Игорь Л. : другие произведения.

Иоанн Оленевский: жиз[н]ь, чудеса и проблемы быта. Век 21-ый, год 25-ый

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дисклеймер. Типа никого не хочу там оскорбить или в краску вогнать. Буду представлять лишь реальные факты, а читатель уж сам сделает доступные по его разумению выводы. Нет, правда, накопилось-накипело. Короче, не корысти ради, а лишь взывающей истине для...


  
   Речь в данной публикации поведём об одном из наиболее почитаемых подвижников пензенской земли, чудотворце (и при жизни, и по представлении) старце Иоанне Оленевском (в миру Иван Васильевич Калинин; 1854 - 1951).
   А равно о тех, кто, казалось бы, формально должны чтить и преумножать память о старце, но на деле, мягко так скажем, это у них получается не всегда...
  
   Итак, краткий наш "занудный" обзор начнём с уже заявленной выше датировки дней жизни отца Иоанна, вернее, с явной несуразицы вокруг неё.
   Я что-то не припомню, чтобы у кого-то на могильном кресте выставлялись одновременно два варианта даты дня ухода из этого грешного мира. Однако в случае обозреваемой нами персоны дело обстоит именно так:
  

0x01 graphic

  
   Помимо того, что в представленных двух вариантах надгробной эпитафии "разночтение" составляет 3 года (51/54), путаница "вкралась" и в помесячную датировку. Разбираемся.
   По новому, ныне общепринятому стилю старец действительно совершил свой переход 24-ого июля 1951-ого года, но некие "непроходимые путаники" отчего-то завещали потомкам справлять день памяти святого по старому стилю (?!).
   Т.е. ещё раз: вместо настоящего дня памяти (24 июля) пастве указкой сверху отчего-то предложено отмечать его на 13 дней позже (6 августа).
   Это с большими оговорками могло быть принято и понятно, если бы время перехода старца относилось к условному периоду "до революции", но... Но признаем очевидное: по всем и мирским, и загробным, должно быть, нормам, если человек скончался в определённую дату уже по новому стилю, то и память о нём должна чтиться в соответствующую дату (наглядный пример: день памяти страстотерпцев Императора Николая II и его семьи, отмечающийся 17 июля).
   А иначе, как ни крути, натыкаемся минимум на неразумность, а нашем случае ещё и откровенное святотатство.
  

***

  
   Следуем далее.
   Старец Иоанн фактически наш современник. Сохранилась масса прижизненных фотографических изображений его благообразной натуры.
   При всём при этом нам "сверху" же отчего-то старательно пытаются навязать ряд его "канонических" изображений, мало чего имеющих общего с оригиналом и которые лично для меня всегда останутся лишь неким самобытным творчеством околокарикатурного направления.
   Взять хотя бы вот этот наиболее массово растиражированный облик с жалостливым взглядом и зачем-то пририсованным подобием пейсов:
  

0x01 graphic

  
   Вот ещё пара образов, имеющих как малое сходство между собой, так и с реальным своим прототипом:
  

0x01 graphic

  
   А теперь сравним всё это с настоящим изображением НАШЕГО великорусского великана с глазами, излучающими доброту и мудрость:
  

0x01 graphic

  
   И что общего сей этот лик имеет с той художественной росписью, которая безмерно плодится из-под пера официальных ликописцев?
   При этом хочется всё же верить, что цель данной "путаницы" далека от стремления стереть сам прижизненный образ старца из народной памяти...
  
   P.S.
   Справедливости ради заметим, что существует и действительно близкий к реальному облику старца Иоанна вариант изображения, подходящий также под иконописные каноны. Но представлен он лишь в единственном экземпляре (на внешней стене его кельи):
  

0x01 graphic

  
   Далее перейдём к нюансам, связанным с этим бревенчатым срубом.
  

***

  

"...а Начальника жиз[н]и убили" (Деян: 3: 15-15).

  
   Каждый, кто побывает в стенах новоотреставрированной кельи о. Иоанна, может убедится в одном орфографическом фокусе, который у всех на виду, но при этом остаётся практически незамеченным.
   По центру, прямо под одним из "канонических" обликов старца, в резной раме представлено стихотворение, авторство которого часто ошибочно приписывается самому Ивану Васильевичу:
  

0x01 graphic

   Всё стихотворение приводить не будем, - всякий желающий без труда сможет отыскать его полный вариант в сети. А лучше сразу же обратимся к достойному нашего внимания месту.
   Итак, начало стиха призвано сразу же ввергнуть читателя в шок и трепет. Приведём его дословно:
  
   Горе ли в жизи какое случится.
   Или тоска посетит тебя вдруг...
  

0x01 graphic

  
   Ну, авторский оборот, - скажете вы, - с уклоном в просторечие. И... попадёте пальцем в так называемый просак. Ибо в последнем четверостишии сей "вирши" слово "жизнь" приводится уже в нормальной человеческой орфографии:
  
   ...Скоро окончится буря сей жизни.
   Темная туча пройдет...
  

0x01 graphic

  
   С нормальной орфографией слово "жизнь" представлено и в первой строчке стиха, продублированного и на могилке старца:
  

0x01 graphic

   P.S.
   Вы уж извините, но видит бог, - без подспудной "сакраленки" со стороны вездесущих господ сверху сей ребус, видимо, никак не разгадать.
   Известно, что среди них много знатоков китаистики (пример - Г.Греф), которые хорошо знакомы с афоризимом, приписываемым старику Конфуцию: "Знаки и символы правят миром, а не слова и законы".
   Так вот, - ежегодно тысячи паломников посещают сию святую обитель, давая своё молчаливое согласие на подобное "усекновение", - ну, "жизи", так "жизи"...
  
   Здесь усилием воли всё же остановлю себя от углубления в а la теорию малого вредительства для большого плебса со стороны представителей "золотого миллиарда".
   Добавлю лишь, что видимая невооружённым уже глазом ересь экуменизма, которой они медленно, но планомерно разбавляют православный быт, может по итогу оказаться лишь верхушкой огромного айсберга...
  

***

  
   В завершении упомяну ещё об одном новшестве, касаемом кельи, которое, думается, не обошлось без кураторского санкционирования со стороны тех же незримых снизу верхов.
   Келья старца до сих пор является местом явления его силы (именно эта скромная избушка, а не роскошный храм в соседней Соловцовке, в пределы которого не так давно был перемещён, выкопанный из его могилки прах), - о чём свидетельствуют и многочисленные отзывы о явленных чудесах от прихожан и паломников, оставленные в журналах посетителей.
  
   И вот ныне кем-то принято решение по возможности сократить нескончаемый поток желающих сюда попасть.
   Объяснюсь. Вплоть до прошлого года в соседнем с кельей домике днём постоянно находился один престарелый местный житель, пускавший паломников, желающих посетить святое место. Потом одно время дверь открывал молодой семинарского вида. И, наконец, смотрительницей избушки стала одна местная жительница. Сначала всё было по-прежнему, - можно было в любой день приехать и быть уверенным, что "старец тебя примет". Однако в конце прошлого года на входе сначала появилось объявление, извещающее о появлении двух неприёмных дней (вторник, среда).
   Приехав с частным* паломническим визитом в Оленевку в один из понедельников весны нынешнего 25-ого, мы обнаружили келью на замке. Никакого объявления уже вообще не было. По одному из сохранённых ранее телефонов мы получили невразумительный ответ, что смотрительница, должно быть, отлучилась по делам в церковь. Но и церковь, в которую мы сходили, оказалась под замком.
   На возможное оправдание сей странной ситуации вопросом оптимизации (де, накладно для церковного бюджета содержать ежедневную смотрительницу за святым местом) можем ответить тем контраргументом, что при всё при том у духовного руководства всё же нашлись средства, чтобы о прошлом годе на заднем дворе кельи отстроить весьма приличный особнячок (по всей очевидности, для VIP гостей).
  
   * А в отношении массовых экскурсионных туров праздничного и выходного дня, упор на которые делает паломническая служба Пензенской епархии, могу ответить лишь фразой, услышанной мной недавно в одном из тонкоматериальных контактов:
   'Старцы на любом месте силы находятся только индивидуально, под группу эта энергия не работает никогда'.
  
   P.S. это я ещё умолчал о таких нововведениях, как запрет паломникам ложиться на пол кельи (обыкновенная раньше практика), введение жёсткого ограничения на пребывание в стенах её по времени, запрет на хождение от города и обратно маршрутки...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"