Ладик Александр Александрович: другие произведения.

Грааль. Происхождение понятия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое Грааль? Что означает это понятие? Откуда пришло и когда возникло? Где его искать? Кто первый упомянул о Граале? Хотя слово "Грааль" на слуху и даже обретает всё большую известность, при этом мало кто знает, что же это на самом деле. Статьям о Граале, растиражированным во всемирной сети, всё ещё не достаёт необходимой ясности и объективности в исследовании. Автор предлагает свою статью как итог длительной работы, подготовленной им для "Энциклопедии Современной Украины".


ГРААЛЬ.
Происхождение понятия *



   Грааль (Граль -- из франц. Graal, нем. Gral), Святой или Священный Грааль, Чаша Грааля.
  
   Впервые упоминается в письменных памятниках западно-европейской литературы с XII в.
  Чаще всего "Грааль" связывают с таинственным, священным сосудом, чашей, олицетворяющей источник высшей силы и бессмертия.
   Этимология достоверно неизвестна. Многие исследователи гипотетически связывают происхождение слова "Грааль" с греческими Crater, Cratalis (большой сосуд для смешения вина с водой), что, как предполагают, могло через латинское Gradalis ("сосуд") позднее трансформироваться в Gral. Также "Грааль" этимологически можно связать с лат. Gradatio (градация -- "ступень", "степень" -- последовательность, обычно нарастающая постепенность в расположении чего-либо, при переходе от одного к другому, пошаговое деление, ступенчатость).
   Большинство исследователей сходятся во мнении, что понятие "Грааль" пришло Европу в период крестовых походов из Палестины через Египет и Испанию во Францию и затем в Германию. С тех пор "Грааль" или "Священный Грааль" предстаёт как чаша, камень, копьё или даже кровь и абсолютная идея.
   В наши дни понятие "Грааль" стало нарицательным и обрело философский смысл. Его употребляют как в литературе, так и в устной речи для передачи особого акцента на высшем смысле, глубинной сути описываемого, подразумевая вершину духовного пути, недостижимый и желанный венец трудов и исканий. "Искать Святой Грааль" -- стремиться к высшей, сокровенной цели. "Найти Святой Грааль" -- отыскать идеал, предмет мечтаний.
   Образ священной чаши как источника жизни, силы, бессмертия и высшей мудрости в многообразных формах отразился в мифах разных народов. Из дошедших к нам отголосков древних преданий культ благодатной чаши присутствует во многих легендах и в качестве источника жизненной энергии и мудрости видоизменяется в разные времена как священный котёл у кельтов, "рог изобилия" древних греков или "философский камень" алхимиков. В христианской церкви именно чаша является центральным предметом в обряде Причастия, и, к примеру, на известной иконе А.Рублёва "Троица" чаша -- центр сюжета.
   Впервые Грааль упоминается в неоконченной поэме французского придворного поэта Кретьена де Труа (Chretien de Troyes) "Perseval le Gallois, ou le conte du Graal" ("Персеваль из Уэльса или сказание о Граале", ок.1180). В этом поэтическом рыцарском романе Грааль выступает как лучащаяся священная чаша, источающая силу, питающая и дарящая бессмертие.
   В то же время Робер де Борон (Robert de Boron), французский поэт и рыцарь-крестоносец, по некоторым сведениям участвовавший в IV-м Крестовом походе на Константинополь, создаёт стихотворный роман-трилогию "Estoire dou Graal" ("История Грааля"), 1-я сохранившаяся часть которой названа "Joseph d'Arimathie" ("Иосиф Аримафейский", ок. 1200). Робер де Борон описывает Грааль как чашу Тайной Вечери Иисуса Христа, в которую после его распятия Иосиф Аримафейский собрал капли крови Иисуса перед погребением тела. Здесь наряду с Граалем возникает также копьё, которым римский сотник пронзил бок распятого Иисуса (приобретшее известность как "копьё судьбы", "копьё всевластия" или "святое копьё"). Эта версия получила наибольшее распространение в толковании Грааля, приобретя христианскую направленность.
   Робер де Борон (также, как ранее Кретьен де Труа) решил связать Грааль с кельтскими легендами о короле Артуре. Получившие широкое хождение ко времени крестовых походов рыцарские романы многое позаимствовали у кельтских мифов, сказаний о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Поэтому упоминания о Граале были отождествлены с рыцарями короля Артура. Придворные романы о героях-рыцарях и знатных дамах нуждались в глубокой сюжетной линии, а приобретавшая популярность тема Грааля становилась для них стержнем повествования и предметом высоких устремлений героев романа.
   Привезённые из крестовых походов вновь открытые христианские реликвии и утратившие историческую достоверность устные предания тесно переплетались с придворными рыцарскими романами, что отразилось в многообразных вариациях на тему Грааля.
   Центральной фигурой известных поэтических творений о Граале выступает герой-искатель, простак Парсифаль, который, пройдя путь взросления и испытаний, возглавляет рыцарство и становится хранителем и царём Грааля.
   Немецкий поэт Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) подхватывает тему Грааля в произведении "Parzival" ("Парцифаль", между 1197 и 1210 гг.). Он описывает Грааль как обладающий чудесной силой камень, принесённый на Землю ангелами. Вольфрам фон Эшенбах связал Грааль с "философским камнем" алхимиков, придав ему христианские черты. Таким образом, он не отождествлял Грааль с чашей Последней Трапезы Христа, хотя она приобретала всё большую известность в этом качестве.
   Существует мнение, подтверждаемое деталями романа "Парцифаль", что Вольфрам фон Эшенбах принадлежал к ордену тамплиеров. Пьер Понсойе (Pierre Ponsoye) в своей книге "L'Islam e il Graal" ("Ислам и Грааль", Париж, 1958) отмечает, что Вольфрам фон Эшенбах, будучи членом ордена тамплиеров, воспринял от них тайное знание о Граале.
   Грааль связывают с рыцарским орденом тамплиеров, который приобрёл особенное могущество и влияние в XII-XIII вв. Предание приписывает тамплиерам культ Чаши Грааля. Христианский рыцарский орден тамплиеров был основан в 1119 г. для охраны Гроба Господня в Иерусалиме, а также для защиты путешествующих христиан. В 1307 г. французский король и католическая церковь во главе с папой уничтожили орден как потенциальных конкурентов своей власти. Тамплиеры, благодаря активной деятельности на Востоке, могли отыскать и многие священные для христиан реликвии, такие как погребальный саван Иисуса Христа (Плащаница), и возможно, что они могли владеть и чашей, которую считали чашей Иисуса с Тайной Вечери.
   По неподтвержденным сведениям упоминание о Чаше Грааля встречается в связи с религиозным движением катаров на юге Франции, приверженцев которого как еретиков также уничтожила церковь. В связи с этим упоминается замок Монсегюр, разрушенный в 1244 г., откуда последние защитники якобы вынесли священный Грааль в неизвестное место.
   В последующем Грааль вновь встречается в художественных и литературных произведениях. Дальнейшее упоминание о Граале снова возникло в произведении Томаса Мэлори (Thomas Malory) "Le morte D'Arthur" ("Смерть Артура", 1485), первого из известных прозаических романов английской литературы, где тема Грааля, заимствованная из французских эпосов, чередуется с рыцарями короля Артура и многочисленными кельтскими мифами. "Смерть Артура" Т.Мэлори имела сильное влияние на англоязычную и европейскую культуру позднейшего времени, что привело в конце XIX в. к возникновению так называемого "артуровского возрождения". Так поэма англ. поэта А.Теннисона (Alfred Tennyson) "Idylls of the King" ("Королевские идиллии", 1859) послужила почвой для создания целой плеяды приверженцев идей легендарного рыцарства в литературе и искусстве. Не утрачивая привлекательности, Грааль то тут, то там возникает также во многих прозаических произведениях XX в. Совсем неожиданно тема Грааля как "Образ Совершенства" возникает в романе А.Солженицына "В круге первом" (1958).
   В наши дни Д.Браун в своём нашумевшем романе "The Da Vinci Code" ("Код да Винчи", 2003) связывает Грааль с кровью потомков якобы самого Иисуса Христа. На фоне "Грааля" культивируется Мария Магдалина как символ "королевской крови". Однако Браун лишь описывает давние версии и трактовки понятия "Грааль" как "королевская кровь", основанные на попытках найти этимологию слова. По-испански "Грааль" традиционно пишется как "Grial". Полагают, что он восходит к стар.-франц. "Greal". Откуда делают выводы, что франц. "Saint Graal" - "Святой Грааль" (по-испански "Santo Grial" -- от "San Greal") есть якобы неверно написанное испанское "SanG Real" или "sangre real" -- что дословно означает "кровь королевская". Эта версия в Средние века неофициально поддерживалась французскими и испанскими королями, которым льстило мнимое "родство" с Иисусом. Вероятно, они сами и способствовали этой трактовке.
   Отдельно следует отметить особенный всплеск пристального внимания к теме Грааля начиная со второй половины XIX в., который придали этой теме сочинения прославленного немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883). Композитор, писавший также и либретто к своим оперным произведениям, взяв за основу легенды о Граале и основательно их переработав, вдохнул в них новую жизнь. Впервые Вагнер рассказывает о Граале устами рыцаря Лоэнгрина из одноимённой оперы (1848). Завершающее творение композитора, которое он задумывал много лет, полностью посвящено Граалю -- оперное произведение "Parsifal" ("Парсифаль", 1882), которое Вагнер назвал торжественной сценической мистерией, ставшее вершиной творчества композитора, итогом его философских исканий и духовных устремлений. У Вагнера тема Грааля обретает высокое духовно-философское и религиозное осмысление, где благодаря Граалю осуществляется христианская идея спасения, избавления мира от зла и греха через избранного Искупителя. Священной Чаше Грааля как источнику Божьей Силы вместе с легендарным святым копьём и Парсифалю как царю Грааля композитор отводит ключевое место. У Вагнера служение Граалю -- это приобщение к наивысшему истоку, открыться которому могут только чистые душой. В торжественных сценах "мистерии Грааля" в вагнеровском "Парсифале" христианское Причастие приобретает завершённость религиозного смысла в связи с Чашей Грааля как источника благодатной Божьей Силы.
   С конца XIX в. идея Грааля развивалась и расширялась, сохранив ореол таинственности и неразгаданности, но уже не укладываясь в традиционных пределах художественно-эстетических воззрений.
   Понятие "Грааль" выходит за все прежние религиозно-философские рамки и обретает новое, законченное и исчерпывающее объяснение в произведении О.Э.Бернхардта (1875-1941, псевд. - Абд-ру-шин) "Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft"/Abd-ru-shin ("В Свете Истины. Послание Грааля", 1923-1937), в котором автор придаёт ему новое толкование и смысл как исходной точки первичных излучений из Божественной сферы, Истока Вселенной, с его постепенным, ритмичным и структурным формированием. Потому и целостное знание о Мироздании может быть дано только через высшее Послание или сверхземное Откровение.
   Таким образом, в созвучии с легендой, Святой Грааль обретает смысл как Исток всего Творения, что ежегодно обновляется первозданной силой, благодаря чему происходит необходимый приток энергии для непрерывного бытия и импульс для развития и становления всего Мироздания.


Киев. (C) Александр Ладик.


_____________________________________________________________________________________________________________
*(Полный вариант статьи для "Энциклопедии Современной Украины". Том 7. 2008. Нац. Академия Наук Украины)
_____________________________________________________________________________________________________________



Сцена Мистерии Грааля из оперы Р.Вагнера

(Сцена Мистерии Грааля из "Парсифаля" Р.Вагнера в постановке Г. фон Караяна).

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com  
  Т.Сергей "Дримеры 2 - Наследие падших" (ЛитРПГ) | | A.Opsokopolos "В ярости (в шоке-2)" (ЛитРПГ) | | Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих" (ЛитРПГ) | | Д.Игнис "Безудержный ураган 2" (Постапокалипсис) | | Р.Волкова "Забери меня в сказку..." (Любовное фэнтези) | | А.Синецкий "Покупательская способность" (Научная фантастика) | | В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа" (Боевик) | | М.Лунёва "К тебе через Туманы" (Любовное фэнтези) | | Д.Гримм "Ареал X" (Антиутопия) | | Д.Айгелено "Девять кругов Ирромира" (Боевое фэнтези) | |

Хиты на ProdaMan.ru Аромат страсти. Кароль Елена / Эль СаннаТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Помни обо мне. Софья ПодольскаяЛили. Сезон первый. Анна ОрловаВерные Клятве. Милана ШтормПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаОфисные записки. КьязаКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаСекс на пластмассовой траве. Лев БлокОсвободительный поход. Александр Михайловский
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"