Романова Лена : другие произведения.

Оборотень - второе место в хит-параде монстров?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Оборотни в масс-культуре. Они уже не удовлетворены своим подчиненным положением, но всё ещё на втором месте по отношению к вампирам. Немного истории, немного мистики, литература прошлого и современность... Но я вновь предупреждаю, что это лишь мои мысли, а истина - она где-то рядом (с)

  Друзья мои, сегодня тема для размышлений над засильем монстров в масс-культуре выглядит таким образом - оборотень. Кто он? Почему всегда идёт рука об руку с вампиром? И почему вампир всегда выигрывает в их противостоянии? Тут мы, как обычно, вступаем на зыбкую почву догадок и предположений, опираясь на фольклорные традиции и труды классиков. И, разумеется, выводы, которые я приведу чуть ниже, являются лишь плодом моих умозрительных рассуждений.
  Но.... Начнём с начала. Итак, задолго до того, как в книжной литературе возникло направление готического романа, среди обычных людей - как правило, крестьян - времени условного средневековья - возникли поверья о людях, которые надевали звериные шкуры и становились - на время или навсегда - оборотнями. Чаще всего - волками. И происходило это в лесистых местностях, где реальных волков было хоть отбавляй. К примеру, очень много историй о волках-оборотнях имелось во Франции, Германии, странах восточной Европы, а, например, на Британских островах, где последнего волка убили, по слухам, ещё в XV веке, о них никто толком и не знал.
  Кстати о Франции. Именно там отметился знаменитый Жеводанский зверь, который предпочитал закусывать пейзанками, отказываясь от коров, овец и коз. Особенностью этого, предположительно, оборотня, была странная способность воскресать из мёртвых - и делал он это дважды, и лишь на третий раз при помощи серебряной пули, отлитой из потира (кто не знает, из этого сосуда причащаются и католики, и православные), удалось окончательно убить необычное животное. Но больше меня удивляет другое - Зверю в Жеводане (деревня на юге Франции) был поставлен памятник!
  Но, если посмотреть на старую французскую сказку о девочке в красной шапочке, странностей обнаруживается ещё больше. Все поздние переделки господ Ш. Перро и бр. Гримм сглаживают их до полного нивелирования и отсутствия логики. Между тем первоначальный вариант - во-первых, не включал в себя наличие ХЭ, более того, содержал явный сексуальный подтекст и намёки на каннибализм. Интересующихся отправляю по адресу http://samlib.ru/e/elxfijskaja_a_e/kakietajnyhranitwsebeskazkaokrasnojshapochkewwedenie.shtml - историко-психологическое эссе посвящено именно таинственной подоплёке такой знакомой с детства сказки.
  Не пытаясь присвоить себе лавры автора - профессионального историка - позволю себе привести выводы, которые сразу же расставляют все точки над "ё". Во-первых, история была не просто о волке, а о волке-оборотне. Ну в самом деле, если посмотреть непредвзято, как могла маленькая девочка не испугаться говорящего волка? И как волк смог настолько достоверно сыграть роль её бабушки? И даже если вспомнить канонические вопросы, которые задавала крошка Серому "А почему у тебя такие большие глаза, уши, зубы?" - ведь находясь в тесном контакте, даже через одежду, ребёнок не мог не почувствовать жёсткой волчьей шерсти, и первое, что должен был бы спросить - "Бабушка, а почему у тебя так лохматость повысилась?"
  Ответ на этот вопрос один - девочка разговаривала с оборотнем в его человеческой ипостаси. Далее. В той неприглаженной версии сказки, которую действительно рассказывали французские крестьяне своим детям, волк, а точнее, вер-волк, убивает бабушку (кстати, отдельный вопрос - почему она выбирает для жизни дом в столь отдалённом от деревни месте - в лесу!) и готовит из её мяса некое блюдо, а из крови - напиток, которыми потчует потом Красную Шапочку. А потом укладывает её в постель рядом с собой. (Не отдаёт педофилией, нет?)
  Всё дело было в том, что в тот период времени, когда родилась и пошла кочевать от деревни к деревне - и дальше по миру - сказочка, католическая церковь активно насаждала в подвластные ей умы образ врага рода человеческого. Оборотень становился таковым, только подписав договор с Сатаной. Но главной целью последнего было вовлекать в свои сети всё новые и новые - желательно невинные - души. А душа ребенка считалась невинной. НО до определенного момента. Если дитя по доброй воле отведает человеческого мяса и таковой же крови - всё, грехопадение свершилось. Ну а если вступит в противоестественную связь с оборотнем - то... можно сразу на костёр, ибо ведьма.
  И вот об этом, на самом деле, и рассказывали своим детям невежественные, запуганные церковью, крестьяне. Предостерегали, так сказать. А нравы тогда были вполне себе вольные, да и людей с психическим отклонениями было не меньше, чем сейчас. Об этом нам говорят и хорошо освещённые (книгопечатание уже было) судебные процессы по делам оборотней - Жана Гренье, Бордо, Франция, 1603 г, которого сейчас бы обвинили в киднеппинге и педофилии и Петера Штуббе, по документам - происходившего из Кёльна, но судимого за оборотничество почему-то в Англии. Последний признался на суде, что убивал людей и животных, ел их мясо и пил кровь в течение 25 лет! Характерно, что оба утверждали, что стали оборотнями после сделки с дьяволом, причём в этой сделке фигурировала некая мазь или бальзам, натираясь которой, они и превращались в волков. Кроме того, дьявол вручил каждому и специальный "волчий" пояс.
  О Питере, про которого сейчас бы говорили исключительно как о маньяке и серийном убийце, с 1590 г по всей Европе распространился некий памфлет "Жизнь и смерть Питера Штуббе, немецкого оборотня", в котором не только перечислялись его злодеяния, но и приводились красочные картины пыток и, собственно, казни явно психически нездорового человека. Так что изначально в Западной Европе отношение к оборотням было резко отрицательным.
  Хотя изначально - это неправильное слово. С ростом влияния католической церкви вер-волки стали пособниками дьявола. К чести норманнов, в их фольклоре засветился такой персонаж, как луп-гару. Это был волк-оборотень, но положительный: он сохранял после превращения в зверя человеческий рассудок, и не убивал, подчиняясь только звериным инстинктам. От норманнов недалеко и до викингов. В их мифологии волки всегда играли значительную роль - Одина сопровождали двое волков, а в сценарии Рагнерёка присутствовал и наиболее известный из всех мифологических волков - Фенрир, который должен был поглотить солнце.
  Был ли он оборотнем - сказать трудно, но какое-то отношение к богу Локи (я имею в виду родственное) имел. Так что... возможно всё.
  Что характерно, волки становились оборотнями только в тех местах, где их - в виде популяции - было много. Где было больше медведей, появлялись вер-медведи, в "жаркой знойной Африке" - вер-тигры и вер-леопарды, так что, несмотря на волчью монополию на экранах и страницах книг, оборотни бывают разные. А уж если говорить о Дальнем Востоке с их кицунэ - лисьими оборотнями...
  Однако, вернёмся в прошлое - до эпохи готических и романтических историй в книгах и на экранах. Только теперь посмотрим на ситуацию глазами наших славянских предков. Если говорить очень и очень упрощённо, оборотнем можно было стать добровольно (в случае колдуна или ведьмы) или попав под проклятье - тех же самых колдуна или ведьмы. И, что любопытно, если оборотня после его смерти не упокоить как следует, он мог подняться уже вампиром (это по поверьям западных славян).
  И ни в одном из источников не упоминается влияние фаз луны на превращение оборотней. То есть это более поздняя выдумка, создающая соответствующий антураж? Возможно. А возможно, свою роль сыграли воющие на луну собаки.
  Самые первые литературные истории про вер-волков, к сожалению, на русский язык не переведены. Но вот, например, "Повелитель волков" Александра нашего Дюма, написанный им в 1857 г, тоже не содержит прямых указаний на повышенную активность героя-оборотня в полнолуние. И вообще, здесь опять же, на первом месте, сделка с дьяволом. И нравоучительные размышления, как плохо быть ленивым и желать себе добра ближнего своего.
  Приятным разнообразием для меня стала новелла "Локис" Проспера Мериме. Во-первых, потому, что главный герой у него не волк, а таки вер-медведь. Во-вторых, хотя повествование идёт от лица священника, особенно нравоучительных пассажей я не заметила, да и о сделке с дьяволом тоже ничего нет. Дело происходит в Литве, хотя колорит, скорее, польский и русский. И наконец, в-третьих, означенный локис (то есть вер-медведь) в конце повествования исчезает, и хотя читатель подспудно уверен в его виновности, дело остаётся не раскрытым.
  Далее нельзя не сказать пару слов и о моём любимом "Дракуле" Брема Стокера. Дракула, как я уже не раз писала, персонаж вымышленный от и до. Автор приписывает ему как черты вампира, так и черты оборотня - он может обращаться в летучую мышь, огромную собаку (волка?), но в то же время повелевает стаей волков. Видимо, отсюда и растут ноги у противостояния вампиров и оборотней. Причём вампиры повелевают, а оборотни подчиняются. Ситуация мной так и не понятая. Но к этому мы ещё вернёмся.
  С начала прошлого века начинается триумфальное шествие вер-волков не только по страницам книг, но и экрану кинематографа. Сначала это немое кино, затем - в 30-х и 40-х гг. уже полноценное звуковое. Роман "Парижский оборотень", который считается для создания образа оборотней таким же знаковым, как "Дракула" для вампиров, в свободном доступе отсутствует на русском, но фильм посмотреть удалось. Снимался он в Голливуде, и, хотя сценаристом был автор - Гай Эндор, думаю, многое в угоду режиссёру переделал. Начать с того, что ни о каком Париже там и речи нет. Но вот как раз там я впервые увидела тот пресловутый "зов Луны", который заставляет оборотня сменить против воли облик. Ну, и, конечно, убить оборотня можно только серебряной пулей. Да, ещё, оказывается, оборотнем можно родиться, а не пасть жертвой проклятья или сделки с дьяволом. Фильм наполнен ужасом ребёнка, который не понимает, что с ним происходит (его воспитывает приёмный отец), а когда осознаёт, уже будучи юношей, что он не человек, а монстр, то просит именно отца остановить его - и даже сообщает, где ему взять настоящую серебряную пулю.
  Ну, далее, когда образ сформировался, всё идёт по накатанной колее. Многочисленные романы о вер-волках балансируют на грани восторга вседозволенности от пребывания в звериной шкуре и чувства вины (или даже глубокого раскаяния - в зависимости от авторской воли) за содеянное при возвращении в человеческую ипостась. Опять же, в зависимости от произвола авторов этот баланс может сместиться как в ту, так и в иную сторону.
  Зверь не знает запретов, он живёт по законам природы, сливаясь с ней, и тем самым, оправдывая убийство себе подобных. Лондонские оборотни из трилогии Стеблфорда "Лондонские оборотни" вообще мечтают вернуться исключительно к своей звериной сущности, условности человеческого общества давно им в тягость. Напротив, герой Л. Гамильтон Ричард - вервольф и первый из любовников-нелюдей главной героини - Аниты Блейк - считает себя монстром, и не желает принять свою вторую ипостась, страдает и рефлексирует по этому поводу, хотя он не совершал сделок с дьяволом и даже не родился оборотнем. В бесконечном сериале Л. Гамильтон оборотнями становятся только заразившиеся вирусом ликантропии от других оборотней.
  Собственно говоря, со второй половины прошлого столетия, существование оборотней объясняется только двумя теориями - иной генетический вид (как совместимый с людьми, так и не совместимый) и вирусное заболевание - ликантропия. Ну, и, конечно, в готических романах, тяготеющих к классике, сохраняется версия с проклятьем.
  В связи с этим нельзя не отметить некий новый взгляд на проблему создательницы Поттерианы Дж. Роулинг. Она вводит в игру помимо классических веров так называемых анимагов, которые превращаются в животных по собственному желанию, сохраняя при этом человеческий ясный рассудок. Но к особому прорыву в раскрытии образа человека-зверя эта новизна не привела.
  Нельзя игнорировать и автора "Сумерек", которая сделала образ вервольфа Джейка положительным до тошноты. Остаётся только удивляться, почему Бэлла при таком раскладе выбрала всё же Эдварда. И тут мы опять возвращаемся к теме противостояния вампиров и оборотней. Почему условную нежить героини выбирают вопреки обаянию, жизненной силе и харизме альфа-самцов? В случае Джейка - ещё и безусловной "хорошести" славного парня?
  Наверное, это тема для отдельной статьи. Безусловно, образ оборотня привлекает и будет привлекать своим дуализмом как читателей, так и авторов. И я оставляю за собой возможность вернуться к этому разговору, который для меня ещё не закончен, хотя бы потому, что не раскрыты медицинские аспекты мифа об оборотнях. Пока же остановлюсь на одном из представляющих интерес романе "Последний вервольф" Глена Дункана. Он написан в форме дневника более чем двухсотлетнего верволка - по иронии или просто воле автора тоже Джейка. Он остался последним из себе подобных, он одинок, груз вины в нём, пожалуй, перевешивает радость от плотских наслаждений и вкуса растерзанных жертв.
  О противостоянии с вампирами там упоминается как о факте, не более того. Но в самом начале есть строки, которые я не могу не процитировать:
  Один вампир написал: "Величайшая разница между бессмертными и оборотнями (кроме очевидной эстетической) заключается в том, что вампиры гордятся своей метаморфозой, в то время как оборотни ее стыдятся. Стать вампиром значит развить остроту ума и изящество вкуса; это все равно что распахнуть дверь убогого жилища, чтобы обнаружить за ней великолепный особняк. Развитие личности не знает границ. Вампир получает бессмертие, безмерную физическую силу, способность к гипнозу и полету, духовное богатство и умение глубоко чувствовать. Оборотень получает лишь дислексию и постоянную эрекцию. Никакого сравнения...". Все это написано ради одной-единственной мысли: оборотни могут заниматься сексом, а мы - нет.
  И вот, собственно, на этом я хочу закончить. А вы подумайте, и решите для себя, кто из монстров вам больше по душе: оборотни или вампиры.
Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"