"Дядя Степан, помог бы ты им, а? Ну грех смеяться над убогими. Ну, ты посмотри на них! Подневольные ж люди, одной рыбой питаются. И поют так жалостно!.." (фильм "Формула любви")
На Евровидении 2017 г. победил певец с невзрачной песней, но выделяющийся среди конкурентов каким-то серьезным заболеванием (об этом говорил телеведущий).
О том, что выбор победителя необъективен, определяется не по одним лишь музыкальным параметрам, общепризнано.
Но точно известно только то, что жители одних стран голосуют за певцов других стран по принципу соседства, родственности (языка, истории и т.п.), и политическим предпочтениям.
А как быть с теми, кто побеждает не в последнюю очередь своим вызывающим внешним видом, каким-либо отличием от нормы, фриками? Почему народы дружно голосуют за них?
Победа несчастного больного певца в 2017 г. подсказала ответ: люди инстинктивно выбирают тех, кому хуже всего, кто страдает (в жизни, или на сцене), но не просто из жалости, а еще и из зависти.
Принцип простой - мне плохо, но есть же те, кому еще хуже. А раз кому-то очень плохо, то относительно него, значит, мне не так уж и плохо, и даже хорошо (ведь "плохо" или "хорошо" - понятия относительные). А голосуют, естественно, за тех, кто делает хорошо.
А вот тот, кто демонстрирует веселье и счастье, обречен на неуспех у массового потребителя: зачем счастливцу победа, когда ему и так хорошо? Например, в этом же, 2017 г. белорусская пара добила зрителя поцелуем любви - ну, это же каждая молодая жена знает: будешь демонстрировать счастье, останешься без подруг. И вот у них с ярким номером всего семнадцатое место. "С таким счастьем - и на свободе"
Этот принцип применяется в книгах и фильмах: большей популярностью пользуются произведения с драматическим содержанием, а не безконфликтно-счастливым. Честно и искренне любят счастливые истории, как в сказках, лишь маленькие дети, но не они голосуют на Евровидении.
Разумеется для победы необходим и талант, и харизма, и музыка... Но без образа страдания победить трудно.
Чтобы было понятно, о чем речь, то вот - пример мегапопулярности исключительно за счет страдания: Иисус Христос пожертвовал собой, чтобы верящим в него было хорошо.
А вот - примеры победы представителей образа страдания на Евровидении за последние 10 лет. В качестве аргументов ниже приведены отрывки текстов песен (в переводе на русский язык). Конечно, далеко не все знают текст в оригинальном исполнении, но, думается, музыкальными средствами их содержание все же передается слушателям и зрителям.
2007 г.
Сербия. Мария Шерифович. "Molitva"
Певица - лесбиянка (Википедия). Даже по внешнему виду было ясно, что с певицей что-то не так. Прямо говоря, для конкурсов красоты она не создана. А песня - жалостливая, вот ее первый куплет:
"Не сомкну глаз я. Пустая постель, и все как дурман. И жизнь моя тает И исчезает как будто туман"
Певица - малолетка (за пару дней до конкурса ей исполнилось 19 лет, но позиционировала она себя именно как малолетка). А это, безусловно, бонус: снисхождение гарантировано. Ну, как можно обидеть ребенка?
Песня о любви, в целом позитивная. Но - о любви не то, чтобы безответной, но не взаимной, а подчиненной, а следовательно, не счастливой. Ради своей любви влюбленная готова на всё, становясь рабой любви, а объект ее любви лишь задает ритм, когда они "делают это". Это как зависимость от наркотика. Наркоман думает, что счастлив, но мы-то знаем, что - нет...
2011 г.
Азербайджан. Ell & Nikki. "RunningScared"
Название песни "Бегу и мне страшно" не настраивает на позитивный лад. Хотя песня о любви, и взаимной любви. Но вот ее припев все-таки вынуждает сомневаться, что в этой любви есть счастье:
"Я бегу, мне страшно сегодня ночью Я бегу, я боюсь жизни Я бегу, я боюсь дышать Потому что я тебя обожаю"
Буквально песня называется "Эйфория", но по смыслу - "Оргазм". Вот ее начало:
"Почему, почему этот момент не может длиться вечно? Именно сегодня в вечность распахнуты двери... Нет, никогда не прекращай делать то, что делаешь со мной. Не уходи, ведь я дышу лишь тобой..."
Страдания тут нет, но нет и полного удовлетворения: "Почему, почему этот момент не может длиться вечно?"
2013 г.
Дания. Эммили де Форест. "Only Teardrops"
Песня называется "Только слезы", и содержание ее соответствующее - чистое несчастье. Вот ее припев:
"Око за око, зачем рвать друга на части? Пожалуйста, скажи мне, почему мы доходим до этого? Я смотрю на нас сейчас, нам нужно винить только самих себя. Как жаль."
"И проживай свою жизнь, как будто завтрашнего дня не будет"
И еще:
"Проснись и переверни весь этот мир кругом"
С чертями в умах, завтрашнего дня не будет, переверни весь мир?.. Эй, парень, бери первое место в Евровидении, но нам не нужен сумасшедший дом, оставь его себе!
2016 г.
Украина. Джамала. "1944"
Песня о депортации народа, о сталинских репрессиях. Страдание в чистом виде.
2017 г.
Португалия. Салвадор Собрал. "Amar pelos dois"
Певец страдает серьезной болезнью.
Песня о неразделенной любви. Вот кусочек, в нем даже есть слово "страдать":
"Если твое сердце не захочет уступить, не обнаружит в себе страсти, не захочет страдать..."
Выводы. Практически все песни-победители Евровидения за последнее десятилетие основаны на образе страдания. И если страна хочет победить, то выбирать песню и ее исполнителей для участия в конкурсе надо с учетом образа страдания.