Аннотация: Игры в определяющие слова. Результат учебы.
Смех заключает в себе разрушительное и созидательное начала одновременно.
(Д.С.Лихачёв, А.М.Панченко, Н.В.Понырко)
Тема 5. Психофизиология и психическое отражение.
Заглянув в Интернете в Большую Советскую Энциклопедию, я выудил определений почти на две страницы, включая список литературы, что ж, давайте попробуем разобраться в них.
Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.
Честно говоря, я не был готов к такому философскому подходу так сразу, я ожидал увидеть следующее: возвращение волны при ее встрече с границей раздела двух сред. Но след от ноги на песке ведь тоже можно назвать отражением. Моё бытовое понимание отражения, оказалось, можно отнести только к звуковой и световой волне. Далее, опуская не трогающее меня, я нашёл: Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. То есть, то, что я считал взаимодействием предметов как материальных систем называется взаимоотражением. Деформация, изменения, влияние чего-то на что-то, химические реакции, физиологические процессы - всё это классифицируют как отражения. И даже более того - ориентировка в пространстве живых существ, их способность адаптироваться, в том числе и с помощью условных рефлексов, тоже является отражением отношения вещей.
То, что организм отражает с помощью условных рефлексов некое ощущение реальности, мне и сейчас кажется не совсем адекватным определением, так как организм всё-таки перерабатывает поступающий сигнал под тем или иным углом физиологических реакций и выдаёт иногда разный ответ на один и тот же стимул. Но если считать, что в одну и ту же реку нельзя зайти дважды и изменение цвета лакмусовой бумажки отражает свойство раствора, в который её опустили, то делать нечего, следует признать, что это отражение. Потому как предположительно мы можем разобрать самое сложное действие или бездействие на сигнал, на самые примитивные составляющие, включая следы памяти до уровня реакции лакмусовой бумажки. Ну и, в конце концов, можно смириться с уже произошедшим и сказать самому себе: "Это "занятый" научно-философский термин, и все ученые договорились трактовать его так, со мной не посоветовавшись, так как я к моменту "занятия" и обсуждения этого термина ещё не родился".
Далее я прочёл: Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - О. воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Раздражимость - допсихическая форма О., выступающая как средство регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии О. связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства - чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики животных. Формирование органов чувств и взаимной координации их действий привело к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств - способности к восприятию. Животные не только дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Это элементарное мышление, достигающее своего наиболее высокого уровня у человекообразных обезьян и дельфинов. Почему-то в этом определении до следующего абзаца человек не был упомянут, и исходя из списка авторов в конце статьи я предположил, что это трактовка отражения Павловым.
Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы О. в виде сознания и самосознания. О. человеком действительности отличается от О. её животными как способом, так и предметом О., стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для О., свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путём формирования гипотезы и её проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.
Получается так, что любой предмет это суть отражений всех сил, которое он на себе когда-либо испытывал. Мы отражаем в себе самых далёких предков до амёбы и минерала, что там говорить - и далее. Вот так категория обобщения! Наши фантазии - это мир зазеркалья, где блуждает "тьма" (как числительное) отражений, переливаясь и искажая друг друга. То, что в человеке Отражение - нечто идеальное, как-то я сомневаюсь - мы можем просто не знать более лучшего. Да и явно наш мозг не идеальное гладкое зеркало, а с извилинами. Мозг - это царство кривых зеркал, и как раз такая наука как психофизиология это доказывает. Рубинштейн, конечно, авторитет, но с его характеристикой идеальное отражение я не согласен. Можно хотя бы взять пример из нашей практики по оценке веса шаров разной величины - чем больше разница в величине, тем более может произойти субъективная оценка в разности веса - объективно кривое зеркало.
Но оказывается, есть критики такого обобщения термина Отражение, такие как А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др., которые утверждают, что теория О. ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагают заменить категорию О. понятием практики. Далее идёт ссылка на Ленина с некоей тавтологией периода советской власти.
Как заменить термин Отражение словом Практика, я пока не додумался, надо смотреть источники. Но давайте поиграем словами, на том уровне знаний какие есть, отражая, так сказать, накопленное в будущее. Но предварительно посмотрим на последний абзац данной разбираемой статьи. Принцип О.- краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие О. входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию* субъективного и объективного идеализма.
Это заключение говорит о небезопасности критики в былые времена этого термина.
ОТ-РА-ЖЕНИЕ - конечно мы помним, что РА с египетских времён бог солнца, тогда отражение это жжение от солнца. Конечно, существенно ничего не меняется. Посмотрим дальше, на югах нашей уже объятной родины говорят не рОдить, а рАдить, рАжать всё это возможно идет от корня радеть (делать, радоваться, стремиться оберегать). Тогда русское слово отражение тянет свои корни от РАЖЕНИЕ (родить-род, родить солнышко). Вот Вам и будущее - мы по определению этого слова отражаемся в наших детях - кто с этим то поспорит. Это в большей степени шутка, а если серьёзно, термин "отражение" имеет два понятия, которые мы часто смешиваем: собственно "отображение" и следствие глагола "отразить" (например атаку, от слова разить - бить, например - "ты меня своим запахом убил").
Если взять последнее понятие боевого действия, то в борьбе за своё существование мы отражаем ту объективную реальность, которую мы воспринимаем.
Итак, итог этого словоблудия: психическое отражение это получение, переработка информации и ответ на неё в пределах субъективного тела.
А психофизиология, по Дж. Хессету, изучает физиологические процессы у человека при различных психических состояниях.
Вывод: психофизиология изучает механизмы и закономерности психического отражения.