В Хэнь отсутствует единая хронология: Нан-Юэ пользуется традиционной восточной системой "девизов правления", Юн-Хуаянь считает годы по правлениям императоров, Ци-Кэдон имеет собственный сложный календарь, основанный на цикличных разливах реки Соруй, а Сай-Дзя столько раз меняло точку начала летоисчисления, что даже тамошние чиновники слегка запутались.
Поэтому рассчетах берется за основу бэйское летоисчисление, как наиболее простое и четкое.
В основе его лежит смена правящего семейства раз в столетие, семейств всего 12: Ро, Тан, Чен, Тай, Рай, Вэй, Суй, Хьен, Тэй, Кай, Сэй, Сай.
Соответственно, когда мы говорим о I(V) Ро, речь будет идти о I(LXI) веке существования бэйской государственности.
Счет принято начинать с "пятых" Ро, т.к. существование линейки наследования до тех пор не находит подтверждений.
Ёр Вождь в линейку не включается.
Сейчас правят III(VII) Ро, правят незаконно, в череду Ченов - так что речь у нас идет о XXVII(LXXXVII) веке. Век вычисляется просто: Х(номер династии)х12+Y(номер череды).
Далее для простоты проставляется только "традиционный номер" династии.
Например, зарождение государственности в Ци-Кэдоне - это -I(IV) Хьен, а о такой стране, как Юн-Хуаянь можно говорить только со времен V Сэй.
Водоразделом между темными веками и историческим временем для Бэй-Ю служит время V Вэй - V Суй и императора Вэй Дэн-ди. Именнно при нем - и при наследовавшем ему Суй Ё-ди - рождается ранне-бэйская письменная культура, просуществовавшая до II(VI) Ро и оставившая несколько уникальных литературных памятников - в основном, философскую и религиозную прозу, а также - бесценные записи эпических циклов Ёра Вождя, Войны с Чернобогом - о Тэй Арье-ди - и Северной войны - о Чен Хэлль-ди, великом воителе и провидце.
Действие первого эпоса относится к рождению бэйской государственности; действие третьего - это V Чен. Предположительно, несмотря на то, что главный герой-бэец император и относится к клану Тэй, события войны с Чернобогом следует отнести как раз к V Вэй-Суй.
Основано данное мнение на том, что именно победоносная война с обитающим за Дуншаньскими горами врагом открыла обратно торговые пути между Бэй-Ю и наиболее тогда развитой державой - Ци-Кэдоном, что привело к интенсивному культурному обмену и как итог - рождению собственной бэйской письменности и хэньско-северному двуязычию, когда разговорным языком был северный, а языком официальных документов и литературы - северный диалект хэньского. Это двуязычие сохраняется и после окончательного умирания письменной литературной традиции: каждый житель страны в совершенстве владеет обоими языками, но на родном они говорят в неофициальной обстановке, а на хэньском - в деловой. Доходит до курьезов, когда во время разговора язык сменяется со сменой темы, например, с погоды на политику.
Из литпамятников ранне-бэйской литературы стоит отметить "Горести мадзинов" и "Беседу мадзина Шэн-ди и Сианмин-нюй о жизни, смерти и надежде", а также "Повести закатного времени" и "Божественные родословные".
Все эти вещи объединяет отнесение сюжета в "незапамятные времена, когда люди и мадзины жили вместе", наличие в равной мере приключенческого и дидактического компонента и некоторые герои, как то: ряд божеств во главе с Великими Братьями (Иврэ и Ярэн) и женой первого из них Эррь Милосердной; мадзинские герои - Эйю Шэн-ди, мадзин Фэйно, мадзин Майе, мадзин Файе, мадзин Элье, колдунья Танье, царь мадзинов Хойдопан и его внук, моряк Умиё, мадзинские мелкие лорды Королек( или Царек, букв. "сяоцзин") Ан Ду со своим вечным врагом лесным Хитрецом (букв. "цзяо") по имени Кун Нин. Также объединяет эти вещи единая география: события происходят в некоем пространстве, условно именуемым Бэй-Ю, где, однако, есть Волшебный лес (там живет вредный царь мадзинов и мелкие лорды), города людей и мадзинов, а также - за "горами Бэйшань", северными горами, - вражеские территории. За пределами "Бэй-Ю", помимо земель враждебных, находится и некая священная земля - Иль-ма-Инь с горой Высочайшей, до которой можно легко добраться по льдам, что начинаются у северного побережья Бэй-Ю. В земле Иль-ма-Инь обитают божества.
Общим врагом как богов, так и героев во всех данных повестях выступает еще не абстрактный Чернобог, а фигура более мелкая и конкретная, выписанная достаточно сатирически - некий Моль Порчельник, отец всех ёкаев.
Моль Порчельник живет в здоровенном замке за горами Бэйшань и оттуда творит гадости всей "Степи", причем как правило - или достаточно мелкие, или достаточно странные. Например, один из рассказов "Горестей мадзинов" рассказывает о том, как Моль Порчельник приклеивал драконам крылья.
Тем не менее, периодически этот комический персонаж совершает чудовищные деяния - как правило, уничтожая города или отдельных героев, а порой - и целые народы.
"Горести" - сборник сказочных рассказов о событиях "незапамятных времен, когда над Хэнь царил государь наш Иврэ и вел войну с Молем Порчельником". Как правило, рассказы строятся по схеме "все было хорошо-Моль позавидовал-стало плохо", хотя есть ряд редких исключений, и повествуют о пакостях, которые Моль творил мадзинам, пока совсем не выжил их с Хэнь. Сюжетно рассказы объединены войной за чудесное ожерелье Наллефрин, которое Порчельник хитростью выманил у его создателя. В итоге Наллефрин превращается в созвездие, а Моля Порчельника Государь Мира, Иврэ, навсегда закидывает на самое верхнее небо, где, прикованный на цепи, тот должен охранять некогда украденное.
"Беседа" - длинный философский диалог, обрамленный историей любви степнячки Сианмин-нюй и мадзина Мэнъянь-вана, которые вынуждены были расстаться, так как Мэнъянь-ван испугался смерти. Эйю Шэн-ди (т.е. Мудрец) пытается утешить брошенную женщину и с другой стороны - понять людей. Ни того, ни другого ему не удается, и он уходит, растерянный. По ходу разговора рассказывается несколько легенд - о рождении Степи, о происхождении людей и иные.
"Повести закатного времени" - истории уже не столько мадзинов, сколько людей. Здесь рассказывается о дальних предках Ёра Вождя, об их взаимоотношениях с мадзинами и войнах между собой. Как и "Горести", "Повести" - это сборник рассказов. Объединяющей темой является история потомков вредного и сварливого царя мадзинов Хойдопана из "Горестей", который неожиданно превращается здесь в сурового, но справедливого владыку. У царя есть дочь, принцесса Соловьиная Луна (букв."Еинъюэ"), которая сбегает из дома со смертным-охотником. Их сын, Умиё, находит морской путь до Иль-ма-Инь и разговаривает там с богами, а потом возвращается домой, где живет до трехсот лет и оставляет множество пророчеств и дочку, которая выходит замуж за мадзина Элье. Пересказывается до-древняя история степного народа.
Наконец, "Божественные родословные" рассказывают о нескольких поколениях богов, сменяющих друг друга: Творец Мира создает свои Лики (первое поколение) и отдает им в управление мир. Но мир приходит в негодность, и тогда Государь Иврэ отрекается от престола в пользу Тянь-ди. Тянь-ди и рад бы править Степью, но ему мешает Чернобог (здесь уже полноценный злодей, почти ровня Молю), поэтому он запертый Чернобогом на горе-над-миром, отрекается от власти над ней, и передает Степь Матери-Луне.
Также "родословные" содержат массу рассказов о жизни богов в Иль-ма-Инь и не только, их обычаях и привычках. Интересная особенность данной мифологии: боги "первого поколения" не скрещиваются с людьми, в отличие от богов второго, которые периодически кого-то зачинают.
Также в Бэй-Ю безмерно развит устный фольклор, деревянное зодчество (немногие дворцы), прикладное искусство, в частности - вышивка.
Известны целые устные эпические циклы, о которых мы уже упоминали.
Цикл о Северной Войне повествует о временах Чена Хелль-ди, когда, якобы, Чернобог сломал печати на замке Моля и в Степь хлынули полчища нечисти, с которой воевали вместе степняки и кэдонцы. Также в цикл входят пророчества, якобы изреченные императором.
Цикл о войне с Чернобогом рассказывает о Тэй Арье, бродячем целителе и охотнике, который на самом деле - законный император Бэй-Ю. Тэй Арье-ди собирает войско против Чернобога, "что живет за горами Дуншань" и собирается подчинить себе Степь и загадочный "народ садов", предположительно - Юн-Хуаянь. В итоге Арье так или иначе отнимает у Чернобога волшебное кольцо и волшебный меч, которые относит в Иль-ма-Инь Царю Ветров, сменившему, видимо (?) на престоле Государя Иврэ. Царь Ветров в благодарность женит Арье на своей дочери Вэн Звездоцвет, и дарит помощникам императора "четыре сокровища", которые должны хранить "их сады вечно цветущими". Позднее по мотивам сложены сказки, упрощающие многие мотивы.
Интересно, что имя "Арье" больше похоже не на традиционные бэйские имена, а на имена мадзинов из "Горестей" или "Повестей".
Цикл о Ёре Вожде рассказывает о злоключениях молодого Вождя, о его чудесной женитьбе на Деве-Луне (явно использованы мотивы "Повестей") и об создании ими государства Бэй-Ю. Многие эпизоды этого эпоса также превратились в сказки.
Государственное устройство Бэй-Ю - абсолютная монархия. Формально.
Фактически император правит немногими существующими в Бэй-Ю городами и собственным кланом, а все остальные слушаются его только постольку-поскольку. Единственное абсолютное право императора - казнить любого степняка не царского рода без суда и следствия и лично. Своим мечом.
Живет император или в ставке, в крытой красным войлоком юрте (до VII Ро), или (после VII Ро) - в столичном городе, во дворце.
Император может, известив Совет Кланов, принимать новые законы, но отменять старых не может никто - ни он, ни совет кланов. Каждую сотню лет император обязан сложить власть и передать ее наследнику из следующей череды.
Из основополагающих законов Бэй-Ю следует упомянуть: священное право на коня (отнять лошадь и вооружение у степняка нельзя, даже у приговоренного к смерти: он и на эшафот едет именно поэтому верхом и с мечом. Правда, тот к ножнам примотан), правило единства (одна страна, один клан, одна жена, один наследник - т.е. запрет дробить землю или имущество, повторно жениться или переходить из клана в клан), городское правило (изгнанный из клана по той или иной причине не имеет права жить в степи), военное правило (уметь сражаться должен любой степняк любого пола), закон о ремесле (перелагает ремесленный труд на плечи жителей городов - граждан низшего сорта в сравнении со степняками), денежное правило (устанавливает в виде валюты серебряную монету), закон о глазах и ушах (попытка ввода бюрократической системы).
В чистом виде система управления выглядит так: император сообщает волю Совету Кланов (одиннадцать глав кланов на тот момент) - те сообщают своему клану - клан выполняет. С появлением городов в Совет Кланов без права голоса вводятся делегаты - по одному от города.
В клане высшая власть представлена Наследником (или Наследницей) - главой клана, кровью Ёра. Именование "Наследник" происходит от обычая передачи трона раз в сто лет, и может быть переведено как "принц(есса)" при желании. Наследник созывает народные собрания, чинит суд и расправу, следит за сбором и уплатой налога, воспитанием детей, выбирает маршрут летнего кочевья и место для зимней стоянки. Он же транслирует клану волю Императора.
Значительное влияние имеют также шаманы, жрецы и старейшины (но не жрецы Чернобога), к мнению которых Наследник обязательно прислушивается. Впрочем, периодически Наследник (особенно характерно для кланов Чен, Тэй и Сай) одновременно является и шаманом, и жрецом.
Города изначально населялись людьми, по той или иной причине изгнанными из кланов - мелкими преступниками, физически слабыми людьми, чернобожниками или просто повздорившими со своим Наследником. "Закон о городах" запретил им владеть скотом и селиться в степи, а "Статут о ремеслах" обязал заниматься ремеслами и позволил торговать и давать деньги в рост степнякам. Для горожан не существует ни одного священного права степняков - ни права на коня, ни права на суд императора, ни права на поединок. Более того: если свободный степняк сочтет себя обиженным, он может убить горожанина. Единственное - он должен затем привести не менее двух (степных) или четырех (городских) свидетелей, которые подтвердят факт обиды.
С захватом власти VII Ро в Бэй-Ю вводится бюрократическая система управления, частично скопированная с нанской, Наследники поступают в подчинение чиновникам, нивелируется различие между Степью и Городом, вводится дозволение на межклановые войны. Однако формально Старый Закон остается в силе, что и приводит в итоге к гражданской войне.