|
|
||
Игорь Ледовский
Семинар
Михаил Александрович сердито смотрит на часы. Как всегда, собралась только половина группы, хотя звонок был три минуты назад. Рассаживаются, хлопают планшетами. Девочки что-то громко обсуждают.
Проектор уже водружен на стол. Тяжелый, гад. Михаил Александрович достает обширный платок, промокает лысину.
Наконец, с шумом заходят последние студенты, курильщики. Профессор долго смотрит на них поверх очков. Никакой реакции, конечно.
Пора начинать.
- Сегодня у нас состоится...
- Сегодня состоится лекция о видах любви с показом слайдов!
Заметили ментопроектор. Нет, чтобы помочь старенькому преподавателю с установкой.
- Тараненко, я вас прошу... Эту шутку здесь понимают только двое: вы и я. Вы ведь не дурак, Тараненко, почему же вы так себя ведете? Займитесь собой, иначе к тридцати годам сопьетесь.
Вечный двоечник - в хорошем смысле. Может, сопьется, может, изобретет машину времени и умчится нафик к динозаврам.
- Так вот, сегодня у нас семинар по теме последней лекции. Напомню вкратце: возможность договорных отношений между цивилизациями различного генезиса. Мы рассмотрели сущность договора, особенности обмена материей, информацией. Виды заключения договоров: добровольное, принудительное, спонтанное, обязательное, безусловное. Жизненный цикл договора. Эффект от выполнения, разрыва, ожидания выполнения, положительный, отрицательный и нулевой эффект.
Не настроились еще на работу.
- Ну-ка, кто ответит, что такое договор?
Симонов тянет руку.
- Договор есть соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей...
- Садитесь, Симонов!- обрывает Михаил Александрович, - Вы почему на юридический не поступали, с вашими способностями? Какой из вас ксенолог будет? Не то...
- Договор есть продукт при полном непротивлении сторон! - выкрикивают с последних рядов.
- Оч-ч-чень остроумно. Еще версии будут? Смотрите у меня, до экзамена времени остается немного. Готовьтесь.
Ну, хватит вопросы задавать, будем смотреть материалы по Ахтале.
***
- Они так похожи на нас! - Леночка Свиридова в растерянности. Внешне, конечно, похожи. Не отличить.
- Это что у них, коммунизм? Проси чего хочешь? - недоумевают на последнем ряду.
- Можно и так назвать, - профессор улыбается, довольный произведенным эффектом, - от каждого, значит, по способностям, каждому по потребностям. Только у них это не идеология. Инстинкт, скорее. И отнюдь не утопия, о нет! Такие кризисы бывают, мама не горюй. Просто они склонны заключать договоры с нулевым эффектом для одной из сторон. И в повседневной жизни, и...
Они этого не могут помнить, слишком молоды. Мало осталось очевидцев, уже больше восьмидесяти лет прошло. Когда мы раскусили ахтальцев - думали, что раскусили - начались регулярные рейсы между системами. В основном, платина, в слитках и изделиях. Трансурановые они редко давали. Восторг полный!
- А потом на Ахтале началась повальная мода на что-то, нам неизвестное. Неважно. В производстве применялись платиновые тигли, поэтому ахтальцы спокойно наведались к нам и забрали все обратно. Заодно прихватили всю коллекцию Лувра, она им нужнее показалась, и два граненых стакана.
Смех быстро стихает. Ага, задумались.
- Теперь мы в систему Ахталы ни ногой. Точнее, пассивно наблюдаем с орбиты, они не возражают. Предпринимать что-нибудь еще пока опасаемся, надо узнать их поближе.
Вот для этого вас, лоботрясов, учим. И срочно строим военный флот, только знать вам об этом рано, расскажут на пятом курсе. С изучением материалов в секретке. Бог весть, что ахтальцам в следующий раз понадобится. Хочешь мира - готовься к войне.
- Профессор, а они нас изучают? Не дураки ведь, высокоразвитая цивилизация.
- Есть и такое мнение, - соглашается Михаил Александрович. - Но я думаю, это чистой воды паранойя. Менталитет у них другой. В курсе внеземной психологии будете проходить.
***
Звучит звонок. Никто не срывается с места, но в глазах сразу же вспыхивает нетерпение. Какое уж тут обсуждение...
- К следующей среде рекомендую зайти в читалку и ознакомиться с трудом Кернеля "Моя жизнь среди слоупов". Желающие также могут почитать о дзен-буддизме. Для понимания экономики слоупов весьма полезно. Все, можете быть свободны.
Дружно хлопают крышки планшетов. Минутный водоворот молодой энергии, и аудитория пустеет. Тараненко задерживается на выходе, аккуратно прикрывает дверь и подходит к кафедре.
- Скажите, Мих Саныч, а шантаж - это тоже договор?
- Ну конечно, - сердится преподаватель, - чем вы только слушаете? Самый обычный, только для одной из сторон побуждающим мотивом является стремление не к увеличению положительного эффекта, а к уменьшению отрицательного.
- Мих Саныч, - студент мнется, вдруг скидывает голову и смотрит прямо в глаза преподавателю, - поставьте мне "пять" автоматом, пожалуйста.
Михаил Александрович мстительно выдерживает маленькую паузу и отчетливо произносит:
- Что это на вас нашло, Тараненко? Идите уже, не выдумывайте. Автоматчик...
Тараненко отводит глаза, пряча разочарование, и выходит. Михаил Александрович устало опирается на кафедру и заявляет в пространство:
- Лекции надо слушать внимательно.
***
Дома Михаил Александрович переоблачается, кряхтя, в любимые тапочки, включает чайник. Индийский чай - одна из его нехитрых радостей.
Профессору нравится его размеренная жизнь, его работа, студенты. И все же порой так хочется увидеть родное, зеленое небо Ахталы!
Киев, 5 августа 2006 года