Лавров Олег Александрович : другие произведения.

Возрождение Веры в Вооруженных Силах - Путь к возрождению России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ - ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ

  

Лавров О.А.

Аспирант Северо-Западной академии государственной службы, Санкт-Петербург

  
  
   Для соблюдения морали служат законы, для охранения людей служат армия и власть, а для духовного единства общества служит религия. Без развития и укрепления патриотических чувств у защищающих Родину бойцов армия обречена на полное поражение. А что лучше религии может поднять боевой дух и патриотизм у воина?
   Государственное реформирование России протекает в крайне сложных и противоречивых условиях. На лицо социально-экономический и политический кризисы, до предела обострена международная военно-политическая обстановка. В сложившейся ситуации одной из важнейших задач укрепления государственной мощи страны является создание эффективной системы патриотического воспитания на традициях верного служения своему Отечеству. Решить же эту проблему невозможно без знания истории и духовно-религиозных традиций государства, без учета особенностей различных категорий людей и ситуации в регионе и в стране в целом. Фактором, оказывающим не последнее влияние на обстановку в коллективе, в том числе и воинском, является религиозный фактор. С усилением экстремальности ситуации, роль этого фактора возрастает, а если учесть, что прослеживается тенденция увеличения верующих с каждым призывом на военную службу, то религиозный фактор в вооруженных силах приобретает особое значение.
   Церковь и армия на протяжении всей истории нашей страны были очень близки друг к другу [Духовные традиции 2001]. Церковь благословляла воинов на предстоящие битвы, непрестанно молилась о сражающихся и о победе над врагами, духовно окормляла армию, сама становилась в ряды защитников Родины, помогала собирать вещи и деньги на военные нужды. Военноначальники и простые воины почти всегда перед сражением и в тяжелые минуты боя преклоняли колена и молились о даровании помощи свыше, на победу над неприятелями, и не было случая, когда искренняя молитва была не услышана Богом.
   "На протяжении многих веков духовно-нравственный облик Российского воинства определялся системой духовных ценностей Православия. Твердая вера и надежда на Бога, сострадательная любовь к ближним, защищать которых требует воинский долг, жертвенность и самоотверженность в бою, были присущи каждому российскому солдату. Среди прославленных Русских воинов - святые Русской Православной Церкви благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, выдающийся флотоводец Феодор Ушаков, - из послания Святейшего Патриарха Алексия II по случаю Всероссийской социально-патриотической акции "День призывника" [Патриаршее послание 2006], - Было время, когда в обществе стало развиваться определенное негативное отношение к нашему воинству. Но эти времена проходят. Трагические события на Кавказе и в других регионах, распространение в мире терроризма ясно показали всем, что угрозы для самого существования нашей страны вполне реальны. Это заставляет обратиться к опыту прошлого. На протяжении веков Россия имела славную традицию духовного попечения о военнослужащих. Во время войны священнослужители ободряли воинов, молились за них, делили с ними все тяготы военной службы. В мирное время они поддерживали и укрепляли дух солдат и офицеров".
   С момента возникновения армии центральным ядром ее морально-психологической готовности выступали те или иные религиозные верования. Не являются исключением и Вооруженные Силы России. Перед походами и после приносились жертвы богам, совершались ритуальные действия. А с крещением Руси в 988 году князем Владимиром, установилась тесная связь между армией и Православной Церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. До появления полков регулярного строя при Петре I в походах участвовали священнослужители. В каждой дружине имелась своя икона-покровительница. Роль религии определялась тем, что она, по сути, являлась единственным средством воспитания, развития духовных сил и укрепления морально-психологического потенциала армии. Немаловажную роль в повышении значения и влияния Церкви сыграло и то обстоятельство, что Русской армии противостояли войска государств, имеющие другие официальные религии. В критические моменты российской истории религия всегда была централизующим началом, объединяющим нацию.
   Русские воины с незапамятных времен шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу и Отечеству [Семиряга 2006]. Однако юридическое закрепление места военного духовенства произошло только при Петре I. По воинскому Уставу 1716 года, при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года было повелено на каждом корабле Военно-морского флота иметь по одному иеромонаху.
   Петр I, формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы, многое заимствовал из зарубежного опыта, однако дело духовного воспитания поручил Православной Церкви. Основные формы деятельности духовенства в вооруженных силах были определены в отдельных главах уставов Русской армии и флота, которые так и назывались: "О священнослужителях".
   В армии Петра I Православие стало системой нравственного воспитания солдат [Ибрагимов]. Представители других конфессий в воинских подразделениях появились лишь в XIX веке, когда император Павел I вывел институт военных священников из-под гражданского подчинения. На службе в Царской армии состояли муллы, ксендзы, раввины и пасторы. Окончательно религиозная структура сложилась в 1890 году, когда было утверждено "Положение об управлении Церквами и духовенством военного и морского ведомств".
   В Русской армии главенствующее положение занимала Православная Церковь, но имелись представители и других конфессий [Калашников 1993: 69]. Среди генералов и полковников накануне I Мировой войны 85% составляли Православные, а остальные относили себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75% были Православными, 2% мусульмане, 9% католики, 1,5% лютеране.
   В Царской армии были выходцы из Северного Кавказа, крымские татары и другие мусульмане, подданные Российской Империи [Емельянова 2000: 2]. Зачастую они воевали против своих единоверцев, например, во время турецких войн или в период утверждения России на Северном Кавказе.
   Традиционно Православие придерживалось толерантного (терпимого) отношения к представителям других конфессий [Ивашко 2002]. Это было закреплено в Уставе 1914 года, где говорилось: "Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в назначенном им месте и, по возможности, одновременно с Православным богослужением". В руководящих документах протопресвитера военного и морского духовенства подчеркивалось, что: "Подвизающееся на ратном поле духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту Православной Церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского самоотверженного служения как Православным, так и инославным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество".
   Терпимое отношение к другим религиям резко менялось по отношению к сектам и религиозным объединениям, выступающим против служения Отечеству. От военных священников требовалось "принять все возможные меры к пресечению в войсках сектантства и иметь неослабленное попечение об ограничении Православных воинов от этой зловредной пропаганды".
   Большую роль в патриотическом воспитании защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному ведомству [Духовные традиции 2001]. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи военноначальников, увековечивались героически погибшие воины. Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью, которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий, организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой с приходским активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах, благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.
   К сожалению, эпоха государственного атеизма и богоборчества не прошла бесследно для нашей страны. Последствия воспитания "нового человека" таковы, что путь к возрождению духовных основ воинского служения Отечеству и Православных традиций воинского воспитания вряд ли будет скорым и легким. Когда в 1917 году подлинную религию отменили, то на ее месте возникла искусственная, синтетическая религия под одним из лозунгов "Религия - опиум для народа" [Смирнов 2006]. Данная религия получила название "марксизм", в ней появились свои "священнослужители" - политруки, которые и заменили военное духовенство. Политрук стал "священнослужителем" марксистской религии.
   Перед началом Великой Отечественной войны Церковь находилась в уничиженном состоянии. Многие священники, епископы были расстреляны, многие погибли в лагерях, храмы по стране были закрыты в своем большинстве, 2/3 священнослужителей, которые оставались в живых, находились в тюрьмах и ссылке [История РПЦ 1994: 106-108]. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. Правда, после возвращения отторгнутых от России в гражданскую войну территорий - Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Эстонии, Латвии и Литвы, - число приходов многократно увеличилось, но Россия все равно оказалась духовно опустошенной. Церковь была разгромлена.
   К настоящему времени как российская армией, так и все общество в большей части утратили духовно-нравственные основы воинской службы. У молодых людей отсутствуют понятия патриотизма, долга, верности, чести, взаимопомощи и взаимоподдержки. Вследствие этого проявляются нарушения внутренней дисциплины в армии, ее место все больше занимают неуставные отношения, которые становятся новой армейской этикой. Противовесом и альтернативой этой этике может стать проверенная веками нашей российской армией Православная нравственность. Для того чтобы исправить положение, потребуются годы. Участие в этом процессе священника будет большой помощью и для солдат, и для офицерского состава.
   Смена общественно-политического и социально-экономического строя России, образовавшийся идеологический вакуум и принципиальные перемены в духовной жизни людей, в частности, рост их религиозности прямо и непосредственно отразились и на Вооруженных Силах, сознании личного состава [Мозговой 2002]. В духовной сфере с религией, особенно с "традиционными" конфессиями, государство и общество стало связывать поиски национальной идеи, на которую возлагалась надежда по выходу из глубокого системного кризиса. Это, в определенной мере, способствовало изменению религиозной ситуации, росту числа организаций и людей, относящих себя к верующим. Приверженцы разных вероисповеданий появились и в Вооруженных Силах России.
   Ныне Отечество наше возвращается к исконным традициям, и вновь священнослужители Русской Православной Церкви имеют духовное попечение о воинстве. За последнее десятилетие совместными трудами духовенства и военачальников практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих и членов их семей. В армейской среде уже стало традицией, отправляясь в горячие точки, обязательно брать благословение Церкви на нелегкую службу, а также приглашать священников на освящение воинских знамен, на принятие присяги молодыми воинами. При этом во многих военных частях действуют Православные храмы и молитвенные комнаты. Все чаще людей в погонах мы видим на богослужениях в приходах и монастырях, при проведении Крестных ходов.
   Армия является частью общества. Поэтому, естественно, влияние религиозного фактора распространяется и на нее. Отношения между Вооруженными Силами Российской Федерации и религиозными объединениями являются зеркальным отражением государственно-конфессиональных отношений в стране. Они характеризуются переходом от политики государственного атеизма, проводимого в СССР, жесткого ограничения государством свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, к возрастанию интереса к религии и ее роли в истории, религиозным традициям, праздникам и обрядам. На смену отношения к религии и Церкви как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, пришло отношение к ним как к важному общественному институту. Этот процесс, естественно, охватил и армейскую среду. Возникла необходимость учета потребностей верующих военнослужащих со стороны командования. Это обстоятельство, наряду с официальной демонстрацией религиозных предпочтения со стороны президентской власти подтолкнуло высшее армейское командование к установлению контактов с руководством религиозных организаций, в первую очередь с Русской Православной Церковью, которые были зафиксированы в ведомственных документах, соглашениях между силовыми министерствами, ведомствами, публичных выступлениях военачальников, материалах СМИ.
   Вооруженные Силы Российской Федерации, являясь институтом государства, естественным образом следуют в русле официальной политики, делая ставку на Русскую Православную Церковь как традиционный идеологический институт Российской Империи, атрибутику которого частично восстановила Российская Федерация (герб и флаг).
   Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины. Более того, полноценная жизнь человека в армии немыслима без реализации религиозной свободы, гарантированной Конституцией России. К сожалению, до сих пор не разработан реальный правовой механизм обеспечения этой свободы для верующих людей, несущих военную службу. Необходимость специальных законодательных решений вытекает из того факта, что в воинских частях существует особый режим, ограничивающий военнослужащих в получении духовного попечения.
   Рассматривая проблему взаимодействия командования с религиозными объединениями в деле воинского и патриотического воспитания в современных условиях, следует сразу оговорится, что строится оно строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59, Законами Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О статусе военнослужащих", также в соответствии с положениями, отраженными в совместном Заявлении о сотрудничестве, подписанном Генеральным директором ФАПСИ и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, последующими указаниями Управления кадров и воспитательной работы [Емельянова 2000: 2]. Однако серьезные расхождения в вопросах свободы веры имеются в Конституции и законе о статусе военнослужащих. Несмотря на то, что ст. 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу совести, ст. 8 п. 4 закона о статусе военнослужащих гласит, что "государство не несет обязанности по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов". И это не единичный случай подобной законодательной двойственности.
   Сегодня взаимоотношения Церкви и государства во многом зависят от энтузиазма и личных качеств государственных служащих, в том числе и командиров воинских частей. Но такого не должно быть в правовом государстве, к коим себя относит Россия. У традиционных конфессий государства должно быть законодательное право работать в государственных институтах.
   Священный Синод Русской Православной Церкви поддерживает восстановление института военного духовенства в Российской армии. Исполняя высокое служение Родине, военнослужащие не должны лишаться права на полноценную религиозную жизнь.
   Сегодня институты военного духовенства существуют в армиях большинства стран мира [Заявление Священного Синода 2006]. В США, Великобритании, ФРГ, Франции, Израиле, Индии, Пакистане и других государствах имеются специальные структуры, содействующие полноценной религиозной жизни военнослужащих. По этому пути уже пошли Армения и страны Балтии. О своей готовности ввести подобный институт заявили представители Украины и Грузии. В американской армии проходят службу 2500 офицеров-капелланов, которые представляют более десяти конфессий (основные - католицизм, ислам и иудаизм). Для обучения будущих капелланов в Штатах существует специальный Центр военных священников в штате Нью-Джерси. Выпускникам даже присваивают воинское звание.
   Опыт зарубежных стран также свидетельствует о том, что институт военного духовенства повышает моральный дух в армии и способствует созиданию межрелигиозного мира среди военнослужащих. Однако это возможно при условии, что армия не рассматривается как поле для миссионерской деятельности, на котором различные религии борются за привлечение новых последователей. Следовательно, в армейской среде должны работать только те религиозные объединения, члены которых несут военную службу, причем среди своих последователей.
   Использование зарубежного опыта не должно разрушать положительные наработки отечественной системы воспитательной работы в войсках, а военное духовенство - подменять собой существующие органы воспитательной работы в армии. Его представители призваны трудиться рука об руку с командирами и офицерами-воспитателями. Отечественный опыт взаимодействия армии и религиозных организаций на протяжении последних десятилетий показал, что духовное попечение о военнослужащих не ведет к конфликтам на религиозной почве. Наоборот, пастырская забота оказалась востребованной среди военнослужащих. Она придает более человечный характер военной службе, укрепляет моральные силы воинов, наполняет военную службу глубоким нравственным содержанием. Все это способствует укреплению страны и приносит реальную общественную пользу.
   Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института военного духовенства способно принести пользу государству и обществу. Сегодня в российской армии священнослужители традиционных для России религий могут участвовать в духовном, нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих.
   Офицеры-психологи отметили, что в гарнизонах, где несли служение Православные пастыри, проблема суицида среди военнослужащих практически устранена [В гарнизонах 2006]. Поэтому представители Вооруженных Сил предложили учредить при всех воинских частях специальные комиссии по воспитанию военнослужащих, в состав которых должны войти военные психологи и священники.
   В последние годы в Церкви возрождается традиция проведения учебно-методических сборов пастырей, несущих ответственное послушание, связанное с духовным попечением военнослужащих и членов их семей в воинских частях. Значение таких встреч сегодня трудно переоценить. Вот уже более десяти лет Русская Православная Церковь совместно с Министерством Обороны России возрождает духовные основы воинского служения Отечеству.
   Идею создания института полковых священников в армии поддерживает Святейший Патриарх Алексий II. По его словам, "сближение Церкви и армии приносит добрые плоды, способствует пробуждению в душах военнослужащих идеалов Русского воинства". Никакая армия не может жить без духовности, а российская - тем более. В духовности - основа ее существования, основа ее непобедимости.
   Сейчас с Армией и Флотом сотрудничает около двух тысяч священников из приходов. Священники должны знать воинские уставы, законодательство, регулирующее труд военнослужащих, военную историю. Особая физическая подготовка для священников не обязательна. Недопустимо, чтобы священники принимали участие в армейских учениях, сопряженных с необходимостью пользоваться оружием или отрабатывать экстремальные ситуации. Исключительная деятельность священника в Армии и на Флоте - душепопечительство.
   В настоящее время военной прокуратурой разрабатывается законопроект "О полковых священниках". Именно военной прокуратуре приходиться сталкиваться и разбираться с проблемами в армии - дедовщиной, суицидом, побегами и т.п. Она уже не видит другого выхода по оздоровлению ситуации, кроме привлечения к этим проблемам военного духовенства [Смирнов 2006]. Поэтому она хочет восстановить, как во всех нормальных странах, институт военного духовенства, как необходимый институт государства.
   На сегодняшний день Церковь не готова обеспечить полностью армию полковыми священниками. В настоящее время эта цифра составляет примерно 40-50%. Необходимо открыть специальное училище военных священников, которое должно финансироваться из бюджета Министерства обороны Российской Федерации и готовить профессионалов своего дела. Сейчас в сотрудничестве с армией задействованы только приходские священники.
   В первую очередь нужно ввести военное духовенство во всех родах войск: чтобы был главный священник флота, главный священник Космических войск, главный священник Сухопутных войск и т.д. Затем военные священники должны появиться во всех военных округах, во всех учебных заведениях. После чего должны быть подобраны и территориальные военные священники. И главное - обеспечить части, которые находятся в постоянной боевой готовности и в горячих точках.
   В настоящее время возникает еще одна проблема во взаимоотношениях государства с Церковью, а именно отмена отсрочек от призыва в Вооруженные Силы граждан, обучающихся в Духовных Семинариях [В МДА 2006].
   Отмена отсрочек для призыва в армию семинаристов может привести к закрытию многих духовных школ и тем самым нанесет существенный ущерб делу духовного просвещения России. На начало 2006 года 76% учащихся-семинаристов могли быть призваны в армию. Три четверти студентов-призывников - это проблема, которая ставит под вопрос всю систему религиозного образования Русской Православной Церкви. Если сейчас катастрофически не хватает духовенства, в то время как количество общин растет, то отсутствие возможности подготовки новых кадров нанесет существенный ущерб всему делу духовного просвещения России.
   Также в обществе присутствует немаловажный вопрос о наличии в Вооруженных Силах представителей различных религий. Необходимо ли введение в армию священнослужителей неправославных конфессий?
   Россию нельзя назвать многокофессиональной страной [В РПЦ 2005]. Считается, что если хотя бы 60% населения исповедуют одну религию, то государство уже моноконфессиональное. У нас же 84% жителей - христиане, поэтому многоконфессиональность - это миф, идущий из СССР, который действительно был многокофессиональной страной. Сейчас у нас страна Православная, но имеющая и мусульманское население. Вторая религия в России - это ислам. Но представителей ислама у нас не так много, и территориально они сосредоточены в основном в районе Северного Кавказа, Татарстана и Башкирии. При этом надо добавить, что мусульман у нас тоже берут в армию, поэтому, когда в ней появятся Православные священники, будет и мусульманское духовенство, как это раньше было в Российской Империи.
   Вера и обряды религии тем более важны для воинов, для тех людей, которым приходится бывать часто в тяжких обстоятельствах, где смерть смотрит им в глаза и где одни только незыблемые основы веры могут спасти от колебаний и лукавых мудрствований [Режепо 2000: 106]. С точки зрения отвлеченной философии, быть может, все религии равны, но с точки зрения военной науки, дело обстоит совершенно иначе. Дело в том, что в большинстве случаев принадлежность к известной религии дает тон и политическим воззрениям. Так как в России в начале ХХ века 70% жителей были Православными и ввиду уклонения прочих народностей от военной службы, процент Православных солдат был еще большим, чем соотношение между религиями. Уже сегодня в военные училища в основном идет молодежь славянского происхождения: Русские, украинцы, белорусы. И лишь частично - представители поволжских народов. Таким образом, завтрашняя армия будет по преимуществу славянской.
   В армии должны быть военные священники согласно вероисповедованию личного состава [Смирнов 2006]. Например, в армии служат 10 тысяч мусульман, тогда надо, чтобы их окормляли военные муллы в количестве 10 человек, но если там будет 10 Православных, то к ним должны по надобности приглашаться Православные священники. Также если в армии 100 тысяч Православных, то должны быть 100 Православных священников, а к 10 мусульманам приглашаться мулла.
   Русская Православная Церковь будет обращаться к своей пастве, мусульмане - к своей, католики и иудеи - к своей. Так было и должно быть в России, где проживает много национальностей разного вероисповедания. В этом варианте присутствия Церкви в государственных институтах не должно быть лишь одного - целенаправленной работы одной религии с паствой другой с целью обращения людей в свою веру.
   В Вооруженных Силах СССР был накоплен хотя и скромный, но реальный опыт воспитания атеистического и никакого опыта воспитания религиозного. Поэтому, реализуя принцип свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации, придется обращаться и к опыту недавнего прошлого, и к опыту армии дореволюционной России, и к опыту современных зарубежных армий.
   Свобода совести есть система таких духовно-материальных отношений, которые превращают выбор между атеистическим и религиозным мировоззрением в частное дело каждого воина [Национальные интересы 1994]. Речь идет не о политических, гражданских и других правах воинов, а об их мировоззрении. Воины должны быть равноправны независимо от присущего им мировоззрения, а равенство прав влечет за собой и равенство обязанностей. Реальные различия в мировоззренческих позициях воинов при неясности действительного соотношения этих позиций придают особую значимость принципу свободы совести как основе консолидации духовной жизни Вооруженных Сил вокруг идей патриотизма, верности воинскому долгу, личной ответственности за безопасность России.
   Рост интереса к религии среди населения России и личного состава Вооруженных Сил можно объяснить совокупностью причин: экономических, политических, социальных, исторических, национальных, правовых, нравственных, психологических и др.
   Основными причинами, побудившими военнослужащих обратиться к религии, являются [Мозговой 2004]:
   - возрождение национальных традиций;
   - возможность посещать храмы;
   - возможность следовать укладу жизни в семье;
   - поиск смысла жизни.
   Всех военных связывает служба Родине независимо от их вероисповедания или гражданского состояния, и этот момент очень серьезен для России.
   Любовь к Родине, бескорыстная преданность Отчизне, жертвенность - это отличительные черты истинно Русского воина [Духовные традиции 2001]. В Церкви Православной из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему Отечеству признается смерть за Родину, главным образом, на войне. Воин солдат, явно исполняет заповедь Христову: "нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих".
   Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие, - Церковь Православная. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II разъясняет: "...солдат на войне убивает (и это грех), но отдать на погубление врагу своих ближних, с точки зрения Церкви, было бы грехом несравненно большим". В приведенном разъяснении содержится очень глубокая и важная мысль о том, что в реальной жизни людям не приходится выбирать между абсолютным злом и абсолютным добром, а лишь между злом большим и злом меньшим.
  
  
  

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

   1. В гарнизонах 2006 - В гарнизонах, где работали капелланы, проблема суицида практически устранена [Электронный ресурс] / Сайт Православие.ru. - Режим доступа: http://pravoslavie.ru/news/060324133829, свободный. - Загл. с экрана.
   2. В МДА 2006 - В МДА (Московской Духовной академии) заявляют, что отмена отсрочек от службы в армии для семинаристов может привести к закрытию многих духовных школ [Электронный ресурс] / Сайт Православие.ru. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/120273.html, свободный. - Загл. с экрана.
   3. В РПЦ 2005 - В Русской Православной Церкви надеются на возрождение в России института полковых священников [Электронный ресурс] / Сайт Православного общества (братства) "Радонеж". - Режим доступа: http://www.radonezh.ru/new/?ID=3470, свободный. - Загл. с экрана.
   4. Духовные традиции 2001 - Духовные традиции Российского воинства: Методический материал для священнослужителей, окормляющих вооруженные силы и правоохранительные учреждения // Православная газета. - Екатеринбург - 17 июня 2001 года.
   5. Емельянова 2000 - Емельянова, Н. Исламофобия - путь в тупик: В казарме должны чувствовать себя свободно представители всех конфессий / Н. Емельянова // Независимое военное обозрение - N 45(256). - 2000.
   6. Заявление Священного Синода 2006 - Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении института военного духовенства в Российской армии от 11 апреля 2006 года [Электронный ресурс] / Сайт Православие.ru. - Режим доступа: http://patriarchia.ru/db/text/104390.html, свободный. - Загл. с экрана.
   7. Ибрагимов - Ибрагимов, Х. Ряса цвета хаки. Военное ведомство готово принять в штат Вооруженных сил РФ священников [Электронный ресурс] / Сайт Портал-Credo.Ru. - Режим доступа: http://ww.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=39947, свободный. - Загл. с экрана.
   8. Ивашко 2002 - Ивашко, М.И. Веротерпимость в истории армии и флота [Электронный ресурс] / Сайт Славянского правового центра. - Режим доступа: http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/ivashko.html, свободный. - Загл. с экрана.
   9. История РПЦ 1994 - История Русской Православной Церкви 1917-1990: Учебник для православных духовных семинарий. - Московская Патриархия. - Изд. Дом "Хроника", 1994.
   10. Калашников 1993 - Калашников, И. Обучение и воспитание в российской армии (ХVII-ХIХ века). - М., 1993.
   11. Мозговой 2002 - Мозговой, С.А. Тенденции клерикализации российской армии // Десять лет по пути свободы совести. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и деятельность религиозных объединений. - М., 2002.
   12. Мозговой 2004 - Мозговой, С.А. Во что верит "христолюбивое воинство" / С.А. Мозговой // Независимое военное обозрение. - Выпуск N 1(361) - 16.01.2004.
   13. Национальные интересы 1994 - Национальные интересы России в военной области. "Россия сегодня: реальный шанс" // Журнал Обозреватель-Observer. - 1994. - N 21-24.
   14. Патриаршее послание 2006 - Патриаршее послание по случаю Всероссийской социально-патриотической акции "День призывника" от 28 апреля 2006 года [Электронный ресурс] / Сайт Православие.ru. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/107394.html, свободный. - Загл. с экрана.
   15. Режепо 2000 - Режепо, П. Офицерский вопрос в начале ХХ века. Статистика генералов / П. Режепо // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. / Сост.: А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. / - М.: Военный университет: Русский путь, 2000 - "Российский военный сборник", N 17. - 639 с.
   16. Семиряга 2006 - Семиряга, В. Приказано "Верить!". Вспомнили о военных священниках не от хорошей жизни / В. Семиряга // Общенациональная газета Россiя. - 05-11 октября 2006 года. - N 37(989).
   17. Смирнов 2006 - Смирнов, Д. Священник должен быть везде [Электронный ресурс] / Газета.Ru. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/2006/02/21/oa_189584.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
  
  
  
  
  
   8
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"