Лаптев Станислав Иванович: другие произведения.

Исповедь зебры, глава вторая

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О жизни в полоску

Исповедь зебры

С.Лаптев

Исповедь зебры. Глава вторая



пробел [С. Лаптев]
пробел [С. Лаптев]Когда мы вернулись домой, я во дворе начал лепить легенды о своей поездке. Конечно, о моей невиданной храбрости, о подвигах. Никто из моих друзей никогда так далеко не путешествовал. Я им рассказывал, как скакал на конях, косил траву, ловил рыбу, собирал грибы-ягоды, шастал по лесам. Эта поездка еще больше добавила уважительного ко мне отношения с их стороны.
пробел [С. Лаптев]Но, все же, мой убогий ум притормозил резвый бег моего вранья, уберег меня от желания продолжать сказы о том, что я переплывал реки и озера, сражался со зверьем и приведениями, спасал добрых людей от бандюганов и наказывал злых. Близкое мне по возрасту пацанье, кое нормально ладило со мной, доверительно слушало мои байки. Тогда между нами в ходу были детские, порой жуткие истории и рассказы с незамысловатым враньем. Но, умение красиво правдоподобно врать - это было не мое. Во дворе ребята постарше уже поднаторели в этом деле и не брезговали достоверно сливать, порой, фантастические истории, которым хотелось верить. Я для такого доверительного повествования еще не созрел.
пробел [С. Лаптев]У детей и взрослых разное отношение к рассказам "героев" об их "подвигах". Взрослые фильтруют и воспринимают их, как правило, с иронией. Дети свято верят в них. Прообраз сказочного героя уже сидит в детских ушах и потому они любую историю, в коей есть хоть малейшее подобие героизма, принимают за правду. В детских душах восторженно бушует вера в человеческое благородство и человеческий подвиг, совершаемый во имя добра. У взрослых прожитые годы и накапливающиеся жизненные коллизии методично убивают эту веру. Так что и я мог расписывать свои 'подвиги', но, как-то не хотелось. Для правдоподобного вранья нужны опыт и воля. Тогда этим я не обладал.
пробел [С. Лаптев]У мамы кроме двух братьев, о которых я упоминал, самым близким человеком, заменившим ей рано умершую маму, была тетя Лена Царева. Она жила в деревне Шумашь, что под Рязанью. Работала бригадиром на молочной ферме. Жила в обычном одноэтажном доме с печью, с завалинкой, с сенями и прочими атрибутами крестьянского быта. Летом я у нее часто гостевал. Мне там нравилось. Рядом был большой пруд, в котором мы купались, были деревенские друзья с их незатейливыми местными забавами, много было свободы. Вся деревня была нашей частной собственностью. Мы запросто заходили во дворы, и даже в те, где были собаки, ибо они не были злобными. После войны все были почти одинаково бедны, золотой телец еще не довлел над душами, поэтому замки и замки редко у кого были в ходу. Скатываться в яму уродливого поклонения вещизму наша империя активно начала после смерти Сталина - чудовищного карателя, но сильного организатора, державшего в своем кулаке цепь кровожадного монстра наказания за добытое нечестным трудом финансовое благополучие. Теневой образ вождя, сотканный из разнополосницы дел его темных и светлых, до сих пор царит в наших душах. Он и в образе злодея и великого государственного деятеля,

Сталин [fishki.net  ]

Портрет вождя народов

сохранившего страну. Поди разберись, кто он на самом деле, и что сам думал о жестоких своих делах. Сейчас потомки тех, кто пострадали от его недобрых дел, успешно созидают образ злодея, транслируя его не только в стране, но и за границей. Какой образ останется в памяти народа после того, как ряды пострадавших поубавятся, покажет время. Правитель должен думать не только о своих государственных подвигах, но и о черных своих деяниях, о том, как они впишутся в тот исторический суд, который всегда вершится народом после его ухода. Благоразумными правителями история России не очень богата.
пробел [С. Лаптев]Мои младые годы, вытаптывая тропу в будущее, стелились на шкале времени не очень четкими представлениями о сильных мира сего. Но, и в том моем возрасте я ощущал перемены, кои начались после смерти Сталина. Во дворах и домах стали появляться громадные злобные псы, на дверях понависло множество замков и запоров, души бессеребренников стали покрываться пятнами стяжательской проказы - беспредельной жажды наживы любыми путями. Мы стали подпольно и уродливо обретать черты незрелого капитализма - этой черной дыры, которая неотвратимо поглощает любые системы иной, более деликатной природы. Но и его ждет та же судьба: он неизменно будет поглощен братством роботов, точнее говоря, компьютерных монстров, которые переведут мир в статус еще более жестокого социума с его бесконечными лазерными войнами за энергию, время и пространство. Биологический человек и окружающий его зеленый рай в этих битвах погибнут, миром будет править господин Квант и его циничная подручная - госпожа Целесообразность. Стерты будут имена Гениев и исторических событий, ибо будут они блеклой тенью грандиозных свершений Будущего. И будет сказано, что великая кристаллическая жизнь зародилась в мутной биологической жиже той слабоинтеллектуальной среды, которая гордо называла себя человечеством, а иногда, и еще более гордо - высокоразвитой цивилизацией. Такой ход развития неизбежен, но мы и наши не очень далекие правнуки еще сможем понаслаждаться своим бытием в зеленом раю: ленивое время не успеет донести нас до тех сложных для человечества событий. Хотя обратный отсчет уже пошел. И удивительно то, что человечество упорно и сознательно копает себе черную яму небытия, создавая все более сложных роботов, постепенно насыщая человеческую плоть электронными устройствами - ликвидаторами наших недостатков и усилителями наших достоинств. И не надо печалиться по этому поводу. Это неизбежная дорога в будущее с циничным отрицанием предшествующих носителей разума. У слепого прогресса нет этических норм. У него, как и у природы единственная доминантная категория - Целесообразность, упорно продирающаяся через тернии к более высокому уровню развития и выживания, не сообразуясь с потерями этических норм прошлого. Может быть, Мысль, как мировая субстанция, есть не свойство плоти, а свойство разума?? Тогда какая разница, будет жизнь биологической или кристаллической. Исчезнут радости любви, сгинет сама органическая жизнь в самом сложном ее проявлении. Появятся новые формы счастья, будут они уже не животными, а более совершенной своей разновидностью - интеллектуальной, творческой, радостью созидания новых идей и миров, но уже во Вселенских масштабах. Человек разумный стал могильщиком своего биологического существования. Он создал колыбель, в которой уже сейчас взрослеет невиданное по своим возможностям будущее разумное кристаллическое братство. Но счастье существ этого братства будет недолговечным. Они будут завидовать нам, нашей, почти бессмертной на их фоне, жизни. Сроки их физического бытия будут исчисляться днями. Они будут стареть, точнее устаревать, с фантастической быстротой. Они станут простыми роботами-винтиками, управляемыми гигантским квантовым мозгом, который, будет их отключать, уничтожать и будет самосовершенствоваться с безумной скоростью. И тогда начнется настоящая погоня за временем. Каждая секунда для них будет так же значить, что для нас годы. Но и этот мозг отомрет, потому как на смену ему придет разумное структурированное волновое поле, которое уже может управлять звездами, галактиками и Вселенной. И хотя при таком течении событий, второй, после возможной реинкарнации, жизни у нас не будет, о чем сегодня продолжает грезить человечество, но она может получить свое продолжение в виртуальном виде. Тот гигантский квантовый мозг может вернуться в прошлое, виртуально воскресить наше сознание и предоставить ему возможность существовать в привычном для нас мире, правда в виртуальной лишь его реальности. Так что, возможно мы еще не раз встретимся в том виртуальном мире после нашей физической смерти, если, конечно, сможем до своей смерти оставить свой геном, т.е. тот паспорт, по которому может быть восстановлен наш виртуальный образ. А может мы уже и сейчас существуем в виртуальном мире? Возможно, прав был старина Кант, проповедуя мысль о том, что окружающий нас мир является всего лишь плодом нашего воображения? Правда, если все так, то зачем я это пишу? Да и едва ли нашим далеким потомкам будет интересно виртуально нас реанимировать. Что они с этого будут иметь. Посмеяться над нашим примитивизмом? Или какой-нибудь батан захочет сделать исторический срез той далекой цивилизации из наших времен? Да и жить мы будем, практически в параллельном мире, не пользуясь достижениями наших потомков. Разве это жизнь? Под виртуальным стеклом.
пробел [С. Лаптев]Что касается грядущего господства Волнового Разума, то оно, конечно, божественно. Волновое разумное поле незримо, интеллектуальные его возможности фантастичны, многократно превышающие возможности надуманного земного бога и, оно уже может вершить в отношении нас сверхбожественные вещи. Но это будет уже не тот бог, которого создал страх человеческий, а бог прогресса вселенского сознания - Превеликий Разум.
пробел [С. Лаптев]Всякая живая тварь тянется к теплу, черпая его извне или вырабатывая внутри. Природа, как ей и положено, шла по пути наименьшего сопротивления и, ничего лучшего не могла придумать, как добычу энергии через переваривание органической пищи. Это очень непродуктивный процесс. Величие Разума в его способности овладеть энергией самым рациональным способом и в галактических масштабах. Освоив такие технологии разум, будет во-истину Превеликим. Но, будет он уже не человеческим. Более совершенной формой - кристаллическим. Но, не агрессивным по отношению к нам. Счастливый билет человечества в будущие времена без войн с роботами будет отпущен ему потому, что, если в этом мире мы были на вершине пищевой, а по сути дела энергетической цепи, то в том мире, мире роботов, энергетическая цепь будет не пищевой, а электронной. Тогда энергетическая погоня будет не за зерном и мясом, а за электронами. В этом беге за энергией мы не будем конкурентами роботам, а потому мы не будем им опасны. Мы передадим этому будущему сообществу свои представления о культуре, этике, поведенческих навыках. Наша культура тоже основывается на Целесообразности. Поэтому роботы оставят нас в покое, предоставив нам возможность медленного, но бескровного вымирания. Конечно, они будут помогать отдельным индивидуумам из чувства сострадания, которое мы им еще успеем привить. Они, безусловно, создадут для людей резервации, где те будут коротать свой человеческий век. Мы будем жить как бы в параллельном мире, но это будет мир уходящей навсегда эпохи. Возможно, что роботы, посещая миры, где органическая интеллектуальная жизнь только зарождается, будут, из гуманных соображений имплантировать наши, человеческие навыки в те сообщества, с целью ускорения их развития. И тогда мы в тех сообществах будем богами.
пробел [С. Лаптев] В определенной мере к возможности нашего существования в виртуальном мире приблизился и я, после того, как системно начал заниматься 3d-графикой. Суть ее заключается в том, что мир, фотографически похожий на наш, создается чисто математическими

Проект бани [С. Лаптев]

Проект бани на даче

расчетами с помощью специальных алгоритмов, создаваемых разработчиками. С помощью программного модуля Maxscript я написал много программ, которые мне без всякого рисования пером или кистью позволяют создавать натуралистические пейзажи и строения, весьма похожие на натуральные. Ниже я поместил несколько таких рисунков, которых в природе не существуют, но имеют, при первом рассмотрении, статус фотографий, отснятых с натуры. Когда мы занялись реконструкцией дачи, я в 3dмах-е создал объемные строения, очень похоже на реальные, со светотенями. Конечно, 100%-ной реалистичности достичь сложно. Но если постараться, то можно сделать рисунок, не отличимый от фото. Для этого необходимо лишь время и терпение. Ну и конечно, умение.

Проект дачи [С. Лаптев]

Проект дачного домика


пробел [С. Лаптев]Когда мы проводили ремонт дома и бани, то предварительно их будущие контуры я программно прорисовал в 3dMaxе, мы потом объемные их изображения просмотрели со всех сторон, круча, верча объемную модель и, после обсуждения, приняли ее для работы.

Кружка в максе [С. Лаптев]

Кружка с водой в лучах солнца


пробел [С. Лаптев]Создание этой кружки в проходящем солнечном свете было одной из первых работ в 3dMaxе. Конечно, все это давалось не сразу, навыки приобретались утомительно и долго, но была от этого и практическая польза. Это очень удобная возможность для наглядного проектирования и натурального просмотра будущих архитектурных творений.
пробел [С. Лаптев]На следующей картине все, кроме самого отдаленного заднего плана, создано в 3dMaxе. Дома, заборы и весенний ноздреватый снег. Нарисовать задний план тоже не проблематично, но он требует долгой, кропотливой работы, поэтому для него лучше использовать реальные фотографии.

Дворцы и хижины [С. Лаптев]

Дворцы и хижины

Одним словом нет никаких проблем и препятствий для создания реальных сюжетов. Сюжетов из прошлого и из будущего.

Первый визит инопланетян [С. Лаптев]

Война миров.Инопланетяне в гостях у Эйфеля


пробел [С. Лаптев]Совершенно не проблематично создавать с помощью 3д программ реалистичных, говорящих людей и, мир, окружающий их. Я понимаю то, что создаваемые в 3d картины не столь художественны, сколь картины классиков. Но, ведь в древние времена люди рисовали сначала углем, потом охрой, потом акварелью, маслом, красками. И всякий новый стиль осуждался предшествующим. Так было всегда. И 3d-графика совсем не в фаворе в среде маслописцев. Сейчас открылись новые возможности. Мне кажется, что написать кистью картину, подобную "Войне миров" художнику будет очень непросто. А эта картина и ей подобные всего лишь первые шажки в этой области искусства. То, что с их помощью может быть сотворено, еще неведомо нам. Но, точно, что возможности эти многократно превышают художественные возможности прежних техник и времен.
пробел [С. Лаптев]Сейчас современные компьютерные игры настолько реалистичны, что по качеству исполнения они подошли уже вплотную к уровню съемок с натуры. А компьютерные мощности уже таковы, что, весьма скоро персонажи в играх смогут самостоятельно размышлять и принимать независимые от нас адекватные решения. Так что в скором будущем виртуальный мир вплотную сблизится с реальным и заживет своим самостоятельным, более продвинутым бытием со стремительным движением в будущее. Персонажи реального мира будут казаться сильно заторможенными по сравнению с персонами виртуального мира. И уже стратегия развития цивилизации будет, во многом, определяться умами виртуального мира. Извините, далеко уплыли, вернемся к нашему прошлому - делам моего детства.
пробел [С. Лаптев]Рядом с домом бабы Лены стояла старая, дореволюционных времен, церковь. Она была уже не действующая: из нее, в период повального атеизма, сделали клуб для показа народу кинофильмов. Это меня спасло от бездумного поклонения создателю, потому как баба Лена была человеком сильно верующим и истязала себя хождением за многие версты в Дубровичи или Варские, где храмы божии имелись.

церковь [Олег Денега]

Церковь из моего детства в деревне Шумашь

Баба Лена [С. Лаптев]

Баба Лена


пробел [С. Лаптев]Бабе Лене Царевой со мной, мне думается, было просто. Был я не капризным, послушным ребенком. Она работала в колхозе заведующей молочной фермой, куда мы с ней ходили доить коров. Там она меня отпаивала парным молоком, пытаясь им убить следы моей дистрофичности, накапливающейся от не очень сытной городской жизни в послевоенные годы.
пробел [С. Лаптев]Мужем бабы Лены был дядя Яша. Как и все деревенские мужики, он пиететно относился к зеленому змию и уважал его в заметных количествах. Производством змия на дому занималась баба Лена, тем самым обретая устойчивую валюту и сохраняя финансовые ресурсы семьи для решения стратегических проблем. Она поведала мне об одном своем открытии. Если готовую брагу в очень сильный мороз выставить на улицу, то бражка смерзается, и над ней остается чистый спирт, который даже не надо перегонять. Конечно это не совсем так, ответствовал я тогда бабе Лене. Твердый дрожжевой осадок будет безусловно смерзаться, но вместо чистого спирта останется разбавленная водка градусов на 20-25, а не спирт. Тем не менее, баба Лена настаивала на том, что у нее получался спирт. Говорила, что он горел. Двадцатиградусная водка гореть не будет. А открытие это она сделала случайно. В те времена самогоноварение было под глубоким запретом. За него были или очень большие штрафы, или, что более вероятно, тюрьма. Самогоноварение, при монополии государства на водку, каралось почти также, как подделка денег. Ведь, во многих случаях водка была более твердой валютой, чем наши звонкие, но деревянные. Как-то раз, увидев в окно, что к ней идет милиционер, она, не зная, куда спрятать бадью с бражкой, выставила ее во двор, на котором бадья осталась ночевать. В те дни стояли сильные морозы. Поутру она навестила бадью и обнаружила в ней, к своей радости, уже готовенький спирт. А под ним дрожжевую массу. Вот так суровые законы победившего социализма побуждали простых слабограмотных людей делать великие открытия. Не надо было бражку перегонять. Дрожжи вновь пошли в работу.
пробел [С. Лаптев]Баба Лена любила меня, но без сюсюканья. О ней у меня остались в памяти самые теплые воспоминания. Хорошо она относилась и к маме. Родилась мама в селе Борисково, Рязанской области. Село это находится в 70 километрах от Рязани и в 9-10 километрах от села Деулино, откуда мы, уже в зрелые годы, часто стартовали на байдарках по красавице Пре. Это настолько уютная и симпатичная речушка, что про нее можно складывать поэмы. Мещерская таежно-болотная глухомань приютилась у ее берегов, защищая ее природную красоту от варягов. В Борисково у мамы осталась подруга детства, которая несколько раз приезжала к нам. Она отличалась от мамы своими грубоватыми манерами, каким-то тусклым с гнусавинкой голосом и деревенским говором, сильно непохожим на городской. Это была типичная рязанская баба, самодостаточная, уверенная в себе, как вол, везущая на себе все хозяйство, но не потерявшая признаков своей гендерной принадлежности и внешней привлекательности. Мама все хотела нас свозить в Борисково, показать дом, в котором прошли ее детские годы. Может быть, мы туда и ездили в первые мои годы, но память моя глубоко упрятала это событие. Младенческая память хранит только события, крепко наполненные стрессом. Все остальное из детской памяти выскабливает время.
пробел [С. Лаптев]Мама, со слов своей подруги, сказывала, что после войны недалеко от Борисково, в глухом лесу находилось нечто странное, в сторону которого регулярно привозили и увозили автобусами

Борисково [Max Foster]

Церковь в Борисково

людей. Территория та была огорожена колючей проволокой, охранялась солдатами и потому понять, чем там занималась автобусная публика, было нельзя. Позже автобусы свою беготню прекратили. Думается, если что там тайное в мещерских заболоченных полянах и постукивало, то сейчас все это давно не при делах. Возможно, это был очередной Гулаг. Или что-то еще более таинственное. Все же мещерская тайга дремуча, и спрятать там тайну завода или Гулага было несложно, несмотря на то, что находилось все это недалеко от большого села Деулино. Дороги, по которым бегали автобусы, заросли бурьяном, тайна померкла.

село Деулино [Олег Денега]

Село Деулино


пробел [С. Лаптев]Несколько слов о Деулино и моем видении значимости таких поселений. Село находится в мощной лесной осаде. Когда в засушливые годы в этих лесах начинаются пожары, то жизнь в Деулино становится катастрофичной. Спасение от них лишь со стороны ласковой речушки Пры, усердно поставляющей воду для тушения пожаров. Интересна история образование этого села. Вскоре после крестьянской войны и польской интервенции 1606-1612 годов Мещера усиленно заселялась русскими людьми, бежавшими из московских волостей. Царь Михаил Федорович поселил там ратных людей с семьями, разоренными поляками в окрестностях Москвы. В частности, отправил туда большой отряд жителей из разоренного войной подмосковного села Деулино, в котором декабре 1618 г. был заключен мирный договор с поляками. Тогда и появилась в рязанских краях еще одна деревня с таким же названием - Деулино. Деревня это, позднее, указом нашего далекого реформатора и душегуба - царя Петра Первого была назначена, как место ссылки каторжан. Поэтому большая часть жителей этого села являются их потомками. Дурные их наклонности время переварило и теперь, в большинстве случаев, это добропорядочные жители мещерской глубинки, заметно разбавленные дачниками из Рязани и ее окрестностей.
пробел [С. Лаптев]Дороги в Деулино были проложены в далекие времена нескончаемыми колоннами связанных железными цепями бредущих каторжан. Выбор этого места в качестве природного зака был неслучаен. Деревня стояла на берегу Пры, находилась в глухой и топкой рязанской тайге, заболоченную часть которой местные древние жители - мещеры, называли мшарами. По реке Пре, пробивающей свое более чем двухсоткилометровое русло к Оке через болотистые непроходимые поймы, и леса, забитые опасным зверьем - волками, медведями, змеями, полчищами комаров и мошкары, бежать было невозможно. Из-за бесчисленности, в тех местах непроходимых болот, за многовековую историю существования Пры, на всем протяжении на ее берегах было

Мшары [С. Лаптев]

Болота и мшары у реки Пры

создано лишь четыре поселения - Спас-Клепики, Заводская Слобода, Деулино и Брыкин Бор, средь которых лишь Клепики имеют статус города. Поэтому поселиться беглецам на ее берегах было негде. Река бережно хранила свою недоступность, окружая себя болотами и дремучими лесами. Со временем, Деулино потеряло значение природного тюремного пристанища и сейчас является завидным местом поселения дачников, благодаря удивительной красоты лесам, полной живности реке c белопесчанными отмелями и чистому природному и нравственному климату, не отягощенному городским смогом и социальными распрями больших городов. Эти места любил посещать Константин Паустовский, жил там помногу летними днями, особенно на кордоне 273 и, живописал искусным словом их фантастическую красоту.

церковь [Олег Денега]

Любимые места Паустовского


пробел [С. Лаптев]Эти места тесно связаны с судьбой еще одного писателя, лучшего из наших классиков - Федора Михайловича Достоевского. Деревни Заводская Слобода, Гришино и еще три деревни были переданы в наследство писателю и его сестре тетушкой Достоевского Куманиной А.Ф.. В 1881 году к писателю приехала его сестра Вера Михайловна с просьбой, чтобы он отказался от своей доли. Отказываться от наследства ему не хотелось, завязалось бурное обсуждение этой проблемы. У Достоевского горлом пошла кровь, а через 2 дня он скончался. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_1030.shtml.
пробел [С. Лаптев]Вот так мещерские места негативом вложились в историю жизни великого писателя. Поселенцами Деулино в далекие петровские и постпетровские времена были весьма образованные люди, порой иностранцы, которые вместе с каторжными цепями несли с собой знания, умения, багаж добытых веками духовных ценностей и свежую, неведомую для тех мест кровь. Поэтому село это становилось оазисом распространения в рязанской культурного багажа и новостей глубинке генетического кода, которые ссыльные люди привносили туда вольно или невольно из российских и европейских столиц. Это, безусловно, должно было сказаться на умственном развитии и внешнем виде обитателей этого ареала, границы которого за несколько веков далеко отодвинулись от села Деулино.
пробел [С. Лаптев]Еще Паустовский в своих рассказах отмечал внешнюю привлекательность и смышленость мещерских жителей, не упомянув причин этого явления. Вообще смешение генов каторжан с генами аборигенов дает, судя по всему, очень позитивный результат. Пример Австралии. Она тоже была местом ссылки английских каторжан. Сейчас это процветающая страна. Думается, что и в мещерских лесах генетическая экспансия села Деулино дотянулась и до близлежащих сел, в том числе и до села Борисково, где родилась наша мама. Этим, возможно, судя по ликам бабы Лены и ее детей, мамы и моих сестер, определяется печать явных признаков интеллекта и внешней привлекательности, несвойственных для замкнутого быта изолированных деревень, сел и островных государств.
пробел [С. Лаптев]Выше я несколько слов сказал о гулаге. Деулино в давние времена тоже было своеобразным ГУЛАГом. Разбросанные по России всякого рода сталинские и более поздние гулаги, являются, как это ни странно, не только зонами уродования здоровья и психики заключенных, но и их жизненными университетами. Из этих заведений впитанные зеками знания и элементы культуры разносятся в далекую российскую глубинку, куда отправляютс отсидевших на поселение. Образовательный ценз в таких заведениях достаточно высок. При большом сроке отбывания не знающий чем себя занять ЗЕК невольно окунается в среду познания мира, общаясь с часто весьма образованными сокамерниками. Покинув исправительное учреждение он, своею образованностью с удовольствием делится со встречным людом, будь это такие же, как и он, разбойники или их потенциальные жертвы. Я знаком с бывшим зэком-абхазцем, который, получив в свои динамичные 18 лет 20 летний срок, общаясь лишь со своими друзьями по камере, вышел оттуда весьма сведущим и разумным человеком. Зовут его Юра Оторба. С ним интересно беседовать. И немного жалко его. Он стал жертвой все еще продолжающейся хаотичности мира Кавказских гор и жертвой юношеской экспансивности. Поняв, что жизнь сложилась не лучшим образом, он не поставил на себе крест: занялся воспитанием своей приемной дочери Афины. Она уже выросла, живет отдельно от него, но благодарно и постоянно навещает его.

Юрий [С.Лаптев]

Юра с друзьями и Афина

До- и послевоенные гулаги были такими же университетами. Но, к сожалению, тюрьмы российские с их жестоким бытом пока в большей степени калечат психику, сознание и здоровье заключенных, чем лечат. Уже давно всем понятно, что эту систему воспитания надо в корне менять. Уродов нам хватает и без нее. Поставь на не сильно осужденного электронный браслет, лиши его части гражданских прав, не давай ему заниматься прежней работой, на которой он согрешил. Но ограничь ареал его перемещений, оставь ему возможность пусть не престижной работы, возможность общения на ней с нормальными людьми, а не преступниками. Этого будет вполне достаточно для наказания и, возможно, создаст благоприятные условия для возрождения в сознании преступника уважительного отношения к ценностям общества. Если конечно он не убийца, насильник и предатель. А то, что у нас сейчас называется пеницитарными или исправительными учреждениями, так это родильные дома по конвейерному производству закоренелых преступников и их изуверств, ведущие исключительно к десоциализации заключенного. Конечно, многое зависит от него самого. Зек в тюрьме теряет здоровье, но обретает, если он не отморозок, в той или иной мере мудрость. При заточении, как и при болезни, человек склонен к раздумьям. Дети после тяжелой болезни взрослеют, ибо у них появляется достаточно много времени для размышлений. Заключенный, если у него остались зерна разума, в тюрьме из этих зерен взращивает поляну мудрости.
пробел [С. Лаптев]Но вернемся на землю в Деулино. Сейчас Деулино хорошо обжитой поселок, можно сказать культурный центр этой части Мещерского края с дачными историями, множеством наезжающего летом иногороднего дачного и путешествующего люда.
пробел [С. Лаптев]На окраине села талантливая дизайн-студия "Творюки" из Рязани воссоздала небольшой музей собственного творчества под открытыми небом с очень интересными экспонатами. Деулино одно из почитаемых мест старта байдарочников по Пре.
пробел [С. Лаптев]Но, вернемся к нашей истории. У мамы было непростое детство, ее мать умерла рано. Отец, весьма состоятельный и инициативный человек, был, похоже, из той категории людей, которых называли кулаками. Но в те времена мама говорить нам об этом не могла или не хотела. Он не очень баловал детей, порой покидая их и надолго оставляя одних. А потом и вовсе бросил. Тетя Лена помогала маме, чем могла. Жизнь в 40-х годах в Рязанской губернии была нелегкой, поэтому мама и тети Ленино семейство перебрались на Алтай, в г. Рубцовск, недалеко от Барнаула. Там тоже были родственники по маминой линии. Чем-то мама была похожа на В.Шукшина. В Рубцовске у них жизнь тоже не очень сложилась. Не было работы. Но, маме городок

Родств [С. Лаптев]

Мама, племянник Стас Соломаха и сестра Нина

запомнился. И люди. Я как-то порадовал ее тем, что привез из этого города - ее, как она говаривала, второй родины, три камешка, когда был проездом в тех краях. Места там красивые, благодатные. Через несколько лет тетя Лена со своим семейством и мамой вернулись в Рязань. Так она и два ее брата Иван и Василий, жившие с отцом, но брошенные им, стали жить вновь вместе в рязанских краях. Работала мама в совхозе "Красный Маяк", который занимался добычей торфа из болот. По 10 часов, стоя по колено в мутной воде, она вычерпывала торфяную жижу в корзину. Зарабатывала таким образом на жизнь и заработала себе ревматизм. Ну и, конечно, жизненный опыт, которым она множила свою природную мудрость.
пробел [С. Лаптев]Военные и послевоенные годы были тоже нелегкими. Но потом жизнь стала налаживаться. Вышла замуж. Сначала с отцом жили в деревне Брод, где родилась Нина. Потом вновь вернулись в Рязань. Работали на разных трудовых фронтах, но, в конце концов, отец устроился кочегаром на ламповый завод, мама травильщицей в гальваноцех. Работали они исправно, неплохо стали зарабатывать, продвигаться по службе, что позволило им начать латать прорехи в семейном бюджете и строить планы о дальнейшем приумножении семейного клана. Здесь уже родились и мы с Таней.
пробел [С. Лаптев]Нашей с тетей Леной Царевой любимой интеллектуальной забавой было обзывать друг друга Лаптищей и Царищей. Я ее называл так с некоторой робостью, как бы скромно пробивая равенство в нашем с ней общении. Но, в связи с тем, что мне было обидно за столь большую разницу в значимости наших фамилий, я старался свести ее фамильное превосходство таким, как мне казалось, принижением высокого статуса ее именования. Фамилии нашим предкам давались, как правило, по их социальным и трудовым пристрастиям. Лаптевы плели лапти, а Царевы плели интриги царского двора. Козловы разводили коз, а Петровы были соратниками двора царя Петра, Федоровы - детьми дяди Федора или тети Федоры, Карповы разводили карпов, Румянцевы были баловнями или изгоями фортуны. О бабе Лене много здесь пишу, потому что она была царских фамилий, забредших в то ли в рязанскую, то ли в алтайскую глубинку. Но, главное мое уважение к ней в том, что она бескорыстно и с любовью вложила в нас частицу своей большой души, тех ее благородных черт, кои мы постараемся транслировать дальше. Добрые люди формируют мораль общества. Мораль это генетическая ДНК души социума.
пробел [С. Лаптев]Жестокая судьба сложилась с детьми, внуками и правнуками бабы Лены. У ее дочери - Нины сгорел дом, и в нем погибло 9 человек. Остался один внук. Говорят, что бог карает за грешные дела. Баба Лена, святая женщина, глубоко верующая, много свечей зажгла перед божественными ликами, много тепла и добра принесшая тем, кто ее окружал. За что такие кары? Или божие милосердие столь неразборчиво? Похоже, что неразборчивы мы, веря в праведность того, кого никогда не видели и не слышали.
пробел [С. Лаптев]Дом моего детства был 4-х этажный, толстой кирпичной кладки, с глубокими подвалами и большими чердаками. Стоял он под номером 51 на улице имени немецкого революционера Карла Либкнехта. Похоже, что своих революционеров такого масштаба нам, в то время, крепко не хватало. Поэтому было у нас еще много и Морисов Торезов и Клар Цеткин, да и других деятелей разных национальностей и гендерных различий. Со временем угар почитания революционеров иноземных мастей поугас и, сейчас бывшую Либкнехта переименовали в Вознесенскую в честь церкви, коя находится на ней. Кидает мою улицу в названиях от имен людей, не верящих в бога, до имен божественных. И так у нас во всем. Уже несколько веков трясет наше отечество от бурь всяких, революций и переворотов. А другие строят себе мало-помалу коммунизм, который они называют по-разному: всенародный, олигархический, утопический, вселенский, социалистический и даже, капиталистический.
пробел [С. Лаптев]Дом моего детства, можно сказать, был элитным. По оценочным понятиям тех далеких времен! Кругом были деревянные, одно-двухэтажные дома из полуистлевшего древа. Кирпичный наш, как большой парусник среди шаланд, одиозно плыл в этом окружении. Но, были в его утробе и не очень благородные места. Невидимая часть дома, глубинные его подвалы элитностью не блистали. Там, из разного рода подручного хлама были поналеплены самодельные сараи. Другу детства, Петьке Аверкину, сильно повезло. Ему достался сарай у полуподвального окна, на свету. К тому же, рядом с библиотекой, коей я некоторое время на общественных началах заведовал. Взрослый люд в подвалы без особой надобности носа не совал, потому как там, иногда, отсиживался народец с не очень гладкой биографией. Подвалы были зоной наших владений. Освещения там не было никакого: в чистом виде тьма египетская. В подвалах, особенно зимой, мы прятались, играли или тайно покуривали. У кого-то из пацанов были фонарики и бензиновые зажигалки времен войны. Ими подсвечивали подземелья. У меня тоже остались наушники и бензиновая зажигалка. Зажигалка была изготовлена в г. Молотов, в знаменательный день 8 марта 1943 года. В годы войны многие женщины давили стресс глубокими затяжками тяжелого курева. Потому подарок им в виде зажигалки в столь памятный день не был оскорбительным. Позже Молотов был переименована в Пермь.

Наушники с войны [С. Лаптев]

Фонарь и наушники времен войны

Зажигалка,1943 г [С. Лаптев]

Зажигалка времен войны


пробел [С. Лаптев]Фонарик у меня, по-началу, был самодельный, на основе плоской батарейки: присоединяя к одному из полюсов лампочку пластилином, другим полюсом я замыкал цепь: вспыхивающая лампочка радостно пожирала абсолютную подвальную темень.

Плоская батарея [С. Лаптев]

Плоская батарейка


пробел [С. Лаптев]Тогда в крепежных делах вместо скотча, который гениальными умами еще не был придуман, использовался пластилин. Позже к лампочке я присобачил отражатель. Фонарь не блистал надежностью, архитектурным изяществом. Но, оттого, что он был изготовлен самим, он мне казался надежным, изящным и, вообще, лучшим: я им гордился. Ребенку его изобретения кажутся вершиной человеческой мысли.
пробел [С. Лаптев]Фонарики и зажигалки ликвидировали жуткую интригу пугающей темени в подвалах. Надо было придумать что-нибудь такое, которое бы возродило страх при блуждании в подземелье. Пугать друг друга чем-нибудь страшненьким было нашей излюбленной забавой. Поэтому мы рассказывали друг другу про черного, черного человека, который из черного, черного окна протягивал черную, черную руку. Или выкладывали что-нибудь еще из подобного репертуара. Просто так блуждать по темным подвалам с зажигалками и фонариками мне показалось скучно. Будучи тогда уже "продвинутым" химиком, дома из красного фосфора, путем его возгонки и конденсации, я превращал его в белый, изготавливал из него свечки, коими разрисовывал светящиеся скелеты на куртках пацанов. Фосфоресцирующими монстрами мы пугали всяк входящих в темные подвальные пространства. Это нас по-детски веселило и помогало без опаски дымить в подземельях.
пробел [С. Лаптев]В те послевоенные годы курили, практически, все пацаны. Тогда еще, в почете были самокрутки из газетного листа. Взрослые дымильщики ловко их скручивали и ритуально, с легким постукиванием при тихом разговоре, набивали табаком. Постукивание требовало сосредоточенности с выражением глубокой задумчивости на лицах. Сосредоточенность пришла, по-видимому, с войны. Табак в окопных ожиданиях был в очень высокой цене, и просыпать хотя бы крошку этого боевого друга, было преступно. Поговорка - ты мне друг, а табачок врозь, наверняка родилась в окопах. Ритуальное изготовление самокрутки было одним из атрибутов зрелости. Нам очень хотелось туда. Во взрослую жизнь. Тяга к изображению подобной жизни не останавливала нас ни перед чем. И курение, нам казалось, было одним из пропусков в ту вселенную, коя значилась взрослостью, зрелостью. Дымили мы лет с пяти-шести, не брезгуя брошенными недокуренными бычками (чинариками) или накручивая газетные самокрутки из сухих опавших листьев. Это был самый ядовитый способ дымления. В бычках конденсировалось много тяжелых смол, которые мы вытягивали в свои легкие. Самокрутки из листьев были пролонгированной, особо тяжелой отравой. Но, демонстрировали, по нашим понятиям, зрелость и нашу незаурядную находчивость. Почему питекантропы жили по 20-30 лет. Потому что, они в пещерах грелись вокруг костров и вдыхали те же самые смолы. Эти липкие вещества сильно укорачивают жизнь. Но, тогда мы этого не понимали. Взрослое наше презрение тяжелым грузом падало на тех наших сверстников-одногодок, которые не курили. Таких, правда, было совсем немного. Все хотели выглядеть взрослыми, уже не задыхающимися от крепкого, раздирающего нежную детскую глотку, табачного дыма. Кашлять, при дымлении, было позорно. Поэтому, если даже глотку раздирал наваливающийся удушающий кашель, сдерживали его до последнего, со слезами на глазах и багровостью на щеках. Бывало, что такое сдерживание взрывало нутро вырывающемся жутким кашлем. Но, это становилось проявлением слабости и провокацией взрыва смеха таких же курильщиков.
пробел [С. Лаптев]С уходящими временами и воспоминаниями о них почти также тяжело расставаться, как с уходящими друзьями. Они, почти в генетическом виде впечатывают в нас малые и большие истории нашей жизни. И той эпохи, коя уже никогда не вернется и, которая чем дальше уходишь от нее, тем ближе тебе становится. Поэтому когда наши старики начинают впадать в беспамятство, в этот период в их сознании крутятся события детства, молодости и реже моменты из их зрелой жизни.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) В.Пек "Долина смертных теней"(Постапокалипсис) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) А.Вар "Меж миров. Молодой антимаг"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список