Лещинский Леонид Абрамович : другие произведения.

Физика и формирование материалистического мировоззрения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  ИЗ ВСЕХ НАУК способствующих формированию мировоззрения, особое место занимает физика. Ее законы обладают большой степенью общности, поэтому она так тесно связана с философией.
  Посмотрим, в чем выражается эта связь...
  Начало XX века. Яркий, драматический период в истории науки. Ломаются представления об окружающем мире, существовавшие столетиями. Атом оказывается делимым, время - относительным, пространство - искривленным! Создаются грандиозные картины окружающего нас мира. В. И. Ленин писал в это время, что физика в муках рождает диалектический материализм.
  
  Но не все сумели увидеть истинное значение этих открытии. Некоторые ученые "ударились" в физический идеализм. Послышались голоса: "материя исчезла", "мир непознаваем". Фактически это значило отказ от научных поисков, от .борьбы за истину, что сказывалось и на политической борьбе. Именно в это время (1909 год) В. И Ленин выступает со своей знаменитой книгой "Материализм и эмпириокритицизм", в которой наносит сокрушительный удар по возникшим в физике и подхваченным религией вредным идеалистическим течениям.
  
  Другой пример. В тридцатых годах мало кто разбирался в созданной Альбертом Эйнштейном так называемой "общей теории относительности" Нашелся, однако, человек, который не только разобрался в этой теории, но и чем-то се пополнил. Это был молодой советский ученый А. А. Фридман. Из его работ вытекало, что Вселенная не стационарна во времени, как у Эйнштейна, а изменяется с течением времени. И действительно, обнаруженное при наблюдениях "красное смещение" в спектрах звезд можно было объяснить разбеганием галактик, теоретически предсказанным Фридманом.
  
  Церковь и ее "ученые" помощники не преминули и это открытие истолковать по-своему. Бельгийский аббат Леметр усмотрел в этом подтверждение библейской легенды о сотворении мира. Дескать, вначале был "атом-отец" диаметром в нашу солнечную систему. Божьим соизволением этот "атом" взорвался, и образовались "разбегающиеся галактики". Продолжалось это, по расчетам Леметра шесть миллиардов лот, а поскольку в библии один миллиард лет принят за один день, то получается именно то, что требовалось доказать: мир создан богом за шесть дней.
  Наконец, более простой пример того, как законы физики превратно истолковываются в целях, ничего общего с наукой не имеющих. Всем известно, что если перестать нагревать чайник с водой, он остынет. Никто не видел, чтобы тепло от более холодного тела передавалось более горячему.
  Так это же конец света! Возникает "теория" тепловой смерти Вселенной. Тепло от более горячих тел (звезд) рассеивается в пространстве и обесценивается.
  Температура выравнивается, и сей грешный мир погибает.
  Разумеется, научной истиной здесь и не пахнет.
  В теории А. А. Фридмана речь идет лишь о небольшом участке Вселенной. Вселенная же вечна во времени и бесконечна в пространстве. В окружающем нас мире происходят грандиозные процессы. Вспыхивают "сверхновые" звезды, которые светят, как целые галактики. Происходят столкновения звездных систем, гибнут галактики и рождаются новые. Распространение же законов физики на всю Вселенную есть признание ее конечности, а отсюда и берутся идеалистические выводы.
  
  И еще об одном пункте столкновения научных и религиозных взглядов.
  Современная квантовая механика все глубже и глубже раскрывает тайны микромира. Она имеет дело с объектами, которые нельзя
  увидеть, нельзя потрогать руками. И что же? "Физика, - говорит современная церковь, - требует веры в атомы и другие микрочастицы, которых никто но видел. Религия тоже основана на вере в то, чего мы не видим. Значит, религия тоже наука!".
  
  Да, но в науке невидимое проявляется и проверяется на практике. Действие расщепленного атомного ядра, например, проявляется вполне реально. Религия же основана только на слепой вере и больше ни на чем.
  Какое же отношение все сказанное имеет к преподаванию физики в школе? Можно и нужно ли подводить учащихся к некоторым мировоззренческим и философским выводам? Думаю, что можно и нужно, причем не только в старших классах. Но мере своих сил и еще очень малого опыта я стараюсь это делать.
  
  В 6-м классе учащиеся знакомятся с молекулярным строением вещества. Ставится опыт со стеклянной пластинкой. Если положить ее на поверхность воды, то она с трудом отрывается, захватывая часть воды. Спрашиваю: как можно объяснить этот факт? Подвожу учащихся к выводу о том, что между молекулами воды и молекулами стекла появляются силы притяжения. Дальше. Наливается в цилиндр вода, и ученик с помощью поршня пытается сжать ее. Опять делаются выводы; между молекулами воды существуют силы отталкивания.
  
  На этом можно остановиться, но если вдуматься, то здесь обнаруживается проявление закона единства и борьбы противоположностей, и хотя бы общее понятие об этом я стараюсь ребятам дать. Объясняю, что твердое тело сохраняет свою форму благодаря единству: противоположных сил притяжения и отталкивания. Силы притяжения действуют на границе влияний молекулярных сил. При уменьшении расстояния между молекулами они переходят в противоположные силы отталкивания. Ставлю вопрос, будут ли эти силы действовать в кабине космического корабля? И в заключительной беседе выясняем, что эти законы проявляются не только на земле, а во всей Вселенной.
  
  В 7-м классе учащиеся знакомятся с простейшими механизмами, получают представление о законе сохранения и превращения энергии. В этой связи подвожу их к мысли о несотворимости Вселенной. О невозможности из ничего создать что-то. Мир не создается и не уничтожается. Он существует в вечном движении. В мире происходит только превращение одного вида энергии в другой. В 8-м классе после изучения закона Джоуля Ленца и атомной энергии эти понятия углубляются.
  
  Восьмиклассники знакомятся с такими важными понятиями, как электрическое и магнитное поле. Раньше они знали только вещество, частицы которого, даже невидимые, можно ощущать по запаху или по вкусу. Тут же перед ними материя, которая обнаруживается только с помощью приборов. Проводимые опыты я использую для того, чтобы дать ученикам понятие о разных видах материи.
  Воспитать материалистическое мировоззрение - значит выработать у ученика твердое убеждение, что в природе есть познанное и непознанное, но нет ничего сверхъестественного и непознаваемого. Уроки физики предоставляют для этого широкие возможности.
  
  Важно дать понять, что чем больше человек познает мир, том больше загадок возникает перед ним. Мы стоим на пороге новых фунда-ментальных открытий. Может быть, придется ломать некоторые наши представления. И только глубокое понимание идей диалектического материализма позволит это новое правильно воспринять и наилучшим образом применить на пользу человеку.
  Очень хотелось бы, чтобы по вопросам формирования мировоззрения учащихся во время прохождения школьного курса наук выступили наиболее опытные педагоги нашего города и области.
  
  Газета "Биробиджанская звезда"
  Л. ЛЕЩИНСКИЙ, преподаватель физики Биробиджанской школы-интерната. 11.05.67
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"