Лапшин Виктор : другие произведения.

Синдром неудачника в деконструкции или "прошу прощения, но я как раз собиралась подышать свежим воздухом"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.44*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаемая Вашему вниманию статья призвана пролить свет на тёмные места в невероятно важном Ритуале Приглашения Дамы на Танец.


Синдром неудачника в деконструкции

или "прошу прощения, но я как раз собиралась
подышать свежим воздухом"

Я пригласить хочу на танец

Вас и только Вас,

И не случайно этот танец - вальс!

(И. Шаферан)


     Уважаемые господа, наверное, большинству из вас на балу хочется волшебства, ощущения собственной значимости и величия, да и просто почувствовать себя Джентльменом. Но есть вещи, которые весьма успешно разрушают эту атмосферу: организационные проблемы, ваше плохое самочувствие, ваше плохое настроение и отношение к окружающему миру (здесь кроется главная проблема, но это предмет не нашего исследования). Возглавляют хит-парад неприятностей на балах, как ни странно, особенности поведения дам при попытке приглашения их на танец. В какой-то момент вы вдруг понимаете, что дама, которую хочется пригласить, всё время куда-то исчезает, а стоит вам её найти - она либо устала, либо только что начала интересный разговор/игру в карты/собралась "ненадолго отойти прогуляться". Давайте попробуем разобраться в сём феномене чуть подробнее. Мной был проведён масштабный опрос дам на этот счёт, обработанные и обдуманные результаты которого я предлагаю вашему вниманию.

     Ни для кого не секрет, что статистика на балах, танцевальных вечерах и на набережной откровенно в нашу пользу (исключение составляют лишь балы с парными заявками). Тем не менее, дамы бывают просто неуловимы. И, судя по всему, они настолько преуспели в искусстве маскировки, что некоторые всерьёз забеспокоились. Давайте вместо того, чтобы беспокоиться, немножко подумаем.

     Для начала примем как данное, что Дама пришла на бал танцевать. Есть отдельные индивидуумы, которые приходят на бал пообщаться, пофотографировать, позавидовать, поиметь повод причитать впоследствии, что всё плохо и что хороших балов больше не делают... Про таких обычно заранее известно, что они не танцуют или что они танцуют только с избранными. Обнаружьте их и выкиньте из головы. Их мало, и Вы немного от этого потеряете. Если же Вам обязательно надо станцевать вон с той особой, которая всё время проводит в салоне, записывая в блокнотик, кто кому сколько раз передал карту "Флирт", то попробуйте сначала сойтись с ней как с человеком. Она пришла на бал не как Дама, а как человек с весьма определённым (иногда не вполне осознанным) интересом - так и подойдите к ней как к человеку с этим интересом. Обсудите с ней, в зависимости от того, чем она занята, вон ту красивую пару, былые времена, огрехи живого оркестра... а потом "кстати" пригласите на танец. Желательно, на простой (вовсе не факт, что она заботливо посещала танцклассы). Она может отказать кавалеру (повторюсь: она здесь не Дама), но вряд ли откажет новому знакомому и просто хорошему человеку. Танец для неё не составляет сути бала, однако может стать приятным к нему дополнением при условии, что она знает его и что ей нравится молодой человек.

     Далее. Если перед Вами настоящая Дама, она не откажет. Практически никогда. Например, по правилам бального этикета XIX века дама может отказать только в случае, если она уже приглашена или если она вообще не танцует. Во всех остальных случаях она честно оттанцует положенные фигуры. Мало того, ещё, вероятно, и попытается получить удовольствие сама и доставить его Вам. Однако через некоторое время Вы вполне можете обнаружить, что найти её, чтобы пригласить на очередной танец, довольно проблематично, а в те моменты, когда Вы, зажав её в угол, выпытываете из неё ближайший свободный танец, оказывается, что она уже приглашена на все танцы, которые танцует (или с улыбкой предлагает вам какой-нибудь Турдион со словами: "мы как раз с ног сбились в поисках кавалера в сет").

     Поэтому вопрос о том, как сделать так, чтобы Вас не избегали, плавно перетекает в вопрос о том, как сделать так, чтобы, согласившись на танец, горько не пожалели об этом. Разумеется, порядочно натерпевшись, любая Дама начнёт избегать Вас и отказывать, прибегая, если необходимо, к разнообразным тактическим уловкам.

     Дама пришла на бал за тем же, за чем и Вы - приобщиться к волшебству, почувствовать себя Дамой, потанцевать, получить удовольствие от всего этого... И если роскошно одетый статный кавалер галантно пригласит её на танец, виртуозно его исполнит, делая ей комплименты и незаметно оберегая от возможных неприятностей, как-то: столкновений, вылезающих не туда танцоров и т.п., после конца танца (или тура, если это вальс) столь же галантно отведёт её обратно, улыбнётся, посмотрев в глаза, поблагодарит за танец и угадает, хочет ли она, чтобы он составил ей компанию на ближайшие 5-10 минут, или она уже заметила трёх кавалеров, деликатно ожидающих возможности пригласить её, то впечатление у Дамы останется самое что ни на есть благоприятное. И в следующие несколько раз она будет с призывной улыбкой ловить Ваш взгляд, непроизвольными движениями показывая, что мысленно она уже с Вами.

     Что же для этого нужно? Всего ничего - не разрушить это ощущение сказки. Некоторым может хватить такого тонкого намёка. Тем не менее, я попробую немножко подсказать Вам. Обратить внимание на некоторые моменты, которые признаются прекрасными Дамами наиболее удручающими. Моменты перечислены примерно в порядке их ужасности, но это не значит, что стоит ограничиваться первыми пятью.

     Итак...

     -- Следите за своим языком, будьте вежливыми, учтивыми и галантными. Не позволяйте себе грубостей как на деле, так и на словах. Вообще.

     -- Помните, что вы танцуете в паре, и (в общем случае) для своей Дамы. Если что-то пошло не так, если Вас жутко оскорбило что-то в окружающем мире (или людях, его населяющих), и даже если Вы сгораете от праведного гнева и хотите выйти из сета (а если причина гнева в паре, то из пары), вспомните о Даме. Вы её пригласили, Вы предложили ей волшебство. А теперь хотите лишить? Будьте уверены, что как бы уважительна ни была Ваша причина, она вряд ли найдёт понимания в глазах Дамы (если, конечно, она сама не предложила это сделать).

    -- Дама прекрасна. Очаровательна. Грациозна. Прекрасно танцует, не менее прекрасно говорит и улыбается. Попытки заметить обратное будут покараны самым жестоким образом. Попытки сделать её лучше (научить танцевать, двигаться, культурно говорить...) в большинстве случаев приведут к тому же результату.

    -- Вокруг Дамы находится ореол волшебства. Он невероятно хрупок, и если Вы попробуете оказаться к ней ближе, чем это стоит делать, будете трогать её там, где не следует, станете перебарщивать с (пусть даже положенными по схеме) объятиями/поцелуями, этот ореол расколется, разобьётся и острыми осколками поранит и Даму, и Вас.

    -- Вариация на тему одного из предыдущих пунктов: если Вы пригласили танцевать Даму, то и танцуйте с ней. Попытка в процессе танца уйти к другой вряд ли приведёт к чему-нибудь хорошему (мы не рассматриваем танцы, в которых смена партнёра предусмотрена схемой). Вероятнее всего, результатом будут подпорченные отношения с обеими участницами обмена. Варианты: испорченный танец, испорченный бал, испорченный вечер, испорченная жизнь...

    -- Приглашение Дамы - это не просто ритуал, который нужно соблюсти (да ладно, хоть бы соблюдали - уже полдела!). Когда Вы приглашаете Даму на танец, Вы не просто подбираете себе партнёршу на исполнение фигур (или на их подсказывание). Помимо того, что это первый повод показать себя и блеснуть своей воспитанностью, учтивостью и обаянием, это ещё и начало того самого волшебства. Было бы в высшей степени неосмотрительно разрушать его уже на этой стадии, равно как и проявлять здесь своё дурное воспитание. В Вашем приглашении должно сквозить, что Вы приглашаете и хотите пригласить именно эту Даму и именно на этот танец. Упоминания о других, вообще, неуместны. Тем более, неуместны они в контексте "знаешь, что-то мне уже четверо отказали, давай хоть с тобой потанцуем". Вне зависимости от предыстории (и от того, скольких дам Вы уже обошли в поисках партнёрши на мельницу на выживание ), Дама, которую Вы приглашаете в данный момент, - единственная и неповторимая. И именно её Вы всегда мечтали пригласить именно на этот танец! И ещё. Несмотря на то, что ещё косой десяток дам стоит и подпирает стенку, это она делает Вам одолжение, танцуя, а не Вы ей. Вообще, автор склонен не рассматривать этот вопрос через призму одолжений, но если заводить разговор, то он должен идти в этом ключе.

    -- Даме может просто не хотеться идти танцевать. Не все, далеко не все Дамы готовы в данный момент исполнять произвольно выбранный танец из числа ей известных. Дама может банально устать. Да-да, это используется не только как отмазка . Она может плохо его помнить и стесняться этого. У неё может быть неподходящее платье для этого танца. У неё может быть для него неподходящее состояние души и/или тела для этого танца. Как ни странно, объективные показатели тоже бывают причинами отказа. Причём зачастую эти причины либо слишком личные, либо слишком мелкие, либо... в общем, Вы о них не узнаете.

    -- Мобильный телефон - отнюдь не историчный аксессуар. Танцевать с ним, в принципе, позволительно, если он не портит внешнего вида и не мешает Даме. Но вот отвечать на него, проверять и т.п. во время танца - не просто моветон, а кричащее неуважение к той, которую Вы пригласили на танец. То же самое относится к приветствию проходящих рядом знакомых. Да, это не каждый сумеет - пожать предложенную ему руку, не останавливая вращения в вальсе и не нарушая пары. Но... оценит ли Ваша пара это?

    -- Возможно, что медведь не только наступил Вам на ухо, но и основательно прошёлся по ногам. Бывает. Это проходит после долгих тренировок. А пока следует смириться с тем, что некоторым дамам подол платья, любимые туфли, не менее любимые ножки или эстетическое удовольствие от танца под музыку, а не поперёк неё, важнее, чем удовольствие от общения с Вами в танце. Правда, когда к этому списку добавляется потребность в собственной безопасности в массе танцующих, вряд ли у кого поднимется рука обвинять Даму.

    -- Импровизация в танце - это хорошо, это показывает Ваш уровень как танцора, Ваш артистизм, Вашу находчивость, в конце концов... Но не стоит забывать о том, что...

    -- "Импровизация - это прекрасно, если под этим словом не маскировать неумение танцевать или незнание фигур. Импровизировать можно в ЛЮБОМ танце, но в рамках стиля. Так уж исторически сложилось. Включать в менуэт фигуры хастла, по-моему, дико (если, конечно, это не шуточный бал, где можно и не такое). Есть вариации и в танцах итальянского Возрождения, и даже в бранлях, про 19 век я вообще молчу. Если импровизация партнера не сбивает с толку его даму и остальных танцоров, то почему бы и нет? Всему есть место и время". ©Ранди. Например, большинство фигурных вальсов простят Вам почти любую вариацию - лишь бы укладывалась в музыкальную фразу и совпадала с оригиналом в смене пары (если таковая имеется) и общей длительности, чтобы не выбиваться из толпы. А в па-де-Шреке импровизация так и просится.

    -- Далеко не каждая Дама терпит импровизацию. В принципе, обычно про каждую известно её отношение к подобным выходкам. Некоторым нравится, некоторые терпят, некоторые могут и не стерпеть. Дело в том, что, как любой дочитавший до этого места должен был уже понять, танец - это не просто набор фигур. Это - общение, это волшебство... где-то - даже ритуал. А импровизация это рушит. Да, есть танцы, где всё не так. Где мастерская импровизация и техничность исполнения - практически залог успеха. Но хастл не танцуют на исторических балах (обычно его зарождение относят к концу 60-х - началу 70-х годов XX века). И, изменив схему или показав лишний раз свою залихвацкую удаль, Вы можете разрушить то очарование старины, которое только-только завладело Вашей Дамой.

    -- Даже если Дама лояльна к альтернативным исполнениям танца, ей вряд ли будет приятно ощущать себя принцессой цирка и видеть, что её кавалер - шут и всеобщее посмешище. К тому же ещё и активно привлекающий внимание к сему факту, вероятно, гордясь своей выходкой. Скорее всего, ей будет просто стыдно за Вас и/или будет стыдно быть Вашей Дамой.

    -- Я надеюсь, не стоит подробно расписывать, что перед танцами следует принять душ и воспользоваться дезодорантом. Если есть сомнения, лучше больше, чем меньше. Излишний запах парфюма, по результатам опроса, почти никому не мешает. Если, конечно, у Дамы нет аллергии. В противном случае есть риск распространения аллергии с Вашего одеколона на Вас.

    -- Удивительно, но довольно распространена ситуация: "позвольте пригласить Вас на танец" - "да, конечно, спасибо" - "только я его не знаю, Вы мне будете подсказывать, куда идти?" Весьма сомнительный способ завязать хорошие отношения, надо сказать. Да, танцевать - лучший способ выучить танец (и запомнить последовательность фигур, и научиться правильно исполнять их). Но вот только Дама не виновата. Для тренировок приглашайте знакомых. Они знают, на что идут. Учтите, что некоторые ОЧЕНЬ болезненно относятся к этому вопросу.

    -- Желание Дамы - закон. Это касается не только весьма категоричных по своей сути "я устала" и "отведите меня, пожалуйста, вон туда" (последнее, будучи произнесённым во время танца, являет собой вежливый вариант первого), но и к другим просьбам, как-то: просьба танцевать быстрее/медленнее, переместиться в другое место танцпола, быть аккуратнее и избегать столкновений... Если танец даёт Вам свободу (как, например, вальс), вполне вероятно, что у Вашей Дамы уже сложилось своё мнение о том, как именно Вам следует её использовать. И если она просит Вас переместиться в другой круг, идти чуть медленнее, не идти вон в ту мясорубку и т.п., то стоит к этому прислушаться и не демонстрировать своё мастерство лавирования на околосветовой скорости.

    -- Приглашая Даму на танец, проверьте, есть ли там место для вас двоих. Зачастую Даме нужно больше места, чем Вам, и даже если таких, как Вы, туда может поместиться ещё человек 10 (особенно, если хорошо поработать локтями), она вполне может счесть, что этот танец ей лучше провести у стеночки. Разумеется, в случае заинтересованности Дама предложит Вам что-нибудь взамен: другой танец, другое занятие, другое время, другое место, другую Даму...

    -- Допинг на танцах неуместен. В основном, это касается тех его видов, которые легко обнаруживаются на нюх и на вид. Я имею в виду алкоголь. Если Вам известно, что данная конкретная Дама сама уважает танцы "под шафе", то всё нормально. Но по умолчанию либо пить, либо танцевать. Мало того, что Дама будет бояться за свою безопасность (а ну как не справитесь с управлением и в вальсе впечатаете со всего размаха в колонну), так ещё соответствующий запах нравится далеко не всем. Ну и понятно, что если количество принятого таково, что это уже заметно на глаз, то от танцпола лучше просто держаться подальше: опять же, среди Дам (да и не только) есть люди, очень нетерпимые к этому.

    -- Светский разговор во время танца - это нормально. Но не стоит только и делать, что обсуждать других Дам. С одной стороны, Вам может повезти на любительницу посплетничать, но чем говорить о другой, лучше скажите, какая у неё красивая серёжка и как Вам приятно с ней (с Дамой) танцевать. Вообще, разговоры о других Дамах - весьма скользкая штука, и без дополнительной информации о собеседнице их лучше не затевать (если, конечно, Вам важно впечатление, которое останется у неё).

    -- Дамы наблюдательны. Мало того, они ещё и общаются между собой. Поэтому, если Вы допустили серьёзную оплошность по отношению к одной Даме, не стоит особо надеяться, что остальные о ней не узнают. И уж подавно не следует пренебрегать одной Дамой ради другой. Так, серьёзным проступком является пригласить одну, а потом, передумав, другую. Вполне вероятно, что обидятся обе. Одну Вы оскорбляете, в открытую предпочитая ей другую, а другой показываете, что без особых проблем способны на такое (плюс к этому другая может отказать Вам просто из чувства справедливости/сочувствия/ещё чего-нибудь).

    -- Несколько ниже в списке проступков расположились "неформатные" приглашения. Молча подойти, взять за руку и повести, пригласить лёгким шлепком, сопроводить приглашение комментарием: "ну пойдём, попрыгаем"... голь на выдумки хитра. И даже если Ваша выдумка не будет напрямую оскорбительной для Дамы, это ещё не значит, что ей она понравится. Есть ритуал, и ему лучше следовать. Он, в некотором смысле, уравнивает. И пока уравнивание к среднему означает для Вас повышение, этот ритуал стоит соблюдать. Если в ответ на это Вы начинаете рассуждения о пользе разрыве шаблона, то я удивлён, что первые же строчки Вас не остановили. В любом случае, дальнейшее чтение вряд ли принесёт Вам пользу.

    -- Если в ответ на приглашение Вы слышите, что этот танец Дама уже обещала другому, но музыка уже играет, а от другого - ни слуху, ни духу, не спешите обижаться на неё. У них так принято - ждать до последнего. Я бы на Вашем месте, чем обижаться, лучше бы посочувствовал тому несчастному кавалеру, посмевшему пригласить и забыть. Уверяю, скоро ему придётся несладко. Некоторые Дамы согласятся пойти с Вами, если пригласивший не появится, например, до середины мелодии, но надеяться на это не стоит. Да и... с большой вероятностью Вы ещё успеете пригласить другую Даму (главное - не соседнюю - см. выше).

    -- Свежее дыхание облегчает понимание. Очень надеюсь, что эта тема также не нуждается в дополнительном раскрытии.

    -- Если Дама стоит в сторонке и оживлённо о чём-то беседует, вполне вероятно, что для неё важен её разговор. В большинстве случаев Дама осведомлена о том, что подобное поведение сильно снижает её шансы быть приглашённой, и обычно делает так только тогда, когда разговор, действительно, важный. Приглашая увлечённую разговором Даму, Вы рискуете убедиться, что разговор важнее. Но исход зависит, скорее, от Дамы, нежели от разговора, так что если она уже отказала кому-то в похожей ситуации, то можно даже не пытаться. С другой стороны, если она охотно оторвалась от разговора один раз, то можете попробовать. Возможно, танцы для неё важнее любого разговора.

    -- Если Вы только что прислонили к колонне 8-ю подряд Даму на венском вальсе, и, лихо крутанув головой в другую сторону, дабы иметь возможность ходить по прямой, пошли приглашать девятую, то вполне вероятно, что сейчас Вы напоминаете своим видом взмыленную лошадь. И даже если Вы позаботились о том, чтобы не пахнуть пОтом, Вы наверняка им истекаете. Подобный вид не всегда привлекает Дам. Остановитесь, потратьте несколько секунд на то, чтобы провести платком по лицу, привести в порядок волосы и одежду. Даме будет приятно.

    -- Вы танцуете с той дамой, которую пригласили. Так и общайтесь же с нею! Если вместо этого вы бросаете виноватые взгляды на свою спутницу, которая осталась стоять у стенки или танцует в другой паре, то вы даже представить не можете, какая гамма эмоций наполняет в это время ту, которой выпала доля танцевать с Вами. Ваша половинка прекрасно проведёт эти 3 минуты без Вас (если нет, то что Вы вообще тут делаете!), а вот впечатление от танца будет безнадёжно испорчено.

    -- Бывает, что по внешнему виду и одежде приглашающего Дама может составить достаточно точное представление об ожидающем её удовольствии. Так, приглашать Даму, будучи облачённым в латы - не самая хорошая идея. Кому-то, возможно, понравится сама возможность потанцевать с этим чудом, но, по правде говоря, удовольствие от такого танца будет ниже среднего (если только не будет компенсироваться выдающимися качествами кавалера, а этот случай мы не рассматриваем). То же относится к любой нетанцевальной одежде: берцы, гриндера и т.п. Мало того, что танцевать в них менее удобно, нежели в специальной обуви, так ещё и любое неверное движение грозит обратиться конфузом. Помимо нетанцевальной одежды этот пункт охватывает одежду пачкающую. На балу это редкость, но отдельные личности склонны перебарщивать с гуталином. Чёрные штрихи на платьях смотрятся просто великолепно!

    -- Даже если Вы считаете, что самое красивое в Вашей Даме - ноги, не следует смотреть на них в течение всего времени танца. К тому же, за пышным платьем не больно-то чего разглядишь. Смотреть на свои ноги - ещё хуже. Уверяю, у Дамы есть ещё несколько мест, которые можно поразглядывать. Лучше всего, конечно, смотреть в глаза. В них зачастую можно прочитать много интересного и нового, например, о себе.

    -- Сразу после танца Вам предстоит быстро решить непростую задачу: поблагодарить эту Даму и отправиться искать другую, либо остаться с этой, завязав светский разговор и составив ей компанию, например, в походе в буфет. Однако тут важно угадать желание Дамы. Ибо если она рассчитывает на продолжение знакомства, а Вы раз - и упорхнули, это досадно. Но если она рассчитывает ещё потанцевать, а Вы совершенно некстати распугиваете всех потенциальных кавалеров, вряд ли она сможет в полной мере насладиться Вашим обществом.

    -- Приглашать Даму на танец, не зная его, - ужасно. Но приглашать незнающую Даму - в принципе, допустимо. Согласно опросу, многие Дамы будут рады, если их пригласят на незнакомый танец, сказав, что он несложный и пообещав провести. Я надеюсь, излишне напоминать, что согласны танцевать с неумеющей Дамой должны быть не только Вы, но и все в Вашем сете (если танец на сет). В противном случае Вы доставите удовольствие Даме, но навлечёте на себя гнев остальных пар сета.

    -- Есть такие Дамы... или "Дамы"... или вообще не Дамы... В общем, некоторые особы женского пола являются на бал в мужском платье и ведут себя соответственно. Обычно, если приглядеться, можно отличить Даму от дамокавалера. Могу предложить эмпирическое правило: если девушка в юбке (и юбка - не килт), её можно приглашать. В принципе, можно попробовать убедить девушку, что на этот танец она - Дама, но Вы были предупреждены. Чуть больше шансов получить согласие на танго или иной танец, который позволительно танцевать двум кавалерам, но это отдельная история.

    -- По поводу n-ого приглашения подряд или за бал. Дамы, судя по опросу, в своём отношении к этому вопросу делятся на два лагеря: одни свято чтят традиции и откажут Вам, даже если им очень понравилось, но... не положено - и всё. А другие будут танцевать с понравившимся кавалером хоть весь бал. На всякий случай, напоминаю, что неприлично танцевать с одной и той же Дамой более N танцев подряд и более M танцев за бал. Конкретные значения N и M подбираются индивидуально.

    

     Серьёзность плавно сошла на нет, и следующие обстоятельства, в большинстве своём, не будут препятствовать танцу.

    -- Не стоит стесняться приглашать Даму только на основании того, что Вы полагаете, будто не нравитесь ей. Даже если это так, ничто не помешает ей получить удовольствие просто от танца (если, конечно, Вы будете держать себя в руках).

    -- Не стоит избегать Дамы только на основании того, что она пришла со своей парой. По умолчанию это нисколько не мешает ей подарить Вам этот танец. В противном случае Дама сама позаботится о том, чтобы у Вас не возникло желания её пригласить.

    -- Приглашать на танец можно не только до начала или в начале мелодии. Поверьте, удовольствие от танца от этого никуда не денется.

    -- Танец - хороший повод (и способ) помириться. Если Вы с этой Дамой в размолвке, приглашение на танец будет воспринято как предложение забыть это. Есть Дамы, которые, наоборот, оскорбятся: "да как он смеет после всего этого меня приглашать!", но их мы и так знаем.

    -- Не бойтесь, что Дама ждёт приглашения, но не от Вас. Даже если это и так, она с большим удовольствием продолжит своё ожидание после танца.

    -- Приглашайте Дам не только, когда они стоят у стеночки. Вы можете приглашать их в буфете - они будут рады променять еду на танец - и даже тогда, когда они стоят в кружке молодых людей и явно наслаждаются общением.

    

     А вместо заключения - пожелание лёгкого паркета и удачи в освоении нелёгкого, но благодарного ремесла волшебника!

    

©Витя Лапшин, 2008


Оценка: 6.44*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"