Что бы не быть голословным, и хоть чуточку понятым, введем сразу обозначение термина:
Понятие - в логике - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков. Каждое наше слово имеет семантическое "Поле", как совокупность слов, объединяемых смысловыми связями по сходным признакам их лексических значений. Вот эти смысловые связи лексических значений и являются примитивными человеческими понятиями, из которых образуется более сложный понятийный ряд, свойство которого у разных народов, а вернее групп этносов, в данной статье мы разбирать не будем. И узкие противоречивые значения этого термина в "законе" тоже.
Начинать разговор, к сожалению, необходимо с азбучных истин, так как исконные значения понятий у большинства народонаселения, считающего себя образованным или даже интеллигенцией, подзабылись и несут на себе некоторый стереотип псевдоназваности явления, когда термин, обозначающий оное, уже никак не связан со своим исходным значением. Так изменяется язык, например, понятие "халявы", пришедшее в русское терминологическое восприятие из мусульманской веры, где "халяфа" является имуществом неверных, которым можно пользоваться без спросу у истинных хозяев, несло до последнего времени негативный "опускающий" характер овладения, заслуживающий всяческого духовного порицания или халтурной, ни к чему не обязывающей малоинтелектуальной деятельности, сейчас приобрело награждающий, выигрышный оттенок своего лексического значения. Крымских татар, которые так на "халяфу" захватывают семьями земли, а потом перепродают, а всему миру говорят, какие они бедные и нечестно обиженные труженики, обсуждать тоже не будем, для них любой, обладающим тем, что они желают иметь, является без лишних дискуссий неверным, даже если бы он был многими почитаемым (особенно среди их единоверцев) святым пророком Магомедом (так как они под себя изменяют смысл коранных сутр).
Начнём разбор и обсуждение всем известных навязших в зубах терминов.
Демократия с греческого "Демос" - народ, "Кратос" - власть, суть - народодержавие, народовластие или мироуправство: противопоставляется самодержавию, единодержавию, аристократии и боярщине. При демократии власть отправляется всем народом, созванным на народное собрание, на котором издаются законы и избираются должностные лица, где народ доверяет свою власть избираемым им представителям, образующим парламенты или иные органы власти. Проще говоря, при демократии верховная власть принадлежит всему народу. Переходную форму составляют республики, в которых действует право референдума.
У нас есть такое право, граждане России? Если есть, то мы находимся только лишь в переходной форме демократии. Но пойдём дальше - сторонники "демократии" стремятся к тому, чтобы воля народа имела решающее значение в государственном управлении. Демократия - форма государственного устройства, основанная на признании:
- верховенства конституции и законов;
- народовластия и политического плюрализма;
- свободы и равенства граждан;
- неотчуждаемости прав человека.
Формой реализации демократии выступает республиканское правление с разделением властей и развитой системой народного представительства. Наша Российская Федерация в большей степени сейчас республиканская, период, когда наиболее объединяющей республики не было, минул (советский нонсенс, но и сейчас русские, те, которые себя такими считают, реально имеют меньше прав, нежели более малочисленные национальности).
Могу ли я в современной России выбрать депутата или президента и спросить с него как мною выбранного? Многие ответят на этот вопрос утвердительно. А по существу ведь совершенно не так, из за огромности территорий и обилия живущих на ней я не в состоянии знать того или иного претендента и должен доверять пиару, его рекламирующему. Я даже не в состоянии трезво оценить его деятельность, так как до меня доводятся далеко не все сведения о нём. А плюрализм мнений состоит из антиагитации, которой тоже нельзя доверять. Вспомните Шеворднадзе (корень "вор" для него более правильнее) и других "заслуженных" грузинских деятелей в моёй "русской" стране, то, что первый обозначенный продал четверть СССР, я узнал гораздо позднее его деятельности в министерстве, а раньше пели, как много он сделал для нашей необъятной Родины. Я могу лишь смотреть по сторонам и видеть полных людей и жирных котов, которых ещё пять лет назад не было в таком обилии и из этого заключать, что не только я стал жить лучше, во всяком случае, сытнее. На этом основании можно говорить, что народовластия не существует, это всего лишь ширма с нарисованным котлом над камином.
В современном мире демократия считается ведущей формой социальной и политической организации общества, призванной обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства, неотчуждаемые права человека и гражданина. Фактически же происходит совершенно обратное - меньшинство диктует большинству как ему жить, в частности, посредством рекламных акций, и не только на телевидении. Термин "Демагог" заимствованный в конце восемнадцатого века из греческого языка очень точно характеризует это, подразумевая под собой "народного вождя", фактически же - крикуна в толпе - заражающего обывателя своими лозунгами. Бойтесь демонов!
Корень слова "демократия" отличен от славянского понятия "демона" хоть и созвучен даже с английским "даймонд" - бриллиантом. Первоначальное значения "демона" к славянам тоже пришло из греческого как понятие раздающего и разделяющего блага божества, но разные корни в русской традиции слились в одно понимание - искусителей рода человеческого. Можно также указать на то, что народовластие, то есть власть толпы, исключает само понятие закона, что мы находим у американцев - у них в разных штатах разные законы - как толпа на площади когда-то решила, так и получилось. Эти законы у американцев даже не основаны ни на логике, ни на базовых для христианства понятиях морали, где как фундамент нравственности заложены десять Моисеевых заповедей. Для нравственного человека понятия демократии не существует - сиюминутное решение толпы для него ничего не значит, он ориентируется на вечность, на переданные ему из глубокой древности "понятия" правды жизни.
Демократия связана главным образом с республиканской формой правления, но в современных условиях от нее по существу мало отлична конституционная монархия в том виде, как она существует, например, в Великобритании или Испании. Демократические политические режимы неодинаковы, но им присущи общие черты: признание прав человека и гражданина на уровне международных стандартов, верховенство конституции - основного закона страны, принятого Демократическим способом; политический и идеологический плюрализм, многопартийность, свобода деятельности не только правящих, но и оппозиционных партий, не прибегающих к насильственным действиям и к разжиганию социальной, национальной, религиозной розни в обществе.
Считается, что конституция и уголовные и процессуальные законы страны как минимум основаны на понятиях правды жизни, но здесь существует тонкая подмена нравственных устоев, которая уже давно коснулась большинства стран Европы и Запада. То, что не подпадает под уголовный кодекс - разрешено, и таким образом иностранцы, приезжая в Россию и обнаруживая бездействие нашей милиции (то есть наказуещего органа), искренне полагают, что здесь можно всё (за что не следует немедленное наказание), раз не принято звонить в милицию по каждому поводу. То, что у нас боятся служб, которые созданы для защиты народонаселения, это особый разговор, но отмечу, что и следствие и прокуратура вертят "законами" по своим внутренним (для служебного пользования) понятиям - "закон, что дышло - куда повернешь, туда и вышло". Поэтому и говорится - от сумы и тюрьмы не зарекайся. И, как следствие, верховенства конституции и законов, по существу, нет.
Демократия подразумевает поиск согласия, компромиссов и консенсуса; существование соответствующих правовых механизмов для предотвращения возможных социальных конфликтов и, наконец, строгие правовые рамки деятельности государственной власти - ответственность не только граждан перед государством, но и государства перед гражданином. Последнее утверждение, как я уже упоминал, весьма спорно и проблематично для рядового гражданина. Фактически мы выходим на понятие "Права" каждого законного жителя республики.
Право - система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, с помощью которых регулируется поведение людей, закрепляя в качестве обязательных определенный круг общественных взаимовлияний. Но у нас фактически "Право" - это привилегия, льгота, преимущество, прерогатива, монополия.
Имеют полные права, почти на всё, что угодно, реализованные, часто обеспеченные граждане нашей федерации. Если ты еле сводишь концы с концами и полностью зависишь от работодателя, то часто ты не имеешь никакой возможности воспользоваться своими гражданскими правами, ты вне правового поля и часто зависим от чиновничьих людей на местах. Фактически мы существуем в боярщине. А Америка и Европа в аристократии. А уже сами бояре и аристократы существуют в относительно демократической среде.
АРИСТОКРАТИЯ - опять-таки с греческого, "правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия"; это вельможедержавие, боярщина... Только у нас "высшего сословия", с точки зрения генетики или образования и интеллекта, и не существует. Дорвавшаяся до власти кухарка и есть самодержавица - поистине Россия страна возможностей, где ещё можно было из-под тележных пленниц стать царицею. Выходит, свободы и равенства граждан, всётаки, нет.
Неотчуждаемые права человека - естественные и неотъемлемые, это конституционная формула, призванная показать, что основные права человека принадлежат ему как таковому, неотъемлемы от его личности, а не являются дарованными свыше государственной властью. Понятие "неотчуждаемые права" было выработано европейским Просвещением в восемнадцатом веке, в борьбе с идеологией и практикой монархического абсолютизма. Первыми юридическими актами, где это понятие было закреплено, стали французская Декларация прав человека и гражданина от 1789 года и американская Декларации независимости, принятая в 1777 году. Понятие неотчуждаемых прав человека использовано во многих современных международно-правовых документах о правах человека и в действующих конституциях. Этой модели следует и Конституция РФ от 1993 года, часть 2 статьи 17 которой гласит: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения". Если закон не всегда работает, об этом пункте можно и не говорить.
Вот и получается, что демократия как форма государственного устройства у нас только заявлена. Собственно, это касается многих стран в связи с приведёнными выше доказательствами.
Я властен, имею полное право делать что-либо не мешающее другим - не каждый гражданин (даже власть имущий) может это честно заявить о себе. У нас как у российского народа начинают исчезать базовые ещё сохраняемые отдельными личностями понятия нравственности (всё-таки не удержусь - ранние воровские понятия были основаны на обрезанных тоталитарным режимом неотъемлемых понятиях мира человека и в них присутствовала своеобразная нравственность), сейчас всё это исчезает в погоне за идеалом вседозволенности. При абсолютной свободе нравственности нет места - кто успел, тот и съел.
Поэтому погоня за возвратом монархии, особенно в феминисткой её части, это погоня за иллюзией в бескрайней пустыне отпущенных на свободу нравов. Понимание и принятие заповедей или хотя бы деятельного стремления хоть как-то их сути соответствовать - вот чего не хватает современной России.
Что же можно сделать - уж начать с себя точно можно, а там и свои дети рядом. Порицание беспредельщиков и не только законом вполне может изменить ситуацию.