Левин Борис Хаимович : другие произведения.

06 Литературные особенности Библии. Глава 6. Несогласованность чисел (часть 1)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь "имеется в виду лишь несоответствие одних библейских чисел другим. А числа проверить совсем не сложно".

Левин Б.Х.

  

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИБЛИИ

Глава 6. НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ЧИСЕЛ (часть 1)

  
  
  
  
  
  Отрывок из Вступления
  
  Прежде, чем приступать к исследованию каких-либо событий, описанных в Библии, необходимо разобраться с особенностями ее, как литературного произведения, поскольку от этого зависит ее восприятие и, в итоге, понимание. Для этой книги, как художественного произведения древнего восточного происхождения, характерны такие литературные приемы, которые в целом совершенно не свойственны привычному нам современному западному рационализму: параллелизм, сочетание конспективности с непоследовательностью изложения событий, высокая образность и глубокая аллегоричность. Рассмотрим вкратце эти, а также другие особенности Библии, которые, пусть и условно, можно отнести к литературным: перевод и редактирование, несогласованность имен и чисел, "говорящие" имена и т. д.
  Примеры, на которых будут проиллюстрированы литературные особенности Библии, подобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, как можно более полно охватить материал Библии, в том числе, Нового Завета, как естественного продолжения Завета Ветхого (чтобы создать широкую картину для ее цельного понимания), а с другой, осветить в необычном ракурсе, с реалистических позиций, устоявшиеся (в религиозном сознании) библейские реалии.
  
  
  
  Несогласованность чисел (часть 1)
  
  Как выше говорилось, перевод Библии может проверить только знаток древних языков, но в некоторых случаях можно обойтись и логикой. Точно так же можно проверить и некоторые факты. Речь здесь не идет о несоответствии библейских фактов археологическим данным или другим историческим источникам - это явно выходит за рамки литературных особенностей Библии. Имеется в виду лишь несоответствие одних библейских чисел другим. А числа проверить совсем не сложно.
  Кажется очевидным, что факты сами по себе - не средство литературы, а ее цель. Но вот способ подачи фактов может определять ни много, ни мало, а жанр литературы, и такие факты смело можно отнести к литературным особенностям, и в этом мы убедимся, особенно на последнем в этой главе примере ("Родословная юридического отца Иисуса Христа").
  
  Пример 1. Каждой твари по паре?
  О спасении Ноем во время потопа животных и птиц в Библии говорится несколько раз, и по-разному.
  Первый раз: "Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых" (Быт. 6, 19 - 20).
  А через три стиха - второй: "И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли" (Быт. 7, 2 - 3).
  И, наконец, третий: "И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни. И вошедшие мужеской и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог" (Быт. 7, 16).
  Данные разногласия относительно количества спасенных удовлетворительно объясняются теорией "Элохист-Яхвист": одни числа из Элохиста, другие - из Яхвиста, а составители Библии, мол, не удосужились согласовать между собой числа из разных источников.
  Но логику можно найти и в этой явной, бросающейся в глаза неточности.
  Вначале Библия делает упор на главном: всякий вид живого существа должен быть взят не просто попарно, но - разнополо. Прежде всего, разнополость обеспечивала продолжение рода, а уж потом, во вторую очередь - количество особей.
  Затем оговаривается точное число особей в каждом виде живых существ: чистых должно быть по семи, а нечистых - по два.
  После этого, при упоминании спасенных тварей, не было необходимости возвращаться к подробностям - повторено лишь главное: о разнополости.
  Но для чего нужны были семь чистых, если нечистых достаточно было взять по паре?
  Разделение живых тварей на чистых и нечистых подробно описано лишь в Книге Левит (Лев. 11) и произведено оно там с единственной целью, которая прямо и названа: отделить съедобное от несъедобного. Но, во-первых, запрещение потреблять в пищу нечистое было высказано много позже потопа, а во-вторых, людям с первых дней было разрешено есть только растительную пищу (Быт. 1, 29), и вегетарианство людей отменено было сразу после потопа (Быт. 9, 3). Да, и все животные были изначально вегетарианцами (Быт. 1, 30). То есть "лишние" чистые твари были взяты на борт ковчега не для употребления их семейством Ноя или какими-либо животными в пищу. А для чего?
  Это становится ясно только после завершения потопа: "И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека..." (Быт. 8, 20 - 21).
  Ной, без сомнения, догадывался, для чего понадобятся "лишние" чистые твари. Еще Авель принес в жертву Богу "от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его" (Быт. 4, 4).
  Итак, "лишние" чистые, которые Бог приказал взять Ною, изначально предназначались для жертвоприношения Богу же. А только чистые - потому что священники, которые потом все это записали со слов Бога, оговорили за собой право и обязанность съедать часть жертвы (Лев. 6: 26, 29). Ведь и Ной получил разрешение есть мясное только после жертвоприношения (Быт. 8, 20; 9, 3). И в этом видится большая мудрость Бога и культура его взаимоотношений с человеком: щедрый Бог дает все человеку, благодарный человек делится частью всего с Богом, и Бог по-хозяйски из этой части все равно делится с человеком. Так и должно быть: более сильный может позволить себе быть благородным и милостивым.
  Вот, как все очень просто и весьма логично! Оговоримся: для древнего человека, чья жизнь была неразрывно связана с жертвоприношениями; для нас же, людей цивилизованных, привыкших всё до крошки съедать сами, это - загадка...
  Осталось добавить, что вся эта игра с числами от двух до семи - чисто литературная особенность Библии, относящаяся к конспективности.
  
  Пример 2. Лета Ноевы накануне потопа
  В Быт. 7, 6 написано, что "Ной же был шестисот лет, как потоп пришел на землю". А рядом, в Быт. 7, 11: "в шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились".
  Так, было Ною полных шестьсот лет, когда начался потоп, или "всего лишь" полных пятьсот девяносто девять лет один месяц и шестнадцать дней?
  Конечно, следует признать, что более точное число и есть более приемлемое. А вопиющую несогласованность чисел здесь можно объяснить все тем же принципом конспективности: вначале дается округленное число лет Ноя (599 лет с хвостиком ≈ 600), а затем оно уточняется.
  Но, оказывается, можно проверить наше предположение цифирью, взятой из Библии же, из следующих слов: "И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер" (Быт. 9, 28 - 29).
  Осталось узнать продолжительность потопа, и круг замкнется.
  Потоп длился 40 дней, в течение которых "продолжалось на земле наводнение" (Быт. 7: 12, 17), плюс 150 дней, в течение которых вода "усиливалась на земле" (Быт. 7, 24; 8, 3), плюс 74 дня с семнадцатого дня седьмого месяца, когда "стала убывать вода", (Быт. 8, 3 - 4) по "первый день десятого месяца", когда "показались верхи гор", (Быт. 8, 5), плюс 40 дней ожидания (Быт. 8, 6), плюс еще "семь дней других" (Быт. 8, 10) и еще "семь дней других" (Быт. 8, 12). И "шестьсот первого года к первому дню первого месяца... обсохла поверхность земли" (Быт. 8, 13). А через 56 дней, то есть "во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла" и все вышли из ковчега (Быт. 8, 14 - 15). Произведем расчет:
  40 + 150 + 74 + 40 + 7 + 7 + 56 = 374 дня = 1 год и 9 дней.
  Столько времени длился потоп от момента, когда "разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились" в то время, когда Ною было 599 лет 1 месяц и 16 дней (Быт. 7, 11), до выхода из ковчега, когда Ною исполнилось 600 лет 1 месяц 26 дней (Быт. 8, 13 - 14).
  Тогда продолжительность потопа с учетом только времени жизни Ноя:
  600 лет 1 месяц 26 дней - 599 лет 1 месяц 16 дней = 1 год 10 дней.
  Оба расчета показали практически один и тот же результат. Разница в один день могла образоваться хотя бы из-за того, что в месяце нами было принято 30 дней.
  Теперь рассчитаем общее время жизни Ноя с учетом длительности потопа:
  599 + 1 + 350 = 950 лет
  Это полностью совпадает с указанным в Быт 9, 29 сроком. Следовательно, правильное число лет Ноя к началу потопа 599 лет.
  Вывод: не ко всем числам Библии надо относиться с абсолютным доверием, а обнаружив несовпадения в числах, не следует это считать ошибкой Библии, а лишь ее литературной особенностью (в данном случае - это конспективность).
  
  Пример 3. Рождение Арфаксада
  Начало истории человечества отмечено в Библии невообразимо продолжительными жизнями людей. Причем число лет этих многовековых жизней дается абсолютно точными значениями. Отмечены и годы жизни, в которые от отца рождался сын, благодаря чему получилась непрерывная цепь родословия людей, и, соответственно, всей истории от начала творения (с учетом пяти-шести дней до создания первого человека). Поэтому легко можно привязать к моменту создания мира начало и конец жизни того или иного библейского персонажа.
  Однако рождение Арфаксада увязано еще с одним событием: потопом. "Сим был ста лет, и родил Арфаксада, чрез два года после потопа" (Быт. 11, 10).
  Рассчитаем на основании данных Быт. 5, 3 - 32; 11, 10 время рождения Арфаксада от сотворения мира. Расчет выполним двумя путями: от сотворения мира непосредственно до рождения Арфаксада; и от сотворения мира до окончания потопа, плюс указанные в Быт. 11, 10 два года, прошедшие до рождения Арфаксада.
  От сотворения мира до рождения Арфаксада прошло:
  (130 + 105 + 90 + 70 + 65 + 162 + 65 + 187 + 182) + 500 + 100 = 1656 лет,
  где: каждое из слагаемых представляет собой число лет жизни, во сколько Адам родил Сифа (130), Сиф - Еноса (105), Енос - Каинана (90), Каинан - Малелеила (70), Малелеил - Иареда (65), Иаред - Еноха (162), Енох - Мафусала (65), Мафусал - Ламеха (187), Ламех - Ноя (182), Ной - Сима (500), Сим - Арфаксада (100); в формуле сумма чисел в скобках представляет собой время от сотворения мира до рождения Ноя.
  От сотворения мира до начала потопа прошло:
  (130 + 105 + 90 + 70 + 65 + 162 + 65 + 187 + 182) + 600 = 1656 лет,
  где: числа в скобках - то же, что и в предыдущем расчете; 600 - столько лет было Ною, "как потоп водный пришел на землю" (Быт. 7, 6).
  Но в предыдущем примере показано, что более точное число лет жизни Ноя перед потопом - не 600, а 599 лет 1 месяц и 16 дней, то есть почти на 1 год меньше. Округлив до целого числа лет, получим, что до начала потопа от сотворения мира прошло не 1656, а 1655 лет. Потоп длился, как показано в предыдущем примере, 1 год 10 дней, округленно 1 год, и закончился в 1655 + 1 = 1656 году.
  И тогда Арфаксад родился через 1656 + 2 = 1658 лет после сотворения мира.
  Итак, какое число правильнее: 1656 или 1658?
  Возможно, что ни то, ни другое.
  Дело в том, что разница в два года за 16 веков могла образоваться в результате сложения неполных лет, округленных до полных. Так, мы округлили 599,13 года (599 лет 1 месяц 16 дней) до 599 лет. А в какую сторону набежали все лишние или недостающие месяцы и дни - один Бог знает!
  Но, поскольку привязка года рождения Арфаксада к окончанию потопа намного ближе, чем к началу творения мира, то и ошибка в первом случае должна быть меньше, следовательно, 1658 - более верное число.
  А жаль! Время, вычисленное только по годам жизни предков Арфаксада (1656 лет от сотворения мира), абсолютно точно совпадает с временем окончания потопа (1656 лет). А это значило бы, что Арфаксад был зачат в ковчеге. И это с новой стороны объяснило бы избрание именно Сима (отца Арфаксада), а не одного из двух других сыновей Ноя, в зачинатели народа, на который обратил свое внимание Бог. Ведь "плодиться и размножаться" - первая заповедь Бога людям. За плохое размножение (из-за мужеложства) и Содом-то был уничтожен. А потоп и подавно был из-за того, что "всякая плоть извратила путь свой на земле" (Быт. 6, 12). Возможно, что намек на праведность в деле размножения и содержится в "неправильном" числе. В таком случае, вместо статистического отчета (да еще с ошибками) эта часть Библии преобразуется в тонкую притчу, и числа здесь играют не последнюю роль в определении жанра произведения.
  Этот пример еще раз показывает, что надо осторожно обращаться с числами, приведенными в Библии, да, просто внимательно: необходимо не только читать, но и считать.
  
  Перейти к следующей главе:
   Глава 6. Часть 2. Несогласованность чисел:
   - пример 4. Срок египетского рабства: 400 или 430 лет;
   - продолжение примера 4. Четыре века рабства длиною в четыре жизни;
   - пример 5. Сколько Давид заплатил за гумно;
   - пример 6. Родословная юридического отца Иисуса Христа.
  
  Перейти к Оглавлению.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"