|
|
||
Вторая черная тетрадь. Вторая часть основного текста. Охота на ведьм и материализм. Комментарий к отрывкам из книги Валентина Турчина "Феномен науки": упорядочивание — это упрощение. Творческий взгляд. Второе начало термодинамики. Энтропия увеличивается во всех материальных процессах. Иллюзия ее уменьшения происходит только при творческом акте нематериального деятеля: человека или Бога. Необходимость Бытия Божия следует из законов кибернетики. Трагедия мечтательного атома. Жизнь и смерть. Бесплодие масс-культуры. Иерархическое развитие европейского конгломерата наций. Европа — историческая аномалия. "Русский путь" — нормальный! |
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ АТОМ Собрание философских сочинений Алексей Лельчук a.lelchuk@mtu.ru Вторая черная тетрадь Сложное проще простогоГде-то я вычитал вот что: инквизиция и охота на ведьм способствовали распространению естественно-научного мышления. Современная история твердит, то инквизиция, мол, уничтожала свободно мыслящих людей, и тем, де, тормозила развитие культуры и науки. Ну, культуры — согласен, а вот науки... Нынче любое свободомыслие считается борьбой за прогресс. Однако, инквизиция уничтожала не каких-то абстрактных свободных мыслителей, а конкретных ведьм и чародеев, т.е. людей, способных общаться с нематериальным миром. Через них и обычные люди могли общаться с иным миром, и, таким образом, каждый день имели подтверждения его существования. Так что ведьмы поддерживали веру людей в потусторонние силы и в конечном счете в Бога. Уничтожая ведьм, Церковь лишала простой люд общения с иным миром, подрывая таким образом веру и в саму себя. Так что в конце концов осталась только одна материя. Кстати, речь идет именно о распространении материализма и именно в низших слоях населения. К возникновению и развитию материалистических воззрений этот механизм не имеет никакого отношения, во-первых, потому что инквизиция разыгралась после Ренессанса, а во-вторых, потому что еретиков "высокого ранга" уничтожали за дело — они-то и придумали материализм. 2. Упражнение по логике: Я зашел в магазин купить тетрадку. Там играло радио, и звучала та же песня, что и когда я заходил туда две недели назад за той же тетрадкой. Тогда тетрадки в магазине не оказалось, и я ушел не солоно хлебавши, тем более, что эту песню я очень не люблю. В этот раз тетрадки в этом магазине тоже не оказалось. Предположим, что я в жизни никогда раньше не видел ни одного магазина и не знаю, что это такое. Расклад:
Цель: человек заходит в магазин, чтоб купить тетрадку. > То есть: результат равно связан и с обстоятельством 1, и с обстоятельством 2. Значит, есть связь между песней и отсутствием тетрадок. Скажут: ненаучно. Никакой логики. Я не знаю ничего про логику, но я два раза зашел и два раза так было. В конце концов, мы крутим кран чтоб помыть руки не потому, что знаем, как устроен водопровод, а потому, что помним, что каждый раз когда крутишь, льется вода. Какая связь между кручением и водой? 3. Валентин Турчин. "Феномен науки" 1. Чтобы разрешить трудности в современной теории элементарных частиц, надо разработать теорию "метанауки", то есть теории о том, как строить теории. Причина — основные понятия физики брались из нашей интуиции, из макромира, а теперь физика забралась в микромир, где интуиция не работает. Ну, если уж физика построена на интуиции, то метанаука подавно будет. 2. В процессе эволюции жизни, насколько нам известно, всегда происходило и происходит сейчас увеличение общей массы живого вещества и усложнение его организации. Усложняя организацию биологических образований, природа действует по методу проб и ошибок... Будем принимать этот основной закон как нечто данное. Где-то я, по-моему, уже написал, что это — усложнение только хорошо заметной части, в то время как другие части стандартизируются и упрощаются. О! Да тут ошибка в словах! Усложнение и увеличение структуры — это не одно и то же, а противоположности. Чем более упорядочена система, тем она проще! Тем ей проще функционировать и тем ею проще управлять. Самые сложные кибернетические системы, как возникшие естественным путем, так и созданные руками человека, неизменно оказываются дискретными, [а не непрерывными]. Относительно простые биохимические механизмы, регулирующие температуру тела, содержание в крови различных веществ, и т.п. являются непрерывными, но нервная система устроена по дискретному принципу. А вот что произошло с компьютерами. Первые вычислители были разнообразны и аналоговы. "Аналоговая", или "непрерывная", система управления — это такая система, где различные ее состояния задаются различными значениями некоей единой величины, например, напряжения. В дискретных системах напряжение может принимать только два значения: высокое и низкое, ноль и единица, а состояния элементов управляемой системы задаются последовательностью нулей и единиц. Калькуляторы, станки с ЧПУ — все имело свои индивидуальные и часто аналоговые мозги. Теперь создана универсальная машина, которая решает все задачи, в том числе и гораздо более простые, чем она сама. Персональный компьютер может крутить и Photoshop, и калькулятор. То есть, появление универсальных компьютеров — это метапереход. Он происходит, когда управляемая система становится слишком сложной, и в управляющем модуле не хватает значений для моделирования всех состояний. Тогда конструируется гораздо более сложная система, способная кодировать бесконечное количество состояний. Такой же метапереход происходит при обучении грамоте. Ребенок выражает свои сообщения в виде рисунков и пиктограмм. Это "аналоговый" способ передачи информации. Внешний вид рисунков, во-первых, подобен виду передаваемых понятий, а во-вторых, зависит от средства изображения: карандаша, красок, глины и т.д.. Количество возможных рисунков бесконечно, но передать ими все многообразие понятий все равно невозможно. Азбука, наоборот, — это конечный набор символов, но к ней приложен способ кодирования информации — язык. Так что написать можно бесконечное количество слов. Важно также, что внешний вид слов не зависит ни от внешнего вида изображаемых понятий, ни от того, чем написано это слово. Литературный язык гораздо сложнее и выразительнее, чем рисунки. Так что система, которая осуществляет метапереход, сложнее, чем допереходная система. Но если умеешь писать литературным языком, то выразиться письменно гораздо легче, чем рисовать. Так что новая система управления высокого уровня проще, чем система низкого уровня. Ради этого и происходит метапереход. Лягушка видит только движущиеся объекты. Человеческий глаз все время совершает микро-движения, так что видит тоже все время дрожащую, движущуюся картинку. Для обработки визуальной информации высшими животными природа решила не придумывать нового программного обеспечения. Оказалось проще подработать аппаратуру — создать в глазу имитацию вечного движения. Чтобы прыгнуть, нужно присесть. Вот это точно. 4. Структуризация выглядит усложнением материи по ошибке, только из-за предвзятости современного мышления — мышления потребления, а не творчества. Да, структурированная система внешне выглядит стройнее, чем хаотичная. Но лишь для ленивого ума, который привык только брать и только то, что у всех на виду. Ведь структура — это всего лишь один из вариантов хаотичной системы. При известном усилии можно в хаосе увидеть и эту структуру, и множество других. Ленивому уму рисунок фломастером кажется красивее, чем кофейная гуща. Но если не лениться, то в кофейной гуще можно увидеть все что угодно, в том числе и то, что нарисовано фломастером. Чисто теоретически: у хаоса больше возможных состояний, чем у структуры. Значит, чисто теоретически упорядочение — это упрощение, а не усложнение. И раз наука говорит, что эволюция — это процесс упорядочения материи, то почему она тут же называет его усложнением? Это оптический обман. Метасистемный переход упрощает систему, а не усложняет — и на структурном, и на функциональном уровнях. Современное логическое мышление отказывается это понять, потому что логикой невозможно понять красоту кучи песка, но можно понять красоту построенного из песка замка. Современное мышление оценивает и пытается осознать хаос логически. Но это невозможно, потому что осознать разом все физические законы, управляющие падением песчинок в куче невозможно; слишком сложно их переплетение для человеческого разума. Разум воспринимает их как кашу, и говорит, что каша — это очень просто. Но ведь каждая песчинка кучи в точности подчиняется всем законам физики — гравитации, электростатики, трения, упругости. Куча песка — это сложнейшее творение, строжайшим образом упорядоченное. Только мы из своего макромира не можем это разумом осознать. Шаблонный ум на этом останавливается. Он говорит: существует то, что я могу осознать разумом. Раз я не могу осознать разумом структуру кучи песка, значит ее нет, значит система проста (в ней чего-то нет). Построю замок, увижу структуру (что-то есть), значит система сложнее. Неленивый ум наделен свойством, которое дает возможность почувствовать и разнообразие микроструктуры. Осознать, что то, что на макроуровне выглядит как хаос, имеет внутри очень много структуры. Это — творческий взгляд, который в куче песка увидит и замок, и другой замок, и реки, и горы, и принца с принцессой. Творческий взгляд может увидеть замки, и это видение мгновенно. В следующий момент станет видно что-то другое, или вообще ничего. Но творческие руки могут закрепить это видение, упростить кучу разнообразного песка до одного замка, и таким образом продлить свое видение во времени (через час он увидит в точности тот же замок) и в пространстве (другие люди придут из других мест и тоже увидят тот же замок). Творчество — это растяжение мгновения по времени и по пространству. Кроме того, рядом с этим замком те же или другие творческие руки могут построить еще один замок, и так далее, и таким образом создать новый мир, новую вселенную — песчаных замков. Физически эта вселенная могла возникнуть спонтанно — под действием случайных сил ветра некоторые скалы принимают вид замков. Но пока мимо них не прошел человек и не сказал "Это похоже на замок", камни не знают, что они похожи на замок. То есть вселенная следующего уровня создается только творческим взглядом, с помощью творческих рук. В этом смысл прогресса — творческий взгляд узнает новую вселенную в мировом хаосе, а творческие руки ее создают. Общая же сложность Вселенной (в материальном выражении) при этом уменьшается. То есть, происходит антиэнтропийный процесс. Как такое может быть? Опять тот же вывод, что и в "Эквивалентности": честное видение мира подразумевает наличие в нем активного творческого начала, то есть Бога. Тогда выполняется второе начало термодинамики, и, в полном соответствии с научным определением, хаос сложнее, чем система. Если же отказать миру во всеобщем творческом начале, то приходится обманывать второе начало термодинамики и говорить, что, де, в термодинамике системы увеличивают энтропию, а в биологии — уменьшают. Хотя, где граница между термодинамикой и биологией настолько четкая, чтоб на ней инвертировался фундаментальный закон? Говорят, что живые системы — открытые, поточные системы, поэтому там закон увеличения энтропии неприменим. Но это все какой-то обман с засовыванием лишней энергии в рукав. Есть система, у которой есть вход и есть выход. Поток — это определенное соотношение между входом и выходом, названное по новому для удобства вычислений. Ничего нового здесь не может быть. Никаких исключений! 5. В соответствии с кибернетическим законом, супер-система (порождающая, управляющая, охватывающая система) должна иметь большую сложность, чем подсистема (порождаемая, управляемая, охватываемая). Иначе как она будет управлять? То есть, творческий взор, видящий в куче песка замки, сложнее, чем сумма всех этих замков. Имеем экспериментальный факт — ребенок или творческий человек видит в куче песка очень много вещей. Значит, человеческий разум "сложнее" не только построенного из песка замка, но и хаотической кучи песка, он для нее супер-система. То есть, наличие нашего материального мира со всеми его законами и проявлениями — включая 1) второе начало термодинамики и 2) наличие творческих личностей и детей — подразумевает наличие способности сотворить наш материальный мир, и наличие субъекта, творящего наш мир путем указывания на кучу песка и произнесения слов: "Смотрите, вон замок". Не в этом ли суть заклинания из Книги Бытия: "И увидел Бог, что это хорошо. И сказал: да будет так. И стало так"? Итак, на творческой личности круг мироздания и вправду замыкается, происходит полный оборот. Человек и вправду — венец природы, с чем согласны и материалисты, и верующие. После Бога-творца только человек может творить. Человек-творец подобен Богу-творцу. К этому по-своему приходит и Турчин, но у него только материальная половина. Он говорит, что эволюция после появления науки (наука для материалиста — это вершина человеческого сознания) — подобна эволюции всего мира с Большого Взрыва до человека. 6. Теперь у нас нет путаницы, умалчиваний и вынужденных постулатов в области второго начала термодинамики, так что придется его применить. Упорядоченная система имеет меньшую энтропию. Метапереход уменьшает энтропию. По второму началу самопроизвольно могут происходить только те материальные процессы, которые увеличивают энтропию. Значит, метапереход — или не самопроизволен, или не материален, или и то, и другое! Это, в общем-то, логично. Я же написал, что метапереход — это квант эволюции. Кванты и должны состоять из иной "материи", чем мир, который из них построен. Метапереход упрощает систему, после чего она в соответствии со вторым началом начинает разрастаться на новом уровне, то есть опять самопроизвольно усложняться, пока не произойдет следующий метапереход. В результате мир непрерывно пульсирует. Он разрастается и усложняется, потом включается некий механизм упорядочения, сильно упрощает вещи, и потом опять начинает разрастание. Разумеется, этот процесс идет параллельно и независимо по мириадам цепочек событий, из которых состоит наш мир. 7. Говорят, что второе начало термодинамики выполняется только на изолированной системе. А мы не можем строго определить границы нашего мира, поэтому не можем сказать, что он изолирован, так что может возможны флуктуации, и так далее. Но, друзья, если кто-то кушает шоколадки, значит, где-то есть шоколадная фабрика. Так что, рассуждая вышеупомянутым образом, придется предположить, что или 1) в то время, как мы здесь на Земле наслаждаемся прогрессом, где-то есть несчастная планета, которая за это расплачивается, или 2) мы сами и расплачиваемся — экологией, оглупением и т.д.. Причем, надо не криво усмехаться, мол, у всего есть свои издержки, в том числе и у прогресса, а научно осознать, что издержки есть и, по второму началу, они равны или превышают прогресс. Это чисто логическое утверждение, в которое никому не хочется верить, так же как в плохое гадание. Но гадание сбывается, если гадалка знает свое дело, веришь ты ему или нет. Из этого следует, что любой материальный процесс — деградация. Честный человек будет искать выход и найдет его в Боге. 8. Кстати, слова "изолированная система" часто употребляются как заклинание. На самом деле, по определению, изолированная система — это группа элементов, связи между которыми гораздо (в десять раз) сильнее, чем их связи с другими элементами среды. В этом смысле, любой организм — от амебы до человека, до города — может быть назван изолированным. Он потому и воспринимается нами как организм, что обособлен от других. Да и вообще: "изолированная система" — это тавтология! Система не может быть не изолированной. Любая система — изолированная. Неизолированная система — это произвольный срез другой системы. Но, — говорят, — любая изолированная система — это все равно часть некоей суперсистемы. Хорошо, рассмотрим пример: "Крыша + крыло + колесо" — это часть автомобиля, но они не образуют самостоятельной ("изолированной") системы, потому что связи элементов такого крокодила друг с другом меньше, чем их связи с другими соседями — корпусом, капотом и осью. 9. Почему же мы все-таки воспринимаем прогресс как увеличение красоты мира? Потому что так устроен наш аппарат восприятия. Он настроен не на решение философских проблем, а на выживание в этом мире, поэтому он автоматически подстраивается под то, что полезно для выживания. В конце концов, наше понятие об усложнении, упорядочении опирается на некое внутренне чувство гармонии. Это чувство говорит нам, что замок из песка более гармоничен, чем куча песка. Понятно, почему: потому что готовый замок нам полезен, а куча бесполезна. Гармоничным в материальном мире нам кажется все, что полезно (прямо или косвенно). Нам кажется, что длинная органическая молекула сложнее, чем неорганический суп того же объема. Почему? 1) Потому что мы не видим связей внутри этого супа. Наше восприятие настроено на оценку только гармонии в макромире. Молекула — это макромир, внутренности супа — это микромир, мы его не видим. 2) Даже то, что мы видим в нем, нам не полезно, а вот строение молекулы — полезно. Из молекул мы можем получать вещи. Микромир и мегамир (звезды) мы не в состоянии оценить. Попробуем нарисовать картину по аналогии. Например, мечтательный атом восхищается красотой и изяществом бурлящего вокруг него неорганического супа. Сколько смысла он видит в нем, сколько многообразия: валентные, полувалентные и четверть-валентные связи, веера электронных орбит, поляризованное сияние электромагнитных волн — крутые градиенты спорят с вальяжными дивергенциями, очарованные кварки вносят свою лепту в ядра, симпатичные нейтринки снуют туда-сюда. В его микроскопическом восприятии мир сложен, разнообразен и упорядочен. И вдруг он натыкается на длиннющий забор. Сотни, тысячи атомов стоят в ряд и только слегка вздрагивают. Ужас! Деградация! Тоталитаризм! А это просто-напросто органическая молекула. То же самое есть и в человечестве: миллиард китайцев, послушных как солдаты, или японцы, которые нам кажутся ужасно скучными, все у них расписано. Вместе они образуют организм, но не нашего мира. Мечтательный атом может только порадоваться в душе, что бедные трудяги внутри органической молекулы служат великим целям макромира. Но сам он этих целей никогда не узнает и им не посочувствует. Впрочем, если он философ, и догадался, что миры подобны с коэффициентом 1033, то он может по аналогии рассудить: ядро — это сердце, электронные оболочки — руки и ноги, и так далее. Но все равно он сможет понять макромир только по порядку величины, и мы можем понять микромир только по порядку величины. Физика сделала это в начале ХХ века, и после этого началась скучная бухгалтерия высоких энергий и элементарных частиц. Дальше невозможно ничего узнать точно. Важные для нас вещи можно узнать только творческим воображением и сравнением с нашим человеческим миром. О современной физике микромира можно переиначить известный анекдот: Три слепых слона решили узнать, каков он — человек. Один потрогал человека за голову, другой за тело, третий за ноги. Все три слона сошлись во мнении, что человек очень плоский. Подобие разных иерархических уровней видно и внутри одного человеческого общества. Все задачи, что правительство решает на уровне государства, каждый человек решает на уровне семьи. 10. Да, дорогой читатель, вы только что прочитали главное место всего этого труда. Конечно, я не первый, кто обосновывает Бытие Божие вторым началом термодинамики. Но я это сделал и теперь не вижу выхода. В "Эквивалентности" я пришел к выводу, что существование надмирного творческого начала не противоречит физическим и кибернетическим законам. Теперь я пришел к выводу, что существование надмирного творческого начала неизбежно следует из физических и кибернетических законов. Кроме того, я выразил в кибернетических терминах давно всеми любимое мнение, что наш мир — это лишь театр, смысл и красота которого определяется исключительно особенностями нашего восприятия. Я не получал откровений во сне, я не лицезрел ангелов Божьих. Я всего лишь логически вывел необходимость Его невидимого Бытия из законов видимого материального мира. Впрочем, про ангелов не могу утверждать точно. Дело в том, что с написанием последней главы связано прямо-таки мистическое событие. Как я сообщал в самом начале, последовательность глав в этой книге практически совпадает с последовательностью, в которой я их реально в жизни "придумывал" и записывал. Это, как я сообщил во вступлении, реальный дневник мыслей, путь к мировоззрению. Итак, написав страницу о жизни мечтательного атома, я решил пометить в тетрадке дату этой записи. Посмотрел на часы и увидел, что было 9 августа 1999 года. Эта дата что-то мне напомнила. Я открыл свою электронную почту годовой давности и с удивлением увидел, что письмо отцу, с которого началась "Эквивалентность", помечено 8-ым августа 1998-го. 10-ым числом в каталоге помечено создание файла, где по-русски есть уже и основная идея, и вторая часть. То есть, придумал этот ход про свертывание ряда я именно 9-го числа — ровно год назад! Итак, мы перевалили через водораздел. Начиная с это страницы, мир никогда не будет уже для нас прежним. Не знаю, как вы теперь, читатель, но я 9 августа 1999 года почувствовал себя заново рожденным. Точнее, почувствовал, что оказался совсем в другом мире. Но я спокойно лег спать и проспал до утра без сновидений. 11. В общем-то, смерть похожа на жизнь. Жизнь — это тоже довольно-таки необратимая штука, и мы не всегда знаем, что будет в будущем и боимся будущего так же, как боимся смерти. Жизнь отличается от смерти только одним — мы уверены, что в следующий момент близкие нам люди будут рядом. Все. Других отличий нет. Скажут, что, кроме этого, в жизни мы уверены, что в следующий момент мы сможем продолжить делать то дело, которое делали в предыдущий. Ну, это не всегда так и, по-моему, люди важнее. Попробуйте продолжать заниматься своим делом, вдруг потеряв всех своих близких. Такое случалось, например, с некоторыми пережившими нацистские концлагеря, и я не слышал от них радостных рассказов о первых послевоенных годах. Да и то, они знали, что вокруг есть другие люди, которые со временем могут стать близкими. Даже Робинзон жил только надеждой вернуться в Англию. Люди важнее. Каждое мгновение человек чуть-чуть умирает — какие-то части его жизни безвозвратно уходят. Он и оживает по чуть-чуть каждое мгновение — что-то новое к нему приходит. Но это незаметно, поэтому люди думают, что жизнь непрерывна. На самом деле, в каждой секунде сидит маленький демон, который перещелкивает ее в следующую секунду. Без него она не перещелкнется. Этого демона создал Господь вечером первого дня. А вот макро-пример — окончание школы. Представим себе отличника-зануду, который ничего, кроме школы, не знает. Вся его жизнь в школе. И он будет бояться окончания школы, как мы боимся окончания жизни. Или какой-нибудь чиновник, живущий только работой, и вдруг его увольняют. Чеховский сюжет. Или — деды в Советской армии у нас в роте рассуждали, что не хотят увольняться, лучше бы остались на сверхсрочную службу. Привыкли к армии, не знают, что делать на гражданке. 12. Как вы догадались, дорогой читатель, после 9 августа 1999 года не настал Апокалипсис, и даже моя собственная жизнь нисколько не изменилась. Более того, мне продолжали в беспорядке приходить в голову всякие философские мысли, иногда очень далекие от трагедии мечтательного атома. Так что моя повесть продолжается. Насколько четко можно прочесть судьбы на лицах людей, и насколько просты законы, которые этими судьбами управляют! Лена рассказывала мне, как она помогала, содержала и квартировала некую Лесю с дочкой, и как Леся потом ее подставила с покупкой новой шубы. Я уж думал, что раз Лена так ей благодетельствовала, то Леся, наверно, — прелестнейший человек, лучших качеств души. Представлял ее себе как тихую русскую красавицу, этакую подмосковную Татьяну Ларину, и удивлялся и возмущался историей с шубой. Пока не увидел саму Лесю живьем. На лице у ней так и написано, что она продаст и купит и при этом компетентно найдет причину. А дочка ее, Настя, — противоположность, не очень быстра, не очень умна, мало видит, что-то на нее давит все время. Так что ей маменькины свойства не могут передаться. Второй случай: У Вилли Гроага была жена в концлагере Терезин, Магла: красавица, умница, которая умерла сразу по приезде в Палестину, так что он женился на Тамаре, которая его всю жизнь держит под каблуком. Я жалел Вилли, думал — почему же так ему не повезло, хотя сначала почти повезло? Пока вчера Лена не привезла от Вилли каталог его выставки, где были фотки этой Маглы. Красавица, спору нет, и видно — умна и талантлива. Но ведь железная леди — такая властность в глазах! Она бы Вилли тоже держала под каблуком. От судьбы не уйдешь. Я могу примерно сказать, какие черты на лице что мне говорят, но это скорее уже анализ после факта. Воспринимаю я все как-то образно и сразу. Мне нужно несколько минут пристально посмотреть на человека, послушать как он говорит, проследить, как он движется, и тогда у меня возникает ощущение в каких ситуациях такой человек возможен, а в каких нет. Скажем, ситуации: 1) Магла на чем-то настаивает и 2) Магла слушает и соглашается. Это лицо скорее увидишь в первой ситуации, чем во второй. Так что я сначала вижу, а потом осознаю — мощный лоб, четкие линии надбровных дуг, прямой нос, тонкие сжатые губы — все это вместе создает впечатление. Вообще, у Маглы очень мужеподобное лицо. Опять же — чем отличается мужское лицо от женского. Ведь обычно мы можем отличить мужчину от женщины даже если прически и одежды одинаковы. Очень много информации в глазах. Это я вычитал еще у Чалидзе. Причем, все это — чисто визуальная информация, без какой-либо "химии". Ведь часто по фотке можно вполне хорошо понять человека. Более того, экстрасенсы могут по фотке взаимодействовать с человеком. Это значит, что экстрасенс вообще взаимодействует не прямо с человеком. Даже если он сидит напротив тебя, на самом деле все происходит как с удаленным терминалом большого компьютера:
1) экстрасенс видит твое изображение. Такая схема может работать и через фотку. Хотя, конечно, это все звучит очень материалистически. 13. Написав эти страницы, я с облегчением ощутил, что наконец-то я опять состою не из пустышек-атомов, а из мяса и костей. Деревья — из дерева, компьютер — из пластмассы, дом — из камня. А то все время у меня было ощущение, что все это не по-настоящему, а так — воздух один. Ведь большая часть атома — это пустота. Я ощутил, что мой человеческий макромир замкнут и самодостаточен. Что для того, чтоб нормально в нем существовать — и в смысле колбасы, и в смысле философии — не нужно думать об атомах и молекулах. Можно об этом совсем не знать. Можно забыть, что дерево состоит из молекул, можно считать, что дерево состоит из дерева. В этом и смысл древних элементов: воды, огня, воздуха, дерева, металла и других. Мы-то это воспринимаем материалистически и думаем про древних: вот дураки, не могли понять, что вся таблица Менделеева не может состоять из воды и огня. Но древние элементы были понятиями не физическими, а философскими. Речь шла не о глубокой физической структуре материи, а о функциональном строении мира целиком. Об этических, психологических, кибернетических свойствах нашего макромира. 14. Скачок ХХ века в том и состоит, что человек проник и стал упорядочивать физический микромир (по крайней мере, мини-мир — химию). В этом человек ХХ века подобен Богу, этим наш век отличается от всех других. Академик Глушков выразил то же самое по-другому: ХХ век — это век больших систем. Человек научился обращаться со сложными системами, состоящими из необозримого числа элементов. Можно эту мысль развить и сказать, что основа работы со сложными системами — это умение строить иерархии, разделять вещи на осмысленные куски, выносить подобные части за скобки. И можно тут же сказать, что история и география Европы могла способствовать появлению такого мышления. Европа изначально состояла из множества примерно равных по силе и возрасту наций, объединенных в одну общность. То, что христианство ей досталось от Рима в готовом виде, очень важно. Европа родилась на чистом месте, как этнос с двумя готовыми глобальными иерархическими стурктурами — национальной и религиозной. В этом смысле, можно провести параллель с возникновением евреев. Еврейская нация была создана под готовую только что созданную религию — первый в истории монотеизм. Европейский конгломерат наций был тоже будто бы создан под готовую только что родившуюся религию. По-моему, такого раньше не было. Языческие религии росли из земли вместе с народом. А монотеизм вот так. 15. Мои размышления об упорядоченности вещей начались с унитазов фирмы American Standard. В Союзе все унитазы в домах и учреждениях были одинаковыми. Это и понятно — по разнарядке тоталитарно всем ставили одно и то же. Престижным считалось иметь импортный, другой унитаз. В Штатах, стране где все свободны выбирать и разнообразить свою жизнь без предела, в большинстве домов и учреждений тоже стоят одни и те же унитазы — фирмы American Standard. Такие дела. Унитаз — это очень показательная вещь. Им пользуются все, независимо от пола, возраста, нации и партийной принадлежности. Его производство не требует науко- и трудоемких технологий, заморских драгоценных металлов и так далее. Его можно производить в каждой местности для себя. Унитаз — это вещь, которую каждый может сделать себе сам такую, какую хочет. И если двести миллионов человек свободно выбирают одно и то же — это о чем-то говорит. 16. На покорение духовных вещей человек идет с любовью к Богу, на покорение жизненных — с любовью к женщине. Главное — не перепутать. 17. Жизнь похожа на хождение по крупным камням, по которым нужно прыгать, все время предчувствуя, куда поставить следующую ногу. Все пытаются найти правило — где добро, где зло, — будто можно точно указать прыгающему куда ему всегда наклоняться — вправо или влево. Правило есть только одно — гравитация, которая направлена вниз, но человеку ничего не остается, как балансировать вправо-влево, в добро — в зло, никогда не останавливаясь ни на миг. Но ему дано направление ходьбы — вперед. Если идти вперед, то балансировать легче, чем если стоять. Это — вера. Она тянет не в добро, не в зло, и не в сторону основного закона. Если ее теряешь, то не зная направления, скорее упадешь. Дотошный вопрос: в какую сторону тянет вера? Ответ: Земля круглая. Куда пойдешь, туда и придешь. 18. "Воплощение" — от слова "плоский" 19. Вот как можно переформулировать постулат о невозможности понять промысел Божий: В нашем уменьшенном человеческом масштабе это — обычная ситуация, когда, начиная что-то делать, не знаешь точно, каков будет результат. Истинный творческий процесс не знает четкого целеполагания. Так что наше незнание смысла жизни — это простое следствие (или доказательство) того, что жизнь — это творческий процесс. В таком случае, утверждение, что человек не может спастись без Христа подобно утверждению, что ученик не может до конца понять науку без учителя. Второе утверждение нынче непопулярно, а потому и первое. 20. Еще о замкнутости систем. Система имеет много уровней. Некоторые из них замкнуты, так что относительно них это — изолированная система, какие-то открыты, являются частью других систем. Суть и существование системы определяют замкнутые уровни. Примеры: 1) Драйвер в компьютере: набор внутренних функций обслуживает работу блоков самого драйвера. Их устройство специфично для этого драйвера, но его внешние функции соответствуют общему стандарту. 2) Радиоприемник: внутренние поля и токи — замкнутый уровень. Те, что он принимает от радиостанций — внешний. Внешний и внутренний уровни идут на разных частотах. 3) Культура: самобытная культура на своем языке определяет характер нации, общение с внешним миром — на чужом или международном языке. Интересно, что вчера у меня сформулировалась идея, являющаяся следствием этой: при иерархическом строении общества разные уровни от крестьянина до царя должны иметь гарантии против смешения. Например, отличаться воспитанием, языком или вообще разную культуру. Так обычно и было в истории. Культура — это "волна-носитель" управляющей функции слоя. То есть, иерархическое общество должно быть кастовым. Тут вспоминается рассуждение о горизонтальном делении традиционного европейского общества, в отличие от вертикального восточного. Ну, это и есть касты, каждый слой защищал свои права и не желал смешиваться с другими слоями. Слово "каста" имеет отрицательный смысл в нашем языке, потому что известная нам поздняя индийская кастовая система не разрешала переход из касты в касту. На самом деле, для успешного функционирования иерархии переход запрещать не обязательно, но все-таки он должен требовать достаточно усилий и времени. 21. Современная позитивисткая мораль говорит, что отчаиваться плохо. Но это гордыня. Отчаиваться нужно по двум причинам: 1) Отчаявшись, ты отдаешь себя на волю Бога (для материалистов — случая), а Он это любит (и случай тоже); 2) Надо учиться, то есть тренироваться отчаиваться и жить после этого Я говорю о взаправдашнем последнем неисправимом отчаянии, когда уже не только хлопнул дверью и спустился с крыльца, но уже и пошел по новой дороге. 22. Бог с ними, с мыслями, займемся литературой. Жванецкий говорил: "Что смеетесь? Я же не придумываю, а пишу только то, что есть". Если смешно то, что есть, значит люди говорят одно, а делают другое. В Израиле не так. Там люди говорят глупости и делают глупости, ничего смешного в этом нет. А Россия и Америка — очень смешные страны. В Нью-Йорке на тротуаре у Метрополитен-Музеума благородный джентльмен выгуливает двух борзых (или гончих , — после 1919-го года я стал плохо разбираться в собаках). На двух коротких поводках у него две высокие тощие твари, белые с серо-рыжими пятнами. Джентльмен — в строгих брюках, сорочке, галстуке. В обеих руках у него по синему полиэтиленовому пакету от газеты "Нью-Йорк Таймс". Борзые (или гончие) время от времени останавливаются, приседают, напрягаются, сосредоточиваются и срут прямо на мостовую. Благородный джентльмен элегантно наклоняется, быстро подхватывает одним пакетом собачье дерьмо и кладет его в другой пакет. 23. Масс-культура. Ее проблема — бесплодие. Она не порождает другую, следующую культуру. На основе фольклора и духовной музыка родилась классическая музыка, на основе классической — популярная легкая и современная классическая. На основе легкой поп-музыки рождается рэп и транс, и на этом цепь заканчивается. Все это были процессы упрощения, упорядочения. Транс можно упростить только до 50 Гц. Кстати, считается, что Бах и Вивальди — это барочная музыка. Это оговорка, которую никто не замечает. По звучанию Бах и Вивальди — это Ренессанс. Барокко в музыке — это Моцарт. 24. Пока все идет по синархии — без монады нет множества, без множества нет монады. Принципы хороши и фактурны, но фактуру чувствуешь только когда ведешь по ней рукой, а это уже процесс, время, событие. Композиция — это структура, фактура — это время. 25. Итак: Ура! Разгадана тайна загадочной русской души, уяснена миссия России в истории, а заодно и миссия Европы и загадка европейской души. Поздравления принимаются ежедневно с полуночи до полуночи, в электронном и любом другом виде, в том числе с приложением денег. История иерархична, то есть в мире происходят глобальные процессы, которые состоят из более локальных — это простая вложенность. Кроме того, история многоиерархична, то есть в мире есть множество вложенностей, множество иерархий, которые определяют разные планы бытия, и потому могут быть практически не связаны друг с другом. Однако, в ключевых точках они могут оказывать влияние друг на друга, иногда даже — определяющее влияние. Вот примеры различных иерархий:
1) история развития этносов (как она описана у Льва Гумилева) Люди привыкли расписывать эти вещи линейно: сначала было это, потом было другое, потом — третье. Даже если утверждается причинная зависимость многих следствий от одной причины (происхождение современных языков от одного предка), эта зависимость мыслится как повременная, постфактумная — "это произошло вслед за тем", где слово "вслед" не выходит за рамки констатации факта: "после" или "потому что". На самом деле, можно усмотреть гораздо более плодотворную схему мира — иерархичную. Все события и вещи, появляющиеся в нашем мире с течением времени, составляют определенные иерархии вне зависимости от времени, где каждое конкретное явление находится на том или ином функциональном иерархическом уровне. "Уровень функциональной иерархии" — значит, что его роль состоит не только в порождении элементов низших уровней в какой-то момент времени, а то что в любой момент времени этот уровень выполняет по отношению к низшим элементам те же функции, что низшие элементы выполняют по отношению к самим себе или еще более низшим элементам. Например, современные европейские языки не просто "произошли" от латыни. Функционально латынь по отношению к современным языкам представляет собой более высокий иерархический уровень. Она создает для всех европейских наций (создавала на протяжении пятнадцати веков) единое языковое пространство, точно так же как национальный язык создает единое языковое пространство внутри одной страны. Эта иерархия не зависит от временного ряда "была латынь — стали современные языки". Она работает в любой момент, пока существует эта связка: несколько национальных языков, похожих друг на друга в тех частях, в которых они похожи на один общий язык. Эта функциональная иерархия всегда имела по крайней мере два практических применения: 1) Общение ученых и богословов разных стран друг с другом и с другими временами (через книги), и 2) Для облегчения изучения современных языков студентам преподавали латынь. Первое применение использует верхний иерархический уровень для наведения мостов между существующими элементами нижнего уровня. Второе применение использует верхний иерархический уровень как резервуар, порождающий новые экземпляры элементов нижнего уровня. А вот другая иерархия: она реализована на тех же физических элементах, и исторически являлась причиной языковой иерархии, но функционально она другая — ставит перед собой иные задачи и выполняет их иными средствами. Верхний уровень этой иерархии — это христианство, как общее духовное и культурное начало для всех европейских наций. Нижний уровень — это культуры и самосознания отдельных наций, исторически выросшие из старых местных культур и стереотипов поведения. Функция языковой иерархии — знаковое общение между людьми, функция духовной иерархии — определение высших целей существования людей. Функции же управления жизнью людей распределены в третьей иерархии: верхний уровень — папская власть, нижний уровень — национальные короли. Все эти три иерархии реализованы на одном и том же фактическом материале, но функционально они совершенно независимы, любая из них могла бы отсутствовать. Многие вполне живучие империи прошлого строились только на одной иерархии управления — монголы, арабы. Монголы требовали от покоренных народов только дани (экономическая иерархия) и признания верховной власти (иерархия управления), не затрагивая вероисповедания, культуры и языка. А вот пример еще одной иерархии, которая существовала на территории Европы, играла немалую роль в европейском развитии, но имела совершенно "внеевропейские" части. Это еврейская финансово-торговая сеть. В Средние Века заметная часть торговли и денежного оборота была в еврейских руках. Здесь мы имеем трехступенчатую функциональную иерархию. Верхний уровень — сознание евреями своей общности, доверие к своим соплеменникам в любых географических частях Европы и мира. Средний уровень — деятельность еврейских ростовщиков, банкиров и коммерсантов. Нижний уровень — использование еврейской финансово-торговой сети коренными европейцами. Примером частичной иерархии может служить современная языковая ситуация в Европе. Каждая нация говорит на своем языке, и есть один язык, на котором можно более или менее объясниться во всех странах — английский. Понятно, чем эта схема отличается от вышеизложенной, где верхним уровнем была латынь. Английский выполняет только первую функцию языка верхнего уровня — общение. Однако, порождающей способностью по отношению к другим европейским языкам английский не обладает. Знание английского может лишь немного помочь в изучении остальных европейских языков и в понимании общеевропейских культурных кодов. 26. Теория этносов Льва Гумилева описывает жизнь еще одной функциональной иерархии, которая проявляет себя в развитии обществ. Она лишь частично связана с культурными, языковыми, техническими или экономическими иерархиями. Стержень гумилевской схемы развития этноса — это иерархия личной и общественной воли. За основу этнической цельности Гумилев полагает стереотип поведения членов этноса и их сознательное отождествление себя с данным этносом. Развитие этноса построено на росте иерархии воль. В общине или племени воли их членов подчинены воле вождя. Племена существуют рядом какое-то время, затем воля одного из них пересиливает другие, это племя подчиняет себе окружающие, его вождь становится князем земли. Несколько столетий княжества соседствуют мирно ли, жарко ли, затем одно из них ощущает в себе прилив воли и силы и берет верх над остальными, объединяет их своей политической властью и называет получившуюся нацию своим именем. Так образуется единое национальное государство. Затем, в зависимости от внешних условий, это государство может попытаться, успешно или нет, покорить окружающие нации и стать империей. Существуя в виде государства или империи, эта цельная иерархия воли развивается, достигает вершины, подгнивает и в конце концов рушится. Внутренняя иерархия воль — социальная структура общества — также довольно стандартна для всех цивилизаций. Сначала это общество свободных земледельцев, выбирающих вождя, затем — земледельческая община, содержащая князя, затем — крепостные земледельцы или иной вид рабов на службе царя и его атаманов. При различии названий и времен все остальные иерархии — техническая, духовная, и так далее — вполне подобны друг другу у различных этносов и по количественным параметрам и по качественным. Мифологии множества старых цивилизаций вполне подобны по своей сути, набору действующих лиц и происходящих событий. Экономическая структура общества состоит из набора стандартных элементов — земледелие, ремесленное производство, разделение труда, денежные отношения — с некоторыми особенностями. Технологические достижения древних китайцев, египтян, греков, римлян и европейцев до XV века отличаются в частностях, но не принципиально — это деревянные и каменные постройки, деревянные и металлические орудия труда и инструменты, и тонкие, но ограниченные познания в химии. Но после XV века Европа "вдруг" свернула со столбовой дороги истории. Единого европейского государства к этому времени так и не образовалось. Свободные земледельцы-общинники вместо того, чтоб стать крепостными у баронов, остались свободными или пошли в города работать на мануфактурах. Разочарование в религии вызвало мощный рост позитивного материалистического сознания, отчего — высокое технологическое развитие и постулат ценности физической человеческой жизни. Остальные "уникальные" болезни нашего века — падение нравов, безверие, экологическая катастрофа, проблема национальных меньшинств, и так далее — случались и раньше. "Достижения европейской цивилизации" — материальное благополучие, открытость границ, доступность информации и другие — во-первых, тоже не новы, а во-вторых, как и в прошлых цивилизациях, являются привилегией во основном жителей метрополии. Распространение европейского влияния на весь остальной Земной шар считается чем-то из ряда вон выходящим, однако, это вызвано скорее всего двумя причинами: 1) это самый большой по размерам ареал, на который когда-либо распространялось влияние империи — нам это непривычно, вот мы и удивляемся, и 2) цикл европейского империализма еще не закончился — мы все еще внутри событий, и нам трудно их сравнивать с прошлым. Трудно, но можно. Европейское влияние на мир вполне укладывается в имперскую схему: провинции захвачены военной силой, провинциям оставлена культурная самостоятельность, метрополия обеспечивает провинциям военную поддержку против их врагов, провинции отстаивают интересы метрополии в своих регионах, экономика провинций помогает кормить метрополию. Остаются два принципиально новых свойства европейской цивилизации, которых не было раньше:
1) небывалый взлет технологии, который основан на точной обработке материалов и синтезе новых материалов с заранее заданными свойствами Оба эти свойства проявились только после XV века, после Ренессанса, оба они — свойства Нового Времени. Новая Европа — это не "столбовая дорога истории", а отклонение, исключение, нехоженый путь. 27. А есть ли с чем сравнить? Что развивается нормально, без отклонений? Россия. Славянские племена, союз княжеств вокруг Киева, затем слияние с финнами и татарами и образование нового центра в Москве, централизация власти, захват всего своего географического ареала, закрепощение крестьян, внешние захваты и создание империи — это стандартный путь развития нации, как мы его привыкли видеть. А Европа? Германские и кельтские племена — Карл Великий объединил многие из них, но не удержал. Саксонские короли Оттоманы сколотили Священную Римскую Империю, но и она развалилась. На этом легендарный период в европейской истории закончился, а она так и не была объединена. Географически и этнически Европе предназначено было стать одним государством. Но она так и осталась толпой схожих, но все-таки разных наций. Много еще велось войн с попытками объединить Европу, последними и самыми грандиозными из которых были войны Наполеона и Гитлера, но так ничего и не удалось. Исторический момент объединения был упущен, а попытки реставрации никогда ни к чему хорошему не приводили. Еще и сейчас, Европа — это союз развитых национальных государств.
|