Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Бог и зло в Библии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:


Левин Б.Х.

БОГ И ЗЛО В БИБЛИИ 1

План исследования

  
   В монотеистических религиях, где за все отвечает один-единственный Бог, огромное значение для верующих в такого Бога имеет проблема наличия зла, или точнее сказать, несправедливости.
   Действительно, как любить Бога, который ответственен за присутствие зла в мире?
   Тема существования зла в мире, который создал и которым управляет один Бог, весьма щекотлива, и знать правду, а не оправдания, не каждый захочет.
   И, чтобы попусту не тратить время на разочаровывающее чтение, стоило бы, прежде всего, ознакомиться с планом исследования. Из него будет ясно, о чем идет речь, и есть ли необходимость продолжать чтение.
   Итак, план (оглавление):
   - источник исследования;
   - что такое зло?
   - должен ли Бог отвечать за зло?
   - Бог производит зло;
   - создание зла Богом;
   - природное зло - непосредственно от Бога;
   - гнев Господа - сатана;
   - злой Дух Божий;
   - Бог искушает;
   - Сын Божий управляет бесами;
   - Иисус направляет сатану в Иуду;
   - сатана - сын Божий;
   - сатана - одна из сущностей Бога;
   - зло как метод обучения;
   - Бог-искуситель Евы и Адама;
   - ревность - источник зла;
   - сатана против христиан;
   - Злой ли Бог, творящий зло?
  
   Для тех же, кто начав читать, но ужаснувшись вопиющей очевидности происхождения зла от Бога, считающегося лишь любящим и добрым, не дочитает до конца, придется предложить ознакомиться с главным выводом уже здесь.
   Считать Бога лишь любящим и добрым - инфантилизм, поскольку только дети думают о взрослых хорошо, пока не обожгутся, и сами не повзрослеют. Взрослый всех взрослых, Бог - самый добрый и любящий дяденька для инфантильных взрослых. Вера в Бога, во многом, это попытка, повзрослев физически, остаться ребенком, которому не хочется ни за что отвечать.
   А мы раскроем на него глаза. Чтобы повзрослеть.
  

Источник исследования

   Впервые монотеизм, то есть понятие о единственном Боге, появился у еврейского народа.
   Родоначальник евреев Авраам в XIX в. до н. э. заключил вечный договор с единым Богом: Бог размножает евреев и дает им навечно землю, а евреи обрезаются (в знак соблюдения этого договора) и навсегда признают этого Бога единственным (Быт. 17). В XIII в. до н. э. Моисей, выведя евреев из египетского рабства, дал конкретные заповеди (законы) Бога, и внедрив тем самым в сознание соплеменников монотеизм, из толпы беглых рабов создал еврейский народ. Моисей же и письменно зафиксировал идеологию монотеизма (Тора, или Пятикнижие Моисеево) 2 . Последующие еврейские авторы развивали ее в своих книгах, из которых и было составлено все еврейское Священное Писание, называемое христианами Ветхим Заветом (далее мы будем применять, в основном, этот термин, так как цитировать будем более доступный христианский, синодальный, а не еврейский перевод).
   Поэтому рассуждать о соотношении Бога и зла можно сколько угодно, но первоисточник один - еврейское Священное Писание. Кстати, оно на добрую тысячу лет древнее всяких известных античных философов (его перевод на греческий язык был выполнен в III в. до н. э.), и на три тысячи - современных.
   Хотя Новый Завет также написан евреями-монотеистами, но он не может служить достоверным источником знания по монотеизму, так как христианство по определению, а тем более, на практике не является монотеистической религией: кроме Бога христиане поклоняются Иисусу Христу, его матери, апостолам, святым, а также предметам и мертвым телам, соблюдают многие исконно языческие праздники и традиции. Тем не менее, текст Нового Завета на 90% перекликается с текстом Ветхого Завета (точнее, повторяет его), и потому, хоть и с оглядкой, его также можно брать за основу.
   Подчеркнем, еще раз, что данное исследование касается библейского Бога. А этот Бог - иудейский, так как впервые описан еврейскими авторами, в еврейском Священном Писании. Став у христиан отцом Иисуса (ведь Иисус Христос - Сын Бога), этот Бог, естественно, не перестал быть иудейским, то есть тем, который описан только в Ветхом Завете.
  

Что такое зло?

  
   Из Библии же следует, что категории добра и зла человек изначально соотносит с собой: что хорошо человеку - добро, что плохо - зло.
   Ведь различать добро и зло человек научился только на своей собственной шкуре.
   Изгоняя из рая, Бог наказал Еву и Адама, соответственно, мучительными родами и тяжким трудом. Причем это было для них именно наказание, именно страдание, а значит, именно зло, поскольку Бог приговаривал: "умножая умножу скорбь твою..." и "со скорбию будешь питаться..." (Быт. 3: 16, 17). А скорбь, как душевная боль - это зло. Узнав, что такое боль и зло, и сравнив с тем, что было до них, то есть с жизнью в раю, человек и понял, что такое - добро.
   Разумеется, есть зло (страдание) во благо, например, не всегда приятное лечение от болезней, особенно хирургическое, а есть благо (удовольствие) во зло, например, связанное с алкоголем, наркотиками. Но мы говорим о добре и зле в их конечных проявлениях...
  

Должен ли Бог отвечать за зло?

  
   Обыденное сознание не желает мириться не столько с существованием зла, сколько с его вопиющей несправедливостью в реальном мире. Оно ожидает справедливости от того, кто сильнее всех, то есть от Бога, приписывает всё хорошее, доброе Богу, а плохое, злое - сатане, дьяволу, Веельзевулу, князю тьмы и пр., и пр., и пр.
   Но Бог - создатель всего, без исключения, следовательно, и зла.
   Если предположить, что кто-то создал что-то помимо Бога, то Бог лишается своих всемогущести и всеведения, то есть перестает быть Богом, а становится одним из богов.
   Вот почему неизбежен вывод, что ни кто иной, как Бог, создал зло и контролирует его (сам или через посредника-сатану).
   Этот умозрительный вывод подтверждают авторы Библии.
  

Бог производит зло

  
   Сам основоположник монотеизма Моисей сказал (в Псалме 89, озаглавленном "Молитва Моисея, человека Божия"), обращаясь к Богу: "Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие" (Пс. 89, 15).
   Не сатана "поражал", а Бог.
   Но Моисей лишь повторил слова самого Бога (когда обращался от его имени к народу): "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло" (Втор. 30, 15).
   Не сатана предложил "смерть и зло", а Бог - "жизнь и добро"; но и то, и другое - Бог.
   Поскольку Бог отлично знает, что он - один, и перекладывать ответственность за зло ему попросту не на кого, то Бог честно отвечает за зло во всем мире. Об этом нижеследующие цитаты из Ветхого Завета.
   "Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю" (Втор. 32, 39).
   "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает" (1 Цар. 2, 6 - 7).
   "Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют" (Иов. 5, 18).
   "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него" (Еккл. 7, 14).
   "Не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей" (Плач 3, 31 - 32).
   "Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плач. 3, 38).
   "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?" (Ам. 3, 6).
   А вот, еще один авторитетнейший персонаж Библии, пророк Илия, называет определенные действия Бога злом: "Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?" (3 Цар. 17, 20). Обращает на себя внимание союз "и" ("и вдове"), указывающий на то, что Бог уже сделал какое-то зло прежде, чем сделать его "и вдове". Возможно, Илия имел в виду многолетнюю засуху, которую этот пророк предсказал именем Бога (3 Цар. 17, 1).
  
  

Создание зла Богом

  
   Согласно Библии, добро и зло человек стал различать практически сразу же, как стал человеком - в результате поедания плодов с дерева познания добра и зла.
   А кто посадил в раю дерево познания добра и зла? Бог! Собственными, так сказать, руками: "И произрастил Господь Бог из земли... дерево познания добра и зла" (Быт. 2, 9). А это значит, что Бог с самого начала запрограммировал наличие зла, а не оно само по себе возникло, а тем более, не в результате "грехопадения" человека, или козней дьявола, или каких-то "падших" ангелов.
   Если Бог посадил зло, то для кого - разве не для человека?
   Мы еще вернемся, в самом конце нашего исследования, к данному вопросу - и получим очень интересный ответ на вопрос, кто виноват в "грехопадении" человека.
  

Природное зло - непосредственно от Бога

  
   На первых страницах Библии сказано словами самого Бога: "проклята земля" (Быт. 3, 17).
   Из жизненного опыта мы знаем, что зло коренится не только и не столько в человеке, сколько во всей окружающей природе.
   Иначе говоря, есть зло человеческое, связанное с нравственностью, и есть зло природы (землетрясение, вулкан, ураган, наводнение...), действующее на любого человека, независимо от его нравственных качеств.
   В Библии предостаточно примеров управления грозными, вредными и опасными для человека природными явлениями со стороны именно Бога, а не сатаны.
   "Приидите и видите дела Господа, - какие произвел Он опустошения на земле" (Пс. 45, 9).
   "Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу. Землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод" (Пс. 106, 33 - 35).
   "Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава" (Ис. 40, 7).
   "Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис. 45, 7).
   "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я - Господь, сказал - и сделаю" (Иез. 17, 24).
   Как видим, природные бедствия, то есть зло производит непосредственно Бог, а не сатана...
   Понятно, что во сколько Бог сильнее человека и человечества, во столько же Божественный источник зла сильнее зла, порождаемого людьми. То есть - несоизмеримо мощнее. Потому, что "все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него" (Ис. 40, 17).
   Например, эпидемия чумы намного злее возжелания чужой жены, или всемирный потоп - убийства человека человеком, поскольку поглощает и возжелавшего, и убийцу, и их жертв. Природный катаклизм, вызванный "добрым" Богом, запросто может в мгновение ока уничтожить всё человечество со всем человеческим "вселенским" злом.
   Человек обладает свободой воли для выбора между добром и злом.
   Но от человека не зависит выбор природных явлений в пользу добра или зла (мы говорим о библейских временах и возможностях человека, отраженных в Библии), поскольку они, говоря теми же терминами - есть проявления свободной воли всемогущего Бога.
   Зато в Библии имеется много прямых примеров проистекания как раз человеческого зла именно от самого Господа Бога. То есть не всегда выбор между добром и злом зависит от человека. Порой за человека выбор делает сам Бог, и не всегда - в пользу добра. Примеров этому в Библии предостаточно. О них и пойдет речь ниже.
  
   Гнев Господа - сатана
  
   Во Второй Книге Царств и в Первой Книге Паралипоменон описывается один и тот же эпизод - исчисление (перепись) народа царём Давидом.
   Здесь к месту будет пояснить, что слово "паралипоменон" образовано от греческого "паралеипо" (пропуск) и означает, что в Книгах Паралипоменон повествуется как бы о том, что пропущено в Книгах Царств, то есть они как бы служат дополнением к Книгам Царств. "Как бы" - потому что зачастую повествование этих исторических книг не дополняет, а повторяет друг друга, иногда дословно. И было бы точнее образовать это трудновыговариваемое название от "более русского" греческого слова "параллелос" (рядом идущий), означающего, как не трудно догадаться, параллель, параллельность. Вот и наш пример, хоть и в разных книгах, но - об одном и том же, то есть представляет собой параллелизм 3 .
   "Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду" (2 Цар. 24, 1).
   "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1 Пар. 21, 1).
   Для того, чтобы видно было, что речь в приведенных отрывках идет об одном и том же событии, в нижеследующей таблице оба рассказа приведены полностью, а одинаковые места выделены.
  
   2 Цар. 24

1 Пар. 21

  
   1. Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
  
   2. И сказал царь Иоаву, военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
  
   3. И сказал Иоав царю: Господь, Бог твой, да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
  
  
   4. Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя, считать народ Израильский.
   5. И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру.
   6. И пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли Сидон.
   7. И пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию.
   8. И обошли всю землю, и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
  
   9. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
  
  
  
  
  
  
  
  
   10. И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего; ибо крайне неразумно поступил я.
   1. И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
  
   2. И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите, исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их.
  
  
   3. И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?
  
   4. Но царское слово превозмогло Иоава; и пошел Иоав, и обошел всего Израиля, и пришел в Иерусалим.
  
  
  
  
  
  
  
  
   5. И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч.
   6. А левитов и Вениаминян он не исчислял между ними, потому что царское слово противно было Иоаву.
   7. И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля.
  
  
  
  
   8. И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего; ибо я поступил очень безрассудно.
  
   Отметим важнейший момент в приведенном примере: не человек Давид по своей прихоти произвел перепись народа, а Бог "возбудил" его совершить это зло. И человек Давид, выполнив волю Бога (а разве был выбор?), осознаёт, что "согрешил".
   Главное же, что в одной книге Библии пересчитать народ Давида возбудил гнев Господень, а в другой - сатана. Автор одной книги увидел в происходящем гнев Господень, а другой - сатану. Хотя имели в виду они одно и то же. Но поскольку оба автора были вдохновлены одним Богом, то отсюда следует, что сам Бог не видел разницы между своим плохим настроением (гневом) и сатаной.
   Можно предположить, что, когда Бог в плохом настроении, то он направляет на людей сатану. Иначе говоря, сатана - образное выражение для обозначения плохого настроения Бога.
   В общем, Бог управляет сатаной. Этот логический вывод, основанный на анализе параллелизма, подтверждается прямыми словами пророка Захарии: "И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь" (Зах. 3, 2).
   Более подробно о том же сказано в Книге Иова.
   Но прежде - еще примеры прямого возбуждения Богом зла в людях.
  

Злой Дух Божий

  
   Богатырь, герой и судья Самсон проспорил филистимлянам тридцать комплектов одежды. Но он не стал ее покупать, чтобы отдать им, а пошел в другой город и, убив там "тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку" (Суд. 14, 19). Не правда ли, поступок Самсона является разбоем, убийством неповинных людей, и это - несомненное зло? Он нарушил две заповеди: не убивать, и не желать чужого. Но что подвигло Самсона на зло, вернее, кто?
   "И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек..." (Суд. 14, 19).
   Можно было бы оправдать совершенное Самсоном тем, что жители Аскалона были филистимлянами, оккупировавшими еврейские земли, а врагов можно грабить и убивать. Но с этими "врагами" еврей Самсон перед тем породнился, взяв в жены филистимлянку...
   В любом случае, в Библии не написано прямо, что Дух Господень вынудил Самсона делать именно зло, а точнее, что убийство неповинных людей и грабеж - зло.
   Но, есть в Библии и прямые слова о том, что Дух Бога бывает злым.
   "Напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался..." (1 Цар. 18, 10; то же: 1 Цар. 16: 14, 15, 16; 19, 9). И тут: злой дух - от Бога. Правда, тут дух Бога написан с маленькой буквы, а не с большой, как в случае с Самсоном. Но это ничего не значит, так как в еврейском оригинальном тексте Библии нет маленьких и больших букв - они все, за редким исключением, одинаковые, а большие буквы придумали переводчики.
   А вот, что написано уже в Новом Завете, о его главном герое:
   "Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола" (Мат. 4, 1).
   Тут прямо утверждается, что не дьявол по своей дьявольской прихоти искушал Иисуса, а Дух Божий отдал Иисуса дьяволу - чтобы тот проверил, действительно ли Иисус стал Сыном Божиим, после того как его так нарёк Бог после крещения (Мат. 3, 16 - 17).
   Здесь прямая аналогия с ранее упомянутым искушением Иова, о чем подробно речь у нас пойдет чуть позже.
  

Бог искушает

  
   Что касается искушения, то ещё в Ветхом Завете часто прямо говорится об ответственности Бога - и без посредничества сатаны - за тяжкие испытания, посылаемые людям:
   "Бог искушал Авраама" (Быт. 22, 1);
   "Искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей" (Втор. 13, 3);
   "Оставил Господь, чтобы искушать... и узнать, повинуются ли они заповедям Господним" (Суд. 3, 1 - 4; то же: Суд. 2, 22);
   "Ты испытал сердце мое... искусил меня" (Пс. 16, 3);
   "Искуси меня, Господи, и испытай меня..." (Пс. 25, 2).
   В слове "искушение" нет ничего сатанинского, так как искушение - это, в конечном итоге, всего лишь испытание: испытание на прочность, испытание на надежность, испытание на верность, испытание на непорочность.
   Вот, как Давид говорит об этом: "Искуси меня, Господи, и испытай меня..." (Пс. 25, 2).
   А вот в Новом Завете, у последователей Иисуса Христа, к слову "искушение" негативное отношение: "В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого..." (Иак. 1, 13).
   Тем не менее, главная молитва, которой учил своих последователей Иисус "Отче наш", обращённая к Богу, завершается мольбой: "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь" (Мат. 6, 13).
   Мольба к Богу заключается не в том, чтобы он защитил от какого-то не названного искусителя (сатаны), а чтобы не ввел в искушение сам: "Не введи нас в искушение".
   Почему еврей 4 , истинный иудей 5 и раввин 6 Иисус с этой мольбой обращался к Богу, а не к сатане? А потому что он отлично знал из еврейского Священного Писания, что не у сатаны "Царство и сила и слава", или у кого-то еще, а только у Бога. Просто потому, что этот Бог - единственный. В этом суть монотеизма! И если человеку посылается испытание, то оно - только от Бога.
  

Сын Божий управляет бесами

  
   После того, как Иисус был назван Сыном Божиим, он неоднократно изгонял бесов, и хотя они порой препирались с ним (Мат. 8, 30 - 32), но Иисус приказывал, и те подчинялись; так он лечил бесноватость (Мат. 4, 24; 8: 16, 28 - 32; 9, 32 - 33; 12, 22 - 24; 15: 22, 28; 17, 15 - 18; Мар. 1: 23 - 26; 32 - 34, 39; 5, 2 - 13; 7, 29; 9, 17 - 27; 16, 9; Лук. 4: 35, 41; 6, 18; 7, 21; 8, 27 - 33; 9, 42; 11, 14). Бесы иначе называются нечистыми духами (Мар. 25 - 29; Лук. 4, 33; 8, 27 - 29; 9, 42).
   Но еще в Ветхом Завете сказано, что бесноватость исходит от Бога: "Напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался..." (1 Цар. 18, 10; то же: 1 Цар. 16: 14, 15, 16; 19, 9).
   Потому неудивительно, что бесы подчиняются как самому Господу Богу, который их создал, так и Сыну Бога, Иисусу. Он так и говорил: "Я Духом Божиим изгоняю бесов" (Мат. 12, 28).
   Управляя злом (бесами), Иисус всегда делал доброе дело - лечил людей, избавлял их от зла. И это всем известно.
   А вот то, как Иисус навел зло на человека, хоть и всего единожды, замалчивается.
  

Иисус направляет сатану в Иуду

  
   Общеизвестно, что Иуда предал Иисуса по собственной инициативе из корысти, за тридцать сребреников, так как по природе своей "был вор", к тому же развращенный тем, что в его распоряжении был общественный денежный ящик для сбора пожертвований (Мат. 26, 14 - 16; Мар. 14, 10 - 11; Лук. 22, 4 - 6; Иоан. 12, 4 - 6) 7 .
   Но стоит присмотреться к тому, что пишет об этом евангелист Иоанн, и мы увидим, откуда исходило зло. Его свидетельство особенно ценно (оно и самое подробное) тем, что Иоанн был очевидцем, любимым учеником Иисуса, как он пишет сам о себе (Иоан. 13, 23; 21: 20, 24).
   Речь о предательстве Иуды зашла на так называемой тайной вечере, накануне ареста Иисуса.
   Вначале Иисус дал знать о предстоящем предательстве намеком, сказав после ставшего знаменитым собственноручного омовения ног ученикам, что "вы чисты, но не все", "не все вы чисты" (Иоан. 13, 10 - 11).
   Затем, назвав учеников блаженными, если они будут исполнять подобное служение друг для друга, неожиданно уточнил: "Не о всех вас говорю: Я знаю которых избрал. Но да сбудется Писание: "ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою"" (Иоан. 13, 18). Здесь Иисус использовал псалом Давида (Пс. 40, 10).
   Наконец, не выдержав, "Иисус возмутился духом" и сказал прямо: "Один из вас предаст Меня" (Иоан. 13, 21).
   Вот тут-то и проявил себя любимый ученик. "Припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?". В ответ Иисус указал ему (и только ему) на Иуду Симонова Искариота, подав тому кусок хлеба. И здесь следует важное уточнение Иоанна: "И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее" (Иоан. 13, 27). После этого понуждения, даже приказа, Иуда, "приняв кусок, тотчас вышел" (Иоан. 13, 30).
   "И после сего куска вошел в него сатана".
   Ради истины, необходимо упомянуть, что Иоанн, как бы противореча самому себе, трижды обвиняет Иуду в намерении предать Иисуса еще до того, как "вошел в него сатана": за полгода до тайной вечери 8 , за шесть дней до нее, и в самом начале вечери:
   За полгода: "Ибо сей хотел предать Его" (Иоан. 6, 71);
   За шесть дней: "Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал..." (Иоан. 12, 4);
   В начале вечери: "И во время вечери, когда дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его..." (Иоан. 13, 2).
   Сравним эти четыре обвинения Иуды в намерении предать по порядку упоминания в Евангелии: "сей хотел предать", "который хотел предать", "дьявол уже вложил в сердце... предать", "после сего куска вошел в него сатана".
   В последнем отрывке указаны конкретные время и действие, когда в Иуду "вошел сатана".
   А в первых трех сказано лишь о намерении предать.
   Причем, первый отрывок является просто пояснением автором (Иоанном) слов Иисуса ученикам о том, что "один из вас диавол" (Иоан. 6, 70), второй отрывок является пояснением автора же, характеризующим Иуду в связи с его практичностью, жадностью, которые и довели, мол, его до предательства за деньги. Третий отрывок также лишь характеризует Иуду в связи с необходимостью объяснить последующие слова Иисуса о том, что его ученики "чисты, но не все".
   Евангелия - не дневники, в которых задним числом человека не охарактеризуешь, а - литературные произведения, написанные через годы после описываемых событий. Так, Лука прямо пишет, что его Евангелие составлено с чужих слов, "как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами" (Лук. 1, 2).
   Иоанн, начиная писать свое Евангелие, уже знал, что Иуда предатель, знал и то, что только "после сего куска вошел в него сатана". И при упоминании Иуды всякий раз, не сдерживаясь, называл его предателем: "хотел предать", "хотел предать", "в сердце... предать".
   Итак, "после сего куска вошел в него сатана".
   Это означает, во-первых, что до сего момента сатаны в Иуде, точно, не было, и, значит, ничего плохого против Иисуса он не замышлял.
   Однако, Иисус уже знал, что - замыслит, знал, что - войдет в него сатана! Причем, знал еще за полгода...
   А как не знать, если сатана, как мы выяснили, действует только по воле Бога. А Иисус - сын этого Бога.
   Кстати, Иоанн, в отличие от остальных евангелистов, как раз и не сообщает о предварительной договоренности Иуды со священниками предать Иисуса. Потому что собственными глазами видел, что в Иуду "вошел сатана" по приказу Иисуса. А не за два дня до "тайной вечери", как написали Матфей (Мат. 23: 2, 14, 17), Марк (Мар. 14: 1, 10) и Лука (Лук. 22: 1, 3, 7).
   Если обычный человек знает будущее - он пророк. А если - Сын Бога? Однозначно - он планирует будущее, делает его.
   Но, даже как простой человек, Иисус тщательно планировал свои действия в соответствии с еврейским Священным Писанием - чтобы максимально полно соответствовать званию Христа 9 .
   Например, когда его арестовывали, ученики пытались спасти своего учителя, применив оружие, на что Иисус отреагировал негативно. Остановив сопротивление, он произнес: "Как же сбудутся Писания, что так должно быть?" (Мат. 26, 54). В Евангелиях от Матфея и Марка то же самое сказано другими словами: "Сын Человеческий идет, как писано о Нем" (Мат. 26, 24; Мар. 14, 21).
   А Иисус, прекрасно разбираясь в Священном Писании, знал как "должно быть", "как писано о Нем" - это быть побитым (Ис. 50, 6; Мих. 5, 1), казненным (Ис. 53, 12; Дан. 9, 26), пронзенным (Пс. 21, 17; Зах. 12, 10), воскресшим (Пс. 15, 10; Ис. 53, 10)... А для всего этого, прежде всего, надо было быть арестованным. А для этого надо было, чтобы кто-то предал, потому что и об этом есть "пророчество" в Писании: "Даже человек, мирный со мной, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту" (Пс. 40, 10).
   Вот, Иисус и выбрал момент, когда "человек мирный... ел хлеб мой", для того, чтобы послать сатану на него, возбудить в нем зло.
   Даже в таких мелочах, как "ел хлеб мой", Иисус шел строго по Писанию, и потому один из его учеников, кто постоянно ел его хлеб, был обречен заранее.
   Уже за полгода до "предательства" Иисус сказал ученикам: "один из вас диавол" (Иоан. 6, 70), хотя тогда еще не определил жертву.
   По-видимому, Иуда был выбран потому, что не только ел хлеб Иисуса, как все ученики, но и носил ящик для пожертвований, на которые и приобретали этот хлеб.
   Обычно, как уже сказано, Иисус изгонял бесов. И лишь однажды - внедрил их, правда, не в человека, а в свиней (Мат. 8, 31 - 32). Так что в возможности Иисуса послать сатану на Иуду нет никаких сомнений.
   Мало того, Иисус еще и словами, прямым текстом заставил Иуду "поднять пяту": "Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее" (Иоан. 13, 27).
   Предательство Иуды можно сравнить с виной водителя автомобиля, под колеса которого неожиданно бросился самоубийца. Но в случае с "христопродавцем" Иудой пострадали и все его родственники во всех поколениях. Тем более - такое удивительное "совпадение" имени Иуды Искариота с именем Иуды, сына Иакова, от которого и произошло-то наименование иудеев.
  

Сатана - сын Божий

  
   Размышлениям о несправедливости Бога, о зле, исходящем от него, посвящена вся Книга Иова.
   Здесь с самого начала, прямо "на небесах", утверждается, что сатана - один из сынов Божиих: "И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана" (Иов. 1, 6; 2, 1).
   Получается, сатана служит Богу наравне с Ангелами. Но, в отличие от Ангелов, он выполняет для Бога только грязную работу. Подчеркнём это: дьявол не по своей воле искушает (испытывает) и причиняет зло, а по воле Бога.
   Так, перед тем как навести несчастья на праведного Иова, сатана дважды получает на это высочайшее разрешение от Бога: "И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей..." (Иов. 1, 12); "И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей..." (Иов. 2, 6).
   Да и само желание испытать (поиздеваться, помучить) Иова возникло у сатаны только после того, как на эту мысль его целенаправленно натолкнул Бог: "И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?" (Иов. 1, 8).
   Между прочим, и "внизу", на земле, Иов с самого начала прекрасно понимает, по чьей прихоти он мучается: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов. 2, 10).
   А после глубоких рассуждений Иова и его жарких споров с друзьями, под конец повествования (то есть в самом конце книги), стали это понимать и многие другие: "Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него" (Иов. 42, 11).
   "Зло, которое Господь навел на него"...
   Не сатана навел зло, а Господь! Сатана - лишь исполнитель зла, но идейный руководитель, "наводчик" зла, заказчик - Господь! В поговорку вошли слова, сказанные многострадальным Иовом: "Господь дал, Господь взял" (Иов. 2, 21). Не сатана взял, а Господь!
   И "во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов. 2, 10), что подтвердил (опять-таки в самом конце книги) и сам Бог: "Вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов. 42, 7).
  

Сатана - одна из сущностей Бога

  
   Чтобы глубже понять роль Бога в производстве зла, а тем самым и сущность Бога, разберемся, что значит - сатана как сын Бога?
   В Библии под сыном понимают не только прямого биологического (генетического) наследника, и наследника генов через поколения, но, главное, духовного ученика и последователя, то есть духовного наследника (так сказать, духовные гены) 10 .
   Понятно, что в отношениях сатаны и Бога нет биологического-генетического родства. А вот духовное увидеть можно - из все той же Книги Иова. Для этого мы воспользуемся методом параллелизма, как в примере с переписью населения Давидом.
   Еще раз, внимательнее, вчитаемся в диалог между Богом и сатаной.
   Важно, что разговор начал именно Бог.
   Обратим внимание на описание механизма исполнения проверки праведности Иова в устах сатаны и устах Бога. Речь идет об одном механизме, но разными словами - это представляет собой параллелизм.
   Сатана предлагает Богу проверить праведность Иова так: "Простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов. 1, 11).
   На это Бог отвечает: "Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня" (Иов. 1, 12).
   В обоих предложениях речь идет о том, что прикосновением руки (разумеется, это художественный образ) будет причинено зло Иову.
   О чьих "руках" идет речь? Сатана предлагает использовать не свою "руку", а именно "руку" Бога. А Бог предлагает сатане использовать его, сатаны, собственную "руку". Почему, ведь сатана ясно дает нам понять, что "рукой" для проверки праведности Иова должна быть только "рука" Бога?
   Вот, как сатана это убедительно аргументирует: "И отвечал сатана Господу и сказал: "Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов. 1, 9 - 11).
   Логика сатаны понятна: ты, Бог, благословил Иова - он тебя за это любит (богобоязненен), ты же его и накажи - и тогда посмотрим, будет ли после этого Иов тебя любить?
   А Бог предлагает, чтобы Иова наказал сатана.
   Но, в таком случае, Иов и будет обижаться на сатану, а не на Бога - ведь не Бог "простер руку", а сатана. Какая же это проверка любви к Богу?
   Выше мы увидели, что, тем не менее, Иов все правильно понял - "простертая рука" сатаны была им воспринята как "простертая рука" Бога.
   Воспользуемся и мы образом "руки", чтобы достичь уровня понимания Иова. Прочитаем еще раз оба предложения "простертой руки".
   Сатана: "Простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" (Иов. 1, 11).
   Бог: "Вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня" (Иов. 1, 12).
   Повторим, учитывая, что речь в этих предложения идет об одном и том же - о наказании Иова "рукой", то их можно рассматривать, как параллелизм.
   Поскольку параллелизм - когда об одном и том же говорится разными словами, а слова о руках и наказании - об одном и том же (это очевидно, так как они - одинаковые), то и слова о разных "владельцах" рук - тоже должны быть об одном и том же. То есть и "рука" сатаны, и "рука" Бога - одно и то же. Напомним, Иов так это и понимал.
   Тогда получается, что Бог, долженствующий прикоснуться, и сатана, прикоснувшийся, - это разные ипостаси одного лица.
   Бог как бы разговаривает сам с собой (мы не зря вначале подчеркнули, что инициатор диалога - Бог) и, приняв решение совершить зло, выполняет его той своей сущностью, которая не чурается грязной работы (при этом сохраняя в глазах верующих чистым свое парадное "лицо": ведь "отошел сатана от лица Господня").
   Разве мы, люди, созданные по образу и подобию Бога, поступаем не так же? Зная, что есть добро, и что есть зло, мы делаем то одно, то другое, оставаясь самими собою. Физически же мы при этом не разделяемся на "бога" и "сатану"! И внешне нас плохих не отличить от нас же хороших (сохраняем свое лицо), лишь наша совесть знает нас.
   Воспользовавшись образом "руки", Бога можно представить образно, как имеющего правую "руку" - ангела (ангелов), и левую "руку" - сатану. Тогда ангелы и сатана - органы, инструменты исполнения Божьей воли (но являющиеся неотъемлимой частью Бога подобно тому, как рука - часть тела), порождения его сиюминутного настроения...
   При этом сам Бог, как известно из Библии, не имеет какой-то постоянной конкретной формы, являясь духовной сущностью: с первых строк Библии Бог определен, как "Дух Божий" (Быт.1, 2) и нигде не сказано, что он принял какую-то форму.
   Правда, например, Авраам видел трех мужей (Быт. 18, 2), к одному из которых обращался "Владыка" (Быт. 18, 3, 27, 30, 31, 32) и "Судия всей земли" (Быт. 18, 25), и который, действительно, оказался Господом (Быт. 18: 13, 17)? Но разве душу, Духа увидеть можно?
   Тут нет противоречий.
   Бог может - по своему всемогуществу - принять любой облик, например, пламени горящего и несгорающего куста, который видел Моисей (Исх. 3, 2 - 4). Чаще же всего Бог являлся людям в облике человеческом, чтобы, по-видимому, не пугать их говорящими предметами. Причем, Бог так вживался в образ человека, что люди не всегда узнавали в собеседнике Бога.
   И, наконец, тот облик, который принимал Бог, называется в Библии Ангелом. Например, "явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста" (Исх. 3, 2), но "воззвал к нему Бог из среды куста" (Исх. 3, 4). То есть разговаривали люди с Богом посредством его Ангела, которого и видели 11 . Именно поэтому всегда в Библии, когда люди разговаривали с Ангелом, то они понимали, что разговаривают с Богом и обращались к Ангелу, как к Богу.
   Таким образом, сатана, как один из ангелов - одна из ипостасей Бога.
  

Зло как метод обучения

  
   То, что Бог делает добро, сомнений нет.
   Однако, то, что для одних является добром, для других может быть злом. Например, десять казней египетских: для евреев это было добро, а для египтян - зло.
   Но в этом примере, который мы и рассмотрим, привлекает внимание другое: Бог не по доброте и не по злобе делал, соответственно, добро и зло, а чтобы все запомнили, и египтяне, и евреи, да и все другие народы, что с ним шутки плохи - он Господь, то есть господин для всех.
   С этой целью, с целью обучения людей уважению к себе, Бог не только вполне справедливо наказывал египтян (за притеснения евреев), но и не давал им раскаяться - чтобы подольше их помучить. Причем, это было запланировано Богом сразу: "И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа" (Исх. 4, 21; то же: 7, 3).
   Так и было: "Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь" (Исх. 7, 13; то же: 7, 22; 8: 15, 19; 9: 7, 12) 12 .
   И даже тогда, когда фараон решал отпустить евреев, Бог ожесточал его сердце, и фараон менял решение (Исх. 8: 8 - 15, 28 - 32; 9, 28 - 35; 10, 17 - 20; 24 - 27).
   А за это (за то, что сам же Бог и препятствовал!) Бог наводил на Египет очередную казнь.
   Но, конечно, Бог - не самодур, это у него такой метод обучения людей: "Тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их" (Исх. 7, 5); "и чтобы вы знали, что Я Господь" (Исх. 10, 2).
   Очевидно, Бог решил, что одной-двух казней недостаточно для того, чтобы и египтяне, и евреи узнали, "что Я Господь", а десять - в самый раз. Разумеется, Богу виднее!
   Отметим также, что фараон не по своей воле совершал зло в отношении евреев, не отпуская их - это Бог ожесточал его сердце. Это аналогично уже рассмотренному нами примеру, как Бог вынудил Давида совершить зло - выполнить перепись населения.
  

Бог-искуситель Евы и Адама

  
   Во всех предыдущих примерах прямым библейским текстом говорится о производстве зла Богом.
   Теперь же нам предстоит выяснить это лишь логическим путем, проведя форменное расследование одного злого дела. Но наши умственные усилия того стоят, так как речь идет о самом первом зле в истории человечества, которое до сих пор отражается на психологическом комфорте большой части человечества, находящегося под влиянием Библии - так называемом грехопадении Евы и Адама.
   Начинается эта история точно так, как с несчастным Иовом, - по инициативе Бога.
   Бог целенаправленно обращает внимание Адама на запретное. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла - не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь"" (Быт. 2, 16 - 17).
   Адам и Ева, поверили Богу, что умрут, послушались его, и не ели.
   Следующим, кто обратил внимание людей на дерево познания добра и зла, стал змей. "Подлинно ли сказал Бог: "Не ешьте ни от какого дерева в раю"?" (Быт. 3, 1).
   После ответа Евы насчет дерева познания он привел следующие аргументы против запрета Бога: "Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3, 4 - 5).
   Ева, а затем и Адам поверили змею, что не умрут, послушались его, и ели.
   Какова реакция Бога?
   Сначала он провел следствие. На нем он выслушал оправдания Адама, затем оправдания Евы, а вот змея не стал ни спрашивать, ни выслушивать.
   Сразу отметим, что Бог и так все знает. Следовательно, ответы лично ему не нужны. Они нужны тем, кому задаются вопросы. В данном случае - Еве и Адаму. Таким способом Бог дает возможность спрашиваемому узнать о самом себе: как он сам оценивает свои поступки.
   Отсюда видно, что змей совершенно не интересовал Бога! Богу было безразлично мнение змея, мотивы его поведения.
   Почему?
   Забегая немного вперед, ответим. Очевидно, змей не имел собственной воли в истории с Евой и Адамом.
   И, не расследуя вину змея, Бог первым делом наказал его. Возможно, чтобы змей не ляпнул чего лишнего, Бог и не дал тому слова. С тех пор никто говорящих змеев не встречал. Мало того, Бог сделал змея ядовитым ("будешь жалить его в пяту") - так, чтобы человеку и в голову не пришло пообщаться с "искусителем", наоборот - чтобы увидев змея, у человека было одно желание: "поражать тебя в голову" (Быт. 3, 15).
   Лишь затем Бог вынес приговор Еве, потом Адаму.
   Жестоко наказав змея за его слова, Бог, как ни странно, подтвердил их: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3, 22).
   Значит, змей был абсолютно прав, когда дезавуировал (отменял, логически обосновывая отмену) запрет Бога: "Нет, не умрете" (люди не умерли) и "будете, как боги, знающие добро и зло" (Бог подтвердил: "стал как один из нас, зная добро и зло").
   Так в чем же вина змея? Ведь он сказал правду. А в чем вина людей? Они ведь поверили правдивым словам змея, а не обманным - Бога.
   Поскольку мы уже знаем из предыдущих примеров, что Бог отвечает за зло, что сатана действует по указанию Бога, то внимательно присмотримся к роли Бога в "грехопадении" людей.
   Прежде всего, зададимся естественным вопросом: для кого "произрастил Господь Бог из земли... дерево познания добра и зла" (Быт. 2, 9)?
   Для себя? Нет - Бог и без того всё знает.
   Для ангелов? А зачем им учиться различать добро и зло? Ангелы созданы лишь для исполнения конкретных заданий, разовых поручений Бога, им думать и решать проблемы - не по статусу. Уточним: ангелам не надо оценивать поступки людей с позиции добра или зла - за них, ангелов, это делает Бог; задача ангелов - лишь выполнить поручение Бога по наказанию людей за зло, или поощрению за добро, передаче посланий и т.д. И вообще, ангелы являются, как мы увидели из примера с переписью населения Давидом, воплощенным в какой-либо образ настроением, желанием Бога. Следовательно, они уже "рождаются" с необходимыми знаниями (для выполнения задания Бога).
   Остается только одно - для людей: Адама и Евы.
   Выходит, поедание людьми запретных плодов, их "грехопадение" было, предусмотрено, запрограммировано Богом. Ну, а змей, следовательно, лишь выполнял его задание, подобно сатане в случае с Иовом.
   Проверим эту догадку.
   Первый аргумент - о личности змея.
   Бог знал, что люди не умрут, если съедят запретные плоды. И змей знал, что люди не умрут. Правда, Бог вообще знает всё. А вот, откуда это знал змей? Узнать секрет Бога змей мог только от Бога, или будучи его воплощением-ангелом. В любом случае, змей выполнял поручение Бога.
   Как бы отводя от Бога подозрения, и перекладывая всю вину на змея, Библия сообщает, что змей "был хитрее всех зверей полевых" (Быт. 3, 1). И хитрость, коварство змея стали притчей во языцех. А на то, что он был хитрее лишь "всех зверей полевых" внимания не обращают.
   Но, подчеркнем, змей был хитрее только зверей, да и то только полевых, но не лесных-садовых, а рай - это сад, а не поле. В общем, змей не был хитрее обитателей рая: зверей, тем более - людей, не говоря уже о Боге.
   Второй аргумент - о словах змея.
   Вначале говорит Бог: "смертью умрешь". Затем змей: "нет, не умрете", а наоборот, "будете, как боги" (Быт. 3, 4 - 5). И Бог подводит итог этого заочного спора, подтверждая слова змея, а не свои: мало того, что никто не умер, а "вот Адам стал как один из Нас" (Быт. 3, 22).
   Неужели змей знал будущее лучше Бога? Разумеется, нет! Напрашивается вывод о том, что змей узнал будущее от самого Бога. Но не благодаря своей хитрости, так как не был хитрее Бога. А значит, он действовал по прямому указанию Бога в качестве его посланца, "засланного казачка".
   Не выдерживает никакой критики религиозная позиция в отношении того, что таким способом была осуществлена проверка любви и верности людей к Богу.
   Только что созданные люди ещё не могли отличать зла от добра. Поэтому и такие понятия, как любовь и верность им были не доступны. Адам и Ева стали способны на это только после нарушения запрета кушать плоды с дерева познания добра: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3, 22).
   Как же можно было устраивать наивным, доверчивым, верящим всякому слову, не знающим лжи людям экзамен, предварительно не обучив их? Это все равно, что выпустить двухлетнего малыша на дорогу: пойдет он на зеленый свет светофора, или на красный? А если пойдет на красный - жестоко наказать его.
   Следовательно, это не было испытанием людей на верность Богу, не было и обучением (так как последовало жестокое наказание), а была целенаправленная акция по их дискредитации.
   Напрашивается вопрос: а зло это, или все же добро?
   Конечная цель Бога в искушении Евы и Адама была, судя по имеющемуся результату - в навязывании им психологии вины перед Создателем.
   Это похоже на ситуацию в человеческих взаимоотношениях, когда женщина специально, но обманом, "залетает", возбуждая в мужчине чувства вины, и долга ее искупить, и вынуждая тем самым его жениться на себе. И, кстати говоря, одно из толкований взаимоотношений людей (в Ветхом Завете: еврейского народа) и Бога - семейные отношения: Бог - муж, народ - жена.
   Так, зло это, или добро - получить желаемое обманом?
   Еще один аспект рассмотренного примера с совращением Евы и Адама требует освещения: почему истинная роль Бога скрыта, а совратителем представлен змей, и вообще, почему до истины надо докапываться?
   Ответ таков: не каждому дано принять правду в голом виде. Так, большинству людей врачи не говорят страшный диагноз - от страха больной может попросту умереть.
   Правду о злом Боге большинство людей не принимает - людям хочется верить, что Бог исключительно добр к ним. Для этого большинства, например, и написано, что змей "был хитрее всех". А для не боящихся правды и потому внимательных читателей добавлено "зверей полевых".
   Таким образом, Библия предназначена для всех - и для тех, кто считает змея хитрее всех, и для тех, кто считает Бога хитрее всех.
  

Ревность - источник зла

  
   Итак, Богу потребовалось сделать людей вечно виноватыми перед ним, чтобы навсегда привязать их к себе сознанием вины.
   Но этого мало - от деморализованных людей Бог потребовал вполне конкретных вещей: любви к себе, служения только ему, Богу. Это и понятно - любовь самая мощная сила притяжения. Любящий в лепешку расшибется ради объекта любви...
   Приведем некоторые цитаты о требовании Бога любить его.
   "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор. 6, 4 - 5).
   "Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо" (Втор. 10, 12 - 13).
   "Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни" (Втор. 11, 1).
   "Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей: то дам земле вашей дождь... и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились им. И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя... и вы скоро погибнете с доброй земли... Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих... Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему, то... никто не устоит против вас..." (Втор. 11, 13 - 25).
   "...Чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе" (Втор. 30, 6).
   "...Заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить и размножишься..." (Втор. 30, 16).
   "Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих..." (Втор. 30, 19 - 20).
   "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот, первая заповедь!" (Мар. 12, 29 - 30). Тут Иисус процитировал Втор. 6, 4 - 5 (см. первую цитату из приведенных выше).
   Обратим внимание на то, что любовь к Богу связывается с благополучием человека. Это хорошо видно из некоторых приведенных цитат:
   "любил Его... дабы тебе было хорошо" (Втор. 10, 12 - 13).
   "Если вы будете... любить Господа, Бога вашего... будешь есть и насыщаться..." (Втор. 11, 13 - 15).
   "Чтобы ты любил Господа, Бога твоего... дабы жить тебе" (Втор. 30, 6).
   "любил Господа... ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих..." (Втор. 30, 20).
   Почему же Богу так важна любовь людей?
   И на это есть прямой ответ в Библии: Бог - ревнивец.
   Господь Бог ревнует людей к другим богам. Вторая (из десяти) заповедь об этом и гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель" (Исх. 20, 4 - 5).
   А ревность - страшное чувство, к добру не имеющее отношения, зато производящее только зло. Вот, каково продолжение только что приведенной цитаты, заканчивающейся словами "Бог ревнитель":
   "...Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Исх. 20, 5).
   Бог-создатель страшен и злобен в ревности - он наказывает не только самих грешников-богоотступников, что, безусловно, справедливо (создатель вправе рассчитывать на благодарность созданных), но и их детей, внуков, правнуков, праправнуков!
   Поэтому искать логику в причине постигшего нас зла бесполезно - мало ли когда и какой прапрапрадедушка провинился перед Богом...
   В самом начале статьи было сказано вскользь, что когда мы говорим о зле, то подразумеваем несправедливость. Справедливое наказание не представляется нам злом. А если мы даже не знаем, за что наказаны (так как не знаем, за какие грехи, каких предков до четвертого колена Бог наказал именно нас), то такое наказание будет, несомненно, восприниматься как зло. При этом оно и не достигнет цели - исправления человека от греха (так как непонятно, за какой грех постигло наказание, какой грех исправлять; а даже если известен грех предка, то исправить его все равно невозможно). Мало того, эта несправедливость отвратит от того, кто ее произвел - от Бога.
   Очевидно, пассаж о наказании за неизвестные грехи неизвестных предков призван иметь психотерапевтический эффект - примирить человека с несправедливостью, со злом. Ну, и конечно, доказать, что Бог - не злой, просто у него другое понятие о справедливости, чем нам хотелось бы.
  

Сатана против христиан

  
   Практически все то, что мы выше узнали о связи Бога со злом, написано в книгах Ветхого Завета, и касается, прежде всего, зато в полной мере - иудеев, так как Ветхий Завет - это в основе еврейское Священное Писание.
   Но книги Ветхого Завета являются составной и неотъемлимой частью христианской Библии, в которой более важными считаются, естественно, книги Нового Завета. А поскольку христианский мир намного шире и влиятельнее иудейского, и воздействует на всю западную цивилизацию, то очень интересно выяснить, как к рассматриваемой проблеме относится Новый Завет.
   Новый Завет основан на Ветхом Завете, и поэтому невольно повторяет многие его положения.
   Так, мы упоминали искушение Иисуса дьяволом по воле Святого Духа (глава "Злой Дух Божий"). Да и сам Иисус в молитве "Отче наш" обращался к Богу, а не к сатане: "не введи нас в искушение".
   Но нам интереснее отличия...
   И они весьма велики, кардинальны.
   Даже брат Иисуса апостол Иаков относится к искушению совсем по-другому: "В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого..." (Иак. 1, 13).
   Кто же искушает, и главное, в чем состоит это искушение, хорошо видно из описания небесной битвы сил добра с силами зла, приведенного в Откровении Иоанна Богослова.
   "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь" (Отк. 12, 7 - 10).
   Определение сатаны и диавола, как клеветника "братий наших", клеветавшего "на них пред Богом нашим день и ночь" наводит на аналогию из Ветхого Завета - трагическую и поучительную историю Иосифа и его братьев. Она начинается с таких слов: "И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их" (Быт. 37, 2).
   Тот тоже вроде бы клеветал отцу на братьев - так, во всяком случае, это выглядело с позиции братьев. Тоже братьям это не нравилось. Тоже братья задумали убить доносчика. Однако завершилась эта история тем, что именно "плохой" Иосиф спас свой род, включая и "хороших" братьев. А все потому, что действовал по воле Бога: "Это не мое; Бог дает ответ" (Быт. 41, 16).
   Получается, что и в Откровении Иоанна Богослова "братиям" не нравится (и, конечно, не может нравиться!), что сатана ябедничает на них Богу.
   Но, может быть, сатана говорит Богу неправду на праведных "братиев"? И так изо дня в день, "день и ночь"!
   Но при таком положении вещей получается, что Бог, во-первых, является пешкой в руках сатаны, во-вторых, сатана способен обмануть Бога насчет "братиев", в-третьих, Бог не в состоянии узнать истину о "братиях" без сатаны.
   Поскольку всё это не так, то остается сделать вывод, что сатана говорит Богу правду (тогда и Бог - не пешка, и он сильнее сатаны, и сам знает истину). Кстати, слово "сатана" переводится как противник, обвинитель (на суде).
   А кому нравится, что о нем говорят неприглядную правду? Кому нравится, что его обвиняют? Какому преступнику нравится прокурор?
   Получается, что на этом, грубо говоря, шкурном интересе, состоящем в том, чтобы реально не отвечать за свои грехи, и зиждется идея о плохом сатане и хорошем Боге.
   Действительно, христианство основано на вере в то, что Иисус пожертвовал свою жизнь для того, чтобы искупить пред Богом все грехи всех людей: прошлые, настоящие и будущие 13 . Другой человек уже ответил на суде за все наши грехи, и прокурор не страшен - можно его и клеветником обзывать!
   Еще раз подчеркнем, что наши рассуждения о Боге и зле основаны на примерах, главным образом, из Ветхого Завета.
   Но даже, если изменился договор Бога с людьми, и вместо устаревшего Ветхого Завета теперь действует только Новый Завет 14 , то сам-то Бог не изменился со времен Ветхого Завета:
   "Боже, царь мой! Ты тот же" (Пс. 43, 5);
   "Все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся. Но Ты - тот же" (Пс. 101, 27 - 28).
   "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3, 6).
   Да и в Новом Завете говорится, что в Боге "нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1, 17).
   Почему же христианство делит высшие силы на доброго Бога и злого сатану?
   Очевидно, пожертвовавший собой Иисус олицетворяет добро. Будучи сыном Бога, Иисус представляет собой в глазах верующих лишь часть Бога. Да и в Евангелиях Иисус постоянно обращается к Богу, как к отдельному от себя объекту.
   Нормальный человек не может представить себе единство триединства Бога, его Сына и его же Духа Святого. В понимании верующих - это все разные сущности.
   Поэтому в христианстве злая роль невольно отведена от Бога и поручена сатане.
   В иудаизме все идеально просто: в Боге сосредоточено всё, он неразделим. В этом смысле, люди, действительно, созданы по его образу и подобию.
  

Злой ли Бог, творящий зло?

  
   Но как же тогда быть, если не надеяться на справедливость Бога?
   Из повседневного опыта каждый знает, что "праведный гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем" (Еккл. 7, 15), что "праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников" (Еккл. 8, 14), что "одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы" (Еккл. 9, 2)...
   Ответ может быть таким. Бог творит зло не по злобе и не для торжества высшей справедливости (производя суд, наказывая за грехи).
   Так, муравей, раздавленный ногой человека, ни в чем не виноват ни перед своими собратьями-мурашами, ни перед съеденными им насекомыми, ни, в конце концов, перед человеком. Просто человек шел своей дорогой. И вот, интересно, что "думает" муравей о человеке, идущем в его сторону: добрый, или злой этот человек, который на него сейчас наступит?
   "Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава... Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах... Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него" (Ис. 40: 7, 15, 17). Добавим: и менее муравья...
   Бог тоже идет своим путем, кстати, прямым, то есть не отклоняется от законов природы ради "муравьев" ни налево, ни направо:
   "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40, 3; в Новом Завете есть ссылки на этот стих у всех евангелистов: Мат. 3, 3; Мар. 1, 3; Лук. 3, 4; Иоан. 1, 23).
   О прямом пути Бога, коему надлежит следовать людям, много говорится в Библии. Например, "Господь прямым путем привел меня..." (Быт. 24, 27); "Идущий прямым путем боится Господа..." (Прит. 14, 2).
   Путь этот изначально неисповедим для человека. Познавая законы природы (а Бог действует только в их рамках), человек познаёт пути Бога и, благодаря этому, старается не попасть ему под ногу.
   Например, зная закон природы, открытый Архимедом, можно рассчитать грузоподъемность корабля, чтобы не попасть под ногу Бога, не отступающего от своих законов, и не утонуть. А может быть, перегрузив корабль, помолиться Богу, чтобы он ради нас изменил закон Архимеда?
   Рассчитывать 15 же на любовь и милость (равно, как и справедливость и прочие блага) Бога-Отца - детскость, инфантильность (впрочем, как раз "дети"-то этого и не понимают!). И отношение к Богу, как к доброму Отцу, - несомненный признак инфантильности.
   Невозможно отрицать известное - вера помогает. Но, очевидно, не за счет подоспевшей на призыв помощи Бога, а за счет увеличения собственных жизненных сил. Так, за счет веры, помогает и таблетка-пустышка (известный эффект плацебо)...
   Что же касается справедливости-несправедливости Бога к людям...
   Любой человек всегда в чем-нибудь да грешен (например, иудей должен соблюдать 613 заповедей, что априори невозможно; христианам же оставили всего "десять" заповедей и семь смертных грехов...), и любое "Божье наказание" можно связать с каким-нибудь "грехом". А для безгрешных детей имеется закон о наказании детей за грехи родителей до четвертого рода (Исх. 20, 5).
   Таким немудреным способом осуществляется психологическое примирение человека с несправедливостью мира. Для особо же упорных в гордыне, не считающих себя грешными ни с какой стороны, предназначен миф о грехопадении Адама и Евы, чей грех, уж безусловно, переходит, так сказать, по наследству на все человечество: "проклята земля за тебя" (Быт. 3, 17).
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Данная статья является переработанной частью главы "Литературные особенности Библии. Глава 1. Параллелизм" . После того, как на основании этой статьи была написана лекция "Параллелизм в Библии" , стала очевидной избыточность материала, не относящегося непосредственно к параллелизму. Эта часть была изъята из главы о параллелизме, переработана и, таким образом, создана данная статья. [ назад ]
   2. О историчности Моисея - см. здесь: Левин Б.Х. "Научные основы монотеизма Моисея" [ назад ]
   3. Подробно о библейском параллелизме здесь: "Литературные особенности Библии. Глава 1. Параллелизм"
   или здесь Левин Б. "Параллелизм в Библии. Лекция" [ назад ]
   4. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу" (Лук. 2, 21 - 23); "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоан. 19, 40). Таким образом, в Евангелиях написано, что Иисуса обрезали, как еврея, похоронили, как еврея. И в православии среди великих праздников есть праздник Обрезания Господня, отмечаемый на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. [ назад ]
   5. Иудей - еврей, верующий и исполняющий заповеди, полученные Моисеем от Бога (то есть еврейское Священное Писание, Ветхий Завет). Название - по названию еврейского государства Иудея со столицей Иерусалим, в котором был храм Бога. А Иудея получила это название по имени колена (племени) Иуда (по имени его родоначальника, одного из двенадцати сыновей Иакова), которое основало это государство.
   Во время нагорной проповеди Иисус призвал соблюдать еврейское Священное Писание (Ветхий Завет): "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном..." (Мат. 5, 17 - 19). [ назад ]
   6. В Евангелиях Иисуса неоднократно называют "Равви": Мат. 26: 25, 49; Мар. 9, 5; 11, 21; 14, 45; Иоан. 1: 38, 49; 3: 2, 26; 4, 31; 6, 25; 9, 2; 11, 8. А в Иоан. 1, 38 прямо написано, что Равви - это учитель (то есть на современный лад - раввин): "Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: "учитель", - где живешь?". То же - в Иоан. 20, 16: "Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: "Учитель!"". Также в Евангелиях десятки раз в отношении Иисуса применено слово "учитель". А еврейский раввин, или рав, это не священник, а именно учитель, знаток закона (Торы). [ назад ]
   7. Странное, неправдоподобное объяснение. Если бы Иуда был вор, то имея постоянный доход, благодаря Иисусу, получить за него всего 30 сребренников было бы глупо, так как непрактично, некорыстно: зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Ведь вокруг Иисуса крутились большие деньги. Только за миро, которым Мария помазала Иисуса, можно было выручить 300 динариев. Также Иисуса сопровождали "некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим". То есть весьма богатые и влиятельные женщины давали пожертвования Иисусу, а ящик для пожертвований был в руках Иуды. Так зачем ему было терять все ради жалких 30 сребренников, если он был "вор"? Как раз вор этого бы и не делал! [ назад ]
   8. Тайной вечерей в христианстве назван иудейский седер в первый день Песаха (подробно - здесь: Левин Б.Х. "Пасха и Песах"). Песах начинается 15 нисана по еврейскому календарю. В 2018 г. это соответствует 31 марта. События, связанные со сказанным в Иоан. 6, 71, происходили, когда "Иисус ходил по Галилее" и "приближался праздник Иудейский - поставление кущей" (Иоан. 7: 1, 2). Праздник Суккот, или кущи начинается 15 Тишрея, что (по отношению к Песаху 2018 г.) соответствует 5 октября 2017 г. (на самом деле первым идет Песах, а потом все остальные праздники; но для Иисуса Песах оказался последним праздником, поэтому отсчет идет назад от Песаха к Суккоту). Между этими праздниками ровно полгода. [ назад ]
   9. Подробно - здесь: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 10. "Говорящие" имена". Планируется выделить материал о Иисусе в отдельную статью. [ назад ]
  
   10. Подробно - здесь: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 8. "Сыновья" и "братья"" [ назад ]
  
   11. В современных понятиях ангела можно представить как простой телефон. Мы разговариваем с собеседником, которого не видим ("Бог"), а не с телефоном, который видим ("ангел"). [ назад ]
   12. Когда говорится "сердце фараоново ожесточилось", это означает, что его ожесточил не сам фараон, а фараону сердце ожесточил Бог, как он и предупреждал об этом Моисея в Исх. 4, 21; 7, 3. Это хорошо видно из реакции фараона на прекращение седьмой казни (грозы с градом): "И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его. И ожесточилось сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея. И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь" (Исх. 9, 34 - 35; 10, 1 - 2). [ назад ]
   13. Подробнее - здесь: Левин Б.Х. "Пасха и Песах" [ назад ]
  
   14. А как же используемые Церковью, по крайней мере, десять заповедей, мудрость притч и псалмы - всё из Ветхого Завета? Кроме того, в церковном богослужении используются многочисленные места из Ветхого Завета. Даже при венчании молодоженам в пример ставятся ветхозаветные Авраам и Сарра (подробно - здесь: Левин Б.Х. "Будьте как Авраам и Сарра" ).[ назад ]
   15. В этом абзаце: "рассчитывать же на любовь и милость". А в предыдущем: "рассчитать грузоподъемность корабля". И там и там - расчет! Какой надежнее, какой не подведет? [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"