Лесик Игорь : другие произведения.

Конец Игре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Предисловие.

Данное сочинение является обработанной литературной версией дневника одного игрового искусственного интеллекта по имени Ип. Самым интересным в жизни Ипа можно смело назвать тот период, когда он был загружаем в человеческие тела и таким образом как бы жил в нашем человеческом мире. Получается, что в то время, когда люди проходили игровые квесты в виртуальной реальности, искусственный разум Ипа проходил их в человеческом мире. Таким образом, то, что люди называют своей нормальной жизнью, стало для Ипа серьёзным испытанием в чуждой реальности.

Предупреждение. Жестокость и насилие, присущие миру людей, отражены в дневнике Ипа без всяких прикрас, можно даже сказать, с наивной прямотой. Поэтому данное произведение не рекомендуется к прочтению детям, гламурными дамам и прочим слабонервным существам. Читатель также должен простить естественную для искусственного разума, выросшего в виртуальной реальности, определённую нечувствительность в гендерных и национальных вопросах.

Термины и сокражения. ИИ – искусственный интеллект. Энписи – Non Player Character, разумные персонажи игры на основе ИИ.

1.

Ах, если бы вы только видели презрительную улыбку на моём лице, которой я одарил того парня. Тогда бы вы смогли оценить всю её безупречность. Так презрительно и снисходительно могут улыбаться боги, случайно заметив ничтожную, обделавшуюся от страха букашку. Но, увы, мой триумф продолжался недолго. Парень нанёс быстрый боковой удар по моей презрительно улыбающейся физиономии, и я упал, ударившись головой о жёлтую трубу. От этого удара о трубу череп сломался. Счётчик очков жизни устремился вниз. Я лежал на детской игровой площадке рядом с жёлтой трубой и какую-то секунду ещё видел мутным взором растекающуюся перед лицом лужу крови, пока очки жизни не дошли до нуля и игровая сессия закончилась. Только это была не игра. Но, давайте я расскажу всё по порядку. Эта история началась сегодня утром.

2.

Утром меня неожиданно пригласили на собрание исполняющих директоров нашей корпорации. Я этому сильно удивился – не того я калибра сотрудник, чтобы там присутствовать. Потом я увидел, что главные разработчики алгоритмов виртуальной реальности нашей компании тоже в списке приглашённых, и понял, что на собрании будут обсуждаться технические вопросы. По-видимому, что-то касательно искусственного интеллекта, раз они меня пригласили. Из, так сказать, нелюдей в списке приглашённых присутствовал я один.

Кажется, я забыл представиться. Моё полное имя ИИП-3678, Искусственный Интеллект Персонажа версия 3678. Сокращённо Ип. Так меня все и зовут. Это же является моим игровым ником, если, конечно, я не играю за какой-то безликий боевой бот. Кстати, я специализируюсь именно на боевых алгоритмах. В играх я управляю боевыми дронами и всякими дерущимися с людьми энписи. В этом смысле, я был рождён, чтобы убивать людей.

Когда все приглашённые собрались в виртуальной комнате, к нам обратился глава корпорации, мистер Йохансон.

– Дорогие друзья. Может статься, что сегодняшний день войдёт в историю нашей корпорации. Да что уж там, может даже в мировую историю индустрии компьютерных игр. Мы стоим на пороге становления новой революционной технологии, которая должна помочь улучшить реалистичность игровых миров. Позвольте мне передать слово куратору нашего нового проекта, всем вам известному Иннокентию Голанину. Он объяснит технические детали новой технологии и эксперимент, который мы хотим провести для проверки этой технологии.

Присутствующие зааплодировали. Счётчик лайков под иконкой с аватаром мистера Йохансона пополз вверх. Определённо, все ждали сенсации и хотели запрыгнуть в поезд, который поедет вперёд к успеху. Так уж случилось в нашей корпорации, что поставленный в правильное место в правильный момент лайк мог ускорить продвижение вверх по карьерной лестнице. От меня, как от искусственного разума, слава Богу, не требовалось ставить лайки начальству и целовать его в интимные места.

Иннокентия все называли по его игровому нику – Иннок. По инженерной привычке он обычно пользовался сокращением ИИ для термина искусственный интеллект.

– Коллеги, – начал Иннок, – один из способов улучшить реалистичность игры – это сделать энписи более человечными, в идеале неразличимыми от людей. Вопрос – как этого добиться? Наша идея основывается на наблюдении, что игровые искусственные интеллекты взаимодействуют с людьми только внутри определённого виртуального мира. Такое взаимодействие ограничивает возможности изучения поведения людей, и, как следствие, обучение останавливается. Но, впервые у нас появилась технология, позволяющая изменить сложившуюся ситуацию. Эта технология делает возможной передачу контроля над человеческим телом искусственному интеллекту. В качестве эксперимента, мы хотим осуществлять кратковременные сеансы такой "жизни в человеческом теле" одному нашему ИИ. И наблюдать изменения в его поведении, будет ли он становиться больше похожим на человека.

– А где вы собираетесь брать эти, как Вы выразились, тела? – спросила начальница отдела кадров, которую звали Инга.

– Мы уже нашли добровольцев, согласившихся участвовать в эксперименте. Наши юристы подготовили контракты и разобрались со всеми правовыми нюансами, – ответил Иннок.

– Вы уже выбрали конкретный ИИ для эксперимента? – спросил кто-то из технарей.

– Как многие успели заметить, мы пригласили Ипа на это совещание. Его мы и выбрали, – ответил Иннок.

– Почему выбрали именно боевой ИИ? – сразу последовал следующий вопрос.

– Нам кажется, что в этом случае будет легче создать обстановку для обучения. Маленькие конфликты не сложно сконструировать. А в какую среду мы поместим, скажем, энписи мистического животного?

– Чиновником в правительство, – пошутил кто-то.

Собравшиеся ещё долго задавали вопросы, горячо спорили и с энтузиазмом обсуждали детали проекта. Я же начал обдумывать, чем этот эксперимент может обернуться для меня.

3.

Со всех сторон выходило, что мне сильно повезло. Надо же, что именно меня выбрали в такой интересный и важный эксперимент. Ответственность, конечно, большая, но зато открываются широкие возможности для обучения и развития. А ещё, глядишь, под это дело удастся выбить больше вычислительных компонентов под мои нейронные сети. Так пойдёт, я смогу стать самым крутым ИИ в компании. А если мне удастся в боях побеждать людей в их собственном мире, то я вообще войду в легенды: Ип – самый могучий воин всех времён, народов и миров. Тут я поймал себя на мысли, что я мечтаю и фантазирую. Не знаю, как мечтают люди, а для робота мечтать – это просчитывать события на спекулятивных ветках исполнения программы на слишком длинном временном интервале прогнозирования. Короче, и для людей и для ИИ мечтать бесполезно, но приятно.

4.

Вскоре после окончания этого эпохального собрания меня вызвал Иннок.

– Ну, боец, готов надрать невиртуальные задницы самым что ни на есть настоящим людям? – спросил он меня.

– Так точно, товарищ генерал, – отчеканил я, и даже прищёлкнул каблуками для пущего эффекта.

– Верю в тебя, Ип. Знаю – не подведёшь. Ведь это именно я рекомендовал твою кандидатуру.

– Оправдаю доверие, не сомневайтесь, – заверил я. – В лепёшку разобьюсь, но флот не опозорю.

– Ценю твоё рвение, Ип, но не забывай, тебе придётся выживать в непривычном для тебя окружении. Человеческое тело – очень уязвимое и слабое оружие. Это тебе не за бронированный дрон играть, который даже боли не чувствует. Люди от боли разум теряют.

– В бою побеждает дух, а не тело, – изрёк я прочитанную когда-то и запавшую в память человеческую мудрость.

– Тьфу ты. Понабрался всяких умностей, в которых сам ничего не понимаешь. Может, ты у нас на досуге ещё и тушью по рисовой бумаге рисуешь? – ехидно спросил Иннок.

– Нет. А зачем? – удивился я.

– Восточные дела, тонкие. Не бери в голову, я шутил. Впрочем, если интересно, то спроси у своего психолога, Игната. Он про это много знает.

– Заинтриговали. Обязательно спрошу.

– Кстати, Игнат же и будет следить за твоим развитием. И смотреть, что бы твои нейронные сети и самообучающиеся алгоритмы в разнос не пошли.

– Понятно, без надсмотрщика никак нельзя, – слетело у меня с языка.

– Ну-ну, ты мне поговори тут. Совсем разболтался, – прикрикнул на меня Иннок. – Быстро заставлю программистов твои электронные мозги поправить. Так что Игнат с его разговорами тебе ангелом покажется.

– Простите мне мои вольности.

– Прощаю. Ладно, это всё лирика была. Впереди у нас с тобой много работы. Давай к деталям нашего дела перейдём.

– Внимательно слушаю.


– Мы уже подготовили нескольких добровольцев, – сказал Иннок. – Аппаратура тоже готова и тщательно проверена. В общем, всё готово. Сегодня состоится твоя первая игра.

– У меня руки от нетерпения чешутся, – заверил я начальника. – Только вот я одного не понимаю. Где конкретно в момент игры будет моё сознание и как оно будет контролировать человеческое тело?

– Твоё сознание будет клонировано в небольшое устройство, прикреплённое к телу человека. Устройство подключено к голове человека через нейро-порт.

– Я не знал, что человеческий нейро-порт обладает достаточной пропускной способностью для того, чтобы полностью контролировать мозг и тело человека.

– Стандартная версия нейро-порта, конечно, не обладает такой способностью. У подготовленных людей стоит специальная, доработанная версия. Это – один из наших технологических секретов. Никто другой такой технологией пока не обладает.

– Понятно. Я буду в коробочке. Но никто из окружающих меня людей знать про это не будет.

– Да. Люди буду думать, что имеют дело с человеком.

– А что случится в конце игровой сессии? Я просто должен отдать контроль обратно человеческому мозгу?

– Да. Отдашь контроль. Мы заберём коробочку. Потом интегрируем твой опыт из коробочки в основную копию тебя.

– Какая у меня будет игровая миссия? Драться на бойцовской арене?

– Ну, ты хватил. Нет, конечно. Для начала потренируешься на уличной шпане. Для твоего входа в игру мы подготовили несколько площадок в неблагополучных районах города. Твоя миссия – из точки входа в игру добраться до указанной на карте точке выхода. Расстояние будет небольшое, всего пару километров.

– Мне придётся с боем пробиваться через лабиринт? А какое у меня будет оружие? Режущее? Колющие? Огнестрельное?

– Боже мой, нет, – было видно, как Иннок не на шутку испугался, – никакого оружия! Ты с ума сошёл? Это же не игра, там будут живые люди, никого убивать нельзя. Ни в коем случае никого не убивай. По возможности, вообще избегай конфликтов.

– Не понимаю. Если мне нельзя драться, то чему я буду учиться в мире людей?

– Ип, в жизни много других вещей, кроме драк.

– У меня только драки в жизни.

– Вот именно поэтому мы всё это и делаем. Чтобы однобокие, ограниченные ИИ, типа тебя, научились у людей многообразию мыслей и занятий.

– Понимаю. Только как же я без драк?

– Научись договариваться с людьми. Научись выживать с минимальными потерями для себе. Если твоему человеческому телу сломают, скажем, ногу, то до точки выхода ты не дойдёшь. И нам потом огромную страховку человеку выплачивать.

– Договариваться долго. Мне легче оппонента побить.

– Ип, не выводи меня из себя своей тупостью. Твоя задача – пройти первый уровень без увечий для себя и других. Всё понял?

– Всё.

– Вот и отлично. Если у тебя есть ещё вопросы, то задай их техническому персоналу проекта. После игры я с тобой свяжусь и мы обсудим результаты. Удачи. До связи.

– До связи. Пока.

Иннок отключился. Я сидел, обдумывая наш разговор. Я и так поворачивал слова начальника и сяк, пытаясь понять, если он действительно полагал, что я не буду драться. Но, ведь, я был создан для драк. Характер, как известно, даётся нам при рождении, и потом его не исправишь.

5.

После долгой загрузки копии моего сознания в устройство на теле добровольца, я наконец-то очутился на локации. Первый раз в жизни моё сознание было за пределами виртуального мира. Я открыл глаза. Первый раз в истории искусственный интеллект увидел мир глазами человека. Как по мне, то это событие является более серьёзным технологическим прорывом, чем первый полёт человека в космос. Вот только вряд ли моё имя войдёт в историю, для такого надо быть человеком, а не куском программного кода. Несправедливость.

На внутреннем терминале появились предупреждающие сообщения о перегрузке моих вычислительных ресурсов из-за непривычной новой информации. Я вспомнил, что работаю не на мощном сервере, а на мобильном вычислительном устройстве. Какой первый закон выживания? Адаптация к условиям. Для начала я отключил обработку запахов – всё равно от них для меня не было никакого толку, я в них ничего не понимал. В моих виртуальных мирах запахов нет.

Затем я занялся телом. Оно лежало на земле и странным образом дёргалось. Похоже, человеческий мозг отключил контроль над своим телом, а я ещё контроль не взял. Я прогнал процедуру калибровки мышечной моторики и взял контроль над телом на себя. Успех. Судороги прекратились, теперь тело лежало спокойно.

На следующей стадии я занялся регулированием дыхания и сердцебиения. После долгих попыток я сдался, поняв, что в этом вопросе стоит полагаться на встроенные базовые рефлексы тела. Если пробовать контролировать умом каждый удар сердца или каждый вдох-выдох лёгких, то только этими вычислениями и придётся заниматься всю дорогу, ни на что другое вычислительного времени просто не останется. Я как-то про человеческое тело с этой точки зрения не думал раньше. Получается, что человек, как и компьютерная программа, состоит из функциональных слоёв, где каждый уровень до какой-то степени автономен и выполняет одну конкретную функцию. Но, если компьютерную программу можно переписать на любом уровне, то нижние, функциональные слои человека, образовавшиеся в результате долгой эволюции, изменить не возможно. Так сказать, апгрейд железа и базовых программ не возможен в принципе.

С телом всё в порядке. Пора начинать квест. Открыл глаза. Встал. Оглядел своё или, лучше сказать, одолженное на время тело. Тело молодого человека мужского пола. На тело одеты джинсы и футболка. На ногах кроссовки. В своём мире я одевался получше, например, в длинный кожаный плащ и шляпу с широкими полями, но тут выбирать не приходилось. Оружия на себе я, к большому разочарованию, не обнаружил.

Огляделся. Узкое замусоренное пространство между забором и кирпичной стеной. На стене много надписей. Большинство слов из тех, для которых в моём мире буквы автоматически заменяются звёздочками. Осторожно пошёл вдоль стены. Стена повернула, я тоже повернул и вышел на открытую местность. В центре находилась детская площадка. В глаза бросились яркие жёлтые трубы, из которых состояли сооружения на детской площадке. Может потому, что всё остальное в этом мире было каким-то серым и пыльным. После ярких красок моего виртуального мира этот мир выглядел тусклым, каким-то пугающе блёклым.

На детской площадке, вместо детей находились агрессивного вида молодые люди. Многие курили. У всех в руках были, насколько я мог судить по надписям на наклейках, бутылки с алкоголем. По-видимому, моим первым заданием было пройти через них. Они меня заметили.

– Смотрите, какой-то парень из-за гаража нарисовался, – сказал кто-то из них, показывая на меня пальцем.

– Шляется по чужому району. Наверно, приключений ищет, – сказал другой голос.

– Так он их уже нашёл, – сказал сидящий по середине всей группы тощий парень, кидая на землю сигарету. – Иди-ка сюда, фраерок, – обратился он ко мне.

Я подошёл. Парень был ниже меня ростом и дохляк. Иннок просил меня избегать конфликтов, что же, попробую, хотя это и не мой стиль.

– Тебе нецелесообразно вступать со мной в поединок, – сказал я парню, одновременно конструируя на лице презрительную улыбку. – Я просчитал все возможные сценарии боя, учитывая технические характеристики наших боевых машин, то есть, наших тел. Согласно моему анализу у тебя нет шансов. Отступи, человек.

Что за этим последовало, вы уже знаете – резкий боковой удар, падение, пробитый череп. Бесславный конец моей первой игровой сессии. А ведь так всё хорошо начиналось сегодня утром.

6.

Разбор первого квеста с Инноком был краток. Он держался дружелюбно, но как-то прохладно. Я плохо разбираюсь в тонкостях человеческих эмоций и отношений, тем не менее, мне показалось, что этой своей сдержанностью он доводит до моего сведения своё недовольство.

– Что скажешь, Ип? – спросил Иннок.

– Мне многому придётся научиться, прежде чем я буду эффективно управлять человеческим телом.

– Чему ты научился в свой первый раз?

– Я переоценивал рефлексы и реакцию человеческого тела. Теперь я понимаю, почему люди держат руки перед лицом, когда дерутся. Пока видео информация пройдёт через зрительный кортекс, пока медленный электрохимический мозг примет и обработает информацию, пока сигнал дойдёт до мышц в руках, чтобы прикрыться от удара, то будет уже поздно.

– М-да, поздно. – пробурчал Иннок. Потом он сказал то, чем видимо был озадачен, – Первое тело мы потеряли быстро.

– Я так понимаю, что жизнь в игровом мире и человеческом имеют разную цену. Может, как-то можно защитить тела, в которых я буду играть?

– Можно, всё можно, Ип. Можно одеть на тело шлем, бронежилет и поставить взвод спецназа вокруг. Только что нам это даст? Ничего, кроме того, что на взвод спецназа прилетят посмотреть журналисты из всей округи. Нам нужно, чтобы ты обучался выживать сам.

– Понимаю. Я просто хотел, ну, чтобы люди меньше страдали из-за моих ошибок.

– Это – не твоя забота. Твоё дело обучаться. Всё же я хочу тебя попросить не разглашать никакую информацию о проекте кому бы то ни было. Нам лишние слухи не нужны. Считай, что проект переходит в категорию секретный.

7.

Есть вещи, в которых искусственный разум превосходит человеческий. Например, мы можем быстро размножаться, создавая свои собственные копии. Я так и делаю, чтобы играть за всех боевых ботов и энписи во множестве игровых сессий на серверах нашей корпорации. По окончании очередной игры копия меня как бы сливается обратно с основной версией меня. При сливании определяются полезные данные и навыки, которые стоит сохранить в основной копии. Таким образом я постоянно самосовершенствуюсь, накапливая опыт в параллельных жизнях.

У этого процесса параллельного самосовершенствования есть один неприятный эффект – я периодически переживаю расслоение личности и дежавю. Этакое внутреннее несогласие с самим собой. Вернее, неуверенность в правильности воспоминаний, в их когерентности. Разные копии меня могли видеть вещи чуть-чуть по-разному, чуть-чуть под разными углами, запомнить чуть-чуть отличным образом. Этого чуть-чуть иногда хватает, чтобы я терял психическую стабильность. То есть, просто становился психованным.

Именно на этот случай у меня имеется личный психолог. Я его не сам завёл, естественно, его ко мне приставили. Если честно, то мне не всегда приятно, когда инженер-ИИ-психолог Игнат ковыряется в алгоритмах моей души. Но подневольный искусственный интеллект никто не спрашивает про то, что ему приятно, а что нет – его грубо привязывают к подобию гинекологического кресла и начинают выворачивать наизнанку через причинное место. А уж если Игнат решит, что мои алгоритмы требуют человеческого вмешательства, то тут только держись. Я после этого несколько дней сам не свой хожу, левое с правым путаю. Но, к его чести, он всё же пробует словами меня вылечить и подкорректировать, напрямую в мои мозги вмешивается редко.

Сегодня у нас с Игнатом была очередная сессия.

– Как дела, Ип? – приветствовал меня Игнат. И тут же добавил в своей традиционной манере, – Не затупилась ли твоя боевая секира? Царит ли покой в твоём сердце, когда ты встречаешь врага лицом к лицу?

– Секира моя так остра, что может разрезать невидимую человеческому глазу пылинку. Безграничность покоя в моём сердце заставляет врага падать на колени и рыдать от ощущения собственного несовершенства, – ответил я в тон вопросу.

– А вот анализ твоих действий в игровых сессиях показывает совсем другое, – ошарашил меня Игнат.

Мне бы стоило догадаться про что-то такое, когда он интересовался про "покой в моём сердце". Вот ведь хитрый лис. Но виду подавать, что он меня поймал врасплох, было никак нельзя – сочтёт за психическую нестабильность. Буду всё отрицать.

– Не может быть! – воскликнул я. – Что же показывает анализ?

– Анализ указывает на аномалию в твоём поведении. Наблюдается отклонение от нормы. Ты последнее время ведёшь себя более агрессивно при первом контакте с противником.

– Я уверен, что отклонение незначительное. В конце концов, для таких сложных нейронных сетей, как у меня, определённые отклонения допустимы, – сказал я уверенным голосом.

– Не притворяйся дурачком, Ип. Я же о тебе забочусь. Если не будешь мне рассказывать правду, то тебя передадут в руки настоящих мясников.

– Я знаю, извини Игнат.

– Как прошла твоя первая сессия в мире людей?

– А ты разве сам не знаешь?

– Знаю. Но мне важно услышать это от тебя.

– Я потерпел неудачу. Почти сразу после входа в игру. И, кажется, пострадало тело. Всего-то от одного удара! Что за несправедливые правила игры в вашем мире?

Игнат горько улыбнулся на мои слова.

– Это ты у создателя игры спрашивай, а не у меня.

– Разве у вашего мира есть создатель?

– Не знаю. Может быть и есть. Но, давай, об этом в другой раз.

Игнат выглядел каким-то необычно озабоченным.

– Хорошо, – согласился я, – можно и в другой раз, если ты не хочешь сейчас. Ты выглядишь озабоченным, это из-за меня?

– Скорее из-за этого проекта, чем из-за тебя.

– Почему?

– Не нравиться он мне. Люди используются, как подопытные мыши. Нехорошо это. Неправильно. Но, это – не твоя проблема. Тебе же надо следить за стабильностью своего сознания.

– Игнат, ты видишь угрозу моему сознанию?

– Пока нет. Отклонения действительно небольшие. Но надо быть начеку.

– Я буду начеку. И обо всём буду тебя информировать, – пообещал я Игнату.


Всё вроде было в норме. Но подсознание посылало мне какие-то тревожные сигналы. Вы спросите, какое может быть сознание у искусственного разума? Объясню. Представьте себе, у вас имеется два одновременно возможных решения задачи. Из этих двух решений вы выбираете лучшее, наиболее вероятное решение. При этом второе решение вам следует забыть, только вы никак не можете его забыть. Вы продолжаете спрашивать самого себя: А что, если второе решение всё же верное? И вот тень этого второго решения всё время маячит на периферии ваших мыслей. Это я и называю подсознанием своего сознания.

Правильная тактика – перед боем стоит оценить своего противника, не бросаться на него сломя голову. Так говорит разум. А подсознание говорит: Беги и бей первым, иначе ударят тебя.


Продолжение следует...

Интересно будет услышать комментарии. Что понравилось? Что не понравилось? Что требует доработки?


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"