Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Для чего создана помощница

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Левин Б.Х.

  

ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАНА ПОМОЩНИЦА

  
   "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника..." (Быт. 2, 18).
   Эти слова Бога, создавшего женщину, лишь как помощницу мужчине 1 , воспринимаются буквально: женщина должна помогать мужчине, а значит, мужчина - главный, а женщина у него в подчинении. Как - начальник и его заместитель. Как - мастер и подмастерье.
   Тогда почему в реальной жизни, в семье, где пара "мужчина - женщина" наиболее очевидна, зачастую руководит женщина, если не прямо, то исподволь. Не зря говорят, что мужчина, да - голова, но зато женщина - шея, которая вертит этой самой головой.
   Тогда посмотрим внимательно, о каком помощнике идет речь в Библии.
   После вышеприведенных слов Бог не создал сразу женщину-помощницу, а "привел к человеку" ранее созданных тварей 2 : "всех животных полевых и всех птиц небесных", "но для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт. 2, 19 - 20).
   И только после этого Бог усыпил мужчину, и из его ребра (грани) 3 создал женщину.
   Вот теперь разберемся, что же тут произошло.
   Сразу отметим главное и очевидное: созданное позже, безусловно, сложнее, совершеннее, лучше созданного ранее.
   В таком случае, в чем же заключается помощь женщины, которую она должна оказывать мужчине, если она совершеннее его?
   Когда зоркий пионер переводит через дорогу подслеповатую пенсионерку, он ей помогает, но кто кого ведет, и кто, следовательно, здесь главный?
   Так и в паре "мужчина - женщина" главная роль у женщины.
   Вернемся к Библии.
   Не зря написано о семейных отношениях: "оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей" (Быт. 2, 24).
   То есть мужчина с детства был на попечении родителей, которые заботились о нем, помогали ему жить: кормили-поили, одевали-обували, растили и воспитывали. Наконец, мужчина вырос, стал самостоятельным, отлепился от родителей и прилепился к жене. Теперь не родители, а жена должна заботиться о нем: кормить-поить (покупает продукты, заготавливает впрок еду, готовит и подает еду, моет посуду), одевать-обувать (покупает одежду и обувь, стирает и гладит, следит за тем, чтобы мужчина выглядел прилично), растить и воспитывать (побуждает мужчину к карьерному росту).
   Так что "помощник" здесь - не тот, кому мужчина дает ценные указания, а тот, без чьей помощи мужчина просто-напросто не выживет, или будет жить гораздо хуже.
   И об этом можно сделать вывод из той последовательности, в которой выбирался "помощник". Вернемся к ней.
   Сначала человеку было предложено выбрать помощника из животных и птиц.
   "Но для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт. 2, 20).
   Прежде всего, это значит, что мужчина не справлялся с порученной ему в саду работой, которая заключалась в возделывании и охране рая: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15).
   Ну, никак не получалось у мужчины возделывать и хранить - без помощника! И вот, Бог привел к мужчине всех ранее созданных животных и птиц. Они в самостоятельные работники не годились, а только в качестве помощников - для работы в саду был создан именно человек.
   Можно уверенно предположить, что в помощники вполне годились некоторые из них. Например, собака могла охранять сад, а лошадь - возделывать.
   Чтобы была польза от этих помощников, очевидно, мужчина должен был, прежде всего, знать, как их использовать, какую работу им поручить, что от них требовать. Иначе говоря, мужчина должен был взять на себя функцию руководителя.
   Но он, будучи созданием, похоже, умел лишь подчиняться.
   О безынициативности, нежелании брать на себя ответственность, пассивном подчинении мужчины можно судить из эпизода с поеданием запретных плодов.
   Бог сказал Адаму не есть этих плодов - и Адам не ел. Но когда Ева дала их Адаму, он так же безропотно подчинился и Еве - и съел. Но во время следствия по этому делу всю вину свалил на Еву и даже на самого Бога: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3, 12).
   Мужчина явно проявляет себя, как баран, которого ведут на веревочке.
   Так, как же он, баран, мог руководить помощниками в саду: лошадьми и собаками?
   Другое дело - помощник, который подскажет, что делать и направит.
   Вот почему потребовался помощник, подобный мужчине, то есть человек, но с качествами руководителя.
   В каждом человеке есть разные черты, но в той или иной пропорции. Вот, из мужчины и была извлечена черта, грань (переведено как "ребро"), отвечающая за инициативность.
   Так получилась женщина - инициативная шея, вертящая вполне разумной головой. Она отлично знает, что ей нужно, и направляет пассивного мужчину, как таран, на реализацию своих потребностей, а мужчина, благодаря своему разуму, отлично знает, как выполнить порученное дело.
   Безусловно, если чего-то одного много, то остального мало. Но разбирать женский непростой характер - уже другая история.
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Женой помощницу назвал не Бог, а Адам: "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться женою" (Быт. 2, 23). На иврите муж - "иш", а жена - "иша". Адам просто сказал, что раз женщина от него, который называется "иш", то должна называться "иша". Логично. [ назад ]
   2. От слова "творить", то есть сотворенных. [ назад ]
   3. Слово на иврите, переведенное как "ребро", имеет значение и "грань". [ назад ]
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"