Левин Борис Хаимович: другие произведения.

Что есть любовь

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не для романтических натур (прагматический взгляд). Это - глава из книги "Главная женская тайна". В конце - список упомянутых имён.


ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?

  

Ведь, если звезды зажигают -значит - это кому-нибудь нужно?

В.В. Маяковский

  
   Находясь постоянно под высоким напряжением чувств, невозможно не испытать, в конце концов, и "электрический"-психологический шок от этого напряжения - влюбленность. Часто этот "шок" заканчивается хронической болезнью - любовью. И вот, наконец, волей-неволей мы затронем эту святая святых поэтических и романтических натур.
   Вся литература, не говоря уже конкретно о поэзии, - это описание любви. Но мы не будем все перечитывать. А тем более переписывать. Даже, если взять только одни лишь определения, что такое любовь, сконцентрированные в справочниках-сборниках афоризмов, то и тогда настоящее исследование покажется всего лишь небольшим приложением к этому огромному разнообразию мыслей. Действительно, определений любви - море. Понятие "Любовь" занимает больше всего страниц в любом сборнике афоризмов. И все определения - разные! Какое же выбрать? Уж точно, не слюняво-розовое нас интересует. Мы ведь помним, что все утилитарно. Да и розовые очки мы, пожалуй, уже сняли.
   Еще со школьных лет мы все знаем, что когда-то между физиками, изучавшими природу света, шел спор, свет - поток отдельных корпускул (мельчайших частиц, фотонов) или же непрерывные электромагнитные волны. Корпускулярная теория или волновая? Победила дружба. Свет оказался и тем и другим одновременно.
   Так и с определениями любви. Их много - и все правильные.
   Но мы с вами, никуда не подсматривая, попробуем дать свое определение. Подходя к этой сложной теме, стоит рассказать, как же это делается.
   Даже, если бы мы и обогатили, по словам В.И. Ленина, "свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" хотя бы только по этой теме, то и тогда не только бы не смогли в результате этого "коммунистом стать" (по его же словам), но и не нашли бы таким путем истину. Истина не определяется даже самым демократическим голосованием. Истина определяется каждым человеком отдельно. Чужие мысли и мнения - пища для ума, пища для своих мыслей. Но как из куриной ножки при ее съедании не вырастает на человеческом теле куриная ножка же, так и из чужих мыслей "вырастают" не чужие мысли, а свои.
   В случае с понятием "любовь" иметь свои мысли, способные быть истиной - подвиг. Попробуйте спросить сумасшедшего, что он думает по поводу своей болезни. Может быть, он и ответит, и даже наверняка ответит. Но будет ли ответ ненормального человека истиной? А после излечения, что он сможет вспомнить о том болезненном состоянии, которого у него уже нет? Так и с сильнейшей душевной болезнью "любовь". Пока любишь, говоришь всякие глупости. После пытаешься вспомнить, что же это было. А ничего удивительного в феномене любовной забывчивости нет. По-видимому, хорошее (в том числе любовь) быстро забывается, плохое долго помнится. Дело в том, что когда получаешь удовольствие, то чувство удовлетворенности не дает пищи для размышлений. Не думаешь, всецело поглощенный процессом, значит, естественно, забываешь. Когда же неудовлетворен чем-либо (плохим, разумеется), то противоречие между желаемым и полученным не позволяет "уснуть" мозгу, дает пищу для воспоминаний и воображения...
   Так что же это было? Посмотрим холодным разумом на пылкое сердце.
   Теорией, на основе которой мы разложим святое чувство по полочкам, как женщину в главе "Разбор по косточкам", будет принцип, постулат, что все утилитарно. Это означает, что все в природе исторически целесообразно. Выживает и приживается только то, что приспосабливается к изменяющимся условиям жизни в окружающей среде. Остается жить в живом организме только то, что необходимо для выживания при изменившихся и имеющихся условиях окружающей среды. Что не нужно или не приспособлено, то отмирает.
   Так для чего же возникло и продолжает существовать среди людей это самое сильное чувство? А ведь оно действительно самое сильное. Значит, должна быть очень сильная причина, из-за которой оно возникло и существует. В противовес какой такой большой опасности окружающей среды оно возникло и существует?
   Всё стремится к покою, к удовольствию, к комфорту, к легкой жизни. И люди - не исключение. Женщины и мужчины.
   Женщины приспособлены природой рожать и растить детей - будущих людей. Мужчины - оплодотворять женщин. Без этого я не писал бы, вы бы не читали. Нас с вами просто бы не было в природе. Рожать и растить детей тяжело, рожать - очень тяжело. Такова горько-сладкая женская доля. А вот оплодотворять - не только очень легко, но и очень приятно. Мужчины на свою долю не в обиде. Эта приятность - вынужденное "изобретение" природы. Без этого зачем бы мужчина делал какие-то телодвижения с женщиной? Итак, мужчина сделал свое дело и свободен. Он сильнее женщины, и силой она его не удержит, чтобы он помогал ей в "выращивании" будущих людей.
   Кстати, и неравенство в силе женщин и мужчин - тоже результат природного естественного отбора. С сильными женщинами более слабые мужчины справиться не могли, вот те и не рожали сильных будущих женщин, подобных себе, так как не рожали вообще никого. Чем слабее (до определенного предела, разумеется - предела выживаемости, живучести) была женщина, тем скорее она рожала, и рожала она похожих на себя слабых будущих женщин. То же самое относится и практически ко всем животным: слабая самка, сильный самец. Не будем закрывать глаза, встречаются в человеческом обществе и сильные женщины. Это - феминистки. Но не стоит нам обращать внимание на них - это вид женщин редкий и, как мы только что сказали, непрерывно вымирающий.
   Итак, чтобы род человеческий не иссякал, достаточно было бы голого секса. "Наше дело не рожать - сунул, вынул и бежать", - гласит старинная мужская поговорка. Природа долго думала, чем же удержать мужчину рядом с женщиной. Ведь женщине, не в пример самкам других живых существ, приходилось ухаживать за будущим человеком несколько лет без сна и отдыха!
   Не было у женщины на мужчину кнута, так появился пряник. И этим пряником, моральным стимулом стало помутнение сознания мужчины, когда его собственные эгоистические интересы "бежать" вдруг стали замещаться эгоистическими интересами женщины остаться и помочь ей в выращивании будущего человека. Чем сильнее было это помешательство ума, чем дольше оставался мужчина рядом с женщиной, чем больше он помогал ей, тем успешнее шло выращивание. Больше выживало именно их детей. Процент выживаемости в полных семьях был больше, чем у матерей-одиночек. Таким образом, из поколения в поколение выживало все больше тех людей, в наследственности которых было больше этого сильного чувства. Да-да, любовь, способность любить, очевидно, передается по наследству! Выживают самые любвеобильные, а буки дома сидят до самой старости. И вот результат: любовь царствует на Земле.
   И пусть только кто-нибудь скажет, что это не так! Пусть кинет камень неблагодарности в каменный век, в своих далеких предков, пращуров! Борьба за существование и естественный отбор - это вам не шуточки, не приколы с непорочным зачатием и выниманием ребра!
   Кстати, судя по многим птицам, парами выхаживающими свое потомство, по обезьянам, львам и другим животным, ведущим семейный образ жизни, чувства, любовь присущи не только человеку, самонадеянно и с неосознаваемой горькой иронией называющему себя "венцом природы". Так что не на человеке (или не только на человеке) отработала природа свое великое изобретение - как попрочнее привязать беззаботного, но сильного самца к слабой, но нуждающейся в заботе самке.
   Правда, чем примитивнее живое существо, тем примитивнее и побудительные мотивы его "любви". Например, доказано, что у куда как семейно живущих муравьев ухаживание взрослых рабочих особей за яйцами, личинками и куколками (в народе именуемых яйцами) обусловлено тем, что личинки выделяют приятный для муравьев сок, который муравьи с удовольствием слизывают. Так почему бы и не поработать-поухаживать, чтобы хоть изредка получить порцию удовольствия? С высоты человеческого роста кажется - высокодуховная, самоотверженная любовь к потомству! А на самом деле - меркантильная любовь к вкусному соку. Скучно? Неромантично? Опошлено? Цинично? Грубо? А ведь всего-навсего - правда...
   Но рабочему муравью правда и не нужна, ему хватает и удовольствия от любви. Мы - не муравьи, но будучи рабами любви, абсолютно не испытываем потребности в "правде": например, не замечаем, не обнаруживаем недостатки тех, кого любим. Сильнейшее удовольствие превыше всего!
   Разобравшись безжалостно с мужчиной (и с муравьями), разберемся теперь и с женщиной. Она ведь тоже(!) любит. А ей-то эта радость природой для чего дана? Во-первых, мужчине от женщины нужна взаимность, ответная любовь. Без этого он не долго будет исполнять возложенный на него природой долг: заботиться о женщине и ее потомстве. Во-вторых, женщина тоже живой человек и ей не все равно, кто ее домогается. Так что любовь со стороны женщины - мера вынужденная. А относительно мужчины - принудительная. То есть - женщина создает, возбуждает любовь для себя и для "того парня". Именно потому-то женщина и более чувственное существо, что ей приходится на ниве любви работать, не покладая рук, за двоих: возбуждать любовь в мужчине и любить самой. Мужчина же в любви - чистый невинный потребитель!
   Можно и по-другому объяснить "разделение труда" в любви, копнув поглубже. Любовь - сильнейшая эмоция. А любая эмоция - это мгновенная защитная реакция, ответ организма на оказанное на него воздействие. Какие же болевые воздействия испокон веков испытывали на себе люди - мужчины и женщины? Мужчина, ясное дело, как охотник, чаще попадал на зуб и коготь какому-нибудь тиранозавру. Разумеется, это было очень больно, и эмоция мужчины должна была бы быть соответствующей - сильной. Но нужна ли была ему эта эмоция? В животе тиранозавра никакая эмоция ему уже ничем не могла помочь. Если же мужчина спасался, то, раненый и покалеченный, долго протянуть все же не мог - сказывалось отсутствие на протяжении миллионов лет нормальной платной или хотя бы бесплатной медицины. И в этом случае мужская эмоция тоже была бесполезной. А что бесполезно, то не приживается.
   Ну, а что в это время делает оставленная нами в пещере, как у Христа за пазухой, женщина? Она рожает. Это очень больно. Но в отличие от мужчины, женщина после испытанной боли должна, просто обязана выжить (чтобы вырастить ребенка), и ей совсем небезразлично, переносить или не переносить сильнейшую боль. Вот тут-то женщине на помощь и приходит сильнейшая эмоция. Это - любовь. Любовь к своему ребенку. Любовь к мужу. Ради любви можно выдержать и вытерпеть все!
   Или, с другой стороны, боль при родах - гарантия возникновения этой сильнейшей эмоции - любви к ребенку, гарантия того, что женщина не бросит ребенка, вырастит нового человека, продолжит жизнь вида. Ведь то, что легко дается, то легко и теряется, и - наоборот: тяжело дается, тяжело терять. Кроме того, испытав такую боль, женщина на все уже может смотреть свысока, ей уже ничто не страшно: ни муж, ни черт, ни тиранозавр. И это тоже очень полезно, но уже для ее собственного дальнейшего выживания. Так что не Бог придумал: "В болезни будешь рождать детей", - а сама матушка-природа. Тогда можно смело сказать, что Бог - это неизбежность природы.
   Боюсь ошибиться - я не Бог (да и тот ошибся, например, сделав человека 1 ) и не биолог-натуралист - но все живые существа, рождающие в муках, выхаживают своих детенышей, а не бросают их на произвол судьбы. И, наоборот, кто легко разрешается от бремени - сразу забывает своих "отпрысков".
   Выносив дитя 9 месяцев, испытав при беременности много неудобств и опасений, пережив тяжелейшие психологическую и физическую травмы при родах, то есть вложив в только что родившегося ребенка столько физического и душевного капитала, невозможно бросить дитя на произвол судьбы - капитала жалко! Разве что под влиянием еще больших возможных затрат физических и душевных женщина в состоянии отказаться от ребенка, но это случается крайне редко. Мужчина же не вложил в появление ребенка на свет практически ничего своего, так - сущую мелочь: немного своей спермы (но этого "добра" ему не жалко) и немного удовольствия при ее "передаче" женщине (но ему, в принципе, все равно какой женщине, а также желательно не знать результат, так же как и женщине, в принципе, все равно, от кого иметь ребенка). Кстати, именно для того, чтобы хоть как-то приобщить мужчину к процессу выстраданности рождения ребенка, мужа рожающей женщины приглашают присутствовать при родах. Зрелище не для слабонервных! После такого шока, стресса (читай: вложения душевного капитала) трудно не быть хорошим отцом... и мужем. Ну и плюс, конечно, известная нам любовь (внушаемая женщиной), накрепко привязывающая мужчину к женщине и к рожденному ею ребенку!
   Что значит - все равно кому и от кого, наверняка возмутитесь вы?
   А разве и женщина, и мужчина ищут себе пару на всю жизнь, зная, кого конкретно ищут? Пусть они не знают, как зовут свою судьбу, но как она выглядит, они обязаны знать! Ан нет! В таком наиважнейшем деле все пущено на самотек, на волю судьбы, рока. Доказательство тому - огромное число разводов по сравнению с браками. А сколько семей не разводятся, но мучаются в нелюбви всю жизнь! Так что выбор, браки совершаются никак не на небесах, где ошибки недопустимы 2 .
   Редко когда идеальный образ своего принца и своей принцессы (нарисованный своим воображением) совпадает с реальным образом жениха и невесты, а тем более после превращения их в мужа и жену. Так что смело можно сказать: выбор мужа и жены - дело случайное и неосознанное, бессознательное (происходящее в бессознательном состоянии), не контролируемое разумом, не прогнозируемое даже чувствами. А коль не зависит от разума, то это и означает - безразлично.
   Н.С. Лесков: "Самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни".
   А ведь имеются проверенные на практике способы выбора спутника жизни. Например, по созвездиям и по именам. Сердцу не прикажешь, но узнать, что тебя ждет с человеком, рожденным под тем или иным знаком зодиака, или с человеком, носящим то или иное имя, можно по книгам. Причем достоверность "предсказаний" судеб с помощью той или иной книги легко проверяется по уже состоявшимся судьбам своих родных и знакомых 3 . А когда знаешь будущее, то и с сердцем легче договориться.
   Выбор с помощью чувства, эмоциональное решение - не лучший способ осознанного небезразличного выбора. Но без чувств, голым разумом выбор вообще не осуществляется. Приходится мириться с несовершенством выбора. Тем более, вообще, разве можно назвать "выбором" то, что происходит: встретил, увидел, полюбил, женился?.. Ведь и "женился", и "полюбил", и "увидел" держатся на одном: "встретил". А если бы встретил другую? Третью? Четвертую? А если бы не встретил первую? Вот было бы так, как в некогда известном телевизионном "Кабачке 13 стульев": "Принесите справки от всех женщин, что вы на них не женаты!"... Вот это действительно был бы осознанный, неслучайный, небезразличный выбор!
   Итак, мужчине незачем испытывать сильные эмоции - бесполезно. Женщина обязана их иметь - для пользы рожденного ребенка. Утилитарность в природе превыше всего!
   Как ни объясняй, а очевидная большая потребность именно женщин в любви выдает их с головой. Кому больше надо, тот и "заводила" 4 .
   Но в наше время, особенно в высокоразвитых странах, женщина часто в состоянии сама себя содержать, сама о себе заботиться. Так это происходит или нет, или это имеет место всего лишь в фантазийном воображении женщины, создано феминистической пропагандой, вычитано из книг, журналов и газет, высмотрено из телесериалов, подсказано подружками, но, в любом случае, женщина с готовностью поддается соблазну пойти по легкому, как ей кажется, пути: быть свободной и не связывать свою жизнь с мужчиной. Да, она пока не в силах справиться с самым древним инстинктом - рожать (любовью к ребенку). Но с любовью к мужчине, инстинктом вынужденным и не таким древним, - всегда, пожалуйста! И что из этого получается? Женщина рожает от какого-нибудь не слишком безразличного ей мужчины. Затем прогоняет огорошенного мужчину-отца вон от себя. Живет в свое удовольствие, не терпит рядом с собой это противно-колючее создание, эту ошибку природы. Любви не было. Любви нет. Новый человек растет, а любви вокруг него нет. Ах, есть материнская любовь? Но можно назвать еще и любовь к мороженому. Но разве материнская любовь к ребенку - то же, что любовь между мужчиной и женщиной, которая не просто греет, как материнская, но освещает жизнь ребенка будущим смыслом? Чему научатся дети в такой "семье"? Да, материнской любви научатся. Ну, для девочки это еще куда ни шло: инстинкт инстинктом, а пример мамы пригодится. Но зачем опыт материнской любви мальчику?!. Вот пример отцовской любви ему бы совсем не помешал. А пример взаимной любви между мужчиной и женщиной уж точно нужен для счастливого будущего и девочке, и мальчику. Вот и получается, что женская любовь к своей материнской любви - разве это не эгоизм? Делать детей всего лишь утешением для себя - это не эгоизм?
   "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад", - со вздохом констатировал А.С. Пушкин прозаическую суть любовных взаимоотношений женщины и мужчины всего в двух поэтических строках. Ну, что ж, краткость - сестра таланта. Автор потратил несколько прозаических страниц на доказательство практически того же самого: прозаичности любви.
   Что ж поделаешь, многословие - друг гонорара: не тиражом, так объемом.
   Итак, любовь - наркотик, делающий приятной заботу о другом человеке. Наркотик - потому что оглупляет, лишает рассудка, логику заменяя чувствами. Наркотик - потому что проявляется некритическим отношением к любимому человеку, наполняет внутренний мир иллюзиями. Наркотик - потому что любви сопутствует очень сильное привыкание: с первого взгляда, с первого прикосновения, с первого поцелуя, с первого близкого общения. Наркотик - потому что действие его длительное, часто на всю жизнь. Наркотик - потому что при резком отказе от его приема происходит форменная ломка, когда жизнь становится не мила, все болит. Наркотик - потому что из-за любви часто совершаются преступления, даже самоубийства. Наркотик - потому что его употребление дорого обходится, вплоть до разорения. Что только не сделаешь под воздействием этого "наркотика"...
  
  
   УГОНЩИК МЕТРО
   Что, поезда метро не угоняют?
   Поверьте, это пара пустяков!
   Когда влюблен и время поджимает -
   В кабину, за рычаг - и был таков!
  
   И вот ни встречных нет, ни поперечных,
   Ни пассажиров: ни их лиц, ни бед.
   Вселенная - лишь между двух "конечных",
   И время над собою ждет побед.
  
   Оно дождалось - я его сжимаю!
   Да и пространство втиснуто в вагон.
   В стране любви, где поезд угоняю,
   Возможно все, не действует закон!
  
   А если "наркотик", то стоит ли так уж переживать о его потере или, тем более, о его отсутствии? "Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло", - пелось в популярной песенке. А тем более, когда становится очевидным, что употребление этого "наркотика" приносит не столько удовольствие, сколько вред.
   Ну, хорошо, поверим "открытию" автора, что любовь создана природой специально для продолжения жизни. Но ведь влюбляются чаще всего, не думая об этом, не планируя это и даже иногда не имея возможности выполнить это (например, в силу возраста). Да, так. Но раз уж в руки человека попал этот специально предназначенный для размножения наркотик - любовь, то разве человек в состоянии отказаться от наркотика? Он его будет выискивать и употреблять при первом удобном случае - надо это или не надо для достижения той цели, ради которой он был создан и назначен врачом-природой. Подобно тому, как больные, принимающие наркотические медикаментозные средства, рискуют стать наркоманами. Недаром фраза "быть влюбленным по уши" созвучна фразе "быть по уши в дерьме". Но осчастливленный любовью "наркоман" этого не понимает и не приемлет...
   Вернемся немного назад и вспомним главу "Взаимонепонимание". Мужчины логичны. Женщины чувственны. Язык мужчин - логика. Язык женщин - чувства. Понять друг друга, разговаривая на разных языках, невозможно. А надо, так как они должны жить вместе. Единственный способ преодолеть это препятствие в их общении - это найти общий язык. Этим-то общим языком и мужчин и женщин как раз и является любовь. Причем именно мужчина идет навстречу женщине, овладевая чуждым для него языком чувств. Побежденный вынужден учить язык победителя, а не наоборот!
   Наконец! Наконец-то хоть что-то общее, даже одинаковое есть у мужчин и женщин - любовь!
   Это ведь только на первый взгляд кажется, что мы практически одинаковы, за исключением, конечно, общеизвестного: наружных половых признаков. Да, у нас по две руки и две ноги и т.д. Ну и что? И у медведя по две. Но даже и руки-ноги у мужчин и женщин не одинаковые. И после смерти мы отличаемся - по скелету, и неспециалист безошибочно определит, кто есть кто. Вообще, если внимательно, "докторским" взглядом, присмотреться, то внешних отличий у нас даже больше, чем совпадающих признаков. Более того, разговариваем хоть и на одном языке, а не понимаем друг друга!
   И поэтому не спешите радоваться хоть чему-то общему. Должен вас огорчить. И любовь у нас с вами разная, хоть и обозначается одним словом...
  
ЛЮБИТ
   "Люблю тебя", - я не скажу.
   Это ответственность большая.
   На твой язык перевожу -
   Боюсь, струхнул, со страху умираю.
  
   Ответственность - то значит отвечать
   Перед тобой, потомками, собою.
   А для тебя предательство - молчать
   Словами, от которых сердце тает-ноет.
  
   Еще ты скажешь: "Эгоист ты мой!".
   "Люблю", - то означает отдавать.
   Мужчина же - постельный он герой.
   Для вас - люблю, а для него - кровать.
  
   Какое ж слово мне найти?
   В своем ли ты уме, родная?
   Критически могу я подойти
   К себе, к тебе с любого края.
  
   Мой ум всегда на страже. Часовой.
   Он честь, свободу, знамя охраняет.
   А ваш, сдается мне, он не герой...
   От сочетанья букв буквально тает.
   Мой ум холодный, словно лед.
   Попробуй, разогрей его словами.
   Им верить? Нет, я лучше наперед
   Потрогаю-пощупаю руками.
  
   Да, сердцем и душой я не дорос,
   Зато уж руки и глаза - что надо!
   Своим сокровищам не знаю спрос,
   Твои ж моментом украду со склада.
  
   Сказать тебе: "Люблю", - я не спешу.
   Чтоб ты обвилась мне вкруг шеи?
   Быть победителем - приятно, не грешу,
   Но долго не стерпеть судьбы ошейник!
  
   Тебе то слово - как пароль.
   Проверила - хвостом виляет!
   Всё любит - не ослабла цепей роль,
   И новых Гименей не предлагает.
  
   Люблю, люблю, люблю, люблю...
   Не скроют то глаза и руки...
   Но слово - словно якорь кораблю:
   Стоять на месте - адовые муки.
  
   Вот так: "для вас - люблю, а для него - кровать"!
   Известно, что мужчина, как правило, первым признается в любви. А все потому, что словесного выражения чувств от женщины не дождешься. Она-то все "высказывает", выражает непосредственно чувствами! Правда, мужчина плохо такой "разговор" понимает. Он только и ощущает, что небезразличен. И действует, воодушевляемый и поощряемый этим ощущением. А женщина, зная, что мужчина все выражает словами, ждет от него именно слов. И женская скромность, выражающаяся в ее молчании, тут ни при чем. Тигр тоже молчит, когда подкрадывается к добыче. Просто женщина уверена, что ее чувства, такие сильные, мужчина должен понять и без слов. А если не понимает, так о чем с ним говорить?
   Таким образом, любовь - единственно возможный общий язык, на котором только и могут при полном взаимопонимании общаться женщина и мужчина. Причем женщина намного больше мужчины заинтересована в этом общении, так как родить без мужчины она никак не может, а вот мужчина удовлетворить свой сексуальный инстинкт без женщины - запросто. Поэтому любовь - женская отмычка чувств мужчины. Женщина - инициатор. Мужчина лишь поддается на женские чары и, как мотылек на свет огня, сломя голову летит навстречу своей гибели. Со стороны, конечно, выглядит иначе: неистовый мотылек беспрестанно атакует невинную "жертву"-источник света. А если свет выключить?
   Но и этого определения мало. Зачем женщине надо взламывать чувства у мужчины? Для чего, в конечном итоге, женщине надо, чтобы мужчина ее без труда понимал? Неужели не догадываетесь?
   А для чего, в конце-то концов, я с вами бьюсь, используя и логику, и интуицию, притягивая за уши каждое лыко в строку? Правильно, чтобы раскрыть меркантильную сущность женщины!
   Женщине от мужчины, охмуренного ею любовью, как наркотиком, нужно, чтобы он понимал ее проблемы, чтобы он принимал ее проблемы как свои и успешно решал их - вот сущность необходимости такого "взаимопонимания". Сущность - меркантильна.
   Это подобно тому, как если бы мужчина лежал на операционном столе, а над его кошельком (а вы ожидали прочесть: "сердцем"?) склонилась со скальпелем в руке женщина-хирург. Чтобы не сопротивлялся, мужчина обязательно должен быть под наркозом (вот только когда и почему речь может идти о сердце!). Представив такую душещипательную картину, каждый догадается, что наркотик этот - не иначе как любовь. Получив дозу, мужчина уже не трепыхается. Любовь - вот что, на самом деле, опиум для народа!
   А что же - кошелек? Он окажется в надежных, нежных руках...
   Окончательно, суммируя вышесказанное (наркотик, язык, отмычка, забота), на данном этапе понимания самое, пожалуй, прагматическое определение самого, без сомнения, романтического чувства таково.
   Любовь - это язык взаимопонимания между женщиной и мужчиной, которому женщина обучает мужчину, чтобы тот легко мог понять ее нежные слова: "Дай денег".
   А как же безответная любовь мужчины, да и женщины тоже? А все в природе идеально, что ли? Бывают и ошибки. Все равно, мужчина влюбляется не на голом месте, не без причины, не без, пусть и пассивного, участия женщины. Не мотылек включает привлекающую его лампочку. "Если сучка не захочет, кобель не вскочит", - гласит старинная женская поговорка.
   Если вы ждете извинений за грубость этой поговорки, как и предыдущей, "кобелиной", то - напрасно. В них нет ни одного грубого, нелитературного слова. А жесткий их смысл вполне соответствует используемому нами безжалостному принципу всеобщей утилитарности, вслед за которым, на поводу у которого вы безропотно и незаметно для себя тянетесь вот уже сколько страниц - с самого начала настоящего исследования! Так что это не грубость, это как раз и есть та самая правда, о неприятности которой сразу предупреждал автор. Но вы, пожалуйста, не спешите огорчаться, дальше будет еще хуже... Главы "Почему мужчине можно, а женщине нельзя?" и "Жутко соблазнительные онанистки", например, ждут своих жутко эстетичных и эстетствующих жертв.
   Коль уж в руках женщины (да и в других частях ее тела, и в душе) есть практически безотказная отмычка, то машинально, ненароком, походя она может вскрыть десяток-другой попавшихся ей на пути сердец зазевавшихся мужчин. Вот вам и готова безответная мужская любовь. А вы, мужчины, неужели удержались бы от такого соблазна - удовлетворить свою... любознательность?
   В таком вот ракурсе, безответная женская любовь - это безуспешная попытка женщины взломать крепкий сейф, в котором хранятся сильные чувства мужчины. Задетые за живое ее профессиональные честь и гордость требуют сатисфакции 5 ! По-русски - удовлетворения. Ах, какая точная игра слов!
   Так что любовь может быть и несчастьем. Но не только ни в чем не повинная безответная. Кинем-ка и во всякую любовь свой последний "грязный" камень.
   Любые чувства, эмоции - это всего лишь реакция живого организма на изменения в окружающей среде, во взаимоотношениях с людьми. Они возникают при нехватке, недостатке чего-либо. Например, чувство голода, аппетит - при недостатке еды, а тоска по любимому человеку - при отсутствии любимого, при расставании с ним. Учитывая это, чувства можно легко измерить по величине того, чего не хватает, в прямом смысле, для полного счастья.
   Как говорит пословица: "С милым годок покажется за часок". Еще конкретнее говорит Библия: "Семь лет... показались ему за несколько дней, потому что он любил ее" (Быт. 29, 20). Следовательно, без милого, наоборот: часок - за годок. Это каждому известно, как тяжела, невыносима разлука. А кому не известно, поверьте Джульетте: "В минуте столько дней, что, верно, я на сотни лет состарюсь". Или Рамину: "Если бы судьба отмеряла время, она могла бы из этого дня отмерить сто лет!".
   Таким образом, по промежутку времени от момента разлуки до начала тоски по любимому человеку можно судить о силе любви. Чем меньше это время, тем сильнее любовь. Например, у Иванова к Сидоровой любовь равна трем секундам расставания, а у Петрова к этой же несчастной Сидоровой - трем годам (через три года Петров вспомнил, что Сидорова должна ему три рубля). Вывод: Иванов любит Сидорову в (3 · 365 · 24 · 60 · 60) : 3 = 31 536 000 раз сильнее, чем Петров. Это объективно. Следовательно, благоразумная и субъективная Сидорова выйдет замуж за... практичного Петрова (вернее, женит его на себе), но будет изменять ему с любвеобильным Ивановым.
   Или возьмем расстояние: "К милому семь верст не околица". Иванов готов ехать к Сидоровой на край... города, то есть за 5 километров (дальше от Иванова уехать Сидорова не может - некуда), а Петрова от Сидоровой тошнит при ее приближении к нему на расстояние 2 метра. Следовательно, Иванов любит Сидорову в 5000 : 2 = 2500 раз сильнее, чем Петров.
   Результат измерения силы любви по расстоянию несколько отличается от результата измерения по времени 6 , но суть ясна. А ученые рано или поздно рассчитают точные коэффициенты, высчитают, чему равна единица любви "один Лев" (названная так, естественно, по имени автора-любвелюба): то ли трем секундам ожидания, то ли пяти метрам сближения. Но "непредсказуемая" в своей меркантильности Сидорова все равно выйдет замуж за Петрова (не устану повторять: женит его на себе) назло всем: и назойливому (или застенчивому) Иванову, и дотошным ученым с их разнообразными коэффициентами, и автору сих строк, ославившему ее.
   Еще интереснее, все более и более отвлекаясь от темы, субъективные ощущения. Так, кажущееся расстояние до любимого человека обратно пропорционально величине любви. Чем сильнее любишь, тем короче кажется путь к нему, можно идти к нему хоть на край света. А зато время, наоборот: чем сильнее любишь, тем большим кажется время на дорогу. Тогда получается, что расстояние, умноженное на время, есть величина постоянная - вот вам и машина времени, в которой топливом, движущей силой является любовь.
   Ничего себе "камушек" получился - из розового поролона... Ну, подождите, сейчас затвердеет и почернеет!
   Итак, любовь - самое сильное чувство. В противовес какой же такой самой сильной беде существует это сильное чувство? Вот объективно и получается, следовательно, что именно общение двух представителей двух противоположных полов - такое сильное несчастье для обоих, что компенсируется только таким сильным чувством, как любовь. Получили, романтики-поэты, не в бровь, а в глаз?!
   Что компенсирует любовью в себе женщина, понятно - роды. А вот, что - мужчина? Зачем любовь нужна мужчине?
   Помните рассуждения в главе "Разбор по косточкам" о том, что в других нравится то душевное качество, которого в себе нет? Чем больше "этого" нет в себе, тем больше "оно" нравится в другом. В этом смысле, секрет 7 женской привлекательности состоит в том, что мужчине не хватает какого-то внутреннего - именно внутреннего, духовного, и именно женского качества. Внешность, да - она привлекает. Внешнюю красоту мужчина может легко, не торопясь рассмотреть и даже разложить по полочкам, о чем будет далее в главе "Красота описуемая и утилизуемая". Она секрета, тайны не представляет. А - душа-"потемки"? Душа ведь не видна, не осязаема. Да и мужчина просто не успевает проанализировать сигналы души, тут все происходит, как в волшебном сне: бац - и влюблен! Как громом поражен...
   Так чего все-таки в мужчине совсем нет, что в нем напрочь отсутствует? Что, следовательно, чрезвычайно нравится мужчине в женщине? Это, естественно, прежде всего - нежность. Помните, как настоящий-пренастоящий мужчина Остап Бендер восхищается Зосей Синицкой: "Нежная (прежде всего - Б.Л.) и удивительная"? Затем каждый обязательно назовет еще и доброту... Но мы рассмотрим только нежность. И эпиграфом к этому миниисследованию возьмем стихи В.В. Маяковского:
  
   Ведь для себя не важно
   и то, что ты бронзовый,
   и то, что сердце - холодной железкою.
   Ночью хочется звон свой
   спрятать в мягкое,
   в женское.
   Так и напрашивается вместо "женское" сказать "нежное". Ну, что ж, тогда повторим вслед за прямолинейным в юношеском максимализме Ромео:
   Предпочитаю смерть от их ударов,
   Чем долгий век без нежности твоей.
   Нежность для мужчины - жестокого бойца, хмурого добытчика и хладнокровного убийцы (мамонтов) - не только не нужна в его суровых делах, но даже вредна, противопоказана. Но после-то работы обязательно нужен отдых! Уставшему телу - покой. Напряженной душе - разрядка. Телевизор есть, диван есть, золотой унитаз - и тот есть... Отдыха - нет! Главное - отдыха, именно для ожесточившейся за день души.
  
   СКАЛА
   Душа с душою говорит,
   А у меня душа - гранит.
   И если я скажу: "Открыто", -
   То все же бойтесь вы гранита...
  
   Вот женщина интуитивно (мужской спрос рождает женское предложение) и предлагает мужчине свою нежность - тот золотой ключик, которым она легко вскрывает заржавевшую мужскую душу. Тут в самый раз пригождаются и воздушный образ, и демонстрируемая со всех сторон слабость, недвусмысленно указывающая на нежность. Здесь и томный и в то же время скромный взгляд, и ножка с гладкой нежной кожей в кокетливом вырезе юбки, и...
   Вот! Вот оно! Вот и все!!! (Извините, если напугал.) Совершенно случайно мы с вами раскрыли тайну, поглавнее меркантильности! Вот как, оказывается, женщина влюбляет в себя мужчину: подсовывая ему свою нежность! Женская любовь - это нежность, сконцентрированная и сфокусированная, как луч лазера, в одну точку-мужчину. Этот луч пробивает время и расстояние. Разрушает своей вибрацией логику, нарушает покой.
   И что теперь прикажите делать - последовать совету Конфуция: "Утром познав истину, вечером можно умереть"? Неохота... Постойте-ка отпевать, кое-что от истины еще осталось.
   Осталось выяснить самую малость: каким образом женщина точно вычисляет то количество нежности, которое нужно конкретному мужчине, чтобы он в эту женщину втюрился по уши? Ключик-то должен точно подходить к замку! А также - как она внушает мужчине, что у нее (и только у нее!) есть эта нежность, этот золотой ключик? Каким органом чувств? Ведь женщину, излучающую нежность, видно сразу, особенно если и сам настроен на прием этого "сигнала".
   Подумаем. Станем на место женщины... А лучше так: влезем в ее шкуру... Ну, если б я был..., то просто бы постепенно увеличивал количество нежности, пока не клюнет... Хотя зачем стараться, достаточно быть собой, кто-нибудь все равно клюнет. Ан нет, хочется ж большего! Придется - понежнее. Ну, а потом - и так сойдет.
   Нет, нет, нет - поскорее вон из этой шкуры!... Простите - из женской нежной кожи...
   Но, что в "шкуре", что вне ее, ясно, что и женщины - жертвы. Жертвы мужских вожделенных, провоцирующих взоров. И вот вам еще одно открытие: именно по силе мужского вожделения эти профессиональные психологи определяют силу требуемой нежности!
   Сила вожделения мужчины связана с его темпераментом, тот - с жизненной и деловой активностью. Значит, женщина рассчитывает (на супер-ЭВМ, наверное): чем сильнее ее хочет мужчина, тем больше она будет иметь жизненных благ от него. Поэтому-то выходить замуж по любви (по мужской любви) - самый верный расчет! Но, чем более активен мужчина, чем больше, следовательно, работает, тем больше он устает, тем больше он нуждается в отдыхе - женской нежности. Вот так, пожалуй, женщина и подбирает ключик.
   А как это выглядит с мужской стороны?
   Мужчина находит не хватающую ему для полного счастья нежность во всех женщинах. Но в одной женщине нежности больше, в другой - меньше. А в какой-то одной-единственной принцессе этой нежности как раз ровно столько, тютелька в тютельку, сколько нужно именно этому конкретному мужчине, не больше и не меньше. И чем полнее это совпадение потребности с реальностью, тем сильнее привлекательность данной женщины для данного мужчины. Мало того, что этот процесс взаимный (одновременно женщина тоже ищет в мужчине то, чего ей не хватает), но и многомерный, то есть осуществляется по многим параметрам, а не по одной только нежности. Процесс весьма непростой. Мужчине гораздо сложнее, так как, кроме естественной собственной субъективности и приблизительности оценки женской нежности, его сбивает с толку еще и обманчивая (как правило), первой бросающаяся в глаза внешняя привлекательность женщины.
   И вот - а куда денешься! - мы вновь сталкиваемся с меркантильностью. Чем каждому мужчине запоминается состояние влюбленности, любви? Прежде всего, ощущением необычайной способности преодолевать любые трудности, которые встречаются на пути к счастью, ассоциируемому со своей возлюбленной. У. Шекспир: "Любовь, ее не останавливают стены". Откуда берется это чувство, эта уверенность и, соответственно, эта способность?
   Почему народ послушно пошел за Моисеем из Египта и странствовал по пустыне с ним сорок лет, преодолевая неимоверные трудности? Потому что Бог пообещал, что даст "землю, где течет молоко и мед" (Исх. 13, 5). "Молоко и мед" женской нежности... Все понятно?
   Решимость преодолевать трудности у мужчины появляется только тогда, когда он точно знает (так он считает, а на самом деле, как мы уже говорили, все субъективно, приблизительно и зыбко), что будет вознагражден женской нежностью. Но это - слишком романтическая формулировка. Скажем проще: любые трудности по плечу, если это плечо поддерживается, нет - подталкивается женской нежностью. Или так: мужчина старается, если знает, что его усилия будут компенсированы, уравновешены женской нежностью. Чем больше предвидится, обещается нежности - тем больше усилий. Баш на баш. И шабаш!
  
   ЗА НЕЖНЫХ ДАМ
   Джентльмены, рыцари, мужчины...
   Воспитали дамы вас не зря -
   Чтобы в поте гнули свои спины
   За глаза, что нежностью горят.
  
   Вот ведь какой "выгодный" обмен провернул, например, Д*Артаньян. Буквально рисковал жизнью своей и своих друзей ради то ли прикосновения к своей возлюбленной, то ли поцелуя. А она его и не любила, между прочим, а лишь использовала, искусно симулируя свою нежность и стимулируя его решительность.
   Джульетта: "Решимость эту я найду в любви".
   Ну и болваны мы, мужчины!!! А что, есть выбор? Так и представляется: в мужском мозгу есть чуткие весы; на одну чашу весов женщина незаметненько подкладывает малепюсенький кусочек своей нежности 8 , а на вторую мужчина вынужден выкладывать всю свою решимость. А что поделаешь - закон природы, надо соблюдать гармонию, равновесие...
   Подкладывает-то незаметненько, но делает это весьма активно. Разве? Мы-то привыкли, что женщина скромно ждет и надеется... В чем же автор видит активность? Парадоксально, но пассивное с виду желание быть завоеванной - вот маскировка чрезвычайной активности. Вообще же, что это такое - легендарное, исключительно женское желание быть завоеванной? Именно - исключительно. А раз только женское - значит обязательно ищи здесь меркантильность. Но не будем пока отвлекаться... В чем же активность?
   С помощью "завоеванности" себя мужчиной женщина проверяет силу вожделения мужчины-завоевателя, можно даже сказать, измеряет эту силу. Если мужчина не желает тратить силы на "завоевание" или у него этих сил просто-напросто нет, то, во-первых, что ж это за вожделение такое (можно ли ему верить?), во-вторых, достанет ли ему сил потом удерживать (обеспечивать!) свалившееся ему на голову сокровище. А без обеспечения - зачем и мужчина?!
   Для измерения жизнеобеспечивающей силы мужского вожделения женщины весьма активно устраивают мужчинам "проверки на дорогах", экзамены на "профпригодность". Как сказочные принцессы своим женихам, дают им множество трудновыполнимых заданий и смотрят, выполнит или нет? Причем задания эти - самые неожиданные, невообразимые, сумасбродные. Ведь женщина не знает заранее, что ее ждет реально впереди. А память поколений (на уровне генов, молекул ДНК - об этом далее в главе "Ужасна настоящая любовь") рисует ей страшные картины выживаемости. Поэтому женщина заставляет мужчину то становиться под мощную струю холодной воды, то прыгать с водного велосипеда в пучину бездонного озера... Не заболеет, выплывет - дети от такого героя тоже будут крепкими, жизнеспособными. Да, мало ли примеров подобных проверок на выживание может вспомнить каждый из нас. Ну, не каждый может, а только выживший - об этом читайте рассказ "Проверка" в части 8. Ну и, разумеется, плюс простейший тест на жмотливость - принуждают покупать все, что им вздумается. А мы-то принимаем все это за милую взбалмошность! Глупцы! Все весьма серьезно, четко и продуманно... Нет, не женщиной. Природой.
   Подытожим. Упрощенная схема взаимной любви такова.
   Женщина, подчиняясь инстинкту размножения (молекулы ДНК свербят), ищет мужчину. Мужчина по этой же причине ищет женщину. Но не лишь бы какого и какую. Женщина - сильно желающего ее мужчину. По силе вожделения она судит о мужской способности содержать семью. Мужчина - женщину с требуемой ему нежностью, способной восстанавливать его силы, растрачиваемые на содержание семьи. Как видите, одно связано с другим, одно без другого существовать не может.
   Ну-с, а теперь, когда наш долг перед человечеством выполнен, можно смело посмотреть, как его до нас выполнили другие. Но мы рассмотрим только более или менее научные, реалистичные определения любви, совпадающие, разумеется с нашим пониманием ее утилитарности, подтверждающие этот универсальный принцип...
   "Любовь - это половое чувство, выраженное поэтически", - Акутагава Рюноскэ.
   "Любовь - это всемирная мигрень,
   Цветным бельмом в глазу
   Она рассудок застит", - Р. Грейвз.
   "Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет", - Т. Гоббс.
   "Любовь - это мудрость дурака и глупость мудреца", - С. Джонсон.
   "Любовь - торжество воображения над разумом", - Карди.
   "Любовь - это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой", - Г. Менкен.
   "С точки зрения социальной, в любви разумно, быть может, только одно - то, что она безумна", - А. Ривароль.
   "Любовь - это небесная капля, которую боги влили в чашу жизни, чтобы уменьшить ее горечь", - А. Рочестер.
   "Любовь - это сила, которая делает жизнь вполне возможной и терпимой", - А. Тойнби.
   "Любовь - это клей, которым природа склеивает все, что, по ее мнению, слишком слабо, чтобы выжить в этом мире в одиночку", - В. Швебель.
   Итак, суммируем подчеркнутые нами совпадения: "поэтически", "всемирная мигрень", "рассудок застит", "представление", "глупость", "воображение", "заблуждение", "безумна", "уменьшить ее горечь", "вполне возможной и терпимой", "чтобы выжить". Честно говоря, маловато. Не ожидал от человечества, что оно так поверхностно думает о любви - всего лишь как о наркотике.
   И только косвенно, но все-таки подтверждает авторское "открытие" закрытия тайны любви Я. Ипохорская: "Мужчины лишь делают вид, будто не понимают женщин. Это им дешевле обходится". Хоть какой-то намек на известные уже нам язык взаимопонимания и потребность женщин в деньгах, в заботе о себе, пусть и высказанный с оттенком женской обиды на трудновоспитуемых мужчин. Имеет женщина право в сердцах проговориться, приоткрыть свою главную женскую тайну? Или вот еще: "Женщина знает смысл любви, а мужчина ее цену" (М. Ларни). А ведь неплохо и здесь подчеркнул - отбросим лишнее, и получим: "женщина знает... цену"! Женщины осознают, для чего открывают торг, а мужчины, ввязавшись в азартный аукцион, только потом понимают, сколько придется заплатить. Ан поздно, батеньки!
   Да, есть и серьезные намеки, но все равно какие-то поэтические.
   Вот и автор, зараженный всеобщим поэтизмом, не удержался от соблазна попробовать в поэтической форме этот наркотик под названием "любовь". Но у автора-язвы получилась не ода, не сонет, не романс, а... басня:
  
   СОЛНЦЕ И ТУЧА
   Теплое Солнце любовь излучает,
   Хмурая Туча его заслоняет.
   Лучиком Солнце лобзает-ласкает,
   Молнией Туча пугает-сжигает.
  
   Вот уже Солнце запачкано Тучей,
   Пятна на Солнце закрыли тот лучик.
   Все без тепла и любви пропадают.
   "Что же случилось?", - в округе гадают.
  
   Что ж тут неясного? Солнце - помеха
   Жизни и счастью цветка, человека.
   То оно светит и греет без спросу,
   То без причины щелкнет по носу.
  
   Шум и роптанье слыша вокруг,
   Мудрый Ученый ответствует вдруг:
   "Солнца не видно сейчас, но везде
   Свет и тепло его есть. И в тебе".
  
   Тучей наветов нельзя заслонить
   Все, что ты любишь и будешь любить.
  
   СПИСОК УПОМЯНУТЫХ ИМЕН
  
   Акутагава, Рюноскэ (1892 - 1927) - японский писатель.
   Бендер, Остап Ибрагимович - литературный герой И. Ильфа и Е. Петрова ('Двенадцать стульев' и 'Золотой теленок').
   Гоббс, Томас (1588 - 1679) - английский философ.
   Грейвз, Роберт (1895 - 1985) - английский писатель и критик.
   Д'Артаньян - литературный герой А. Дюма ('Три мушкетера').
   Джонсон, Самюэль (1709 - 1784) - английский писатель, критик, эссеист, лексикограф.
   Джульетта (Капулетти, Джульетта) - литературный герой У. Шекспира ('Ромео и Джульетта').
   Ипохорская, Янина (1914 - 1981) - польская художница и писательница; вела рубрику афоризмов в еженедельнике 'Пшекруй' под множеством псевдонимов.
   Карди, Хуан Анхель (р. 1914) - кубинский писатель.
   Конфуций (Кун-цзы) (ок.551 - 479 до н.э.) - древнекитайский мыслитель.
   Ларни, Мартти Еханнес (1909 - 1993) - финский писатель-сатирик.
   Ленин (наст. фамилия Ульянов), Владимир Ильич (1870 - 1924) - русский революционер, первый руководитель Советской России (1917 - 1922).
   Лесков, Николай Семенович (1831 - 1895) - русский писатель.
   Маяковский, Владимир Владимирович (1893 - 1930) - русский поэт.
   Менкен, Генри Луис (1880 - 1956) - американский критик и публицист.
   Пушкин, Александр Сергеевич (1799 - 1837) - русский поэт.
   Рамин - литературный герой грузинского романа Саргиса Тмогвели 'Висрамиани' (конец ХII в.), являющегося вольным переводом персидской поэмы Фахрад-дин Горгани о Вис и Рамине (ХI в.).
   Ривароль, Антуан (1753 - 1801) - французский писатель.
   Ромео (Монтекки, Ромео) - литературный герой У. Шекспира ('Ромео и Джульетта').
   Рочестер, Анна (1880 - 1966) - американский историк и экономист.
   Синицкая, Зося Викторовна - литературный герой И. Ильфа и Е. Петрова ('Золотой теленок').
   Тойнби, Арнольд Джозеф (1889 -1975) - английский историк и социолог.
   Швёбель, Вильгельм - современный немецкий ученый и публицист.
   Шекспир, Уильям (1564 - 1616) - английский поэт и драматург.
  
  
   Примечания:
   1. "И раскаялся Господь, что создал человека..." (Быт.6, 6). Как видите, автор не богохульствует. Бог, действительно, ошибается и сам это признает. [ назад ]
   2. Хотя, как было сказано, и Бог ошибается. [ назад ]
   3. Автору понравились книги Тамары Глоба (по астрологии) и Б.Ю. Хигир (об именах). Например, Б.Ю. Хигир. Имя и тайны счастливого брака. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. [ назад ]
   4. А вот и авторитетное слово Библии: "оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей" (Быт. 2, 24). Муж - к жене, а не наоборот. Так кто тут главный? [ назад ]
   5. Сатисфакция (satisfactio - удовлетворение, лат.) - удовлетворение, даваемое оскорбленному в форме поединка, дуэли; требовать сатисфакции - вызывать на дуэль. [ назад ]
   6. Ничего удивительного, ведь время - это качество, а расстояние - количество. Будущее отличается от настоящего (или настоящее от прошлого) качеством, разными качественными уровнями развития. Количеством отличается одно место от другого. Например, в одно и то же время у соседа пять машин, а у меня только три. Но марки тех автомобилей через двадцать лет уже не увидишь ни у соседа, ни, тем более, у меня - будут качественно другие. [ назад ]
   7. В том-то и секрет, что это совершенно не осознается. [ назад ]
   8. Перышко, которым можно защекотать до смерти, весьма мало. И нежно. И воздушно. [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"