Экономика, где командные высоты занимают не инженеры и гуманитарии, а финансисты и менеджеры, обречена на то, что качество будет приноситься в жертву издержкам и ценам. А если, вдобавок ко всему, потребители вынуждены выбирать, что дешевле, и государство отказывается от контроля над поведением бизнеса, то общество обречено на инновационную и социальную деградацию. Похоже, именно это с нами и происходит.
Мы и мир
- В России ситуация словно модерируется со стороны с целью обеспечить наше технологическое отставание, - считает Василий Моргун, депутат Законодательного Собрания края, директор ФГУ "Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации". - Если мы не будем развивать систему оценки соответствия, то стандартизация будет давать сбои, а вслед за этим сократятся шансы на успешную модернизацию. В такой ситуации последствия вхождения в ВТО могут быть близкими к катастрофическим. Это потеря рынка стройматериалов, проектных и строительных работ, сокращение присутствия на всех несырьевых рынках разом.
Уже сейчас модернизация российской стройиндустрии идет в основном за счет импорта. Разработка и внедрение отечественных технологий и оборудования фактически не стимулируются. А в последнее десятилетие под флагом того, что необходимо снижать административные барьеры, а в Евросоюзе и США обязательной сертификации продукции и услуг практически нет, начали реформировать и этот институт. Только процесс замены сертификации регламентами постоянно сбоит, причем исключительно в сторону ущерба контроля над качеством. На самых высоких уровнях Закон "О техрегулировании" стали называть диверсией против России, направленной на обеспечение нашей технологической отсталости.
Исполнительный директор ЗАО "Ростест" А. Медников в интервью ИА "Росбалт" отметил, что для безопасного перехода к декларированию нужно резко увеличить как ответственность изготовителей, так и контроль над рынком. В Европе санкции за продажу некачественных товаров таковы, что никто не возьмет на реализацию продукцию без подтверждения безопасности всех ее компонентов. Иначе продавец и производитель разорятся на штрафах и судебных издержках. А массовый потребитель не будет связываться с товарами, производители которых игнорируют сертификацию. У нас и санкции смехотворные, и население к защите своих прав в массовом порядке не готово.
Общее правило - отмена государственного контроля при отсутствии общественного ведет к захвату рынка дешевой продукцией ненадлежащего качества, которая - при вступлении в ВТО - будет вытеснена, с одной стороны, еще более дешевыми подделками развивающихся стран, с другой - заменена товарами известных брендов с гарантированными потребительскими свойствами. В результате мы повторим путь Восточной Европы, где во многих странах переход на систему техрегулирования привел к замене национального строительного комплекса на внешний.
Причем в это же самое время развитые страны осуществляют переход от стандартов минимальных требований "полного консенсуса" к развивающим ориентирам "неполного консенсуса", или так называемой "опережающей стандартизации", когда соответствие определяется по максимуму. Это двигает технологии вперед, отрезая страны и предприятия, не дотягивающие до лидеров. Наиболее известные примеры - стандарты по бензину и авиашуму, фактически закрывшие для нас ряд не только западных рынков.
Вдобавок скандальный факт: Россия - одна из немногих стран СНГ, где до сих пор не создан национальный орган по аккредитации испытательных лабораторий и органов сертификации. По этой причине за рубежом не признают наши сертификаты, в отличие, к примеру, от белорусских или казахских. И потому экспортно-ориентированные предприятия вынуждены обращаться за сертификацией к западным экспертам, что отягощает зависимость от конкурентных, по сути, экономик.
Мало этого, отсутствие СНиПов привело, в частности, к тому, что строительную сферу пытаются регулировать СанПиНами и другими не имеющими прямого отношения к этой сфере нормами, зачастую выдвигающими абсурдные формулировки. Как пример, вспомним скандал с размерами проемов дверей в дошкольных учреждениях (Строитель Љ ... ), поставивший под сомнение саму возможность их работы.
Еще и 94-ФЗ не только рушит развитие экономики в части качества, но и препятствует развитию производственно-технической кооперации, поскольку любые хозяйственные связи могут быть отменены последующими конкурсами.
Что делать?
Осознание масштаба угроз привело к несомненной консолидации усилий по их предотвращению, что показывает: ситуация небезнадежна. За последние два года в части организационных, технических и других новаций в строительстве сделано больше, чем за предыдущее десятилетие. Это СРО как элемент корпоративного контроля, внедрение страховых инструментов и наконец-то появление техрегламентов, как "первой ласточки", ФЗ-384, определившего ответственность не только за сам объект, но и за качество используемых стройматериалов. До конца года будут - при широком обсуждении - актуализированы 25 новых СНиПов, содержащих наиболее прогрессивные нормы и решения при учете как российских исследований, так и опыта Евросоюза. Еще 60 намечены к внедрению в 2011 году.
- Все же, на мой взгляд, лучше бы отменить Закон "О техрегулировании" и вернуться к прошлой системе, - отмечает В. Моргун. - А если работать в этой, то нужно четко определить параметры технического регламента, взяв за основу новый европейский подход. То есть это общие требования безопасности и ссылки на массив существующих стандартов, в том числе отраслевых. Если техрегламент о безопасности зданий и сооружений, то это ссылка на действующие ГОСТы и СНиПы. Это позволит быстро менять отсылочные нормы, что ускорит процесс в рамках действующего законодательства. Надзор при упрощении требований нужно приводить в нормальное русло. Раз в три года - этого недостаточно. Необходима более регулярная основа. Для бизнеса это тоже хорошо, потому как при подтверждении качества мы выдадим сертификат, причем за счет бюджета. Все это сработает как конкурентное преимущество.
Ведь при перенасыщении рынка предпочтения разворачиваются в сторону качества продуктов и информации, его подтверждающей. Единственным способом для производителя довести эту информацию остается либо бренд, либо система подтверждения качества.
Наиболее ответственные предприниматели понимают это, число и доля подтверждающих высокий уровень бизнесов растет.
- За три года в рейтинге сертификации на соответствие требований стандарта ИСО 9001 наша страна поднялась с 24-й позиции на 11-ю, - подтверждает этот факт Виолетта Левшина, директор Центра менеджмента качества СибГТУ. - но в нашем крае, к сожалению, реестра подобных предприятий не ведется.
Провал Красноярья по части обеспечения высокого качества региональных производств уже стал общим местом.
- У нас вопросы сертификации и стандартизации на втором плане, - считает В. Моргун. - Мы отстаем не только от лидеров - Ярославской области, Краснодара, но и от соседей из-за традиционного отсутствия интереса к вопросам качества продукции в нашем сырьевом пока крае.
В результате предприниматели вполне обоснованно заявляют, что краевая власть по отношению к бизнесу ведет себя как минимум отстраненно, а многие используют и гораздо более крепкие выражения. Происходит централизация и этого сектора экономики, за счет административных рычагов все больше заказов выводится на иногородние компании, которые, освоив многомиллионные средства, зачастую потом закрываются, и непонятно, с кого за такую "сертификацию" спрашивать.
Тем не менее растет число предприятий, сертифицирующих СМК (системы менеджмента качества) именно в Красноярске.
- Они получают значительную добавленную стоимость за счет приведения в порядок всей деятельности, - поясняет В. Левшина. - Из-за меньшего количества брака снижаются издержки, расширяются рынки сбыта, возможности участия в тендерах, повышается привлекательность организации для внешних инвестиций, ее имидж в глазах иностранных и российских партнеров, формируется устойчивое мнение о стабильном и прочном положении организации на рынке.
- Внедрение СМК усилило конкурентные позиции нашей компании, - подтверждает ее слова Михаил Сашко, технический директор ООО "Научно-технический прогресс". - Это не только упорядочило бизнес-процессы, но теперь мы имеем понятную, реализуемую стратегию в области повышения качества как минимум на ближайшие пять лет.
Приближающееся вступление в ВТО означает финальный этап схватки за будущее нашей страны. Станет ли она сырьевым придатком мировой экономики или сумеет не только удержать пока контролируемые национальные, но даже захватить какие-либо международные рынки? Именно уровень продукции является главным аргументом в этой войне. Но, если думать глобальнее: у мастера по сравнению с паразитирующим на наследии предков иждивенцем качество жизни кардинально иное. Значит, на самом деле речь идет о гораздо большем.
Врезки
Сертификация - по сути, контроль над состоянием экономики, способностью производства быть конкурентным, соответствием его международным стандартам, положению в международном разделении труда, безопасности потребителей.
Непонятный порядок воспроизводства СНиПов привел к том, что многие СанПиНы содержат в том числе и строительные нормативы. За этим кроется огромное количество недостатков, базовый - что строительные правила и нормы пишутся не там и не теми.
С коррупцией надо бороться четкими, понятными, неизбыточными требованиями, которые могут быть проверены легко и просто в любой момент. А вот СанПиНы характеризуются как раз избыточностью требований.
Система внедрения стандартов тоже нуждается в постановке дела. Мы по своей инициативе рассылаем перечень принятых стандартов, а что с ними дальше происходит, непонятно.