Я сижу на террасе таверны "Дельмар" в порту Элунды. В тени навеса стоит ящик. Здесь удушающе жарко, бриз, дующий с моря, кажется, исходит от огромного фена. Я вспотел с тех пор, как вышел из такси, которое доставило меня сюда. Мужчина напротив меня подает руку горничной, стройной молодой женщине с заразительной улыбкой. Он заказывает два новых бокала местного пива. Я беру печенье из миски, бросаю его в чистую воду залива, видимо, это разрешено, потому что горничная тоже делает это регулярно. Менее чем через пять секунд десятки рыб борются за поклевку в клубке обтекаемых серебристых тел.
‘ Я все еще не понимаю, зачем вы привезли меня сюда.
Мужчина, на мой взгляд, ему около шестидесяти лет, берет очки, которые подает горничная. Его коротко подстриженные волосы, сильно загорелая кожа и безупречно белая рубашка придают ему определенный авторитет. У меня такое чувство, что я разговариваю со своим отцом. От него также исходит много спокойствия. Стильный пожилой мужчина. На его шее висит золотая цепочка с кулоном в форме двойного топора - древнего критского символа возрождения.
"Ты скоро узнаешь.’
Он указывает на коробку, прикладывается губами к стакану, отпивает ледяное пиво. Я следую его примеру, потому что не знаю, что сказать. Мужчина оплатил мой перелет, забронировал номер в пятизвездочном отеле и перевел неплохую сумму на мой счет. Я бросаю еще одно печенье в воду, жду голодную рыбу. Я впервые на Крите, мифическом острове Минотавра. Я помню лабиринт царя Миноса и впечатляющий побег Дедала и Икара, которые с помощью самодельных крыльев пытались пересечь море на уроке истории. Я также смутно помню, кто платит перевозчику, любимую книгу моей матери, основанную на успешном британском телесериале, действие которого происходит в основном в Элунде.
"Кстати, кто ты такой?’
- Тот, кто желает тебе добра.’
- Вы давно здесь живете? - спросил я.
- Почти сорок шесть лет.’
Я киваю, прикидывая примерный возраст в уме. Он замечает удивление на моем лице.
"Большинство людей говорят, что я выгляжу моложе семидесяти", - говорит он с меланхоличной улыбкой. "Это зависит от еды: жареная рыба и оливковое масло. Средний возраст на Крите самый высокий во всей Европе.’
Он поднимает стакан, пьет и берет печенье из вазочки. Я смотрю через его плечо. Мой взгляд падает на здание в конце набережной. На фасаде - Т АВЕРН Ф. ЭРРИМЕН. Я качаю головой.
"Что-то не так?’
‘Нет’.
Я отвожу взгляд от фасада, внимательно смотрю на коробку передо мной. Углы крышки усилены металлом серебристого цвета, мраморный картон напоминает мне обложку старомодного регистра. Коробка в отличном состоянии, хотя я думаю, что она довольно старая.
"Хочешь чего-нибудь поесть?’
Я смотрю на часы. Десять минут второго, в животе у меня уже давно урчит. Большинство людей на террасе ужинают.
"Есть красный окунь и сибас", - говорит он
Я бы с удовольствием открыла коробку и наконец-то узнала, зачем сломя голову полетела на Крит, но перспектива отведать порцию жареного морского окуня вызывает у меня тошноту и слабость. Я говорю "да". Мой хозяин опустошает свой бокал, подзывает горничную, просит счет. Я бросаю в воду еще одно печенье, выпиваю по очереди свой стакан, беру коробку и следую за ней в ресторан неподалеку, где эффектный владелец, лысый мужчина пятидесяти с чем-то лет с пышными усами, встречает нас с распростертыми объятиями. Он обменивается несколькими словами с моим хозяином. Я не понимаю по-гречески, но мне и не нужно знать, о чем они говорят. На холодильном прилавке перед рестораном лежит дюжина рыб. Мой хозяин указывает на один из них, хозяин энергично кивает и провожает нас к столику на понтоне у самой воды.
- Вчера вечером поймали морского окуня. Хочешь картошку фри?’
‘ Например.
Я намеренно ставлю коробку на стол рядом с нашей, чтобы не сталкиваться с ней постоянно. Хозяин спрашивает, что я хочу выпить. Я говорю вино. Звучит не очень нетерпеливо. Близость ящика вызывает у меня беспокойство. Я хочу уйти, но не могу вернуться. Кажется, он угадывает мои мысли.
- Я не задержу вас дольше, чем необходимо, но будет лучше, если вы сначала поешьте, прежде чем открывать коробку.’
"Почему?’
"Потому что пройдет некоторое время, прежде чем ты все прочитаешь и посмотришь’.
"Могу я связаться с вами где-нибудь сегодня вечером или завтра?’
Мой хозяин хмурится, морщины глубже, чем можно предположить по его гладкой коже. Он хватает меня за руку.
"Нет", - твердо отвечает он. "Ты должна решить, что с этим делать. Позвони мне, когда примешь решение’.
Я разочарованно смотрю на него и снова задаюсь вопросом, почему я согласилась на его странную просьбу.
‘Хорошо’.
Хозяин ресторана ставит на стол миску с хлебом. Я беру ломтик, отрываю от него кусочек, бросаю в воду и жду прожорливую рыбу.
OceanofPDF.com
1
"Его зовут Баренд Воссен. Родился в Брюгге 14 февраля 1946 года. На пенсии. Остальное я узнаю позже. ’
Версавел аккуратно записал данные на карточке, пока коллега из Отдела технических расследований делал снимки. Ван-Ин наблюдал за происходящим из дверного проема. Десять минут назад Злоткрыхбрто установил, что старик, лежащий в неестественной позе у подножия монументальной деревянной лестницы, действительно мертв. На первый взгляд это казалось несчастным случаем. Баренду Воссену было шестьдесят девять, вероятно, ему было трудно ходить, потому что рядом с ним на толстом ковре лежала трость. Древние люди часто также страдали от нарушений равновесия, что позволяло прекрасно объяснить неудачное падение, но наличие кресельного подъемника привело к выводу, что это была банальная авария из-за ослабленных винтов. Почему жертва им не воспользовалась?
Экономка, которая этим утром обнаружила мистера Фокса мертвым в холле, храпела на кухне. Ван-Ин пока специально не допрашивал женщину. Он знал только, что ей шестьдесят пять и что она работает на Баренда Воссена более тридцати лет.
"С вами все в порядке, мэм?’
Экономка подняла глаза, полные грусти. Ван-Ин схватил стул и сел рядом с ней.
- Могу я задать вам несколько вопросов?
Он постарался, чтобы его голос звучал мягко и тепло. Версавел, который подошел и встал у него за спиной, улыбнулся. Он оценил тот факт, что ван ин хотел казаться дружелюбным и понимающим, жаль только, что у него не получилось так хорошо. Благонамеренный подход нисколько не успокоил экономку, она посмотрела на него, как на пугливого Воробушка.
"Что вы хотите знать, сэр?" - спросила она слабым голосом.
- Когда вы в последний раз видели мистера Фокса живым?
‘ Вчера вечером. Я оставался до девяти часов, потому что были гости.
- Гости, - задумчиво повторил Ван. - Люди, которых ты знаешь?’
- Его сестра и его шурин.’
- Люди регулярно проходили по этому этажу?’
‘ Нет. Только его сестра и шурин.
"Были ли у него дети?’
"Насколько я знаю, у него был сын.’
- Насколько тебе известно.’
"Я всего лишь экономка.’
- Разве он не приезжал навестить своего отца?’
"Раньше так и было, но в последние годы этого больше нет.’
"Ты знаешь почему?’
- Нет, но это тоже не мое дело.’
У Ван-Ина сложилось впечатление, что она что-то скрывает, но позже они это выяснили. Он задал еще несколько конкретных вопросов, прежде чем оставить маленького человека в покое, смерть Фокс произвела на нее сокрушительное впечатление, он не хотел рисковать, чтобы она упала в обморок. Следовательно, краткий допрос мало что дал. Однако его подозрения относительно кресельного подъемника подтвердились. Баренд Воссен пользовался ею каждый день, экономка решительно заявила, что за последние пять лет она ни разу не видела, чтобы он поднимался по лестнице, хотя он все еще довольно хорошо держался на ногах, а трость была скорее атрибутом, чем инструментом.
- Давай посмотрим наверху, Гвидо.’
Они поднялись по широкой лестнице. На площадке второго этажа висела картина в массивной позолоченной раме. На ней была изображена героическая сцена, напомнившая Версавелу о Золотой шпоре. Толпа пехотинцев, вооруженных копьями и дубинками, с рыцарем в доспехах посередине на гарцующем коне с когтистым львом на гербе, вероятно, работа какого-нибудь вдохновенного художника девятнадцатого века. Стало еще хуже, когда они вошли в кабинет. В книжном шкафу они обнаружили работы Хендрика Совести, Альбрехта Роденбаха, Августа Вермейлена, Хьюго Верриеста, Сириэля Вершева, Франса Ван Кавелерта и Юлиуса Вуйлстеке. Дубовая Мадонна с младенцем на подоконнике, арбалет на стене, массивные медные канделябры, рисунки пером памятников Брюгге, бюст Гвидо Гезелле, флаг с надписью flies the Blue foot и десятки других атрибутов усилили впечатление, произведенное Версавелем на лестничной площадке.
- Фламандец старой марки.
- Объяснись, Гвидо.’
- Настоящий фламингант, тот, кто борется за независимость Фландрии.
"Я тоже это вижу.’
"Тогда почему ты спрашиваешь?’
- Потому что я восхищаюсь в тебе школьным учителем, Гвидо.’
"Смейся надо мной.’
‘ Я вовсе не над тобой смеюсь.
- Ты поймешь. Я просто хотел прояснить, что мы не можем исключать политический мотив.’
"Я надеюсь, что ты ошибаешься", - сказал Ван.
Они тщательно обыскали кабинет, но не нашли никаких компрометирующих материалов, и ничто не указывало на то, что кто-то побывал здесь раньше них. Помимо кабинета, на втором этаже было еще три комнаты. В первой стояла кровать из шпонированного корня дерева, две прикроватные тумбочки в тон, дубовый шкаф с цветочными мотивами на дверцах и мягкое кресло. Стены были увешаны гравюрами и картинами. Вторая была обставлена как комната для гостей, третья почти пуста.
"Нет ванной?’
Они поднялись по лестнице на второй этаж, куда, по-видимому, редко кто заходил, потому что там было пыльно, в углах виднелась черная паутина. Комнаты, всего три, опустели много лет назад. Запах заплесневелых обоев напомнил ему о старых временах, когда он жил рядами, где из-за повышения влажности кирпичи и известь крошились. Наконец, чердак был просторным, с полосой неровно обтесанных балок, грубо побеленными стенами и двумя крошечными окошками, которые едва пропускали свет. На дощатом полу лежали стопки пожелтевших газет, а в шкафу стояли старомодные, изъеденные молью мужские костюмы. По словам экономки, жена Баренда Воссена умерла двадцать лет назад, и казалось, что с тех пор на чердак никто не заходил. Ван-Ин закрыл за собой дверь и спустился по лестнице. Экономка все еще была на кухне, она тем временем приготовила кофе.
"Можно мне сходить в ванную?’
Экономка молча встала и повела меня в ванную, которая, как ни странно, располагалась на первом этаже. Унитаз датировался межвоенным периодом, краны умывальника казались еще более древними, ванна стояла на четырех бронзовых львиных ножках. Баренд Воссен явно был состоятельным человеком, но, вероятно, жил особенно бережливо, как большинство людей со старыми деньгами. Однако он был приземистым, в воздухе пахло лавандой.
Ван ин пописал, застегнул молнию на брюках, ополоснулся, вернулся на кухню, слегка наклонив голову, и сел рядом с Версавелом, который тем временем выпил чашку кофе. Экономка подошла к раковине и, без приглашения, достала еще одну чашку из одного из шкафчиков. Она выглядела гораздо менее взволнованной.
- Как бы вы описали мистера Фокса как человека?’
Ее напугал вопрос, но она, к счастью, не распустила сопли. Наоборот. Она ответила с задумчивым выражением в глазах.
"Мистер Воссен был прекрасным человеком, немного чопорным, но всегда вежливым.’
"Он часто куда-нибудь выходил?’
- Почти никогда. Он запирался в своем кабинете и спускался вниз только поесть или когда ему нужно было в туалет.’
"Он рано лег спать?’
"Я не знаю.’
Она налила чашку, спросила, не хочет ли он сахара или молока, и снова села. Это был один из тех домов, в которых время остановилось. Декорация к рассказу Диккенса. Каким секретом делилась экономка со своим работодателем? Были ли у них когда-либо греховные отношения? Была ли она наследницей его состояния?
"Если я правильно понимаю, мистер Фокс жил как отшельник?’
Она кивнула, но больше ничего не сказала. Ван не настаивал. Он потягивал изысканный кофе и наслаждался пряным ароматом. Они молчали. Маятник на каминной полке медленно отсчитывал секунды. Кухня казалась мирным оазисом, где ничто не напоминало об убийстве. Величественный особняк был пропитан спокойствием. Даже на дорогом ковре в холле не было видно следов крови. Был ли это несчастный случай? Возможно, но сначала он должен был доказать, что Воссен не был убит.
"Возможно, сестра и шурин мистера Воссена смогут предоставить нам дополнительную информацию", - сказал ван-ин через некоторое время. "Я полагаю, у вас есть их адрес?’
Я смотрю в окно. Телевизор включен, но я ничего не слышу. Мои мысли витают, я отгородился от мира. Почему я жив? Это действительно моя работа? Коробка стоит на столе передо мной. Я наклоняюсь вперед, роясь в пожелтевших письмах, фотографиях и документах, пока не нащупываю монету. Я беру его между большим и указательным пальцами, смотрю на него. Он все еще в отличном состоянии, почти прохладный. Кубок какого-нибудь бога или Короля, початок кукурузы с другой стороны, 0,67 грамма серебра, одна шестая драхмы - цена половины литра оливкового масла. Я кладу монету на стол, встаю и подхожу к окну. Баренд Воссен мертв, я убил его за все, что он сделал с моей семьей. Оправдание его смерти лежит в коробке, которую я получил в Элунде от неизвестного человека. Я что, его инструмент? Мимо на безответственной скорости проносится машина. Потенциальный убийца. Я улыбаюсь. Кто бы мог подумать, что я когда-нибудь убью кого-нибудь? Люди, которые меня знают, считают меня мягким человеком, некоторые называют меня слишком хорошим для этого мира. Я не могу их винить. Я идеалист, мечтатель, стремящийся улучшить мир с пользой для себя и бесцветным будущим. Другие говорят, что я умен, мог бы лучше использовать свои таланты. Они также правы. Я просто слишком застенчив, чтобы использовать свои таланты. Разговор с кем-то, кого я не знаю, стоит мне невероятных усилий. Я не осмеливаюсь привлекать внимание кассира супермаркета к тому факту, что счет неправильный. Жалко, но я научился с этим жить. Соседка видит, что я стою, поднимает руку. Я киваю и делаю шаг назад. Собственно, почему? Убийце не обязательно быть скромным. Я снова встану у окна. Сосед исчез. Я снова улыбаюсь, потому что чувствую себя сильнее. Никто не заподозрит меня, если я убью ее, так же как никто не заподозрит меня в убийстве Баренда Воссена. Все это было слишком давно. Я шаркаю на кухню, беру бутылку колы из холодильника и снова сажусь. Солнце проглядывает сквозь облака, свет проникает в окно. Знак всевышнего. Он одобряет мои действия. Первородный грех - это его изобретение.
Прежде чем сесть в машину, он закурил сигарету. Версавел терпеливо ждал, давая волю своему воображению. Бен обещал удивить его сегодня вечером. При воспоминании о том, что они пережили вчера, у него по коже побежали мурашки. Запах тепловатого массажного масла снова возбудил его, он ощутил вкус свежеприготовленного краба.
- Ты позвонишь Саскии вместо меня?
Ван-Ин выбросил свою задницу в канализацию, как опытный баскетболист, но дело шло все лучше и лучше с тех пор, как расстроенный чиновник, приведенный к присяге, недавно оштрафовал его на бензин за подлый слив.
Опять забыл свой сотовый?’
- Нет, Гвидо. Я пытаюсь удержать вас в курсе дела. Ты снова думала о своем новом парне?
"Это было так ясно?’
Ван улыбнулся. Он подарил своему другу новую любовь, при условии, что тот не переборщил с этим. Бен был прекрасным парнем, но он не был богом. Это был мост слишком далеко.
"Что может быть хуже влюбленного мужчины?’
"Ты точно не собираешься начинать.’
- Влюбленный старик, Гвидо. Давай же. Экшен. Скоро у вас больше не останется тестостерона.’
Версавел вытянул указательный и средний пальцы, поднес их к виску и сказал: "Да, шеф.’
- Попросите ее составить отчет о нравственности Баренда Воссена и организовать опрос соседей.
"Ты собираешься сесть за руль?’
"Нет, я подожду, пока ты закончишь звонить.’
Он закурил еще одну сигарету. Коллеги из Отдела технических расследований все еще были заняты в доме Баренда Воссена. Ему пришлось дождаться отчета, прежде чем предпринять какие-либо дальнейшие действия. Сегодня признания подозреваемого уже недостаточно, без вещественных доказательств высока вероятность того, что он или она избежит участия в танцах. Современные времена. Судей заменили компьютеры.
- И спроси ее, как поживает малышка.’
Сестра и шурин Баренда Воссена оказались двумя вошедшими в поговорку грубыми стариками. Она была жилистой, а он по-прежнему каждый день проезжал по двадцать километров на велосипеде. Они жили на небольшой вилле пятидесятых годов. В саду было полно цветов, трава была миллиметрового размера, на дорожке из натурального камня, ведущей к входной двери, не было мха.
‘ Я комиссар In, а это мой помощник Гвидо Версавель. Мы можем войти?
"Что-нибудь случилось?’
Лена Воссен выглядела испуганной и изумленной одновременно. Она никогда не контактировала с полицией, не говоря уже о комиссаре. Для нее было нормально так реагировать.
- Это касается твоего брата Баренда.’
Лена Воссен продолжала смотреть на него с ужасом и изумлением. Они услышали, как кто-то зовет их из гостиной. Чуть позже в дверях появился мужчина с короткими седыми волосами. У него были широкие плечи и острый подбородок. Он обнял жену за плечи и посмотрел на Ван Ина Эн Версавела. Поскольку майор был на отдыхе, никто не должен был объяснять ему серьезность вопроса. Человек в форме имел звание старшего инспектора, парень в штатском, вероятно, был его начальником. Они не послали комиссара по банальному делу.
"Это Баренд", - сказала она.
"Он мертв?’
"Да", - сказал Ван. "Мы можем войти сейчас?’
‘Конечно’.
Майор в отставке провел жену в гостиную. Версавел закрыл входную дверь. На буфете стояла красивая ваза в стиле ар-деко с гортензиями, старомодный радиоприемник с лампой воспроизводил сюиту Баха. Телевизора не было, но был шкаф, полный книг, и проигрыватель. Гостиная служила подходящим фоном для ностальгического телесериала.
- Садитесь, - сказал майор почти повелительно.
Там был кожаный диван и два внушительных кресла с закругленными подлокотниками. Лена спросила, не хотят ли они чего-нибудь выпить. Кофе или чай.
- Или что-нибудь покрепче, - добавил майор с усмешкой.
- Нет, спасибо, - сказал Ван.
Они сели, майор выключил радио. Приятные люди в хорошем доме. Ван-Ин вряд ли мог предположить, что они имеют какое-то отношение к подозрительной смерти Баренда, но ему не разрешалось исключать такую возможность. Почему Лена и майор навещали Баренда каждую неделю? Потому что отец и сын жили в разногласиях друг с другом, и, может быть, в этих обстоятельствах можно было как-то договориться? Деньги были прожорливым дьяволом, особенно в высших кругах.
"Возможно, Баренд был убит", - сказал Ван.
Рот Лены Воссен открылся, майор провел пальцами по бедру, пытаясь отдышаться. Ван-Ин позволил им немного прийти в себя, прежде чем продолжить.
- По словам экономки, вы навещали его вчера.’
"Совершенно верно", - сказал майор, которого ждал первый сюрприз. ‘Мы навещаем его каждую неделю. Мы с Барендом заядлые шахматисты, вам следует знать’.
Он все еще говорил в настоящем времени - признак того, что смерть его шурина еще не до конца проникла в него.