Лавров Борис : другие произведения.

Евангелие от Михаила: образы Воланда и Иешуа в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одно из 3-й мест на конкурсе "Русский язык, литература и культура: прошлое, настоящее, будущее".


   - Он гений, Фаина! - восклицала,
   перелистывая страницы,
   Ахматова. - Он - гений!
Александр Файнберг.
  
15 (3) мая этого года исполнится ровно 120 лет со дня рождения великого русского писателя, одного из величайших гениев XX-го века - Михаила Афанасьевича Булгакова. Живший в один из самых тяжелых периодов в истории страны - в сталинскую эпоху - Булгаков резко выделялся на фоне своих собратьев по перу смелостью замыслов. Только он мог решиться в это время - время всеобщего безбожия - начать писать аллегорический роман о Боге и Дьяволе, о добре и зле. Роман, переписывавшийся много раз, сменивший не одно название и в конце концов преподанный нам как "Мастер и Маргарита".
Работа над романом велась продолжительное время, с 1929 по 1940 год, до самой смерти писателя; возможно, проживи Булгаков дольше - и роман под его пером продолжал бы меняться, приобрел бы другую, еще более философскую и наполненную глубинным смыслом форму. Будучи уже на смертном одре, Булгаков продолжал диктовать поправки своей жене, Елене Сергеевне, но успел отредактировать менее трех четвертей романа, остановившись на сцене первой встречи Маргариты и Азазелло. Фраза Маргариты "Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?" стала последней фразой окончательной версии романа, и все дальнейшие эпизоды, которым, возможно, предстояло еще изменяться и изменяться, дошли до читателя в том виде, в каком они пребывали до начала последней правки.
Но тем не менее знаменитый роман о Дьяволе вот уже долгое время остается признанным произведением русской классики, которое любят и ценят не только в России, но и за рубежом, визитной карточкой писателя и любимой книгой нескольких поколений читателей. Что же привлекает людей в этой неоднозначной, странной, философской книге? Острая сатира на быт Москвы 30-х и юмористические эпизоды о похождениях свиты Воланда ли, прекрасная ли история чистой любви Мастера и Маргариты, или же далеко
   не канонический, но такой живой и близкий "роман о Пилате" - мистическое Евангелие от Сатаны? Пожалуй, привлекает именно неоднозначность романа, то множество пластов, которое скрывается за его страницами: прочитав роман один-два раза и, казалось бы, взяв из него все, что только можно было взять, мы беремся за него в третий раз - и с удивлением замечаем, что нам открываются все новые и новые его грани.
Образ Воланда, скажем прямо, необычен и не соответствует стандартным догматическим представлениям о Дьяволе. Библия и другие христианские источники описывают Падшего Ангела как сосредоточье Зла, отвратительное и отталкивающее по самой своей сути. Но не будем забывать, как опытен Дьявол в делах искушения - булгаковский Воланд представлен нам совсем иначе. Ироничный, спокойный, сильный и уверенный в себе, несомненно, культурный, он обладает огромной харизмой и привлекает этим читателя. Однако при этом он не перестает быть Князем Тьмы - напротив, все вышеуказанные качества только помогают ему обличать и наказывать грешников и сеять панику среди московских обывателей. Трехдневное его пребывание в столице влечет за собой весьма и весьма серьезные последствия, большая часть из которых перечислена в эпилоге романа.
Несчастьем ознаменовано уже первое его появление: встреча с председателем МАССОЛИТА Михаилом Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным. Происходит она в среду вечером. После разговора с Воландом Берлиоз гибнет под колесами трамвая, а Бездомный сходит с ума. Можно ли сказать, что оба этих случая - прямая вина Воланда? Или он только предсказал смерть Берлиоза и сумасшествие Бездомного, а виноваты в произошедшем уже они сами? Пожалуй, да. И причиной всему - их неверие. Неверие, ставшее основой их беседы, во время которой они пришли на Патриаршие Пруды, неверие, привлекшее к их разговору Воланда, и, наконец, неверие, подтолкнувшее Берлиоза отнестись к странному незнакомцу как к умалишенному и устремиться к телефонной будке, чтобы
   вызвать надлежащие органы, - и спровоцировавшее его смерть. Неверие, невозможность понять и принять тот факт, что помимо мира материального есть мир духовный, является главным грехом Берлиоза и Бездомного. Ведь не завели бы они разговора о богохульной поэме Бездомного, не вступили бы в теологический спор с Воландом или хотя бы отнеслись по-иному к его рассказу о суде над Иешуа - все сложилось бы иначе: Берлиоз не поскользнулся бы в луже пролитого Аннушкой масла, а Бездомный, увидев смерть товарища, а затем и уходящего Воланда с его странной свитой, не оказался бы в психиатрической лечебнице.
Другие жертвы Воланда и его свиты точно так же получают наказание за свои грехи: чрезмерную жадность, мелочность, честолюбие, лицемерие, пристрастие к выпивке и т.д. Управдом Никанор Иванович Босой попадает в ту же самую лечебницу за взяточничество. Да, валюты он не брал, это уже в его квартире данные Коровьевым рубли мистическим образом превратились в доллары - но ведь сам факт взятки имел место быть, причем явно не как единичный случай, а как рядовое событие в жизни Босого. Администратор Варенуха едва не становится вампиром из-за пренебрежительного отношения к людям и привычки "хамить по телефону". Алоизий Могарыч исчезает из квартиры Мастера, которую он получил, написав на самого Мастера анонимку. Таким образом, Воланд со своей свитой предстает перед нами не столько как дух-искуситель, сколько как обличитель, приносящий кару за грехи. Ибо ни один человек не пострадал от его прямых или косвенных действий просто так.
Итак, Воланд прибывает в Москву вечером в среду. А что же в этот самый день, но двумя тысячами лет ранее, творится в древнем городе Ершалаиме? Роман об этом умалчивает, начиная повествование об Иешуа с того момента, как в действие входит Пилат, главный герой ершалаимских глав, то есть с пятницы, но читавший Библию человек знает, что в этот день - в среду - была совершена сделка между Иудой и первосвященниками, а Христос, по своему обыкновению, проповедовал.
И вот в этот день - в страшный день, день предательства - Воланд появляется в сталинской Москве и начинает свою проповедь. Все его действия и даже весь его облик являют собой, по сути, отражение Христа, пронесенное сквозь призму дьявольской сути Воланда. Так, на следующий день - в четверг - Воланд устраивает представление в театре Варьете. Что это, как не глумление над тайной вечерей, проведенной Христом в тот же календарный день в Иерусалиме? Тихую, торжественную вечерю, на которой впервые было установлено священное таинство Евхаристии, Воланд обращает в балаганное представление, доведенное впоследствии чуть ли не до оргии из-за дармовых червонцев и волшебного магазина, появившегося на сцене. Играя на таком людском пороке, как жадность, Воланд в открытую насмехается и над жителями Москвы, и над вечерей. Червонцы на следующий день превращаются в мусор, а роскошные платья исчезают сразу же после того, как одетые в них женщины выходят из здания театра.
Итак, Воланд насмехается над Иешуа и пародирует его. В чем это выражается? Ведь, если взглянуть на них поверхностно, не вдаваясь в подробности, разительно будет как раз различие между забитым, испуганным и по-детски наивным Иешуа и импозантным, волевым, суровым Воландом. Но таков только первый взгляд, первое, обманчивое, впечатление. Вглядевшись пристальнее, мы видим, что слабовольность Иешуа - вовсе не слабовольность, а смирение, одна из величайших христианских добродетелей. Оно и только оно побуждает Иешуа безропотно идти на казнь и называть своих мучителей "добрыми людьми", искренне веря в это. Воланд же смирения не выказывает ни капли. Напротив, вломившись на три дня в Москву, он ставит ее с ног на голову по своей прихоти, он делает, что хочет, и не терпит чьих-либо указаний. "Просите, и дано будет вам!" - говорит
   Христос в Библии. Воланд же будто возражает ему, говоря Маргарите после бала: "...никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!". Этой фразой он очень чётко показывает свою позицию: позицию Падшего Ангела, ставшего таким из-за гордыни, из-за недостатка смирения, нежелания кому-либо подчиняться. Однако подчиняться приходится. Ибо когда Иешуа прочёл роман Мастера, Он послал к Воланду Левия Матвея с просьбой (не приказом, а именно просьбой!) даровать влюбленным покой. То, что пожелание высказано в виде просьбы - не свидетельство того, что Иешуа не может приказать Воланду, но всего лишь еще одно доказательство Его смирения. Но даже такой просьбе Воланд не может, не имеет права отказать.
Примечательно, что для переговоров Иешуа посылает к Воланду не кого-нибудь, а Левия Матвея, того самого Левия Матвея, который так ненавидит и Воланда, и Пилата, и многих других, который искажает слова Иешуа и, даже будучи преданным ему всем сердцем, не разделяет его мнения о том, что все люди - добры. Видимо, Иешуа хочет и Левию преподать своеобразный урок смирения, послав его к тому, кого он ненавидит больше всего. Воланд же, напротив, провоцирует Левия, пытается вызвать того на спор. Князь Тьмы не хочет признавать своих слабостей, не хочет показать их даже себе самому. Его существо только требует подчинения ото всех, но никак не хочет подчиняться кому-либо другому. И на смиренную просьбу Иешуа о судьбе Мастера и Маргариты он реагирует именно как на просьбу - соглашается, сделав вид, что мог и не соглашаться.
В ранних редакциях романа просьба Иешуа все-таки звучит как приказ, и когда Воланд говорит об этом Мастеру, тот удивляется: разве есть кто-то, кто может командовать Воландом, тем самым всемогущим Воландом, который вытащил его из лечебницы (в ранних редакциях - тюрьмы), который устроил незабываемый сеанс магии в театре Варьете, который творит невесть что и устраивает столь милый его сердцу хаос везде, где только появляется? В
   ответ Воланд говорит, что есть, имея в виду, разумеется, Иешуа. Однако писатель все-таки убрал эти строки и заменил приказ просьбой. Почему? Кто-то считает, что Булгаков хотел уравнять Добро и Зло в силе, но гораздо более вероятно то, что он все-таки хотел еще раз подчеркнуть безграничное смирение и всепрощение Иешуа Га-Ноцри.
Кстати, об Иешуа. Многие ортодоксы церкви считают роман, в частности, именно ершалаимские главы, кощунственными. Кто-то считает грехом даже читать книги, подобные этой. Известный богослов диакон Андрей Кураев начинает свою статью "Мастер и Маргарита: за Христа или против" словами: "Сразу скажу: так называемые "пилатовы главы" "Мастера и Маргариты" кощунственны. Это неинтересно даже обсуждать", - далее мотивируя это тем, что булгаковский Иешуа, умирая на кресте, произносит имя Пилата, в то время как по Библии Иисус - произнося имя Своего Отца. В вину Булгакову вменяется также и то, что добродетель и смирение Иешуа - бездеятельны (по крайней мере, с точки зрения критиков-ортодоксов). Он только проповедует, говорят они, но не делает ничего больше. Ну а чего они, собственно, ждут, эти критики? Неужели они, подобно иерусалимским первосвященникам, ожидают, что Иисус будет насаждать Свое Царство путем войны и насилия? Неужели они забыли слова Христа о том, что "Царство Моё - не от мира сего"? Войной, восстанием хочет идти другой Иисус. Иисус Варавван. Мало кто знает, но именно так называл Булгаков разбойника Вараввана в ранних редакциях романа, основываясь на апокрифических текстах. Само имя "Варавва" означает "сын отца", и арестован разбойник был за организацию мятежа и убийство. Таким образом, перед нами предстает картина раннего замысла писателя: Пилат предлагает Каифе выбрать одного из двух Иисусов, двух предполагаемых Мессий, один из которых пытается устроить восстание и свергнуть власть кесаря, а другой - смиренно проповедует. И Каифа, понимая, что идеи могут быть куда более сильным оружием, чем мечи и копья, выбирает Иешуа Га-Ноцри.
   Что же до мнимой "бездеятельности" Иешуа, то не Его ли проповеди и идеи заставляют сборщика податей Левия Матвея бросить деньги на дорогу
   и устремиться за Ним в бесконечный путь, прокуратора Понтия Пилата задуматься о своей жизни, отдать приказ об убийстве Иуды, не они ли заставляют точно так же задуматься многих и многих людей? Иешуа Га-Ноцри, так же, как и канонический библейский Иисус, только проповедовал, но Он проповедовал так, что окружающие Его люди начинали действовать и пытаться менять свою жизнь в соответствии со Словом Божиим.
Примерно так же все делает и Воланд. Ведь он, если призадуматься, и пальцем не шевельнул для того, чтобы что-то сделать: люди сами приходят к нему, сами хотят чего-то, ну а завершает дела его свита: барона Майгеля убивает Азазелло, Варенуху превращает в вампира Гелла, дом Грибоедова поджигают Коровьев и Бегемот. Для всех найдется дело, и только сам Воланд, как истинный Князь Тьмы, ни в чем не принимает участия лично, но все контролирует.
Основой сюжета романа является празднование Сатаной своего ежегодного бала и подготовка к нему. Стоит призадуматься над тем, когда, в какое время это происходит. В страстную седмицу, ночь с пятницы на субботу - в то время, когда Иисус Христос был мертв. Зло в это время ликует и устраивает празднество, глумясь над ценностями Добра. Посмотрите, ведь на балу торжествуют разврат, пьянство и прочие пороки. Да и приглашены туда не кто-нибудь, а самые злостные грешники Ада. Но бал, фактически, длится всего одну минуту, хоть эта минута и растянулась не на один час. Даже Воланд боится нарушить тишину Тихой Субботы, а в первые минуты воскресенья - и это воскресенье будет ознаменовано светлым праздником Пасхи - его уже не будет в Москве: не в силах противостоять Добру, он вернется в свои владения. Даже ликуя и празднуя годовщину смерти Иешуа на своем балу, Воланд знает: пройдет еще немного, и запоют: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?..". Победы Ада не будет - Воланд уходит с
   Земли раньше, чем пасхальное благословение накрывает ее. Накрывает оно всю Землю, даже охваченный атеизмом и богохульством Советский Союз.
   Возможно, его особенно, потому что он сейчас как никто другой нуждается в Божьей помощи. И прощение за свои грехи многие получают именно в эту ночь, в преддверии Воскресения Божия. Вот парадокс: мучения Пилата начались со смертью Иешуа и закончились Его же воскресением из мертвых. Это ли не знак победы Добра над Злом?
Мастер и Маргарита, благодаря заступничеству Иешуа, получают покой. Воланд спрашивает Левия: почему же Иешуа не заберет их к себе и не дарует им свет? Но Левий отвечает, что они не заслужили света, а заслужили покой.
И в самом деле. Разве могла бы ведьма Маргарита заслужить Рай, да и Мастер - его ли это доля?
Был ли бы он счастлив в Раю?
Во многих религиях - например, в мусульманстве или у Свидетелей Иеговы - Рай представляется как чудесный сад, где растут фрукты, бродят звери, где человек получает земные удовольствия. Рай, фактически, путают с Эдемским садом. Но даже в Эдеме главными были не звери и не фрукты - главным было общение с Богом. Догмы христианства учат, что истинный Рай - это приобщение к Богу, это становление частью Великого и Единого. Так могли ли быть грешные Мастер и Маргарита счастливы в таком Раю? Или же им был ближе Покой, столь прозорливо данный им Иешуа?.. А гости на балу Воланда? Чему радуются они? Отчего пируют и кутят грешники из Ада, отчего так расцветают музыканты-композиторы от одной улыбки Маргариты? Они празднуют все ту же победу Ада, победу Зла, пусть временную и недолгую. Как праведники стали частью Бога, частью Добра, так и они после смерти растворились во Зле. Ведь и Коровьев, и Гелла - они тоже когда-то были людьми. Ад у Булгакова заключается в приобщении к Злу.
Впрочем, наказание у каждого свое. И несчастный Михаил Берлиоз, с упрямого неверия которого начался роман, уходит в небытие, оставляя после
   себя не слишком добрую память и золотую чашу, из которой причащаются кровью барона Майгеля Воланд и Маргарита. Впрочем, кровью причащается
   только сам Князь Тьмы: Маргарита пьет уже вино. Вдумайтесь: если Христос на тайной вечере превращал вино в Кровь, то Воланд, снова искажая и глумясь над Его заповедями, делает наоборот. Снова пародирует таинство Евхаристии, снова устраивает бал в день Его смерти и снова покидает грешную Землю накануне Его воскресения, как делал уже тысячи раз... Остаются только люди. Остается Иван Понырев - бывший Бездомный, внезапно прозревший, остаются жертвы его наказаний - те, кто остались живы - остаются прочие люди. Но когда-нибудь Воланд придет снова. Придет, чтобы взглянуть, каким за прошедшие века стало население Москвы и чтобы снова предсказать, снова наказать и снова искусить...
  
  
   Список литературы:
  
   Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - Санкт-Петербург: Новая Нива, 2004. -462 с.
Булгаков М.А.
Из лучших произведений. - Москва: ИЗОФАКС, 1993. - 671с.
Кураев А.В
. Мастер и Маргарита: за Христа или против? - Москва: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. - 176 с.
Статьи:
Доманский В.А. Только человек ответствен за добро и зло // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990. - N11. - С. 32-37.
Журавлева Г.Н.  Вечность - Библия
- Человек // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990. - N11. - С. 37-40.
Молотаева Н.В., Речинский С.Ф. Портрет на фоне... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1991. - N11. - С. 71-74.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"