Лавров Владимир Сергеевич : другие произведения.

Калифорнийский шаман

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Популярное жизнеописание Карлоса Кастанеды и не менее популярное изложение его учения. Книга была начата в 2004 году и в том же году благополучно завершена (вернее заброшена ввиду отсутствия интереса к этой теме).

  
   Часть 1.
   ОДИНОКАЯ ПТИЦА В ОКЕАНЕ БЕЗМОЛВНОГО ЗНАНИЯ.
  
   Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и чего от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу.
   Карлос Кастанеда.
  
   Все началось с того, что никому не известный американский студент-антрополог Карлос Кастанеда, находясь на полевой практике, попросил своего друга, уже общавшегося с местными индейцами, помочь ему найти какого-нибудь индейца, который мог бы поделиться сведениями о культе пейота - мистериях, основанных на приеме этого наркотического препарата. Приятель рассказал Карлосу о неком старике из племени яки, имевшем репутацию колдуна и отшельника. Однажды, летом 1960 года, он указал на него Карлосу на автобусной остановке в Ногалесе - небольшом городке около мексиканской границы. Как вспоминал позднее сам Кастанеда, он напустил на себя важный вид, представился крупным специалистом по пейоту и предложил индейцу побеседовать на эту тему.
   Старый индеец молчал и просто смотрел на Карлоса. Такого взгляда Карлос еще не видел: его как будто просветили мощным рентгеновским лучом. Наглость, бравада, чувство превосходства, гордость - все это исчезло. Карлос молча сел перед старым индейцем, не в силах вымолвить ни слова. Его язык полностью онемел, хотя обычно он бывал очень агрессивным и разговорчивым. Поэтому то, что индеец взглядом заставил его замолчать, было для Кастанеды исключительным происшествием. А индеец лишь чуть заметно усмехнулся и назначил Карлосу встречу, согласившись "поговорить о пейоте". Так началась история, которая не закончилась и по сей день.
   Жизнь Кастанеды - один большой вопросительный знак. И все же, кто такой Карлос Кастанеда? Что нам о нем известно?
   Карлос Сесар Сальвадор Арана Кастанеда (таково его полное настоящее имя) появился на свет в день католического Рождества (25 декабря) в 1925 году в Кахамарке - небольшом перуанском городе. Хотя сам он в одном из своих скупых интервью, стараясь запутать журналистов и создать очередной миф, заявил, что родился в Бразилии в 1915 году.
   Итак, он родился, не важно где и не важно когда. Окончил начальную школу и Национальную школу изящных искусств в Лиме, после чего, в 1950 году, эмигрировал в США.
   Кастанеда говорил, что он очень рано потерял мать и его воспитали сестры. Однако на самом деле его мать умерла, когда Карлосу было 24 года. Позже вы поймете, зачем он сознательно вводил в заблуждение журналистов и других людей, не имевших прямого отношения к магии мексиканских индейцев. А пока представим самого обычного, еще очень юного перуанского мальчика Карлоса.
   Его отец стремился выработать в нем железную волю - с вечера предлагал Карлосу отправиться на утреннюю рыбалку и обещал, что разбудит его ни свет ни заря. Карлос верил, с трудом поднимался на рассвете (сам!) и... каждый раз находил отца безмятежно посапывающим под теплым одеялом. Карлос переживал горькое разочарование, но ничего не мог поделать - такова человеческая природа. Он знал, что его отец может принять двадцать новогодних решений и все их отменить.
   Дед с малолетства учил Карлоса искусству флирта, убеждая, что в женщинах - суть жизни. Карлос послушно верил - и страстно влюблялся. Когда ему было шестнадцать лет, он влюбился сразу в двух женщин, но убежал от них, чтобы не разрушать им жизнь. Впоследствии он был женат, имел ребенка, но ту далекую "двойную" любовь пронес сквозь годы как самое большое счастье и самую большую жизненную потерю.
   Оказавшись в Соединенных Штатах, Кастанеда продолжил свое образование: он прослушал курс журналистики и два курса писательского мастерства в городском колледже Лос-Анджелеса, а затем получил степень бакалавра антропологии в Калифорнийском университете, после чего защитил диссертацию по антропологии, получив ученую степень доктора наук. В качестве диссертации выступила одна из его первых книг, посвященная описанию мистического опыта, вызванного приемом психотропных растений.
   Работы Кастанеды можно отнести к разряду "полевых заметок" ученого-исследователя, так как они представляют собой дневники, в которые заносились не только мысли и диалоги, но и непосредственный опыт особых состояний сознания Кастанеды.
   Книги Кастанеды - это уникальное произведение эзотерической литературы. Мало кто из авторов эзотерических книг писал столь подробную автобиографическую работу о своем обучении. Это связано с тем, что личную историю у эзотериков принято тщательно скрывать, для того, чтобы посторонние, как правило, несознательные, люди не влияли на автора своими мыслями, не цеплялись за него энергетически и не досаждали вопросами на физическом уровне.
   Кастанеда сделал исключительный подарок человечеству, написав такие книги. Однако, сразу после того, как книги о доне Хуане появились на прилавках книжных магазинов, Кастанеде срочно пришлось поменять свой образ жизни. Он начал вести затворнический образ жизни, не позволял себя ни фотографировать, ни снимать на видеокамеру, ни записывать на диктофон свой голос. Более того, он развелся с женой, а с миром общался в основном посредством своего литературного агента. Если Кастанеда и появлялся на публике, то всегда в сопровождении своих учениц: Кэролл Тиггс, Тайши Абеляр, Флоринды Доннер-Грау и Нории Александер.
   "Только стерев свою личную историю, воин становится свободным", - говорил ему дон Хуан. С этой задачей Кастанеда справился на "отлично". Рассказы о нем самых разных людей (даже, казалось бы, самых близких) не складываются в цельную картину - как будто речь идет о разных людях. Одни люди знали его как Карлоса Кастанеду, - писателя, ученого, доктора антропологии Калифорнийского университета. Другим он был известен как Джо Кортез или Джо Кордоба, - шофер, плотник, садовод, рубаха-парень, и к тому же отличный певец. Третьи его знали как Чарли Спайдера, который плетет паучьи сети и появляется на разных планах. Для четвертых он был нагвалем Исидорио Балтасаром, способным встать во главе группы магов...
   Как ластик легко стирает с легкого бумажного листа беглые карандашные линии, так и Кастанеда стирал свою биографию, заменяя ее различными, непохожими друг на друга, масками. Он не только запрещал фотографировать себя и делать аудиозаписи своих лекций и интервью, но и сознательно напускал туман вокруг своей загадочной личности. Зачем? Это одно из непременных условий следования по Пути Воина: чем меньше о тебе знают, тем легче проскользнуть между мирами. Кастанеда знал, что если создать вокруг себя туман, то окружающие перестанут воспринимать его как нечто само собой разумеющееся, и у него появится время для изменений. Он понимал, что для того, чтобы проскальзывать между мирами, нужно оставаться незаметным и поэтому он так тщательно скрывал свою личную историю, разрушая свою предсказуемость и обретая желанную свободу.
  
   Часть 2.
   КУЛЬТ ПЕЙОТА. ПЕРВЫЕ ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА.
  
   Большая птица летает в одиночку и в обществе себе подобных не нуждается.
   Карлос Кастанеда
  
   Человечество употребляет наркотики с незапамятных времен. Еще первобытные люди открыли, что природа в изобилии предлагает человеку растения, которые улучшают настроение и прибавляют сил, делая жизнь, пусть и ненадолго, более легкой и не такой мучительной. Однако они считали растения святыней и даже собственностью Бога, поэтому употребление всевозможных субстанций растительного происхождения строго контролировалось колдунами, жрецами и шаманами.
   По древним обычаям наркотики употребляли те, кто верил в их чудотворное действие и, кроме того, те, кто использовал их разумно. Как святую тайну охраняли шаманы рецепты приготовления чудесных напитков и особенности их употребления. Таким образом, жрецам удалось, хотя и из эгоистических соображений, оградить народ от массового и неразумного употребления наркотиков, которые быстро бы его уничтожили.
   Раннее открытие наркотиков помогло первобытному человеку установить контакт с собственным подсознанием, а также облегчило вхождение в состояние экстаза, в котором он переживал впечатления от общения со сверхъестественными силами, приносящими ему утешение или тайную информацию из какого-то иного мира.
   Молодой антрополог Кастанеда, изучая историю первобытных религий, не мог не знать о существовании ИЗМЕНЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (ИСС), при котором человек свободно перемещается из одного пространства в другое, открывающееся ему благодаря некой расторможенности ума и ощущений. Именно такое состояние предстояло испробовать Кастанеде, когда дон Хуан пригласил его на встречу, где знакомые дона Хуана принимали самодельные психоделики, выделанные из кактуса пейот. Кастанеда тоже попробовал, и это перевернуло всю его жизнь: дон Хуан обратил на него внимание как на своего продолжателя и последователя.
   Дело в том, что дон Хуан был мистиком и весь мир воспринимал мистически, придавая большое значение "знакам", поступающим из иной реальности. А произошло в тот вечер вот что. Кастанеда, приняв несколько пилюль из кактуса, стал играть в странную игру с собакой: они бегали друг за другом, громко лаяли и писали друг на друга. Дон Хуан обратил внимание на необычное поведение пса, совершенно не свойственное собакам, и воспринял это как указание Силы на особую значимость для школы молодого американского исследователя.
   С этого момента дон Хуан стал потихоньку посвящать Кастанеду в тайные знания мексиканских магов.
   Большая часть ученичества Карлоса Кастанеды проходила в пустыне Сонора на северо-западе Мексики. Именно там Кастанеда постигал основы учения дона Хуана Матуса. Старый индеец учил Кастанеду освобождаться от правил, навязанных цивилизованными взрослыми. Он учил, что подлинной реальностью является энергетический мир, из которого возникает Все и Вся. Этот мир связан воедино энергетическими волокнами; он движется, мерцает; он питает Вселенные и планеты, обычных людей и посвященных Воинов... И индейские "растения силы", - галлюциногенные кактусы пейот, содержащие мескалин, - помогли Кастанеде воспринять эту реальность.
   Что такое пейот? Пейот - это маленький коричневый кактус, который в природе растет едва поднимаясь над землей. На верхушке этого кактуса располагается несколько бутонов без иголок, слегка напоминающих гриб. Именно в этих бутонах и находится мескалин, и едят именно эти бутоны, хотя некоторые племена индейцев едят и корень, и все растение. Употребление пейота имеет длинную историю, восходящую к ацтекам, которые считали его божественным и применяли во многих религиозных обрядах. Традиционное приготовление пейота сохранилось в том же виде и в наши дни. Бутоны срывают с кактуса, режут на маленькие кружочки. Затем их сушат на солнце несколько дней. Затем их размалывают и заливают кипятком, чтобы получить подобие чая. Можно есть и сырой пейот, но его вкус подобен рвотному средству.
   Кастанеда в своих первых двух книгах подробно описал эффекты от употребления пейота, а точнее мескалина. Это вещество, похожее по своему воздействию на ЛСД и псилоцибин, вызывает яркий психоделический эффект, который протекает волнообразно и длится от 8 до 12 часов. При приеме внутрь первые признаки появляются примерно через 30 минут. Это физические симптомы, включающие небольшую тахикардию [1] , повышенное давление крови, тошноту, иногда рвоту. Они могут сопровождаться беспокойством и тревогой. Примерно через час появляются изменения в сенсорном восприятии, которые усиливаются в течение 2-3 часов (физические симптомы при этом убывают), после чего держатся на одном уровне еще 6-9 часов. Наиболее часто встречаются следующее изменения в восприятии: мерцание, интенсификация в цветном восприятии (все окружающее ослепляет яркими, радужными, как бы промытыми дождем цветами), резкое усиление малейших различий в оттенках и текстуре. Черты лиц окружающих людей также становятся более выразительными, яркими, а движения подчеркнутыми, театральными. Предметы могут казаться плавающими в жидкости, человек может делать движения, напоминающие птицу в полете. Человек может даже пугаться самого себя, и чувство страха и опасности усугубляется болезненным восприятием цвета окружающих предметов.
   Изменения в слуховом восприятии бывают весьма разнообразными: порой люди под действием мескалина слышат игру оркестра, пение хора или даже целый концерт. Запахи и вкусовые ощущения также сильно изменяются. Довольно часто мескалин ведет к нарушениям восприятия собственного тела, появляются ощущение легкости, невесомости, иногда тело исчезает или утрачивает определенные границы. Аналогично может измениться и окружающее - предметы вытягиваются, увеличиваются в размерах, стены раздуваются и т.д. Мышление может замедлить либо ускорить темп. В одних случаях отмечается богатство представлений и ассоциаций, легкость при решении задач, в других - наоборот. Из эмоциональных изменений наиболее часто появляется повышенное настроение, эйфория. Люди могут пережить и состояние, близкое к экстазу, - переживание полной гармонии с окружающим, чувство посвящения во все тайны природы и Вселенной; им кажется, что должно произойти нечто великое, должны разрешится все их проблемы. При этом сознание, ориентировка в окружающем мире и собственной личности обычно сохраняются, так же, как и воспоминания о переживаниях, вызванных приемом мескалина.
   В последней стадии галлюцинации отступают на второй план, сохраняется лишь яркость окраски окружающего и отдельные иллюзии. Вместе с тем появляется необычная расторможенность, разговорчивость, откровенность. Субъекты могут рассказать о своих интимных переживаниях и сокровенных планах. После окончания действия мескалина на некоторое время (от 12 до 24 часов) остается лишь повышенная утомляемость.
   Использование галлюциногенных растений хоть и является одним из методов самосовершенствования, но это все-таки довольно примитивный метод. И сам Кастанеда, по мере своего продвижения по "пути знания", отказался от этого метода, давая ему в целом негативную оценку. Он понял, что психоделики никоим образом не являются мудростью, разлитой в бутылки и готовой к употреблению. Да и пресловутое духовное озарение, сопровождающее прием галлюциногенов - не более, чем миф:
   Один американский профессор, желая пережить состояние озарения, отправился в "психоделическое путешествие", правда не с помощью мескалина, а с помощью дозы ЛСД. Уже под самый конец психоделического трипа [2] профессор вдруг понял нечто такое, что он воспринял как Великую Истину, способную совершить революцию в жизни всего человечества. Чувствуя, что вот-вот потеряет сознание, он взял лист бумаги и записал заветные слова. Придя в себя, он первым делом взглянул на лист бумаги. На нем профессорской рукой было написано: "Банан большой. Но кожура банана - еще больше!".
   Через несколько лет после начала "магического обучения" Кастанеды дон Хуан и сам признался ему, что вся эта возня с психоделическими кактусами была нарочно организована им для того, чтобы увлечь в свои сети восторженного студента-антрополога, грезящего о раскрытии наркотических тайн индейских шаманов. "Мой учитель, нагваль Хулиан, обманул меня точно также. Он воспользовался моей чувственностью и жадностью. Он обещал озолотить меня и свести меня со всеми прекрасными женщинами, которые его окружали. Он пообещал мне богатство и я попался на удочку. Так с незапамятных времен обманывали всех шаманов моей линии", - сказал ему дон Хуан.
   В общем, постепенно Кастанеда признал свою ошибку и отказался от ложных представлений о ключевой роли галлюциногенов в учении мексиканских индейцев: галлюциногены позволяли сознанию ученика прорваться в иные миры, не играя при этом ключевой роли, а лишь являясь чем-то вроде стартовой площадки в иную реальность.
  
   Часть 3.
   ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
  
   Мир такой-то и такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой. Если мы перестанем говорить себе, что мир такой-то, то мир перестанет быть таким.
   Карлос Кастанеда.
  
   Согласно учению дона Хуана, то, как абсолютное большинство людей видят мир, - это далеко не единственный способ его восприятия. Обычный человек видит мир как совокупность физических тел, но это происходит лишь потому, что человека с детства учат смотреть на мир именно так, а не иначе. Маги (или Воины) видят Вселенную несколько по-другому. Они воспринимают мир как множество светящихся энергетических волокон, протянутых во всех направлениях от одной бесконечности до другой.
   Поскольку энергетические волокна не видны, если смотреть на них обычным физическим зрением, то и названия такому восприятию человечество не придумало. Поэтому маги условно стали называть этот процесс вИдением (с ударением на первый слог).
   Хотя дон Хуан и называл свое учение магией, он, тем не менее, считал, что этот термин неверно отражает тот род знания, коим он обладал. Дон Хуан часто говорил, что его не интересуют магические приемы влияния на людей. Он говорил, что его интересует лишь свобода и способность раствориться в бесконечности, сохранив сознание. Поэтому более точные, по его мнению, названия - "Путь Воина" или "Путь Знания". Именно поэтому последователи этой древней традиции предпочитают называть себя не магами, а видящими, так как одной из основ их образа жизни является стремление достичь способности воспринимать мироздание, минуя обычные органы чувств.
   Как зародилось это учение?
   Многие десятки веков тому назад мудрые Толтеки (легендарные предки индейцев Северной и Южной Америк), научившись воспринимать Вселенную так, как она есть, "увидели", что все сущее состоит из энергии. Энергию эту испускало существо, создавшее Вселенную. Толтеки назвали его Орлом, так как воспринимали это существо в виде фигуры, напоминающую эту птицу.
   Все существа во Вселенной были порождением энергетических потоков, испускаемых Орлом, и отличались они друг от друга в зависимости от того, какую форму принимала эта энергия. Люди, к примеру, представляли собой энергетические коконы яйцевидной формы. Причем самое интересное заключается в том, что человек, практикуя определенные упражнения, может менять свою энергетическую структуру. На практике это означает, что человек, научившийся управлять собственной энергией, может становиться каким угодно существом - к примеру, вороной, койотом, собакой, булыжником или существом противоположного пола: в мире, порожденным излучением Орла, вся разница между человеком и булыжником состоит лишь в том, что их точки сборки образовали разные конфигурации потоков энергии.
   Если это не совсем понятно, то, прибегая к аллегориям, процесс трансформации можно изобразить в виде большого ковра. В центре находится ткач - Орел, создатель Вселенной. От него исходят нити, сплетенные тем или иным образом. Человек - лишь маленький узор в углу ковра, но если он научится управлять волокнами, из которых состоит, то сможет менять свой цвет, свою форму и свое местоположение на полотне.
   Собственно, само вИдение - это уже изменение собственной энергетической структуры. Однако такое изменение находится лишь в пределах точки сборки - так видящие назвали то место в энергетическом теле человека, в котором соединились волокна энергии, образующие то или иное существо. На чисто физическом плане, то есть в нашем "реальном" мире, эта точка расположена со стороны спины на расстоянии вытянутой руки от лопаток. Если научиться сдвигать эту точку в разные стороны по поверхности энергетического кокона, то можно воспринимать иные миры, совершенно не похожие на наш. Воины считают, что именно точка сборки отвечает за восприятие мира: человек видит (или ощущает) лишь те энергетические волокна, которые проходят через эту точку, и соответственно воспринимают мир.
   Вселенная, считали Толтеки, отнюдь не ограничивается привычным для нас предметно-материальным миром, который они называют "миром повседневных дел". Вселенная состоит из бесконечного множества миров. Их расположение дон Хуан сравнивал с многослойной луковицей: он говорил, что мир, который мы считаем единственным и незыблемо абсолютным, является лишь одним из множества параллельно существующих миров, расположенных наподобие того, как располагаются слои в луковице.
   Когда точка сборки смещается в новое положение и человек начинает воспринимать другие энергетические волокна Вселенной, обычно ему недоступные, он переносится уже в абсолютно иную реальность. Описания подобных видений, вызванных смещением точки сборки, постоянно встречаются в книгах Карлоса Кастанеды. Вот один из фрагментов, взятый из книги "Сила безмолвия":
   "...А затем со мной произошло нечто невероятное. Моя способность рассуждать перестала функционировать. Я буквально чувствовал, что меня как бы накрыло темной пеленой, которая скрыла все мои мысли. И я позволил уйти моему рассудку с непринужденностью того, кто не заботится о мире. Я был убежден, что если захочу развеять эту непроглядную тьму, мне потребуется лишь почувствовать себя прорывающимся через нее.
   В этом состоянии я ощутил, что двигаюсь вперед, набирая ход. Что-то вынуждало меня физически передвигаться из одного места в другое. Я не испытывал никакой усталости. Скорость и легкость, с которыми я передвигался, окрыляли меня.
   Я не чувствовал, что иду - но я и не летел. Скорее, меня несла поразительная легкость. Мои движения становились резкими и неизящными только тогда, когда я пытался думать о них. Когда же я наслаждался ими бездумно, я входил в уникальное состояние физического восторга, для меня совершенно беспрецедентного. Если я когда-нибудь в жизни и имел подобные случаи физического счастья, то они, наверное, были настолько скоротечными, что я не сохранил о них воспоминания. И все же, когда я испытывал этот экстаз, появлялось смутное узнавание, словно я знал его, но забыл.
   Оживление движения через чапараль[3] было таким сильным, что все остальное исчезло. Для меня существовало только одно - эти периоды оживления и моменты, когда я прекращал двигаться и находил себя в чапарале.
   Но еще более необъяснимым было полное телесное ощущение парения над кустами, которое возникало в тот момент, когда я начинал двигаться.
   В один момент я ясно увидел фигуру ягуара, бегущего впереди меня. Он удирал, как только мог. Я чувствовал, что он пытается уклониться от шипов кактусов, тщательно выбирая место, куда ему ступить.
   Меня переполняло желание побежать за ягуаром и напугать его так, чтобы он потерял свою предосторожность. Я знал, что тогда он нарвется на колючки. Затем в мой безмолвный мир ворвалась мысль - я подумал, что ягуар может стать более опасным, если его поранят колючки. Эта мысль вызвала такой эффект, словно кто-то пробудил меня ото сна.
   Когда я осознал, что процесс моего мышления заработал вновь, я обнаружил, что нахожусь у основания низкой цепи скалистых холмов. Я осмотрелся. Дон Хуан находился в нескольких шагах от меня. Казалось, он выбился из сил. Его лицо было бледным и он тяжело дышал.
   - Что случилось, дон Хуан? - спросил я, прочистив свое горло.
   - Это ты расскажи мне, что случилось, - задыхаясь, прохрипел он.
   Я рассказал ему, что я чувствовал. И вдруг понял, что с трудом различаю вершину горы прямо перед собой. Почти стемнело, а это значило, что я бежал или шел более двух часов..."
   В мире чистой энергии не существует пространства и времени - там существует лишь восприятие. Поэтому то, что казалось минутой в мире чистой энергии, может оказаться несколькими часами в физическом мире. Но для обычного человека восприятие иных миров недоступно, так как сознание находится за пределами той области энергии, излучаемой Орлом, в которой существуют иные миры.
   В отличие от других живых существ нашего мира, человеку присуще жесткое крепление точки сборки. Каждый человек, говоря аллегорично, находится внутри пузыря, созданного человеческим восприятием. Человек живет внутри этого пузыря всю свою жизнь, и все, что он видит на его круглых стенках, является его собственным отражением. Почему так происходит? Потому что уже с младенчества родители, бабушки, дедушки, соседи и другие окружающие лица начинают внушать ребенку, что есть вещи белые и черные, хорошие и плохие, горячие и холодные... Причем белая вещь никогда не является черной, а черная - никогда не является белой. В общем, можно считать, что определенное видение мира навязано любому человеку с детства и поэтому точка сборки человеческого сознания постепенно становится жестко привязанной к восприятию лишь одного потока энергии...
   Иногда сознание обычного человека выходит за некие пределы (к примеру, при сильных стрессах или после употребления наркотических веществ), точка сборки сдвигается и человек воспринимает то, что другие не видят. В том случае, если точка сборки возвращается после этого на свое место, то сознание человека снова возвращается к прежнему состоянию. А в том случае, если точка сборки зафиксировалась в новом положении, и обратно не возвращается, то сознание человека навсегда остается в иных, невидимых другими, мирах. Про таких людей говорят, что они стали душевнобольными. Таких людей изолируют от общества и лечат их в специальных психиатрических клиниках (чаще всего безуспешно). Кстати, в Америке построена специальная психиатрическая клиника для людей, чье сознание не смогло переварить книги Кастанеды и сошедших на этой почве с ума. Так что будьте осторожны! С магией не шутят!
   Все существующее во Вселенной, все порождения Орла обладают "осознанием". Любая форма жизни, будь то существование дерева, человека, камня или планеты, есть лишь постепенное истощение той энергии, которая была дана Орлом при рождении. Во время этого процесса происходит накопление "осознания" - совокупности всех чувств, эмоций и ощущений, испытанных в течение всей жизни. Осознание всего существующего во Вселенной после смерти носителя (к примеру, человека или планеты) поглощается Орлом: он им питается. Таким образом, мироздание напоминает огромную грядку, с которой ее создатель регулярно собирает урожай.
   Иначе говоря, как только человек умирает, его сознание становится пищей для Орла. Но есть способ добиться бессмертия своего сознания. Такой способ открыли древние Воины. Они считали, что для этого человеку необходимо совершить полный жизненный перепросмотр, то есть, иными словами, вспомнить буквально каждое событие своей жизни и заново пережить его, одновременно применяя определенные дыхательные упражнения. Если все сделать правильно, то после смерти человека его осознание прожитой жизни, которое есть продукт использованной жизненной энергии, отделяется от человека и поглощается Орлом. Сам же человек (вернее, та часть его сознания, которая выжила) достигает Абсолютной Свободы, то есть получает возможность путешествовать по Вселенной в виде потока чистой энергии.
   Саму возможность обретения бессмертного сознания Воины назвали "Даром Орла". А это означает, что Орел дает возможность любому человеку достичь подобного состояния. Человек, решивший претендовать на бессмертие, должен сначала стать "охотником". Но не тем охотником, что ходит по лесу с ружьем и постреливает дичь, а охотником за знаниями. Пройдя стадию охотника, человек становился "Воином", выслеживающим Силу. Лишь после этого человек может претендовать на бессмертие.
  
   Часть 4.
   ПУТЬ ВОИНА.
  
   Существует особое всепоглощающее счастье в том, чтобы действовать с полным пониманием того, что этот поступок вполне может быть твоим последним поступком на Земле.
   Карлос Кастанеда
  
   Как уже было сказано, человеческое существо, рождаясь, получает от Орла сознание. В течение жизни человек развивает его, обогащая своим опытом, а когда приходит смерть, Орел забирает сознание вместе с накопленным опытом, вместе со всеми впечатлениями и переживаниями, накопившимися за жизнь. Но древние маги нашли способ сохранить сознание после смерти физического тела. Этот способ они назвали просто и незамысловато: "Путь Воина".
   В чем он заключается? Путь Воина - это битва с самим собой за обретение абсолютной свободы. Достичь этой цели можно, лишь преодолев себя, изменив всю свою жизнь: Воин посвящает своему Пути каждую секунду своей жизни, так как он постоянно помнит о смерти. В связи с ее неизбежностью, Воин переосмысливает прожитую жизнь, отсекая все лишнее и сосредотачиваясь лишь на том, что необходимо для обретения свободы.
   Большинство людей отгоняют от себя мысли о собственной смерти. Даже тогда, когда они сталкиваются с фактами ухода из жизни других людей, они отнюдь не спешат представить себя на их месте. Скорее наоборот, они убеждают себя, что смерти нет, а если даже и есть - то случится она еще не скоро. Однако смерти нельзя преградить путь, просто повторяя, что смерти нет. Дон Хуан знал об этом и предлагал Кастанеде представить, что смерть постоянно ходит за человеком.
   "Смерть и сейчас сидит на одной циновке с тобой и ждет твоей ошибки, - говорил он Кастанеде, - если ты резко оглянешься через левое плечо, то можешь заметить ее как мелькнувшую тень.
   Если ты не помнишь о своей смерти, то вся твоя жизнь будет только личным хаосом. Жизнь для воина - это упражнение в стратегии. Воин знает, что смерть подгоняет его и не дает ему времени прилипнуть к чему-либо. У тебя осталось мало времени и совсем не осталось для ерунды. Отличное состояние! Я бы сказал, что лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене, когда мы ощущаем меч, занесенный над нашей головой. Лично я бы не хотел, чтобы было иначе".
   И, в продолжение своих мыслей, дон Хуан говорил своему ученику:
   "Когда ты неспокоен, то следует спросить совета у своей смерти. Необъятное количество мелочей свалится с тебя, если твоя смерть сделает тебе знак и если ты заметишь ее отблеск, или если у тебя появится ощущение, что твой компаньон здесь и ждет тебя. Смерть - это мудрый советчик, которого мы имеем. Когда бы ты ни почувствовал, как ты это чувствуешь обычно, что все идет не так, как надо, и что ты вот-вот пропадешь, повернись к своей смерти и спроси ее - так ли это? Твоя смерть скажет тебе, что ты не прав, что в действительности ничего, кроме ее прикосновения, не имеет значения. Твоя смерть скажет тебе: "Я еще не коснулась тебя". Надо спросить совета у смерти и бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их".
   На Пути Воина неизбежно возникают различные трудности и препятствия, которые необходимо преодолеть (кстати, сами Воины относились к ним не как к досадным ямам в пути, а как к великим помощникам: они знали, что самая чистая вода бывает в тех источниках, в которые вода пробивается сквозь препятствия, преодолевая трудности пути). Что это за препятствия?
   Одно из препятствий на Пути Воина - чувство жалости к себе. Однако безжалостность для Воинов - это не жестокость. Безжалостность - это противоположность жалости к самому себе и чувству собственной важности. Безжалостность - это трезвость. Жалея себя (или других, что одно и тоже, так как одно вытекает из другого), люди часто с удовольствием делятся личной ношей с окружающими, перекладывая на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания и поддержки. Воин так не поступает. Он прекрасно осознает свое одиночество на Пути и ясно видит, что всякое обращение за помощью есть свидетельство недопустимой для Воина слабости. " Ты должен культивировать чувство, что Воин ни в чем не нуждается, - учил Кастанеду мудрый дон Хуан. - В тебе есть все необходимое для этой маленькой прогулки, которую люди называют жизнью...".
   Чувство собственной важности - это еще одно препятствие, через которое перешагивает Воин. Как правило, человек постоянно озабочен тем, как к нему относятся окружающие: ценят ли его, уважают ли, не притесняют ли. Обычный человек настолько поглощен чувством собственной значимости, что у него не хватает сил и времени обратить внимание на что-нибудь другое. Воин же старается избавиться от этого чувства, так как оно ограничивает восприятие человека, делает его негибким, не дает ему развиваться. Поэтому дон Хуан говорил Кастанеде:
   "Ты слишком серьезно себя принимаешь. Ты чертовски важен в своих собственных глазах. Это должно быть изменено! Ты так чертовски важен, что ты чувствуешь себя вправе раздражаться всем. Ты так чертовски важен, что ты можешь себе позволить уйти, если вещи не складываются так, как тебе бы хотелось. Я полагаю, ты думаешь, все это показывает, что ты имеешь характер. Это чепуха! Ты слаб и мнителен! Как может чувствовать себя кто-то столь важным, когда мы знаем, что смерть преследует нас?".
   Чтобы убрать чувство собственной важности, Воины разработали уникальный прием: преднамеренное взаимодействие с людьми-тиранами. Причем рекомендуется выбрать такого тирана, который имеет большую власть и может ею распоряжаться как угодно. Только такой тиран может помочь Воину избавиться от чувства собственной важности, ибо ничто так не закаляет дух Воина, как необходимость иметь дело с невыносимыми людьми, обладающими реальной властью. Этим приемом пользовались многие Воины, и Карлос Кастанеда не исключение: когда закончилось его ученичество в школе дона Хуана, Кастанеда и его ближайшая спутница Ла Горда, сменили имена и нанялись прислугой в богатый дом, терпя там унижения от грубости хозяев и коварства других слуг. И это не смотря на то, что Кастанеда после издания своих книг стал миллионером, и мог бы вести беззаботную в материальном отношении жизнь.
   Следующее препятствие на Пути Воина - внутренний диалог. В голове обычного человека постоянно вертятся обрывки фраз, мыслей, воспоминаний и рассуждений с самим собой. Все это происходит годами, не прекращаясь ни на секунду. Не думать, пребывая в полной тишине, обычный взрослый человек не способен. Воин же расценивает свой внутренний диалог, как пустой расход ценной энергии и внимания, и поэтому всеми силами стремится к так называемой "ментальной паузе", или к состоянию "не-ума", достигая абсолютной мысленной тишины. Когда необходимо поразмышлять, Воин может это сделать, но основную часть времени он проводит в состоянии внутренней тишины и спокойствия. Как достигается ментальная пауза?
   Во-первых, для достижения этой цели, используются психоактивные вещества. " Кушай кактус, Карлос! Иначе не увидишь, какой ты идиот!", - так или примерно так говорил своему ученику Дон Хуан. Психоактивные вещества действительно позволяют достичь состояния "не-ума" и поглядеть на себя со стороны. Но какой ценой? Кастанеда всю оставшуюся жизнь страдал от цирроза печени... Вам это надо?
   Во-вторых, используется пристальное созерцание. То есть Воин долго и пристально смотрит на какой-нибудь заранее выбранный объект: на ущелье в горах, на бегущую воду, на проплывающие по небу облака и так далее. Проходит какое-то время, и в результате "первое внимание" переутомляется и отключается, уступая место состоянию "не-ума".
   В-третьих, неплохим средством в достижении внутренней тишины являются особые техники ходьбы и бега: здесь важна концентрация внимания на самом процессе движения, которая останавливает внутренний диалог.
   В-четвертых, используются различные приспособления, ограничивающие восприятие окружающего мира. К примеру, маленький неудобный ящик, в котором ученик, свернувшийся калачиком, терпеливо работает над собой. Или качели, на которые на длительное время подвешивают тело ученика.
   На Пути Воина встречаются и многие другие препятствия, такие, как страх смерти, влечение к чувственным удовольствиям, стремление к власти и так далее. Воин их преодолевает, постоянно стремясь к тому, чтобы каждый свой шаг по жизни делать безупречно, доделывая до конца все то, что он решил, не оставляя места пустым рассуждениям или действиям по привычке. Воин делает выбор и начинает действовать, не мучаясь сомнениями и не давая себе никаких поблажек: вся его энергия направлена на действие (это именно то, что Воины называли "безупречностью").
   Мудрый дон Хуан учил Кастанеду, что наш мир состоит из двух реальностей. Та, в которой мы живем и которая целиком сформирована нашими мыслями, чувствами и желаниями, называется тональ. Другая находится за гранью нашего восприятия и называется нагваль. По образному определению дона Хуана, тональ - это остров, на котором мы живем, а нагваль - невообразимое бесконечное пространство, окружающее этот остров. Иначе говоря, все то, что воспринимается человеческим интеллектом как "реально существующее" - это тональ. А тот мир, который невозможно описать словами и который находится за пределами человеческого мышления - это нагваль. Условно дон Хуан говорил, что человеческие существа, подобно Вселенной, также разделены надвое: правая сторона (царство интеллекта) - это тональ, а левая (царство подсознания; мир, который невозможно заключить в слова) - это нагваль. Путь Воина заключается в том, чтобы навсегда покинуть тональ и поселиться в нагвале.
   Для этого дон Хуан учил Кастанеду разрушать шаблоны материальной жизни, например, склонность к неукоснительному соблюдению режима дня. Это - один из первых шагов Воина, который он должен сделать, чтобы освободить свою душу от тех панцирей и оболочек, в которые он сам облек ее когда-то. Разрушение неразумных шаблонов мышления и поведения, привитых человеку воспитанием и традициями, должно в итоге привести к "потере человеческой формы", то есть к состоянию, когда человек учится действовать не так, как принято (то есть, не рефлекторно), а в соответствии с объективной целесообразностью. Однако "потеря человеческой формы" вовсе не означает, что человек ведет себя в обществе "не так, как все". Воин исполняет все общепринятые нормы поведения, в глубине души посмеиваясь над ними и играя в "контролируемую глупость". Воины придумали эту игру специально для того, чтобы не уходя от обычного (на взгляд обывателя) образа жизни достичь свободы и обрести способность перемещаться из одного мира в другой.
   Контролируемая глупость, то есть совершение действий, бесполезность которых осознаешь, но все же совершаешь их по всем правилам и традициям, присуща всем Воинам, так как они видят, что всякие поступки бесполезны. Однако они выбирают для себя определенный образ действия, то есть намеренно заставляют себя следовать какому-то стереотипу поведению. Например, Воин может заниматься бизнесом (творчеством, политикой, торговлей, журналистикой...) и зарабатывать неплохие деньги. Он понимает, что деньги - это ничто по сравнению с эволюцией на Пути Воина, но все же зарабатывает их, чтобы на физическом уровне ничем не отличаться от подавляющего большинства людей. Намеренное следование такому стереотипу поведения и выбор его и есть "контролируемая глупость".
   Для того, чтобы стать частью нагваля, Воину достаточно сместить точку сборки. Существует два пути, ведущие к контролю за смещением точки сборки: искусство сновидения и искусство сталкинга. Искусство сталкинга - это обратная сторона монеты искусства сновидения. Если искусство сновидения состоит в намеренном смещении точки сборки из ее привычного положения, то искусство сталкинга состоит в том, чтобы по своей воле удерживать ее и фиксировать в новом положении, в которое она была смещена.
   Искусство сталкинга было открыто Видящими, когда они стали замечать, что если Воин начинает действовать каким-то непривычным для него образом, внутри него начинают светиться эманации, которые раньше не были задействованы. Как только это происходит, то точка сборки начинает плавно смещаться. Это наблюдение привело их к выводу о том, что следует тщательно контролировать свое поведение, чтобы не происходило случайного смещения точки сборки. Такой контроль за своим поведением и есть искусство сталкинга.
   Совершенствуя искусство сталкинга, Воин учится смещать и фиксировать точку сборки в несвойственных для нее положениях. Для этого сталкер (то есть тот, кто использует это искусство) кардинально меняет свое поведение, привычные реакции и внешность до такой степени, что окружающие воспринимают его как совершенно незнакомого человека. Однако это не просто безупречная актерская игра: во время подобного преображения точка сборки Воина смещается настолько, что он действительно становится другим существом.
   А что такое искусство сновидения? Искусство сновидения - это способность владеть своим обычным сном, переводя его в контролируемое сознанием состояние при помощи особой формы внимания (дон Хуан называл это состояние "вторым вниманием"). В сновидении Воин сохраняет полное осознание: он помнит, что находится во сне и отдает себе отчет в своих действиях. Специальные тренировки позволяют ученикам, отделившись от физического тела, бегать по стенам, лазать по энергетическим лучам ("линиям мира") и так далее. Но главное, во время сна Воин развивает способность свободно перемещать точку сборки и расширяет диапазон своего восприятия. Почему это достигается во время сна? Просто у спящего человека происходит очень плавное и гармоничное смещение точки сборки в процессе сна. Нам всем хорошо известно, что сновидения являются очень подвижными и динамичными видениями различных картин и переживанием ощущений вплоть до тактильных (осязательных). Это объясняется тем, что при сдвиге точки сборки во сне она начинает задействовать новые пучки волокон, которые не могут быть доступны в процессе бодрствования.
   Кстати, научиться бодрствовать наяву гораздо труднее, чем научиться бодрствовать во сне, поскольку мы привыкли принимать свое обычное состояние за бодрствование как таковое. Приевшаяся ситуация "знакомого" физического мира угнетает функцию бодрствования, необычность же ситуации осознания себя во сне, то есть осознания себя пребывающими в каком-то "другом месте", обостряет ее до предела. Поэтому, конечно, для того, чтобы узнать, что такое бодрствование, полезно будет пару раз осознать себя во сне.
   Для этого Кастанеда предлагал следующую методику. Когда человек осознает, что он спит и видит сон, ему следует попытаться (в сновидении, разумеется) поднести к лицу свои руки и увидеть их. Тем самым человек обретает в сновидении тело (так называемое "тело сновидения") и становится полностью сознательным: теперь он уже не просто видит сон, а находится в ином мире - в "мире сновидений".
   Именно сновидения Воины считали щелью для проникновения в "забытый" с детства, но естественный для любого человека, мир - мир энергий. Познав существование энергетического мира, человек начинает притягивать к себе энергию окружающего мира. И, постепенно накапливая личную силу (энергию), он приобретает способность пользоваться ею: совершать магические превращения, общаться с другими формами жизни, приобретать знания и взаимодействовать с могущественным божественным разумом - хранилищем информации обо всем существующем в этом и других мирах.
   Однако для того, чтобы достигнуть подлинно высокого уровня магической Силы, мало овладеть искусством сновидения и искусством сталкинга. Воину необходимо еще обрести союзника, затем вступить с ним в схватку и... победить его! Только после того, как жар сражения уляжется в душе, Воин достигнет Свободы и Бессмертия, растворив свое сознание в Вечности.
  
   Часть 5.
   ТАЙНА КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ.
  
   Как только воин отвлекается от цели, он получает удар, который нельзя отразить.
   Карлос Кастанеда
  
   Все в жизни Карлоса Кастанеды изменила одна встреча - встреча с Бессмертным. За многие годы обучения у дона Хуана он, казалось бы, привык ожидать от своего загадочного, грозного и одновременно ироничного учителя чего угодно. Но то, о чем он говорил ему, стоя вместе с ним у порога маленькой католической церквушки в одном из бесчисленных городков Южной Мексики, повергало Карлоса в животный, не контролируемый ни телом, ни разумом ужас. Он предлагал ему заглянуть в бездну. Поздороваться с ней, поговорить. И принять ее дар. Нет, он даже не предлагал, он настаивал на этом!
   Дон Хуан утверждал, что внутри церкви Карлос столкнется с существом, которое сумело победить смерть, и живет уже много тысяч лет. Когда-то это существо было одним из самых могущественных магов-толтеков, действовавших на территории современной Мексики с незапамятных времен. Благодаря своим неординарным способностям, этот маг нашел способность избегать смерти снова и снова, существуя в нашем, а также во множестве других миров. В том числе и созданных им самим при помощи силы, которую маги называют "намерением". Но для поддержания своего существования Победившему Смерть требовалась энергия. Он получал ее от новых представителей все новых и новых поколений магов, взамен отдавая им секреты невероятных превращений, ставшие известными ему за многие сотни лет бесконечного скитания по самым укромным уголкам Вселенной.
   И вот настала очередь Карлоса Кастанеды, ученика дона Хуана, который, в свою очередь, сам когда-то был учеником нагваля Хулиана, ученика нагваля Элиаса, бывшего учеником Розендо, которого обучал нагваль Лухан... Все они отдавали часть своей жизненной силы Бессмертному, получая от него взамен бессмертные дары. Они называли его Арендатором.
   Все это Кастанеда еще мог бы как-то пережить, до конца все же не веря в это. Просто принять это как информацию. Но тут дон Хуан нанес ему решающий удар. Он сообщил, что Бессмертный - одна из трех женщин, что недавно вошли в церковь. Арендатор за годы своих скитаний настолько преуспел в деле сохранения и трансформации энергии, из которой состоит все сущее во Вселенной, что мог принимать обличия любого из известных ему предметов и существ. И существование в облике мужчины или женщины было одной из самых простых его уловок. Арендатор предпочитал быть женщиной.
   Мозг Кастанеды, выпускника факультета антропологии Калифорнийского университета, готов был скорее поверить в возможность бессмертия, чем в то, что можно становиться мужчиной или женщиной по своему желанию. И для того, чтобы убедиться в этом, ему достаточно было лишь войти в здание церкви. Он боялся этого больше всего на свете.
   - Ты не уникален в своем страхе, - сказал ему дон Хуан. - Когда я встретил Бросившего Вызов Смерти, я наложил в штаны. Поверь мне.
   Наконец, Кастанеда вошел в церковь. На одной из скамеек его ждала женщина. Самая обычная - невысокая индианка, на вид лет 40. Она заговорила с ним голосом, показавшемуся Карлосу знакомым. Внезапно из глубин мозга к нему пришел ответ: это был голос его кормилицы Хермилинды, которую он совсем не знал, так как она была сбита грузовиком задолго до того, как Карлос начал осознавать себя.
   Женщина, увидев смятение Карлоса, засмеялась и начала говорить своим обычным голосом - низким, вкрадчивым, насмешливым и властным. Когда Карлос засомневался в ее подлинности как женщины, она со смехом взяла его руку и приложила к своей промежности.
   Затем они вышли из церкви. Им нужно было о многом поговорить. Спустя некоторое время женщина сообщила Карлосу о том, что город, по улицам которого они сейчас идут, - плод ее "намерения". Он не существует в том, что обычные люди называют "реальностью". "Это сон. Ты находишься у Четвертых Врат Сновидения, видя во сне мой сон"...
   Очнулся Кастанеда в гостинице. Выйдя на улицу, он пошел к церкви, где и встретил дона Хуана. Прежде чем он начал рассказывать о тех невероятных и ошеломляющих часах, которые он провел с Арендатором, дон Хуан сообщил Карлосу, что его не было 9 дней...
   Кастанеда утверждал, что если человек отбросит свои обычные слабости и привычку их оправдания, то окажется, что все из богатого арсенала мексиканских магов ему доступно. Просто надо понять, что человеческие существа находятся в путешествии к осознанности... Мы путешественники. И если бы у нас не было этого путешествия, у нас не было бы ничего. Может быть поэтому, отвечая на вопросы участников учебного семинара, Кастанеда как-то сказал: "Подойдите к зеркалу и задайте этот вопрос существу, которому предстоит умереть, - себе".
   27 апреля 1998 года Карлос Кастанеда умер в своем доме в Вествуде (Калифорния) от рака печени. Но умер ли? Он остался "одинокой птицей" в небесах своего безжалостного знания, где человеческая личность становится потоком свободной самоосознающей энергии, которой нет предела.
  
   ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  
   Битва Воина происходит прямо здесь - в этой груди. Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности...
   Дон Хуан Матус
  
   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  
   1. Кандыба В. Мировой опыт духовного саморазвития.
   2. Кастанеда К. Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки
   3. Кастанеда К. Отдельная реальность
   4. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан
   5. Ксендзюк А. Тайна Карлоса Кастанеды.
  
   Примечания
   [1] Тахикардия - увеличение частоты сердечных сокращений до 100-180 ударов в минуту.
   [2] Англ. trip n 1) отключка; галлюцинирование под влиянием наркотика (ЛСД) 2) переживание; ощущение; испытание.
   [3] Чапараль (исп. chaparral) - заросли засухоустойчивых вечнозеленых кустарников в Северной Америке.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"