Ларин Дмитрий Евгеньевич: другие произведения.

К вопросу об атеизме и агностицизме в натуральной философии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    2-я редакция с поправками Е.Ю. Попова


К вопросу об атеизме и агностицизме в натуральной философии

   Как водится от века к веку, мы, копошащиеся на нашем засиженном шарике, вольно или невольно, но эпизодически, а иногда и периодически, задаём себе Главные Вопросы: "Кто мы?"; "Откуда мы?"; "Зачем?.." - да-да, зачем мы?! Начиная от древних греков и классической языческой философии Аристотеля, делившего суть вещей на земное и божественное; через истерический религиозный мистицизм Средневековья; сквозь эпоху гордыни Ренессанса и проповедей пещерного механицизма Лапласа - человек активно ищет своё место в мироздании, шарахаясь от крайности в не меньшую крайность. Каждый раз, в любую эпоху обязательно наступал кризис мировоззрений, принося с собой в кармане неизбежный декаданс. Каждый раз казалось, что ещё вот-вот, что ещё чуть-чуть, что отполируем дырочку в нарисованной картине мира, - а дырочка оказывалась глубоко скрытым нарывом, бьющим гнойным фонтаном при попытках его как следует колупнуть.
   Нынче мы, не без тоски в сердце, наблюдаем, как философы, каких-то сорок лет назад надувавшиеся гоголем и обещавшие взломать и предъявить, как на прилавке, все тайны мироздания, упёрлись рогами в тарабарщину физиков-теоретиков и скисли, и отправились развивать гуманитарное знание, фактически признав своё поражение. Но не будет преувеличением сказать, что физики прокисли точно так же и перестали радовать нас поражающими воображение открытиями.
   Почему так произошло? Откуда же пришёл новый кризис естественнонаучной философии - не острый, жгущий пирогелем, а вялый, слабо дымящий, напоминающий передозировку снотворного? Разумеется, проблема частично обусловлена господствующей на планете общественной модели, возводящей гедонизм в ранг высшего смысла и парализующей таким образом мыслительную деятельность. Но это неправильный ответ. Это усугубляющий фактор, но не более того, - а настоящая причина скрыта в принятых алгоритмах мышления, почерпнутых, стоит заметить, из философии же.
   Вопиющий факт: разделение наук на точные, естественные, технические, гуманитарные, несмотря на толчок развитию междисциплинарных знаний во времена четвёртой научной революции. Я задавал философам вопрос: "К каким наукам относится логика?". Естественно, что философы в один голос твердили, что логика - наука гуманитарная. "А как же тогда она является основой математики? Основой компьютерного программирования?" - вопрошал я далее и, разумеется, не считая невнятных попыток защитить область своих научных изысканий, ответа не получал.
   А физика - это наука точная, естественная или техническая? А химия и выросшая на ней фармацевтика, породившая характерную поговорку о точности, "как в аптеке"? А спецдисциплины аналитиков разведслужб - вроде бы чистая социология, но требующая точных численных прогнозов?
   Мы спокойно наблюдаем, как элементарные частицы, имеющие масштабы жизни на таких временах и расстояниях, где классические представления ньютоновской механики о пространстве и времени теряют смысл, объединяются в более крупные системы - атомы и молекулы. Мы прослеживаем, как при увеличении количества атомов и молекул возникают сплошные среды газов, жидкостей и твёрдых тел. Мы без суеверного трепета видим, как усложнение связей конкретной молекулы с окружающей её средой приводит к нелинейной динамике молекулы, порождая качественно иное явление - развитие устойчивых неравновесных систем, пока ещё химических, с относительно простыми молекулярными комплексами, но уже служащих основой возникновения биологической жизни. А далее, постоянное усложнение клеток, систем и организмов вызывает феномен интеллекта - сперва примитивного, как у моллюсков, но неуклонно превращающегося в чистый абстрактный разум Homo sapiens.
   Мы видим абсолютно непрерывный мир, который не знает ни физики, ни психологии, ни арабистики, но знает, что даже арабистику теоретически можно было бы загнать в неудобоваримые уравнения. Очевидно, что смысла в таких уравнениях нет - мы не знаем точных начальных условий, мы технически не сможем даже за века найти решения, да и характер уравнений таков, что бесконечно малые случайные колебания параметров задачи дадут качественно иную картину на выходе.
   Не будем вгрызаться в хитросплетения хаотической термодинамики, построенной на глубоком взаимопроникновении физики, химии и биологии. Мы пойдём другим путём, как завещал нам великий Винни-Пух. Мы проследим, как материальная точка в механике Ньютона с увеличением точности её описания превращается в комок атомных ядер, склеенных электронным газом. Однако как только мы переходим к рассмотрению систем совсем уж малых размеров, мы вынуждены прибегать к описанию системы методами квантовой теории. И именно здесь у нас возникает узловая проблема непонимания того факта, что квантовые объекты подчиняются принципиально вероятностным законам.
   Ричард Фейнман - удостоенный Нобелевской премии как раз за революционные работы в области квантовой электродинамики - с уверенностью говорил своим студентам, что квантовую механику не понимает никто. Квантовой теории детей не учат в школе и не потому, что освоение её требует знаний основ высшей математики. Сами создатели квантовой механики переломали целые памиры копий, споря о природе случайностей квантовых процессов. Что это? Незнание точных условий, в которых находится система? Но электрон не падает на протон совсем не потому, что мы не можем провести точное измерение местоположения электрона. В конце концов, как это всегда и бывает в теоретической физике, решающее слово осталось за экспериментом. Результаты опытов Стюарта, Аспе и других компетентных товарищей однозначно свидетельствуют: квантовая механика - сугубо вероятностная наука.
   Важно понимать следующую вещь. Всегда существует соблазн подобрать простое объяснение сложным, а вернее, непривычным вещам. Всегда будут жить на белом свете шаманы и колдуны, объясняющие онкологические заболевания и семейные проблемы происками тёмных духов. Всегда будут жить на свете городские сумасшедшие, собирающие деньги на заведомо нереализуемые технические проекты. И всегда будут жить гении, полагающие возможным парой формул с манжеты рукава опрокинуть громоздкие теории лишь потому, что последние кажутся бестолковыми и бредовыми. Да, бывает так, что официальная наука резко заблуждается. Да, случаются нелепые, а иногда и трагические ошибки. Тем не менее, подавляющее превосходство количества точных предсказаний над количеством ошибок даёт право нам думать, что мы с трудом, со скрипом и с натугой, но всё же ползём по верному пути. Жизнь - многогранная штука. Лихим кавалерийским наскоком на одну из граней можно добиться появления глубоких трещин в остальных, что почему-то всегда ускользает от внимания гениев.
   Так вот, если эксперимент признаёт лишь одну-единственную трактовку квантовой теории (т. н. копенгагенская интерпретация), это значит... это значит очень многое. Это значит, что обилие ненаблюдаемых величин в квантовой теории, рассматривавшихся ранее просто как математическая уловка, существует в реальности. Нас не должно смущать, что настоящие "физические" величины мы не можем ни потрогать, ни пощупать - ровно так же мы не можем читать чужие мысли напрямую, только лишь опосредованно, через наблюдения каких-нибудь проявлений "запретной" внутренней сути исследуемого субъекта.
   А это означает, что каждая квантовая частица живёт где-то там, в параллельном измерении. И все эти пространства, населённые частицами, когда пересекаются друг с другом, образуют привычное, обычное и наблюдаемое четырёхмерное пространство-время. Важно отметить, что пространства частиц - это не физические пространства (потому что они ненаблюдаемы непосредственно), это пространства логические, или логико-математические, - на таком глубоком уровне абстракции математика с логикой практически неразличимы.
   Если ставить вопрос, каким аксиомам подчиняются эти пространства, ответ напрашивается сам собой - это есть обычные бесконечномерные гильбертовы пространства с давным-давно изученной аксиоматикой, принятые за основу математического аппарата квантовой теории поля. В такой трактовке постоянная Планка имеет глубокий философский смысл - смысл триггерного значения действия, которое отделяет виртуальный логический мир, описываемый волновыми функциями, от вещественного физического, описываемого матрицами плотности.
   Человеку строго-реалистического склада ума трудно принять мысль о том, что вся реальность вокруг нас - грандиозная иллюзия, под которой прячется не менее потрясающий по необычности невидимый, в принципе невидимый, мир, но тем дороже оказывается выстраданная истина. Очень важно понимать, что этот невидимый мир - строго логичен. Степень логической строгости, уж простят меня математики за столь вольное жонглирование терминологией, - не хуже двенадцатого знака после запятой; это приблизительно то же самое, что почувствовать лишнюю амёбу взвешиванием кубометра воды.
   Стоп! Как только мы заговорили о существовании чисто логического мира, мы обязаны ни на секунду не забывать, что логика - наука глубоко парадоксальная, противоречащая сама себе. Хотя бы потому, что логика строится на аксиомах, которые, напомним, Аристотель формулировал как
   - закон тождества (суждения о предмете тождественно самому предмету);
   - закон противоречия (суждение и отрицание суждения не могут быть одновременно истинными);
   - закон исключённого третьего (из двух отрицающих друг друга суждений одно является истинным).
   Аксиомы берутся ниоткуда - вот вам, будьте любезны, противоречие! Ежели говорить более строго, существует теорема Гёделя о неполноте, утверждающая, что любая система аксиом неполна. В любом случае, для любой аксиоматики будут существовать теоремы, не поддающиеся ни доказательству, ни опровержению. Если мы хотим избавиться от этого парадокса, мы вынуждены вводить бесконечное число аксиом - и таким образом обессмысливать весь логический аппарат.
   С теоремой Гёделя тесно связана теорема Левенгейма - Сколема, утверждающая неоднозначность реализации аксиоматики, иными словами, в рамках последней всегда можно построить несколько принципиально различных логических моделей. Конкретный пример: античные математики, изучавшие и описывавшие натуральные числа и их отношения, сформулировали несколько аксиом. Много позже, уже в Новом времени, выяснилось, что те же аксиомы описывают и отрицательные числа, и иррациональные, и трансцендентные, и даже мнимые. Таким образом, многовариантность, разнообразность нашего мира, поражающая воображение поэтов, заложена в основу задолго до рождения первой кварк-глюонной струны - вот чему надо поражаться! Тому, что и сочность цветов далёких туманностей, и искрящийся на солнце зимний наряд горностая, и много-много всякого-другого - всё построено на простейшей конструкции законов Аристотеля. Так что, по сути говоря, теорема Левенгейма - Сколема имеет силу из-за чрезвычайно малого числа законов, накладываемых на изучаемые логикой объекты.
   В этой связи уместен вопрос: будет ли иметь силу теорема Гёделя при трёхзначной логике? при четырёхзначной? Неизвестно. Скорее всего, будет. Потому что переход от системы "0-1" к системе "0-1-2", как бы там ни было, требует введения дополнительных правил оперирования над этими самыми "0", "1" и "2" - но сам логический аппарат остаётся неизменным.
   Таким образом, мы живём в логически открытом мире, что парадоксально уже само по себе. Ибо логика не признаёт никаких других вариантов, кроме "0" и "1", а теорема Гёделя подразумевает существование ещё и третьего логического значения.
   Но всё встаёт на свои места, если мы предположим, что логическая оболочка мира замыкается сверхлогической - оболочкой, на которую не распространяются законы логики, которая сама же эти законы и порождает, и разрешает по своему хотению неопровержимые и недоказуемые теоремы, иными словами, обладает абсолютным произволом. Дуальность, двойственность законов природы, введённая Нильсом Бором для объяснения парадоксов квантовой механики, обобщается до тройственности Вселенной, состоящей из:
   - физического слоя - привычного материального мира, конкретного воплощения логических образов, обитающих в
   - логическом слое, слабые отголоски которого проявляются в материальном мире корявыми конспектами физиков-теоретиков;
   - надлогического слоя, содержащего всё остальное внутри себя как вложение (а точнее говоря, как порождение), задающего аксиоматику и снимающего неизбежные логические парадоксы.
   Такая модель кажется весьма наивной. Но это неважно - разрабатывая предсказания на основе этой модели, можно довести последнюю до ума, или вовсе опровергнуть. Не суть. Суть - подать свежую пищу для размышлений и аккуратной сшивки стыка физики с математикой, математики - с логикой, а логики - со сложнейшими, самыми сложными известными на сегодняшний день, процессами, протекающими в центральной нервной системе человека. Даже общественно-исторические процессы не такие сложные, по уровню сложности они болтаются где-то между химией разветвлённых циклических реакций и биохимией многоклеточных.
   Но мозговые процессы - малая часть, это только то, что можно померить в циферках. За кадром остаётся мощный пласт феномена, называемого человеческим сознанием. В каком из трёх слоёв мира оно располагается? Отделимо ли оно от физического тела человека? Существуют ли какие-либо законы сохранения, связанные с сознанием? Разумеется, определённые сомнения в возможностях человеческого интеллекта присутствуют, но зато отсутствуют сомнения в другом: что мир непрерывен и един во всех своих трёх ипостасях.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) Н.Лакомка "(не) люби меня"(Любовное фэнтези) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Любовное фэнтези) Д.Маш "Строптивая и демон"(Любовное фэнтези) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) Е.Решетов "Игра наяву 2. Вкус крови."(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"