Друзья мои, я, как всегда, безмерно рада новой встрече!И есть,что обсудить.А наша Муза,в вычурном фартучке, уже приготовила полупрозрачные, тончайшего фарфора, аристократичные чайные чашки, с изящным Мейсенским букетом, в центре которого утончённый перистый тюльпан,потому, что предметом обсуждения сегодня будет сама эстетичная элегантность!Итак, в нашей среде прозвучало мнение, что Бальмонт такая же "выскочка", как Северянин. Имелось в виду бальмонтовское: "Я- изысканность русской медлительной речи" и северянинское: "Я - гений, Игорь Северянин". Давайте разбираться. Когда я думаю о творчестве последнего, у меня возникает перед внутренним взором такая,почти кустодиевская, картина: многолюдная разномастная дореволюционная площадь, на ней шатёр циркового балаганчика, над входом которого помост, с него Петрушка, в яркой лоскутной одежде, зазывает любопытных зевак, выкрикивая смешные потешки. А рядом стоит Игорь Северянин и читает с трагическими завываниями свои "громкокипящие поэзы".Лестница.Мы уже научились различать работы дяди Васи и дяди Пети,известных матрёшечников из Сергиева Посада,отличать их "лица" от "лиц",из-под кисти Леонардо да Винчи(уж простите мне эту шуточку!). Лестница, каждого поэта можно поставить на какую-то ступеньку. Вот что пишет Бальмонт во "Вселенском стихе":
"Я руку протянул во мгле ночной
И ощутил не стены кельи тесной,
А некий мир, огромный, безмятежный,
Горит мой разум в уровень с Луной."
Стихи Бальмонта умные и глубокие, и очень "вкусные", порой, как шоколадные трюфели, которые тают во рту. Потому, что это великий русский поэт, который в совершенстве овладел техникой стихосложения.Он решительно понимал,что поэзия-это искусство гармонии с её равновесием всех элементов. Его произведения философичны. Давайте сегодня поразмышляем в пределах горизонта его сознания. Как червяк не может понять, каким образом мы решаем логические задачки, так и у нас в голове нет инструмента, дающего возможность представить, что Слово ("Вначале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог") тождественно понятию Сын Божий и вочеловечившемуся Иисусу Христу, который говорит: "Я - Путь", имея в виду - к Богу Отцу. Куда направлен вектор этого Пути? Конечно- вверх. И мы понимаем, что это гигантская Лестница, Путь с "остановками": "Святые", "Ангелы" и т.д.( В моём романе "Истории господина Майонезова" есть рассуждения о "живой лестнице" во сне поэта Майонезова). И все мы рождаемся на разных ступенях этой Лестницы. Какие показатели? Я думаю: интеллект, нравственность и творческие способности. Мы не приклеены к своей ступени, то есть, можем лезть вверх, а можем падать, как падал Адам по ступенькам: бряк-бряк. Он не был первоначально обычным человеком, он "одевался в ризы света", то есть у Бога - световая природа, у нас - молекулярная, а у Адама была - молекулярно-световая, что давало ему возможность прямого общения с Богом.А после падения ему пришлось одеваться в шкуры животных( в одной старой русской православной церкви я с удивлением увидела на иконе святого в одежде первобытных людей,это был сын Адама -Авель). Какое отношение сие имеет к щеголеватому Бальмонту? Сейчас объясню. Мы с вами условились, что существуют: мир видимый и мир невидимый (у правополушарных есть инструмент в сознании для понимания этого факта, а вот левополушарным - туго). Поэзия - очень мистичное искусство, стихосложение теснейшим образом связано с миром невидимым. Я говорю о поэтах,понимающих,что поэзия-это высочайшее искусство, а не о гигантской армии рифмоплётов, которые пишут об одном и одними словами. Вы скажете, пусть лучше пишут, чем пьют в подъезде. Нет, друзья мои, их творческий уровень слишком низок, а амбиции слишком высоки, поэтому негативные сущности мира невидимого очень быстро возьмут под контроль этих рифмовальщиков, и чтобы хоть что-то написать: "апрель-капель-трель-почки-листочки-цветочки", они будут напиваться отчаянно, возбуждаемые из мира невидимого,и считать алкоголь частью ,необходимой частью, своего "высокого" творчества.
Друзья мои, я сейчас читаю Максимилиана Волошина "Путник по вселенным", в главе "Алексей Ремизов" он пишет: "Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка. Слова от употребления устают, теряют свою заклинательную силу. Тогда необходимо обновить язык, взять часть от древних сокровищ, скрытых в тайниках языка, и бросить их в литературу". Для кого он это пишет? - Для нас, любящих поэзию и занимающихся ею серьёзно. Кстати, он в этой книге даёт портрет Бальмонта: "Бальмонт со своим благородным черепом, с резким лицом, которое всё - устремленье и страсть, на котором его зелёные глаза кажутся тёмными, как дырки, среди тёмных бровей и ресниц, с его нервной и жестокой челюстью Иоанна Грозного, заострённой в тонкую рыжую бородку". Я думаю, Волошин его немного демонизирует. Возвращаемся к нашей живой Лестнице. Итак, на одной из её ступеней находится Царство сказочного творчества, наполненное чудесными образами и удивительными персонажами, музыкальными строчками и свежими рифмами,всякой всячиной,столь родной поэтам. Пушкин называет это сказочное пространство "Лукоморьем". И немногие поэты в нашей русской поэзии имели туда вход. Так вот, Бальмонт был одним из завсегдатаев Лукоморья.Он и днём,и ночью трансформировал творческую энергию из Лукоморья. Он ощущал себя, как некую Природность : он - ветер, он - Солнце, он - ручеёк. И образ лестницы у него не случаен:
"Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасшего дня,
Я на башню входил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли"
Какие восхитительные повторы,словно сами ступени поют!
Друзья мои, здесь он описывает свой диалектический подъём, в ходе которого его Природность сливается со Словом, и он уже не ручеёк, не ветер,не Солнце, он - изысканный стих:
"Вечно - юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих."
Представьте, как этот зеленоглазый пижон, в чёрной, мягкой, велюровой шляпе, произносит: "Я - изысканность Русской медлительной речи"! Поэт, настоящий поэт! И обратите внимание, он не описывает нигде, как "набухался", "наквасился", "наклюкался", "накидался" - а ведь был опыт. Но зачем смаковать свои слабости и быть дурным примером для молодых?
Я слышу неуверенный вопрос: "Но ведь Бога никто и никогда не видел?" - Да, друзья мои, потому что прямой контакт с Ним для нас не безопасен, потому что мы не обладаем молекулярно-световой природой, как первозданный Адам. Но мы развиваемся в коллективной, общепланетарной культуре,её опыт нам не чужд. Почему все её великие учёные верили в Бога, считая, что вся Вселенная - это воплощённая логика? А логика - не присуща слепой природе, она присуща только высокоразвитой Личности. У Бальмонта не было упрёков к Богу, но были вопросы, вызванные непониманием определённых граней и особенностей нашего мира:
"Велик Ты, Господи, но мир Твой неприветен,
Как всё великое он нем" ("Зачем?")
Я думаю, что Бальмонт, познавший законы и принципы поэзии и веры, сейчас в более приветливом месте, где ответы на все наши вопросы растут, как наливные яблочки, на деревьях. А нам остаётся только сказать: "Благодарим тебя, Господи, за то, что ты дал нам 10 заповедей поведения на волшебной живой Лестнице!"