Часть вводная (маленькая, но важная для понимания дальнейшего).
Если использовать определение энциклопедии, то видно, что понятие "НАЦИЯ" учёными мужами трактуется, в общем-то, неоднозначно:
НАЦИЯ (от лат. natio -- племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
Тем не менее, в современных условиях всё же верным скорее будет определение нации как КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ, народа данной страны. "Чистые" генетические линии в онто- и филогенезе населения уже давно утеряли всякий смысл в результате многовекового совместного проживания народностей в пределах достаточно ограниченных территорий.
Итак, я буду использовать термины "нация" и "народ" как синонимы - с учётом того, что это относится к КОРЕННОМУ населению, т. е. проживающему в данном месте и государстве в течение не менее трёх поколений. Кто-то скажет, что три поколения - для Истории ерунда, сможет ли за столь крошечный промежуток времени сформироваться нечто ОБЩЕЕ для разных национальностей и племён? Таких я пошлю... в недавнее прошлое, когда именно за три поколения (75 лет!) сформировалось СОВЕТСКОЕ сознание у подавляющей части населения страны, почти без учёта различий в предыдущем историческом пути. Да и перестроечные годы сформировали у значительной части молодёжи уже иное, "постсоветское" сознание: искорёженный гибрид соц-иждивенца с кап-бандитом, желающего жить "красиво, как ТАМ", но не работать, или же работать, но "как ЗДЕСЬ". Да-с, господа и товарищи, в нашу эпоху изменения происходят с, я сказал бы, катастрофической быстротой - и столь же катастрофичными последствиями...
1. Что такое "характер нации"?
Что такое "характер нации"? Есть ли он вообще? Как формируется? От чего зависит? В чём проявляется? Влияет ли он на судьбу нации, этноса, государства? И каким образом?
Вряд ли кто-то будет отрицать факт наличия у каждой нации некоего, ей только присущего характера: уж больно разителен контраст между средним англичанином, немцем, итальянцем, бразильцем или китайцем... Вот только среднего американца нет, не переплавился ещё тамошний народ! Негр из Бруклина - совсем не то, что мормон-англосакс из Юты, а "латинос" из Флориды совершенно не похож поведением и менталитетом на китайца-хуацяо с восточного побережья. Я бы сформулировал так: "характер нации" - это свойственный большинству коренного населения менталитет, привычки, образ жизни, культурное наследие. В значительной мере это отражается и в господствующей в стране религии, и даже в языке (пишу на основании в т. ч. личного опыта общения).
Принято считать (согласно исследованиям социологов и психологов), что:
средний англичанин обычно корректен, обязателен, очень чтит традиции, слегка (а то и крепко!) шовинист по отношению ко всем неангличанам. Не националист - что вы, как можно! Но знаете, всё же Англия - это колыбель демократии и капитализма, а следовательно, современной западной культуры, так что: "Боже, храни королеву" и "Правь, Британия, forever!" Обычный разговорный язык краток, прост, без особых сложностей. Но язык литературный, "высшего общества", настолько насыщен специфическими идиомами, оборотами и терминами из спорта, политики, истории, что не всякий, хорошо изучивший "classic English" поймёт, о чём, собственно идёт речь! Англиканская церковь есть вариант протестантизма с его верой в личную обязанность каждого перед Господом быть честным, трудолюбивым, праведным (если возможно), "и воздастся тебе..." Словом, религия индивидуала.
Средний немец дисциплинирован, точен, старателен, трудолюбие в крови. Нация отличных солдат и мастеров. Есть немало гениев в областях самых разных, НО: гравюры Дюрера потрясают проработкой и точностью деталей, отделкой - а импрессионистов среди художников-немцев не было... Отменные математики, философы; постижение строения мира, поиски в нём места для Бога - пожалуйста, а поиски Бога в себе - нет, почти не искали. Язык грубоват, довольно сложная грамматика (особенно в проф. вариантах), но отменно точен в выражениях; громадное количество сложносоставных слов, произношение - порой язык узлом завязывается. Религия - опять же протестанты: лютеранство и кальвинизм, упор на воспитание личных добродетелей. Обряды и кирхи просты (нечего деньги на роскошь бросать!). Для трудяг, короче.
Итальянец весел, общителен, раскован во всём; если можно не работать - предпочтёт не работать. Да и работа его не слишком-то обременяет, почти как у нас. Долгов не боится (Мадонна выручит, ежели что!), копить не приучен особо. Чувство прекрасного в крови; в искусстве дали многое миру. В науке чаще "генераторы идей", чем кропотливые разработчики, в философии - мечтатели и утописты. Язык очень мелодичный, относительно простой по грамматике ( не слишком много исключений из правил); множество оттенков в словах... язык поэтов и художников. К религии относятся странно: рьяные католики, очень чувствительны в вопросах веры и обрядности; любят церковное великолепие - и совершенная свобода в житейских делах от десяти заповедей!! Дети, словом...
Китаец - " вещь в себе". Вежлив до дого, что порой хочется в морду дать: интересно, что делать станет? Но не советовал бы: память у него, отточенная зазубриванием тысяч иероглифов, исключительная! Случай припомнить обиду может ждать долго, и дождётся-таки. Ужиться способен где угодно и с кем ни попадя, и будет своё дело делать. Трудолюбив как никто другой, время для него - не вопрос, если нужно сделать хорошо (а плохо на экспорт делают, и то уже мало: только потому, что покупают у них и говно!). "Генераторы идей" неважные, как и большинство азиатов, а вот разработчики - отменные; идею подхватят (или украдут), и быстренько применят, с толком. Язык не то чтобы тяжёлый, просто грамматика совершенно отличная от привычной нам индо-европейской группы языков . Например, слово "лицо" у них "плоского рода". Религии как таковой нет; есть философия конфуцианства и культ предков, да ещё разновидность буддизма - даосизм.
Вообще вопрос отражения характера нации в её языке - крайне интересен! Кто не читал "Тысяча и одна ночь"? Предмет там часто называется не прямо, а через метафоры и сравнения, весьма цветистые и прихотливые. Таков и характер арабов, да и жителей Средней Азии, тюрков: скрытный, воспитанный на множестве правил - писаных и неписаных - восточного этикета. Неприлично сразу при встрече говорить о деле, сперва обязательный ритуал вопросов о здоровье, семье, делах (раньше - о скоте), затем традиционное чае- или кофепитие, а уж потом - о сути вопроса. Нарушение ритуала вызывает или неприятие ("нас не уважают!") или скрытое - а то и явное - презрение: невежа! А ведь ритуал этот основан на законах кочевой жизни, когда при встрече неясно было, друг этот человек или враг? Выяснить это можно именно через такую систему вопросов, когда прояснялось, какого роду-племени человек, его статус, род занятий, опасен он или наоборот, может быть полезен... да и самому раскрываться раньше времени не стоило. Степь или пустыня - не город; ежели что, то и спросить будет не с кого... Отсюда и тип разговора - как некий поединок, разведка, разгадка ребуса; отсюда и характер - скрытный, с наивной порою хитрецой, но чаще - с тонким "восточным" коварством: узнать о собеседнике как можно больше, сообщив о себе как можно меньше. И всё это при внешней степенной вежливости и радушии.
Ломоносов писал о русском языке: "Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но ежели бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы он в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а, сверх того, богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков". Мне кажется, Михайло Васильич несколько польстил родной нации: при таком количестве интересных качеств мы бы должны были быть супернародом! Тут или моя теория неверна, или же мы по неясным причинам скрываем от самих себя и мира свою истинную сущность?
И не только язык отражает национальный характер, но и другие виды искусства и творчества: живопись, музыка, литература, архитектура... Китайская кумирня где-нибудь на невысокой сопке, и рисунок тушью по мокрой рисовой бумаге, начинающийся с какой-то точки и возникающий вокруг неё постепенно и в окончательном виде, без переделки; готический, стреловидный шпиль костёла, которому как будто тесно в скученности средневековых городов Европы и он стремится ввысь, и звуки органа - величественные, словно звучит само небо; лишенная пышности и золота, но прихотливо украшенная многоцветными орнаментами просторная внутри мечеть, а рядом игла минарета - как перст, указующий на местопребывание Творца милостивого, но требовательного, и пронзительный призыв муэдзина - всё это расскажет о характере нации куда больше, чем многие тома научных изысканий!
Вышесказанное свидетельствует о том, что на формировании характера нации сказывается ряд совершенно определённых причин: это климат, природа; образ жизни предков далёких и не очень; события прошлых веков, особенно сильно затронувшие нацию и прочее.
Скажем, китайцы и в глубокой древности жили скученно, и умение ужиться в такой давке было крайне важно. Отсюда вежливость и уже на подсознательном уровне привычка скрывать чувства, особенно если они могут быть неприятны или могут испортить настроение другим: даже о смерти близкого родственника китаец расскажет (если расскажет!) вам с улыбкой: огорчать вас не хочет. Если вы его о чем-то попросите, то отказа не услышите - опять же, зачем портить отношения? - проще сказать "да" и не сделать, или затянуть решение до такой степени, что сами плюнете и забудете. Поддержка родни всегда была для них основой в жизни: слишком много за их четырёхтысячелетнюю историю было войн, катастроф и стихийных бедствий (вроде регулярных гигантских разливов двух великих рек), и прочих неприятностей, против которых выстоять можно было только сообща. Отсюда и почитание старших, и глубоко общинный дух, и уже на генетическом уровне скрытое неприятие чужаков, некитайцев: не тот менталитет у них! Конфуций же не на пустом месте появился: он не придумал свою философию мировосприятия, а просто обобщил этот тысячелетний опыт жизни в своде правил.
Государство для китайца - как гигантская суперобщина, сверхсемья. Иерархичность, послушание и подчинение, воспитанные в нём с пелёнок, совершенно органичны для него и в отношениях с государством. А власть, в свою очередь, веками поддерживала и поощряла именно эти качества трудолюбивого, малорассуждающего муравья в гигантском муравейнике-государстве.
Древние финикийцы, критяне, греки, а много позже и "латинская раса", как их частенько называют - испанцы, португальцы, итальянцы (наследники генов и культуры Средиземноморья) - это нации мореходов, первооткрывателей, жизнь которых тесно связана с путешествиями, торговлей, общением с чужими культурами и их взаимопроникновением. Для этого требовались люди отважные, с широким взглядом на мир, лёгкие на подъём и на контакт, с умением быстро приспосабливаться ко всему новому, воспринять его и, переработав, использовать. Эти черты характера и стали доминирующими, позволив их обладателям совершать великие открытия, создавать многочисленные колонии и великие империи. Рамки жёсткой дисциплины таким людям тесны, но при необходимости они умеют и подчиняться (знаменитые своей дисциплиной и спайкой римские легионы; бесстрашные, но жестокие конкистадоры).
И вот такая особенность: "нордическая" ветвь европейцев, викинги, в период их расцвета (VII - XI века) были такими же - бродягами, разбойниками и торговцами - всего понемногу при необходимости; даже служили гвардией в Византии. Но, осев в тесной западной и южной Европе и смешавшись с тамошними этносами, постепенно утеряли эти качества, приобретя взамен другие, более подходящие для той жизни: оседлость, трудолюбие, основательность, подчинение закону (правда, последнее - спустя столетия, а так воевали у себя и между собой крепко!). Оставшиеся же в Скандинавии бонды (хуторяне, крестьяне) - прямые потомки данов, свенов, норвеев - были той частью нации, которая не обладала чертами викингов в полной мере, и вскорости стали почти (кроме Швеции) мирными законопослушными гражданами. А вот испанцы и португальцы, в той же европейской тесноте пошли другим путём: экспансия. И дали миру Новый Свет! А с ним - и новые этносы, образовавшиеся от смешения индейцев и латинской расы, со своими национальными характерами...
При этом всегда следует помнить следующее: названия этносов и наций могут звучать для нас, современных людей, одинаково, но САМИ НАЦИИ - совершенно различны и по крови, и по характеру, менталитету. Итальянцы - не ПРЯМЫЕ потомки гордых римлян, и характер нации вовсе не тот, что у Муция Сцеволы или Цезаря. Современный египтянин - араб, и вообще не имеет ничего общего с древними сынами Та-Кемт; современный грек - только номинальный наследник кое-каких генов и великой культуры Эллады... А вот Китай, да и вся Юго-Восточная Азия, а также евреи, эфиопы, армяне - практически те же этносы, что и тысячи лет назад; при этом национальный характер помог им сохранить и древнюю культуру, и государственность.