Lem A : другие произведения.

Предсушествование душ в Православии?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Черновик


   Игры для разума или проблемы современной теологии. Глава 5. АПОЛОГЕТИКА. СКАЧАТЬ КНИГУ
  

5.2.Предсуществование душ в Православии.

  

Сергею Сорокину посвящается.

   Вступление.
   Беседуя с людьми из различных регионов, христианских конфессий, убеждений. С удивлением обнаружил, что ясного вразумительного представления, откуда берется душа, нет даже у моих единоверцев. И это неудивительно ведь споры о происхождении души велись в Церкви с первых веков существования Православия. Формально эти споры закончились на 5 Вселенском Соборе: "Церковь, наученная божественными Писаниями. Утверждает, что душа творится в месте с телом, а не так, что одно прежде другое после" [1]. Но, не смотря на это до сих даже в литургической практики Церкви, можно найти намек на идею предсуществования, например, в древней молитве "Христе, Свете истинный, просвещая и освящая всякого человека грядущего в мир..."[4]. За основу взяты слова апостола Иоанна (Ин. 1, 9). Или, например, в первые дни Великого Поста и во все его седмицы, в понедельник, вторник и четверг вся земная Церковь отлучены от св. Причастия за свое участие в первородном грехе: литургия не совершается. (Только опасно больным, в виде исключения, доступно Св. Причастие). [2] В Церкви же первые четыре дня читается покаянный канон Андрея Критского. В котором автор кается о своем падении с Адамом и Евой во Эдеме [2]."Разодрах ныне одежду мою первую, юже ми истка зиждитель из начала, и оттуду лежу наг. Облекохся в разодранную ризу, юже истка ми змий советом, и стыждуся".
   По мысли епископа Василия Родзянко все это указывает на предсущестование не только душ как у Оригена, а и всего человечества и душами и телами в Раю "Дальнейшее изложение этой книги разъяснит эту ошибку многими цитатами из творений свв. отцов, не только каппадокийцев, но и многих других. Все они полностью согласны с мнением свт. Григория Нисского, но, как и он сам, вовсе не согласны с Оригеном. А именно, никакого "предсуществования душ" (отдельно от тела) в их учении нет!!! [2].
   Церковь отвергла позаимствованное у Платона Оригеном идею о предсуществовании душ в Раю. Разумно рассудив, что разделение души и тела есть смерть, а Рай это место живых. Как духовно живых (святых) так и телесно (Адам с Евой до грехопадения). И в то же время идея причастия всех ко греху Адама осталась как в богослужебной практики, так и в Предании (Так называемый первородный грех). Создается впечатление, что, отринув Оригена с его предсуществованием душ в Раю но, оставив учение о причастности всех ко Первородному греху, Церковь ошиблась. Так как только идея всеобщего пребывания в Раю внятно объясняла, почему все так или иначе причастны ко грехопадению прародителей и фактически участвовали в нем. И несут за него наказание в виде духовной (отлучение от человека Духа Святого) и телесной (разделение души от тела) смертей.
   Но это не так. Церковь не ошибается. Просто Церковь сочла Богославские опыты Оригена неубедительными. Не предсуществование первично, а откровение о грехопадении первых людей данное Богом еще до Оригена, автору Бытия. Это учение о предсуществовании душ вытекало из откровения о падении первых людей, а не наоборот. Отринув учение о предсуществовании душ, Церковь еще много лет находилась в поиске достаточно ясного ответа на вопрос о том каким образом все мы причастны ко Первородному греху? Почему мы все расплачиваемся за него до сих пор?!
   Для многих эти поиски не закончились до сих пор. Помочь тем, кто в поиске и должна эта статья.
   Именно таковым адресован этот небольшой очерк.
   О предсуществовании.
   Начну с азов Православия. ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕДСУЩЕСТВУЕТ!
   Но не душой, а в виде логоса. Или мысли идеи Бога о человеке. Бог придумал человека и весь мир еще до творения мира. И в виде мыслей Бога вселенная и каждый человек существовали всегда [1]. Отсюда и ""Христе, Свете истинный, просвящая и освящая всякого человека (а не душу) грядущего в мир...". Эти вечные всегда существовавшие мысли Бога о мире святой Иоанна Дамаскин называл: "предвечным и всегда не изменяемым Божьим Советом".[1] В логосе человека заложена не только информация о душе и теле челоека, но в этом же логосе согласно Максиму Исповеднику есть "логос пакибытия" именно он делает душу бессмертной, логосы же животных лишены "логоса пакибытия" поэтому души животных прекращают свое существование вместе с гибелью их тел.
   Вот как о мыслях Бога пишет Иоанн Дамскин "Ибо Бог, - говорит он, - созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, представляя их в Уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением мыслью, которое есть предопределение, и образ и план"[1].
   "Бог творит мыслью, - пишет Иоанна Дамаскин - и эта мысль становитса делом" [1]. Предсуществующий логос или мысль идея Бога о человеке творит человека. Каждый человек предсуществующий в виде логоса приходит в мир в установленное и предопределенное Богом время.
   Вместе с тем Божественные идеи всегда остаются вне тварного мира. Мир человек творится согласно этим идеям, но не сами идеи становятся тварными существами. Расстояние между идеями и тварью никогда не исчезает [1]. Упрощенно можно даже сказать, что мир, вещество это расплавленный сургуч или воск, а логос это печать, которая всегда соприкасается с воском. Постоянно задавая ему определенную форму. Человек же оттиск на этом воске.
   О творении души.
   Рассмотрев идею о предсуществования человека, вернемся собственно к творению душ.
   Древние учителя Церкви называли мнение Оригена о предсуществовании душ "нелепым, нецерковным, баснословным и еретическим" [1] а Церковь осудила это мнение на 5 Вселенском Соборе. Церковное учение о происхождении душ в соборных актах выражено так: "Церковь, наученная божественными Писаниями. Утверждает, что душа творится в месте с телом, а не так, что одно прежде другое после, как казалось сумасбродству Оригена".[1]
   Многие отцы древности считали, что душа творится Богом из ничего в то же самое время, когда образуется тело. Защитниками этого мнения были такие отцы Церкви, как Ириней, Златоуст, Кирилл Александрийский, Блаженный Феодорит, Блаженный Иероним и др.[1] В пользу этого мнения приводили слова Екклесиаста: " И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возратится к Богу, иже даде его"(12,7), также слова пророка Захарии о том, что Бог есть "...созидаяй дух человека в нем (12,1) и Апостола Павла, который называет Бога Отцом духов в противоположность плотским родителям. [1]
   Но это утверждение противоречит Писанию тому, что после шести дней творения в день седьмой Бог почил от всех дел Своих.[1] Далее в мире действуют лишь божественные логосы. Мысли Бога о мире (логосы) реализовываются в назначенное определенное Богом время. Прорастают как семена пшеницы, посеянные хлеборобом. Сам же Хлебороб почивает от всех дел своих.
   Далее этим мнением творческая воля Божия ставится в зависимость от действия человеческих страстей (плотской похоти) и даже является в некоторых случаях как будто потворствующей этим страстям (случаи рождения детей от преступных связей) [1].
   Не согласуется это и с мнением Церкви. Так на 5 Вселенском Соборе было засвидетельствовано, что "...душа творится в месте с телом ..." [1]. Про то, что душа творится из ничего нет ни слова.
   Поэтому теория о творении душ Богом "должна быть восполнена теорией происхождения душ от родителей"[1].
   Душа, как и весь человек, творится в момент зачатия. Логос нового человека соприкасается с миром, с веществом и оставляет в нем свой неповторимый оттиск. Господь берет от родителей материал одушевленную материю, живую материю (оплодотворенную яйцеклетку) и оставляет на ней в ней оттиск своей божественной мысли. Божественный логос творит нового человека. Но при этом материал для новой души и для нового тела берется от родителей. То есть в творении нового человека берут участие трое - родители и Бог. Отсюда говорить, что душа творится в момент зачатия большая неточность. Нужно говорить человек творится Богом и родителями в момент зачатия. И его тело и душа.
   Возникает вопрос. В принципе понятно из чего творится тела, а из чего душа? Ответ очень прост.
   Давно уже известно, что мужское семя и женская яйцеклетка, живые фактически автономные от тела родителей клетки. Почему они живые? Потому, что у них есть душа?
   Очевидно, что они живы из-за того, что в них есть оживотворяющий их материал для будущей новой души. В смысле оживотворяющее начало, из которого творится новая душа.
   Таким образом, души не творятся в каждом отдельном случае Богом, а происходят от душ родителей.[1] Сила продолжения рода данная людям благословением Божьим: раститеся и множитесь, дарована им для воспроизведения подобных себе не только по телу, но и по душе[1].Однако каждый человек не есть простое повторение или сложение предшествующих личностей. Он есть новая неповторимая личность. Новая форма образа Божия. Отсюда величайшая ценность каждой души, каждого нового человека [1].
  Подобный подход порождает сразу два вопроса. Первый: "Когда Бог творил Еву то из чего он сотворил ее душу?". И второй:"Что же такое "животворящее начало"?
  Для того, что бы ответить на эти вопросы, следует понимать, что "животворящее начало" это уже не выдумка богословов, а реальность с которой столкнулись ученые. Которые успешно вырастили из стволовых клеток человека, сердечный клапан, мочевой пузырь, ткани печени, роговицу глаза, клетки мозга, зуб и все это в лабораторных условиях, вне человеческого тела [5]. И при этом никаких "зачатий" то есть творений новых душ из ничего не происходило. И тем не менее стволовые клетки взятые от организма человека в лабораторных условиях вне тела остаяются живыми и даже делятся и трансформируются в другие ткани человека. Объяснением этого феномена может быть то, что плоть человека в данном случае стволовые клетки содержит в себе "животворящее начало", которое и поддерживает в них жизнь.
   А что взял Бог у Адама? Ребро то есть плоть, и в ней, естественно это "животворящее начало" или же материал из которого Бог сотворил душу Евы, присутствовал.
  К сожалению, Архимандрит Алипий и Архимандрит Исайя предложившие термин "животворящее начало" не конкретизируют, что же такое по их мнению "животворящее начало". Мы лишь можем предположить, что это некие элементарный кванты души, элементарные кирпички из которых творится будущая душа.
   О составе человека.
   Стоит также добавить, что говоря о душе, часто оперируют также и словом "дух", и часто по смыслу видно, что речь идет об одном и том же "предмете". Отсюда часто выводят теории о тресоставности человека, душа-дух-тело. Либо же о двусоставности человека, душа-тело, а дух это все го лишь некая высшая "часть" души, отвечающая за разум и дающая человеку возможность созерцать Бога, более того, эту формулу двусоставности дорабатывают вот так "душа-тело-благодать". И благодать есть уже тот "дух", который теряет или приобретает душа или человек в процессе духовной жизни. В этой троичной или благодатной формуле человек есть живым и полноценным существом, без благодати же он уже в полной мере не является человеком [1]. Естественно, что после грехопадения благодать оставила прародителей и всех их потомков. И они стали двусоставными душа-тело=плоть [1]. И все же даже в Писании душу все равно именуют иногда духом. Например Екклизиаст (12,7) и пророк Захария (12,1). А ведь речь идет о ветхозаветных людях, утративших благодать. И в силу этого ставших двусоставными.
  Очень интересное объяснение этой коллизии предложил профессор А.И. Осипов, в книге "Из времени в вечность" [6]. Так он считает, что человеческая плоть действительно состоит из тела и души. А вот когда душа покидает тело, начинает свое бытие вне тела. То она становится духом. То есть "дух" это просто иная форма бытия души но уже вне тела. Это же подтверждает и Писание. Так Христос говорит своим ученикам: "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух [душа вне тела. авт.] плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24,34)
  Также тут надо пояснить, что именно благодать до грехопадение в связке "душа-плоть-благодать" отвечала за вечное бытие плоти. Вечно-бытие же человеческой души вне тела, поддерживается "логосом вечнобытия" [1]. "Логос вечнобытия" -это мысль Бога закон, о том, что душа человека вечная, как бы приставленный из вне к ней Богом. Души же животных по своей природе схожие с человеческой душой такого логоса не имеют и разрушаются при кончине.
   О переселении душ и личности
   Говоря о предсуществовании душ, следует также остановиться и на некоторых аспектах теории "переселеня душ". Для того, что бы понять почему все же теория переселения душ должна да и была отвергнута христианством. Так существующая общепринятая модель переселения душ. Нивелирует личность человека. В существующей модели переселения душ, которую предлагает буддизм или крищнаизм. Личность смертна, она не переселяется. Она умирает вместо со смертью тела. Отсюда и учения о том, что "любое его", является ложным. Временным ничего не значащим явлением в мироздании. В каждом переселении душа обзаводится новой личностью. И при детальном рассмотрении оказывается, что "ложное его" это ни что иное как личность человека. Тогда как христианство проповедует вечность и личности "его" и души. И даже тела после воскресения мертвых.
  Вот как эту мысль изложил английский философ XVIII в. Локк, что "...если нет памяти о прежнем воплощении, то нет и тождества личности, нет, следовательно, и перевоплощения, а есть простое рождение нового Я"[6].
   О границах личности.
  И все же мысль о вечности личности следует прокомментировать. Для понимания надо четко дать определение, того, что такое личность. Это совокупность:
  1. Воли
  2. Памяти
  3. Страстей и добродетелей.
  При чем подчеркну, что страсти и добродетели скорее и "багаж" который получает личность при рождении и "след" который она личность оставляет после себя в душе. Так например страсти могут рассматриваться как "болезни" души. В этом смысле может ли болезнь счататься частью личности. Да она влияет на поведение и поступки личности. Но есть ли страсти личностью? Вопрос открыт.
  Отсюда после смерти остаются лишь остатки личности. Христианство скорее учит о полном восстановлении личности в момент воскресения всех на Страшном Суде, чем о сохранности личности после смерти. Разберем по пунктам:
  1. Воля -забирается у человека, аж до воскресения мертвых. Вот как об этом пишет профессор А.И.Осипов в своей книге "Из времени в вечность, посмертная участь души": "Здесь необходимо напомнить о принципиальном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. По учению Церкви, по всеобщем воскресении человек вновь получает тело, восстанавливается полнота его духовно-телесной природы. Это возвращает человеку и волю к самоопределению, следовательно, и последнюю возможность обращения к Богу, духовного обновления и полного исцеления - в отличии от посмертного состояния души,которое полностью определялось характером земной жизни. Отсюда и страшность Последнего Суда - человек навсегда решает свою вечную участь."[6]
  Как видим воля как часть личности забирается у человека до Страшного Суда.
  2. Память - есть мнение, что память сохраняется после смерти. А есть, что нет. Почему-то в Православной Церкви принято считать, что память остается. Но ведь память теряется и при жизни человека. Травмы мозга болезнь. Да возможно мозг это просто "магнитофон" который считывает с души информацию которая хранится в ней. К этому же выводу могут прийти и буддисты, ведь в момент просветления они допускают вспоминание предыдущих воплощений значит даже согласно им носитель памяти душа. А мозг просто ее считывает с души. Так душа это носитель информации, а мозг то, что ее считывает. Так, что вполне с разрушением мозга информация уже не осознается "диском" (душой). Склоняюсь к мысли, что память стирается. При условии, что человек духовно не воскрес при жизни. Душа облеченная в благодать возможно и сохраняет память. Благодать становится ее телом и прибежищем. Это теория. Поэтому оставляю вопросу о сохранности памяти, а главное ее осознавание душой при переходе в мир иной открытым. Но для удобства повествования присоединяюсь к мнению большинства о том, что память сохраняется и осознается душой и после исхода в мир иной.
  3. Страсти и добродетели - они точно находятся в душе вот например, что пишет профессор Осипов: "Даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Потому они не исчезают со смертью тела. И с ними человек выходит из этого мира"[6]. А также "В земной жизни со страстями можно бороться - прикрытые телесностью, они действуют, как правило, не в полную силу. А вот там освободившись от тела, они обнаруживают всю жестокость своей природы. Их действию уже ничто не мешает: никакой сон, никакая усталость, никакое развлечение"[6]. Отсюда и становятся понятны слова игумена Никона. (Воробьева) одному сильно пившему человеку: "Страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут как огнем палить тебя без какой-либо возможности утолить их"[8]
  Отсюда вывод личность после смерти сохраняется лишь частично. В обязательном порядке сохраняются страсти и добродетели, так как они гнездятся в душе. Сохраняется память, так как душа есть носитель информации. И возможно также эта же душа в какой то мере сохраняет способность осознавать, "пользоваться" памятью, которую хранит в себе.
   "Ложное его и личность".
  Конечно, далее я буду излагать только свою субъективную точку зрения. Но все же идея ложности личности, концепция "ложного его" по моему не чужда христианству. Давно например известен христианский термин "Ветхий человек" - библейский термин, означающий внутреннюю греховную страстную сущность человека. Термин этот употребляется ап. Павлом в его Посланиях (напр. Рим. VI, 6; Ефес. IV, 22; Колос. III, 9), эта старая страстная греховная натура, и есть то "ложное его", которое должна умереть. Этот идеал христианского возрождения, конечно, не всегда осуществляется в действительности, и ветхий человек продолжает оставаться и в возрожденном, обнаруживая свою живучесть в тех побуждениях, которые часто овладевают человеком вопреки его лучшим намерениям (как это было даже и с самим ап. Павлом, на что он горько жалуется в Посл. к Рим. VII, 15 и сл.). Ап. Павел, уговаривая колосских христиан отстать от своих прежних греховных привычек, обобщает их под термином 'ветхий человек' и увещевает 'сбросить с себя ветхого человека с делами его и облечься в нового' (Колос., III, 8 и сл.).
  Также, свидетельством малоценности и даже илюзорности личности человека или "его" могут быть слова из Писания: 'Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?' (Марка 8:36). То есть "человек" или его личность, как бы вторична. Личность может приобрести весь мир, или даже быть разрушена например сумашествием либо же травмой несовместимой с разумной деятельностью. Все это становится неважным. Главное след, который оставляет эта личность в душе. Душа должна оставалась святой и чистой. Личность может трансформироваться или исчезать душа же как "истинное Я", должна только украшаться добродетелями. Складывается такое впечатление, что страсти и добродетели это просто след от "Личности", который она оставила в душе за время своего существования.
  Поэтому предполагаю, что Термина "ветхий человек" вполне может быть приравнен к буддийско-кришнаитскому "ложному его" тем более, что учение о страстях которые надо заменить на добродетели есть и у них. Эта идея вполне может стать плацдармом для проникновения идей а главное практик буддизма и кришнаизма в христианство и наоборот. В любом случае это очень перспективный плацдармом для миссионерской деятельности.
   Матрейя и христианство.
   В доказательство возможности подобного диалога приведу идею, которая была озвучена однажды в беседе на тему переселения душ, суть идеи в том, что "идея переселения душ" хоть и подразумевает постоянное переселение души и гибель личности в каждом переселении, кроме естественно страстей и добродетелей в душе, все, же подразумевает обретение подлинной личности когда, человек в состоянии просветления "вспоминает" все свои воплощение и таким образом как бы происходит становление над личности которая в какой то мере может быть суммой всех предыдущих личностей.
  Например с точки зрения буддизма, такой точкой образования "надличностей" если говорить об отцах основателях христианства, стал момент снисхождения на апостолов Духа Святого в виде огненных языков. После чего они обрели дар говорить на иных языках. А фактически следуя буддийской традиции обрели доступ к знанию полученному в предыдущих воплощениях. Что конечно же надо еще доказать.
  Также идея переселения душ хоть и вступает в противоречие с христианской концепцией воскресения всех в день Страшного Суда. Все же может и дополнять концепцию воскресения всех. Так как приход Матреии - грядущего Учителя человечества. Может вполне сопровождаться и воскресением мертвых в последних телах в которых они пребывали на Земле. Именно в этом духе можно трактовать слова "В чём застану, в том и сужу"(Иезек. 33. 13. 16). Дескать в каком теле последнем застал Бог всех в таком и будет судить всех Матрейя. Существует мысль, о том, что Христос и есть тот самый Матрейя, прихода которого так ждут буддисты.
  Конечно, все эти мысли существуют возможно пока лишь на уровне частичных бесед религиозных философов, различных деноминаций, верящих, что "Кто знает одну только религию, тот не знает ни одной'[7]", и поэтому стремящихся знать не только свои веры. А и изучая другие глубже понять свои.Но все же эти идеи на мой взгляд достаточно интересны и достойны более детальной богословской проработки, и могут быть полезны в миссионерской работе, как предмет обсуждения с представителями иных религий.
   О Первородном грехе.
   Рассмотрев творение душ, вернемся к Первородному греху.
   Православная Церковь считает Первородный Грех невольным [3]. И действительно как личность лично человек в грехопадении прародителей человек не участвовал. Но материл, из которого творится человек, взятый от родителей и имеющий начало от Адама с Евой участвовал. И человек через приобщение к плоти учавствовавшей в грехопадении невольно, от рождения, приобщается и к Духовной смерти (рождается без благодатным), а позднее и к физической - душа разлучается с телом. Если бы человек творился из ничего, то и невольного приобщения к Первородному Греху не было бы. В этом смысле по плоти мы невольно приобщаемся не только ко греху Адама с Евой, но ко грехам всех своих предков.
   Отсюда и плач Адрея Критского о первородном грехе. Он смотрел на свою плоть, которая есть душа + тело [1] и видел плоть, участвовавшую некогда в грехопадении Адама и Евы. Теперь это его плоть, а по плоти и его невольный грех.
   "Разодрах ныне одежду мою первую, юже ми истка зиждитель из начала, и оттуду лежу наг. Облекохся в разодранную ризу, юже истка ми змий советом, и стыждуся". (Перевод: "Разодрал я теперь одежду мою первую, которую соткал для меня Творец с самого начала, и вот лежу нагой. Облекохся в разодранную ризу, юже истка ми змий советом и стыждуся").[2]
   Плоть, полученная нами от родителей, участвовала во грехах Адама и всех наших предков. А через нее и мы невольно причастны ко греху предков. Как же нам не плакать и не каяться?
   От того, что мы лично не грешили, плоть наша полученная от предков не стала чище светлее благодатней. А из рода в рода копила на себе гнев Божий. И если не восстанет в роду праведник или святой, то рано или поздно род исчерпает свою меру беззаконий. И истреблен будет род нечестивый, как некогда истреблены были племена, населявшие землю обетованную. Исполнилась их мера беззакония, и вот нет Амореев Иевусеев Хананеев (Быт 15:16) и т.д.
   Эпилог.
   Очевидно, что для объяснения первородного греха и всего, что связано с ним нет нужды прибегать к Оригенизму и учить о предсуществовании душ в Раю. Или же допускать предсуществование всего человечества и душами и телами в Раю. Как это делает епископ Василий (Родзянко) в своей книге "Теория распада вселенной и вера отцов".

Литература:

   1.Догматическое Богословие. Курс лекций. Архимандрит Алипий. Архимандрит Исайя. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005
   2.Теория распада и вера отцов. Епископ Василий (Родзянко) Москва. Паломник 2003
   3.Архимандрит Лазарь (Абашидзе) Грех Адамов. Москва 2001. стр.13
   4. Ориген, О началах III, 5, 4, Migne, gr., t.11, col.328-329.
   5. Выращивание органов из стволовых клеток.http://log-in.ru/articles/1302/
   6. Из времени в вечность. Посмертная жизнь души. А.И.Осипов. -5-е изд.,испр.и доп.-М.:Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2009.-224 с.
   7.МАКС МЮЛЛЕР. ОТ СЛОВА К ВЕРЕ. РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. http://elenakosilova.narod.ru/studia2/mueller.htm
   8. Никон (Воробьев), игумен. Письма духовным детям. Свято-Троицкая лавра. 1998. С.81
   Автор:Лемешко Андрей.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"