Лесков Иван Васильевич: другие произведения.

Частная практика: 10 шагов к успеху

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


Оценка: 8.66*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вы знаете, как начать карьеру частного врача? Нет, но хотите? Тогда эта книга для вас - читайте, пользуйтесь и создавайте свою частную практику


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Частная врачебная практика:

10 шагов к успеху

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ВЫ ЭТОГО ХОТИТЕ?
  
   В 1994 году я закончил педиатрический факультет РГМУ и очень хотел прорваться в ординатуру по отоларингологии. Но мое заявление завернули на самом-самом предварительном этапе. "Троек слишком много" - заявила тогдашний декан Лидия Борисовна Ильенко, задумчиво рассматривая в моем приложении к диплому тройку по истории КПСС (напоминаю - на дворе стоял 1994 год и на тройку по истории партии мог обратить внимание разве что Геннадий Андреевич Зюганов). "С таким багажом", - продолжала Лидия Борисовна, - в ординатуре делать нечего". И отложила мое заявление в сторону.
  
   Возможно, именно из-за этого год спустя я никак не мог найти работу ни в одном ЛОР-отделении детской больницы в Москве. Как это - нет ординатуры? - деланно удивлялись главврачи. Что вы, молодой человек, будете делать в НАШЕМ отделении, если за плечами у вас только интернатура? Идите лучше учиться, и приходите через два года. Но в городской ординатуре свободных мест не оказалось. И я пошел искать работу в поликлинику.
  
   Впрочем, и там тоже все было не слава богу. Все те же главврачи, глядя нагло мне в глаза, говорили, что, мол, ставок свободных нет и не будет. Ставок нет, потому что нет отоларинголога, а отоларинголога у них нет, потому, что нет свободных ставок, понятно? Идите, молодой человек, и не мешайте нам тут работать...
  
   Я был настолько наивен, что не хотел верить, будто бы у меня просто не оказалось достаточно авторитетных знакомых, которые замолвили бы за меня словечко. И не было толстого конверта с деньгами, чтобы аккуратно положить его в ящик стола - кому? Да любому главврачу любой детской больницы, в которой наличествовало бы ЛОР-отделение. Справедливости ради, даже на взятку главврачу в поликлинике мне бы тоже тогда не хватило. Не осталось бы после поездки на метро на другой конец города - только и всего.
  
   Впрочем, я увлекся. Вот вам вторая история.
  
   Этой весной, шестнадцать лет спустя, я решил поменять работу. Я не стал вешать резюме на Суперджоб.ру, побрезговал Хедхантером (есть и такой ресурс в интернете), и даже не стал заходить на бессмертный сайт "Работа-всем", созданный ведомством госпожи Голиковой. Ага, на тот самый, где докторов приглашают работать на Алтае за 6000 рублей в месяц. Без предоставления жилья, между прочим.
  
   Я просто выбрал в Яндексе медицинские центры, в которые мне было бы удобно добираться (чуть не забыл - выбрал только те, у которых была лицензия на ЛОР-деятельность). И разослал им письма предельно простого содержания. Я, такой-то и такой-то, врач с базой пациентов числом 2000 (прилагается снимок с экрана компьютера, где это число можно ясно различить), ищу медицинский центр для плодотворного сотрудничества. Буду рад, если вы откликнитесь. С искренним уважением...
  
   Первый отклик я получил вечером того же дня. И в последующие две недели без выходных ездил на собеседования во всевозможные медицинские центры. Два собеседования в день, 14 в неделю, всего 28. Надо сказать, это было весьма утомительно, но оно того стоило. Я искал центр, который предложил бы наилучшие условия.
   Не поверите - на этот раз все получилось. Дело кончилось тем, что я вышел на работу в один из таких центров. А получив первую же зарплату, поехал в отпуск в Италию. На каких условиях я работаю конкретно в этом центре, пожалуйста, додумайте сами. Я прошу вас об этом вовсе не случайно.
  
   Все, что здесь написано - не байка и не пустое хвастовство. На то, чтобы этого добиться, у меня ушло шестнадцать лет, причем восемь из них я решительно не представлял, может ли врач вообще хорошо зарабатывать. И что делать лично мне, тоже не представлял.
   У меня вопрос моим коллегам - тем, кто только что окончил ординатуру и ищет, где можно приложить свои силы и знания так, чтобы за это им бы еще и платили бы достойно. Желательно, не в конверте, а "в белую".
  
   Вы хотите добиться успеха не за полтора десятка лет, а, скажем, за пять?
  
   Вы хотите абсолютно честно зарабатывать на новую машину и на отпуск за границей два раза в год? Я подчеркиваю - абсолютно честно, не продавая БАДы из-под полы и не вымогая денег с пациентов? Простите, забыл еще одно условие - чтобы так зарабатывать, нужно лечить не богатых, а всех.
  
   Вы хотите узнать, как это можно сделать самому, и не в некоей отдельно взятой стране, а здесь и сейчас?
  
   Просто решите для себя "да, хотим". И переверните страницу.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА: С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  
   Для того, чтобы зарабатывать ровно столько, сколько вам нужно, при этом оставаясь врачом (заметьте, не человеком, вымогающим взятку за выдачу больничного листа и не торговцем БАДами из-под полы, как нас иногда любят представить публике журналисты), есть только два пути. Первый - урезать свои потребности до минимума и медленно скатиться куда-то вниз - и как человеку, и как профессионалу.
  
   Второй путь - частная практика. Этот путь позволит зарабатывать вам ровно столько, сколько вы можете физически.
   Поверьте, это именно так и никак иначе. Высокой зарплаты от государства можно не дождаться до пенсии, а делать административную карьеру - чаще всего медленно, но верно расставаться со своим призванием и, в конце концов, с профессией. Все остальные способы "достижения жизненного успеха" точно так же, медленно, шажок за шажком, будут уводить вас в сторону от профессии врача.
  
   Но с чего же тогда начать собственную частную практику?
  
   Юристы рекомендуют сначала зарегистрировать ИП, потом снять помещение, получить положительное заключение СЭС, потом лицензию и наконец начать принимать первых пациентов. Ага, если они к вам придут. Все то, что рекомендуют на сайтах, предлагающих помочь врачу в открытии частной практики, ведет не к большому потоку пациентов и хорошим заработкам, а к огромным долгам и хроническому стрессу.
  
   Можно, правда, просто сесть в кабинет в ближайшей поликлинике и начать тихо класть в карман денежки от благодарных пациентов. Вот только кто вам сказал, что пациенты будут благодарны, да еще и в такой форме?
  
   Простите, но разбирать все способы, которые ни к чему не приведут, можно до бесконечности.
  
   Давайте уже начнем заниматься делом. Итак:
  
   ШАГ ПЕРВЫЙ
   Для того, чтобы начать честную практику, вам нужен работодатель, именно под его крылом вы будете спокойно обрастать пациентами. Опять работать на дядю? - возмутитесь вы. Нет. Занимать у дяди помещение. А работать на себя, на свое честное имя. Именно к вам, а не к дяде, будут приходить пациенты, если вы действительно станете достойным врачом. Клиники, где вы работаете, могут меняться, ваш же круг пациентов должен оставаться неизменным. Разве что этот самый круг будет постепенно расти.
  
   Ваш первый шаг - найти клинику, где вам не только не помешают обзаводиться своими пациентами, но еще и будут этому рады. Ровно до того момента, конечно, пока вы не перейдете куда-нибудь еще.
  
   Главное - не ошибиться в выборе первого места работы.
   Что вы на этом месте будете делать, чтобы все сложилось так, как вам надо, будет темой следующих глав. А пока мы просто разберем, какой должна быть клиника, в которой вы свою частную практику начнете.
  
   Куда НЕ надо идти работать.
  
   Государственная клиника с платными услугами.
  
   Почему? Потому, что вас сразу после ординатуры туда не возьмут. Это место для "сынков", кандидатов и докторов наук, а еще для заведующих отделениями ближайших "хороших больниц". Ага, тех самых больниц, куда вас УЖЕ не взяли. У них нет мест для таких, как вы, вы же помните.
  
   "Сетевая" клиника.
  
   Почему? Потому, что в сетевую клинику чаще всего идут пациенты, которые не платят денег в кассу. Они уже заплатили - или клинике при заключении годового контракта, или страховой компании за свой полис ДМС. И вашей задачей будет просто оказать необходимый набор услуг. Вас эти пациенты запомнят только в том случае, если вы дадите им повод написать на вас жалобу. Если же вы справитесь со своей работой хорошо, вашу фамилию они забудут, едва войдя к вам в кабинет.
  
   Куда же тогда пойти?
  
   Лучшее место работы для начинающего частного врача - это маленький медицинский центр, который едва держится на плаву. Искать его придется даже не в справочнике, а просто по вывеске, обходя квартал за кварталом улицы родного города. Вывеска - это почти всегда единственная реклама такого центра; существует он только за счет пациентов, которых приводят туда за собой работающие там доктора.
  
   У вас пока нет своих пациентов? Не беда. Владельцу такого центра позарез нужно отбивать аренду. Поэтому ему - опять же - позарез нужно, чтобы в каждом кабинете всегда кто-нибудь сидел. На случай, если какой-нибудь бедолага с улицы зайдет сделать укол или перевязать палец. А поскольку в таких центрах докторам зарплату не платят вовсе (платят процент от стоимости приема), вы не будете стоить своему работодателю ни копейки. Так что вот сюда-то вас возьмут непременно.
  
   Не взяли в одном таком центре? Опять не беда. Возьмут в другом, не в другом, так в третьем. Главное - обойти все такие "точки" в вашем городе, и работу вы найдете непременно.
  
   Есть правда, в таких центрах один минус. Пока к вам не ходят пациенты, вы тоже не получаете ни копейки. Сидите на работе, тратите свое время, а денег за это не получаете.
  
   Обидно? Ни в коем случае.
  
   Посмотрите на это с другой стороны. У вас куча времени на то, чтобы, во-первых, привлечь в центр пациентов, во-вторых научиться с этими пациентами общаться, а в-третьих, - детально обдумать, чего такого эдакого вы сможете предложить своим будущим пациентам, чтобы они потом ходили бы только к вам. И не только ходили, но и приводили бы своих друзей и знакомых.
  
   Но об этом - в следующих главах.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ЧТО БУДЕМ ЛЕЧИТЬ, СЭР?
  
   Те, кто думает, что жизнь частнопрактикующего врача - это сплошной праздник, разумеется, неправы. Но частную практику с праздником роднит общий алгоритм подготовки. Все ведь знают, как организовываются банкеты: снимается зал, прорабатывается меню, рассылаются приглашения согласно списку гостей... Ну и в частной практике все точно так же. А поскольку "банкетный зал", то есть кабинет, мы с вами уже сняли (пардон, устроились на работу в частный медицинский центр), пора переходить к разработке меню.
  
   Простой вопрос: а что, собственно, и, самое главное, как мы с вами будем лечить в крошечном медицинском центре?
  
   Когда я учился на шестом курсе института, я безбожно прогуливал занятия - предпочитал, впрочем, прогуливать все же лекции. (На шестом курсе это не так уж и страшно - все равно его я закончил без единой четверки - что, впрочем, никак не повлияло на мою последующую карьеру). Я не ходил по пивным - я ассистировал на операциях. Точнее, только на одной - пластике ушной раковины. Делать это, кстати, умели только 12 человек в России. Я был номером 13-м. И в интернатуре я, при очередной операции, поменялся местами со своим учителем и сам (!!!) сформировал вполне приличную ушную раковину. Которая потом не отвалилась, что, кстати, бывало и даже весьма часто.
  
   А теперь вопрос. Как вы думаете, сколько ушных раковин я сформировал за прошедшие после ординатуры годы? Правильно - ни одной. Потому, что пациентов, которые в такой операции нуждаются, чертовски мало - нет даже сколько-нибудь вразумительной статистики. Зато у меня были тысячи пациентов с аденоидами и хроническими ринитами. Кстати, осваивать технологии лечения и того и другого мне пришлось уже, что называется, без отрыва от рабочего места
  
   Вывод у нас с вами из всего этого получается простой, как мычание, хотя и обидный - по крайней мере для тех, у кого научные амбиции по сию пору стоят на первом месте.
  
   Удел частнопрактикующего врача - это лечение очень известных, очень распространенных и очень банальных заболеваний. Но как раз именно это и приводит в кабинет частного врача большую часть пациентов. Так что нам с вами, прежде чем определиться со списком заболеваний, которые мы собираемся лечить, нужно вернуться к институтским учебникам.
   Чтобы попасть к нам в список, заболевание должно отвечать следующим требованиям:
  
      -- Заболевание должно быть хроническим или рецидивирующим. С острыми проблемами люди все же идут в районные поликлиники, где с этими проблемами в общем-то справляются.
  
  
      -- Заболевание не должно быть опасным для жизни (само заболевание, а не его осложнения). Советовать пациенту "пройти курс лечения" вместо того, чтобы с порога отправить его в стационар просто некрасиво - особенно если речь идет, скажем, об остром аппендиците или угрозе прободения язвы желудка.
  
      -- Наконец, распространенность заболеваний, которые можно и нужно лечить в условиях частной практики, должна превышать 10 % - или от всего населения, или хотя бы от возрастной группы.
  
   Требования, между прочим, получатся не самые мягкие, но нам с вами потом придется еще и рекламировать лечение этих заболеваний, а реклама всегда была или очень трудоемким, или очень уж затратным занятием. Так что не стоит переживать, что на первых порах поток пациентов не будет отличаться разнообразием. Главное, чтобы этот поток появился. Ну а с его увеличением этот поток неизбежно станет и намного разнообразнее.
  
   Вот, например, какой список заболеваний получился у меня:
  
      -- Аденоиды. Распространенность - 46% среди детей от трех до шести лет
  
      -- Хронический ринит. Распространенность - 20% взрослого населения
  
      -- Хронический тонзиллит. Распространенность - от 15 до 42% опять же взрослого населения.
  
   Ну и что? - скажете вы. Попробуйте-ка уговорить родителей своими собственными руками отвести ребенка на удаление аденоидов - вот тогда и посмотрим, что у вас получится.
  
   Фокус состоит как раз в этом. Выбранным группам пациентов как раз и нужно предлагать то лечение, на которые они легко согласятся. И в этом нет ни шарлатанства, ни агитации за повальный переход всех частных врачей в гомеопаты.
  
   Давайте еще немного потерпим, и в следующей главе обсудим, какие технологии лечения лучше всего предлагать в частном кабинете.
   Идет?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ЧАСТНОЙ ПРАКТИКЕ
  
   Пациенты приходят лечиться за деньги в двух случаях - когда в бесплатной поликлинике им не помогли или когда предложили решение проблемы, которое тот или иной пациент счел для себя просто неприемлемым. Ну, например, в случае с аденоидами у детей. (Уж простите, что я вновь и вновь прибегаю к этому примеру, но мне как отоларингологу так просто проще). Сами впишите те заболевания, которые вы выбрали, прочитав предыдущую статью - и все получится очень даже неплохо.
   Итак, в поликлинике ребенку предложили операцию - удаление аденоидов. Естественно, родители операции пугаются (особенно прочитав пару отзывов в интернете и посмотрев видео на YouTube) и начинают искать не место, где ребенка прооперируют под общим обезболиванием и при помощи эндоскопа, а способ обойтись без операции вовсе.
  
   Если это самое лечение аденоидов без операции предложите вы - родители будут ходить исключительно к вам; если же это лечение еще и окажется успешным, и ребенок задышит носом - придут к вам же и с другими проблемами, и с другим ребенком, и даже порекомендуют вас всем друзьям и знакомым. Ну а нет, как говорится - так нет. Будете возвращать деньги, потраченное на ваше неудачное лечение.
   Остается, собственно говоря, ерунда. Найти способ лечения аденоидов без операции (напоминаю, это всего лишь пример).
  
   Изобретать такие способы самостоятельно не советую - придется еще и протаскивать метод через все рогатки российской бюрократии, на что, кстати, уходит никак не меньше четырех-пяти лет.
  
   Оно вам надо?
  
   Гораздо проще воспользоваться методами, которые уже существуют. И хотя частные доктора свои "секреты" хранят за семью печатями, взломать эти печати не сложнее, чем ограбить детскую копилку. С той разницей, что за взлом секретов вам ничего не будет. 
   Как это делается?
  
   Давайте попробуем разобрать все на том же примере безоперационного лечения аденоидов.
   Мы с вами просто садимся за компьютер и вбиваем в поисковике запрос "лечение аденоидов без операции". Вы не поверите, но вас просто смоет ссылками. Остается только методично просмотреть первые пару десятков страничек, и дело в шляпе. 
   Сайты, рекламирующие "уникальные авторские методики" мы с вами рассматривать не будем. Почему? Да потому, что во-первых, ничего "уникального" и "авторского" там нет и никогда не было. А во-вторых, потому, что пациенты боятся новых методов лечения, они предпочитают методы проверенные - как и мы с вами. Точно так же "в отвал" пойдут страницы, предлагающие лечение гомеопатией, "народными методами" и иглорефлексотерапией. Осваивать все это у нас просто нет времени. Нам нужны страницы, где честно рассказывается, как именно лечат аденоиды без операции. Такие сайты в интернете существуют, и как правило, в клиниках, которые рекламируют эти сайты, больше всего пациентов.
   Предположим, что мы с вами нашли хотя бы один такой сайт. И на этом сайте сказано, что в некоей клинике аденоиды у детей лечат без операции методом лазерной терапии. Ни конкретных методик, ни критериев отбора пациентов на такое лечение на сайте лучше не искать - этого там нет и никогда не будет. Ну и не надо. Для этого есть другие источники. А нам пора выяснить, так ли эффективны эти методики.
   Как это сделать? Тоже очень просто - пойти в библиотеку (хоть в районную, хоть в вузовскую, хоть в виртуальную - например на портале "Consilium Medicum") и там отыскать статьи об эффективности метода, о существовании которого мы с вами только что узнали из интернета. Запомните - речь идет об эффективности, самих методик вы в статьях не найдете - не надейтесь. 
   Итак, нужный и эффективный метод выбран. Остается узнать, как конкретно лечить наших с вами будущих пациентов. Будем искать как можно более подробное его описание. 
   В конце каждой научной статьи непременно приводится список литературы. В этом списке нам с вами будут интересны, во-первых, руководства по тому или иному методу лечения (если они, конечно, вообще существуют), а во-вторых, ссылки на кандидатские и докторские диссертации авторов данных методов. Почему? Да потому, что в любой статье методику лечения и критерии отбора пациентов можно и не описывать, а вот в диссертации - увы и ах. Не опишете метод лечения - и диссертация самым элементарным образом не пройдет защиту.
  
   В вашей библиотеке нет диссертационного зала? Не беда - сойдут и авторефераты, в особенности если речь идет о диссертациях докторских. И вот там-то вы найдете все, что вам нужно. Вплоть до того, какой рукой держать инструмент, а какой пациента.
  
   Подведем итоги:
      -- Лечение, которое вы предлагаете, не должно пугать пациентов. Иными словами, вы не должны делать им больно - по возможности. Их уже достаточно напугали в районной поликлинике, произнеся сакраментальное "резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов".
  
      -- Методы лечения должны осуществляться на том оборудовании, которое УЖЕ ЕСТЬ в том медицинском центре, где вы работаете - специально для вас владелец центра ничего покупать не будет - не надейтесь.
  
      -- Лечение - опять же, по возможности - должно состоять из курса процедур. Так проще отслеживать динамику заболевания и следить за выполнением пациентом ваших рекомендаций.
  
      -- Конкретные методы лечения проще всего узнать из рекламы медицинских центров в интернете, а сами методики проведения процедур - из авторефератов диссертаций авторов этих методов.
  
      -- Все сведения об эффективности лечения, возможных побочных эффектах, осложнениях и прочих подводных камнях можно узнать из статей в медицинской периодике, посвященных данному конкретному способу лечения.
  
   Мы с вами уже сделали очень многое: нашли кабинет, выбрали те заболевания, с которыми к нам с вами придут наши первые частные пациенты и даже досконально овладели наиболее перспективными методиками лечения. Дело за малым - привлечь этих самых пациентов. 
   А теперь сюрприз: делать это мы будем без какой-либо помощи работодателя. Почему? Да потому, что пациенты должны приходить к нам, а не к нему. Так что давайте забудем о рекламе в журналах, радио и телевидении. А посмотрим, что можем мы сами.
   Но об этом - уже в следующей главе.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   РЕКЛАМА ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО ДОКТОРУ ИНТЕРНЕТ?
  
   Как сделать так, чтобы пациенты узнали, что вы вообще существуете и прямо сейчас уже готовы им помочь? Знающие люди говорят: нужно давать рекламу. Это означает, что нужно идти к владельцу медицинского центра и уговаривать его дать рекламу на радио, в газеты и на телевидение под вас.
  
   Даст он такую рекламу? Не факт. У него запросто может не оказаться на это денег. Другой вариант (правда, ничуть не лучший) - деньги найдутся, но будут потрачены бездарно. То есть вы убедите босса начать рекламную компанию, тот ее проведет, благополучно провалит, а неудачу спишет на вас. Или по крайней мере, будет попрекать вас тем, что деньги потрачены, а результат - пшик.
  
   Что же делать?
  
   Ответ простой - заниматься рекламой себя, любимого, самому. Во-первых, в случае провала отвечать за него вы будете перед самим собой (что всегда проще), а во-вторых, в случае успеха, пациенты будут знать вас, а не медицинский центр, где вы работаете. А это в дальнейшем может очень даже пригодиться - например, когда вы будете менять работу. Но об этом позже.
  
   Сейчас главный вопрос - как эту самую рекламно-пиарную компанию организовать. Давать объявления в газетах самому или раздавать листовки на выходе из метро дорого и бестолково. К тому же по листовкам и объявлениям на столбах на прием очень любят приходить маргиналы и профессиональные жалобщики. Разумеется, они тоже нуждаются в медицинской помощи, но хочется-то ведь, чтобы большинство пациентов были адекватными. Да и когда стартовый капитал весь заключается в дипломе и свидетельстве об окончании ординатуры, на рекламу не очень-то и потратишься. Куда ж в таком случае податься? Да в интернет.
  
   Хотя всемирную сеть и называют всемирной помойкой, роются в этой помойке все, кто имеет хоть минимальные навыки общения с компьютером. А еще в интернете есть масса ресурсов, которые предоставляют пространство всем желающим, причем абсолютно бесплатно. Вам дают бесплатную страничку, вы в ответ ее заполняете информацией - тоже абсолютно бесплатно. Все по-честному. Странички эти делятся на разные категории, и в каждой категории есть свои правила и свои преимущества. Вот это мы сейчас и рассмотрим. А потом о каждом виде таких ресурсов поговорим отдельно.
  
   Начнем, пожалуй?
  
  
  
   САЙТ
  
   Зачем нужен? Это - ваша личная площадка, где вы можете писать о себе абсолютно все. Что вы лечите, как, какие еще способы лечения существуют и почему пациент должен идти именно к вам, чтобы решить свои проблемы. А еще вас никто не забанит за откровенную рекламу. Этот ресурс ваш и только ваш, и делать на нем вы можете все, что угодно - лишь бы не выходить за рамки закона. Наконец, самое главное - это - ваш ПОСТОЯННЫЙ адрес. Место работы может меняться, но благодарные пациенты найдут вас все равно за пять минут. Неблагодарные, впрочем, тоже...
  
   Где взять? Есть масса ресурсов, предоставляющих бесплатное пространство и бесплатные программы для создания сайтов. Примеры - сайты Google, Ucoz.ru и даже Народ.ру - первый бесплатный хостинг в России, предоставляемый Яндексом. Впрочем, он давно уже откровенно устарел.Вы можете создать сайт сами, а можете попросить кого-нибудь из знакомых. Вот только и дизайн, и организацию сайта вам придется продумывать самому - или стащить у какого-нибудь раскрученного медицинского центра - авторские права на это не распространяются. А еще придется самому и только самому заполнять этот сайт материалами - от и до.
  
   Чему придется учиться. Хорошо писать. В смысле, конечно, не так, как Толстой или Достоевский - последний, например, писал откровенно плохо.
  
   БЛОГ
  
   Зачем нужен? Очень неплохое дополнение к сайту, помогающее его продвигать - то есть делать все более и более посещаемым. Блогосфера - это вольвокс, в котором авторы дневников объединяются по интересам. Будут интересны ваши публикации в блоге - и к вам слетятся сотни виртуальных друзей, которые рано или поздно превратятся в реальных пациентов. Или пришлют к вам своих - опять же - вполне реальных друзей, нуждающихся в вашей помощи.
  
   Где взять? Ресурсов, опять же, пруд пруди - от раскрученного "ЖЖ" (там, кстати, имеют свои блоги все уважающие себя частные клиники) до скромных Я.ру или блогов Мейл.ру. Правда, на этих ресурсах водятся всякие поганые существа типа троллей и флудеров, но с ними тоже можно справиться. Например, забанить. И все будет хорошо.
  
   Чему придется учиться. Хорошо писать - от этого никуда не деться.
  
   ВИДЕОХОСТИНГ
  
   Зачем нужен? Когда еще у вашего блога наберется достаточно друзей, а у сайта - достаточно посетителей? Видео в рунете в дефиците, а информация, поданная таким образом, воспринимается легче всего. Большинство наших соотечественников и пишут-то с орфографическими ошибками, а уж читают и вовсе крайне неохотно. Хотите стать владельцем собственного канала? Не вопрос. Просто напишите текст выступления, включите видеокамеру (вариант - фотоаппарат с функцией видео) и расскажите, как замечательно вы лечите ту или иную болячку. А потом просто выложите видео в интернет.
  
   Где взять? Самые популярные видеохостинги - YouTube, RuTube и Видео. Мейл ру. Там, кстати, имеются и простенькие программы для редактирования видео.
  
   Чему придется научиться. Хорошо писать (как же без этого?), уверенно держаться перед камерой и монтировать видео. А еще придется овладеть сложным искусством подбирать ключевые слова - чтобы видео лучше искалось.
  
   ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ
  
   Зачем нужны? Очень многие пациенты ищут "своих" врачей через он-лайн консультации. Это вовсе не значит, что они там задают вопросы. Это означает, что они внимательнейшим образом читают ответы врачей. И выбирают из них наиболее адекватных - тех, кто дает ответы по существу, не навязывая своего лечения. Ответы типа "приходите на консультацию, а там разберемся", конечно же, абсолютно правильные. Только они не работают. Так что придется подробно отвечать, что вы подозреваете (несколько вариантов) и очень подробно рассказывать, как это можно вылечить - опять же, со всеми возможными вариантами. Если ваш ответ пациента устроит, он непременно пойдет смотреть, кто вы такой и кликнет на ваш персональный сайт. Ну а вам, собственно, это и надо.
  
   Где взять? Порталов, предоставляющих услуги интернет-консультантов просто не счесть. На некоторые доктора приходят по приглашению (иногда даже по результатам собеседования в реале, как на 03.ру), но большинству достаточно обычной он-лайн регистрации, как например на портале "Москлиник.ру" или "Грандекс.ру". Очень советую застолбить себе местечко сразу на нескольких и проверять вопросы не реже двух раз в день. Хлопотно? Ну конечно. Но оно того стоит.
  
   Чему придется научиться? Терпеть идиотские вопросы, соблюдать "Кодекс этики врачей рунета" и опять же - хорошо писать.
  
   В общем, если вы действительно постараетесь привлечь пациентов, они к вам непременно придут. И тогда возникает главный вопрос - а как с ними, собственно быть? Как разговаривать, чтобы эти пациенты пришли к вам еще и еще? Чтобы не выкинули ваши рекомендации в помойное ведро или, чего доброго, не настрочили бы жалобу куда-нибудь повыше?
  
   Вот об этом и поговорим в следующий раз.
  
  
  
   "ФИШКИ" НА КОНСУЛЬТАЦИИ
  
   Между частной практикой в России и на благополучном Западе не одна, а целых две большие разницы. Прием частного врача, например, в Италии, стоит от 200 до 400 евро при средней зарплате по стране в 1600 евро. То есть люди готовы отдать до четверти месячного заработка для того, чтобы их принял частный доктор. Это почему? Да потому, что ждать приема у бесплатного специалиста приходится от двух месяцев до полугода. И потом, рано или поздно затраты на прием все равно компенсирует страховая компания.
  
   Чтобы попасть на прием к бесплатному специалисту в Москве, ждать нужно совсем недолго - примерно недели две, и то, если вам крупно не повезет с записью. Средняя стоимость приема в частной клинике - 1000 рублей при средней зарплате около 40 000 рублей. То есть, в отличие от Западной Европы, тратить на прием врача придется не четверть заработка, а ровно в десять раз меньше - 2,5%. Правда и страховые компании тоже не компенсируют нашим гражданам подобных затрат. (По части отказов в страховых выплатах наши страховщики уже давно находятся впереди планеты всей).
  
   Наших с вами соотечественников заставляет обращаться к частным врачам не долгий срок ожидания консультации, а разочарование в бесплатной медицинской помощи - или эта помощь оказывается неэффективной, или врач для решения проблем со здоровьем предлагает решение, которое кажется пациенту неприемлемым. Все остальные причины обращения за платной медицинской помощью существенной роли не играют.
  
   Наличие/отсутствие в помещении евроремонта, свежесть медицинского оборудования и вежливость персонала как критерии выбора куда обратиться проходят по ведомству сказок для дефективных детишек. Верить в них могут только туповатые "бизнес-тренеры" с незаконченным психологическим образованием.
  
   Ваши пациенты придут к вам потому, что им не помогли в районной поликлинике. Вот на этом и будем строить с ними отношения. Вопрос только, как это сделать технически.
  
   ДИАГНОЗ
  
   Если человек уже побывал со своей болячкой в поликлинике, значит, диагноз у него уже есть. И первое, что он вам сообщит, будет как раз этот самый диагноз, возможно, даже поставленный каким-нибудь кандидатом наук или профессором. Профессора, знаете ли, иногда принимают в районных поликлиниках. Цель такого приема мне неизвестна, но факт остается фактом. Так что начинать прием вам придется с того, чтобы уйти от диагноза, поставленного вашему пациенту неизвестно кем и неизвестно при каких обстоятельствах.
  
   "Достать" пациента настолько, чтобы он пошел на прием к частному врачу может не диагноз (каким бы он ни был, это всего-навсего такое слово), а конкретные жалобы. Значит, если пациент, например, говорит вам, что у него гайморит, вы должны спросить у него как его этот самый гайморит беспокоит. И пусть тогда пациент начинает медленно и вдумчиво перечислять, как и когда он чихает и кашляет - время у вас есть. А он, перечисляя жалобы, уже забудет, что пришел лечиться к вам от гайморита - его больше волнует собственное состояние, а не то, как это самое состояние называется.
  
   ЖАЛОБЫ
   Как собирать анамнез и выслушивать жалобы, давно уже изложено во всех учебниках пропедевтики и изложено более чем детально. Применительно к частной практике можно добавить только одно - вы должны быть готовы объяснить пациенту каждую его жалобу.
  
   Например, применительно к тому же гаймориту, вам придется придумать, как объяснить пациенту, почему у него идут или не идут выделения из носа, а так же откуда взялись затруднение дыхания и головная боль. И тогда не исключено, что пациент запросто согласится с тем, что диагноз гайморита, от которого его долго и безуспешно лечили в районной поликлинике проколами куда-то испарится, а взамен него появится другой диагноз - тот, который поставите ему вы.
   Но и это еще не самое главное.
  
   ЗАДАЧА
  
   Вашему пациенту с гайморитом (пусть уж будет гайморит, ладно?) на фиг не нужно, чтобы у него стал бы "чистым" рентгеновский снимок пазух или чтобы кто-нибудь зачеркнул бы в карточке слово "гайморит", заменив его на любое другое (ну скажем "здоров").
  
   Ему нужно, чтобы прекратилась головная боль и восстановилось носовое дыхание. Вот пусть эту задачу для вас он и сформулирует - под вашу диктовку. И только тогда вы можете смело обсуждать с ним ваш план дальнейшего лечения. Пациент может этого не осознавать, но на самом деле он уже готов.
  
  
   НАЗНАЧЕНИЯ
  
   Худшая оценка работы врача - это выброшенный пациентом в мусорную корзину листок с вашими назначениями. Если кто-то из ваших пациентов так поступит, переживать не стоит - по-настоящему отвечать за неправильные и необоснованные назначения вы будете, только если ваш пациент будет их выполнять. За все последствия невыполненных назначений будет отвечать только он сам. А вот чтобы ваш пациент ваши же назначения выполнял от и до, лучше будет договориться с ним обо всем на бережку.
  
   Это значит, что вам придется подробно объяснять, для чего вы рекомендуете те или иные лекарства, манипуляции и обследования. Например, рекомендуя провести общий анализ крови вы запросто можете сказать, что не знаете, чем вызвана инфекция - вирусами или бактериями. И анализ крови вам (а значит и пациенту) необходим, чтобы решить, назначать или не назначать антибиотики. Пойдет ли на это пациент? А то нет! Антибиотиков он боится, а значит, согласится на их применение только тогда, когда это будет обосновано.
  
   ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ЛЕЧЕНИЯ
  
   Некто Элай Лилли - основатель фармацевтической компании имени себя - как-то сказал, что если лекарство не имеет побочных эффектов, то это и не лекарство вовсе. И тем не менее, пациенты чаще всего отказываются от приема препаратов как раз из-за их побочных эффектов, а не из-за их дороговизны. Так что о побочных эффектах от лечения лучше рассказать самому, не ожидая, что пациент прочтет об этом в аннотации к препаратам или того хуже - на каком-нибудь форуме в интернете.
  
   Если вы заранее предупредите его, как относиться к тому или иному побочному эффекту, он будет только благодарен, а аннотацию читать просто не станет. Человек по своей природе ленив, ему проще спросить у кого-нибудь, чем искать информацию самому. И пусть это цинично, но ведь грех не сыграть на этом, правда?
  
  
   ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  
   Существует простой психологический закон: охотнее всех человек слушает сам себя. Ваша задача на приеме - заставить пациента проговорить как можно больше за вас. Он жалуется - вы объясняете происхождение жалоб, он формулирует вашу задачу - вы только помогаете ему в этом. Консультация в частной практике - это своего рода словесное айкидо, когда вы только направляете движения пациента, а не тащите его за волосы к неизбежному выздоровлению.
   Единственное, чего на консультации делать нельзя категорически - пугать пациента. Он и так уже напуган, раз пришел к вам. Дайте ему надежду, и он всегда будет на вашей стороне.
  
   P.S. Среди пациентов, к сожалению, встречаются и злобные идиоты, которые пришли к вам вовсе не за лечением. Как распознавать их и как от них защищаться, мы поговорим в следующий раз.
  
  
  
   ПРОБЛЕМНЫЙ ПАЦИЕНТ
  
   Примерно каждый пятый пациент (данные украдены из "Общей врачебной практики по Джону Нобелю"), обращающийся к врачу, вовсе не собирается лечиться. Цель этих людей - повышение собственной самооценки или же элементарное стремление получить какую-то личную выгоду - от больничного листа по случаю конфликта с начальством до попытки спровоцировать судебный процесс.
  
   В Питере подобную публику врачи когда-то заносили даже в специальную базу данных, чтобы от входа дать им от ворот поворот. Но в других городах доктора все еще в плену ложных представлений типа "пациент всегда прав". Что и приводит их то на скамью подсудимых, то просто на растерзание на страницах интернетовских форумов.
  
   Я постараюсь дать несколько типичных портретов проблемных пациентов и поделиться опытом противодействия жуликам или откровенно сумасшедшим, которые время от времени портят жизнь докторам.
  
   Control freak
  
   Внимательнейшим образом читает лицензию, приложение и договор на оказание медицинских услуг. Беседу с врачом начинает как его потенциальный работодатель, так что у доктора появляется впечатление, что он вновь проходит собеседование. В назначениях рвется обсудить с врачом исключительно побочные эффекты от препаратов. Услышав про анализ крови из пальца, долго допытывается, насколько это опасно.
  
   Чем опасен.Съедает кучу времени (от часа и больше на первичный прием) и мотает нервы. Получив первичную консультацию, исчезает в никуда. Если такой пациент останется, он будет жаловаться вам на побочные эффекты от ваших же назначений. А поскольку такой человек, как правило, ленив и необразован, то эти эффекты он будет просто зачитывать вам по бумажке - с аннотации или из фармацевтического справочника. На этом, кстати, такие типы и ловятся.
  
   Способ противодействия.Через десять минут беседы выставить в коридор под предлогом осмотра следующего пациента - с обещанием непременно продолжить чуть позже. На вопросы, требующие развернутого ответа, отсылать к письменным источникам.
  
   "Плакальщица"
  
   Как правило, женщина с весьма незначительными проблемами. При попытке о них рассказать, ударяется в слезы. Уверена, что у нее непременно будет рак - не сейчас, так потом.
  
   Чем опасна. Потеря времени, как и в предыдущем случае. Если вы дадите Плакальщице свой мобильный, она будет звонить вам в самых неожиданных случаях, заставая вас то в туалете, то у кассы в магазине, то в четыре часа утра. Если этой даме больше семидесяти, каждый раз она будет вас знакомить с разными вариантами своего анамнеза, чем, в конце концов, вас окончательно запутает.
  
   Способ противодействия. Рецепт от доктора Хауса: пациент лжет. Слезы Плакальщицы не имеют никакого реального отношения к делу.
  
Приверженец народной медицины
  
   Судя по его же рассказам, в основном проводит время, гуляя в трусах по зимнему лесу, прихлебывая из фляжки урину и поминутно осеняя себя крестным знамением. Его бабушка была знахаркой и всему его научила в глухой деревне где-то за Уралом. Потом бабушку забрали в секретный институт КГБ, но перед этим она передала ему свой дар предвидения. (На самом деле за плечами такого пациента факультет трубопроводов и канализации политеха и два года на сайте Лечебник.Ру.). Зачем он пришел к вам, непонятно. Окончательно разочаровавшись в медицине сразу по окончании собственного рассказа, уходит, хлопнув дверью.
  
   Чем опасен. Большая френдлента на ЖЖ. Репутацию вам испортит очень надолго.
  
   Способ противодействия. Берегите время и нервы. Дискуссии бесполезны. В шею!
  
   "Олигарх"
   Одет с иголочки в блестящий костюм с люрексом. На запястье - "Лонжин" или "Роллекс", который он как бы невзначай демонстрирует. В любую погоду - остроносые блестящие туфли на тоненькой подошве. Машину оставляет за углом. (Лично я сам знаю десяток мест в Москве, где на докризисные $100 можно одеться точно так же - включая "Роллекс"). Характерные фразы: "док, бабло не проблема", "время - деньги", "делайте все, что нужно, сразу - время дороже". После необходимых процедур и манипуляций уходит, забыв заплатить. Не возвращается никогда.
   Способ противодействия. Под любым предлогом назначайте обследования, а потом уже обещайте сделать все остальное. Но после консультации он не вернется.
  
   "Силовик"
  
   Вариант "олигарха". На короткой ноге с Путиным или на худой конец, с зам. главы районной управы. Трясет перед носом корочками, обещая, что если ему здесь не помогут, разнесет всю контору вдребезги и пополам. Вас лично укатает в Сибирь навечно.
  
   Способ противодействия. Станьте control freak*ом и посмотрите корочки. Они просрочены, а их владелец уволен из участковых три года тому назад за пьянство.
  
   Змея.
  
   Ангел. Начинает со слов: "доктор, Вы - моя последняя надежда. Мне рекомендовали Вас как крупнейшего и о-о-о-опытнейшего специалиста". На процедуры ходит как часы, все назначения выполняет с педантизмом робота с японского конвейера. В самые болезненные моменты преданно смотрит в глаза.
  
   Чем опасен. Накидывается на вас при первом удобном случае без предупреждения, как конвойный пес. Знает досконально, кому и на что жаловаться. По окончании лечения пишет телегу, из которой следует, что вы его обманули, не помогли ничем, нанесли тяжкий вред здоровью, не имеете медицинского диплома вовсе и в свободное от работы время отрезаете хвосты соседским кошкам. Цели такого пациента - самые что ни на есть меркантильные.
  
   Способ противодействия При первом же подозрении отправлять в самую крупную из доступных клиник. Амбулаторную карту вести идеально, все свои выводы и диагнозы подтверждать данными лаборатории и инструментальными исследованиями. Лечить строго по федеральным стандартам оказания медицинской помощи. И даже не думать о левых заработках. Это уже серьезно.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ДЕЛИКАТНАЯ ТЕМА: КАК И ЗА ЧТО БРАТЬ ДЕНЬГИ С ПАЦИЕНТОВ
  
   Вопрос брать или не брать деньги с пациентов периодически обсуждается среди коллег с кучей аргументов "за" и не меньшей кучей аргументов "против". С одной стороны, если денег не брать, докторам придется жить на одну зарплату, которая, кстати сказать, несколько отличается от зарплат менеджеров "Газпрома". С другой - заглядывать в карман пациенту нехорошо, а брать деньги на рабочем месте еще и уголовно наказуемо.
  
   Пока наше с вами государство блуждает в двух соснах, начисто забывая о золотой середине, которая решит все материальные проблемы врачей разом (если вы не поняли, то я говорю о достойной оплате труда), частные клиники решают дилемму просто и изящно. Пациент приходит к доктору, а платит деньги за визит в кассу. То есть, хотя доктор денег и не берет, пациент все равно платит. Фокус состоит только в том, что сколько и за что платить, решает все равно доктор. То есть вы.
  
   Итак, простенький вопрос: что же писать пациенту в направлении в кассу?
  
   Сколько стоит медицинская помощь? Если садиться и считать, она складывается из зарплаты врача, цен на аренду помещения, коммунальные услуги, зарплату персонала и амортизацию оборудования. Во всех учебниках по организации здравоохранения это размазывают на десятки и сотни страниц. Главной составляющей цены - аппетита владельца медицинского центра (или его кредиторов) там почему-то нет. Так что даже имея специализацию по организации здравоохранения, об этой составляющей вы, возможно, узнаете впервые, только придя на работу в частную клинику.
  
   Есть две стратегии удовлетворения этих аппетитов. Согласно первой, пациент приходит в клинику, платит как можно больше, после чего не возвращается никогда. Если вас в первый же день работы познакомили с инструкцией под загадочным названием "перечень необходимых обследований первичных пациентов", то, скорее всего, вы попали именно в такую клинику. Оцените этот перечень с точки зрения врача. На один действительно оправданный пункт там приходятся три, объяснить которые можно только туманным выражением "кабы чего не вышло". Ну а если вам еще при этом и расскажут, что вы будете получать проценты за каждое направление на консультацию и за каждую проданную в аптеке упаковку лекарства, сомнений не будет: вы попали именно в такое место.
   Стоит ли там оставаться, решать, конечно же, только вам. Но перед этим я настоятельно рекомендую зайти на портал "Москлиник.ру" и почитать отзывы пациентов на подобные клиники. Поверьте, это чтение будет весьма поучительным.
  
   Вторую стратегию сформулировал ни кто иной, как Владимир Ильич Ленин. Звучит это так: "лучше меньше, да лучше". Если угодно личную оценку, то мне вторая стратегия нравится гораздо больше. Почему? Да потому, что пациент рассчитывает потратить на вас строго определенное количество денег и ему очень не понравится выскакивать из своего бюджета. Вы знаете эту сумму? Нет. Вот то-то же.
  
   Чтобы определиться с ценой, которую заплатит пациент, есть несколько простых правил. Если вам еще не надоело читать, я их здесь изложу.
  
   Прайс-лист клиники.
   За стоимость медицинских услуг отвечаете в клинике вовсе не вы - ее определяет владелец, а утверждает генеральный директор. Вам лишь остается сделать то, что они (видимо, по дурости) сделать забыли: рассказать при случае пациенту, что входит в каждый конкретный пункт. Например, на консультации пациент оплатит ваше время, интерпретацию ранее сделанных обследований и назначение вами курса лечения и дополнительных обследований.
  
   Загадочный пункт "схема лечения", (который почему-то встречается в прайс-листе каждой второй клиники, если не считать каждую первую), на самом деле существует только для пациентов, которые вламываются в кабинет со словами: "диагноз и анализы у меня есть, назначьте что-нибудь, доктор". Если рискнете назначить - это и "будет схема лечения"; не рискнете - забудьте об этом пункте навсегда.
  
   Две услуги в одной.
   В начале 1990-х годов в перечне платных услуг в одной из московских стоматологических поликлиник я как-то видел такое: "наркоз при лечении зубов - 214 рублей". Пунктом ниже стояло: "выведение из наркоза - 214 рублей". Надо полагать, что пациентам, желающим сэкономить, предлагалось отправляться в кассу под наркозом.
   На самом деле брать деньги за несколько услуг при первичном обращении пациента - такой же идиотизм, как выведение из наркоза отдельным пунктом. Да простят меня коллеги-анестезиологи, но с точки зрения пациентов это выглядит именно так.
   Так что если вы на первичной консультации сделаете пациенту еще и например, УЗИ, помните, что УЗИ в данном случае вы делаете бесплатно. Если пациент оплатит только консультацию, он к вам вернется с большей долей вероятности, чем если оплатит и консультацию, и УЗИ.
  
   Экономия средств пациента
   На самом деле самолечение не только опасно - оно еще и дорого. Если пациент вдруг сам начнет обследоваться "на аллергию", ему придется сдавать ВСЕ панели аллергенов, если он решит выявить у себя инфекцию (которой, возможно, просто нет), ему придется сдавать ВСЕ анализы на инфекции, которые только есть в репертуаре доступной ему лаборатории. И за каждый тест, между прочим, придется платить. Ну а если подсчитать расходы на сосудосуживающие капли у пациентов с нафтизиновой зависимостью, сумма может получиться и вовсе даже астрономическая - особенно, если зависимость эта длится годами.
  
   Поэтому, назначая лабораторные обследования врач не только выбирает нужные тесты - для пациента он должен вычеркивать из списка ненужные. Пусть пациент видит, что вы стараетесь сделать так, чтобы он оплатил только то, что ему действительно необходимо. И кстати - никогда не настаивайте, чтобы пациенты сдавали анализы только в лаборатории вашей клиники (хотя ваше начальство будет настаивать на обратном). Вам нужно, чтобы пациент эти анализы сдал, только и всего. Где он будет это делать, не так уж и важно, вы лишь можете дать ему алгоритм выбора лаборатории. Требовать, чтобы для сдачи анализов он ехал к вам через весь город - верный способ пациента потерять. Человек, знаете ли, всегда ищет, где ему удобнее.
  
   Леваки
   Работая в частной клинике, денег в карман лучше не брать. Конечно, пациенту часто бывает все равно, кому платить - в кассу или вам в карман. Но наше законодательство устроено таким образом, что персональная ответственность врача крайне редко бывает административной и слишком уж часто - уголовной. Так что переложите административную ответственность на свое начальство. Пусть оно хоть иногда будет отрабатывать теплый кабинет и высокую зарплату. Ему это полезно.
  
  
   Так что все очень просто: если ваш пациент заплатит в кассу те деньги, которых, по его мнению, стоит ваша консультация, он с большой долей вероятности придет к вам снова. И еще направит к вам несколько своих знакомых. Если же пациент решит, что с него взяли лишнее (обычно пациенты описывают ситуацию коротко: "обобрали"), он - с той же долей вероятности - постарается всерьез и надолго испортить вам репутацию. Оно вам надо?
  
   Если у вас будет много пациентов, прием будет заполнен всегда, и тогда ни один работодатель не упрекнет вас в том, что вы мало денег берете с пациентов. Если будете брать много, половина приемов будут пустыми. Несложные подсчеты, кстати, показывают, что при большом потоке "дешевых" пациентов доктор зарабатывает больше. Почему?
  
   Да потому, что однажды побывавшие у него пациенты возвращаются к нему снова и снова. И практика действительно начинает расти как снежный ком.
  
  
  
  
  
  
  
   ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ИЛИ КАК УДЕРЖАТЬ ПАЦИЕНТОВ
  
   Социологи шутят, что цивилизованность общества можно измерять в метрах - имеются в виду метры использованной обществом туалетной бумаги. Военные выражаются на этот же счет более лапидарно, но менее цензурно, поэтому высказывания господ офицеров я здесь приводить не буду - тем более, что у нас с вами тоже есть поговорки на этот же счет. Например, такая: "что сделал - запиши, что не сделал - запиши дважды". Или еще одна, более известная: "история болезни пишется для прокурора".
  
   На самом деле в маленьком медицинском центре вашего босса будет волновать состояние выручки, а вовсе не то, как вы ведете амбулаторные карты. Да хоть вовсе их не ведите - меньше бумаги потратите. Она, бумага, между прочим, тоже денег стоит.
  
   Но на самом деле вести амбулаторные карты придется, и как можно более подробно. Для себя. Вы же помните, что ваша задача - набрать как можно больше пациентов, причем для себя, а не для центра, в котором вы работаете на данный момент. Будет, что унести с собой, когда начнете искать новую работу.
  
   Хозяева медицинских центров относятся к выносу амбулаторных карт очень нервно. Они ведь не знают, зачем вы их уносите с собой. А вашим объяснением, что хотите поработать над заполнением карт по старой поликлинической привычке дома, просто не поверят. Значит, амбулаторные карты нужно вести в электронном виде. Так проще, поверьте моему опыту.
  
   Что понадобится.
  
   Компьютер, флешка и минимальное программное обеспечение. Лучше всего вести карты в обычных вордовских файлах (придется купить официальную версию майкрософт офис) или пользоваться программами с открытым кодом, например, Open Office. Некоторые опера из ОБЭП до сих пор не оставили поганой привычки проверять компьютеры докторов на предмет нелицензионного ПО.
  
   Еще лучше - вести карты на удаленном сервере, например, пользуясь сервисом Google Docs. Понадобятся главному врачу клиники ваши карты - распечатаете их для проверки, не понадобятся - будет лучше всем и вам в первую очередь. А заодно сэкономите на флешке. Тем более, что флешку вы можете потерять, или, того хуже, у вас ее может отобрать или какой-нибудь проверяющий или же владелец медицинского центра. А это, знаете ли, будет уже совсем печально.
   Помните - амбулаторные карты ваших пациентов - это ваше единственное достояние. Делить его с владельцем медицинского центра просто глупо. Рано или поздно, но вы все равно расстанетесь, и все наработанное вами должно оставаться при вас. А хозяин - он и так толстый. Не обеднеет.
  
   Зачем все это нужно
   Если вы хотите, чтобы пациенты были бы только вашими, а не пациентами медицинского центра, карты пациентов должны быть у вас под рукой всегда. А ваше общение с пациентами не должно заканчиваться в тот момент, когда вы закончите прием и пойдете домой.
  
   Главное преимущество частного врача - его доступность для пациентов в любое время суток. После любой, даже самой подробной консультации, у пациентов всегда возникают вопросы. Или же они появляются при поступлении каких-то новых данных - результатов лабораторных анализов, инструментальных обследований, наконец, после начала приема назначенных лекарств. И далеко не все эти вопросы необходимо решать на при очном визите пациента - тем более, что пациенты это тоже понимают.
  
   Будет глупо, если пациент в поисках ответов на эти вопросы будет вынужден звонить на ваш рабочий телефон. Так что просто дайте ему (или ей) свой мобильный телефон, а еще лучше - адрес электронной почты (правда, почту после этого придется проверять дважды в день). Зато это даст вам во-первых, возможность отвечать на вопросы тогда, когда вы сами этого захотите, а во-вторых - письменную информацию легче усвоить - и вам (проще посмотреть результаты анализов, чем выслушивать их по телефону) и пациенту (некоторые названия лекарств по телефону легко не расслышать и потом перепутать).
  
   Например, если вы назначите клинический анализ крови, пациент получит его результаты на следующий день. Он может принести их вам лично и оплатить вторую консультацию (если вы откажетесь о этих денег, придется долго объясняться с главврачом медцентра - он подумает, что вы положили за консультацию в карман). А может прислать вам анализ по электронной почте и по ней же получить ваши комментарии к анализу и дополнительные назначения. Ну а вы столь же легко прицепите к амбулаторной карте пациента и результаты анализа, и собственные назначения.
  
   В результате вы сэкономите время, а пациент будет знать, что вы никогда не берете лишних денег (а то, что берете, лишним никак не является), а во-вторых, будет знать, кому ему писать, если у него опять что-нибудь случится. (В самом лучшем положении - наши коллеги-психотерапевты - некоторые из них вообще приноровились проводить сеансы терапии по скайпу).
  
  
   Вообще-то подобная организация труда приведет к тому, что вы получите массу бесплатной работы, которая вкупе с самопиаром в интернете (который тоже вы будете делать совершенно бесплатно) отнимет у вас массу времени и сил. Но если самопиар необходим для привлечения первичных пациентов, то ведение он-лайн консультирования для тех, кто уже побывал у вас на приеме, позволит вам сколь угодно долго удерживать пациентов у себя.
  
   Это значит, что однажды пришедшие к вам пациенты и станут вашими настоящими работодателями. Ну а медцентру, где вы работаете, останется лишь скромная роль организации, которая предоставляет вам кабинет и лицензию.
  
   Де-факто вы станете свободным человеком. И тогда останется только грамотно распорядиться этой свободой.
  
  
  
  
  
  
   ЧЕГО ВЫ СТОИТЕ НА САМОМ ДЕЛЕ
  
   Заработок врача в частной клинике это 20-30 процентов от стоимости приема. Мало? Да нет, цифра вполне себе справедливая. Если эти 20% вы получаете "в белую", а клиника за вас платит все налоги; если клиника предоставляет вам юридическую защиту, а ее специальный отдел занимается привлечением пациентов, заполняя ваш прием до отказа, то почему бы и нет?
  
   Нет - потому, что на практике все обстоит несколько иначе. Вы сами занимаетесь привлечением пациентов, сами закупаете необходимые медикаменты (с точки зрения директора все, что дороже 20 рублей за ампулу покупать не нужно), да вдобавок еще и получаете зарплату в конверте. Наконец, случись что, адвоката вы тоже будете оплачивать из своего кармана.
  
   Подождите называть положение недопустимым. Просто при таком раскладе ваша работа стоит несколько дороже. Скажем, не двадцать процентов, а пятьдесят. Есть смысл поговорить об этом с хозяином клиники? Есть, да еще какой - увеличение вашей зарплаты в два с половиной раза - разве это не смысл? Вопрос только в том, как и когда об этом разговаривать.
  
   КОГДА
   Пока вы работаете в клинике без году неделя, нет смысла разговаривать с хозяином о прибавке - он настолько будет удивлен самим фактом вашего существования, что ни о чем другом просто не будет думать. Как? Разве у меня есть такой сотрудник? Вот сюрприз!
  
   Нужно, чтобы вашу работу в его клинике хозяин осознал и прочувствовал. Наберите побольше пациентов, постарайтесь приносить в кассу стабильную прибыль. Это пригодится вам не только в разговоре с шефом о прибавке. Это пригодится в любом случае.
  
   Если говорить о четких критериях, момент для разговора наступает тогда, когда у вас в течение всего года есть полная запись. Обычно такой момент наступает, когда в вашей картотеке число пациентов переваливает за 1000. На наработку такой картотеки уходит два-три года работы. Много это или мало? Немного. Картотека из 1000 пациентов - это более чем серьезный актив. А серьезные активы накапливаются не за неделю.
  
   Итак, вы набрали за два с половиной года работы больше 1000 пациентов. Прием у вас заполнен всегда, выручка с вашего кабинета наконец-то стала стабильно высокой. Прямое следствие этого - ваше существование наконец-то замечает хозяин клиники. Он может показывать это, здороваясь с вами за руку и почтительно заглядывая в глаза, может демонстративно не замечать вас, но факт остается фактом - наедине с собой хозяин радуется, что вы оказались таким удачным приобретением. Так что самое время преподнести ему ложку дегтя.
  
   КАК
   Намеки, как говорится, излишни. Просто придите в кабинет к директору и скажите, что вы хотите повышения процента. Бояться нечего - вас устроит абсолютно любой ответ. Сидеть на попе ровно вы будете только в том случае, если ваши законные требования будут полностью удовлетворены. При любом другом исходе разговора вам нужно будет действовать.
  
   Но что ответит вам хозяин? Расставаться с деньгами ему хочется, как бы это сказать, не очень. Так что приготовьтесь к тому, что он будет изворачиваться и лгать.
  
      -- Повысить ваш процент невозможно, потому что ему, хозяину и директору клиники и так едва удается сводить концы с концами - налоги-то все растут и растут (врет - вы получаете зарплату в конверте, а значит, налоги клиника платит по минимуму).
  
      -- В последнее время стало трудно выплачивать аренду за помещение (опять врет - с вашим приходом в клинике дела пошли намного лучше)
  
      -- Вы блестяще работаете, и через годик хозяин хочет сделать вас своим соучредителем (и снова врет - сейчас вы просите гораздо меньше, но он почему-то намерен вам отказать)
  
      -- Вы - замечательный врач и прекрасный человек. На самом деле похвала сотруднику, которому отказано в повышении - абсолютно стандартная практика. Впрочем, это тот единственный случай, когда хозяин говорит чистую правду. Он искренне любит если не вас, то уж точно искренне любит деньги, которые вы ему приносите.
  
  
   Что делать, если хозяин предложит вам повышение, но не до 50 процентов, а только до сорока? Радоваться - вы работаете с вполне адекватным руководителем. Если сорок процентов вас не устроят, вернитесь к этому разговору через год.
  
   Если же хозяин откажет вам в повышении, постарайтесь ничем не выдать того, что разговор вас не удовлетворил. Благодарите шефа за уделенное время, соглашайтесь с его аргументами и возвращайтесь к работе.
  
   Вам пора действовать. Что же до вашего хозяина, который так вас хвалил и так искренне жаловался на тяжелую жизнь простого русского капиталиста - ну что ж... Как говорил один из героев вестернов, "господь ненавидит идиотов".
  
  
   ЧТО ДЕЛАТЬ
   Если ваш хозяин - жадный идиот, это вовсе не значит, что идиотами являются все работодатели поголовно. Зато все они жадные. Вот на этом-то мы с вами и сыграем.
  
   Не бойтесь увольняться с насиженного места. Ваши настоящие работодатели - это ваши пациенты, а они останутся всегда при вас. Все, что вам нужно - четыре стены, лицензия и немного оборудования, чтобы осуществлять прием. И если вы готовы платить за это пятьдесят процентов от оборота - это очень щедрое предложение. Получить его - уже большая удача, так что все руководители медицинских центров, к которым вы обратитесь, за это предложение непременно ухватятся. В конце концов, вы предлагаете им стабильный доход за просто так - они уже потратились и на лицензию, и на помещение, и на инструментарий. Вот только отбить его никак не могут. Так что вы явитесь к ним в буквальном смысле - аки ангел с небес.
  
   Постарайтесь письменно сформулировать свое предложение. Укажите месячный оборот со своего приема - его нетрудно подсчитать, если вы знаете собственный процент и помните, сколько вы получали. Это - непроверяемая информация, поэтому вам будут верить на слово. А вот с числом пациентов лучше будет, если вы хоть как-то его подтвердите. Впрочем - это тоже не сложно. Приложите к своему письму снимок экрана компьютера, где будет видно, что это - база данных пациентов и будет видно их число (но не контактные данные и диагнозы!). Поверьте, этого вполне хватит. Вся остальная информация о вас - фамилия, специальность, контактные данные и наличие сертификата - чистая формальность.
  
   Не бойтесь указывать последнее место работы. Да, разумеется, ваш бывший работодатель, если его спросят о вас, постарается нарисовать ваш портрет самыми черными красками. Ну и что? Вы лишили его прибыли - так и неудивительно, что он будет вести себя как брошенный супруг. Все это понимают - в том числе и хозяева тех медицинских центров, с которыми вы будете вести переговоры. Так что ничего не бойтесь - они, эти хозяева, уже заранее любят те деньги, которые вы им принесете. И ради этой любви будут готовы рискнуть всем - лишь бы вы остались у них.
  
  
  
   Теперь не вас выбирают, теперь выбираете вы - это понятно?
  
   Хороший специалист, доказавший свою эффективность - почти единственный сорт свободного человека, который возможен в современном мире. В медицине такая свобода возможна пока только в частной практике. Свобода стоит времени, нервов и труда - но она того стоит.
  
   И я буду очень рад, если мои статьи помогут вам ее обрести.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

39

  
  
  
  

Оценка: 8.66*5  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  В.Свободина "Вынужденная помощница для тирана" (Женский роман) | | Л.Каминская "Не принц, но сойдёшь " (Юмористическое фэнтези) | | Н.Геярова "Шестая жена" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Летняя "Проклятый ректор" (Магический детектив) | | М.Эльденберт "Мятежница" (Приключенческое фэнтези) | | А.Респов "Эскул. Небытие" (ЛитРПГ) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | V.Aka "Девочка. Вторая Книга" (Современный любовный роман) | | А.Эванс "Право обреченной 2. Подари жизнь" (Любовное фэнтези) | | Д.Сойфер "Секрет фермы" (Женский роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"