Блогерман Екатерина: другие произведения.

Народный Итальянский. Предлоги

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
Оценка: 6.32*13  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почин задан! Наконец-то начала писать давно всем обещанные учебники по грамматике итальянского языка. Начинаю с предлогов - самая больная тема всех моих учеников :0) Главы будут выкладываться с периодичностью раз в неделю... надеюсь...

  ВВЕДЕНИЕ
  
  Предлоги в итальянском языке это самая трудная для восприятия тема грамматики. К сожалению, без предлогов ни в одном языке обойтись нельзя и уж тем более в итальянском. Поэтому избежать изучения этой темы невозможно, вопрос в том КАК ее изучать, т.е. как подойти к изучению итальянских предлогов таким образом, чтобы была понятна хоть какая-то логика и механизмы их употребления. В данном учебнике мы и попробуем со всем этим разобраться.
  Прежде всего нужно для себя уяснить, что предлог в итальянском языке является чуть ли не основной частью речи (позже мы вспомним что же такое "часть речи" как явление). Без предлога невозможно построить предложение и грамотно высказать мысль, кроме того предлоги влияют на значение слов с которыми связаны, зачастую меняя их смысл. Многие мои ученики возмущаются тем, что итальянские предлоги понять невозможно. На самом деле все не так страшно. Давайте для начала обратимся к родному русскому языку, где предлоги не менее загадочны, чем итальянские. Вспомните, например, какие предлоги мы употребляем, что показать направление движения:
  
  Я иду В магазин
  Я еду В Италию
  но Я иду НА работу, НА собрание, НА встречу
  
  Как объяснить иностранцу, почему мы говорим 'В магазин', но 'НА встречу'? Почему не наоборот - 'НА магазин' и 'В встречу'?! Любой из вас пожмет плечами и скажет: "Потому что мы ТАК говорим". Более того, 'я иду К другу', 'К врачу', что также является движением, но уже почему-то отражается с помощью предлога "К".
  На самом деле это не потому, что "мы ТАК говорим", а потому что любой предлог имеет свою механику, т.е. соответствует определенной ситуации и создает ее. И это происходит не только в русском или итальянском языках, а во всех языках мира.
  Возвращаясь к нашим родным предлогам, указанным выше, подобное разнообразие объяснить просто: предлог "В" в русском языке отражает направление движения в сторону неодушевленных физических объектов (проще говоря - зданий, сооружений, построек, заведений) и территорий; предлог "НА" указывает на направление движения в сторону абстрактных, образных объектов (т.е. того, что нельзя пощупать руками); а предлог "К", в свою очередь, указывает на направление движения к живому человеку.
  Или возьмем еще пример: 'упиться В усмерть', 'забить ДО смерти', 'испугаться НАсмерть'. Здесь мы видим тоже три разных предлога с одним и тем же словом "смерть". Почему? Да потому, что в зависимости от того, что мы хотим сказать, мы ставим тот или иной предлог для связки. Просто говоря на родном языке, мы обо всем этом не задумываемся, мы привыкли так говорить с рождения, потому что слышали как говорят люди которые нас окружали, и повторяли... повторяли... не вникая в смысл. И теперь смело на любой вопрос по предлогам отвечаем знаменитое "потому что мы так говорим".
  К чему это я, спросите вы? А к тому, что если в русском языке есть подобное "необъяснимое" многообразие употребления предлогов, почему их не должно быть и в итальянском?
  К итальянским предлогам нужно относить спокойно, как к неизбежному, без возмущения, оглянувшись предварительно на собственный язык, и попытаться вникнуть в их суть, понять их логику, их механику. Чем мы собственно и будем заниматься на протяжении всего этого учебника.
  Итальянские предлоги несут в себе огромную смысловую нагрузку, поскольку у итальянских существительных (существительное - это слово, отвечающее на вопрос 'кто?', 'что?') на письме нет падежных наклонений. Помните по школьному курсу, что такое падежное наклонение? Это когда существительное, отвечая на определенный вопрос, изменяет свое окончание:
  
  кто? что? книгА
  кого? чего? книгИ
  кому? чему? книгЕ
   и т.д.
  
  Так вот, итальянские существительные НЕ изменяют окончания, когда отвечают на вопрос отличный от 'кто?', 'что?'. Для того, чтобы отразить то или иное наклонения, т.е. чтобы показать НА КАКОЙ вопрос отвечает существительное и служат итальянские предлоги:
  
  Например:
   кого? предмет - ПетИ - DI Petia
   кому? даю что-то - ВасЕ - A Vasia
   чем? режу - ножОМ - CON il coltello
  
  И это далеко не все: итальянские предлоги указывают на направление движения (то о чем мы говорили выше относительно русских предлогов); управляют временем, т.е. описывают действия оконченные или длящиеся, выполненные в определенный момент или в течении какого-то периода времени и т.д.; управляют частями речи, т.е связывают различные слова, зачастую меняя их грамматическое значение; и помимо этого, участвуют в образных устойчивых выражениях, где чаще всего невозможно объяснить логику употребления предлога и остается только подвести все под аксиому "потому что ТАК говорят", и соответственно нужно просто запоминать подобные выражения.
  Именно по этим параметрам мы и постараемся выработать алгоритмы (логические объяснения) использования и употребления итальянских предлогов в привязке к русскому языку. При этом, вы должны иметь ввиду, что подобные алгоритмы работают не на 100%, потому что всегда будут присутствовать исключения в употреблении. Отвлечемся еще на несколько минут, чтобы понять причину наличия не поддающихся логическому объяснению форм употребления предлогов в итальянском языке.
  Мы уже упомянули, что есть такое понятие, как образные устойчивые выражения, в которых предлоги употребляются в независимости от их общего смысла и соответственно не поддаются логическому анализу. Приведу пример:
  
  A piedi - пешком
  IN piedi - стоя
  SU due piedi - без подговки, неожиданно
  DI brusco - резко, внезапно
  A prima vista - на первый взгляд
  
  Как вы видите, перевод предлога в подобных выражениях не имеет смысла, да и не возможен, потому что сам предлог в паре с тем или иным словом создает выражение, образ и является его неотъемлемой частью.
  Но существуют и иные причины. Общеизвестно, что корни итальянского языка лежат в латинском и греческом языках, но помимо двух этих античных языковых пиластров, в итальянском намешано еще много европейских, и не только, языков - английский, французский, немецкий и прочие. В ходе истории, во время многочисленных войн, по территории Италии ( той, что мы видим сегодня на карте) "пробегали" многие народности, и соответственно "пробегая" они "оставляли" свое культурное наследие - т.е. языковые обороты, которые прочно вросли в итальянский язык и стали его неотъемлемой частью. Это касается и предлогов тоже. В итальянской грамматике предлогов различается, например, такая группа, как францисизмы, т.е. использование предлогов в выражениях по образцу французского языка.
  
  Например:
  корректный итальянский францисизм
  
  cioccolato CON il latte cioccolato AL latte
  biglietto DI visita biglietto DA visita
  tavolo PER disegno tavolo DA disegno
  
  И, к сожалению, в современном итальянском языке превалирует употребление в форме францисизма, а не итальянизма.
   Помимо прочего, ни для кого не секрет, что итальянский язык богат диалектами, а точнее - это один сплошной диалект. Что такое диалект, спросите вы? Это практически язык в себе. Т.е. по сути, это самостоятельная языковая модель, построенная на базе классического итальянского языка. Чтобы было проще понять, приведем небольшой пример:
  на классическом итальянском слово "мальчик" звучит как ragazzo
  на романском диалекте (зона Рима и окрестности) оно уже превращается в raga'
  а на неаполитанском диалекте тот же "мальчик" уже становится guaglione
  И диалектические "изыски" касаются не только слов, но и всей стилистики выражения мысли, соответственно те же самые предлоги используются зачастую по принципам никому не известным и подчиняющим только манере говорить. Хуже то, что современный итальянский язык идет по пути наименьшего сопротивления, впитывая в себя неправильные формы употребления из диалектов, которые со временем занимают свое законное место в классическом языке, и допускаются итальянскими лингвистами как формы, которые могут употребляться наравне с классическими грамматическими оборотами. Думаю, теперь более - менее понятно, почему невозможно дать 100 % алгоритм определения значения и употребления предлогов?
  Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению предлогов, давайте вспомним грамматическую терминологию, которая нам понадобится для описания функций предлогов в дальнейшем. Для этого вернемся к родной русской грамматике и уясним для себя, как называются те или иные части речи, что они из себя представляют, для чего служат, и что такое часть речи вообще.
  
  ТЕРМИНОЛОГИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
  
  Начнем с того, что же такое часть речи. Это очень просто - часть речи, это то или иное слово, которое имеет определенную грамматическую нагрузку, т.е. отвечает на определенный вопрос и выполняет свою функции в предложении, описывая объект или действие. Иными словами - частями речи мы называем артикли, существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия, союзы и союзные слова и т.д.
  Все они описываются ниже:
  
  1. Артикль/ Articolo
  Не имеет аналогии в русском языке. В итальянском языке это частица в форме il, lo, la, i, gli, le, (определенные артикли) или un, uno, una (неопределенные артикли), которая отражает род и число существительного и ставится либо непосредственно перед ним, либо перед частью речи (прилагательное, местоимение, наречие), которая ему предшествует.
  
  IL cane
  LO zucchero
  LA casa
  I libri
  GLI studenti
  LE ragazze
  IL mio libro
  LE belle ragazze
  
  2. Существительное/ Nome, sostantivo
  
  Слово, которое отвечает на вопрос КТО? ЧТО?/ CHI? CHE? и дает, таким образом название предмету, объекту
  
  кто? - кот chi? - il gatto
  что? - чашка che? - la tazza
  
  Род существительного: может быть мужского и женского рода
  кто? - ОН - конь кто? - ОНА - курица
  chi? - LUI - il cavallo chi? - LEI - la gallina
  
  что? - ОН - стол что? - ОНА - ручка
  che? - LUI - il tavolo che? - LEI - la penna
  
  Число существительного: может быть единственного и множественного числа
  кто? - ОНИ - студентЫ chi? - LORO - gli studenti
  что? - ОНИ - книгИ che? - LORO - i libri
  
   Как член предложения может выступать в качестве:
   - подлежащего
  (главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? что? и показывает кто или что выполняет действие, например: Вася пишет/ Vasia scrive - кто? Вася - подлежащее, выполняет действие - пишет; машина едет/ la macchina cammina - что? машина - подлежащее, выполняет действие - едет),
   - определения
  (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кого? чего? чей? как? куда? и служит для дополнения или уточнения значение подлежащего, например: машина Васи едет быстро в канаву/ la macchina di Vasia va velocemente nel burlone - что? машина - подлежащее, кого? чья? Васи - определение, выполняет действие - едет, как? быстро - определение, куда? в канаву - определение места)
   - дополнения
  (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кого? что? кому? чему? и служит для указания на что направлено действие)
   дополнения могут быть прямыми и косвенными
   - прямые дополнения и в русском и в итальянском языках отвечают на вопросы ВИНИТЕЛЬНОГО падежа - КОГО?ЧТО?
  Я вижу Васю - Я (кто?) подлежащее, вижу (что делаю?) - сказуемое (см. ниже), Васю (кого?) - прямое дополнение
  Io vedo Vasia
  Он берет ручку - Он (кто?) подлежащее, берет (что делает?) сказуемое (см. ниже), ручку (что?) - прямое дополнение
  Lui prende la penna
   - косвенные дополнения и в русском и в итальянском языках отвечают на вопросы ДАТЕЛЬНОГО падежа - КОМУ? ЧЕМУ?
  Я даю ручку Васе - Я (кто?) подлежащее, вижу (что делаю?) - сказуемое (см. ниже), ручку (что?) - прямое дополнение, Васе (кому?) - косвенное дополнение
  Io do la penna a Vasia
   - обстоятельства
  (второстепенный член предложения, который овечает на вопросы где? когда и служит для описания пространственной или временной тематики)
   обстоятельства подразделяются на:
   - обстоятельство места - отвечает на вопрос где?
  Мы встречаемся в баре - кто? мы - подлежащее, что делаем? встречаемся - сказуемое (см. ниже), где? в баре - обстоятельство места)
  Ci incontriamo al bar
   - обстоятельство времени - отвечает на вопрос когда?
  Мы встречаемся в баре в 7 часов - кто? мы - подлежащее, что делаем? встречаемся - сказуемое (см. ниже), где? в баре - обстоятельство места, когда? в 7 часов - обстоятельство времени.
  Ci incontriamo al bar alle 7
  
  3. Прилагательное/ Aggettivo
  
  Слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?/ QUALE? QUALI? и описывает, таким образом признаки предмета, объекта
  какой? - большой - grande
  какая? - красивая - bella
  какие? - зеленые - verdi
  
  Прилагательное всегда согласуется по роду и числу с существительным:
  красивЫЕ девушкИ - le bellE ragazzE
  
  Как член предложения может выступать в качестве определения.
  (второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и служит для дополнения или уточнения значение подлежащего, например:
  маленький Вася пишет - какой? маленький - определение, кто? Вася - подлежащее, что делает? пишет - сказуемое (см. ниже)
  piccolo Vasia scrive
  
  4. Местоимение/ Pronome
  
  Существуют различные виды местоимений, мы не будем из здесь все перечислять, возьмем только основные, которые будут необходимы для дальнейшего усвоения материала.
  Личные местоимения/ Pronomi personali
  
  Я ТЫ ОН,ОНА МЫ ВЫ ОНИ
  IO TU LUI,LEI NOI VOI LORO
  
  Притяжательные местоимения/ Pronomi possessivi
  
  МОЙ ТВОЙ ЕГО,ЕЕ НАШ ВАШ ИХ
  MIO TUO SUO, SUA NOSTRO VOSTRO LORO
  
  как в русском, так и в итальянском языке различаются притяжательные местоимения мужского и женского рода, единственного и множественного числа
  
  5. ПРЕДЛОГ/ PREPOSIZIONE
  
  Частицы (слова, состоящие из одного слога), служащие для связи между собой остальных частей речи.
  НА - SU
  ОТ - DA и так далее.
  
  6. Глагол/ Verbo
  
  Слово, которое отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?/ CHE COSA FARE? и описывает выполняемое действие.
  
  что делать? - читать
  che cosa fare? - leggere
  
  Как в русском, так и в итальянском языке, глаголы изменяются по временам и лицам.
  Я что делаЮ? - читаЮ - IO leggO
  Ты что делаЕШЬ? - читаЕШЬ - TU leggI
  Я что делАЛ? - читАЛ - IO leggeVO
  чтоя сделал? - прочитал - IO HO letto
  что Ты будешь делать/ сделаешь? - ТЫ будешь читать/ почитаЕШЬ - TU leggerAI
  
  Как член предложения может выступать в качестве сказуемого
  (основной член предложения, который отвечает на вопрос что делать? и описывает действие, выполняемое подлежащим (см. выше))
  
  7. Наречие/ Avverbio
  
  Слово, которое отвечает на вопрос КАК? ГДЕ? КОГДА?/ COME? DOVE? QUANDO?
  
  Как? - близко - vicino
  Где? - там - lа
  Когда? - потом - dopo
  
  Как член предложения может выступать в качестве: определения, обстоятельства (см.выше)
  
  8. Союз/ Congiunzione
  
  Частицы (слова, состоящие из одного слога или одной буквы), служащие для связи между собой одноименных частей речи или различных частей предложения.
  
  У меня есть кошка И собака, НО нет обезьяны, А мама не разрешает мне ее купить. - Io ho un gatto E un cane MA non ho la scimmia, E la mamma non mi permette di comprarla.
  
  В итальянском языке нет союза А, он заменяется либо союзом И - "e", либо союзными словами типа pero - однако.
  
  
  Ну а теперь давайте перейдем к классификации предлогов.
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 6.32*13  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"