Ледовский Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Что имеем - не храним

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    газета Строитель

  Развернувшееся поистине в "промышленных" масштабах в последние годы уничтожение культурно-исторического наследия нашего города продолжается.
  
  Апофеозом варварского отношения к национальному достоянию можно считать "списание на иголки" железнодорожного моста через Енисей, в свое время признанного ЮНЕСКО "вершиной человеческой инженерной мысли". В 1900 году это сооружение вместе с Эйфелевой башней с формулировкой "За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение" было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже. Мост наряду с Кремлём и Петродворцом включен в "Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов". Что не помешало приехавшим в наш край за карьерой и деньгами "варягам" посчитать, что деньги за металлолом из царского времени гораздо важнее, чем сохранение для потомков гениального достижения русской инженерной мысли. Вдобавок, в отличие от имеющей в основном "декоративную" функцию башни Эйфеля, пригодного к эксплуатации еще на протяжение многих и многих десятилетий.
  - Инициативная группа во главе с Валерием Гаврюшкиным предлагала оставить пролеты и пустить по ним городскую электричку. Эти нагрузки выдерживались с многократным запасом, - свидетельствует технический директор ОАО "НТП" Михаил Сашко. - И мост, это выдающееся достижение российских инженеров, продолжал бы работать, вдобавок разгружая наши дороги от автомобильных пробок.
  - Столько всего уже загубили, - искренне переживает искусствовед, почетный член Российской Академии Художеств, заслуженный работник Культуры РФ профессор Елена Худоногова. - Красноярск и так с точки зрения количества и значимости архитектурно-исторического наследия далеко не Санкт-Петербург. И если не беречь те зачастую в прямом смысле слов крохи, что еще имеются, то что вообще через полвека а то и раньше останется? Что мы завещаем потомкам как историческую и культурную память города, из которого мечтаем сделать столицу Сибири?
  Отметим - для сохранения архитектурных комплексов либо отдельных зданий пусть мало и недостаточно, но все же хоть что-то делается. Абсолютно иная ситуация с целым направлением, которое может быть потеряно полностью.
  
  Декоративно-монументальное искусство
  
  Именно о нем и ведется речь. Это огромный историко-культурный пласт - фрески и мозаики на фасадах зданий, во внутренних интерьерах, скульптуры и так далее. По мнению искусствоведов, уже до 80% объектов монументального искусства минувших времен уничтожено, что самое страшное - большей частью безвозвратно. Причем эта беда не обошла стороной даже произведения наиболее замечательных сибирских мастеров, являющихся гордостью нашего края и страны. Так, к примеру, два года назад на торцах домов Љ 123 и 125 по пр. Красноярский Рабочий были закрашены выполненные в уникальной технике живописные работы народного художника России Тойво Ряннеля.
  - Уничтожение фресок Ряннеля - это даже не варварство, а хамство! - так оценил подобное действо руководитель Красноярской организации Союза художников России Сергей Ануфриев.
  Эксперты отмечают - в данном конкретном случае речь шла не об одном, а о целом ряде произведений, отражающих дух эпохи, историческую память о времени, которое - вне зависимости от теперешнего нашего отношения - спустя недолгие десятилетия станет для наших потомков и гостей города легендарным. Крайне важно и то, что эти фрески находятся на правом берегу Енисея, где объекты культурного наследия вообще можно пересчитать по пальцам.
  К этому недлинному списку монументального искусства правобережья относится и мозаика из смальты на превращенном в торгово-офисный комплекс бывшем ДК "Медпрепаратов", находящемся в Свердловском районе. В конце прошлого года на здании был расположен информационный щит, закрывший часть мозаики, причем крепления "прошили" ее тело.
  - Это прискорбное событие, продолжающее череду других, подтверждает прогрессирующий характер уничтожения нашего историко-художественного наследия, - отмечает Михаил Сашко. - Я больше месяца с этим вопросом стучался во все инстанции. В ответ - изменения согласованы. Но ведь речь идет не об юридических либо правовых аспектах. Мы говорим о культуре, патритиозме, любви и бережном отношении к родному городу, краю, стране. В конце-концов проблему решили. Но сколько для этого потребовалось потратить времени и сил.
  Еще большую степень прогрессирующей наглядности "разрухи в головах" придает тот факт, что стенд поверх мозаики из смальты принадлежал депутату Законодательного собрания края, являющегося членом комитета по ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ! Вспоминается цитата из любимого многими фильма "Москва слезам не верит". Когда героиня Лии Ахеджаковой печалится: "Ну я не знаю... Если уже и в Моссовете...". Действительно, если так себя ведут люди, избранные в высший представительный орган региона и взявшие там на себя миссию воспитания и защиты культурно-исторического наследия... То дальше, как говорится, нам катиться уже некуда...
  
  
  Нет бумажки - ты букашка....
  Так издавна происходило на Руси. Одна из причин массового уничтожения культурного достояния региона и России - их правовая незащищенность.
  - Закон о защите архитектурных памятников появился, а вот в отношение монументального искусства ничего подобного нет, - отмечает Елена Худоногова. - Потому к нынешнему времени эта часть исторического наследия прошлого уже не века, но тысячелетия по некоторым позициям "выбита" уже почти полностью. У меня аспирантка занималась этой темой, собрала все что могла, - но это уже единицы, практически ничего. По этой же теме коллега из Иркутска сделал сводный труд по монументальному искусству Сибири. В нашем городе материал для нее набрал с большим трудом.
  - Пришли времена, когда исчезло понимание того, что мы обязаны сохранять всё то, что нам досталось от предков. - резюмирует Сергей Ануфриев. - Одна из причин - разрушение систем экспертной оценки процессов, которые призваны формировать и сохранять культурно-историческую среду. Для ее восстановления нам, в частности, нужен городской художественный совет и главный художник города. Как в Иркутске, Новосибирске и т.д. А сейчас мэрия не имеет рычагов воздействия на частников, которые занимаются самоуправством.
  По мнению искусствоведов, нужно безотлагательно проводить детальную ревизию всех сохранившихся произведений с постановкой их на учет и приданием необходимого охранного статуса. Для чего требуется принять краевой закон по защите декоративно-монументальных произведений, формирующих историческую канву 20 века в сибирском и красноярском искусстве.
  - При отсутствии федерального нужен хотя бы краевой закон, который не позволит завершить уничтожение. По той причине, что все остальное попросту не срабатывает, - уверена Елена Худоногова. - Все больше с самых высоких трибун слов о патриотизме. Но именно среда обитания, пространство города формирует состояние личности и социума в целом. А бережное отношение в том числе и к монументальному искусству как очень важной части нашего культурного наследия как раз и сохраняет так необходимую для этого историческую память и преемственность поколений.
  Бескультурье в отличие от культуры, которую надо прививать, заразно. И очень грустно, что чем дальше, тем больше у многих наших соотечествеников из культуры наличествуют разве что культуры вирусов и бактерий, да и те в кишечнике.
  
  Подверстка "Как у них" (Татьяна Соловьева, юрист, Лондон)
  
  В Англии владелец дома, имеющего архитектурно-историческую ценность не имеет права что-то изменять в строении без разрешения соответствующих инстанций. Ни в коем случае такое здание не должно быть заброшенным или в плохом состоянии, это влечет уголовную отвественность Если необходим ремонт, то изменять ничего нельзя. Если крыша прохудилась, то замена должна быть таким же материалом такого же типа и качества. Это касается всего, вплоть до дверных ручек и ставней. Все должно оставаться неизменным, как было в "раньшее время". Такие законы позволяют сохранить прекрасную архитектуру, вообще британцы очень трепетно относятся к таким вещам, за что я их очень уважаю. Если некое старое здание пришло в окончательную негодность, то его редко сносят полностью. Почти всегда оставляют нетронутым фасад и потом достраивают все здание.
  
  Врезка
  На произведениях монументального исскуства в массовом порядке размещают рекламные щиты, баннеры и навесные фасады, их закрашивают либо сбивают. А лепной декор 19-20 веков попросту скалывают. (М.Сашко)
   Культура - это то, что мы по сути отличаемся от обезьян. (Лорд Раглан)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"