Иногда, в предисловиях к своим произведениям, авторы, обращаясь к потенциальным читателям, претендуют на то, что описанные вещи и события настолько глубоки и сложны, что рискуют быть непонятыми теми, кто не располагает достаточно высоким уровнем интеллекта, образования и морали. " В таком случае необходимо перечитывать ещё и ещё" - убеждают авторы своих читателей.
В данном, предлагаемом читателю тексте, если вы чего-либо не поняли, это произошло по той простой причине, что понимать было нечего.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Двадцатипятиметровый бассейн под открытым небом, где то, в одном из небольших городков Прованса.
Субботний полдень и я - мы вместе, первые подошедшие к открытию спортивного заведения. На дворе конец сентября - не сезон, посетителей почти нет. И по причине - укрыться от ветра после плавания почти негде, а Мистраль еще не прекратил свою трёхдневную буйность, и неприятно обдувает мокрое тело. К тому же, комфорт раздевалок далёк от совершенства, и вообще, - весь бассейн выглядит как сельский антиквариат. Но такие детали отходят на второй план, когда осознаёшь главное, - динамичный сеанс плавания - отличное средство, чтобы взять себя в руки, стряхнув пелену монотонной, тягучей усталости.
Утром, вернувшись домой после утомительного ночного дежурства, я позволил захватить себя глубокому четырёхчасовому сну. Сейчас же, непреодолимое желание взбодрить свои мышцы привело меня к дверям бассейна. Вода в такой ситуации великолепный возрождающий элемент, и это именно то, что я ищу.
Быстро переодевшись в маленькой кабинке, я складываю свою одежду в небольшой шкафчик. Красный пластиковый браслет с ключом застёгнут на лодыжке.
Отныне только один неширокий коридор отделяет меня от собственно бассейна, - "коридор экзекуции": посетителей поливают несколько душевых раструбов, приводимые в действие детектором движения. Но детектор не отрегулирован должным образом, и выполняет свои обязанности, когда ему вздумается. Так что неизвестно, в какой именно момент, едва тёплые струи обрушатся на голову и грудь, разбиваясь и затопляя брызгами лицо.
Я продвигаюсь вперёд, и тут же мощные потоки затаившейся в засаде воды окатывают меня, прогоняя окончательно остатки недавнего сна. Внезапно одно странное и очень короткое как вспышка ощущение вводит меня в ступор: я готов поклясться, что струя жидкости только что разбившаяся о мой лоб, была струёй пива! Какое-то необъяснимое помрачение сознания.
Еще несколько шагов, и вот наконец я перед двадцатью-пятью метрами бассейна, разделённого на пять дорожек.
Не теряя времени - очки уже на глазах и хорошо подогнаны, я бросаюсь в воду. Она ошеломляет меня своей неожиданной прохладой, одновременно взбадривая и помогая мне преодолеть пассивность и лень.
Накануне - в пятницу вечером, спортивное мероприятие "водный праздник", было организовано для различных спортивных секций и групп по плаванию. До сих пор вдоль бортиков и вокруг бассейна видны предметы и приспособления, использованные предыдущим вечером: круги, плавучие барьеры, манекены для тренировки спасателей. Всё это лежит в гармоничном хаосе на плиточном полу, как детали гигантского натюрморта.
В течение двух или трёх минут я плаваю в одиночестве, кролем разбивая гладкую поверхность воды. Но, словно прихожане, влекомые в храм особого культа, они - поклонники акваспорта, непременно появятся. Я уже вижу их через прозрачную витрину, отделяющую водное пространство от входного холла. Скоро - и я это знаю, соседнюю дорожку будет бороздить дама в ластах, на удивление бесшумно исполняющая толчок переворотом. Чуть дальше, на дорожке, по традиции забронированной за спортклубом, двое парней будут готовиться к соревнованиям, вспенивая воду всеми возможными стилями. На всё про всё, сегодня нас только четверо, воспользовавшихся гостеприимством практически пустынного бассейна.
Словно император на своём троне, дежурный спасатель расположился на своём возвышенном стуле, чуть вдалеке от бортика. Сегодня - виду отсутствия посетителей, он может позволить себе вальяжно царствовать. Но месяцем ранее - когда бассейн кишмя кишел детьми и взрослыми, образ императора уступал место учёному-биологу, нервным взглядом наблюдающего за своими барахтающимися в тазике лягушками.
Туда-обратно, туда-обратно. Вода держит тебя, направляет, и сама подсказывает технику движений - как продвигаться быстрее, не растрачивая силы в пустую. Я плыву спокойно, делая медленные гребки большой амплитуды. Закидывая голову вправо для очередного вдоха, я вижу, как большой лист платана, сорванный ветром, танцует над поверхностью бассейна. Словно визитная карта, он падает в воду на моей дорожке, возле самого бортика.
Весь лист ярко рыжий, только в самом центре зелёное пятно в форме глаза вызывает неприятные чувства. Подплыв ближе, я хватаю этого непрошеного гостя, и вышвыриваю прочь из воды. Но у Мистраля были свои планы на этот счёт, и он решил довести задуманную игру до конца. Ещё один порыв ветра, и лист возвращается в воду. Он медленно идёт ко дну, туда, где уже покоятся трое его братьев, избежавших ненасытной пасти подводного робота-чистильщика. Безразличный, я продолжаю плыть
спокойным темпом.
Неожиданно беспорядочный шум привлекает моё внимание. Не останавливаясь, я сильнее закидываю голову к бортику, надеясь увидеть и выяснить, что происходит.
Установленная у раздевалки большая осветительная мачта, подталкиваемая видимо сильными шквалами ветра, со скрежетом наклоняется, затем падает, но замирает обездвиженная, удерживаемая электрокабелем в двух десятках сантиметров от бетонного пола. Плавно, как в замедленном фильме, от неё отделяется рампа с прожекторами, и подпрыгивая по полу скользит к ближайшей от меня решётке забора воды. Электрический разряд. Парализован, я ничего не чувствую... Керамические плитки перед глазами сменяются чёрным экраном...
Звуковой сигнал неожиданно вернул мне сознание... я за рулём... Заснул, отключился, остановившись на красный свет. - Это усталость. Машина позади моей, не прекращает сигналить, - уже несколько секунд, как свет переключился на зелёный. Я включаю скорость и немного проехав, сворачиваю на обочину и останавливаюсь.
Я вне себя, взбудораженный своим видением. Какой ужасный сон - бассейн, удар током, и это за несколько бессознательных секунд! Всё казалось настолько реальным, - я до сих пор чувствую запах хлорированной воды. Но возвращение сознания ещё больше выбивает меня из колеи, - к счастью я не заснул в движении на скорости, а ведь за малым! "Боже мой!!" - спонтанно срывается с мох губ. Хорошо сказано... Эту фразу так часто произносят, не отдавая себе отчёта, все - даже идейные и суровые атеисты.
- Ты меня звал? Не стоило, я уже был здесь.
Поворачиваю голову, - в моём состоянии я даже не заметил, что на заднем сидении расположился незнакомый человек. Бледное лицо, длинные светлые волосы украшены маленьким красным пером, одежда необычна, даже эксцентрична.
Как он оказался в моей машине? Ах да, - красный свет! Воспользовался остановкой автомобиля, и тем, что я заснул. Бродяга? Преступник? Неуравновешенный?
- Не перебирай термины, я - Бог. Лично, сам, просто бог. Ты можешь меня называть "дорожный попутчик". Но только сегодня...
Я понимаю каждое произнесённое слово, невзирая на то, что язык, на котором ко мне обратился незнакомец, не походит ни на французский, ни на русский, ни на английский. Он вообще не похож на речевой язык.
Приобретённый за долгое время пребывания во Франции багаж вежливости и повседневная, размеренная, мирная жизнь, не позволили мне броситься на незнакомца с кулаками немедленно, - в конце концов, никакой видимой опасности от него не исходит. Напротив, возможно он сам нуждается в помощи.
- Претенциозное имя, но я не понимаю, чем могу быть вам полезен? Вам нужно чтобы я вас куда-нибудь подбросил? Но я вас предупреждаю - я смертельно устал, и хочу поскорее добраться домой...
- В данном случае это скорее Я, кто мог бы быть полезен тебе. Он сухо смотрел на меня, затем снисходительным голосом объявил:
- По причине твоего полного, абсолютного невеждества, ничем не обоснованного, совершенно НЕ НАУЧНОГО атеизма, ты был выбран, что бы я мог тебя просветить касательно истинного положения религиозных дел. Не скажу, что это пройдёт безболезненно, но ты мог бы этого избежать, не стоило только вопить везде и всегда о своём неверии в бога...
- Послушайте месье, я работал всю ночь, я устал, и я не в состоянии выслушивать россказни подобных вам субъектов. С вашими фантазиями лучше обратитесь в книжное издательство, или за неимением такового - к психиатру.
Его губы нарисовали флегматичную усмешку:
- Тебе нравится манипулировать метафорами? Ты их получишь сполна, - окунёшься с головой. Но, во избежание твоего обязательного непонимания и вероятного помешательства, все те, пред кем тебе уготовано предстать, будут общаться с тобой понятным тебе языком, и оперировать понятиями доступными твоей эпохе. ...Чувствуешь себя таким же уставшим?
- ...Ээ... как-бы...
Я ощутил, как прохладная тонизирующая дрожь прокатилась с головы до пят.
...да нет ... значительно лучше.
- Тогда не будем терять время, и начнем наше путешествие?
- Какое путешествие? О чём вы говорите? Ну всё! Довольно! Давайте выходите!
- Слушай! Колокол бьёт!.. Три!..
- Это невыносимо!! Быстро убирайтесь вон!!
- Два!..
Я отстёгиваю ремень открываю дверь, и подтягиваясь за руль собираюсь выйти.
...один!..
Мне остаётся встать, сделать несколько шагов к правой задней двери и выгнать моего наглого гостя.
- зероооооо... - сорвался вдруг на крик незнакомец.
... ооорррр!
Звук, достигший моих ушей, скорее уже походил на рёв слона, чем на крик человека. Сильное жжение острого перца проникло в ноздри. Мои глаза, разъедаемые тысячами микроскопических пираний, закрылись сами собой, заполненные брызнувшими в изобилии слезами.
У него баллончик с газом! Какая сволочь! - пронеслось у меня в голове.
В моих планах этот день должен был проходить без неожиданных приключений. По приезду домой я собирался отдохнуть до полудня, затем небольшой сеанс плавания, обед... На сегодня у меня не было никаких планов по изменению мира, ни проектов революционных восстаний. Начинался обычный день...
- Начался день! Какой прекрасный день чтобы изменить твой мир!
Голос моего пассажира вошёл в гармоничный резонанс со всё более и более сильным криком слона.
Превознемогая жгучее раздражение я открываю глаза...
Огромная равнина простирается передо мной. Лёгкий ветер волнует массу воздуха насыщенную запахом различных пряностей. Кардамон, переложенный жасмином, вытеснил перечное раздражение. Куркума, подчёркнутая асафетидой, равномерными волнами обогащала и сгущала окружающую атмосферу. Парфюмерия в масштабе грандиозности природы.
Первая мысль - самая правильная: что за бред? Неуёмные производители реалити-шоу опять снимают обывателей скрытыми камерами, вводя их в замешательство расстановкой декораций?
Перед моими глазами, везде - по склону, внизу - на ковре сочной травы, в лучах восходящего солнца сотни тысяч людей, насколько хватает глаз. В необычных разноцветных одеждах, и таких же головных уборах. Ряды слонов несущих маленькие башенки на покрытых попоной спинах. Лошади, впряжённые в богато украшенные колесницы.
И оружие, оружие, оружие! Оружие древнее - копья, луки, мечи. Оружие необычное - невозможных форм, неизвестного предназначения и действия.
Дыхание солдат, рёв слонов, ржание лошадей, хлопанье знамён, щелканье фантастических механизмов, парение в воздухе невероятных облачных птиц. Всё вибрировало в гармонии как органы одного гигантского тела.
Галлюцинация экстаза!
Моё сознание взорвалось перед такой невообразимой перспективой.
- Где я?
- Курукшетра - наше первое место назначения!
Я поворачиваю голову - мой бродяга всё ещё здесь. Холодный взгляд, высокомерное лицо. Тело закутано как в плащ, в лёгкое антинатуральное облако.
- Мы в 3138 году до вашей эры. Ты присутствуешь при самом масштабном истреблении в истории человеческой расы. За 18 дней, почти четыре миллиона воинов будут уничтожены друг другом. Но все они хладнокровно осознают и принимают свою карму.
Битва между Кауравами и Пандавами. И ты, - ты принимаешь участие!
- Я?!!! Но...
Я вдруг с какой-то физической лёгкостью чувствую всю абсурдность ситуации: это розыгрыш! Более того - это сон, мне всё снится. Но какая постановка! Лучшее, что я мог сделать в моём положении, это ввести режиссёра в замешательство, - по правилам военной тактики, самому перегнув палку его сценария!
Но все-таки, что же произошло? Еще несколькими секундами ранее я ехал по дороге Прованса, в 2011году, в своей машине... Моя правая рука крепко держала баранку... между прочим, я чувствую, что сжимаю её до сих пор. Мой взгляд медленно скользнул в правую сторону... Предмет в правой руке нисколько не походит на автомобильный руль: часть слоновой кости, богато инкрустированная самоцветами. Линии кованого золота представляют священные тексты на санскрите, -подтверждение того, что я нахожусь в другой реальности. Я держу великолепное, изумительное копьё. Его верхняя часть увенчана наконечником из серебристого металла, даже на беглый взгляд - всесокрушающей остроты. Оранжевая, лазурная и иссиня чёрная ленты закреплены чуть ниже наконечника, и лениво подтанцовывают в нерегулярных дуновениях ветра.
- Ты долгие годы служил в армии, не так ли?
В моей голове я уже образовал фразу: " идите вы..." но в момент, когда она должна была обрести форму звуков, я прикусил язык, и изо рта донеслось только: " я привык скорее манипулировать штурмовой винтовкой"... - как если бы кто-то другой произнёс эти слова.
- Забудь материальный аспект! Вера - вот главное оружие воина. А сейчас, - воскликнул мой дорожный попутчик, узри мою божественную квинтэссенцию!
Раздвигая свою туманную оболочку, он делает первый шаг. Части тела неприкрытые золочёной одеждой, обнаруживают себя глубинной чернотой, мраком бездны, всепоглощающей мглою. Флейта в руках, он делает первый шаг. Второй шаг, - флейта касается губ, и с пронзительно- громовым раскатом, чернота тела разрывается одновременно в разных местах, высвобождая благородно-синий свет.
...Венугопал Кришна...
Однажды в детстве - мне было шесть или семь лет, я, перебирая стопку старых книг, случайно наткнулся и полистал учебник по астрономии моего старшего брата. Один рисунок меня особенно впечатлил - мастерски изображённая художником звезда "голубой гигант". Исполинское сферическое тело, неподвижное в вечном космосе, спокойное в своей неоспоримой мощи. Повелитель, царствующий в своём королевстве, сеющий смерть и дарующий жизнь исходя из своих летучих капризов.
И вот сейчас - тот же синий свет, но в движении. - Джаггернаут движется передо мной, и роняет адресованные мне слова:
- Перед битвой я просвещу тебя правдой, касательной людей, и той, что является прерогативой богов. А также проясню причину события, которое за этим последует.
Жизнь богов, жизнь людей. Мы - боги, вмешиваясь в ваши человеческие дела, принимаем нашу часть ответственности. Это неизбежная необходимость на пути освобождения от кармы. Противостоять несправедливости, вверив врагу своё собственное могущество, побуждать повелителей к действию - это наш долг, и мы стремимся его исполнить.
Вы - люди, - вы говорите языком оружия. Когда все попытки сохранить мир остались безрезультатны, подтверждение вашего эго остаётся за этим крайним решением. Солдат облачившись в боевую одежду, теряет первоначальный смысл своей жизни.
Умирая и умерщвляя противника, он только исполняет свою роль в трансцендентности космоса. Гордый своим талантом воина, он не задумывается о всех тех вдовах и сиротах, которых он создаёт каждым движением своего меча. Он скорее следует зову славы, как верный поклонник пожеланий богов.
Убить, или быть убитым, - насладиться сознанием того, что ты являешься неотъемлемой частью вселенной, что без тебя она - несовершенна. Это не более порочно, чем наполнять свой желудок пиршественными деликатесами, или восхищаться прекрасной скульптурой - результатом чьего-то многолетнего тяжёлого труда. Наслаждаться ароматными телами юных дев, или спасать голодных, разделяя с ними, - лишёнными, свой урожай. Тебе ещё не раз предстоит познакомиться с объяснениями о смерти, и в конце концов ты поймёшь.
Что делать если сила на стороне подлости? Возможно ли, игнорируя вопрос чести, восстановить торжество справедливости таким же бесчестным приёмом?
Aux armes Иgales! - Сражаться равнозначным оружием!
Это очевидно, так как перед лицом лжи, даже неблагородные действия становятся законными и принимают уважительный аспект. В предстоящей битве, ради победы над узурпаторами, я откажусь от тысячелетних традиций и священных правил.
Мораль и благородство. Первая непостоянна, второе - летуче. Оба рождены из гипотетических критериев, коими и воспользуется их создатель. Плохое или хорошее, но им находят применение. Их искажают в двойной и тройной смысл интриганы. В былые времена благородство было обременительным и беспокойным искусством существования, противоречивым подспорьем, - сохранение чести стояло выше сохранения жизни.
Сумма высоких жестов ведёт человека к вершине. Туда, где он, освоившись, перестаёт быть собой. Отныне он сам лепит окружающий мир. Ложь, предательство, подлость, - всё благородно в жестах монарха. Цель оправдывает средства, - как говорите вы - люди.
В тоже время, никто не должен оставить своё благородство "без призора", во избежание того, чтобы этим не воспользовались аферисты от нравственности. Но об этом тебе подробнее поведает другой властелин, в другом пространстве, в отличном от этого течении, в ином эфире... если к тому моменту ты доберёшься без ущерба для себя...
Чем выше поднимается человек по социальной лестнице, тем извращённее он становится. Потому нельзя злоупотреблять благородством, чтобы не поощрять самому того не желая, преступления всех видов и форм.
Так, уже в вашу эпоху, сказанная одним человеком фраза "наша роль помогать молодым", позволила другому без зазрения совести завладеть результатами работ первого. Так бездарный плагиатор развил "позаимствованные" у автора без его на то согласия идеи, в абстрактный бред.
К счастью для автора, результаты его исследований оказались ошибочными, и он, доведя расчёты своего детища до конца, с облегчением это признал. Но узурпатор не пожелал мириться с очевидным провалом, и возвёл с поощрения себе подобных полученную "теорию" в ранг неоспоримых постулатов, и уверовал в собственную гениальность. Убедить в этом всех остальных было делом техники, в результате получилось как в басне: "...сороке выдали медаль, а жаль".
Твой дух не заражён скверной крещения, и благодаря этому ты всегда сохранял связь с истинными богами, совершенно этого не зная. Отсутствие скверны крещения позволяет тебе перемещаться в пространстве и течении времени, но только с помощью какого-либо божества, ибо высшее знание недосягаемо для людей. Ты станешь свидетелем множества событий, покинешь мир живых...
"это уже совершено" - огрызнулся я про себя.
- нет, пока ещё нет. - Возразил повелитель происходящего, как если бы он прочёл мои мысли.
Высвободи свой дух из границ установленных тебе обывательством. Здесь и сейчас Я определяю природу воображения, и она безгранична!
Ты будешь лишён жизни множеством самых ужасных смертей, - оружием и огнём, водой и холодом. Чтобы каждый новый раз, я мог бы тебя передать одному из моих состояний - иному богу.
Мы, - истинные боги, - усвой это, какой бы ни была наша сущность - рождены как простые смертные, или появившиеся божественным образом, ни кто иные, как частички одной большой картины. Мы живём независимо, но ради одной абсолютной причины, смысл которой превосходит соответственно даже наше божественное сознание.
Ибо мы все только различные лица одной аксиомы, каковы бы ни были наши имена или эпохи. Если человечество исчезнет с лица земли, мы будем здесь. И будем всегда!
Психологическое давление, которое оказывал на меня мой собеседник, вынудило меня замедлить шаг и отстать от источающей холодный свет фигуры.
Подойдя к устрашающей своей агрессивной пестротой колеснице, Кришна подал мне знак приблизится.
В его правой руке была чаша, простая глиняная чаша, заполненная белой жидкостью.
- Знаю, что ты не любишь молоко. При недостаточном синтезировании лактазы, твой организм загодя отторгает всё, что не пойдёт ему на пользу. Но тебе всё же придётся выпить это молоко - молоко священной коровы!
Кто бы посмел отказаться? Сдерживая чувство отвращения, испытываемое мной с детства ко всему молочному, и переваривая в мозгу ступор от того, с каким панибратством сияющая бестия оперирует биологическими понятиями, я делаю первый глоток.
Жидкость течёт по горлу, и приятно наполняет желудочно-кишечный тракт. После нескольких глотков я смотрю на чашу. И - неожиданность! - Она всё ещё заполнена до краёв! Но меня это почти не удивляет, - ведь отныне я сам являюсь частичкой происходящего умопомрачения. Отдельная нота в партитуре симфонии, которая вот-вот будет разыграна.
Молочный напиток наполнил меня гибкостью и силой, мышечные волокна сокращаются и расслабляются, готовые к тому, чтобы трансформировать миллионы молекул гликогена в разрушительную мощь.
Энергия меня переполняет, я чувствую связь с каждым воином на поле предстоящей битвы, с боевыми слонами, с яростными лошадьми. Естественным образом - как если бы я делал это постоянно, я передаю чашу воину кшатрия, гордо державшемуся рядом со мной.
Арджуна примчался как молния. Он вскочил на колесницу, и оглушительные голоса тысяч труб и раковин огласили начало битвы. Кришна один представляет своё царство. Его армия будет сражаться на стороне врага, а сам он - всего лишь возница на колеснице Арджуны.
В начале, неуклюж в своих доспехах, которые были доставлены мне незадолго до всеобщего пожара боя, я походил наверное на опасного пьяницу. Копьё в руке, я пытался найти и закрепить равновесие. Но в отсутствии какого либо подобного опыта, мои движения только приводили в смятение окружающих меня воинов.
В конечном итоге какой-то дух, появившийся неизвестно откуда, но такой же реальный как живое существо, помог мне получить необходимую компетентность.
Облачком пара, прозрачной птицей он спустился на мой шлем, и проскользнул в глаза, уши, нос и горло, вызвав лёгкий спазм. Как если бы я проглотил за раз слишком большой кусок мороженого.
Направляем этим духом, я нашёл моё место в этой битве, до того момента покуда этот дух не был изгнан появившимся из другого мира огромным чёрным вороном. Второй круживший надо мной ворон - я это помню, огласил тот миг звучным криком.
Битва. Очень мало ясных воспоминаний. Или скорее воспоминаний, достойных того, чтобы о них вспоминать.
Дикое, низменное удовольствие - наступать, кромсая врагов. Моё копьё неутомимо трудится, производя опустошение в рядах противника. Густой запах специй, казавшийся неистребимым, был попран другим - запахом крови и распотрошённых тел. Оглушающий грохот повсюду...
Внезапно одна раздражающая мысль пронзила моё сознание - а как же знаменитый эффект бабочки? Как смею я, вырванный из моей эпохи, чужак в этом мире, вносить сюда какое либо влияние? Я стоял со своими мыслями как в коконе отделяющим меня от беснующейся вокруг бойни...
Не спровоцирую ли я разрушительные изменения в будущем? Если раздавив бабочку, мы меняем курс истории, тогда участие в битве обезобразит поверхность планеты? И как свидетель и символ моих сомнений, созерцающая с высоты разнузданный спектакль человеческой низменности, бабочка AtrophaneuraHectorспустилась, и села на конец моего копья...
Но едва появившись, сомнения мои были схвачены и раздавлены зубами сознания, как скорлупа ореха жерлом щелкунчика. Если результат битвы - тотальное уничтожение двух армий, был известен Кришне наперёд, моё участие ничего не изменит.
И одним круговым движением моего оружия я заставил вспорхнуть яркое создание. Она же, довольная тем, что осталась жива и внесла сумятицу в моё сознание,
прочертила далее свой путь в воздухе, демонстрируя мне своё алое брюшко, и свои запятнанные кровью крылья.
Сколько минут, часов или дней пронеслось? Движение не останавливается ни на миг. Оно следует за мелодией, естественно растворённой в воздухе. Вопли, отблески неба на оружии; Смерть как реальный персонаж присутствует повсюду одновременно. Устрашённые её отталкивающей фигурой в начале, вы перестаёте её замечать уже через несколько минут захватившего вас кровавого хаоса. Иногда даже её саму опрокидывают навзничь, когда она неуклюже подбирается слишком близко к разящему повсюду оружию. Но, скрежеща своими ужасными зубами она тут же поднимается, ласково обнимая своих обидчиков.
Необычные виды оружия, замеченные мною в начале, проявляли себя отныне во всей своей чудовищной эффективности. - Чёрные молнии вылетающие из парящих аппаратов, гроздьями пронзают сражающихся воинов. Блестящие снаряды, посланные похожими на котлы орудиями, падают в самую гущу, и со звоном лопаются, разливая пожирающий огонь вокруг эпицентра. Солнце танцует в небесах, опьянённое видом такого представления. Пот и кровь текут по моему лицу, я потерял всякую ориентацию в этой разъярившейся карусели, только чувствую кольцо врагов вокруг себя. Остриё моего копья пронзает как жало скорпиона - всадник слева... солнце за спиной... разворот назад... длинный удар копья срывает голову одного из махаратхинов(1)...
Пронзительно ревя, какой-то слон, взбешённый ранением бежит в стороне, как дорожный каток расплющивая воинов с обеих сторон. Закреплённые на его бивнях два больших клинка также снимают свой мрачный урожай.
Внезапно большая угрожающая тень возникает между мной и солнцем, полностью меня затмевая.
Я не успеваю направить своё оружие, как белое копьё колет меня в грудь...Я ничего не чувствую, но дыхание спёрто. Неподвижен, я могу только наблюдать, как растекаясь, моя кровь окрашивает длинную белую рукоять торчащую из моего тела. Слабость овладела всеми моими конечностями.
Всё же это был не сон...
Я успеваю услышать позади меня раздирающий шум - слон возвращается неукротимо, и я - на его пути...
За мгновение до того как мрак накрыл меня, я вижу двух воронов над полем битвы.
Я убеждён, что они прибыли за мной.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Эхо капли упавшей в воду...Ещё одна...В дали...Ближе...
Голова кружится. Я в темноте, но всё вижу.
Я хочу пить, и звук воды манит меня.
Достаточно пожелать, как без усилий я чувствую себя швырнутым к источнику, скрывающемуся несколькими метрами далее, за скалистым барьером.
Вода фонтанирует и опадает каскадом. Мои иссушённые губы стремятся к жидкости. Но к моему изумлению, струя воды проходит мне через голову и продолжает течь сквозь меня как если бы я не существовал.
Я осознаю внезапно, что я один. Рядом никого нет.
Сотни тысяч человек исчезли, Кришны нет... нет битвы.
Был ли это всё же сон? Второй сон в первом? Бассейн? Автомобиль?
Где я? В галлюциногенном источнике? Скалистые стены окружают меня с трёх сторон. Их крутизна не оставляет мне другого выхода - вперёд по ущелью.
Я на дне гигантского каньона. Красные скалы взмывают ввысь, испещрённые по всей высоте тёмными отверстиями. Наскальные рисунки покрывают редкие гладкие поверхности. Ожившие изображения демонстрируют хаотичные движения невероятных существ. Ближайшая скала представляет мне странную сцену - пожирание фагоцитом бактерии. Дальше и выше, я вижу необычную структуру - скрученный вокруг своей оси мост, соединяющий две стороны каньона. Разделённые регулярными промежутками, такие же мосты видны на сколько хватает взгляда. Удивительным образом, они напоминают мне спирали ДНК.
Взглянув над собой вверх, я едва смог различить края каньона, и меж ними гирлянды белых звёзд.
Вдруг я осознал, что я не дышу и не могу сомкнуть глаза. Я взглянул на свои руки - слишком белые и бесплотные.
- Не ищи понимания происходящему. В этой части твоего путешествия тобой займусь я! Я - Осирис!
Командный и спокойный голос прозвучал ниоткуда.
- Ты находишься у меня - в царстве теней, в качестве духа. Твоё тело было разорвано на тысячи кусков на плато Курукшетра.
Я осмотрелся вокруг - никого. Каньон пустынен во всей своей головокружительной безмерности.
Я отделён от своего тела? Как? Кто может мне это объяснить?
- Ты не совсем мёртв, во всяком случае, пока не переправишься через священную реку. Но тебе этого совершить не судьба. Не в этот раз. Впрочем, как знать....И к тому же, всё то время пока ты остаёшься моим гостем - продолжал он, - даже если здесь протечёт десять тысяч лет, в мире живых не пройдёт и мгновения. Вслед за Кришной я направлю тебя к твоему следующему этапу.
Я услышал, нет, скорее почувствовал сильное дыхание, подхватившее меня и понёсшее вперёд. Я лечу как гелиевый шарик.
- Я хочу пить!
- Нет, просто ты сохранил воспоминания о твоих последних секундах на поле боя. Это пройдёт.
Я не вижу моего собеседника. Есть только его сильный голос возникающий отовсюду. Голос, умиротворяющий и настораживающий одновременно, - если моему духу была свойственна паранойя, то в этой оценке ситуации она утвердила свою состоятельность. Но что же делать? - В безжизненном мире недоверие как нигде имеет право на существование.
Мы продолжали продвигаться вперёд. Путь видимо был не близкий. Многочисленные боковые галереи открывали вид на нелепые конструкции, реки огня, вихри воды. На просторные долины залитые светом и на болота источавшие мрак.
Я не могу поверить, что я мёртв, это не может быть правдой! Более чем правдоподобная галлюцинация на тему битвы в древней Индии - это одно, но сейчас! Это выходит за все рамки! Решительно, - мой сон слишком долго длится!!
- Если ты веришь в то, что спишь - тем лучше. Я освежу твоё сознание самыми памятными сновидениями твоего детства!
Внезапно я вспоминаю... всёобъемлющее нечто возвращается, и оно настолько реально, что кажется - протяни руку и почувствуешь...
Будучи ребёнком, довелось мне пережить неоднократно одно и то же видение - на границе сна и реальности.
Я спокойно сплю в своей комнате, когда неожиданно чувствую присутствие кого-то или чего-то. В темноте комнаты силуэт в форме нечёткого шара, более черный, чем окружающая темень. Раздуваясь, он бесшумно приближается. По мере того как я взрослел, его размер тоже увеличивался от раза к разу. Шар покрыт шерстью.
На полпути между сном и пробуждением я лежу на спине, и каждый раз мои руки скрещены на груди. Быстро, в полной тишине, - даже нет времени испугаться - шар поднимается мне на грудь и застывает. Давление нарастает, мне всё тяжелее дышать, я пытаюсь пошевелить ногами, головой, руками. Бесполезно... Я пробую двинуть плечами - есть! Мне удаётся сделать маленькое движение. Собрав все силы, я отталкиваю ужасного ночного гостя.
Он падает бесшумно на пол, и также беззвучно исчезает в приоткрытую дверь.
В этот момент я сознаю, что уже не сплю, но с какого времени? Если я встану сейчас и посмотрю за дверь, что я увижу там? Меня охватывает желание преследовать неизвестного агрессора, поймать, посмотреть, что он из себя представляет. Но над этим желанием доминирует другое чувство - глубочайшего страха! Готов ли я встретиться лицом к лицу с неизвестностью? Я остаюсь неподвижен, в холодном поту, пожирая глазами приоткрытую дверь. Волна мурашек внезапно пробегает по спине между лопаток. Ещё одна волна, за ней третья. Это возникает само по себе. Я подавлен ужасом. Нечто внутри меня, породившее мурашки необычайно сильно, я чувствую какую-то энергию неизвестной природы улетучивающуюся из меня в воздух.
"Сонный паралич, основанный на заторможенной функции лиганд" - скажут психиатры-биохимики, и будут по-своему правы. Но всё же это было что-то большее...
Похожие чувства с другим повторяющимся сновидением: глубокой ночью я пытаюсь достигнуть открытой и хорошо освещённой двери дома. Я бегу из глубины небольшого садика утопающего в тотальной темноте. Я бегу изо всех сил, но продвигаюсь едва...я чувствую прямо за собой, чувствую не видя, - тонкие чёрные силуэты, словно сделанные из дыма. Они хотят поймать меня...
Я ещё и ещё вспоминаю это ощущение, и волны мурашек ужаса... позже я сам себе объяснял, что чёрные существа специально пугали меня, чтобы питаться энергией моего страха.
Это было так давно...
А сейчас, я - не более чем тень, подталкиваемая дуновением Мэтра. Почему же воспоминания страха вернулись? Я думал, что мёртвые лишены чувств. Может ли дух испытывать страх? Перед чем? Живыми, мы содрогаемся от ужаса перед перспективой смерти, оправдываясь тем, что не завершили дела предназначенные нам судьбой, не достаточно радовались жизни, не воспользовались всеми возможными благами.
Даже самые злосчастные, отверженные, оскорблённые инвалидностью, лишённые полноценной жизни; но также и подлые подонки, несущие бремя предательства в глазах всего мира. Все цепляются за жизнь до последних мгновений. Немногочисленны те, кто ради любви, чести или из-за безнадёжности, добровольно бросаются в мрак неизвестности, в крепкие объятия смерти.
Я всё ещё в том же каньоне, он кажется бесконечным. Но о каком конце стоит вопрос? О конце пути, или конце времени? Какой мерой можем мы измерить нереальное?
Картина, открывшаяся в одной из боковых галерей, привлекла моё внимание. Желая удовлетворить моё любопытство, Мэтр придержал своё дыхание, позволяя мне приблизиться и посмотреть.
Позади наклонённой вперёд сводчатой арки, в просторном гроте, который завершался видимым тупиком, стояло дерево среднего размера. Ствол его был полупрозрачен и позволял разглядеть сложный процесс происходящий внутри.
Вытянутые откуда-то из глубины, словно жизненные флюиды, к раскидистым ветвям скользили человеческие души. Окончание ветвей не было прозрачным и не позволяло увидеть мистерию превращения душ в листья и плоды. Последние, в свою очередь, едва появившись, протискивались к свету, расталкивая и подминая собой густую листву. Они увеличивались, приобретали формы, и созрев срывались с ветвей гигантскими белыми бабочками.
Бабочки же относили этот ценный груз к источнику красной жидкости, куда его и сбрасывали, возвращаясь затем за очередным осколком жизни.
Одна из бабочек, ведомая вероятно волею Властителя каньона, изменила свою привычную траекторию, и после крутого виража спланировала к выходу из грота.
Она зависла прямо передо мной, взмахивая своими впечатляющими крыльями.
Я осмотрел загадочный плод меж её лапок. Колбочка с песком... песочные часы!
Простой прибор для измерения времени. Если моя фантомная форма была способна проявить эмоции, то это был момент непонимания.
- Ты не видишь ничего иного, как образы продиктованные опытом твоей жизни. Иными словами - только что ты взглянул в зеркало. Но в этом зеркале ты видишь не себя, а весь остальной мир без тебя.
И я услышал смех. Смех непререкаемый, подавляющий любое стремление восстать, взбунтоваться. Как завершающий спектакль занавес отделяет зрителей в зале от артистов на сцене, так смех Осириса вверг меня в опустошение потусторонности. Сознание угасало...
-...Смерть...- сила голоса Осириса вновь резонировала в пространстве каньона. - Что вы знаете о смерти, вы - люди? Только ваши собственные фантазии. Почему вы так боитесь смерти? Сколько их вернулось из мира тьмы? Единицы. Их свидетельства вы должны знать и помнить наизусть, но вы это игнорируете. Взирая на ставшие пылью склепы, скрывающие тысячелетние скелеты, скажите сами себе, что ваша жизнь - несчастный случай, короткий и ошибочный пассаж. Ваше естественное состояние - смерть! Здесь вы проводите большую часть времени.
Вы мечтаете о вечной жизни, даже не зная, чем смерть может вас одарить: освобождением от ваших догм, от ваших агоний, ваших болезней и ваших богатств.
Не вы ли ищите вознаграждения, надеясь, что после смерти ваше имя не будет опорочено вашими врагами, а ваши дела и слова извращены? Живой, вы были примерный человек, альтруист, готовый бескорыстно всем помогать в трудный час. Делить последние крохи с нуждающимися, и искренне радоваться успехам других. Нестерпимо больно будет узнать, что на вашей могиле звучит: "грязный эгоист, жил в изобилии, обкрадывал бедных и использовал доверчивых"
Что же со справедливостью? Может ли она последовать из мира живых в царство теней? Чего стоят суждения живого над мёртвым?
Как это смешно!! Не заботьтесь об этом! Только боги будут вас судить. Вас, ваши поступки, слова и мысли!
В свою эпоху я сам был великим богом-царём. До того мгновения, пока не узрел себя среди мертвых. Жажда власти, гнусная ревность направляла моего убийцу.
Я сумел отомстить, и довольствуясь этим, мог вернуться на законный трон. Но я отказался от мира живых, ради вечности этого царства - такого справедливого и умиротворённого. Ты также...- его голос зазвучал слишком убедительно, и я в первый раз увидел его лицо. Оно проявилось как конденсат красного дыма гейзеров на покрытых мхом скалах. Лицо... нейтральное, спокойное, апатичное. Но его глаза! Глаза, как их удачно представляют в фильмах про динозавров - глаза голодного Ти-рекса.
- Достаточно что бы ты дал своё согласие, и твой вояж закончится здесь и сейчас. Не будет более разочарований, не будет страданий!
Мне стало понятно, куда он клонил! - Коварный обольститель! Я был в безнадёжном положении, - пойти наперекор воли божества, даже просто в словах, не ужесточит ли это мою участь?
Но в конечном итоге, есть ли мне ещё что терять?
И собрав всю свою смелость, я произнёс запавшие мне с юности слова сказанные тенью Ахилла Одиссею:
"...о Одиссей, утешения в смерти мне дать не надейся; лучше б хотел я живой, как подёнщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мёртвыми царствовать, мёртвый". И к тому же, это не удел бессмертных - подбадривать людей преждевременно умереть. Потому как есть причины жить, которые вам не дано постигнуть. В тоже время в ваших словах есть истина - не нужно бояться смерти, она не заберёт ВСЁ, но только то, что принадлежит ей!
Я сам удивлялся - откуда вдруг появились нужные слова, чтобы дать отпор неправомерным притязаниям смерти... или правомерным? Тут же вспомнились строки другой поэмы, где смерть уговаривает бойца расстаться с жизнью. Какая похожая ситуация...
Гримаса высокомерной улыбки появилась на Лице:
- Нет, не ровняй себя с образом того воина... впрочем, - я знаю точно, ибо могу предвидеть: в своём бродяжничестве по миру богов ты окажешься однажды именно у того поля где поэт подслушал диалог воина со смертью...
А с тобой...в невозможности прервать твою карму, мы встретимся ещё раньше, чем ты можешь представить, но это будет с другим МНОЙ.
Мы в конце туннеля. Каньон казавшийся бесконечным, резко обрывается. Слева от меня река, справа - каскад огня. Трещина в скалистой стене прямо напротив.
Внезапно скала разрывается как кусок фанеры, и я слышу шум огромных крыльев. В сияющей бреши - женщина в боевой одежде, восседающая на необычном животном - полуволк-полуконь. Серые крылья его взбивают воздух вокруг нас.
С криком заставившим звенеть стены туннеля, дама, метнув на меня серебристую сеть, затянула на спину своего плотоядного пегаса. Два ворона наблюдают за происходящим издали. "Хугггин" кричит один из них, "Мунннин" отвечает ему второй. Грот исчезает в безмолвном коллапсе пространства времени.
Я снова на Курукшетре, но в этот раз пролетая над битвой, на спине фантастического создания несущегося к неизвестности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Добро пожаловать в Вальхаллу воин! Я, - Один!
Оказав честь ремеслу солдата, ты заслужил быть принятым в королевстве Асгарда.
Зрелого возраста бородатый человек восседает передо мной на троне, или скорее на стуле - массивном и высоком. Лицо спокойно, один глаз скрыт прядью серых волос. Два ворона только что покинули его плечи, чтобы устроиться по краям - по одному на каждый подлокотник.
Лучи заходящего солнца проникают через расположенные выше многочисленные проёмы, заливая большую комнату где я оказался, мягким светом. Сидя на деревянной скамье и ничего не понимая, я украдкой оглядываю строгие декорации зала.
Различное оружие и щиты украшают стены. Колонны в форме копий устремляются вверх, разрывая собой слабеющий поток солнечного света и теряясь в темноте - настолько высок потолок.
- Валькирия доставила твой дух к нам, и это означает, что твоё бродяжничество продолжится через нашу вотчину. Ты всё ещё только дух, но это не продолжится долее, - факелы пиршественного зала уже зажжены. Поедая плоть Сахремнира, и испив молоко Хейдрун, ты вновь обретёшь своё физическое тело.
Ты - чужак в стране Эйнериаров, но благодаря ходатайству пославших тебя богов, ты всё же имеешь право на свою долю пирога вознаграждения.
Словно под анестезией я встаю со скамьи и куда-то иду, пытаясь привести в порядок свой рассудок, заполняя бреши в памяти. Силясь осознать происходящее, выхватывая куски из летящих передо мной галопом событий.
И вот уже стол накрыт. В огромном зале стоящие в линию дубовые столы заполненные жареным мясом. В пламени факелов блестят кубки вина и эля.
Тысячи викингов... вернее - теней. Пока что они так же как и я, ожидают свою очередь возрождения.
Восседая на широкой скамье, Один тоже здесь, в одиночестве - если не считать двух больших волков у его ног. Он держит в своей правой руке кубок, наполненный вероятно вином. И с первым глотком своего бога, викинги начинают трапезу. Широкий серебряный поднос заполненный мясом, украшает стол рядом со мной. Я недолго думая беру с него кусок жаркого. И как только моя рука его коснулась, призрачные потоки, пронзающие её, стали уплотняться, и вот уже рука обрела свой живой цвет. Вскорости, поднесённая ко рту жареная плоть кабана вернула к жизни мои губы, мои зубы и язык. Я начал жевать - и вкус вернулся, так же как и запах - мой нос заново обрёл свою, утраченную было функцию.
Мало по малу, увлекаемые внутренними потоками, волокна Сахремнира полностью восстановили моё тело.
Но с ужасом я обнаруживаю везде на себе страшные раны. Там, где ранения вырывали из меня куски плоти.
Я пришёл в своё сознание, я счастлив снова быть живым! В чужом для меня мире, но - живым! И если случайно, меня вновь отправят ко мне, как смогу я вынести все эти следы безобразного уродства?
Я в отчаянии взглянул на Одина.
Но он, - отведавший из источника мудрости, понимает всё наперёд, и даёт мне знак отпить, показывая на большой бронзовый кубок, наполненный какой-то очень лёгкой субстанцией - молоком козы Хейдрун.
Жидкость в сосуде не имеет ничего общего с молоком. Скорее квас - коричневый, пенный, но с сильным кислотным запахом.
Первый глоток - вкус грушевого лимонада, с горечью.
Нектар обволакивает мой язык, проникает в горло. Чувство очищающей свежести, схожее с воздействием зубной пасты. Я чувствую, как начиная с желудка, эта свежесть наполняет все уголки моего тела. Шрамы начали уменьшаться, и по истечении двух минут моё тело вновь невредимо. Следом за вкусом и запахом, различные звуки достигли моих ушей, и только тут я понял, что со времени, когда я вновь обрёл сознание, я ничего не слышал кроме голоса Одина. Но моё зрение стало хуже, - в качестве духа я всё же имел возможность видеть в темноте. Вновь обретённое тело начало чувствовать жар от пламени горящих по всему залу факелов и светильников. Мне вернули моё тело, - только МОЁ, не более. И как неоспоримое свидетельство того, что я снова стал самим собой, я чувствую лёгкий дискомфорт под пломбой одного зуба. Достаточно жёсткое, мясо кабана напомнила мне внезапно рутину жизни - завтра мне назначен приём у стоматолога... завтра...
Но какой же сегодня день?
И в конце-то концов, как я могу быть уверен, что это всё не сон? Вот как получилось, - в тот же момент, когда моё тело вернулось ко мне, мой дух отправился вон - искать объяснение происходящему, дабы избежать помрачения рассудка.
- Тебе не стоит опасаться сумасшествия, твой разум, хоть и основательно сотрясён, всё ещё в здравом состоянии. А непривычные события только помогут закалить его выносливость. - Один наблюдал за мной, и моё смятение не ускользнуло от его внимания.
- Ты вернулся в ряды живых, и тебе нечего здесь более делать. Но однажды - в день Рагнарек, тебе искренне будет сказано "добро пожаловать вновь"!
Тебя призовут... Отныне же твой путь должен продолжаться в другом мире. Фрейя доставит тебя к назначенному месту. Когда закончишь трапезу - ожидай снаружи.