Аннотация: Рассказ матери аутиста о телепатической связи с сыном в экстремальной ситуации.
В основе этого рассказа - реальная история, поэтому имена и некоторые обстоятельства изменены по этическим соображениям. Да и вообще сама история далека от моральных норм, но выводы из неё столь поразительны, что я счёл необходимым это записать. Моя собеседница - моложавая женщина среднего возраста, назовём её Вера. Её сыну Михаилу - 28 лет, в 7-летнем возрасте ему поставили диагноз "аутизм". И вот уже больше 20 лет Вера практически все свои силы отдаёт на то, чтобы как-то социализировать сына. Эта многолетняя эпопея заслуживает отдельного повествования, но сейчас речь пойдёт о другом - о сверхспособностях аутистов, а конкретно - о телепатии. На эту тему существует множество спекуляций и дутых сенсаций, да и моя собеседница по поводу паранормальных явлений настроена весьма скептически. И от этого её рассказ становится особенно интересным. Я даю его как диалог Автора (А) и Веры (В).
Автор: Итак, с чего всё началось?
Вера: Началось с того, что в семь лет моему сыну поставили диагноз "аутизм"...
А: Нет, нет, не настолько издалека. Я имею в виду конкретно эту историю.
В: Эту поездку Миши в Крым? Это началось два года назад с того, что меня познакомили с киноактрисой Д.
А: Не слышал такую фамилию. А в каких фильмах она играла?
В: Это актриса одной роли, она играла только в одном фильме роль второго плана. Но дело не в этом. Мы познакомились в мастерской, где в то время занимался Миша. К тому времени он уже окончил школу 8 вида и политехнический колледж.
А: То есть Миша к тому времени уже вполне скорректировался?
В: Это как посмотреть. Конечно, на какие-то бытовые вещи - завязать шнурки, сделать бутерброд, - я его натаскала. То есть с самообслуживанием у него проблем не было. Читать он тоже умеет, и даже писать, но у него такой почерк, что он сам его не всегда разбирает. Он самостоятельно ездил на занятия в колледж и в мастерскую. Но вот речь у него была не развита, хотя в принципе он мог самостоятельно сходить в магазин. Только я его не часто отправляла, потому что он совершенно не умеет считать деньги. То есть он не понимает их смысла, а считать просто не умеет.
А: Это называется "рваным развитием". В чём-то он отстаёт от ровесников, а в чём-то опережает. У Миши были какие-то необычные способности?
В: Я бы не назвала это чем-то необычным. Ну, например, он может по одной фразе, по одному кадру безошибочно узнать фильм. Или делает совершенно потрясающие фотографии, но в основном пейзажи, людей он мало снимает.
А: Извини, я перебил тебя на том моменте, когда ты познакомилась с актрисой Д.
В: Да, это было тогда, когда Миша занимался в мастерской. У меня тогда было подавленное настроение. Я считала, что эта мастерская - тупик. Изначально планировалось, что она будет самоокупаемой, но, конечно же, из этого ничего не вышло. Мишка ходил туда раз в неделю, ткал. Но его холсты никуда не шли, никакой готовой продукции не получалось, процесс ради процесса. Мне кажется, Мишка это тоже понимал и ходил туда неохотно. Там не было ничего нового, никаких новых занятий, только бессмысленное ткачество. И та же самая инвалидная тусовка - ребята, с которыми он учился в колледже.
А: Вот ты говоришь - тупик. Зачем же ребята туда ходили?
В: А куда им ещё ходить? Родители довольны - их дети хоть куда-то пристроены. А сами аутисты - они люди ритуала. Они один раз привыкли туда ходить, и так и будут, хоть камни с неба повалятся. Это особенность аутичной психики. И Мишка ходил туда по привычке. Но мне кажется, мастерская стала его раздражать. И ещё мне казалось, что он там деградирует - хуже говорит, у него больше стереотипий, и вообще...
А: Почему тогда ты не забрала его оттуда?
В: И куда тогда? Родители аутистов с годами привыкают, что их дети куда-то пристроены, а плохо это или хорошо... Хотя я уже была готова послать эти мастерские куда подальше. И тут появляется Д! Всё-таки она очень артистичный человек. У неё было море планов. Она собиралась ставить спектакль с нашими ребятами, написать книгу о них, ещё много всего. А главное - в её спектаклях были задействованы обычные, здоровые люди. Я уже тогда поняла, что Мишка сможет реабилитироваться только среди нормальных людей. Нельзя ментальных инвалидов собирать в кучу, потому что они начинают друг у друга набираться всякой дури. А если в коллективе здоровые, доброжелательные люди, то они помогут, подскажут, как себя вести в той или иной ситуации...
А: Короче - ты забрала Мишку из мастерских?
В: Да, и мы стали участвовать в проекте Д. Я возила Мишку, помогала сопровождать других наших ребят. Мы вместе участвовали в её спектаклях. Это было классно! Мишке нравилось, это было видно по его глазам. И мне тоже было очень интересно. И в тоже время у нас с Д было личностное общение, она рассказывала о своей жизни, расспрашивала о моей. Тем летом она пригласила нас пожить у себя на даче, здесь неподалёку. Мы с Мишкой жили там неделю. У неё огромная дача, была большая тусовка - в основном люди из театральной среды, весёлые, креативные. Каждый вечер какие-то представления, смех, шутки. Было очень здорово!
А: Ты тогда ничего не заподозрила?
В: Нет, я же говорю - было здорово! Поэтому когда этим летом она пригласила Мишку к себе на дачу в Крым, я с радостью согласилась.
А: У неё одна дача в Подмосковье, другая - в Крыму...
В: Как я поняла, в Крыму - это её мужа, он какой-то непростой человек, но они живут практически порознь. Это их дело, я в её личную жизнь не лезла. И вот она мне говорит - отпусти со мной Мишку, у меня там будет гостить мой знакомый, большой специалист по аутизму. Я этого мужика по прозвищу "Бык" немного знаю, у него сын аутист, 7 лет. А сам он учится на АВА-терапевта. Это обычное дело - многие родители аутистов учатся на дефектолога. И вот Д моего Мишку увозит, говорит - мы там с ним неделю позанимаемся, а потом ты приедешь и его не узнаешь.
А: И что было дальше?
В: Первую неделю всё было нормально, Д слала видео с Мишкой - как он купается, гуляет там по набережной. И всё восторгалась Быком - мол, он такой классный специалист! А вот Бык сразу меня удивил - заявил, что у Мишки никакой не аутизм, а просто педагогическая запущенность. Я опешила: что же, получается, когда Мишке ставили диагноз, когда продляли инвалидность, во всех центрах, где он занимался - везде ошибались. В телефонном разговоре я высказала Д свои сомнения, но она на меня фактически наорала - Бык всё делает для твоего Мишки, даже своему сыну меньше внимания уделяет, а ты такое говоришь! И прислала видео с Мишкой - где он рассказывает, как хорошо отдыхает. Проходит несколько дней, вроде всё нормально, Д шлёт мне видео со счастливым Мишкой, а мне как-то всё больше тревожно. Просто на пустом месте, без причины.
А: Это именно то, о чём ты мне рассказывала?
В: Я это только задним числом поняла, когда даты сопоставила. А тогда просто было тяжело на душе, и всё. Я Д в телефонном разговоре говорю - я приеду. Она - ни в коем случае! Бык говорит, что ты только всё испортишь, у него какая-то своя методика. Он Мишу в самом начале протестировал и сказал, что у него уровень развития четырёхлетнего ребёнка. А сейчас ещё двух недель его занятий не прошло, а по его тестам получается, что Мишка уже тянет на 14 лет. Вот смотри - за две недели мы продвинулись на 10 лет. И снова видео присылает, я гляжу - а у Мишки глаза какие-то невесёлые. Но я сама себя уговариваю - это всё для его пользы. Я раньше слышала об этом - специалисты говорили, что аутисты при родителях ведут себя совсем по-другому, поэтому нужно какое-то время, чтобы новые навыки закрепились. А через день у меня началось расстройство желудка, рвало так, что просто наизнанку выворачивало. С чего - я не поняла, ела то же самое, что и домашние, им хоть бы что, а я от туалета не отходила.
А: Именно в этот день Д заставила Мишу съесть бутерброд с перцем?
В: Это я потом уже узнала. И кто там это придумал - Бык или Д - х... знает. Извини, я с этой историей стала материться как сапожник.
А: Я понимаю, я бы ещё не так матерился, если бы с моим ребёнком такое сделали!
В: Но я же тогда не знала! Я ей верила! А она мне всё рассказывала - Бык такой талантливый, у него своя теория. Мол, если человек находится в зоне комфорта - он не развивается. Чтобы он начал развиваться, ему надо создать стрессовую ситуацию, а ещё лучше - угрозу жизни. Я говорю - странная какая-то теория. А Д мне - ты что, не хочешь, чтобы Миша развивался?! Ты вообще носишься с ним как с маленьким, в попу ему дуешь, а ему уже 28 лет! С ним надо разговаривать как со взрослым! И даёт ему трубку. Я - Миша, сынок, как ты там? И вдруг слышу в трубке смех - оказывается, Д включила громкую связь, и мои слова слышали все, кто там был.
А: Там было много людей?
В: Да, у неё там живёт помощник по хозяйству и постоянно какие-то гости наезжают. Я думаю, меньше пяти человек там никогда не было. И вот они смеются, а Д меня отчитывает - что это за сопли, как ты со взрослым человеком говоришь! Говори нормально! Я стала чего-то спрашивать, Мишка пытается ответить, заикается, а Д на него орёт, перебивает, подсказывает ответы. Было очень неприятно.
А: Погоди, а как другие люди на это всё реагировали?
В: Д им сказала, что это такая специальная методика, и чтобы все с ним так общались - это в его интересах. А ночью я проснулась просто от дикого ужаса, и до утра не могла заснуть.
А: Это когда Мишу ночью вывезли в лес и заставили пить воду из лужи?
В: Я точно не знаю, но думаю, что да.
А: А откуда ты про это узнала?
В: Мне это Миша рассказал, когда приехал. Он не смог назвать точную дату, но я уверена, что это было именно в этот день, точнее - ночь.
А: То есть ты считаешь, что тебе передавались чувства Миши?
В: Я уверена в этом.
А: А этот Бык - чем он думал?! Это же просто какой-то доктор Менгеле!
В: Я так думаю, что Бык на Мише отрабатывал методику занятий со своим сыном. У него очень тяжёлый мальчик, ему 7 лет, а он совсем не говорит, только мычит. Мишка в его возрасте был гораздо более разговорчив.
А: Я же и говорю - как нацистский концлагерь! Доктор Смерть проводит опыты на заключённых в интересах Люфтваффе. И ты его ещё оправдываешь?!
В: Нет, не оправдываю. Но я его понимаю.
А: Ты меня поражаешь! Прямо Стокгольмский синдром! А почему они его ночью в лес повезли?
В: Как Мишка мне объяснил, он за обедом разливал по тарелкам борщ, Бык спросил - борщ кончился? А у Мишки есть такая особенность - когда он задумается, он просто повторяет последнее слово. Я думаю, Мишка просто повторил за ним - кончился, а Бык решил, что Мишка врёт, и таким образом решил отучить его от вранья.
А: Что за бред?!
В: Почему бред? Мне рассказывали, что в клиниках для алкозависимых пациентов так отучают ругаться матом. Выругался - получай удар электрошокером. Говорят, пациенты очень быстро перестают материться.
А: При чём тут алкозависимые?! Ведь у Миши аутизм! Диагноз, инвалидность! Довольно странно предъявлять ему такие же требования, как к здоровому человеку.
В: Я же тебе говорила - Д и Бык считали, что у Миши нет никакого аутизма, а просто педагогическая запущенность. Д мне даже как-то в разговоре заявила - это ты виновата, что он такой, это ты его инвалидизируешь! После того, как мы его тут реабилитируем, тебе придётся заново учиться с ним общаться. Я тогда ещё оправдывалась - когда Мишке поставили диагноз, я спрашивала у врача - может, это я что-то не так сделала? Врач тогда ответил - как с ребёнком не обращайся, аутизм от этого не возникнет, это врождённое заболевание. Но Д это не убедило. И когда она выставила Быка, она продолжила заниматься с Мишкой по методике работы с алкозависимыми.
А: Д выгнала доктора Смерть?! И чем же он ей не угодил? Был недостаточно жестоким?
В: Как мне сказал человек, который уезжал оттуда вместе с Быком, он обижался, что Д заставляла его заниматься только с Мишей, а на своего сына у него времени не оставалось. Кроме того, Д не выносит критики, а Бык, видимо, что-то там ей поперёк сказал. И она ему заявила - чтобы завтра тебя здесь не было! Я об этом узнала спустя почти месяц. Но я помню то чувство облегчения, почти радости, именно в тот день, когда Бык уехал.
А: Ты считаешь, что Мишу его отъезд обрадовал?
В: Мне кажется, что он испытал облегчение. И это чувство передалось мне.
А: Попробую обобщить. По твоим словам получается, что из-за этих бесчеловечных опытов Миша испытывал сильные эмоции. И эти эмоции он телепатические передавал тебе из Крыма сюда. Так?
В: У меня нет других объяснений. Потом, когда Миша уже был дома и я, наконец, обрела способность рассуждать логически, я сравнивала даты перепадов моего настроения с событиями, которые там происходили. Почти всё полностью совпало. Я могу объяснить это только так - из-за опытов Быка Миша был в состоянии постоянного стресса и подсознательно искал защиту. И в первую очередь - у матери. Это ведь естественно?
А: Кажется, в фильме "Вечный зов" есть такой момент: человека убивают на войне, а его жена в глубоком тылу во время уборочной внезапно чувствует себя плохо. Подруги спрашивают: "Что с тобой?", а она отвечает: "Моего мужа убили". Но я думал - это такой художественный приём, а оказывается, это существует на самом деле. Жаль, что это выяснилось только после таких жестоких опытов.
В: Но факт остаётся фактом. Я чувствовала Мишкино настроение. Я не знала, что с ним происходит, но чувствовала, что ему очень плохо.
А: Ты говоришь об этом так спокойно?
В: Потому что я сейчас на таблетках, иначе бы давно с катушек слетела. Вот ты говоришь - жестокие опыты. Нацисты тоже ставили жестокие опыты на заключённых, но их результатами пользуются до сих пор. И из этого надо извлечь хоть какую-то пользу.
А: Интересно, телепатические способности как-то связаны с аутизмом?
В: Я думаю - связаны. Здоровый человек просто скажет словами, а аутист со слабо развитой речью попытается передать свои чувства телепатией. А может, у них и речь не развита потому, что заменена телепатией? Они нам что-то пытаются сказать, а мы их просто не слышим.
А: Но ведь ты услышала.
В: Я думаю, это из-за того, что у Мишки были очень сильные эмоции. Он опыты Быка воспринимал как реальную угрозу своей жизни, и поэтому его телепатические сигналы были очень сильными. Но как меня колбасило!
А: Ты хочешь их как-то наказать? Быка и эту Д?
В: Нет, я не хочу крови. Хотя для того, чтобы Д отпустила Мишку, мне пришлось произнести слово "полиция". К счастью, хватило только слова.
А: Я не пойму, зачем Д всё это было надо?
В: У меня такая версия - ей нужен был подопытный кролик, выставочный образец, который она могла бы показывать потенциальным спонсорам. А Мишка идеально для этого подходил. С одной стороны - довольно тяжёлый, с другой - всё-таки я его многому научила. Так что я думаю, он там выполнял роль дрессированной собачки, демонстрирующей трюки в нужный момент.
А: И ты так спокойно об этом говоришь?!
В: Знаешь, она всё-таки в своё время много для Мишки сделала. Мне сложно её обвинять. Конечно, это было с её стороны бесчеловечно, но я не буду первой, кто кинет в неё камень. Хотя продолжать с ней общаться вряд ли буду. Но вот такая моя связь с Мишкой меня поразила. Значит, есть что-то, чего мы ещё не знаем.
А: Ты говоришь, что чувствуешь его настроение. А эта связь односторонняя, или он тоже тебя чувствует?
В: Я не знаю, а он вряд ли скажет. Мне кажется, в этом случае его эмоции были настолько сильными, что всё забивали. К тому же я не уверена, что могу этим управлять. Мишка точно этим не управляет. Наверное, это просто какая-то часть его подсознания. Хотя я и раньше замечала, что он очень точно улавливает настроение того, кто пытается с ним общаться. Например, если я нервничаю, он тоже начинает беспокоиться. Или наоборот, если я возьму себя в руки, то и он ведёт себя спокойнее. Просто раньше я не придавала этому значения, а тут я просто не могла этого не заметить, так меня корёжило. Представляю, что при этом чувствовал он!
А: И последний вопрос - что ты теперь собираешься делать?
В: Как-то прийти в себя после всего этого. Похоже, мне придётся довольно долго восстанавливаться. И Мишке тоже.