Аннотация: Ставлю тег "эзотерика" не от хорошей жизни, а потому что тега "метафизика" не предусмотрено. Относится ко всей книге.
Часть II
Введение
Чтобы пройти дальше иконографии первой части "Эволюции", мне пришлось пять лет изучать старую философию. То есть это были другие исследования и по другому поводу, но без них было бы трудно посмотреть в глубину проблемы, с которой сталкиваются все, кто делает попытку понять женское само по себе, а не через его связь с мужским - недостаточность всего.
Нам не хватает языка, не хватает метода, не хватает даже космологии и легенд, не говоря о полном отсутствии самой постановки вопроса о женском, повторю еще раз - не как сервисной функции (отвечает на вопрос зачем?), а взятом самом по себе (отвечает на вопрос что? каковы его природа и механизмы?); нам катастрофически нехватает информации о феномене женского. Слабым утешением может служить то, что исследования природы человека вообще развиты меньше, чем исследования окружающей реальности, а в понимании того, что есть человек, не достигнуто заметного прогресса за известную нам историю.
За это время я бы могла написать несколько продолжений "Эволюции", и каждый раз этот текст был бы разным. Два года назад я остановилась на одном варианте, но у меня ушла бездна времени на то, чтобы отделить основное от вторичного. Заглядывая в глубину человеческого, мы всегда испытываем соблазн преувеличить то, к чему относимся эмоционально, преуменьшить значение того, что заблокировано в нашем сознании, и не заметить всего остального.
Даже чтобы назвать женские качества и описать их (всего лишь назвать! всего лишь определить, с чем мы имеем дело!), необходимо сделать вот что:
- отделить человеческое (то, что может быть управляемо и культивировано) от чисто биологического и инстинктивного
- выделить из этого общечеловеческого специфически женские основания и качества
- определить, какие из них являются базовыми, производящими остальные, и что влияет на их формирование или деформации внутри отдельного сознания
- описать способы проявления этих базовых качеств и порождаемые ими вторичности, а также условия культивации, - которая, собственно, и определяет развитие либо эволюцию (различие между ними опишем позже) в противоположность деградации, наступающей с человеком как только он перестает строить себя сам (по сложившейся традиции, я применяю термин "строительство", хотя в женском мире можно было бы говорить о "садоводстве" и "выращивании". После того, как будут описаны способы работы с женским, вытекающим из природы женского, мы сможем взять постоянный символ для описания направленно организованных развития и эволюции женского сознания).
Вся эта работа представляется сложной, но не невозможной. По мере моих сил в этой части я делаю набросок такого описания - разумеется, через призму собственной картины мира, не претендуя на её всеобщность. Вполне достаточно того, что так же видят устройство женского какое-то достаточно большое число людей, чтобы пожелать вывести его из тени смутных интуиций.
Единственное снисхождение, о котором я должна просить, - отнестись мягко к той старой алхимической раскладке, которой я пользуюсь из-за её удобства описания: вода и земля как женские элементы, огонь и воздух как мужские.
Единственная аксиома, которую я беру произвольно - "потому что так вижу мир", потому что такова онтология, которую я разделяю - заключается в понимании человеческой эволюции как быстрой эволюции сознания, не связанной напрямую с медленной биологической эволюцией. И раз уж мы беремся говорить о эволюции женского сознания, то надо сказать о эволюции человека (равной эволюции сознания, повторю еще раз) прежде, чем выделять специфически женское.
Существует максима, в которой сходятся религии, философия и науки (по крайней мере те из них, которые занимаются человеком), неподвижный центр, вокруг которого вращается, создается, угасает и возрождается извечное стремление человека к осуществлению, единственной тотальной противоположности смерти:
"Человек рождается лишь наполовину, на вторую половину он себя достраивает сам".
Не часто в гуманитарных науках (или в том, что было до них и вместо них) находится что-то настолько простое и очевидное, в чем сходится столько разных людей, принадлежащих разным эпохам и культурам. Возможно, единственный ответ, который существует на главный вопрос человека "кто я? Зачем я пришел? Куда я иду?" заключен в настоятельной потребности в собственной эволюции, в готовности в любой момент выйти из кокона прежнего себя в новом качестве - таких перерождений средний человек насчитывает от дюжины до сотни за одну жизнь.
Пока время решительных изменений не пришло, этих вопросов не возникает, мы пребываем в метафизическом покое, - для любой возникающей проблемы запасен готовый ответ, который нужно всего лишь достать из кладовых своего сознания. В наших навыках, привычках, воспитании заложено множество всевозможных ответов, и мы перебираем их в усилии найти подходящий. Это, скажем так, наличный капитал человека, тот ресурс, что в любой момент может быть запущен, ситуация выровнена, мир приведен в равновесие незначительным усилием или вовсе походя.
Во всех случаях, эти периоды имеют тенденцию заканчиваться. Что-то происходит внутри нас, с нами, с миром вокруг - рано или поздно мы оказываемся перед ситуацией, с которой не можем справиться обычными средствами. Возникает впечатление, что своих возможностей не хватает - начинается поиск совета, помощи, дополнительного ресурса, и иногда этого оказывается достаточно, а иногда приходится закуклиться в ожидании очередного перерождения. Хорошо, когда есть возможность заложить фундамент следующего этапа заранее, переход произойдет плавно, психика адаптируется к новой ситуации с удовольствием; об этом искусстве надо говорить отдельное.
Животные мигрируют на новые места в поисках пастбища, когда в старые угодья приходит засуха, отращивают длинные шеи, хобот, горб, меняют метаболизм, окраску, температуру тела; человек ищет новые территории и развивает новые способности точно так же, но не обязательно путем географической миграции. Нам доступно то, что не доступно животным - изменение среды и изменение себя.
Изменение среды - конструкция, архитектура, создание новых форм и новых миров, есть традиционно высшее приложение мужского духа, способность мужского сознания. Помня о смешанной природе сознания, правильней сказать - изменение среды есть способность мужской части сознания. Не развитие возможностей, а принципиальное, эволюционное изменение, порождающее новую цепочку возможностей. Фактически, речь идет не о приспособлении себя к изменчивому миру, а о демиургическом создании новых миров.
Изменение себя изнутри, напротив, есть способность женского порождающего духа.
Ускориться, замедлиться, погрузиться во внутренне оцепенение, выйти в состояние берсерка, в медитативный транс, радость, нежность, собранность - женское сознание абсолютно пластично; обученное и взращённое должным образом, оно принимает любые формы, контролирует допустимый ситуацией предел вхождения, выбирает из наличных условий необходимые для поддерживания нужных состояний, передает управление мужской части сознания, когда условия недостаточны и нуждаются в калибровке; делает все, чтобы достичь гармонии момента и равновесия.
Эволюция женского сознания связана с усилением этой самоперерождающей - или саморазрушающей - способности и, пока мы не исследуем женское сознание в глубину, не опишем корни, на которые оно опирается, циклы его жизни, способы расцвета и угасания, мы не можем культивировать его направленно, как были культивированы мысль и слово, составляющие основу и метод сознания мужского. О том, как соединяются эти способности внутри человека и как можно управлять таким симбиозом - отдельная очень большая тема, сейчас же нас интересует то, как устроено женское сознание и, соответственно, его возможности, пути его эволюции, способы и условия, каким мы можем формировать его в нужную нам сторону.
Пока женщины - преимущественный носитель женского сознания - были скованы сложностями деторождения и сопутствующей им физической слабостью, пока управление человеческой эволюцией было делегировано мужчинам, а патриархат заигрывался с доминирующей ролью, защищаясь от суггестии женского (о суггестии подробней ниже), было некому заниматься эволюцией женского. Сейчас, вслед за серьезными, эволюционными изменениями условий и способа жизни женщины освободились от большей части домашней работы - труда настолько же бесконечного, сколько и отупляющего и, что гораздо важнее, получили свободу от физической немощи и быстрой старости. Этот огромный высвобожденный ресурс еще не получил последовательного использования и, хотя большая его часть будет распылена впустую, как это водится, остается достаточно для направленных развития и эволюции той части общечеловеческого, что до сих пор не получило должного внимания, а именно женской части сознания.
Начнем потихоньку и увидим, куда оно нас заведет. Самой интересно, поверьте.