Гроденски Марина : другие произведения.

Кто Я?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Подлинник статьи под рубрикой "Интересные люди нашего города"
  находится в газете "Наша Кфар-Саба" N 247, октябрь 2011.
   Автор - МАРИНА ГРОДЕНСКИ
  .
   "Кто я?". Этот вопрос, обращенный человеком к самому себе, является ключом к духовному развитию личности. Такой вопрос, рано или поздно задают себе многие люди. Для евреев эта тема становится особенно актуальной в период осенних праздников, особенно в Йом Кипур (Судный день), когда даже светские евреи задумываются о своих деяниях.
   Многие из нас, выросшие в Советском Союзе, практически были оторваны от своих истоков, единицы знали и соблюдали еврейские традиции. Приехав в Израиль и столкнувшись с ортодоксальным иудаизмом, многие из нас - напрочь отмежевались от религии своих предков. Но все-таки стоит задуматься, ведь мудрость Торы и ее заповеди легли в основу других монотеистических религий, это ведь не просто так. Народная мудрость гласит: "Кто не помнит прошлого, у того нет будущего". Так может все-таки стоит прикоснуться и попытаться понять, что до нас хотели донести через многие века наши предки? Для этого вовсе не обязательно сидеть над специальными книгами, ломать себя, меняя привычный образ жизни. Есть люди, готовые ввести нас в мир Торы ровно настолько, насколько мы этого пожелаем. Именно о таком человеке я и хочу рассказать, его зовут - Григорий Котляр, он является раввином реформистского направления в Иудаизме.
   Родился Григорий в Донецке в семье инженера-строителя и медсестры. Он рос в семье, где бабушка и дедушка общались между собой на идиш и, по мере возможностей, соблюдали еврейские традиции. Дедушка ходил молиться к кому-то домой, так как, единственная в городе синагога была закрыта в 1937-ом году, в Йом Кипур дедушка с бабушкой постились. Григорий, конечно же, все это видел, но особого значения не предавал, он был обычным советским ребенком. Со 2-го класса он стал совмещать школьные занятия с учебой в музыкальной школе по классу кларнета. Окончив 8 классов с отличием, Григорий, по настоянию мамы, поступил в индустриальный техникум, и, окончив и его с отличием, стал специалистом по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Выбор на данный техникум и факультет пал по одной простой причине, все остальные техникумы города были связаны с шахтерскими специальностями, а перспектива работать под землей Григория совсем не прельщала.
   Затем наступил черед службы в армии, Григорий попал в авиационное подразделение, которое располагалось в Крыму. Подразделение было небольшое, но многонациональное, и, глядя, как другие солдаты с гордостью говорят, что они армяне, русские, татары, Григорий стал задумываться, почему
  он не может так же громогласно заявить, что он еврей. Все мы помним, как евреи, проживавшие в бывшем Советском Союзе, старались не афишировать свою национальность просто из чувства самосохранения, ведь никогда невозможно было предугадать реакцию окружающих, иногда, вроде бы даже интеллигентные люди, узнав твою национальность, резко меняли свое отношение. На первый план выходили не твои личностные качества, а клеймо "еврей", такова была реальность, и с ней приходилось считаться.
   Специфика службы Григория была такова, что у него было много свободного времени для размышлений. Вместе с ним служил парень, который очень интересовался религией, правда, христианством, но, тем не менее, Григорий сошелся с ним именно на почве основ религии. Он стал тоже размышлять в этом направлении, и эта тема его очень увлекла.
   Демобилизовавшись, Григорий вернулся в родной город, поступил в Донецкий Госуниверситет на заочное отделение филологического факультета. За время его службы, в городе произошли изменения - появились первые официальные еврейские организации, в том числе культурный центр "Алеф". Однажды придя туда, Григорий услышал пламенную обличительную речь парня, сильно пострадавшего в армии за свою национальную принадлежность. Эта речь Григория впечатлила, и он познакомился с оратором, которого звали Игорь. В этом же центре Григорий и Игорь сошлись с еще одним парнем и девушкой, все вместе они решили организовать еврейский молодежный клуб. Сначала они планировали заниматься просветительской деятельностью, которая вскоре сошла на нет, вместо этого - клуб стал местом сбора еврейской молодежи, многие познакомившись там, затем поженились. Так что свою лепту в жизнь еврейской общины Донецка Григорий внес.
   В 1989-ом году открылась группа по изучению иврита, Григорий стал посещать занятия, вскоре он понял, что ему действительно интересно постигать язык предков. Отучившись 3 месяца, Григорий продолжил заниматься самостоятельно по самоучителю и аудикассетам. Так получилось, что через некоторое время Григорий сам стал преподавать иврит, в процессе подготовки к урокам, он стал изучать историю, культуру, пытаясь проникнуть глубоко в суть. В итоге, Григорий выпустил 5-ть групп.
   Летом Григорий работал в оркестре на открытой танцплощадке, осенью - устроился на почту почтальоном, затем стал сотрудником фирмы по преподаванию иностранных языков, ведь студент-заочник должен работать. Проучившись полтора года в Университете, Григорий бросил занятия, так как собрался репатриироваться в Израиль.
   В мае 1991-го года репатриант-одиночка Григорий Котляр приземлился в аэропорту Бен-Гурион, было ему в ту пору 22 года. Родственников у него здесь не было, но в Иерусалиме жила супружеская пара, которая изучала иврит в группе, в которой преподавал Григорий. Он позвонил им, и они пригласили его к себе. Так он оказался в трехкомнатной квартире, в которой проживала молодая семья с ребенком, родители мужа и бабушка. Разумеется, что место для Григория нашлось только в салоне в проходе, так он прожил три месяца.
   В Иерусалимский Университет Григорий поступил с 1-й попытки, до начала занятий было полгода, поэтому узнав, что в ешиву Алон-Швут набирают русскоговорящую группу, он записался туда. Это ортодоксальная ешива, там изучают Галаху (совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев). То есть там учили бытовой стороне иудаизма, а Григория интересовало, что за этим стоит, на чем все это базируется.
  Начались занятия в Университете, на кафедре языков учились только местные девушки, Григорий и еще один русскоговорящий парень. Теперь местом жительства Григория стало студенческое общежитие, но чтобы было на что жить, надо было подрабатывать. Просматривая объявления, Григорий увидел, что в матнас требуется преподаватель иврита для людей пожилого возраста, его приняли, а по вечерам, в том же матнасе он помогал школьникам готовить уроки. Рядом с матнасом была школа, в которой в середине года одна из учительниц ушла в декретный отпуск, это была неполная ставка, но Григория устраивало и это, к тому времени он был в стране всего лишь полтора года. Там он проработал 4 года.
   В рамках изучения языка в Университете, студенты читали много древних текстов, но их интересовал не смысл, а языковые формы, а Григория увлекало само содержание. Он стал искать место, где бы была возможность изучать Тору в комплексе, чтобы был подход и духовный, и академический. И такое место нашлось "Хибру Юнион колледж" (Объединенный еврейский колледж), это учебное заведение было создано в 1875-ом году в Америке, филиал в Израиле существует с 60-х годов 20-го века, здесь готовят реформистских раввинов. Учиться в колледже Григорий начал в 1996-ом году, параллельно делая вторую степень в Университете. Его настолько увлек процесс познания иудаизма, что только на третьем курсе колледжа он осознал, что в итоге станет раввином. Он даже стал задумываться, а стоит ли продолжать учебу, но все-таки тяга к знаниям победила.
   В 1995-ом году Григорий поехал в Донецк, чтобы навестить родителей. Буквально на 2-й день он встретил подругу юности, которая пригласила его в гости, оказалось, что кроме него была приглашена еще одна девушка, так он познакомился со своей будущей женой. Они встречались три недели, а затем Григорий вернулся в Израиль. Через несколько месяцев его новая знакомая - Марина тоже репатриировалась, и через год они поженились. В 1997-ом году родилась дочь Талия, которая учится в школе "Шарет", затем родился сын Рани, который ходит в детский сад. Марина работает программистом.
  В Иерусалиме семья жила до 2001-го года, в этом году Григорий закончил обучение в колледже. Почти сразу же он получил предложение возглавить Московскую общину прогрессивного иудаизма. Вообще-то Григорий планировал жить в Израиле, но раввин ему сказал, езжай на 10-ть дней, посмотри, а потом уже принимай решение. Приехав в Москву и пообщавшись с людьми, Григорий понял, что община нуждается в таком человеке, как он, осознание этого и склонило чашу весов в сторону принятия данного предложения. Здесь было где развернуться организаторским способностям Григория, кроме проведения праздничных ритуалов и шабатных молитв, стала функционировать группа подготовки к гиюру, открылся клуб еврейского кино, клуб для людей старшего возраста, женский клуб, кружок еврейской кухни. Григорий возглавил Институт подготовки общинных работников, где обучались представители России, Украины и Белоруссии. Набирали 20-30-летних парней и девушек, которые год изучали иврит,
  историю, Танах. После окончания курса они могли организовывать жизнь еврейской общины на местах. Была очень интересная работа, жизнь била ключом, но наступил такой момент, когда надо было принимать принципиальное решение, где строить дальнейшую жизнь - в Москве или Израиле. И на семейном совете было принято решение - вернуться в Израиль. Тогда встал вопрос, где именно они будут жить, по нескольким личным причинам (здесь живут родственники жены Григория и она устроилась в нашем городе на работу) выбор пал на Кфар-Сабу. А еще их привлекло то, что Кфар-Саба является чистым, спокойным городом с высоким уровнем образования.
   Сейчас Григорий является раввином Израильского реформистского движения, он отвечает за курсы гиюра, работает с русскоязычным населением страны, и в последнее время, руководит небольшой русскоязычной общиной в Хайфе, которая возникла полтора года назад. Кроме этого, Григорий занимается лекторской работой, ведет целый ряд курсов и семинаров, например, по истории языка иврит. Также Григорий принимал участие в переводе на русский язык части текста современных комментариев к Торе, изданных Всемирным союзом прогрессивного иудаизма.
   Встает вопрос, почему Григорий избрал именно этот путь, ответ лежит в жизненном опыте. Пройдя курс обучения в ортодоксальной ешиве, он понял, догмы - это не для него. Он хочет искать ответы на вопросы сам, а прогрессивный иудаизм, как раз и предоставляет человеку такую возможность. Он выступает против любого принудительного соблюдения религиозных заповедей. Личность имеет право, даже обязана, сама формировать свою духовную жизнь. Точно такое же отношение к кашруту - можно соблюдать его полностью, или частично, можно соблюдать святость субботы в соответствии с Галахой, а можно так, как считает нужным сам человек. То есть человек может быть верующим, не меняя свой привычный образ жизни, и, на мой взгляд, это является самым важным. Ведь чем становишься старше, тем больше понимаешь, что ты являешься частичкой целого, называемого народом. И так хочется постичь его мудрость, накопленную веками, возникает ощущение, что смысл жизни где-то рядом, стоит сделать еще один шаг, но не все так просто... Прогрессивный иудаизм не дает готовые ответы на вопросы, он заставляет человека самого искать пути решения, и следовательно оставаться самим собой, брать ответственность за свои поступки на себя. Именно в этом, по моему мнению, и состоит мудрость единения религии и личности. Но это чисто философский вопрос, на который у каждого свой ответ.
   Кстати, во время нашей беседы, мой взгляд случайно упал на книгу, лежащую на столе, и я с удивлением прочитала имя автора - Спиноза (философ рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени, живший в 17-ом веке) и, прочитав немой вопрос в моих глазах, Григорий ответил, что он пытается постичь суть вещей, понять где пролегает граница между - добром и злом. Я даже затрудняюсь точно определить, кем является Григорий, наверное, он раввин с глубоким философским уклоном, потому что по своей сути, он очень далек от внешней стороны традиционного иудаизма. Встретив его на улице, человеку даже в голову не придет, что перед ним раввин. Обычный мужчина интеллигентного вида, с очень демократичной манерой общения без всяких цитат и ссылок на Тору, он не подавляет человека своей эрудицией, а дает ему возможность высказать свое мнение. Именно сочетание всех этих качеств и привлекает к нему людей. Ища подходящую для статьи фотографию, я увидела в альбоме много снимков свадеб, бар/бат мицв, которые проводил Григорий, и это тоже является частью его работы.
   Я хочу пожелать этому необычному человеку кроме традиционных здоровья и счастья, больших успехов в поиске смысла жизни.
   Дерзай, Григорий, твой труд важен и нужен людям!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"