Левецкая Ольга Владимировна : другие произведения.

Эволюция женского сознания. Часть 2, глава 2. Иллюзии и самообман

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




   1.2 Иллюзии и самообман
  
   1.2.1 Человеческая неспособность видеть вещи и события, не пропуская их через эмоциональные фильтры, известна. Алхимия пользуется метафорой, сравнивающей постижение мира созерцанию его размытых образов в струящейся реке - мы смотрим не на сам предмет, а на его отражение в водах нашего психического. Буддистское пожелание ученику уподобиться зеркалу проводит тот же знак равенства: чем беспокойней воды ума, тем дальше мы от понимания истинной природы вещей; чем спокойней наше сознание, тем яснее отраженный образ и точнее восприятие.
   Только отделив вещи и события от сопровождающей их эмоциональной ряби, можно получить достоверную картину, но это редкая удача - человеческий мир, наблюдаемый через вуаль эмоций, в большой степени иллюзорен.
  
   1.2.2 Культуре, созданной в основном мужчинами, без активного женского участия, не знакома способность женского сознания использовать с пользой иллюзорность наших представлений. Понимание изменчивости и непостоянности собственного восприятия, его зависимость от фаз луны, чужого настроения, прозвучавшей ноты, сломанного ногтя, изменения климата на Аляске, от тысячи важных и неважных вещей, позволяет нам с определенной уверенностью оперировать собственными реакциями, - зная, что все они хоть и подлинны, но преходящи. Ежедневное наблюдение собственной нестабильности позволяет женскому сознанию пользоваться своими впечатлениями не подряд, а выборочно, назначая себе ведущие эмоции и организуя через них свою картину мира.
   Как правило, женщины достаточно рано замечают, что одному и тому же впечатлению можно дать разные имена и что от назначенного имени меняется и наше отношения к ситуации. Хоть это и не принято объявлять вслух, но умение убедить себя среди женщин встречается даже чаще, чем развитые способности к суггестии, и только от нас самих зависит то, как мы пользуемся этим умением.
  
   Способность формировать воображаемый мир по желаниям и возможностям, организуя взаимодействие иллюзии с реальностью и сознанием, используется нами часто, но изучена мало. Принцип контролируемой иллюзии заключается в сознательном выборе той версии событий, которая сможет руководить нашими действиями и самоощущением; в распространенном обычае искать среди искажений не самое близкое к вероятности, но лучшее. Способность к самоубеждению женского сознания феноменальна; велика и способность проецировать выбранный образ на твердую реальность, медленно подвигая вещи в желаемую сторону. Женщина сама выбирает, во что ей верить и строит свой мир не из того, что есть, а таким, как он ей привиделся.
  
   Это хорошая сторона феномена, позволяющая достаточно свободно оперировать с восприятием. Плохой стороной является легкость, с которой неразвитое женское сознание готово заблудиться в самоубеждении. Представьте себе цепочку зеркал, отражающих друг друга. Одно впечатление производит другое, другое - еще одно, потом еще и еще, каждое со своими искажениями, настоящий лабиринт кривых зеркал. Только дай себе волю, и вот уже нет ничего, кроме многократно усиленной выдумки. Вместо реакции на реальные вещи и ситуации возникает дьявольская рекурсия, туннель в никуда.
  
   1.2.3 Равновесие между первичным образом и ответом на него - главное условие и метод работы не только с искажениями восприятия, но и с психическим в целом. Как растение, вырастая из семени и опираясь на почву, участвует в круговороте органики, впечатления выходят из внешнего мира, преображаются сознанием, формируют реакцию и возвращаются в мир действием. Здоровая развитая психика растит образы, оставленные в ней восприятием, проводя их через цветение и плодоношение, отсекает все мертвое и больное. Психика нестабильная вынимает образы из самой себя, чтобы наложить на всякое новое впечатление. Нездоровая психика не заинтересована в цветах и плодах, кажется, что каждое события она стремится разветвить, превратить в возможно большую массу вторичных реакций. Такое наращивание массы впечатлений и умножение образов за счет только внутренних резервов имеет свою метафизическую причину и необходимость, если речь заходит о творчестве, но вне его пределов вся эта самоусложняющаяся избыточность давит своим весом до такой степени, что погребает под собой любую связь с реальностью.
  
   Психическое обладает силой и собственной жизнью, влияющей на реальность внешнего мира. Развитое женское сознание умеет связывать эти две реальности особым взаимообогащающим образом; оно умеет добывать из внешней реальности материал для желаемых изменений своего психического, а из психического - материал для улучшения жизни. Женское сознание не стремится измерить вещи, как мужское, но из всего регистра восприятия пытается извлечь аспект, дающий наибольшую выгоду хрупкому психическому. Само по себе это ни плохо и ни хорошо, но открывает огромные возможности и для самонастройки, и для самообмана. Эволюция способствует самонастройке, самообман же является непременным спутником дикого состояния.
  
   Разумеется, подробности работы с контролируемыми иллюзиями и осознанным самогипнозом либо утеряны, либо никогда не были усовершенствованы и распространены среди большинства. Здесь под контролем не надо понимать жесткое прямое вмешательство, сознание бы его не позволило. Речь идет о приглядывании в полглаза, прислушивании в пол-уха, скрытое и бесстрастное наблюдение, как если бы две кошки лежали рядом, безразличные, но внимательные даже к сокращению мелких мышц друг друга. Представляется, что за женским сознанием вообще можно наблюдать только так, прямое вторжение заставляет его закрыться и ускользать из-под давления явного внимания.
   Если наблюдение за собственным психическим еще как-то описано в западной культуре, специфические возможности женского сознания, как использование иллюзий и ошибок в свою пользу, практически не исследовано. Встречаются, тем не менее, гении и таланты и в этой области, периодически возникают целые группы, работающие с иллюзиями и исследующие их возможности. Увы, но без понимания природы женского сознания и его механизмов все эти усилия растворяются в первобытной стихии неконтролируемого психического, - среди всех способов работы с иллюзиями доминирует самообман.
  
   1.2.4 Так же, как глупость является симптомом неразвитого мужского сознания, самообман, в который вырождается топорная работа с иллюзиями, есть симптом неразвитого женского.
   Эта параллель весьма приблизительна - если глупость означает не только неразвитость, но и природную слабость ума, самообман будет тем сильнее, чем сильнее женское сознание, остающееся в диком первобытном состоянии.
  
   1.2.5 Хотя опыт говорит, что всем женщинам интуитивно ясно, что означают иллюзии и что означает самообман, научиться их видеть можно только на чужом примере.
  
   В этом месте мы прямо подходим к интуиции. Это слово так истерлось от долгого употребления, что мы не будем пользоваться понятием целиком, а выделим только то значение интуитивной психологии, которое позволяет женщине смотреть в колодец человеческой души. Спуститься взглядом к глубинным его основам - серьезное испытание духа, но опуститься до верхних уровней подсознания, откуда выплескиваются самые активные паттерны, не представляет особой сложности. Такое умение не слишком справедливо называют "ясновидением" и, переоценивая его сложность, "мудростью".
  
  
  
   1.2.6 Возьму на себя смелость утверждать, что обращение взгляда вглубь и к центру - дело совершенно естественное для женского сознания, и если не все женщины осваивают этот навык, то только потому, что не знают собственных возможностей.
  
   Позвольте мне не описывать эту практику в подробностях, такие описания должны совершаться либо в терминах психологии, на что я не имею ни права, ни желания, либо в сложных алхимических символах, либо в метафизических кодах, понятных только узким кружкам, либо в вольном поэтическом стиле, - все остальное выглядит жалко. Сейчас нам вполне достаточно будет договориться, что внимание к проявлениям человеческой психики -для многих носителей активного женского сознания дело настолько же привычное и обыденное, как наблюдение садовника за погодой и охотника - за состоянием оружия.
  
  
  
   1.2.7 Назовем психологической интуицией способность смотреть внутрь психических проявлений. Разумеется, никто не застрахован от ошибок; разумеется, этому надо учиться, но такое умение не требует никаких специальных способностей, кроме включенного женского сознания. Метод обучения ему напоминает то, как женщины учатся готовить - сначала видят, как это делают другие, потом пробуют сделать сами; сначала им удаются самые простые и проверенные рецепты, потом рецепты усложняются; наконец, чем больше практики и увлеченности, тем получается лучше. Талант играет здесь совсем не главную роль, для хорошего устойчивого результата важнее опыт, постоянство и интерес.
  
  
  
   1.2.8 Помимо непосредственной возможности понимания, в контексте иллюзий и самообмана умение смотреть внутрь чужой психики дает нам два важных следствия - primo, на чужих ошибках и заблуждениях мы учимся видеть собственные и segundo, мы получаем зримое чувственное представление структуры сознания. Это второе может быть сейчас не всем понятно, но оно исключительно важно. Ошибочность наших представлений тем сильнее, чем хуже мы знаем других людей и через них человеческое в целом. Это знание - особый и ценный продукт женского сознания, и хотя его функция гораздо шире защиты от самообмана, ниже я скажу несколько слов о том, как оно работает.
  
  
   1.2.9 Глава о ловушке иллюзий по необходимости получается сложной и разветвленной. В этом месте добавлю важное уточнение: наш самообман связан на большую часть с тем 1) как к нам относятся другие люди и 2) с ответом на вопрос "какая я", и на меньшую приходится на то, чем мы являемся, то есть связан с ответом на вопрос "что я есть". Вряд ли я ошибусь, если скажу, что эта диспропорция тем больше, чем больше в человеке женского начала. Для мужского существа с выраженным мужским началом диспропорция самообмана будет обратной - большая часть его посвящена неверной самооценке и меньшая - коммуникациям.
   Самообман относительно собственных возможностях свойственен женщинам также, как и другим людям, но он в значительной степени основан на неверно выстраиваемых отношениях.
  
  
  
   1.2.10 Используя психологическую интуицию, мы не только наблюдаем неявные движения души, но и корни психических феноменов. При определенном навыке становится возможным рассказывать человеку его историю и говорить о нем самом настолько точно, что невежественным людям это кажется мистическим ясновидением (что возвращает нас к факту возможностей женского сознания). Самый скромный навык наблюдения за психической жизнью других людьми, перенесенный на себя, практически бесценен - методы самообмана похожи, движение же чужого психического легче наблюдать безэмоционально.
  
   Фрейда неоднократно упрекают в переносе комплекса собственных проблем на весь психоанализ, но для замкнутой социальной группы, не отличающейся особым внутренним разнообразием, это может быть вполне плодотворно, внутренняя жизнь в такой группе развивается по схожим лекалам, под давлением схожих внешних ситуаций. Искажения, которые мы находим, исследуя себя, облегчают нам понимание других, но хорош и обратный метод, который я пытаюсь здесь описать - применение к себе наблюдения за человеческой природой в других людях. Он дает больше материала, принимается без внутренних блоков и практикует эмпатию, хотя требует раскрытого женского сознания и активного обмена информацией.
  
  
  
   1.2.11 К несчастью, в возможностях такого наблюдения есть большое слепое пятно, даже два - женщинам исключительно сложно наблюдать реальную психическую картину у своих детей и у партнеров, с которыми они связаны односторонней эмоциональной зависимостью.
  
  
  
   1.2.12 Во всех остальных случаях нет никакого труда в том, чтобы спускаться к истокам чужой психики до тех пор, пока ты в состоянии вынести силу возникающего сострадания. Это важнейший момент, и, хотя сейчас мы рассматриваем качества женского сознания, а не практические их применения, скажу об этом два слова подробней.
  
   Невозможно смотреть внутрь другого человека и не испытывать сочувствия. Чем глубже мы спускаемся, тем больше увеличивается давление этого сочувствия - переходя в сострадание, от которого содрогается вся сущность наблюдателя. Человеческое одиночество и беззащитность перед собственными демонами воистину ошеломляют; с опытом обучаешься проходить на ту сторону темной бездны чужой души, где можно наблюдать центр и источник, хотя это путешествие и остается затратным делом.
  
  
  
   1.2.13 Чем большую любовь испытывает наблюдатель к другому человеку, тем легче его взгляду пересечь зону чужого бессознательного; время полной любви означает, что взгляд внутрь другого человека не встречает никаких преград - вернее, они воспринимаются как досадные замутнения на пути к сияющему центру, простите меня за такой эзотерический сленг.
  
  
  
   1.2.14 В то же время встречаются люди, с которыми мы не в состоянии проделать такой фокус.
  
   Практически невозможно смотреть внутрь собственных детей, - кроме тех редких случаев, когда они очень сильно на нас похожи, - поскольку любое затемнение внутри их психического воспринимается нами со страхом, близком к панике. То, чему у других мы сострадаем, у собственных детей становится источником нашей собственной боли, лишающем нас ясности ума и взгляда.
  
  
  
   По-другому нам недоступно и наблюдение тех, с кем образуется эмоциональная зависимость - причины этого мне недостаточно ясны, но сам факт не вызывает сомнений. Могу только предположить, что такая непрозрачность работает как приманка и капкан - сначала человек раскрывается полностью, так что нас очаровывает свет его центра и мы невольно устремляемся к нему, потом же он захлопывается без объявления войны...это очень тяжелый опыт, но рано или поздно любая душа выбирается из такой западни. Со временем осознаешь, что для освобождения от зависимости достаточно закрыться со своей стороны, выпустить из рук эту связь, противоположный конец которой защемило точно крышкой гроба.
  
  
  
   1.2.15 Наконец, есть люди, наблюдение за психическим которых вызывает определенную брезгливость и замешательство, что не позволяет нам понимать их достаточно верно - не обязательно от того, что они плохие, мы можем заблуждаться на их счет или быть несправедливы. Возможно, они нам просто не нравятся настолько сильно, что мы не готовы им сочувствовать, но не исключено, что их внутренний мир действительно чудовищен, тут психологическая интуиция работает плохо и управление должно передаваться рациональности. Рациональность определит, личная ли эта неприязнь или мотивы таких людей для нас неприемлемы, однако в обоих случаях приведет к решению держаться от них как можно дальше.
  
   1.2.16 Интуитивная психология не дает нам всех ответов, но позволяет создать картину мира, в которой крупным планом выделены психические проявления референтной группы, окружая их размытым облаком проявлений психического у людей отдаленных. Об этом надо сказать отдельно.
  
   Все имеют какое-то минимальное представление о том, как работает человеческая психика, но преобладающий в культуре мужского метод понимания строит модели, а женский - наблюдает прямо. Мужской метод преобладает в западном мире - от академической науки до женских журналов, вся психология опирается на моделирование. Вообще говоря, хорошие психологические модели - отличное подспорье, но они совершенно не достаточны для понимания человеком самого себя. Глядя на ночное небо и следя за тем, как с течением года Пояс Ориона смещается с севера на юг и обратно, редко кто вспоминает о термоядерных реакциях в звездах, параллаксе и скорости света. Глядя внутрь человека и следя, как тайные страсти и скрытые страхи поднимаются из его подсознательного и опускаются вниз, женщины не думают о связке Эго-Ид, когнитивном диссонансе или акцентуациях, они просто смотрят.
  
   Женский способ прямого наблюдения имеет очевидные преимущества, но его верность не поддается проверке. Он может быть совершенно точным, а может - ошибочным; только сама женщина (или любой другой носитель развитого женского сознания) знает, насколько внимательно она смотрит внутрь другого человека и насколько ей это удается в каждом конкретном случае.
  
   Так или иначе, большинству женщин доводится в подробностях наблюдать психическое тех людей, что находятся ближе и открыты ей больше. Возникает определенный перекос картины мира - женское сознание чаще ищет в чужом психическом собственное подобие, чем непредвзято наблюдает чужую реальность. Большое приключение для женского сознания состоит в непредубежденном погружении в психическое людей посторонних и малопонятных - другого возраста, расы, пола, социального статуса. Такое расширение картины мира является и путешествием, и актом милосердия, и упражнением в понимании, и способом разобраться с собственными иллюзиями и заблуждениями - чем больше материала в нашем распоряжении, чем он разнообразней, тем легче нам расп сети собственного самообмана.
  
  
   1.2.17 Навык психологической интуиции в отношении других людей не гарантирует нам верность собственных интроспекций, но сильно их облегчает. Развитая эмпатия не только создает основу для сочувствия, но и убирает иллюзию собственной исключительности, - чем лучше мы понимаем других, тем меньше детали собственного психического ландшафта вызывают в нас сожаление и эйфорию и страха. Узнавание собственной индивидуальности перестает заслонять простой факт того, что наше психическое подчиняется общим и вполне вычисляемым законам - а, значит, с ним вполне можно работать себе на пользу и в радость.
  
   1.2.18 Наблюдая за людьми с известной дистанции, легко передавать управление пониманием логике и рациональности - навык психической интуиции формирует навык спокойного отношения к любым психическим феноменам и к любой личной истории. Отсюда уже нетрудно прийти к умению бестрепетно решать жизненные ситуации и к знанию того, что на любую болезнь существует свое лекарство.
  
   1.2.19 Иллюзия исключительности - особый вид заблуждения, граничащий с психической болезнью для женского сознания. В виде самообмана она дает не понимание своих особых даров, а ощущение сиротства, заброшенности, какой-то особо нескладной судьбы, препятствует дружбам и близким отношениям. Похожая на эгоцентризм, она не является им, а связана с невозможностью опуститься к центру своего психического, откуда для женского сознания приходят освещающие ясность и покой. Отказ от собственных возможностей - одно из главных заблуждений дикости, недостаточной эволюции, выпадения из общего культурного поля.
   Для развитого мужского сознания, напротив, исключительность - совершенно необходимая идея, без которой стали бы невозможны творчество, соревновательность и индивидуализация; для неразвитого, не освоившего свои возможности и от того почти бесплодного, она только несет страдания для эго, но в культуре к услугам мужского сознания и для его обустройства существует масса инструментов. Женское сознание в принципе несовместимо с чувством исключительности, оно имеет тенденцию к растворению и объединению и без них не может достичь ни счастья, ни покоя . Обратите внимание, как противоположны эти качества мужского и женского и как сложно человеку следовать одновременно обоим своим началам, не умея отделить одно от другого. Как всегда, синтез и контролируемое равновесие посланы нам в утешение.
  
  
   1.2.20 Другой вид самообмана, свойственный женскому сознанию, - помнить себя в самые яркие моменты успеха, горя или удовольствия. Дикое сознание плохо воспринимает единство мира (отсюда возникает чувство отсеченности, а вслед за ним - иллюзия исключительности) и невнимательно к единству и одновременной изменчивости себя внутри потока времени. Под давлением этого заблуждения эмоциональная самооценка женщины входит в режим повторения, похожий на внутренний диалог. В предыдущей главе было сказано о сложности создания новых ценностей инертным женским сознанием, приписывание себе циклично повторяющегося набора эмоций заставляет игнорировать разнообразие собственных эмоциональных состояний. Очень неприятное заблуждение, также провоцирующее психическое расстройство, как и чувство исключительности.
  
   1.2.21 Еще один болезнетворный самообман связан с идеей статичности. Женское сознание прекрасно умеет наблюдать изменения, но по какой-то причине не всегда хочет это делать. Неразвитое женское сознание сплошь и рядом схватывает мир только в один момент, выделяя его как данность и создавая иллюзию, что так было и будет всегда.
   Судя по всему, это не природный дефект, а какое-то искажение в работе, какая-то поломка в настройках, на удивление частая - причем она встречается и у интеллектуально развитых женщин и у малообразованных, я не знаю никакого фактора, влияющего на память о себе и мире и способность помнить себя и мир в разных состояниях с одинаковой отчетливостью.
   Склонность выделять из многообразия реальности только одну ограниченную систему и впадать в самонаведенную слепоту, отрицая мир за пределами узкого восприятия - проявление специфического невежества женского сознания, сродственного глупости.
  
  
   1.2.22 Если сказать проще, при неравновесной сосредоточенности на собственном психическом и игнорировании жизни за его пределами естественные ошибки понимания приобретают стабильность и плотность. Возникает не просто очередной самообман, но формируется самомистификация, ветвящаяся и запускающая свои щупальца в реальную жизнь, заставляющая ходить по кругу, повторять одни и те же ошибки, совершать какие-то ритуальные действия, которые дадут результат разве что случайно, декларировать какие-то давно устаревшие ценности, которые упали в сознание в момент его слабости и помрачения. Мистифицированное сознание не склонно сомневаться в своих оценках, хотя ему почти всегда больно и дискомфортно. Ритуалы старых традиций, хорошее воспитание (самовоспитание, если нужно), глубокое гуманитарное образование - все это окультуривает женское сознание, но меня всегда поражало, с каким упорством оно стремится подогнать даже большие мировые традиции под свои личные способы самообмана.
  
  
   1.2.23 Если проблема инертности женского сознания решается относительно легко и нуждается только в желании и силе (что само по себе уже много, но, по крайней мере, мы знаем, из каких источников можем их получить, причем в ход идет все, вплоть до фармаков), то иллюзии и самообман являются запутанным клубком противоречивых импульсов - с одной стороны, контролируемые иллюзии, без которых не развернуть жизнь в лучшее русло из возможных, с другой - самомистификации, делающие нас глупыми и бессильными; с одной стороны - психологическая интуиция, с другой - сложность применения её к эмоционально нагруженным ситуациям; с одной стороны - эмоциональность как основа жизни психического и важный источник витальности, с другой - необходимость спокойствия вод, зеркальности отражения, замутняемого эмоциональным.
  
   1.2.24 Нужно очень много терпения, чтобы распутывать этот клубок. С другой стороны, всего лишь терпение - терпение и определенная ловкость, приходящая с опытом.
   Кроме того, нужна и привычка передавать управление от психического к рациональному и обратно - для окультуривания женского сознания его синтез с сознанием мужским и навык обращения к общечеловеческому сверхсознанию всегда были и остаются главной опорой и инструментами. Парадоксальным образом в западной культуре и мужское сознание и общее внегендерное развиты лучше, чем сознание женское, практически незаметное и неисследованное. Потихонечку все придет в равновесие, пока же давайте посмотрим на еще одного нашего врага, - всеобъемлющую жажду, порождающую жадность и одержимость.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"