Левин Борис Хаимович: другие произведения.

Кому мы верим: Богу или Моисею?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лекция, прочитана 12.06.2016 г.


  

Левин Б.Х.

КОМУ МЫ ВЕРИМ: БОГУ, ИЛИ МОИСЕЮ?

(Лекция 1 , прочитана 12.06.2016 г.)

  
   Считается, что все евреи, стоя у подножия горы Синай, слышали все заповеди, которые Бог говорил Моисею. А это 600 тысяч только мужчин!
   Огромное число свидетелей получения заповедей непосредственно от Бога гарантирует их священность, божественность, богодухновенность, так как последующие поколения евреев вплоть до ныне живущих получили знания о божественности заповедей не из книжки, а от своих отцов, а те от своих, и так до тех, кто непосредственно слышал Бога...
   Даже через примерно 1300 лет после Синайского откровения, апостол Павел написал в послании к Тимофею: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 15 - 16). "Из детства" Тимофей мог знать только еврейское Священное Писание (Тору, Танах), так как его детство могло проходить еще до деятельности Иисуса, и точно, до формирования Писания Нового Завета.
   Но вызывает сомнение, обоснованное самим текстом Писания, что именно слышало это огромное число свидетелей?
   А об этом событии написано в еврейском Священном Писании (Ветхом Завете) дважды.
   Первый раз - в Книге Исход, у горы Синай, куда евреи пришли "в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской" (Исх. 19, 1), причем по горячим следам: "И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру..." (Исх. 24, 3 - 4). То есть запись сделана была до утра следующего дня.
   Второй раз - в Книге Второзаконие: на границе земли обетованной, по выходе из Египта "сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый день месяца говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них" (Втор. 1, 3).
   И оба раза сомнения есть...
  
  

ГОЛОС ИЛИ СЛОВА?

   В Библии прямо написано, что евреи слышали лишь голос, а не слова Бога:
   "И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас" (Втор. 4, 12);
   "Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня" (Втор. 4, 33);
   "С неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огнь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня" (Втор. 4, 36);
   "Вы услышали глас из среды мрака" (Втор. 5, 23);
   "И сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня" (Втор. 5, 24).
   Ещё до начала передачи заповедей Бог предупредил Моисея: "И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда..." (Исх. 19, 9).
   Обратим внимание на эти слова: "дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою". Совершенно определенно написано: "как я буду говорить с тобой", а не, "что я буду говорить тебе".
   Приведем пару примеров из современной жизни, иллюстрирующих, что это значит. Например, при выключенном звуке телевизора мы видим, как герои на экране разговаривают, но не слышим, что они говорят (но потом от кого-то, кому верим, можем узнать содержание разговора). Или, придя на свидание, видим как он (она) заканчивает разговор по мобильному телефону, и если нам скажут его содержание, мы вынуждены верить сказанному, но не собственным ушам.
  
  

ПЕРЕСКАЗ МОИСЕЕМ СЛОВ БОГА

  
   Таким образом, и не предполагалось, что народ услышит слова Бога. Бог откровенно предупредил, что будет говорить только с Моисеем (и Моисей это честно записал в Священном Писании), а народ лишь услышит, как Бог говорит с Моисеем. Можно предположить, что народ должен был услышать звук голоса Бога, либо другие признаки передачи заповедей Бога Моисею, достаточные, чтобы поверить Моисею, что именно Бог передал ему заповеди. Впрочем, один признак указан Богом сразу: "приду к тебе в густом облаке". Далее мы покажем, почему это облако являлось гарантией того, что говорил все-таки Бог...
   Так и произошло, как предупреждал Бог Моисея: "И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей... И сошел Моисей к народу и пересказал ему" (Исх. 19, 17 - 20, 25).
   На этом глава заканчивается, а следующая начинается со слов Бога, которые услышал один только Моисей, и которые пересказал (как прямо написано в конце цитируемого отрывка) народу. И эти слова - известные десять заповедей.
   Если бы эти слова (десять заповедей, не говоря уже обо всем остальном, о чем подробнее будет дальше) слышал и весь народ, стоящий у подножия горы, то зачем бы Моисей их пересказывал народу?
   Но и остальные заповеди (законы, постановления) народ не слышал собственными ушами от Бога, так как после получения десяти заповедей от Моисея "весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть... И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог. И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым..." (Исх. 20, 18 - 22). После этого Бог продиктовал Моисею десятки заповедей, среди которых "глаз за глаз" (Исх. 21, 24), "пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте" (Исх. 22, 21 - 22), "не следуй за большинством на зло" (Исх. 23, 2)... Выслушав всё это, "пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем" (Исх. 24, 3). Обратим внимание: все заповеди народ узнал от Моисея, а посчитал, что "сказал Господь".
   Через сорок лет Моисей напомнил народу про пересказ у горы Синай: "Я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору" (Втор. 5, 5); и про то, как народ сам попросил его: "Приступи ты и слушай все, что скажет тебе Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять" (Втор. 5, 27).
   И в дальнейшем, когда Моисей регулярно разговаривал с Богом в скинии над ковчегом, это всегда происходило один на один: "И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исх. 33, 11), "устами к устам говорю Я с ним" (Числ. 12, 8).
   Кроме того, несколько раз Моисей прямо написал, что народ узнал заповеди не непосредственно от Бога, а от него, Моисея:
   "Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой" (Втор. 4, 5);
   "Есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?" (Втор. 4, 8);
   "Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас" (Втор. 6, 1)...
  
  

ВИДЕЛИ, КАК ГОВОРИЛ

   После пересказа Моисеем десяти заповедей написано: "Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог. И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам" (Исх. 20, 18 - 22).
   О том, что народ слышал Бога после пересказа ему десяти заповедей Моисеем, здесь не написано вообще. Наоборот, "народ отступил и стал вдали" и лишь видел присутствие Бога, как и до того ("гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне"): "Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся".
   В Книге Второзаконие Моисей уточнил, что после пересказа им десяти заповедей народ, убоявшись, не просто отступил от подножия горы (как написано в цитируемой Книге Исход: "народ отступил и стал вдали"), а вообще ушел в свои жилища: "И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: ... пойди, скажи им: "возвратитесь в шатры свои"; а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их" (Втор. 5, 28 - 31).
   Но что мог слышать народ? Написано: "громы и... звук трубный".
   Однако Бог сказал, что народ видел, как он говорил: "видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся" и "вы видели, как Я с неба говорил вам". Как можно видеть громы, звук трубный и разговор?
   Прежде всего, определимся, наконец, что это было просто извержение вулкана, вернее, выброс газов из кратера (про лаву, раскаленные камни ничего не написано), при котором обычно наблюдаются также и молнии: "Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее", "громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся" (см. фотографии).
    []
   Фото 1 (http://www.struckbylightning.org/i/lighting13.png)
    []
   Фото 2 (http://s1.funon.cc/img/orig/201505/26/55640d10920d2.jpg)
    []
   Фото 3 (http://i.ytimg.com/vi/K_XkHZ0Osjc/hqdefault.jpg)
    []
   Фото 4 (http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/9/8/2/6485289.jpg)
  
   В Библии неоднократно написано о громе, как голосе Бога. Например:
   "Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой; пустил стрелы и рассеял их; блеснул молниею и истребил их" (2 Цар. 22, 14 - 15);
   "Господь отвечал Иову из бури и сказал..." (Иов. 38, 1; то же 40, 1);
   "Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их" (Пс. 17, 14 - 15);
   "Глас Господа высекает пламень огня" (Пс. 28, 7);
   "Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня" (Ис. 29, 6);
   "Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий" (Ис. 30, 27);
   "И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде" (Ис. 30, 30).
   "По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих" (Иер. 10, 13).
   И через 13 веков после Моисея, ещё и во времена Иисуса из Назарета гром воспринимался народом (но уже не всем!) как голос Бога: "Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему" (Иоан. 12, 28 - 29). Обратим внимание, что "пришел с неба глас" - голос, а не слова.
   Сравним: "Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом" (Исх. 19, 19).
   Но одно дело - привычные молния и гром во время грозы, другое - впервые увиденное жителями равнинной дельты Нила, извержение вулкана. Они, действительно, оказались свидетелями необычного, уникального для них явления - дым из горы, гора как будто горела, камень горел ("гора горела огнем", Втор. 5, 23)! Поскольку человек такое сотворить с горой не мог, следовательно, они сделали единственно верный вывод: "Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне". И то, что они видели, было намного более впечатляющим, чем то, что они слышали ("громы... и звук трубный")... Бог не просто из-за туч стрелял огненными стрелами и подавал грозный голос, но воистину, в облаке и дыме сошел с небес на гору, совсем близко к народу ("лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня", Втор. 5, 4 )! Поэтому и сказано, про то, что видели и слышали одним емким словом "видели", которое попросту заменяет фразу: "мы свидетели тому, что...".
  
  

ВЕРА МОИСЕЮ

  
   Так что, получается, всё-таки народ не слышал слова, а их слышал только Моисей? И выходит, вера в то, что написано в Библии, основана на доверии лично Моисею? И никаких свидетелей у него не было?
   Но в Библии этому уже есть прецедент (и не один, а минимум два случая), когда целый народ поверил, что один человек говорит от имени Бога - ещё до Синайского откровения. И как раз по отношению к Моисею.
   Так, когда Моисей вернулся в Египет, чтобы вывести евреев из рабства, те поверили ему, что он говорит от имени Бога, только после того, как Моисей сделал знамения: "и сделал Моисей знамения пред глазами народа, и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились" (Исх. 4, 30 - 31). А "знамения" были такие: превращение жезла в змею и обратно, заболевание руки проказой и излечение ее, превращение речной воды, вылитой на берег, в кровь (Исх. 4, 2 - 9).
   Второй раз народ поверил Моисею после перехода через море: "И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его" (Исх. 14, 31). Не просто так народ поверил Моисею, а потому что вождь непосредственно участвовал в осуществлении перехода через море: "И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды" (Исх. 14, 21). Хотя перед этим чудом упрекали Моисея, проявив явное неверие ему: "Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне" (Исх. 14, 11 - 12).
   Итак, в Библии написано, что евреи каждый раз верили только собственным глазам: знамениям, осушению моря, и наконец, при получении заповедей они видели, что "гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне" и "весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся".
   Но повторим, к сожалению, они ничего не слышали от Бога, кроме грома и звука трубного. Об этом написано в Библии откровенно и, можно сказать, бесхитростно.
   А поверили только Моисею, что он слышал в громе и звуке трубном слова Бога, заповеди Бога. Ведь до этого Моисей знамениями и, особенно, переходом через море убедительно продемонстрировал, что ему можно абсолютно доверять.
   Но если для народа в стрессовой ситуации, к тому же без возможности проанализировать всю записанную информацию (хотя бы потому, что ее еще не было), эти доказательства были весьма убедительны, то для нас при тщательном прочтении всего текста возникают сомнения в этом.
   В частности, знамения, на основании которых "преклонились они и поклонились", Моисей производил от имени Бога. Но точно такие же чудеса производили и египетские волхвы от имени своих богов: превращение жезлов в змей (Исх. 7, 12), превращение речной воды в кровь (Исх. 7, 22). Получается, если бы к еврейскому народу пришли египетские волхвы, продемонстрировали те же знамения, на основании которых народ поверил Моисею, что его прислал Бог, то и волхвам бы поверили? Поэтому данные знамения не доказывают, что они именно от Бога. Но, судя по всему, народ не был в курсе манипуляций волхвов - ведь народ не присутствовал при разговоре Моисея с фараоном и соревновании с волхвами...
   Решающее участие Моисея в организации перехода через море, благодаря которому народ окончательно поверил Моисею, тоже сомнительно.
   Вот как это было: "И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды" (Исх. 14, 21). Но в предыдущих стихах написано, что буря началась до того, как Моисей простер руку с жезлом: "И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израильтян, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израильтян, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь" (Исх. 14, 19 - 20). Слова курсивом, в данном случае, "для одних" и "для других", имеющиеся в синодальном переводе, отсутствуют в оригинале Библии (они, как написано в некоторых изданиях синодального перевода, "добавлены переводчиками Библии для ясности и связности речи"), а без их учета видно, что "облаком и мраком и освещал ночь" - это описание грозы ночью. Выходит, увидев, что началась сильная буря, Моисей простер руку с жезлом в сторону моря, а между тем, сильный восточный ветер гнал воды моря и к утру осушил дно. Естественно, как и в случае с дымящимся вулканом, сильный восточный ветер приписан участию Бога в этих, как мы ныне прекрасно понимаем, природных явлениях 2 . И опять-таки только от Моисея мы знаем, что именно Бог указал ему, как перейти море: "И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли; а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше" (Исх. 14, 15 - 16). Но ведь не Моисей разделил море, а "гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею".
   Таким образом, вера в богодухновенность Библии основана лишь на вере лично Моисею.
  
  

МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ МОИСЕЮ?

  
   Но в том-то и дело, что Моисею вполне можно доверять!
   В статье "Научные основы монотеизма Моисея" показано, что понимание Моисеем Бога соответствует современному научному взгляду на мироздание (поле сил). А коль это так, то не имеет значения, реально ли разговаривал Моисей с Богом (словами, слышимыми ушами), или этот разговор происходил в его голове - Богу ведь не обязательно разговаривать, подобно человеку - ртом, он может это делать, генерируя мысли в головах людей.
   Разговор, слышимый ушами, нужен для людей, примитивно понимающих Бога. Еврейский народ, только-только вышедший из языческого Египта, понимал Бога именно так, примитивно, чему доказательством служит изготовление идола Бога (в виде тельца). Для такого народа и требовалось видимое глазами и слышимое ушами доказательство разговора с Богом.
   Моисей, безусловно, был не таков. Поэтому возникновение в своей голове мыслей, как подключение к полю разума, Моисей мог искренне, добросовестно считать разговором с Богом.
   А о человеческой искренности, честности Моисея можно судить по следующим фактам.
   Прежде всего, нельзя не заметить, что Моисей ничего не делал для себя - всё для торжества справедливости, истины. А следование этим принципам не подразумевает лжи. Наоборот, защита справедливости порой была сопряжена с личными неприятностями для Моисея. Так, он защитил еврея-раба, из-за чего вынужден был бежать из Египта: был царедворцем, а стал пастухом. И тут же, казалось бы, уже наученый горьким опытом, защитил незнакомых девушек (дочерей Рагуила) от пастухов.
   Моисей не действовал и в интересах своего народа, так сказать, по блату, только потому, что он свой - сколько раз он жестоко, вплоть до смерти, наказывал "своих"! И наказывал - за нарушение заповедей. Значит, заповеди были для Моисея важнее даже родственных связей.
   Моисей ставил справедливость выше собственного "Я". Например, когда он один судил народ и не справлялся (не успевал), то его тесть посоветовал поделиться властью судьи, и назначить для судейства тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников, и Моисей поступил по его совету (Исх. 18, 13 - 26).
   Кроме того, среди библейских заповедей, полученных от Моисея, много посвящено защите слабых, справедливости суда, а также гуманизму по отношению даже к чужим 3 (кстати, дочери Рагуила были нееврейками). При этом не следует путать жестокость наказания (за отступление от заповедей), чему в Библии много примеров, с негуманностью.
   А следовательно, Моисей выступал от имени высшей силы, высшей справедливости, всеобщего Бога (к которому, коль он всеобщий, рано или поздно должны прийти все народы, согласно пророчествам и Ветхого, и Нового Заветов 4 ).
   Справедливость заповедей, полученных через Моисея, заключается, в частности, в том, что они даны всем без различения имущественного и классового положения. Это хорошо видно из заповеди о субботе. Она дает не просто свободный от работы день недели, но день, специально предназначенный для размышлений о смысле жизни (то есть о том, для чего следует работать): "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему" (Втор. 5, 14). Эта, одна из десяти, заповедь гласит: "Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты" (Втор. 5, 14). Значит, в этом равны все, включая пришельца и раба, мужчину и женщину (ясно, что животные в этой заповеди участвуют как орудия труда, которыми нельзя пользоваться, а не как равные с людьми).
   И наконец, в любом случае, решая, кому верить, Богу, или Моисею, мы апеллируем исключительно к написанному в Библии, в частности, Пятикнижию, авторство которого принадлежит, в целом, Моисею. Поэтому анализируя текст Пятикнижия, мы априори вынуждены доверять тому, кто его написал. И если уж сам автор не посчитал нужным или возможным повысить авторитет заповедей свидетельством всего народа, то, наверное, в этом, действительно, не было нужды.
  
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  
   Вера в библейского Бога основана на доверии одному человеку, Моисею, а оно связано как с личностными качествами Моисея, так и с его мировоззрением, выраженном в заповедях, составляющих основу нравственности на протяжении тысячелетий и до сих пор, и авторитет которого подтвержден современными научными знаниями, чему посвящено специальное исследование "Научные основы монотеизма Моисея".
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Лекция посвящена Дню дарования Торы (праздник Шавуот), об этом еврейском празднике см. статью Левин Б.Х. "Шавуот" . [ назад ]
   2. Природное явление - то, которое не противоречит законам природы. Лишь то событие, которое противоречит законам природы, можно отнести к действию сверхъестественных сил (либо, все-таки, к действию законов природы, но пока не известных нам). [ назад ]
   3. Сравните с христианским тезисом любить "друг друга" (см. статью Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя"). [ назад ]
   4. Список этих пророчеств (их 23 в Ветхом Завете и 8 в Новом Завете) - см. в конце статьи Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 10. ""Говорящие" имена". [ назад ]
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Иванова "Любовь на руинах"(Постапокалипсис) Э.Милярець "Сугдея"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) К.Демина "На краю одиночества"(Любовное фэнтези) Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"