Когда БУКВЫ LИ R повернули за угол в конце улицы, Келли проходила мимо церкви Святого Имени. Он быстро поднялся на крыльцо, открыл тяжелую дверь и шагнул внутрь, оставив ее приоткрытой, чтобы видеть происходящее.
"Лендровер" был разобран до самого необходимого, так что водитель и двое полицейских, сидевших на корточках сзади, были полностью обнажены. Они были одеты в характерную темно-зеленую форму Королевской полиции Ольстера, держа пистолеты-пулеметы Sterling наготове для немедленного действия. Они скрылись на узкой улочке, ведущей к центру Друмора, и он на мгновение задержался там, в безопасности полутьмы, ощущая знакомый запах.
- Благовония, свечи и святая вода, - тихо сказал он и опустил палец в гранитную чашу у двери.
"Могу ли я что-нибудь сделать для тебя, сын мой?"
Голос был чуть громче шепота, и, когда Келли обернулась, из темноты выступил священник, пожилой мужчина в поношенной сутане, с очень белыми волосами, поблескивающими в свете свечи, в одной руке он держал зонтик.
"Просто укрылся от дождя, вот и все, отец", - сказала ему Келли.
Он стоял там, слегка ссутулив плечи, глубоко засунув руки в карманы старого коричневого плаща. Он был маленького роста, самое большее пять футов пять дюймов, ненамного больше мальчика, и все же его белое дьявольское лицо под полями старой фетровой шляпы, темные задумчивые глаза, которые, казалось, смотрели насквозь, намекали на нечто большее.
Все это старый священник видел и понимал. - Я думаю, вы живете не в Друморе, - мягко улыбнулся он.
"Нет, отец, просто проходил мимо. Я договорился встретиться со своим другом здесь, в пабе под названием Murphy's".
В его голосе отсутствовал характерный резкий акцент жителя Ольстера. Священник спросил: "Вы из Республики?"
"Дублин, святой отец. Ты знаешь заведение Мерфи? Это важно. Мой друг обещал подбросить меня до Белфаста. У меня есть шанс там поработать".
Священник кивнул. - Я покажу тебе. Мне по пути.
Келли открыл дверь, старик вышел на улицу. Шел сильный дождь, и он раскрыл зонтик. Келли пристроилась рядом с ним, и они пошли по тротуару. Послышались звуки духового оркестра, игравшего старый гимн "Пребудь со мной", и голоса зазвучали громче, меланхоличные под дождем. Старый священник и Келли остановились, глядя вниз, на городскую площадь. Там был гранитный военный мемориал, к его подножию были возложены венки. Вокруг него собралась небольшая толпа, оркестр с одной стороны. Служитель Ирландской церкви проводил службу. Четверо стариков гордо держали флаги под дождем, хотя британский флаг был единственным, с которым Келли была знакома.
"Что это?" - требовательно спросил он.
"День перемирия в память о погибших в двух мировых войнах. Это местное отделение Британского легиона там, внизу. Нашим друзьям-протестантам нравится крепко держаться за то, что они называют своим наследием".
"Это правда?" - спросила Келли.
Они пошли дальше по улице. На углу стояла маленькая девочка, не больше семи-восьми лет. На ней был старый берет, на пару размеров больше, чем ее пальто. В ее носках были дырки, а обувь была в плохом состоянии. Ее лицо было бледным, кожа туго натянута на выступающих скулах, но карие глаза были настороженными, умными, и она сумела улыбнуться, несмотря на то, что ее руки, державшие картонный поднос перед ней, посинели от холода.
- Бедное мое дитя, тебе следовало бы быть дома в такой день. - Он нашарил в кармане монетку и опустил ее в ее жестянку для сбора пожертвований, положив себе алый мак. "В память о наших славных погибших", - сказал он Келли.
- Это правда? - Келли обернулся и увидел маленькую девочку, робко протягивающую ему мак. - Купите мак, сэр.
"А почему бы и нет?"
Она приколола мак к его плащу. Келли какое-то время смотрел на маленькое напряженное личико с потемневшими глазами, затем тихо выругался себе под нос. Он достал из внутреннего кармана кожаный бумажник, открыл его и извлек две фунтовые банкноты. Она изумленно уставилась на них, а он свернул их и сунул в ее жестянку для сбора. Затем он осторожно взял у нее из рук поднос с маками.
"Иди домой", - мягко сказал он. "Оставайся в тепле. Скоро ты обнаружишь, что мир достаточно холодный, малышка".
В ее глазах было недоумение. Она не поняла и, повернувшись, убежала.
Старый священник сказал: "Я сам был на Сомме, но те, кто здесь, - он кивнул в сторону толпы у кенотафа, - предпочли бы забыть об этом". Он покачал головой, когда они двинулись дальше по тротуару. "Так много мертвых. У меня никогда не было времени спросить, был ли человек католиком или протестантом".
Он остановился и посмотрел через дорогу. Выцветшая вывеска гласила: "Избранный бар Мерфи". "Значит, мы здесь. Что ты собираешься с ними делать?'
Келли опустила взгляд на поднос с маками. - Бог знает.
"Обычно я нахожу, что Он так и делает". Старик достал из кармана серебряный портсигар и выбрал сигарету, не предложив ее Келли. Он выпустил дым и закашлялся: "Когда я был молодым священником, я посетил старую католическую церковь в Норфолке в Стадли Констебл. Там была замечательная средневековая фреска, созданная каким-то неизвестным гением или кем-то еще. Смерть в черном капюшоне и мантии пришла забрать свою жатву. Сегодня я снова увидел его в моей собственной церкви. Единственное отличие заключалось в том, что на нем были фетровая шляпа и старый плащ."Он внезапно вздрогнул.
- Иди домой, отец, - мягко сказала Келли. - Для тебя здесь слишком холодно.
"Да", - сказал старик. "Слишком холодно".
Он поспешил прочь, когда группа заиграла очередной гимн, а Келли повернулась, поднялась по ступенькам паба и толкнула дверь. Он оказался в длинной, узкой комнате, в одном конце которой горел камин с углем. Там было несколько чугунных столов и стульев, скамья вдоль стены. Сам бар был из темного красного дерева с мраморной столешницей, латунная перекладина на уровне ног. У большого зеркала стоял обычный ряд бутылок, позолота отслаивалась, открывая дешевую штукатурку. Посетителей не было, только бармен, прислонившийся к пивным насосам, мужчина плотного телосложения, почти лысый, с заплывшим жиром лицом, в рубашке без воротника, запачканной у горла.
Он взглянул на Келли и взял поднос с маками. - У меня есть один.
- Разве не все мы? - Келли поставила поднос на стол и облокотилась на стойку. - А где все? - спросила я.
"На площади во время церемонии. Это городок для тусовщиков, сынок".
"Откуда ты знаешь, что я не один из них?"
"И я работаю трактирщиком двадцать пять лет? Перестань. Что тебе нравится?"
"Бушмиллс".
Толстяк одобрительно кивнул и потянулся за бутылкой. - Человек со вкусом.
"Ты Мерфи?"
- Мне так сказали. - Он закурил сигарету. - Ты не из этих мест.
"Нет, я должен был встретиться здесь с другом. Возможно, вы его знаете?"
"Как его зовут?"
"Кухулин".
Улыбка исчезла с лица Мерфи. - Кухулин, - прошептал он.
"Последний из темных героев".
Мерфи сказал: "Боже, но вам, ребята, нравятся ваши мелодрамы. Как плохая пьеса по телевизору субботним вечером. Вам сказали не носить оружие".
- И что? - спросила Келли.
"Полиция была очень активна. Личный досмотр. Они бы наверняка тебя задержали".
"Я не ношу с собой".
"Хорошо". Мерфи достал из-под стойки большую коричневую сумку. "Прямо через площадь находятся полицейские казармы. Грузовику местной провизионной фирмы разрешается въезжать в ворота ровно в двенадцать часов каждый день. Забрось это за спину. Там столько, что хватит, чтобы разнести половину казармы. - Он сунул руку в сумку. Раздался отчетливый щелчок. - Ну вот, у тебя есть пять минут.
Келли взяла сумку и направилась к двери. Когда он добрался до него, Мерфи крикнул: "Эй, Кухулин, темный герой?" Келли повернулся, и толстяк поднял бокал в его честь. - Ты же знаешь, что они говорят. Пусть ты умрешь в Ирландии".
Было что-то в глазах, насмешка, которая пронзила Келли, как лезвие бритвы, когда он вышел на улицу и направился через площадь. Группа исполняла другой гимн, толпа пела, не выказывая ни малейшего желания двигаться, несмотря на дождь. Он оглянулся через плечо и увидел, что Мерфи стоит на верхней ступеньке перед пабом. Странно, но затем он несколько раз махнул рукой, словно подавая кому-то сигнал, и с внезапным ревом ободранный Land Rover выехал из боковой улицы на площадь и заскользил дальше боком.
Келли бросился бежать, поскользнулся на влажных булыжниках и упал на одно колено. Рукоятка пистолета "Стерлинг" больно врезалась ему в почки. Когда он закричал, водитель, который, как он теперь увидел, был сержантом, сильно наступил ногой на протянутую руку Келли и поднял сумку. Он перевернул его вверх дном, и оттуда выпали дешевые деревянные кухонные часы. Он пнул их, как футбольный мяч, через площадь в толпу, которая рассеялась.
"В этом нет необходимости!" - крикнул он. "Это отстой!" Он наклонился и схватил Келли за длинные волосы на затылке. "Вы никогда ничему не учитесь, не так ли, ваша чертова компания? Ты никому не можешь доверять, сын мой. Они должны были научить тебя этому".
Келли посмотрел мимо него, на Мерфи, стоящего на ступеньках перед баром. Итак, информатор. Все еще проклятие Ирландии, не то чтобы он злился. Теперь только холод - ледяной, и дыхание замедленное, вдыхает и выдыхает из легких.
Сержант схватил его за шиворот, поставил на колени, согнул, как животное. Он наклонился, запустив руки под мышки и по телу в поисках оружия, затем толкнул Келли к "Лендроверу", все еще стоя на коленях.
"Ладно, руки за спину. Тебе следовало остаться дома, в болотах".
Келли начал вставать, держась двумя руками за рукоятку пистолета Браунинг, который он так тщательно прикрепил скотчем к внутренней стороне ноги над левой лодыжкой. Он вырвал его и выстрелил сержанту в сердце. Сила выстрела сбила сержанта с ног, и он врезался в ближайшего к нему констебля. Мужчина развернулся, пытаясь сохранить равновесие, и Келли выстрелил ему в спину, Браунинг уже летел по дуге в сторону третьего полицейского, который в тревоге повернулся с другой стороны "Лендровера", поднимая свой пистолет-пулемет, но слишком поздно, когда третья пуля Келли попала ему в горло, отбросив его к стене.
Толпа разбегалась, женщины кричали, некоторые из группы побросали свои инструменты. Келли стояла совершенно неподвижно, очень спокойная посреди кровавой бойни, и смотрела через площадь на Мерфи, который все еще стоял на верхней ступеньке у входа в бар, словно замороженный.
Браунинг взметнулся вверх, когда Келли прицелился, и голос прокричал через громкоговоритель по-русски, перекрикивая шум дождя: "Хватит, Келли! Хватит!"
Келли обернулся, опуская пистолет. Мужчина с громкоговорителем, приближающийся по улице, был одет в форму полковника КГБ, с плеч у него была наброшена военная шинель, защищающая от дождя. Мужчине, стоявшему рядом с ним, было чуть за тридцать, высокий и худой, с сутулыми плечами и светлыми волосами. На нем был кожаный плащ и очки в стальной оправе. Позади них несколько отрядов русских солдат с винтовками наизготовку вышли из боковых улиц и направились к площади. Они были в боевой форме и носили значки бригады "Железный молот" элитного командования сил специального назначения.
- Вот хороший мальчик! Просто опусти пистолет! - крикнул полковник. Келли повернулся, его рука взметнулась вверх, и он выстрелил один раз, потрясающий выстрел, учитывая расстояние. Большая часть левого уха Мерфи оторвалась. Толстяк закричал, его рука потянулась к голове, сквозь пальцы потекла кровь.
"Нет, Михаил! Хватит!" - крикнул мужчина в кожаном пальто. Келли повернулась к нему и улыбнулась. Он сказал по-русски: "Конечно, профессор, все, что вы скажете", - и осторожно положил браунинг на капот "Лендровера".
"Я думал, вы сказали, что его обучали делать то, что ему говорили", - потребовал полковник.
Армейский лейтенант выступил вперед и отдал честь. - Один из них все еще жив, двое мертвы, полковник Масловский. Какие будут приказы?
Масловски проигнорировал его и сказал Келли: "Ты не должен был носить оружие".
"Я знаю", - сказала Келли. "С другой стороны, согласно правилам игры, Мерфи не должен был быть информатором. Мне сказали, что он из ИРА".
- Значит, ты всегда веришь тому, что тебе говорят?
- Партия велит мне это сделать, товарищ полковник. Может быть, у вас есть для меня новый свод правил?" - Масловский был зол, и это показывало, что он не привык к подобному отношению - ни от кого. Он открыл рот, чтобы гневно возразить, и внезапно раздался крик. Маленькая девочка, которая продала Келли маки, пробилась сквозь толпу и упала на колени рядом с телом сержанта полиции.
"Папа", - причитала она по-русски. "Папа". Она посмотрела на Келли, ее лицо побледнело. "Ты убил его! Ты убил моего отца!"
Она набросилась на него, как молодая тигрица, вцепившись ногтями в его лицо и истерически плача. Он крепко держал ее за запястья, и внезапно все силы покинули ее, и она безвольно прислонилась к нему. Его руки обвились вокруг нее, он прижал ее к себе, гладя по волосам, шепча на ухо.
Старый священник вышел из толпы. - Я отвезу ее, - сказал он, нежно положив руки ей на плечи.
Они отошли, толпа расступилась, пропуская их. Масловский крикнул лейтенанту: "Хорошо, давайте очистим площадь". Он повернулся к мужчине в кожаном пальто. "Я устал от этого вечного украинского дождя. Давай вернемся в дом и возьмем с собой твоего протеже. Нам нужно поговорить".
КГБ - крупнейшая и наиболее сложная разведывательная служба в мире, полностью контролирующая жизни миллионов в самом Советском Союзе, ее щупальца протянулись в каждую страну. Суть дела, его самая секретная область из всех, касается работы 13-го отдела, который отвечает за убийства, покушения и саботаж в зарубежных странах.
Полковник Иван Масловский командовал 13-м отделом в течение пяти лет. Он был коренастым, довольно брутального вида мужчиной, чья внешность не соответствовала его происхождению. Родился в 1919 году в Ленинграде, в семье врача, учился на юридическом факультете в этом городе, завершив учебу всего за несколько месяцев до немецкого вторжения в Россию. Начало войны он провел в тылу, сражаясь с партизанскими отрядами. Его образование и способности к языкам позволили ему перейти в контрразведывательное подразделение военного времени, известное как СМЕРШ. Его успех был таков, что после войны он остался на разведывательной работе и никогда не возвращался к юридической практике.
Он был главным образом ответственен за создание весьма оригинальных школ для шпионов в таких местах, как Гачина, где агентов обучали работать в англоязычных странах в точной копии английского или американского городка, живя точно так же, как они жили бы на Западе. Необычайно успешное проникновение КГБ во французскую разведывательную службу на всех уровнях было, в основном, результатом школы, которую он основал в Грозне, где упор делался на все французское: окружающая среда, культура, кулинария и одежда были точно воспроизведены.
Его начальство полностью верило в него и дало ему карт-бланш на расширение системы, что объясняло существование небольшого ольстерского торгового городка под названием Друмор в глубине Украины.
Комната, которую он использовал в качестве офиса, когда приезжал из Москвы, была достаточно обычной, с письменным столом и картотеками, большой картой Друмора на стене. В открытом камине ярко горели поленья, и он стоял перед ними, наслаждаясь теплом, потягивая кружку крепкого черного кофе с водкой. Дверь позади него открылась, вошел мужчина в кожаном пальто и, дрожа, подошел к камину.
"Боже, но там холодно".
Он налил себе кофе и водки с подноса на столе и подошел к камину. Полу Черни было тридцать четыре года, он был красивым добродушным мужчиной, который уже имел международную репутацию в области экспериментальной психологии; значительное достижение для человека, родившегося в семье кузнеца в деревне на Украине. Шестнадцатилетним мальчиком он сражался в партизанском отряде на войне. Руководитель его группы преподавал английский язык в Московском университете и распознал талант, когда увидел его.
Черный поступил в университет в 1945 году. Он специализировался на психологии, затем провел два года в отделении экспериментальной психиатрии Дрезденского университета, получив докторскую степень в 1951 году. Его интерес к бихевиористской психологии привел его в Пекинский университет, где он работал с известным китайским психологом Пин Чоу, чьей специализацией было использование бихевиористских методов при допросе и кондиционировании британских и американских военнопленных в Корее.
К тому времени, когда Черный был готов вернуться в Москву, его работа по обусловливанию человеческого поведения с помощью павловских методик привлекла к нему внимание КГБ и, в частности, Масловского, который сыграл важную роль в назначении его профессором экспериментальной психологии в Московском университете.
"Он индивидуалист", - сказал Масловски. "Не уважает власть. Полностью не подчиняется приказам. Ему сказали не носить оружие, не так ли?"
"Да, товарищ полковник".
"Итак, он не подчиняется приказам и превращает рутинные учения в кровавую баню. Не то чтобы я беспокоился об этих проклятых диссидентах, которых мы здесь используем. Один из способов заставить их служить своей стране. Кстати, кто были полицейские?'
- Я не уверен. Дай мне минутку. - Черни поднял телефонную трубку. - Левин, подойди сюда.
"Кто такой Левин?" - спросил Масловский.
"Он здесь около трех месяцев. Еврейский диссидент, приговоренный к пяти годам за тайную переписку с родственниками в Израиле. Он руководит офисом с чрезвычайной эффективностью".
"Какой была его профессия?"
"Физик -конструктор. Я думаю, он был связан с проектированием самолетов. У меня есть все основания полагать, что он уже осознал ошибочность своего пути".
"Они все так говорят", - сказал ему Масловски.
Раздался стук в дверь, и вошел мужчина, о котором шла речь. Виктор Левин был невысоким человеком, который казался крупнее только из-за стеганой куртки и брюк, которые он носил. Ему было сорок пять лет, у него были седые волосы, а его стальные очки были заклеены скотчем. У него был затравленный вид, как будто он ожидал, что КГБ в любой момент откроет дверь пинком, что в его ситуации было небезосновательным предположением.
- Кто были те трое полицейских? - Спросил Черный.
"Сержантом был человек по фамилии Воронин, товарищ", - сказал ему Левин. "В прошлом актер Московского художественного театра. Он пытался дезертировать на Запад в прошлом году, после смерти своей жены. Приговор - десять лет.'
"А ребенок?"
"Таня Воронинова, его дочь. Я должен проверить двух других".
"Сейчас неважно. Ты можешь идти".
Левин вышел, и Масловски сказал: "Вернемся к Келли. Я не могу смириться с тем фактом, что он застрелил того человека возле бара. Прямое нарушение моего приказа. Имейте в виду, - добавил он неохотно, - потрясающий кадр ".
"Да, он хорош".
"Еще раз проверь для меня его биографию".
Масловский налил еще кофе и водки и сел у камина, а Черный взял со стола папку и открыл ее. "Михаил Келли, родился в деревне под названием Баллигар в Керри. Это в Ирландской Республике. 1938 год. Отец, Шон Келли, активист ИРА во время Гражданской войны в Испании, где он встретил мать мальчика в Мадриде. Марта Вронская, советская гражданка.'
"И, насколько я помню, отец был повешен британцами?"
"Совершенно верно. Он принимал участие в кампании бомбардировок ИРА в районе Лондона в первые месяцы Второй мировой войны. Был пойман, предан суду и казнен".
"Еще один ирландский мученик. Кажется, они процветают за счет них, эти люди".
"Марта Вронски получила ирландское гражданство и продолжала жить в Дублине, зарабатывая на жизнь журналистикой. Мальчик ходил там в иезуитскую школу".
"Воспитанный как католик?"
"Конечно. Эти довольно странные обстоятельства привлекли внимание нашего человека в Дублине, который сообщил в Москву. Потенциал мальчика был очевиден, и мать убедили вернуться с ним в Россию в 1953 году. Она умерла два года спустя. Рак желудка.'
"Итак, ему сейчас двадцать, и он умен, я так понимаю?"
"Очень даже. У него талант к языкам. Просто впитывает их." Черный снова взглянул на досье. "Но его особый талант - актерский. Я бы зашел так далеко, что сказал, что у него это гениально получается.'
"В высшей степени уместно в данных обстоятельствах".
"Если бы все сложилось по-другому, он вполне мог бы достичь величия на этом поприще".
"Да, но он может забыть об этом", - кисло прокомментировал Масловский. - Похоже, у него хорошо развиты инстинкты убийцы.
"Бандитизм в делах такого рода не проблема", - сказал ему Черный. "Как товарищ полковник хорошо знает, убивать можно обучить любого, вот почему мы делаем упор на мозги при вербовке. Однако Келли обладает очень редкими способностями к обращению с пистолетом. Совершенно уникальным.'
"Так я и заметил", - сказал Масловски. "Убивать вот так, так безжалостно. В нем, должно быть, сильная натура психопата".
"Не в его случае, товарищ полковник. Возможно, это немного сложно понять, но, как я уже говорил вам, Келли - блестящий актер. Сегодня он сыграл роль боевика ИРА и довел ее до конца, как будто играл эту роль в фильме.'
"За исключением того, что не было режиссера, которого можно было бы вырезать, - заметил Масловски, - и мертвец не встал и не ушел, когда камера остановилась".
"Я знаю", - сказал Черни. "Но это психологически объясняет, почему ему пришлось застрелить троих человек и почему он стрелял в Мерфи вопреки приказу. Мерфи был доносчиком. Он должен был понести наказание. В той роли, которую он играл, Келли не мог действовать каким-либо другим образом. В этом цель тренинга.'
- Хорошо, я понял суть дела. И ты думаешь, он готов сейчас выйти на холод?