Игорь Л. : другие произведения.

Несколько исторических комментариев к вопросу: откуда есть пошла дата образования города Пенза?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "И вот, дорогие мои, за время существования нашего города натикало лишний день... Мне было важно сообщить об этом людям, и я это сделал... Томас, ты доволен, что у нас появилось 32 мая?" ("Тот самый Мюнхгаузен")


Несколько исторических комментариев к вопросу:

откуда есть пошла дата образования города Пенза?

  
   Общеизвестным ныне фактом является то, что Пенза образована в далёком 1663-ем году и в 2013-ом отметила своё 350-летие.
   Но при этом мало кто уже помнит, что совсем по историческим меркам недавно официальной датой основания нашего города считался совсем иной год.
   Заглянем в наиболее авторитетное издание советского периода, Большую Советскую Энциклопедию, - издание второе (1950 - 1958), том 32, статья "Пенза":
   "Пенза основана в 1666 как один из военно-административных центров в Поволжье..."
  
   В чём же суть сей метаморфозы? Давайте разберёмся.
  

***

  
   Для начала раскроем исторические истоки даты "1666".
  
   "... когда речь идёт о строительстве города-крепости, то Пензе явно "не повезло" с сохранностью подлинных документов в государственных архивных хранилищах страны.
   Московский пожар 1701 года уничтожил архивы приказа Казанского дворца. Во время же пожара 1737 года ... полностью погибли архивы документов приказа Большого дворца. А именно по грамотам этих приказов строились крепость и слободы Пензы, получали земельные наделы служилые люди, назначались воеводы..." 1
  
   Однако до второго пожара, в 1725 году, от пензенской провинциальной канцелярии в Герольдмейстерскую контору успевает отправиться первый официальный запрос относительно даты образования нашего города.
   Ответ также был получен, правда, весьма неопределённого характера. В нём значилось: "Город Пенза построен в прошлом 174-м году по указу блаженныя памяти по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича... воеводой Алексеем Протасьевичем сыном Лачиновым" 2.
   Не зная месяца грамотно и научно174-й (или, точнее, 7174 "от сотворения мира") следует переводить на григорианский календарь как 1665/1666 (до 1 сентября - 1665 и после -1666).
  
   Несколько позже Григорием Ивановичем Мешковым (1810-1890) обнаруживается рукопись так называемой "Строельной книги города Пензы". В 1894-ом году данный документ публикуется Владимиром Харлампиевичем Хохряковым во 2-м выпуске "Сборника Пензенского губернского статистического комитета". Хохряков делал "выпись" с копии, выданной в 1751 году из Пензенской провинциальной канцелярии сотнику Конной слободы Алексею Кудрину и сотнику Новодрагунской слободы Федору Бабахину по спорному делу о размежевании.
   Так вот, в приложении к той "выписи" значится:
   "Лета 7174 года сентября в 13 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца указу и по грамоте из Приказу большого дворца воевода Елисей Протасьевич Лачинов построил на Пензе у города посад и слободы и служилых и всяких чинов жилецких людей..."
   Здесь уже перевод хронологии обозначен без вариантов: в сентябре 7174 г. по старому стилю уже начался год 1666-ой год по новому.
  
   Однако исследователи XIX-ого века не обратили внимание, что в документе говорится не об основании города-крепости, а есть только известие, что в 1666 году на реке Пензе у города были построены посад и слободы. Т.е. царский указ касался устроения служилых людей, дворян и попов - обитателей уже построенного города - землёй и прочими угодьями.
  

***

   Теперь разъясним то, когда впервые в качестве даты основания Пензы всплывает 1663-ый год.
   Данная история напрямую связана с именем ученого секретаря Пензенской ученой архивной комиссии профессора Алексея Лукича Хвощева (1870-1935). После революции, новая власть поручила Хвощеву заведование всеми архивами Пензенской губернии. Исторические документы,  изысканные им в архивных недрах, а также собранные и учтенные ранее пензенской Архивной комиссией, легли в основу его книги "Очерки по истории Пензенского края", изданной на оберточной бумаге в голодном 1922 году. В этой работе обобщен и логически связан весь известный к тому времени археологический, этнографический и актовый материал, относящийся к ранней истории нашего города.
   Несмотря на то, что в распоряжение Хвощева не было исторических документов, указывающих на точную дату заложения крепости Пензы, он отнес её строительство на теплый сезон 1663 г.
   По его мнению, эта дата логически выводится из материалов "Строельной книги". Учитывая традиционную практику русского крепостного строительства, сведения о сроках возведения аналогичных оборонительных объектов, почерпнутые из строельных книг иных городов, он указал на 1663 г., как дату постройки московской государевой крепости Пензы. Он полагал, что "год основания Пензы неизвестен... известно лишь, что крепость строилась в 1663 - 1664 гг., и посад, и слободы были заселены с 1664 до 1665 гг..." 3
  

***

   Новую жизнь гипотеза Хвощёва получила во второй половине XX века, когда официально принятая ныне дата рождения Пензы, что называется, пошла в народ.
   И произошло же это в пору кураторства над вопросами культуры и истории сурского края Георгом Васильевичем Мясниковым, без малого четверть века (1961-1986) занимавшего пост второго секретаря Пензенского обкома КПСС.
  
   Здесь самое время остановиться подробнее на анализе данной исторической персоны. Известно, что за пристрастие и любовь к старине и русскости Мясникова за глаза называли "Георг Православный", и это не случайно.
   В 2001-ом году в журнале "Наше наследие" (N 59-60) опубликованы небольшие фрагменты дневников Георга Мясникова за разные годы под общим названием "Душа моя спокойна...". И фрагменты эти буквально пестрят размышлениями автора о его "привязанности к церкви".
   Тут можно найти и воспоминания детства:
   "Завтра Пасха. Ночью будет у церкви крестный ход. Наплывают картины детства... Эпизоды, а на всю жизнь остались в памяти" (1985г. 13 апреля);
   "Мама говорила, что я маленьким в Коповке любил ходить в церковь и молиться" (1988г. 4 сентября)
   И попытки согласовать догматы веры с нормативами партийной работы:
   "Неверие - страшный бич, опустошающий человека, сковывающий его энергию, инициативу, творческий поиск. Равнодушие чаще всего от неверия" (1973г. 14 мая);
   "Гениальная, не приходившая мне, его мысль: религия живет тем, что утешает! Христос: "Приди ко мне, страждущий, я утешу!" Не понимал этой стороны, а она так важна для понимания всей сущности идеологической работы среди народа" (1978г. 6 января).
   И где-то почти открытое выступление против "линии партии":
   "Били по религии, а ударили по народу, его тысячелетним обычаям. И теперь сложно отличить, где религия, а где народный обычай, традиция..." (1978г. 31 октября);
   "Подумал: только русские могут так - сломать храм, возведенный на деньги, добытые потом и кровью народа, взорвать его и на месте алтаря поставить памятник Карлу Марксу" (1980г. 20 мая).
  
   Резюмируем всё вышеприведённое.
   Даже из этих немногочисленных примеров становится совершенно очевидно: ну, не мо-ог такой человек спокойно относится к дате рождения своего города, содержащей, согласно ортодоксальной клерикальной традиции, негативный сакральный смысл 4.
  
   Теперь напомним программу-максимум Мясникова - чиновника в ранге куратора истории и культуры сурского региона 5:
   "Моё устремление:
   1) Сделать Пензу интересным городом, пробудить у жителей настоящую любовь к городу, патриотизм...
   2) В ходе революции ни один народ не растерял традиций столько, сколько русский народ. Поэтому основная направленность "интересных" строек - это возрождение русского духа, национального достоинства русского человека. Отсюда всё идет, этим питается" (1973г. 3 апреля).
  
   И кто знает, может быть, именно идея переноса официальной даты рождения города на Суре 6 на три года раньше каким-то сакральным образом и повлияла на то, что Мясникову эта задача оказалась по плечу?
  
   Смотрим записи из его поздних дневниковых признаний:
   "Сделать удалось многое. Пенза из захудалого и малоизвестного города стала центром российской культуры, образцом для подражания. И это - главное..." (26.08.1985 г.);
   "...Душа моя спокойна. Я много сделал, чтобы возвеличить Пензенский край, создать чувство уважения к нему во всей стране" (13.06.1986 г.) 7.
  

***

  
   Итак, что же удалось сделать?
   Во-первых, 60-е гг. знаменуются первым знаковым достижением, - застолбили новую дату.
   Читаем у Мясникова: "В октябре 1963 г. празднично отметили 300-летие со времени основания Пензы. Было и торжественное заседание, и приезд многих делегаций из соседних областей, и всевозможные сувениры и издания..." 8 (Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. - 2-е изд., - Саратов, 1989, с. 35).
  
   Здесь немного поправим автора: торжественное заседание по поводу 300-летия со времени основания Пензы прошло не в октябре, а в ноябре 1963 года, - а именно, в субботу 16 ноября 1963 г. 9. Да и с масштабом того мероприятия Георг Васильевич несколько преувеличил.
   Всё прошло на уровне сугубо местечковом: торжественное заседание в Обкоме, поздравительная телеграмма от саратовского депутатского корпуса, - не более.
   Наверху данная инициатива снизу осталась по большому счёту без внимания.
   Наглядный пример тому в подтверждение. Год 1974-ый, московским издательством "Планета" выпускается подарочный фотоальбом "Пенза", в самом начале которого на русском, английском и немецком языках по-прежнему повторяется старая, исторически укоренившаяся дата из вышеприведённого фрагмента БСЭ:
   "На юго-восточной границе Московского государства в 1666 г. был основан город Пенза". (ФОТО см. в приложении)
  
   Но инициатива на местах и не думала сдаваться.
   Выдержка из книги "Город-крепость Пенза":
   "Многое сделал для поиска первоисточников небольшой коллектив исследователей, возглавляемый неутомимым энтузиастом нашего краеведения Г.В. Ерёминым. В результате из архивов Центрального государственного архива древних актов были извлечены новые документы (...) Рукопись, подготовленная ещё в 1974 году, находится в Государственном архиве Пензенской области и является одним из важнейших сводов документов, помогающих найти правильные ответы на вопросы, которые до недавнего времени оставались неясными" 10.
  
   Из архивных недр коллективом Ерёмина среди всего прочего извлекается старейший на сегодня документ, связанный с основание Пензы, - запись о выдачи оружия в распоряжение некого Юрия Котранского от 3 мая 1663 года: 
     "171-го майа в 3 день. По памяти ис приказу Большого Дворца за приписью дьяка Дениса Савлукова и по мете на той же памяти дьяка Богдана Орефьева велено дать в посылку, что послать за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрьем Котранским, где ему велено город строить, послать сто шпаг...".
  
   Видимо, именно эта архивная находка и подтолкнула Мясникова к созданию своего рода жирной бронзовой точки в затее смещения дат образования Пензы, - воздвижению памятника "Первопоселенцу" с его знаменитой околоисторической надписью у подножия постамента:
   "Лета 7171 - 1663 - на реке Пензе велено город строить" 11.
  
   После этого события, уже официально, начинает входить в традицию празднование дней рожденья нашего областного центра 12.
  

P.S.

  
   И всё же, несмотря на то, что позже будут найдены и другие значимые свидетельства, связанные с датированием образования нашего города (например, что в июле 1663 года царь Алексей Михайлович указал "киндяки послать на Пензу... на знамена", а 18 октября 1664 года в "новом городе" Пензе уже были попы Алексей и Лукьян будущей соборной церкви Всемилостивого Спаса), сам Мясников казался неудовлетворённым результатами поисков.
   Вот отрывок из редакции книги "Город-крепость Пенза" 1989 г., глава с символичным названием "Поиск продолжается":
   "...к великому сожалению и огорчению, документа, который бы свидетельствовал безо всяких оговорок и обиняков о том, что Пенза построена на основании царского указа от такого-то числа и утверждённого тогда же чертежа или плана обнаружить не удалось. Молчат пока архивы..." 13
   Мясников здесь словно бы вторит цитируемому выше А.Л. Хвощёву: "...год основания Пензы неизвестен... известно лишь, что крепость строилась в 1663 - 1664 гг..."
  
   А теперь давайте признаемся себе. Формально поиск, конечно же, продолжаться может, но реальных шансов найти заветное документальное подтверждение даты рождения Пензы в той степени окончательности, о котором громогласил булгаковский профессор Преображенский ("окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня...") у нас со временем остаётся всё меньше.
  
   Признаем далее и то, что мясниковская версия, по которой "временем начала строительства крепостных стен, башен и других оборонительных укреплений крепости следует считать 1 августа 1663 года - день Всемилостивого Спаса, которому посвящена соборная церковь вновь возводимого города" 14, не лишена своей логики.
  
   Замечая, что в XVII веке закладка города - "дело многозначительное, отмечающееся особым торжественным ритуалом", Мясников призывает так же попутную аналогию: старший ровесник Пензы "город Козлов был заложен в день Покрова (1 сентября по старому стилю) и в честь этого праздника храм построенной крепости был посвящен Покрову Богородицы..." 15
  
   Другое дело, что датирование окончания строительства и крепости Пенза, и того же Козлова весьма неопределенно.
   Ниже привожу фрагмент из моей личной переписки с ведущим краеведом современности Михаилом Сергеевичем Полубояровым, который высоко оценив вклад Мясникова в развитие исторической науки, признал при этом и натянутость некоторых из сделанных им выводов:
   "...Мясников писал: 1 августа - закладка города, сентябрь - завершение строительства крепости. Да чепуха все это! Крепость наверняка достраивалась ещё не один год. Как город Козлов, считавшийся готовым, а там служилым людям жить было негде и башни стояли без крыш. Если бы город был полностью достроен, то имеющимися людьми стали бы немедленно, уже весной 1664 г., копать мокшанский вал и ров (место вала было определено, судя по Строельной книге, а работы начались только в 1679 г.). Церковь, по Мясникову, "открыта" в крепости 18 октября, так как с этой даты начали отсылать архиерею деньги, полученные от церковных треб. Опять не факт! Взимание треб возможно и до открытия церкви. Были похороны, свадьбы, крестины - так что требы взимались и до окончания строительства храма. Наверное, пока достраивалась церковь, церковный чин совершался в какой-нибудь наскоро сооруженной избе, а то и палатке..."
  
   В связи с этим затронем такой вопрос: насколько исторически оправдано решение администрации Пензы второй год подряд, видимо, следуя логике мясниковской теории "сентябрь - завершение строительства крепости", опробовать проведение празднования Дня города во второй декаде сентября 16.
   К тому же, как мы уже отмечали выше, сентябрь 7172 года по старому стилю есть уже 1664-ый по новому, - уже налицо некая хронологическая двойственность, дающая нашим землякам повод продолжить праздновать нынешний юбилей любимого города ещё и в следующем 2014-ом году.
   Теперь спросим себя: учитывая всё вышеприведённое, не логичнее ли вести хронологию истории Пензы не от завершения строительства крепости (весьма неопределённого, как мы уже заметили, во времени), а именно от её закладки? К тому же предлагаемая практика вполне соотносится с исторической традицией 17.
  
   Общий итог. В расчетах дня рождения нашего города я предлагаю, доверившись версии Мясникова, исходить именно из даты закладки крепости. И пока не будут найдены более точные исторические документы, признать официальным днём образования Пензы 14 августа 1663 года по новому стилю (1 августа 7171 по старому) 18.
  
  
   +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
  
   1 Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. - 2-е изд., - Саратов, 1989, с. 9
  
   2 Пензенский край. XVIII в. - 1917 г. Документы и материалы. - Приволж. кн. Изд-во, Пенз. отд-ние, 1980, с. 18.
  
   3 Хвощёв А.Л. Очерки по истории Пензенского края. - Пенза, 1922, с. 56.
  
   4 для справки: три шестёрки, или "Число зверя" - особое число, упоминаемое в Новом завете, под которым предположительно скрыто имя апокалипсического зверя; нумерологическое воплощение Сатаны (см.: Иоанн Богослов, Отк. 13:18).
  
   5 Мясников сам написал ряд историко-краеведческих статей о Пензе и две книги - по истории Пензенского края XVI-XVIII вв. и об объектах культуры Пензенской области времени 1980-х гг.
  
   6 весьма любопытный вопрос. При образовании наш город получил название от имени реки, на берегах которой и начал застраиваться. Вплоть до 1945 года река Пенза впадала в реку Суру на 4,5 км севернее современного устья. В 1945 году река Сура прорвала Куриловскую плотину и стала протекать в Пензе по бывшему руслу реки Пензы. С тех пор Пензу зовут городом на Суре. Вследствие изменения русла Суры в городе Пензе имеет место "загадочное" название улицы "Набережная реки Пензы", которая проходит вдоль берега реки Суры за 3 км от берегов реки Пензы, а улица "Набережная реки Суры" идёт лишь за 2 км от Бакунинского моста вниз по течению Суры, не захватывая парадную набережную Суры.
  
   7 Александр Логинов (в советское время второй секретарь Никольского райкома КПСС) в связи с этим метко назвал Г.В. Мясникова "пензенским Шлиманом, который в буквальном смысле вернул Пензу из политического и культурного небытия" (Логинов А. И. Нужна идеологическая вертикаль // "Пензенская правда", 22.03.2006).
  
   8 Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. 1989, с. 35
  
   9 "Пензенская правда", 16 ноября 1963 г. (N269)
  
   10 Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. 1989, с. 88.
  
   11 инициатива создания скульптуры (работа над которой велась с 1977 по 1980 годы) принадлежит именно неугомонному Георгу Васильевичу, он же принимал непосредственное участие и в её проектировании, и дальнейшем воплощении в жизнь. Кстати, Мясников реально рисковал за свою инициативность в данном вопросе получить, что называется, по шапке, - 23 апреля 1980 года он записывает в дневнике: "Могут прихватить с этим памятником: русофильство". В целях же конспирации по мудрому указанию Георга Васильевича в документах того времени данный монумент значился не иначе как "садово-парковая скульптура".
  
   12 первый в истории края ДЕНЬ ГОРОДА отмечался 1 июня 1986 года. Начался днём на стадионе "Труд", завершился вечерним салютом на набережной Суры.
  
   13 Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. 1989, с. 10.
  
   14 Там же, с. 106;
   до августа же 1663-его на этом месте, по Мясникову, мог пребывать острог: "...некоторые краеведы высказывали мысль, что к этому времени [июль 7171 г.], Пензенская крепость была уже построена. Но думается, это лишь попытка выдать желаемое за действительное. На самом деле к этому времени мог быть построен лишь острог для размещения строителей города и его охранников, а так же вооружения и всякого рода припасов", - Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. 1989, с. 99.
  
   15 Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. 1989, с. 106.
  
   16 ранее это мероприятие отмечалось совместно с Днём России в июне месяце.
  
   17 наиболее известный пример - день рождения Санкт-Петербурга, приходящийся на 27 мая (16 мая по старому стилю, Троицын день по Мясникову), когда царём-реформатором была произведена закладка первого здания города - Петропавловской крепости на Заячьем острове.
  
   18 день Медового Спаса по православному календарю.
  
  
  
   /////////////////////////////////////////////////////////////////////////
   Продолжение разбора темы Пензы исторической см. на другой моей страничке:
   http://samlib.ru/j/ja_i/grawjura.shtml
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"