Лерман Олег Михайлович : другие произведения.

Гл. 4-1-3. Аккад и гутии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  
  
Глава 4-1-3
  
  
Аккад и гутии
  
   Ещё почти за 5 веков до возникновения Вавилонии, в 2360 г. до н. э. в северной части Междуречья появилось новое образование, известное под названием Аккад. Новый народ - аккадцы, по своему происхождению были семитским народом, они пришли из окрестностей Угарита, находившегося между побережьем Средиземного моря и верховьями Ефрата. В междуречье было создано Шумеро-Аккадское царство. Аккадцы поселились в основном в северной части Междуречья, при этом шумерское население сохранилось. Аккадцы в основном восприняли культуру и религию шумеров. Только некоторым шумерским богам они дали свои имена. Но в основном в жизни шумеров мало что изменилось. Боги остались прежние, лишь с незначительно изменёнными именами.
  
   Акка́д (аккад. Māt Akkadim; шум. kurA.GA.DÈki; ивр. ‏אַכַּד‏‎, Akkad) - государство, существовавшее в XXIV - XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица - город Аккаде (шумер. Агаде). Являлся крупнейшей державой своего времени.
   Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего (Шаррумкен) - царь Аккада и Шумера, правивший приблизительно в 2316 - 2261 годах до н. э., основатель династии Аккада.), который объединил под своей властью земли шумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий. Наивысшего могущества Аккад достиг при внуке Саргона Нарам-Суэне (Нарам-Суэн, также Нарам-Син Аккадский, аккад. - царь Аккаде, царь Аккада и Шумера, "царь четырёх стран света", правил приблизительно в 2237 - 2200 годах до н. э.), но уже в конце XXIII в до н. э. держава пришла в упадок, а её основная территория попала под власть горных племен кутиев (гутеев).
   В аккадскую эпоху были заложены основы государственной системы последующих крупных держав Месопотамии - Шумеро-Аккадского царства, Вавилонии и Ассирии. У народов Древнего Ближнего Востока Аккад считался эталонным государством, своего рода образцом древней монархии.
  
  
Аккадское царство [Из интернета]
  
  
Аккадское царство в период наибольшего расцвета при Нарам-Суэне.
  
   Имя царя - Нарам-Суэн или Нарам-Син прямо указывает на то, что Аккадское царство было создано Нанной (Сином) и находилось под его покровительством. В этом проявилось стремление Нанны безраздельно владеть всем Междуречьем. Время было беспокойное, царствование Нарам-Суэна началось с мятежа. "Граждане Киша избрали некого Ипхур-Киша на царствование. К их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства: (Куту, Тива, Уруму, Казаллу, Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат, Урук и Сиппар). Но Нарам-Суэн быстрыми и решительными действиями разгромил восставших. С Ипхур-Кишем также выступили царь Симуррума (позднее Забан), царь страны Намар, царь Аписаля (возможно в Эламе), царь Мари Мигир-Даган, царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Манум, царь Ура Лугальана, царь Уммы и царь Ниппура Амар-Энлиль. О победах Нарам-Суэна течении одного года над армиями этих 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий повествует надпись его сына Липитили. Пленников он велел сжечь перед богом Энлилем в Ниппуре".
   Безраздельное властвование Нанны/Сина во всём Междуречье и прилегающих областях многим не нравилось. Больше других богов была недовольна Инанна, создательница Третьего региона, она стала опасаться сильно возросшего влияния своего отца, усматривая в этом посягательство на свою власть и часть территории. Недовольны были и её брат Уту, и младший брат Нанны - Адад, обосновавшийся в Ассрии, известный там под именем Тешуб.
   Естественно, что у Энки, под покровительством которого находился народ Мари (царь Мари Мигир-Даган, Даган - одно из имён Энки), Нарам-Син захватил город Эриду (вотчину Энки с древнейших времён), вся эта деятельность Нанны вызывала серьёзное недовольство. На юге Нарам-Син воевал с Маганом (Египет), где взял в плен семитского царя Маниума, покорил Дильмун (Синайский п-ов) и совершал походы в Мелухху (Верхний Египет). Ему сопротивлялись 17 царей. Возмущены были не только Энки и Мардук, которым принадлежали земли ниже 30-й параллели, но и Нинхурсаг, в ведении которой был Синайский п-ов (Дильмун).
   На западе Нарам-Син одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем Диданум, а также воевал против царства Эбла, населённого западными семитами, бывшими гегемонами в здешних местах. Судя по надписям, Нарам-Син совершенно разрушил "Эблу и Арманум" и уничтожил Эблаитское царство при его последнем царе Ибби-Закире, о чём повествует подлинная надпись правителя Арманума Ред-Адада. Здесь он "наступил на мозоль" своему младшему брату - Ададу.
   Разрушение Эблы в это время подтверждено археологически. Войска Нарам-Сина доходили до гор Аманус и до Уллизума (или Уллазы), города на Средиземном море.
   На севере Нарам-Син предпринял поход в Верхнюю Месопотамию на город-государство Тальхатум, причём правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант (аккадцы называли хурритов - субареями). О его войнах на севере и северо-востоке с "владыками (белу) горных стран", то есть с царьками гутиев, луллубеев и других горных племён, а также городами-государствами: Варахсе, Намар (хурритское Навар, в среднем и верхнем течении реки Диялы), Симуррум (на реке Ниж. Заб), Мардаман, Аписаль и даже, будто бы, Пурушханды, расположенной в глубине Малой Азии, о чём имеются сведения только из легенд.
   Найден дворец Нарам-Сина, а его наскальная надпись обнаружена недалеко от истоков реки Тигр (в районе современного г. Диярбакыра). В этом направлении Нарам-Син, по-видимому, доходил до Урмийского озера.
   Воевал Нарам-Син с переменным успехом и с Эламом.
  
  
Элам [Из интернета]
  
  
Элам (Елам) (шум. Ним, аккад. Эламту, самоназвание Haltamti) - историческая область и древнее государство (3 тысячелетие - сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан). Центр (столица) - город Сузы.
   На "Победной стеле", установленной Нарам-Сином в Сиппаре, говорится, что он разгромил союз Сатуни, царя луллубеев и сидурского царя, имя которого, на стеле не сохранилось.
   Но не все сражения были победоносными. В позднем эпическом произведении "Царь Куты (то есть гутиев)", Нарам-Сину приходилось испытывать и поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам-Сина при этом обозначены как "умманманда (войска Манды)", этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера, а их бог-покровитель носит имя Ахура Мазда или Орму́зд (авест. Владыка Мудрости).
   "ни один воин не возвращался живым" - подобные поражения могли происходить только при непосредственном вмешательстве одного из сильных богов. Этим богом был сын Нанны - Уту, который считал земли на западе Загросских гор и населявших его племён своей вотчиной, соседствующей на востоке с Третьим регионом Инанны, а на юго-западе примыкавшей к Шумеру и Аккаду.
   Во время правления Нарам-Сина Аккадское царство достигло наибольшего могущества. Нарам-Син построил в Аккаде великолепные храмы и воздвиг неприступные стены. При нём были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые ещё его дедом Саргоном. Обретя большое могущество, Нарам-Син объявляет себя "царём четырёх стран света". Подобного возвеличивания не позволял себе ни один правитель до него. Такое могло произойти только с согласия Нанны или с его подачи. Несколько раньше Энлиль поручил Нанне навести порядок в Первом регионе, раздираемом распрями, который был отдан ему в управление. Безусловно, Нанна при помощи царей - своих ставленников, и личном участии добился влияния на огромных территориях. При этом были уничтожены многие города вместе с их населением, составлявшим сотни тысяч людей. Но "новый порядок" требовал жертв.
   И "всё бы ничего", хотя Энлилю и приходилось выслушивать жалобы со всех сторон от других богов: его сыновей, внуков и племянников, до этого управлявших своими городами-государствами, которые тоже были далеко не миролюбивыми. Как видно из надписей на "Победной стеле", Нарам-Син впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа, а верховный жрец Энлиля называет себя рабом Нарам-Сина, как любой царский чиновник. Каким бы великим ни был царь, такое возвеличивание могло произойти только при потакании Нанны, таким способом объявившим себя Верховным Богом, тем самым выказав неуважение к своему отцу Энлилю и старшему брату Нинурте. Последней каплей, переполнившей терпение Энлиля, когда Нарам-Син позволил своим воинам ворваться в Экур ("Дом Горы"), храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккаде. В произведении "царь Куты" говорится, что за такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Сина и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. Здесь гутии выступают в качестве союзников ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров. Гутии под предводительством своего вождя Энридавазира вторглись в Шумер, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Сина на храм Энлиля. Нарам-Син с трудом отбивал натиск гутиев. Как видно из вышесказанного войска гутиев (коалиция 70 царей) была разноплеменной, в то время не имевшая централизованной власти, но на высшем уровне управлявшаяся Уту.
   Вторжение восточных и северо-восточных племён в Двуречье остановить не удавалось. Враждебные действия гутиев, луллубеев и других горных племён против Нарам-Сина привели к созданию новой коалиции, враждебной Аккаду. В ней участвовали город Ниппур, Симуррум, Намар (хурритский Навар) и ряд других городов Двуречья. С востока и северо-востока Аккад громили войска Уту и Инанны, с севера и северо-запада наступали воины Адада. В это же время Уту начинает покровительствовать гутиям и лулубеям, стремясь объединить их под своим началом. Ущемлённое самолюбие богов требовало отмщения. Пользуясь расположением разгневанного Энлиля, они решили положить конец честолюбивым устремлениям Нанны и выйти из под его угнетающей опеки. В конечном итоге царство Аккад было разбито и завоёвано гутиями, после этого распалась и коалиция.
   Царь Нарам-Син правил 37 лет, предположительно, погиб в битве с гутиями.
  
   В конечном итоге "Новый порядок" себя не оправдал, но и его сокрушители ничем не уступали в жестокости войскам Нарам-Сина. В шумерийских и семитских надписях того времени описываются бедствия, причинённые несчастной и опустошённой стране. Так, в одной надписи даётся длинный перечень городов (Аккаде, Акшак, Хурсанг-калама, Дер, Ниппур, Адаб, Ларак и многие другие), "дочери которых плачут из-за гутиев". А в шумерийском гимне богу Нинибу (можно предположить - Нинурте) описываются жестокости гутиев:
  
  Страна в руках жестоких врагов.
  Боги увезены в плен.
  Население отягчено повинностями и налогами.
  Каналы и арыки запущены.
  Тигр перестал быть судоходным.
  Поля не орошаются.
  Поля не дают урожая.
  
   Только Лагаш, находившийся несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урук и Ур, защищённые полосой болот, пострадали от них не так сильно".
  
   Гутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжили ограбление в форме даней, которые для них собирали местные аккадские и шумерские правители. Гутии владычествовали над Двуречьем в течение 91 года (за это время у них сменилось 20 царей). Однако известно, что первые 50 лет их правления совпадают с последними годами Аккада. Сведения об этом времени очень скудны, так как гутии практически не оставили письменных источников. В целом оно представляется эпохой политической нестабильности и культурного застоя.
  
   Интересно, что по историческим сведениям с 2176 год до н. э. по 2173 год до н. э. Аккадом правил царь Игиги. Цари у гутиев избирались от 2 до 7 лет. Можно предположить, что последующие цари Аккада после поражения Нарам-Сина правили лишь номинально.
   Имя Игиги также использовалось для обозначения младших богов (в противоположность Аннунакам, старшим богам). В Древнем Египте их называли Нетеру (Наблюдатели). За чем или за кем они наблюдали, находясь постоянно на земной орбите? По всей видимости, причины для этого были серьёзные: они охраняли околоземное пространство от вторжения непрошенных гостей из космоса, а также доставкой золота и других ценных материалов с Земли на Марс. Энлиль невзлюбил этих "богов" и их потомков, но Мардук относился к ним весьма благосклонно. У них и сохранился "допотопный" язык - язык гутиев, не похожий на языки других народов.
   Кутийский язык - разговорный язык народа кутиев (гутиев), которые жили на территории между горами Загроса и Тигром (в настоящее время - иранский и иракский Курдистан) в III - II тысячелетии до н. э.
   Сведения о кутийском языке (гутии) очень скудны: известен только сам факт существования этого языка и список имён правителей кутиев (в составе шумерского царского списка). Существование языка подтверждается списком языков Месопотамии и прилегающих регионов, обнаруженным на глиняной табличке средне вавилонского периода, происходящей предположительно из города Эмар. Вместе с кутийским в список входят аккадский, аморейский, сутийский, "субарейский" (хурритский) и эламский. В сохранившемся документе из Адаба упоминается также "переводчик кутийского языка".
  
  "В Кедровом Лесу на посадочной платформе игиги со своими женщинами пребывали изолированно от Эдина. У них рождались дети, детьми небесных кораблей они их называли.
   Мардук и Сарпанит тоже свой род продолжили, двух первых своих сыновей они назвали Асар (Осирис) и Сату (Сет). Они пригласили игигов в свои владения, подаренные им, что были выше Абзу. Мардук предложил им поселиться в двух городах, которые он возводил для своих сыновей. Некоторые игиги со своими отпрысками подались в эти владения, что на тёмной земле. Шамгаз и другие игиги остались на платформе для приземления в Кедровых горах, некоторые из них отправились на восток, в далёкие высокогорные земли (горные местности Западного Ирана, горы Загрос)". "Времена до Потопа".
  
   Обнародование археологических находкок в последнее время подтверждают предположение, высказанное мной ранее, что в горах Загрос люди жили до Потопа и выжили после него. "Ноев ковчег".
  
  
  
   К оглавлению
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"