Лесная Ягода: другие произведения.

Сказка-перевертыш: образ Гарри Поттера как инструмент переформатирования сознания

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


Сказка-перевертыш: образ Гарри Поттера как инструмент

переформатирования сознания

  
   В чем секрет нашумевшего бестселлера, столь популярного у современных подростков? На первый взгляд, это самая обычная сказка, написанная с использованием банальных штампов типа истории Золушки, а также характерного для англоязычной детской литературы изображения жизни в школе-интернате.
   Ничего удивительного нет и в том, что образ главного героя эксплуатирует обычные для современных детей переживания: неосуществленные мечты иметь статусные вещи и развлечения, непонимание родных и недостаток любви и внимания, потребность в дружбе и уважении окружающих.
   Волшебство, колдуны и ведьмы, чудеса и превращения являются обычными атрибутами сказок, но всем этим сказкам и не снилась невиданная популярность истории о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Почему же именно эта книга получила столь широкую известность во всем мире? Кто и зачем организовал раскрутку данного, не сказать, чтобы гениального, произведения?
   Значит, в этой сказке должны быть какие-то особенности, которые выделяют ее среди остальных. Попробуем сравнить историю о Гарри Поттере с типичными волшебными сказками, и разобраться, чем же она отличается от них.
   Итак, волшебники, феи, колдуньи, персонажи типа Бабы Яги и Кащея Бессмертного присутствуют во многих сказках. Но какое место они там занимают? Являются ли они главными героями, теми, с кем себя идентифицирует и кому сочувствует читатель? На чьей мы стороне - Ивана Царевича или Кащея? Естественно, Ивана Царевича, потому что мы склонны понимать и чувствовать именно его, человека, а не обладающее нечеловеческими атрибутами потустороннее существо.
   Но что получится, если автор сказки расскажет нам историю рождения младенца-Кащейки, поумиляется, каким он был в грудничковом возрасте, изобразит, как его мать самоотверженно прятала яйцо, где таилась смерть дорогого дитяти, опишет, что малыш чувствовал, когда его впервые посадили на коня? А сколь эффектными могли бы быть картины первой любви юного Кащея, первого боя, переживаний из-за первого убитого им врага!
   Представили?
   Получится сказка-перевертыш. Читатель, несомненно, проникнется, очаруется, и перестанет воспринимать данного персонажа как однозначно отрицательного, ведь тот, оказывается, так же радуется и боится, так же страдает и переживает - и, волей-неволей, начнет склоняться на его сторону.
   Или, по крайней мере, сделает вывод - что у каждого своя правда, и этих правд может быть несколько, теряя в конечном итоге нравственные ориентиры и способность различать добро и зло, черное и белое.
   В привычных волшебных сказках потусторонние силы могут помогать или вредить главному герою, а тот, в свою очередь, может обращаться к ним за помощью, бороться с ними, побеждать их, и даже эксплуатировать. Но в любом случае сохраняется граница между миром людей и миром сверхъестественных персонажей, а также подчеркивается их чуждость, иноприродность по отношению к человеку.
   В сказке о Гарри Потере мы видим совсем иное. Главный герой - не обычный человек. И это не просто ребенок, обладающий особыми способностями и талантами. В книге совершенно определенно подчеркивается, что он принадлежит иному миру - тайному, живущему по своим законам, существующему параллельно с обычным реальным миром.
   Более того, мы видим презрение к обычным людям, начиная с семейства родственников Гарри - Дурсли, где все - начиная с имени, заканчивая гротескно прописанным пренебрежительным отношением к мальчику, призвано показать их неполноценность по сравнению с волшебниками. Да и само наименование обычных людей - мугли - отдает чем-то уничижительным.
   Вполне здравая критика мещанства и обывательщины, низкой культуры чувств и взаимоотношений в семье главного героя выливается в противопоставление серому, скучному и ограниченному мирку простых людей-муглей яркого, полного чудес и захватывающих приключений мира колдунов и ведьм.
   Динамичный сюжет, необычность и новизна излагаемых сведений, включая описание реальных оккультных практик, наконец, актуальность для детей обсуждаемых проблем во взаимоотношениях с родственниками, сверстниками и учителями - для каждого читателя найдется своя приманка. А дальше увлеченный сериалом о мальчике-волшебнике ребенок будет исподволь воспринимать транслируемые ему идеи.
   К тому же дети любят подражать разного рода героям или тем, кого они считают таковыми. Созданный Роулинг образ Гарри Поттера вошел в их число. Как ему не подражать, он ведь такой обаятельный, а еще - настоящий друг, способный на самоотверженные поступки.
   Вот только детское подражание кумирам в большинстве случаев сводится к копированию внешних атрибутов. И это, к сожалению, весьма активно используют создатели объектов массовой культуры для пропаганды различных пороков. Так, главные герои приключенческих и фантастических произведений, что фильмов, что книг, практически всегда пьют, курят, блудят. А дети и подростки стараются хоть в чем-то уподобиться своим кумирам. Но ведь так трудно стать героем - напряженно учиться и тренироваться, преодолевать трудности, спасать других, рискуя собой. И так легко уподобиться любимому персонажу во внешних атрибутах - эффектно курить дорогие сигареты, поднимать бокалы со спиртным, обнимать красивых девушек.
   Увлечение книгами о Гарри Поттере тоже может негативно повлиять на реальную жизнь ребенка. Начнем с того, что вокруг книг Роулинг выросла целая индустрия - фильмы, сайты, сувениры, развлекательные программы. Чтобы удовлетворить свою страсть, ребенок-фанат будет опустошать кошельки родителей, а те, в свою очередь, будут обогащать дельцов, льющих воду на мельницу пропаганды оккультизма.
   Выросший на книгах о Гарри Поттере человек с бСльшей вероятностью будет воспринимать, как само собой разумеющуюся, веру в гороскопы и приметы, в сглаз и порчу. Для него будет нормальным сходить к гадалке или знахарке. Кто-то, возможно, запустит серьезную болезнь, обращаясь вместо врача к колдуну или экстрасенсу. Кто-то, вместо работы над собой и над взаимоотношениями с близкими, пойдет к ведьме делать приворот или наводить порчу.
   Несомненно, найдутся и те, кто, заинтересовавшись упомянутыми в книге оккультными практиками, решит познакомиться с ними поближе. Найти такую информацию вполне реально, а куда она заведет интересующегося - в психушку или секту сатанистов, никто заранее не спрогнозирует.
   Конечно, вышеперечисленные примеры деструктивного поведения встречались и раньше, до появления творения Роулинг. Эти вещи существовали всегда, но в лице модного детского героя и объекта для подражания они получили мощное подкрепление и хорошую рекламу.
   Вместе с тем я не согласна с обвинением Джоан Роулинг в пропаганде сатанизма. Скорее, автор стала жертвой типичной для современного общества духовной всеядности. В результате в книге, где действие в основном происходит в оккультной реальности, встречаются упоминания о христианских праздниках, а у главного героя даже имеется крестный.
   О том, что не всякая духовность ведет к Небу, большинство людей, к сожалению, не задумывается. Многие считают нормальным носить крест и при этом читать гороскопы. Но Бог христиан - это Бог-ревнитель, не терпящий духовного блуда. Много веков назад первые христиане предпочитали умереть, но не нарушить верности своему Господу. От них не требовали отречения от веры. Их просили всего-навсего поклониться еще и другому божеству, помимо Христа, хотя бы чисто символически. Они отказывались, и их убивали, но до сих пор их именами мы называем наших детей.
   Здесь как раз и кроется ответ на вопрос, почему совершенно заурядная книга получила такую ажиотажную рекламу. Цель проста - отторгнуть как можно больше людей от благодати Божьей, хранящей верных, нанести удар по христианству. Ведь эта религия с ее четкими критериями добра и зла, со строгим запретом всяких контактов с потусторонними силами абсолютно несовместима с оккультными забавами. За неуступчивость и догматизм христианство подвергается ожесточенным нападкам, но его критики сами не ведают, что творят.
   Повергая догматы, посягающие, как им кажется, на их свободу, они на самом деле разрушают стены крепости, под защитой которой выросла вся европейская цивилизация с ее искусством, наукой и гуманистическими ценностями. Как безумцы, они своими руками рубят сук, на котором сидят. Последствия уже видны невооруженным глазом.
   Это и упадок культуры, и остановка научного прогресса, и деградация системы образования, и разрушение семьи. Впрочем, все эти процессы развиваются медленно, и простому человеку не просто бывает заметить и осознать их в окружающей его реальности. Но есть и кое-что гораздо более явное. Это - набирающая все бСльшую силу исламизация Европы. Ничего удивительного - свято место пусто не бывает. Изгоняя Христа, поборники свободы играться в оккультизм открывают дверь полностью отрицающему европейскую культуру и гуманизм варварству и мракобесию.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) М.Боталова "Императорская академия 2. Путь хаоса"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"