─ Почему в США запускали в космос обезьян, а в СССР собак? ─ спросил внук - второклассник.
Бабушка, учительница математики на пенсии, впервые слышала про обезьян. Из хвостатых космонавтов помнит только Стрелку и Белку. Кажется, вернулись на Землю живыми, да, конечно, была фотография в газете, две дворняги в комбинезонах. Кто-то из собак погиб, в самом начале полетов. Только бы внук не потребовал подробностей, но он спросил о кошках: отправляли их в космос или нет?
─ Нет, ─ успокоила она Мишу.
Ответа не знала, но поняла, почему спросил внук. С ним живет любимец вислоухий кот Триша.
─ А ежиков? - Еще одна любовь внука.
─ Не думаю, они дрессировке не поддаются.
─ Поэтому кошки не летали, ─ сделал вывод Миша.
Мальчик растет умным, не по возрасту, но хаотичное поглощение всего, что есть в интернете, высасывает энергию, от этого Миша такой худенький и бледный, за лето не загорел, сильно вытянулся. Учиться в школе ему неинтересно, домашние задания делают вдвоем, но ей все труднее заставлять его.
Бабушка с полувековым педагогическим стажем для внука не авторитет, потому что многого не знает. Но как сохранять авторитет, если про обезьян даже не догадывалась.
Родителям все равно, как Миша учится. Разве так можно, - расстраивается она, единственный ребенок, и такое равнодушие.
Когда рос сын, тоже Миша, она как-то справлялась с родительскими обязанностями. Но он учил только то, что задавали в школе. От и до, как записано в дневнике.
Сын не был домоседом, гулял допоздна, с трудом загоняли домой, особенно летом. Еще бы, детство проходило на берегу бухты, рядом степь, раздолье для игр.
Она теперь живет одна, сын с семьей переехал в район с высотками плотной застройки и детскими площадками, но затащить ребенка на горку или качели не мог даже отец, а ведь внук к нему сильно привязан.
К бабушке в гости он не хочет, опять будет ворчать и заставлять гулять, - бухта, степь, что в них интересного. Вот и сейчас она с трудом вывела Мишу на прогулку с условием, что ненадолго, пройдутся по тропинке до выхода в открытое море и вернутся домой ждать его родителей.
Не прошли и половины пути, их догнал мальчик чуть старше Миши, класс третий, лицо бледное, тоже все лето провел дома. Кроссовки на босых ногах, черная куртка, за спиной рюкзак, из школы, вторая смена, - догадалась она. Он спустился к морю и заспешил по каменистому берегу, скользя и перепрыгивая через валуны, хотя по тропинке идти быстрее и безопаснее. Кроссовки мокрые.
Погруженная в невеселые мысли, бабушка не поняла, от чего внук вдруг подпрыгнул и возбужденно заговорил: "Вот везуха! Как повезло! Я бегу, бабушка!" ─ Он сбежал с тропинки и помчался по кочкам и ямам. У бабушки заныли ноги. Она услышала крики детей и увидела впереди на берегу трубы, вчера их не было. Синие, пластиковые, сложенные треугольником друг на друга, в основании три, выше две и одна, похоже на призму длиной метров двенадцать.
По трубам бегали мальчики, постарше Миши, и что-то кричали. На земле лежала горка школьных рюкзаков. Кто-то скакал по верху, кто-то прыгал на нижний уровень, то ли хаотично бегали, то ли ловили друг друга и кричали от восторга. Самый высокий из них стал притопывать и размахивать руками, изображая танец.
Она отошла в сторону и увидела за призмой еще одну, и еще: четыре призмы и в каждой по десять труб. Если сорок умножить на двенадцать.., но вдруг поняла, что Миша исчез. Внука нигде не было. Заныло сердце. Наверх без посторонней помощи он залезть бы не смог.
Может, упал в воду? Нет, здесь мелко, утонуть невозможно. Наверное, внутри трубы, рост позволял забраться туда и даже побегать. Не ошиблась, он появился из четвертой призмы, помахал ей рукой. Снова исчез и вынырнул рядом с ней. Он появлялся, исчезал и снова появлялся в неожиданных местах. Разрумянился, в глазах восторг, такого внука она давно не видела.
Ей тоже захотелось, даже примерилась, можно и залезть, но только вприсядку. А, жаль, она помнит трубу, вполовину короче, под железнодорожным полотном недалеко от школы. Мальчишки и девчонки бежали туда после уроков, забирались в тоннель и кричали так, что эхо еще долго звучало, жутковато, перехватывало дыхание, в груди что-то дрожало, она выскакивала на свет и попадала в лужу. Вода обжигала ступни холодом. Но она опять ныряла в тоннель, выскакивала, и свет ослеплял ее.
Миша бежит молча, чуть согнувшись и касаясь ладонями гладких стен, ускоряется на выходе, выскакивает и зажмуривается от яркого солнца. Что бы кто ни говорил про мировое информационное поле, - мир познается детьми в ощущениях.
Позвонил сын, уже в дороге, спросил, можно ли зайти в торговый центр, Миша не будет капризничать?
─ Мы у моря, тут трубы привезли, большие, похожи на канализационные, он бегает как по лабиринту, говорит, что повезло.
─ Не спугни, ─ обрадовался сын, что-то сказал жене. ─ Вы не спешите домой, если мы приедем первыми, то подождем.
Детей спугнул охранник, появился с пакетом, видимо, ходил в магазин. Только сейчас она заметила его будку. Мальчишки схватили рюкзаки и разбежались. Появился Миша и огляделся.
─ А где все? ─ Увидел охранника, все понял. ─ Тут чей-то рюкзак лежит.
─ Дай-ка мне, не первый раз, верну владельцу, не бойся.
Охранник подтвердил, да, трубы под канализацию, нужно выводить далеко в море, так что это надолго.
Миша всю обратную дорогу носился кругами и возбужденно повторял: "Повезло! Везуха приключилась, никто не поверит. Я завтра тоже приеду. Мы с тобой тихонько подкрадемся с другой стороны, и я побегаю. Ладно?"
Родители их ждали. Обычно они забирали от бабушки сонного и раздраженного сына, счастливого давно не видели.
Дома Миша с отцом надолго зависли в интернете, просматривали, как стыкуются трубы. Техники сколько, интересно как. Ну, его, космос, пусть собак запускают, лучше быть трубоукладчиком, - решил Миша. Отец его поддержал.
Бабушка долго не могла уснуть, представлялся холодный космос, черная ночь, пугающие яркостью звезды, светят, но не греют, - полное одиночество. Страшно человеку. А каково им, прирученным зверькам? Какой ужас испытывали там, на орбите.
Ей было жалко обезьянок. Собачек тоже жалко, но обезьянки ближе к нам. Может, зря отправляли их на явную смерть? Но благодаря им потом удалось запустить в космос человека. Зачем? Как зачем, она учила в школе, что с полетом Юрия Гагарина наступила космическая эра, каждый должен это ощутить на себе.
Но ответ не успокоил, для чего так рисковать, если на земле еще много дел. Может, просто так, потому что кому-то интересно. Да нет же, космонавты там по году летают, опыты проводят, что-то ведь делают на пользу человечеству.
Она чувствовала, что не хватает знаний, что мыслит узко, что устарела. Но запоздавшие на много лет переживания не давали уснуть, стучало сердце, старость безрадостна, как будто бежишь по тоннелю, а выхода нет. Попыталась себя успокоить, что еще рано об этом думать, вспомнила, что завтра приедет внук, сам захотел. Только бы не испортилась погода. За ним надо следить, мальчики бесстрашные, по опыту знает. Потом они взрослеют, но почти не меняются, такие они, для них скука страшнее страха. Но внук растет хорошим, от скуки зла не сделает никому. Никому и никогда, - хочется верить.