хотя бы осуждать - ведь это уже путь к очищению и человека и о общества в целом. А в жизни, как я уж констатировал, пороки управляют большинством равнодушных людей. Приведу пример из жизни, когда, ранее близкий мне человек, совершил преступление. Но, все по порядку:
  Я один раз был женат (сейчас оформлен развод) и супруга внешне - полностью положительная женщина. Она не употребляет спиртного, никогда не курила, не вступает в беспорядочные половые связи, за всю ее жизнь, скорее всего, у нее было только двое мужчин, я и ее новый друг. Она - хорошо готовит, сама чистоплотная и всегда поддерживает чистоту в доме. Полностью ведет домашнее хозяйство, воспитывает сына. Это - обычная, положительная русская женщина, до сих пор ко мне неравнодушная. И вот эта полностью положительная, по современным меркам, женщина, для того, что бы мне отомстить, украла адресованные мне письма из Бельгии. Если бы она передала эти письма, то моя судьба полностью была бы другой. Месть бывшей супруги прошла блестяще, и в моей жизни добавилось несколько лет жестоких страданий.
  Описывая этот неблаговидный поступок супруги, кражу писем, можно добавить, что я, при разводе, не стал разменивать трехкомнатную квартиру, и оставил принадлежащую мне комнату - бывшей семье. И вот благодарность. Причем общаясь ранее с супругой, я спрашивал ее: "Тебе будет хорошо, если мне будет плохо?", на этот вопрос она ничего не отвечала и продолжала все делать по своему. Естественно, бывшая супруга кражу принадлежащих мне писем не считает преступлением, более того, отдать и подарить ей комнату я был обязан!, хотя при разводе 98 % мужчин принадлежащую им собственность забирают себе.
  Этот грустный пример приведен для того, что бы показать, что границы между отсутствием эстетического вкуса (в театр бывшая супруга никогда не ходила и, как и у всех, книжки классиков стоят у нее в шкафу для красоты), и преступлением - нет. Бывшая супруга, при всех своих положительных чертах характера развитием своего эстетического вкуса не занимается, лишь в далекой юности плела макраме.
  Один или несколько частных примеров не являются показателями существующих общественных отношений. Можно вспомнить, что какой то знакомый с отсутствием развитого эстетического вкуса, постоянно делает добрые дела по отношению к другим людям. Пускай описанное, как пример, преступление бывшей супруги будет просто показательной эмоциональной вставкой. Возвращаясь к проблемам мирового уровня следует отметить, что, не смотря на все отступления, все человечество движется вперед.
  При этом движении более явственно выступают на белом, черные пятна аморальных поступков и асоциального мышления людей. Нужно ли заботиться о моральных устоях общества? Безусловно, необходимо.
  Пошлое бескультурье развращает и без того развращенные умы людей и люди превращаются в биороботов "а мне до этого какое дело", - становится лозунгом большинства. Бескультурье и безвкусица оставляет свой след, они отравляют чистую душу человека и пороки в обществе становятся нормой.
  Если мы безнравственность объявим нравственностью, то мы тем самым, открываем все шлюзы пороку. Возьмите то, что раньше сам народ осуждал женский разврат, сейчас равнодушно проходят мимо, не подросткового, а детского! разврата. Приведу высказывание неравнодушного человека - Жана Жака Руссо по поводу моральных устоев общества. Его взгляд по поводу вредности устройства в Женеве театра - консервативен, но его выводы в статье по поводу этого (Нужен ли театр в Женеве) - абсолютно правильны и верны. Отстаивая чистоту общественной морали, Жан Жак Руссо говорит, что "дух" вседозволенности приведет к тому, что делами государства будет управлять кокотка. Предположения великого философа и мыслителя полностью подтвердились историей. Высокохудожественные исторические произведения ярко и красочно описали, какое влияние на дела государства оказывали любовницы и любовники королей и королев. Для примера достаточно взять российского старца Григория Распутина, который отменил российский закон о мобилизации, потому что его сын подходил под этот возраст. Возьмите к примеру современные книги. Идя навстречу читателям, модные писатели, не просто опускаются до уровня толпы, но речи персонажей в их книгах - это народный сленг. И ведь такое - продают! И кто-то же даже издает. Жалко таких писателей, у которых не хватает интеллекта выразить свою мысль в достойной форме. Почитайте У.Шекспира. О самых грубых и низменных действиях он пишет литературными словами.
  Возьмите молодежный сленг, словарь Эллочки Людоедовой. Режет слух слово "гламур" - ретушированная фотография, но в современном языке это слово употребляется в совершенно другом значении, подразумевая: "модный", "современный", и "передовой". Просматривая материалы в интернете, я наткнулся на рассказ, где описывалась первая брачная ночь. Сейчас, без открытого Фрейдом секса, не обходится ни один фильм, ни одна книга. И в книгах и в фильмах все этим занимаются по 5 - 10 раз. Секс - это главное в жизни человека почти для всех, но не для меня. Я - не импотент и человек достаточно эмоциональный, что бы получать от секса удовольствие, но считаю выделение секса на первое, главное место в жизни просто скудоумием. А если, например, в 70 лет секса нет, то жизнь потеряла смысл и надо ложиться в гроб? Даже нет желания спорить с такими примитивными созданиями, которые воспринимают только чувственные удовольствия, и рассказывать им, насколько красочен и многообразен окружающий человека мир. Возьмите ориентированность современных молодых людей на суперменов! Не на добрых сказочных героев, не на Зорро, а на "крутых" "блогбастеров" с "супер" оружием. При современных технических возможностях доступа к любым художественным произведениям востребовано что?, правильно однодневный ширпотреб.
  В современном обществе востребованы эротика, сцены насилия, "хэппи-энд", - продукция примитивная, над которой думать совсем не надо. В качестве примера можно привести кинопродукцию, способы показа драки. Почти во всех современных фильмах во время драки, для большего возбуждения зрителей, играет веселая музыка. Ведь бить и калечить человека - это весело!
  Другой пример - распространенность боевиков, где полностью отсутствует смысл, зато все подряд со всеми дерутся.
  Это очень хорошо, что у современной молодежи появилось больше свободного времени (свободное время - богатство человека). Как используют его молодые люди - правильно, идут пить пиво.
  Конечно же, не все плохо, есть много положительного, но, к сожалению, в современном мире "массовая" культура неизбежно опустилась до уровня толпы и люди все больше отдают дань внешним приличиям, забывая о внутреннем, человеческом содержании. В наши дни бескультурье все более становится нормой, возросло равнодушие людей, себялюбие захлестнуло людей в большинстве стран. По этому поводу можно привести, довольно точно передающее смысл, образное сравнение: представим, в институт благородных девиц пустили проститутку и сказали, что взгляды проститутки - норма и пускай все девушки занимаются развратом, это же весело.
  И здесь читатель, скорее всего возразит, что это - перегиб, ведь еще Плутарх 2000 лет назад критиковал молодежь. Но в современном мире, в 21 веке, безвкусица и безнравственность захлестнули мир. Поставленные в этой статье проблемы надо решать, потому что на сегодняшний день почти никто этим не занимается и положение день ото дня, по ряду вопросов, лишь ухудшается. К сожалению в современном мире, и в цивилизованных странах, почти все главным успехом в жизни считают деньги. Для большинства лишь деньги имеют значение? Но посмотрите на денежную купюру, которой вы поклоняетесь. Она - грязная, на ней слезы и кровь.
  Подведу некоторые итоги критики общественной безнравственности. В современном обществе много позитивного и создается много новых, высокохудожественных произведений, объективно отражающих окружающий мир. Возьмите те же книгу и фильм "Гарри Поттер", или психологический фильм "Эксвилибрим", где хорошо показано противостояние истинной красоты против диктаторского режима. Прогресс и цивилизация идет вперед и, не смотря на некоторые отступления, общество на Земном Шаре становится более гуманным, более цивилизованным. Возьмите пример Европы без границ. Общественное сознание доросло до того, что убивать на войне - плохо. Но проблемы не только остались, на сегодняшний день проблем еще очень много, и, самое главное, некоторые проблемы практически никто не пытается решить. Молодежи принадлежит будущее. И как раз в молодежной среде ряд проблем обозначились особенно остро.
  Можно назвать такие процессы безкультурия "временной болезнью роста". Но проблема в том, что сейчас все подряд черное называют "белым" и, к сожалению, такая безнравственность и безвкусица (это практически одно и то же) заполоняют жизнь, все более появляется песен, картин, книг, где не только нет красоты и художественного содержания, такие изделия вообще вредны для публики. А именно этот бездушный ширпотреб и возносится как нечто передовое, модное и современное.
  Тема морали - очень обширна и критиковать существующие в обществе недостатки можно очень долго. Я показал взгляд на мораль, отличный от общепринятого. Может быть после этой статьи, другой критики, люди более трезво посмотрят на то, что является красивым, что нет, и меньше будут выставлять потертые дырки напоказ (современная мода), и не будут пустую, ничего не содержащую нелепицу считать чем то передовым и современным.
  
  
  Сергей Кузьминых (Kuzminych Sergei)
  
  Вы можете ознакомиться с другими работами автора в разделах: психология; философия; политика; сатира; сказки; сценарии.
  
  E.m: kuzminychs@yahoo.com
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"