Если копнуть глубже в Историю, то окажется, что Святую Троицу ранее представляли даже не так как принято сейчас... Кто знает, что на арабском - "ar-Ruh" дух это женский род ?![5] В семитских языках к которым относится и арамейский язык [7] на котором проповедовал Иисус слово (Руах) [5] [6]-- дух тоже женского рода [8] . И только в русском языке и латыни (Spiritus Sanctus) -- мужского рода, в греческом (Пневма) -- среднего [8]. Поэтому, когда Исус говорил:"Дух" то имел ввиду, что Дух все-таки женского рода. А не среднего и не мужского.
Отзвуки этой коллизии, можно легко найти, в апокрифических эвангелиях, например, от Ессеев, где Исус говорит о Матери. Естественно подразумевая "Дух".
О Матери говорят и некоторые христианские видения, и иудейские. Так согласно Мак-Грегору Мазерсу (мистик, живший ок. 100 лет назад), Святой Дух является женской силой. Он пишет в своей книжке "Разоблаченная Каббала":
"Нам обычно говорят, что Святой Дух мужского рода. Но слово Руах, Дух, женского рода, как видно из следующего отрывка из Сефер Йецира , Ахат (женского рода, а не Ахад, мужского), руах Элохим хиим: Эта Единичная Сущность есть она, Дух Элохим Жизни".
Употребление женских образов применительно к Св. Духу - характернейшая особенность всего сирийского христианства и особенно восточно-сирийского исихазма VII -VIII вв., связанная с тем, что в сирийском у аскетических писателей слово Дух женского рода [6], а первые арамеоязычные христиане Палестины и Сирии называли Дух Святой "Матерью всех верующих и ищущих" [5] [6] Особенно, красноречиво про то, что в среде христиан семитов Дух асоциировался с женским началом свидетельствует автор апокрифа "Евангелие от Филиппа": "Некоторые говорили, что Мария зачала от Духа Cвятого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины?" [14]
То есть древние иудеи, сирийцы первый христиане считали "Дух Святой" именно женским началом. Это учение было весьма распространено среди семитов-христиан, говоривших на арамейском языке, на котором и проповедовал Иссус [5] [6]. В силу того, что арамейский (был разговорным на территории современной Сирии, Месопотамии в начале I тыс. н. э.) [7]. Подобное понимание берет свое начало из Бытия, в котором Дух выполняли при творении сугубо женскую роль: "и Дух Божий носился над водою" (Быт.1:1-2). Солнце и Звезды появились на небе Земли, аж на 4 день. Свет же был сотворен, аж в конце этого же первого Дня и, тем не менее "Дух Божий носиться над водою" (Быт.1:1-2). В течение всего "дня" в конце, которого Бог сотворил свет, который мог бы поддерживать воду в жидком состоянии. И все же Дух носиться не на до льдом, ведь по логике солнца и света нет, а значит должен быть лед, а над водой [9]... Есть мнение, что древнееврейское слово, которым передано "носился" имеет двоякий смысл, Дух "насиживает",сам "Дух Божий нежно насиживал воды, развивая и защищая первобытную жизнь" (П. Харчлаа, с. 26) [9] типа как квочка яйца. То есть Солнца света нет, а Дух Святой уже насиживает "мировой океан" уже разогревает океан. Подготавливая океан к "зачатию" жизни. И так аж до 4 дня [9]. Можно даже сказать, что Дух Святой не просто "насиживал", а был некой "утробой" для мира. Отсюда и "семитское" Дух женского рода. И возможно корни всех древних учений о Великой Матери.
"Учением о Барбело".
Так при зачатии Христа Дух тоже выполнил чисто женскую роль [11]."Эта гностическая доктрина называется "учением о Барбело", "Великой Матери сверху", и ее элементы можно встретить у разных гностических течений вплоть до "Пистис Софии". Вкратце она сводится к следующему описанию Воплощения. В ключевой момент архангельского благовестия происходит снисхождение на Деву Марию особой нетварной духовной силы, которая называется "Барбело", "Мать сверху". Таким образом Богородице сообщается исключительное качество, которое дает возможность Божественной природе нетварного Сына Божьего сочетаться с тварной природой Сына Человеческого. Человеческая природа Христа наследуется от земной Богородицы, тварной человеческой личности. Божественная природа сохраняется в Воплощении за счет снисшедшего в Деву Марию сверхнебесного, нетварного начала ("Барбело"), которое, однако, выступает не как активный "мужской" принцип, действующий на принцип "женский" и пассивный, но как нетварное "женское" начало, сливающееся с тварным "женским" началом. Таким образом, Христос действительно не имеет никакого отца в своем земном Воплощении, заимствуя обе природы от "двух матерей": земной и трансцендентной". [11] Следы этой доктрина согласно которой небесное и земное женские начала сливаются, пусть даже и на время, легко просматриваются в современном католичестве: "Догмат о непорочном зачатии Девы Марии". У православных же фигурирует концепция "Предочищения". Вот как об этом учит, например, св.Иоанна Дамаскин "Сошёл Дух Святой на чистую Деву и ещё Её очистил... Чистая Дева сделалась Пречистою'. (Точное изложение Православной веры', кн. III, гл. 2)".[12] То есть соделалсь готовой к воплощению Сына. Считаю, что допустимо это "предочищение" считать с некоторой натяжкой "предочищающим слиянием" горнего и небесного с оговоркой, что оно было временным. Небесное "женское" начало Дух и земное слилились на некое время, ограниченное ношением плода, в некую единую Cущность. В результате слияния в "одну временную Сущность" в Деве Марии образовалась "утроба" способная воспринять Сына, в которую Сын и воплотился и в этой утробе Сын неслиянно навсегда соединился с человеком став Богочеловеком. Вспомните "Сын рождается в Духа...". В Земном воплощении Сына сценарий рождения сохраняется. Это "предочищающее слияние"; двух начал горнего (Духа) и женского земного в одну сущность было временным поэтому Дева Мария и не может считаться единосущной Духу. Можно лишь говорить о том, что она возможно была какое-то время единосущна Духу.
Эта концепция хорошо просматривается в "Евангелие от евреев", ценность этого свидетельства подкреплена и тем, что на это евангелие ссылаются без осуждения его не только Ориген, а и Климент Александрийский [28]. Так в арамейском тексте (Евангелия от Евреев) 'святой дух' мыслился как мать Иисуса: по-арамейски 'дух' (ruah) - женского рода (ср. фразу, цитируемую Оригеном: 'Так сделала Моя мать, Дух святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Табор (Ориген. Комментарии к Евангелию от Иоанна (Commentarii in Joannem). II.12.) [29]. Это выражало представление о новом - от духа - рождении (у Него была мать во плоти и Мать в духе, и именно Мать-дух родила его как Господа). Эта концепция противоречила складывавшемуся ортодоксальному учению о боге-человеке; 'мать-дух', вероятно, уже была опущена из грекоязычной устной проповеди христиан, так как по-гречески 'дух' - среднего рода [28]. Обобщим, похоже, что в борьбе с гностиками кафолики и католики "..с грязной водой выплеснули и ребенка".
Обожение или рождение с Выше"
Произошло же это "очищающее слияние" в момент принятия Девой Марией благой вести "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк 1, 38). В Деве Марии после этих слов начинается очистительное "обожение" приобщение к благодати всей тварной природы, человеческой и космической субстанции, вызванная к бытию из "ничто" творческим импульсом ("Да, будет!") Бога. Вселенная через Богородицу как бы опрокидывается внутрь Божественной Троицы, оказываясь более не снаружи, а внутри [11]. Путь к тому, что бы стать "причастниками Божеского естества" (2 Петр 1:4) становится явью, воплощается. Этот момент "слияния" или "предочищение" можно считать "слиянием" нетварного и тварного еще и потому, что в этот же момент скорее всего произошло так называемое собственное благодатное рождение с Выше от Духа (благодати) и самой Девы Марии [11] Она была первая из живущих, кто сподобился рождения с Выше "должно вам родиться свыше" (Иоанн 3:3-7)". Все верующие рождены с Выше от Духа (благодати) или же крещены Духом (благодатью), но первой стала Дева Мария в момент предочищения и зачатия Христа. В этом смысле она подлинно "соединилась" с Духом (благодатью) как и все верующие после нее. И если единая временная сущность небесного начала (Духа) и женского Девы Марии исчезла после рождение Христа, то рождение с Выше осталось с Девой Марией навсегда. Все же другие контакты с Духом (благодатью) о которых косвенно свидетельствует Архангел Гавриил говоря "Радуйся благодатная" (в лат. переводе точнее и определённее: "благодати полная"). Откуда эта благодать ещё до сошествия Св. Духа? Только ли от личных усилий? [12]. Если и имели место быть, например, при зачатии Девы Марии. То они должны рассматриватся несколько в ином ключе. Например, в том, что после грехопадения люди стали зачинатся и рождаться не так как было задумано изначально, а порочно: "Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя." (Пс.50). И возможно под католическим "Непорчным зачатием" следует понимать то, что Дева Мария была зачата первой после грехопадения "непорочно" так как должны были зачинатьcя все люди в Раю, при участии и содействии благодати или же Духа Святого. А по-другому врядли могло и быть в силу того, что св.Иоким а св.Анна были святыми, а святость как раз и подразумевает определенную причастность к Духу.
Даю это истолкование католического догмата "О непорочном зачатии Девы Марии" только потому, что некоторые "софиане", приводят этот догмат как доказательство того, что Богородица есть воплощение Духа или Великой Матери, подобно тому как Христос Логоса. Логика весьма проста. Раз Сын-Логос был зачат непорочно, то и Дух-Матерь тоже при своем воплощении для сохранения равенства между Лицами Св. Троицы, также должна была воплотиться непорочно. И таким образом догмат "О непорочном зачатии Девы Марии" пусть и косвенно, но весьма убедительно подтверждает, что в Деве Марии при ее зачатии воплотился Дух-Мать. Поэтому тут мною и дано иное истолкование католического догмата, в иной не софианской доктрине. В противном случае все католики вдруг оказываются тайными "софианами".
Барбело и Писание.
Данная концепция очень хорошо проливает свет на слова из Писания: ("и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову"(Быт 3:15). Сдесь явно пророчески говорится не о Богородице или Церкви, так как слова обращены к Еве, а именно о Духе "женском начале" (семени), которое настолько высоко возвысит земное Евино женское начало, что в этой единой временной сущности воплотится сам Бог и в Духе или от Духа "женского начала" родится новый избранный народ -"..должно вам родиться свыше"(Иоан.3:7).
Также в свете данного учения в совершенно другом свете открывается беседа Христа с Никодимом. "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?"(Иоан.3:1-12). Для нас современных людей сложно понять на, что намекал Исусс. Но в свете того, что Никодим вместо Духа слышал Руах - женское начало, "Душа", становится понятно, что имеет место игра слов. Никодим вопрошает про земное женское начало "..неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?" А Иссус ему про небесное "женское начало"- Дух (авт.ср. с "мировой душой", термин известен еще со времен неоплатонической Философии [17]),) которая еще при сотворении мира была "утробой" для всего жывого, и возврат к которой как к источнику жизни и возрождает верующих к новой жизни. И Никодим будучи учителем Израилевым прекрасно знал, о животворящей женской роли "наседки" которую выполнял Дух Святой при зачатии жизни на Земле, когда Дух Божий носился над водой?"(Быт.1:1-2). Буквально этот намек можно передать словами: "Вам всем надо востановить связь с водой или праокеаном, который насиживает Дух Святой", то есть "...Родится от воды и Духа"(авт."Души")(Иоан.3:5), вновь востановить связь с "Духом-матерью" или даже "мировой душой", . И когда Исусс добавил ""Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?"(Иоан.3:12).. То речь шла лишь о том, что без востановления связи с источником жизни всего на Земле, Духом Святым или же Матерью, или же "мировой душой", которая насиживает воду на Земле не возможно получить вечную жизнь. Конечно вопрос о том, "Как это сделать?", все же остается открытым. Ведь много крещеных, но мало чувствующих себя восстановившими связь с "Духом-Матерью". Нам же важно для нашего исследования, исторические факты, так даже когда христианство было вытеснено с Ближнего Востока, Сирии Персии и Египта мусульманством, а именно преимущественно движением внутри шиизма - исмаилизмом [17]. Теологи исмаилизма откровенно продолжали утверждать, что единый Бог-Аллах (авт.Отец) порождает мировой Разум (авт.Сына или Логос)(авт.Логос, слово которое можно также перевести и как "Разум"[17]), который в свою очередь, производит мировую душу (авт.Дух)[17](авт.сравните с "...Что Он (Дух) есть по достоинству второй по Сыне, как от Него имеющий бытие, " свт.Василий Великий), последняя оживотворяет всю природу [17]. Вера в то, что Дух есть "мировая душа" (авт. женский род), оживляющая материю и дающая всему жизнь неискоренимо перетекает из религии в религию.
"Культ "Руах" и Дева Мария"
Сейчас многие протестанты не могут понять, что стоит за почитанием Девы Марии. Им даже не в домек, что не последнюю роль в успешном распространении раннего христианства сыграло именно наличие в Боге женского материнского начала или же "Руах" (Душа) современный перевод Дух. Концепция богини-матери была распространена на ближнем востоке еще до задолго до прихода христианства. И фактически вновь обращенные семиты, и сирийцы не находили в концепции "Руах" или же Дух(Душа) - женское начало, ничего для себя нового, того, что бы противоречило их представлениям о божестве. До сих пор "Богиня-мать" - главное женское божество в большинстве мифологий [16], неудивительно, что концепция оживотворяющая "мировая душа", Руах-мать или же "наседка", нашла свое отражение и в иудейской мифологии. Далее, когда в богословии возобладали тенденции унификации Лиц Божества преимущественно, по условно мужскому или даже бесполому типу. Это "женское" наследие проявилось в повсеместном усилении культа Девы Мария.
Вот, например, как это мнение немножко под другим углом зрения отображено в учебнике "Средневековая философия" В.В.Соколова: "Впрочем существует и другое мнение, согласно которому христианский Бог как Дух Святой представляет модификацию ближневосточных религиозных представлений о богине-матери. Этот аспект христианского Бога как Святого Духа был особенно труден для верования масс и в дальнейшем фактически заменялся культом Марии, матери Исуса Христа, первоначально не игравшей cущественной роли в христианском вероучении".[17]
Отсюда напрашивается вывод о том, что почитание Девы Марии, это фактически скрытое почитание "женского начала" в Боге, а именно Духа Святого, "мировой души" с которой Дева Мария скорее всего неслиянно слилась в одну сущность пусть и на время при зачатии, а возможно и ношении воплотившегося Сына.
"Божественная Семья".
Далее, все мы знаем, что Христос зачат от Духа Святого и Девы Марии Даже древние враги христиан идеи смеялись над этим ссылаясь но то, что Мария не могла зачать и родить от женского начала: по-древнееврейски слово "дух" (руах) -- женского рода [13]. "Некоторые говорили, что Мария зачала от Духа Cвятого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины?" [14] Явно не понимая того, что по иудейской традиции рождает ОТЕЦ, а не мать [Мф. 1; 1 - 25.] [Быт. 5 1]. А посему при зачатии Христа Дух опять же сыграл женскую роль став колыбелью или же лоном для богочеловека, лоном в котором неслиянно слились Сын и человек. В Деве Марии и Духе человек обожается и преображается. Просветляется Божественным Присутствием и сверхразумным образом выходит за пределы Творения, входит в неслиянное единение с Сыном. Экскурс в сематику древних языков и историю показывает что в древнем мире, что для древних семитов и арабов, Святая Троица представлялась по смыслу несколько иной, чем нам. Обобщенно это "Отец" мужское начало, "Дух" женское начало, и "Сын". Этакая божественная Семья (Сущность) и Лица (из которых состоит Сущность) сущие в одной общей любви (благодати)... Отсюда и совершенная невозможность возникновения "Филиокве" на заре христианства, когда преимущественно христианами были семитские племена. В их представлении "Отец" и "Сын" не могли совместно породить "Мать". А вот "Отец" и "Мать"(Дух) неизбежно порождают "Сына". "Единица, искони двинувшись в Двоицу, остановилась в Троице" - св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 414. Единица ("Отец") искони двинулся в Двоицу ("Мать" и "Отец") и остановилась на Троице ("Отец" "Мать" и "Сын").
С этой точки зрения даже по другому воспринимаются слова о творении человека: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27) Тут явно прослеживается намек на то, что в Боге есть начала, послужившие прототипом или образом для создания мужского и женского начал в человеке состоящего из "...мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27). "То есть мужчина -- это образ "Отца", женщина или жена -- это образ "Матери (Духа)", а дети получаются некий образ "Сына". Семья же в целом образ Троичного Бога, единение трех в общей и взаимной любви. "Семья - это образ Святой Троицы. Отец, мать и дитя - три ипостаси единого по существу творения Божия.."[15] "Человек создан по образу Троичного Бога, и именно при условии единения трех лиц человека - мужчины, женщины и ребенка - достижимо настоящее счастье".[15] Учил патриарх РПЦ Алексий II. Но кто сейчас вообще об этом помнит?
Архетипы в Боге.
Уверен, что именно стойкая ассоциация Духа - женское начало и тотальная уверенность в том, что женское начало не может быть равным мужскому долгое время и не позволяло уравнять Дух (Мать) с другими Лицами Святой Троицы. Переломный момент наступил, когда в представлении большинства обращенных в христианство народов, Дух стал ассоциироватся с греческим (Пневма) - среднего рода и латинским (Spiritus Sanctus) -- мужского рода.
Надо понимать, что Отец Мать и Сын это всего лишь образы, указывающие на суть взаимоотношений между Лицами Святой Троицы. Отец Мать и Сын -- это лишь образы, указывающие на то, что Отец по своей сути Источник и посему более походит на мужское начало. А Дух (Мать) потому, что в Него (Мать) рождается Сын от Отца и в силу этого рождения Мать (Дух) более походит на женское начало. Сын же, как рожденный от Отца в Мать (Дух) по своему отношению к Отцу и Матери (Духу) более походит на Сына. То есть Отец Мать и Сын -- это образы, раскрывающие суть взаимоотношений между Лицами Святой Троицы. И не более.
Поэтому не корректно учить о наличии "Женского" или "Мужского" начала в Боге. Правильнее будет Отца считать - "Непроявленным архетипом", Сына как Разум и Логос - "Активным архетипом", а Дух или "Мировую душу"- "Пассивным Архетипом". При этом "Активный архетип" послужил образом для мужчины или мужского начала в человеке, а "Пассивный Архетип" стал образом для женщины или женского начала в человеке". Отсюда "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27).
Если же взять отдельно взятую личность, то в ней наиболее близок к Богу по устройству именно разум человека, который по общему согласию психологов состоит из двух миров: мира сознательного и мира подсознательного [23]. Довольно легко провести аналогию, сознание -- это активный архетип (Сын) и подсознание - пассивный архетип (Дух). Сам же разум (Отец) в данном случае хоть и выступает источником этих двух миров сам же по себе является как бы "непроявленным" архетипом. И осознается внешним наблюдателем и проявляет себе вовне через в первую очередь "активный архетип" или же Сына, если мы говорим о Боге - Отце, но также иногда и через Духа Святого (пассивный архетип). Но все же через Сына (активный проявленный архетип) и в пределах Сына.
Филиокве и Софианство
Отдаю себе отчет в том, что после прочтения данной статьи меня могут обвинить в попытках "феминизировать" Бога или даже "софианстве" ереси согласно которой Богородица может рассматриваться как воплощение Духа подобно тому как Христос Логоса. На что я отвечу, что в основе как "Филиокве", так и "Софианства" лежит одна и таже простая житейская мудрость. Согласно которой для того, чтобы от двух появился третий, то один из двух должен быть "мужчиной", а второй "женщиной" и только тогда появиться третий. На Западе эта простая житейская мудрость была оформлена в виде "Филиокве", а на Востоке в виде "Софианства" в различных интерпретациях. Но глубинная суть остается все той же, что в "Филиокве", что в "Софианстве". Двое вступают в отношения в результате которых появляется третий. А что выбрать глубинную суть или формы этой сути, или же формы, в которые облечена эта простая житейская мудрость уже есть право каждого читателя. Я же лишь предлагаю третий путь, в котором "женское" и "мужское" начало заменены на более приемлемые "пассивный" и "активный" архетипы, а Отец есть "непроявленный" архетип. Сами же "отношения" при таком подходе становятся непрерывными отношениями "Трех". Где Дух пассивно участвует как среда в рождении Сына от Отца, а Сын пассивно как среда участвует в исхождении Духа от Отца. Таким образом Сын становится некой "средой" "полем" или "пространством", в которое исходит Дух. А Сын есть некое "поле" или "пространство", "среда" для исхождения Духа. Не было бы Духа то Сын бы вечно не рождался от Отца, так как некуда, а не было бы Сына, то и Дух бы вечно не исходил бы от Отца. В виду того, что было бы некуда. О здравом смысле.
Однажды при обсуждении одного из вариантов статьи. Мне был рассказан анекдот на библейскую тематику. "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром продил Арама...'[Матф.1:2]. А потом у них начали рожать женщины и все у них наладилось".
И после этого была сказано очень интересная фраза, суть которой в том, что любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что если есть Отец, то должна быть и Мать.
И вполне вероятно, что упрощенное рождение Сына от Отца в Святой Троице это всего лишь дань библейской традиции, в которой участие женщин в рождении детей просто игнорируется. И если христиане всех деноминаций осознают роль Духа Святого в рождении Сына от Отца. 'Богородицу [авт.Дух Святой] и Матерь Света [авт.Дух Святой] в песнях возвеличим'.То все у христиан наладиться.
Как сказал Альберт Эйнштейн. 'Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень' [30]. И все эти бесконечные зашедшие в тупик споры вокруг Филиокве, можно завершить только 'поднявшись на уровень выше' в понимании догмата о Святой Троице. И этот 'уровень' и предложен в этой исследовательской статье.
Эпилог.
Искренне считаю, что затянувшийся спор вокруг Филиокве свидетельствует лишь о том, что ни одна сторона не владеет истинной в этом вопросе в полной мере. Ведь когда прозвучала ИСТИНА, то все споры утихают. Потому, что истина сама по себе является самым очевидным доказательством.
Литература:
1.Сергей Говорун. Католицизм язычество в Христианстве. Типография Киево-Печерской Лавры. Киев 1997 2. Перихорезис. иерей Олег Давыденков (Догм. Богословие. Курс лекций) http://azbyka.ru/dictionary/15/perihorezis-all.shtml 3. Богоявление. http://www.pravoslavie.ru/put/33631.htm 4.Епископ Василий (Родзянко) Теория распада вселенной и вера Oтцов. Часть 2. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века. http://www.rodzianko.org/russian/works/book/part2.shtml#p 5. Святой Дух. http://www.prophecy.ru/holyspirit.htm
6. Елена Рерих и христианство Т.О.Книжник http://www.found-helenaroerich.ru/bibliography/statia/stat5.php 7.Семитские языки Материал из Википедии -- свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8 8. Святой Дух Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%94%D1%83%D1%85 9. Лемешко Андрей. О сотворении мира. http://zhurnal.lib.ru/l/lemeshko_a_w/aj.shtml 10. Почему я верю в Бога. Глава VII. Загадки сотворения мира. 3. Шесть дней творения. http://profi-rus.by.ru/pravoslavie/text/i-veru.htm 11.АЛЕКСАНДР ДУГИН Метафизика Благой Вести
ЧАСТЬ III. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ http://my.arcto.ru/public/blagovest/pravos3.htm 12. Виктор Алымов. Три догмата. http://www.alymov-spb.ru/3_dogmata.html 13. Возникновение Христианства . http://barnascha.narod.ru/books/voznik.htm#_ftnref32 Текст публикуется по изданию: История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М., Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1989. -- Стр. 151--168. Авторство статьи принадлежит редакционной коллегии, т. е. И. М. Дьяконову, В. Д. Нерововой и И. С. Свенцицкой (Руслан Хазарзар). 14. Евангелие от Филиппа http://barnascha.narod.ru/books/kat_phil.htm 15. Семья (Святейший Патриарх Алексий II) http://pokrovhram.org/node/131
16.Богиня-мать.Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
17.Соколов В.В.Средневековая Философия: Учеб.пособие для филос.фак. и отделений ун-тов.-М.:Высш.школа,1979.-448 с.,ил.
18.Инь и ян.Материал из Википедии - свободной энциклопедииhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%8C_%D0%B8_%D1%8F%D0%BD
19.Архимандрит Алипий. Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. Курс лекций.Свято-Троицкая Сергиева Лавра.2005.
20. Иоанн Дамаскин. Глава V О числе естеств.Точное изложение православной веры Книга 3 http://www.vehi.net/damaskin/03.html
21.Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры Книга 1.Глава Глава XIII. http://www.vehi.net/damaskin/01.html
22.Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры Книга 1 http://www.vehi.net/damaskin/01.html
23.АНДРЕЕВ АЛЕКСАНДР.СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ. http://www.ysnex.ru/consciousness.php
24.П.Тарасов. Приемы влияния на людей."Издательство Фаир" Москва 2007.
25.LiBRERIA - библиотека интересного. Афоризмы и Пословицы. http://libreria.ru/aphorismes/topics/723/1/
26.История философии. Том 1 - Людвиг Фейербах.http://srinest.com/book_914_chapter_92_%C2%A7_79._Bog_%E2%80%94_prin%D1%81ip_vsjakojj_dejatelnosti_i_dvizhenija_prirody.html
27. К. В. Мочульский. 'Владимир Соловьев. Жизнь и учение'
http://www.vehi.net/mochulsky/soloviev/06.html
28. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. - М.: Мысль, 1989. - Стр. 50-74
http://khazarzar.skeptik.net/books/jud_ch_e.htm
29.Русская апокрифическая студия. Евангелие от евреев (отрывки)