Левин Борис Хаимович: другие произведения.

Пасха и Песах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:


Левин Б.Х.

  

ПАСХА И ПЕСАХ

  
   Что такое Пасха - все знают: в этот день Иисус воскрес. Но есть еще и еврейская Пасха. Евреи ее называют Песах, и связан этот праздник с выходом евреев из египетского рабства.
   На первый взгляд, между этими праздниками нет никакой связи 1 .
   Песах, действительно,  никак не связан с Пасхой, а вот Пасха неразрывно связана с Песахом.
   Прежде всего, слово "пасха" - это просто неточное произношение еврейского слова "песах". В алфавите иврита нет гласных букв, поэтому "песах" пишется как "псх", и если не знать огласовок, то можно произнести и "ПаСэХ" , и "ПиСеХа", и "ПаСХа"... Между прочим, как раз через арамейское 2 произношение "писха", которое вошло в греческий и латинский языки, и произошло русское слово "пасха" вместо еврейского "песах".
   Таким образом, между названиями иудейского и христианского праздников такая же разница, например, как между именами Борис и Боря, а еще лучше - Иоанн и Иван.
   Также, стоит уточнить, что упоминаемая и в Ветхом Завете, и даже в Евангелиях Пасха - это не христианский праздник воскрешения Иисуса, а иудейский праздник исхода евреев из Египта (о чем и в Евангелиях прямо написано, цитаты о чем - ниже).
   Но сходство, родство не только в названиях. Главное, сами события христианской Пасхи неразрывно связаны с иудейским Песахом - они проистекают из него, и без Песаха не было бы Пасхи вообще.
   Иисус пришел в Иерусалим (где его вскоре и арестовали), только для того, чтобы отметить иудейский праздник Песах (называемый, как сказано выше, в русском переводе Пасхой), как он это делал ежегодно, будучи евреем по рождению 3 , правоверным иудеем 4 и, тем более, раввином 5 , который регулярно проповедовал в синагогах 6 :
   "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим" (Иоан. 2, 13);
   "После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим" (Иоан. 5, 1).
   Отметим также, что Иисус с детства, вместе с родителями, ежегодно посещал Иерусалим на Песах:
   "Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи 7 . И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник" (Лук. 2, 41 - 42).
   Первым делом, в Иерусалиме Иисус организовал и вечером провел седер - праздничный ужин вечером первого дня Песаха (день у религиозных евреев начинается с заходом солнца, так как с заходом солнца заканчивается предыдущий день - а не в искусственно принятые 24.00). Этот седер стал называться в христианстве "тайная вечеря", хотя в самом Новом Завете таких слов нет. В этот же вечер (точнее, уже ночью) Иисус был арестован, а на утро первого же дня Песаха его судили, а днем казнили. Воскрес Иисус на третий день - это был третий день Песаха. А Песах длится семь дней.
   Таким образом,  главное событие христианства случилось в иудейский Песах.
   Но события эти совпали не случайно.
   Если бы Иисус не пришел в Иерусалим праздновать Песах, когда город был переполнен паломниками-евреями, если бы все евреи ("народ", как написано в Евангелиях) не встречали его как царя иудейского 8 , если бы Иисус не поощрял их в этом 9 , его бы римляне не казнили как царя иудейского - а его казнили только за это (о чем и написали на табличке над его головой) 10 .
   Дело в том, что с 63 г. до н. э. Иудея была под оккупацией римлян, и любой "царь иудейский" был для них изменником, безусловно подлежащим немедленному уничтожению (напомним, что Иисуса арестовали, судили и казнили в течение одних суток). Подчеркнем, что Иисус выбрал самый подходящий и самый взрывоопасный момент для объявления себя "царем иудейским" - наибольшее скопление народа в столице Иудеи случалось именно в праздник Песах 11 . И вот, чтобы не произошло бессмысленного восстания евреев и его беспощадного подавления римлянами, священники, как наиболее дальновидные политики, и сдали Иисуса римским властям, не дожидаясь кровопролития (после которого римляне все равно казнили бы "царя иудейского"): "Если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом 12 . Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоан. 11, 48 - 50).
   Кроме того, и Песах, и Пасха имеют подобные символические нравственные значения: обретение свободы.
   Песах - обретение человеком свободы в реальной жизни (выход навсегда из египетского рабства). Седер, и порядок его проведения (слово "седер" переводится - "порядок") как раз и посвящен тому, чтобы каждый участвующий в нем почувствовал себя выходящим из рабства.
   Пасха символизирует освобождение человека от рабства греха для вечной свободной от греха жизни - посредством жертвенной смерти и воскрешения Иисуса Христа, так как он взял на себя все грехи всех людей (точнее, только тех, кто в это верит), выполнив функцию пасхальной жертвы, ягненка.
   Как видим, и по факту непосредственной связи событий, и по совпадению времени событий, и даже по их символическому значению - день воскрешения Иисуса стал называться по названию еврейского праздника Песах - Пасха.
   Имеются и менее существенные признаки связи Пасхи с Песахом.
   Чистый четверг накануне Пасхи - из Песаха, когда накануне иудейского праздника евреи тщательнейшим образом очищают свои жилища от квасного в соответствии с Писанием: "И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших..." (Исх. 12, 14 - 15).
   Поскольку тот Песах, в который был казнен и воскрес Иисус, начался в пятницу, то "генеральная уборка" тогда проходила в четверг. Христиане попросту в точности скопировали эту иудейскую традицию, неразрывно связанную с Песахом 13 . Но у евреев начало Песаха не привязано к дню недели (оно связано с фазой луны: начинается в весеннее полнолуние). А у христиан Пасха всегда отмечается в тот день недели, когда Иисус воскрес, то есть в воскресенье. Поскольку "генеральная уборка" перед последним седером Иисуса пришлась на четверг, то у христиан она всегда происходит в четверг.
   Даже дату христианской Пасхи привязывают к иудейскому Песаху! Правда, об этом сообщают так, что увидеть связь затруднительно. Например: "Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния" (Википедия). Но весеннее полнолуние - это середина месяца нисана по еврейскому календарю, 15 число 14 - начало Песаха.
   И, наконец, такая красивая традиция христианской Пасхи, как пасхальное яйцо. Одним из обязательных блюд на седере в Песах является крутое яйцо, символизирующее, в частности, праздничную жертву 15 .
   В общем, с какой стороны ни смотри, а Пасха невозможна без Песаха.
   Какой же смысл христианам использовать иудейское название для своего праздника?
   Ведь, по-существу, христианский праздник должен называться Воскрешение (или Воскрешение в Песах, если уж без Песаха не обойтись), но никак не Песах (Пасха) - поскольку празднуется в день, когда Иисус воскрес, то есть посвящен собственно его воскрешению, что все-таки отражено во втором его названии: Воскрешение Господне.
   Принятие в качестве основного названия Пасха (Песах), а не Воскрешение, означает, что христианство этим фактом признает собственно иудейский праздник важнее, чем его эпизод - воскрешение Иисуса.
   Почему?
   Чтобы ответить на этот интересный вопрос, надо знать историю и традицию Песаха.
   Еврейское слово "песах" означает "прошел мимо", поскольку во время последней, десятой египетской казни Бог, убивая первенцев, прошел мимо только тех домов, где косяки и перекладины дверей были помазаны кровью ягненка 16 (об этом Бог предупредил через Моисея только евреев). В результате умерли первенцы только египтян, и фараон, в страхе, отпустил евреев. День Песаха - начало выхода евреев из рабства и становления евреев как народа, объединенных не только общим происхождением, языком и историей, но, главное, идеологией (религией), полученной вскоре по выходе из Египта - на Синае, а через сорок лет - и своей землей.
   В память об этом событии и в благодарность за свое спасение евреи (каждая семья, или несколько семей, объединившись) ежегодно должны были приносить ягненка в жертву (в храме), после чего его надо было съесть во время седера. Поэтому жертвенный ягненок, так же как и праздник, стал называться "песах": "возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху" (Исх. 12, 21).
   Вот об этом иудейском "песахе", празднике и ягненке одновременно, и сказано в Новом Завете: "В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца 17 , говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим" (Мар. 14, 12).
   Когда во время седера Иисус предложил ученикам кушать хлеб 18 , назвав его своим телом, то этим уподобил себя пасхальному ягненку, пасхальной жертве, песаху (пасхе), которую съедают после жертвоприношения.
   Поэтому основное название христианского праздника Пасха, а не Воскрешение, означает, что для христиан факт жертвоприношения Иисуса важнее факта его воскрешения.
   Воскрешение Иисуса касается только его самого. Оно, правда, дает верующим надежду на собственное воскрешение, воскрешение близких, но прямо не касается реальной, повседневной жизни. Главное же его значение - подтверждение божественности Иисуса: воскреснуть сам по себе (без помощи людей: лекарей, колдунов, пророков...) мог только Сын Бога, а не просто человек.
   А вот жертвоприношение Иисуса непосредственно касается реальной жизни каждого верующего, так как всякая жертва приносится для улучшения жизни на земле.
   Считается, что, пожертвовав собой, Иисус снял все грехи мира, о чем много писали апостолы 19 . Да, и сам он сказал на седере: "ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мат. 26, 28; то же - Мар. 14, 24).
   И, благодаря этому, в христианстве очень легко (по сравнению с иудаизмом 20 ) очистить совесть - достаточно покаяться перед священником, и всё - грех прощен! Ведь все-все грехи и так давно прощены авансом для тех, кто верит не просто в Иисуса, а в то, что Иисус стал жертвой, песахом, пасхой. Прощены, так как жертва уже принесена. И не лишь бы какая жертва, не ягненок, не миллион ягнят, а сам Сын Бога (это сыновство как раз и подтверждается фактом его воскрешения), то есть жертва колоссальная, действительно покрывающая все грехи мира, прошлые, настоящие и будущие - для тех, естественно, кто верит во всё это.
   Вот, почему - Пасха.
   Если христиане приняли еврейский Песах, как жертвоприношение Иисуса, то почему же евреи упорно не принимают такую удобную религию, и Песах не преобразуется в Пасху?
   Еврейское Священное Писание (Ветхий Завет) сводится к вечному договору (завету) Бога с евреями о том, что Бог дает евреям собственную землю навечно, а евреи обязуются в обмен на это выполнять все заповеди, которые дал Бог 21 . Впервые этот договор был заключен с Авраамом в XIX в. до н. э., а через шесть столетий Моисей получил конкретные заповеди на горе Синай. Одним из важнейших условий закрепления за евреями своей земли стало требование не приносить человеческие жертвоприношения, как это делали языческие народы, жившие на обетованной земле до евреев и изгнанные за это 22 .
   И вдруг, через более, чем тысячелетие после Моисея, среди евреев появляются некие христиане, которые посчитали, что Бог за них совершил человеческое жертвоприношение (Иисус был распят, как человек, и страдал как человек)! Но это абсолютно противоречит договору Бога с евреями о вечном владении землей, важнейшим условием которого является отказ от человеческих жертвоприношений.
   И вот, через три-четыре десятилетия после жертвоприношения Иисуса, в 70 г. римлянами был разрушен храм Бога, с которым евреи заключили Договор, и евреи лишились своей земли.
   Поэтому верующий в Бога еврей, который хочет жить на своей земле, иметь свое национальное государство, не может быть христианином.
   Зато христианами стали бывшие язычники (для которых человеческие жертвоприношения были обычным делом), и отмечают Пасху, как день жертвоприношения Иисуса за их грехи.
   Евреи в подавляющем большинстве остались иудеями, или стали атеистами, но не христианами 23 , и отмечают день освобождения от рабства Песах 24 . И, в конце концов, пройдя через неимоверные страдания, евреи вернули себе землю обетованную - в 1948 г. было восстановлено еврейское государство Израиль.
   У каждого - своя правда. Но правда и то, что Пасха неразрывно связана с Песахом.
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Так, на сайте газеты "Комсомольская правда" ("КП") размещена статья "Еврейская Пасха (Песах) в 2018 году: история и традиции праздника" . В аннотации написано: "Иудейский Песах часто называют еврейской Пасхой. Однако на самом деле эти два праздника связаны между собой весьма условно". И в самой статье о связи Пасхи и Песаха сказано лишь то, что "некоторые параллели все-таки прослеживаются".
   И хоть целью статьи в "КП" было информирование читателей собственно о Песахе (и на том спасибо), но коль в ней зашла речь о сравнении его с Пасхой, то следовало все-таки не ограничиваться полуправдой.
   Вот, и приходится здесь восполнять этот пробел. Тем более, что отправленный комментарий к статье так и не был опубликован. [ назад ]
   2. Международный язык Ближнего Востока, которым пользовались и евреи во времена Иисуса Христа. [ назад ]
   3. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу" (Лук. 2, 21 - 23); "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоан. 19, 40). Таким образом, в Евангелиях написано, что Иисуса обрезали, как еврея, и похоронили, как еврея. И в православии среди великих праздников есть праздник Обрезания Господня, отмечаемый на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. [ назад ]
   4. Иудей - еврей, верующий и исполняющий заповеди, полученные Моисеем от Бога (то есть еврейское Священное Писание, Ветхий Завет). Название - по названию еврейского государства Иудея со столицей Иерусалим, в котором был храм Бога. А Иудея получила это название по имени колена (племени) Иуда (по имени его родоначальника, одного из двенадцати сыновей Иакова), которое основало это государство.
   Во время нагорной проповеди Иисус призвал соблюдать еврейское Священное Писание (Ветхий Завет): "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном..." (Мат. 5, 17 - 19). [ назад ]
   5. В Евангелиях Иисуса неоднократно называют "Равви": Мат. 26: 25, 49; Мар. 9, 5; 11, 21; 14, 45; Иоан. 1: 38, 49; 3: 2, 26; 4, 31; 6, 25; 9, 2; 11, 8. А в Иоан. 1, 38 прямо написано, что Равви - это учитель (то есть на современный лад - раввин): "Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: "учитель", - где живешь?". То же - в Иоан. 20, 16: "Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: "Учитель!"". Также в Евангелиях десятки раз в отношении Иисуса применено слово "учитель". А еврейский раввин, или рав, это не священник, а именно учитель, знаток закона (Торы). [ назад ]
   6. "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их" (Мат. 4, 23); "И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их" (Мат. 9, 35); "вошел Он в синагогу их" (Мат. 12, 9); "И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их" (Мат. 13, 54); "Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся" (Иоан. 18, 20). Цитаты из Евангелий от Марка и Луки не приведены, так как они аналогичны цитатам из Евангелия от Матфея. [ назад ]
   7. Совершенно ясно, что под Пасхой здесь подразумевается не христианская Пасха, а иудейская Пасха, а точнее, Песах, так как Иисус в 12 лет не мог прийти на праздник собственного воскрешения, которое произошло лишь через два десятка лет, когда ему было за тридцать. Отсюда, между прочим, видно, что слово "Пасха" в Евангелиях - лишь неточное написание слова "Песах". [ назад ]
   8. Вот, какими словами встречали Иисуса евреи на улицах Иерусалима. "Народ же... восклицал: осанна Сыну Давидову" (Мат. 21, 9); "Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!" (Мар. 11, 10); "Благословен Царь грядущий во имя Господне!" (Лук. 19, 38); "Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Иоан. 12, 13).
   Для справки: поскольку Давид - родоначальник еврейской царской династии, следовательно "Сын Давидов" - сын царя, претендент на престол.
   Но впервые Иисус был назван еврейским царем в самом начале своего служения - об этом ему сказал один из первых учеников, Нафанаил: "Равви! Ты - сын Божий, Ты - Царь Израилев" (Иоан. 1, 49). Отметим, что и тогда Иисус отнёсся к этому, как к должному: "Ты веришь... увидишь больше сего" (Иоан. 1, 50). [ назад ]
   9. Иисус, по-видимому, буквально воспринял пророчество о себе, которое высказал ангел Гавриил его матери: "И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" (Лук. 1, 31 - 33).
   Поэтому, когда ученики и народ приветствовали Иисуса как царя иудейского, то он поощрял это. В ответ на благоразумные просьбы фарисеев: "Учитель! запрети ученикам Твоим", - Иисус ответил воистину по-царски: "Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лук. 19, 39 - 40). Аналогично ответил Иисус и на негодование первосвященников и книжников, когда дети в храме восклицали в его адрес: "Осанна Сыну Давидову" (Мат. 21, 15). Он сказал: "Да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (Мат. 21, 16). [ назад ]
   10. Подробно см. здесь: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 10. "Говорящие" имена".
     [ назад ]
   11. "А кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, истребится душа та из народа своего; ибо он не принес приношения Господу в свое время; понесет на себе грех человек тот" (Числ. 9, 13).
   И чтобы не быть отлученным от общества, практически каждый мужчина (то есть старше 12 - 13 лет) обязан был совершить паломничество в Иерусалим на Песах - принести жертву ("совершить пасху"). Место для принесения жертв было одно-единственное во всем Израиле (Иудее) - храм в Иерусалиме. Во времена Иисуса число паломников вместе с жителями города оценивается в три миллиона. [ назад ]
   12. Римляне и так господствовали в Иудее, но военное присутствие их было незначительным. Кроме того, здесь имеется в виду, вероятно, изгнание Иудеев из страны (подобно Вавилонскому плену), что и произошло впоследствии в результате двух крупных восстаний евреев против Рима: в 66 - 73 гг. (Иудейская война) и в 132 - 135 гг. (восстание Бар-Кохбы). [ назад ]
   13. Подробно см. здесь: Левин Б.Х. "Чистый четверг - откуда" [ назад ]
   14. В еврейском календаре месяцы - лунные, то есть месяц начинается с ростом луны. Продолжительность лунного месяца 29,5 дней (одни месяцы - по 29 дней, другие - по 30 дней). Следовательно, полнолуние - середина месяца. В нисане 30 дней. Середина нисана - 15 число. 14 нисана начинали резать ягнят для жертвоприношения и для седера 15 нисана. [ назад ]
   15. Кроме обязательного мяса ягненка на седере предусматривалось мясо еще одной жертвы, приносимой добровольно. Но после разрушения храма в 70 г. жертвы приносить стало негде, и мясо жертв стали заменять символическими продуктами, в частности, праздничная (добровольная) жертва заменена яйцом. [ назад ]
   16. Отсюда идет мерзкая клевета на евреев, распространяемая христианскими антисемитами и просто недалекими людьми, что евреи, мол, добавляют в мацу кровь, причем младенцев, причем христианских. Но это невозможно в принципе, так как употребление в пищу крови строжайше запрещено Торой (равно как и принесение человеческих жертв). Об этом прямо написано в Торе: "Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится" (Лев. 17: 10, 11, 14; то же - Втор. 12, 23 - 25). А приготовление мяса сопровождается тщательным удалением крови из него (Лев. 17, 13: "дать вытечь крови ее и покрыть ее землею"), в том числе путем вымачивания в соленой воде. [ назад ]
   17. Вставив в этот стих оригинального текста Евангелия от Марка слово "агнца" (курсив в синодальном переводе означает вставку ради связки слов), переводчики тем самым пояснили для читателя, что означает "есть пасху": эта "пасха" - не праздник, а ягненок. [ назад ]
   18. "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мат. 26, 26). Поскольку еще со времен Моисея на Песах в качестве хлеба используют только мацу, то и на седере, который проводил Иисус, упоминаемый "хлеб" - это маца. Мацу именно "преломляют", так как она представляет собой тонкую сухую лепешку. [ назад ]
   19. "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2, 22). "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан. 2, 2). "Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1 Иоан. 3, 5). "Христос умер за грехи наши" (1 Кор. 15, 3). "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5, 21). "Который отдал Себя Самого за грехи наши" (Гал. 1, 4). "в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов" (Еф. 1, 7; Кол. 1, 14). "совершив Собою очищение грехов наших" (Евр. 1, 3). "так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих" (Евр. 9, 28). [ назад ]
   20. Еврей должен возместить все моральные и материальные убытки тому, против кого согрешил, а если согрешил против Бога - то просить о прощении непосредственно у Бога. Раввины лишь учат, как делать, а делает каждый сам. [ назад ]
   21. Подробно см. здесь: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии" [ назад ]
   22. "Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взявши их, поселишься в земле их; тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: "как служили народы эти богам своим, так буду и я делать". Не делай так Господу, Богу твоему; ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим; они и сыновей своих, и дочерей своих сжигают на огне богам своим" (Втор. 12, 29 - 31).
   "Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов этих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову" (Втор. 9, 5). [ назад ]
   23. Все же существуют общины мессианских евреев, которые верят в Иисуса, и в то же время соблюдают иудейские праздники. [ назад ]
   24. Я вырос в атеистической семье, но ежегодно на Пасху в доме была маца (она во времена КПСС изготавливалась и распространялась подпольно), хотя отец был и членом партии. Кстати, отец снабжал коробкой мацы своего друга и начальника, бывшего партизана, беларуса (по его просьбе), жена которого была ответственным советским работником, тоже беларуской. Я и сейчас убежденный атеист, но на Песах ежегодно хожу в синагогу на седер - потому что это не столько религиозный праздник, сколько народный. [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"