Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Причины антисемитизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.30*9  Ваша оценка:


Левин Б.Х.

  

ПРИЧИНЫ АНТИСЕМИТИЗМА

  
   Антисемитизм - распространенное практически по всему миру враждебное отношение к евреям. Следует различать антииудаизм, как враждебность к иудейской религии, и антисемитизм, как враждебность к еврейской нации. Антисемитизм не может не включать в себя антииудаизм, как враждебность к одному из проявлений еврейства, так как иудаизм - религия исключительно еврейской нации. Антисемитизм связан с антииудаизмом, что и будет показано в статье.
   Но почему, "если в кране нет воды, значит, выпили жиды"? Почему во всём виноваты евреи? Не ответив на этот вопрос, будет впустую потрачено время на любое исследование, так или иначе связанное с "еврейским вопросом" 1 .
   Чем евреи так уж резко отличаются от других народов, что для нелюбви к ним даже придуман специальный термин?
   Может быть, антисемитам не нравятся их носы? Но есть же народы с носами не менее горбатыми...
   Или, может быть, евреи имеют плохой характер: жадные, скупые, хитрые?.. Но неужели поголовно все евреи таковы, и разве у других народов нет людей с плохим характером, нет у них всяких преступников и маньяков?
   А, может быть, евреи слишком богатые и влиятельные, правят миром? Но разве только евреи богатые и влиятельные, и правят миром? Да, и далеко не все евреи настолько богатые, и даже просто богатые... Разве в Израиле поголовно все - банкиры?
   Тогда, может быть, они сами себя отделили от других народов и смотрят на всех свысока? Но избранность евреев зафиксирована в Библии, книге священной не только для иудеев, но и христиан: "Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх. 19, 5 - 6). Не любить евреев за это - значит, не любить Бога-Создателя, избравшего евреев для распространения знания о себе среди всех остальных народов 2 (далее об этой избранности будет сказано особо). Парадоксально, но еврейского Бога не могут не любить и христиане, так как он является отцом Иисуса Христа.
   Так вот, задолго до христианства, в V в. до н. э. зафиксировано проявление антисемитизма именно из-за избранности евреев. Вот, как об этом сказано в Библии:
   "И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их" (Есф. 3, 8). И предложил Аман убить всех евреев в царстве, и получил на то разрешение царя...
   Подчеркнем: "законы их отличны от законов всех народов". Но ведь законы эти даны евреям Богом! Это признают и христиане, считая "ветхий завет" все-таки заветом: заветом Бога с евреями. И получается, что именно за приверженность законам Бога, завету (договору, союзу) с Богом, то есть за иудаизм "не следует так оставлять их"...
   Причем, для нас не имеет значения, является ли записанная в Библии история с Артаксерксом реальностью, или мифом. Важно, что евреи, записавшие ее, точно знали, что их смертельно не любят за их веру в единого Бога.
   И, действительно, иудаизм - единственное реальное отличие евреев от остальных народов, так как это исключительно еврейская религия 3 .
   Таким образом, если исходить из того, что антисемитизм основан на каком-то кардинальном отличии евреев от других народов, то иудаизм - единственное такое отличие.
   Итак, антисемитизм идёт из глубокой древности, когда евреи выделили себя из всего окружающего языческого мира, став единственными (а следовательно, избранными) приверженцами монотеизма, то есть веры в единого Бога-Творца, заключив с ним завет (то есть договор, или союз) и записав его текст в своем Священном Писании.
  

Историческая "вина"

  
   "Избранность" звучит красиво, но приверженность единому Богу изначально и неразрывно связана с жестоким захватом земли обетованной в XIII в. до н. э. 4 , которое описано в Книге Иисуса Навина.
   Завет Бога с евреями (Ветхий Завет) - это, прежде всего, обещание Богом дать евреям землю (отсюда термин "земля обетованная", то есть обещанная, данная по обету) нескольких ханаанских народов: "В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию... Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев" (Быт. 15, 18 - 21); "И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное" (Быт. 17, 8) 5 .
   Написано однозначно: "даю Я землю", "дам тебе... землю". И это выглядит, как щедрый дар...
   Но и этот "подарок" от Бога - тоже лишь красивый термин, а на самом деле, вот как надо было получить землю:
   "А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь, Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим" (Втор. 20, 16 - 18).
   Осуществлял этот религиозный геноцид Иисус Навин, возглавивший евреев после смерти Моисея, начав с Иерихона: "И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом... а город и все, что в нем, сожгли огнем" (Иис. Н. 6: 20, 23). И так евреи поступили, если верить хвастливым отчетам в Библии о военных победах Иисуса Навина, со многими-многими городами Ханаана.
   Подобное получение "подарка от Бога" ничем не отличается от обычных захватов чужих земель. Они всегда были и до сих пор присущи всем народам человечества. И потому особой вины евреев в этом нет. Зато далеко не все народы дали себе труд оправдываться за содеянное 6 и построить на этом целую идеологическую, нравственную, мировоззренческую и религиозную системы, актуальные уже более трех тысячелетий.
   В связи с этим, представляется, что, просто-напросто, корыстное стремление евреев захватить землю и создать на ней собственное государство было оправдано ими якобы указанием, благословением свыше 7 , о чем мы знаем лишь со слов Моисея 8 , который и записал их в Пятикнижии 9 . А чтобы никто - ни свои, ни чужие - не сомневался в легитимности завоеваний, указание о нем было получено не от какого-то местного божка, а от самого главного, верховного божества - Бога-Создателя, которому обязаны подчиняться все созданные им люди (и все их боги 10 ). В общем, ради собственной земли пришлось создать монотеизм...
   Но, несмотря на строгое указание Бога, в Библии упоминаются подлежавшие истреблению народы спокойно живущими среди евреев и после окончания завоевания Ханаана Иисусом Навиным. "И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса" (Суд. 2, 23).
   Так вот, вряд ли народы, чудом оставшиеся неистребленными, стали друзьями евреев и полюбили Бога, приказавшего евреям истребить их.
   Однако, народы Ханаана и так не сохранились в веках, ассимилировались, растворились среди других, а антисемитизм процветает - значит, дело не в их мести.
   Тем не менее, в Библии остался недвусмысленный намек всем другим народом: горе язычникам!
   Так, может быть, нелюбовь к носителям монотеизма - в антиязыческой природе монотеизма?
   Ведь истребить языческие народы на обетованной земле следовало, "дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих". Другой причины не указано...
   Прочитав в Библии жуткие слова Бога о судьбе своих собратьев по язычеству "не оставляй в живых ни одной души" и примеры исполнения этих слов евреями, все языческие народы должны были бы относиться к избранному этим Богом народу, по меньшей мере, неприязненно, с опаской.
   Но, с одной стороны, это "не оставляй в живых ни одной души" касается лишь нескольких конкретных народов, живших в то время в Ханаане, и они в Библии скрупулезно (чтобы, не дай бог, не уничтожить невинных!) перечислены: Хеттеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи, Иевусеи.
   А с другой стороны, это же было очень давно! Языческие народы в странах, так сказать, антисемитской оси уже почти две тысячи лет как стали христианскими, а в частности, в России - тысячу. И они сами яростно и жестоко боролись с язычеством и отклонениями от христианства: инквизиция, крестовые походы, крещение язычников "огнем и мечем", религиозные войны в Европе, охота на ведьм...
   Но в том-то и дело, что борясь с язычеством, сами христианские народы так и не избавились от языческих корней.
   Во-первых, христиане празднуют исконно языческие праздники, не связанные с христианством (Ивана Купалы, масленица, коляды 11 , радоница...), соблюдают языческие обычаи (новогодняя елка, трапеза на могилах в дни поминовения предков, различные гадания...), поклоняются языческим богам (например, Деду Морозу - у славян это был бог Авсень) 12 . Во-вторых, в христианстве имеются многочисленные собственные (не языческие) объекты поклонения, кроме единственного Бога: собственно Иисус Христос, святые (апостолы, мученики... - всего восемнадцать ликов святости), а также мощи, артефакты, амулеты, иконы и т.д. А ведь десятисловие (десять заповедей) начинается с утверждения истинного, абсолютного единобожия: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3 - 5).
   В Библии Бог десятки раз обращается к евреям с призывом вести непримиримую борьбу с любыми проявлениями язычества на своей территории (земле обетованной) : "Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим, на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того" (Втор. 12, 2 - 3) 13 .
   И хотя эти призывы относятся только к обетованной земле (как ясно видно из приведенной цитаты), но страх, неприязнь и враждебное отношение к евреям не могут из-за этого не возникать у всех тех, кто не полностью отошел от язычества.
   Истины ради, в качестве "исторической вины" евреев следует упомянуть и войны, которые вели евреи и принявшие иудаизм народы (например, хазары 14 ) против соседних народов.
   Но это касается лишь нескольких народов и территорий, а антисемитизм - явление повсеместное. Причем, память о старинных военных обидах хранится в умах немногих националистов, а Библию, содержащую антиязыческие призывы, читают миллиарды людей.
   А с другой стороны, если бы неприязнь одних народов к другим основывалась на памяти о военных столкновениях, то все бы друг друга ненавидели, а это далеко не так.
  

Противопоставление язычеству

  
   Антиязыческая направленность иудаизма проистекает из его сути.
   Согласно Библии, родоначальником монотеизма (веры в единственного Бога), является праотец всех евреев (а также, согласно все той же Библии, и арабов) Авраам (XX в. до н. э.), заключивший завет с Богом (Быт. 17). Затем Моисей, выведший еврейский народ (и, собственно, этим и создавший его) из египетского рабства (XIII в. до н. э.), конкретизировал законы завета, получив их на горе Синай непосредственно от Бога. Но приобрёл иудаизм законченную форму лишь в VI в. до н. э., когда евреи вернулись из вавилонского плена (книги пророков).
   Казалось бы, какая разница: много богов, или один? Но количество перешло в качество.
   При многобожии каждое божество отвечает за свою вотчину: за дождь и засуху, урожай, войну и мир, рождение людей и животных, свет и тьму, холод (зиму) и тепло (лето), болезни и здоровье, и т.д. Причём, конкретный бог обитает на конкретной территории, поскольку другой территорией правит аналогичный бог другого народа-племени.
   В иудаизме же - один 15 вездесущий 16 вечный Бог над всей землёй, во всей вселенной. Согласно Торе (Пятикнижию), всему Танаху (Ветхому Завету), он - создатель мира (и добра, и зла), а потому всесилен, отец всех людей. Он - повсюду и во всём, а потому не имеет конкретной формы, а значит, невидим. Поэтому изображать его бессмысленно и, следовательно, запрещено (вторая, из десяти, заповедь - Исх. 20, 4).
   Куда бы ни пришёл еврей, Бог (который повсюду) всегда с ним.
   Напротив, оторванный от родной земли, язычник теряет покровительство своих богов (4 Цар. 17, 26), на худой конец, приходится носить их изображения с собой (Быт. 31, 19), или брать в дорогу "горсть" земли, связанной с богом (4 Цар. 5, 17).
   А в жизненных успехах духовное состояние имеет немаловажное значение: "Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа" (Прит. 21, 31). Поэтому в древности захватчики переселяли народы на место один одного (4 Цар. 17: 6, 24), отрывая от родных богов и тем самым подрывая их дух сопротивления.
   Вот почему иудей (религиозный еврей) ощущает Бога своим непосредственным начальником (непосредственным буквально, то есть обходясь без посредников: священников, святых, изображений, амулетов и т. д.), а начальников не обожествляет. Тем более, что еврейский народ возник, избавившись от рабства, и этому исходу из Египта посвящен самый главный еврейский праздник Песах, по-русски Пасха.
   Именно это естественное следствие иудаизма породило первое в истории (зафиксированное в Библии, в Книге Есфирь) - независимо от реальной историчности - антисемитское проявление (о нем упоминалось в начале статьи).
   На требование царя Мидии и Персии Артаксеркса (V в. до н. э.) кланяться его первому министру Аману лишь еврей Мардохей "не кланялся и не падал ниц". За это Аман запланировал поголовное истребление евреев (всех евреев за вину одного Мардохея). Но в результате преданности Мардохея царю (раскрыл заговор против царя), а также самоотверженности еврейки Есфирь (родственницы и воспитанницы Мардохея, ставшей царицей), вышло наоборот: все враги евреев были ими истреблены, в том числе, антисемит Аман, "а на грабеж не простерли руки своей" (Есф. 9, 16).
   Эта особенность иудаизма - поклоняться единственному Богу - вынуждала даже Римскую империю делать для евреев невообразимое исключение из жёсткого (для всех покорённых народов) правила обожествлять императора 17 .
   Когда же завоеватели грубо пренебрегали религиозными законами евреев, тем более пытались искоренить их в пользу собственных, языческих, это вызывало народные восстания. Евреи готовы были терпеть административное принуждение иностранных или марионеточных правителей, но не отказ от своих духовных убеждений.
   О конфликте монотеизма с язычеством, их непримиримом антагонизме, свидетельствует многовековая история евреев на земле Израиля...
   Так, после завоевания Александром Македонским в 332 г. до н. э., когда Иудея оказалась под властью греков, при сирийском правителе из греческой династии селевкидов Антиохе IV Эпифане (175 - 164 гг. до н. э.) начались религиозные преследования евреев. Нуждаясь в деньгах для ведения войн, Антиох произвольно назначал первосвященников в Иерусалиме под их обещание увеличить ему подать, нарушая принцип пожизненности их власти, и наконец, просто ограбил храм, а в 167 г. до н. э. под угрозой смертной казни начались преследования евреев за исполнение иудейских религиозных законов (обрезание, суббота и т.д.) и насаждались греческие (поклонение греческим богам в иерусалимском храме, употребление в пищу свинины и т. д.). В ответ в этом же году началось маккавейское восстание, и война с Сирией продолжалась 25 лет, в результате Иудея обрела полную независимость с 142 по 63 гг. до н. э. В честь самоотверженной верности евреев Богу, проявленной в этом восстании, даже в христианстве чтут память "семи святых мучеников Маккавеев" (1 августа, он же Медовый спас), и этому посвящен еврейский праздник Ханука 18 .
   Власть Рима (с 63 г. до н. э.) еврейский народ также терпел лишь до тех пор, пока римляне не оскорбляли его религиозных чувств 19 . Последней каплей стали действия прокуратора Гессия Флора (64 - 66 гг.), который, помимо ограбления целых городов, потребовал деньги из храмовой казны 20 . Не получив требуемое, Флор устроил грабёж и резню в Иерусалиме. А затем принудил горожан - в знак их покорности - приветствовать вхождение в Иерусалим двух когорт, дав указание солдатам не отвечать на приветствие. Провокация удалась, и произошла ещё одна резня. И в конце концов, началось полномасштабное восстание евреев против Рима (66 г.), получившее в истории название Иудейская война 21 , закончившееся в 70 г. разрушением храма и всего Иерусалима (9 ава по еврейскому календарю, что в 70 г. соответствует 2 августа) 22 .
   Второе большое восстание евреев Иудеи 23 против Рима (восстание Бар-Кохбы, 132 - 135 гг.) произошло после того, как император Адриан (117 - 138 гг.) приказал казнить всякого за обряд обрезания, переименовать Иерусалим в Элию Капиталину (в честь себя) и построил там храм Юпитера. Между прочим, именно тогда (в 138 г.), после подавления этого восстания и было исключено из обращения в Римской империи наименование Иудея и введено - Палестина (по имени некогда жившего там народа "филистимляне").
   Лишившись родины, огромные массы евреев расселились по всему миру (правда, и до того большая диаспора была), раздражая язычников своей необычной религией - верой в кого-то невидимого 24 . По сути, в глазах язычников иудеи должны были выглядеть атеистами, так как не поклонялись изображениям бога, как будто бога у них вовсе не было.
   В общем, и вторая причина антисемитизма связана с иудаизмом - идейное противопоставление себя всему окружающему миру, тем более, что оно позиционируется как превосходство приближенности к Богу.
  

Успешность

  
   Но, как правило, непосредственной причиной преследований евреев были их успехи во всех областях деятельности, и в первую очередь, экономические.
   А успехи эти объясняются лишь в следовании иудаизму на протяжении тысячелетий.
   Это значит, что религиозный еврей обязан всю жизнь изучать Тору 25 , а для этого - читать её. Поэтому грамотность среди евреев всегда была практически поголовная.
   Мало того, в идеале евреи вынуждены были знать три языка: иврит (на нём написано Священное Писание), еврейский бытовой язык для общения между собой (в Восточной Европе, в России это в основном - идиш) и государственный язык места жительства.
   Изучение Торы (и сопутствующее ей обучение грамотности) начиналось сызмальства.
   Если христианин знает о существовании десяти заповедей (но далеко не каждый назовёт их все), то в иудаизме заповедей (предписывающих и запрещающих) - 613. Не все они выполнимы в современной жизни (многие связаны с храмом, которого нет с 70 г. н. э.), но большинство касается элементарных правил повседневной жизни, правил взаимоотношений между людьми, семейных взаимоотношений и т.д. Проще говоря, иудаизм учит жизни (порядку) во всех её проявлениях. Кроме того, в состав этих заповедей входят и гражданские, трудовые и уголовные законы. Особое внимание уделено здоровому образу жизни: питанию, личной гигиене, интимным взаимоотношениям...
   Таким образом, прежде, когда религиозный образ жизни был нормой, ко времени вхождения в самостоятельную жизнь практически каждый мужчина-еврей заканчивал своеобразный университет, в то время как далеко не каждый христианин и обычную школу осиливал.
   Кстати, и в современных государственных школах и университетах учат быть работником, а как раз жизни-то и не учат! А что толку работать, не зная, как жить и для чего жить 26 ?
   Кроме того, во враждебном окружении евреи жили сплочённо (общинами, кагальная система), а значит, помогали друг другу.
   Очень важно, что обучение Торе продолжается всю жизнь, так как в синагогах она зачитывается по недельным главам в течение года (и ежегодно повторяется сначала 27 ), а раввин означает "учитель" (учит Торе и жизни), а не "священник". Религиозный еврей, постоянно обучаясь, всегда "в тонусе".
   Стоит также отметить, что имеется четыре уровня понимания текста Торы и более десяти способов её толкования - за один раз всё это не усвоишь. Наличие множества хитроумных вариантов толкований одних и тех же мест Священного Писания (например, имеется семьдесят вариантов толкования первого слова Торы: "в начале"), поощрение искать собственные толкования - учит еврея не упираться в догмы, а искать хитроумные же варианты решения тех или иных и жизненных проблем.
   Подытоживая, можно сказать, что иудаизм способствует развитию личности с целью усиления общности, общины, государства. Парадокс: 613 предписывающих и запрещающих норм поведения вместо десяти, а - способствует? Но, стоит повторить, что заповеди - это не ограничения "свободы" человека, а проверенные временем, тысячами лет, простые способы поведения в обыденной жизни, позволяющие быть свободным в самом важном - принятии решений в нестандартных ситуациях...
   Но главная особенность иудаизма, делающая евреев успешными, заключается не в тренировке сообразительности путём формального изучения и следования букве Писания, а в самой сущности его требований к человеку, причем, независимо от национальности и вероисповедования.
   Из письменной и устной Торы следует, что Бог, создавший наш мир, совершенен по определению, в нём нет никаких недостатков - это аксиома. Если бы Творец создал мир совершенным, без недостатков, то таким образом создал бы самого себя, то есть не создал бы ничего. И мы видим, что всё вокруг состоит из достоинств и недостатков, ограничено по времени и пространству... Однако Бог хотел бы, чтобы созданный им мир был как можно более совершенен. Для того и создан человек - привести в совершенство материальный мир (включая и самого человека). Бог создал и поселил человека в раю (а затем и на всей остальной земле) не для отдыха и наслаждения, а только для работы: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15); "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт. 3, 23). А уж загробный мир - по результатам дел в мире реальном (но не для смерти надо жить, а совершенствовать мир этот). В этом смысл жизни 28 . Потому евреи и успешны во всем, что сызмальства нацелены на совершенствование чего бы то ни было. А поскольку отвечают за результаты деятельности непосредственно перед Богом (а не перед священником, или иконой), то при таком высочайшем контроле работать некачественно еврей просто не способен. Особенно, если относиться к работе не как к наказанию, а как поручению самого Бога 29 .
   Что же - другие, не евреи, если эта задача дана всем людям еще при сотворении Адама, прародителя всех людей, а не одних только евреев? Ведь и у христиан Ветхий Завет (наряду с Новым Заветом) - Священное Писание.
   А он служит христианам, главным образом, в качестве "образа", пророчества для Нового Завета, а не как руководство к действию.
   Итак, понятно, что евреи априори не могут не быть "впереди планеты всей". Эта успешность евреев, особенно экономическая, и вызывает в окружении зависть, ненависть, желание экспроприировать, ограничить в правах и возможностях, а лучше, ассимилировать (сделать как все), а то и просто уничтожить.
   Сильного конкурента (а мы все конкурируем друг с другом: за место на работе, за место в транспорте, за место в магазине, за место в постели...) не любят. И проще его не любить, чем самому становиться сильным. Ну, в самом деле, не изучать же этим всем Тору!
  

Еврейское антихристианство и христианский антисемитизм

  
   Но экономическая и прочая успешность евреев - полбеды. Антиязычество - четверть беды...
   Беда в том, что евреи несравненно лучше христиан знают Ветхий Завет, то есть своё Священное Писание - хотя бы потому, что читают его, причем, в оригинале, а не в переводах. Ведь переводы - христианские, и акцентируют внимание на "пророчествах" о Иисусе из Назарета как мессии 30 . Для этого, в частности, использованы заглавные буквы (даже в местоимениях, якобы относящихся к Иисусу), которых в оригинале просто-напросто нет 31 .
   А из еврейского Священного Писания (Ветхого Завета) безусловно (не будем здесь вдаваться в подробности 32 ) выходит, что Иисус Христос не может быть Богом, Господом.
   Уверенность евреев в этом отмечена и в Евангелии: "Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Иоан. 10, 33).
   Даже из самого Нового Завета можно сделать такой же вывод.
   Как христиане сами не видят, что Иисус часто обращался к Богу-Отцу, следовательно, не считая себя им? А чего стоят оговорки апостола Павла, что Иисус - не Бог, а лишь образ Бога: "Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4, 4); "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его" (Евр. 1, 3)? А все люди, как известно, созданы по образу и подобию Бога. Значит, Иисус - лишь один из них. И даже то, что Иисус называл Бога своим отцом, а себя - его сыном, ни о чем особенном не говорит, так как в Ветхом Завете все евреи неоднократно названы сынами Бога, а Бог - их отцом 33 . И еврей Иисус ничем в этом не отличался и не отличается от любого еврея.
   Разумеется, для язычников, которые становились христианами, не читая Ветхий Завет, Иисус - и Сын Бога, и сам Бог, Господь...
   Очевидно, не прошли бесследно и более тысячи лет, когда Церковь запрещала переводить Библию на народные языки, пользуясь исключительно латинским переводом, который никто не понимал, кроме специально обученных священнослужителей. Еще поучительнее для христиан оказались сотни лет религиозных войн против еретиков (например, крестовый поход против катаров, 1209 - 1229 гг.) и деятельность инквизиции по искоренению любых отклонений от "правильного" христианства (тысячи заживо сожженных).
   Тайной за семью печатями для христиан является и то, что Иисус не был... христианином, а проповедовал иудаизм.
   В Евангелиях чётко сказано, что Иисус был евреем 34 , который уже в двенадцать лет поражал учителей в иудейском храме знаниями (Лук. 2, 47), и потому неудивительно, что, приступив к служению лет в тридцать (Лук. 3, 23), будучи, фактически, раввином 35 , Иисус требовал лишь скрупулёзного выполнения "ветхого" Завета. Разумеется, что он обращался только к евреям. Вот что он сказал во время Нагорной проповеди (а она считается средоточием христианского мировоззрения Иисуса): "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков 36 ; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта 37 не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном..." (Мат. 5, 17 - 19).
   И, действительно, только хорошо зная Ветхий Завет, как его знают евреи, можно увидеть, что ничего принципиально нового, по сравнению с Моисеем и пророками, Иисус не предложил 38 . Во всяком случае, его заповеди, считающиеся наиболее отличающимися от ветхозаветных (подставлять другую щёку, любить врагов 39 ) как раз фактически, буквально христианами не исполняются.
   Не удивительно поэтому, что вхождение в Иерусалим успешного и праведного 40 иудейского проповедника Иисуса евреи встречали пальмовыми ветвями и криками "Осанна!" - они воспринимали его, как царя Израилева 41 , то есть как гаранта исполнения закона (Торы), поскольку успешность, сопровождаемая праведностью, означала, что Иисусу помогает сам Бог, и если бы Иисус стал царем Израиля, то Бог помогал бы всему еврейскому народу.
   К слову, это событие ежегодно отмечают христиане в так называемое вербное воскресенье (пальмы у нас не растут, поэтому для символической встречи Иисуса используют вербу, почки которой раньше других деревьев распускаются весной, на которую приходится Пасха).
   Но те же иудеи не принимали божественную сущность Иисуса, и когда он о ней говорил, то даже пытались убить его, так как это было богохульством: "Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом" (Иоан. 10, 33).
   А ведь апостол Павел, который создал христианство, настаивал именно на божественности Иисуса (так как воскреснуть мог только Бог, или сын Бога).
   Недаром от христианина требуется, главное, верить: верить в то, что Иисус есть Сын Божий, и что он воскрес.
   А поскольку иудейский Закон, Тора категорически не признает возможность существования бого-человека, то религиозные евреи (иудеи) были настроены резко против христианства апостола Павла. Павел же, прекрасно сознавая свое отклонение от Закона, решил просто разрубить этот гордиев узел: поскольку понятная язычникам идея бого-человека противоречит непонятному им Закону, то следует объявить Закон противоречащим идее бого-человека. Проще говоря, Павел узаконил неисполнение Закона: "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3, 28) 42 . Сравним с приведенными выше словами самого Иисуса: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон...". Так, не зависеть от закона, как того требовал Павел, или не нарушать закон, как проповедовал Иисус? Евреи уверены, что закон (так называемый христианами Ветхий Завет) надо исполнять. И не потому, что так сказал Иисус, а потому что так сказал Бог...
   Поэтому история взаимоотношений иудаизма и христианства началась с жестокого преследования... евреями-иудеями евреев-христиан. Да-да, евреи преследовали именно евреев - по религиозному признаку: за отклонение от веры отцов. Ведь первыми христианами были именно евреи, как об этом уже говорилось.
   Так, по приговору синедриона (еврейского верховного суда, который в то время имел право судить только евреев) был побит камнями еврей христианин Стефан 43 , при исполнении этого приговора присутствовал и "одобрял убиение" еврей Савл, в будущем Павел. Он же собственноручно "заключал в темницы и бил в синагогах" верующих в Иисуса (Деян. 22, 19). Разумеется, в синагогах бить он мог только евреев... Когда же сам еврей Павел стал христианином, то едва избежал смерти за это, когда правоверные иудеи захотели свершить самосуд над ним (Деян. 23, 12 - 15).
   После того, как христианство стало государственной религией (начало IV в.), роли, естественно, поменялись: преследованию стали подвергаться уже не христиане, а иудеи. Да, и конфликт из внутриеврейского перерос в неприязнь бывших язычников, ставших христианами, к иудеям, которые упорно не желали признать Иисуса мессией, сыном Бога.
   Масла в огонь не могла не подливать успешность иудеев, которая, как мы выяснили, обусловлена именно приверженностью иудаизму.
   Итак, выходило, что евреи, которые первыми должны были бы верить в своего сородича Иисуса, упорно, на протяжении веков, не верили, ссылаясь на свое Священное Писание, и при этом не только не были наказываемы Богом, но наоборот, на протяжении этих веков процветали. Это могло посеять сомнения у христиан из язычников в своей вере, что, разумеется, представляло собой не только угрозу незыблемости идеологии христианства, но с ним и светской власти в христианских странах.
   Поэтому христианская церковь при поддержке государственных властей целенаправленно насаждала в умах христиан такое отношение к евреям, чтобы у христиан не было никакого к ним доверия.
   Прежде всего, все евреи были объявлены христопродавцами.
   Один еврей Иуда предал другого еврея Иисуса, и за это вместо того, чтобы быть благодарными евреям за происхождение Христа (и собственно христианства) из их среды, все евреи были названы сообщниками Иуды. Тут христиане в точности следовали указанию Иисуса: "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мат. 12, 30; Лук. 11, 23) и "Кто не против вас, тот за вас" (Мар. 9, 40).
   Кроме того, удивительным образом имя предателя Иуды совпало с именем всего еврейского народа "иудеи" (и религией "иудаизм"), названного так по имени далекого-далекого предка Иисуса Христа, больше известного как одного из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), о чем прямо написано даже в Новом Завете (он буквально с этого начинается): "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его..." (Мат. 1, 1 - 2). Невозможно не заподозрить в этом злой умысел: именем предателя опорочить имя всего народа и его религию. Ассоциация имени предателя с названием религии широко распространена и по сей день 44 , "иуда" стало именем нарицательным, означающим предателя.
   Затем, евреи были огулом обвинены в казни Иисуса.
   Известно, что во время суда евреи кричали в адрес Иисуса: "Распни его!". Но ведь за несколько дней до этого евреи же встречали Иисуса с возгласами "Осанна!". Как разрешить это противоречие? Очень просто. При выяснении мнения в любом объединении людей, например, в парламенте любой страны, есть голоса "за" и "против". Дело лишь в их соотношении. Так вот, Иисуса радостно встречали евреи на улицах Иерусалима во время их массового паломничества со всей страны на праздник Пасхи. А смерти Иисуса требовали другие евреи, собравшиеся во дворе судилища, и то подстрекаемые священниками (Мат. 27, 20). Причем, евреи встречали Иисуса как своего царя, и римляне осудили его на казнь тоже как еврейского царя 45 (Иоан. 19, 15: "Царя ли вашего распну?"), поэтому исключено, что восторженно встречавшие Иисуса евреи кричали потом: "Распни!"... Да и, кого было больше: на улицах большого города, или во дворе, пусть и большого, дома? Ответ очевиден, и даже согласно Евангелиям 46 , сторонников Иисуса среди евреев было несравненно больше, чем противников... Но, как и в случае с Иудой, все евреи всё равно были объявлены виновными в смерти Иисуса.
   А коль имелись преступления, то должны были наступить и наказания. Однако, законных причин для наказания не было: предатель Иуда сам лишил себя жизни, а имена участников суда над Иисусом и их потомков ("кровь его на нас и на детях наших" - но не на всем же народе!) были неизвестны. Поэтому нужен был лишь повод, чтобы можно было покарать любого еврея, не признающего Иисуса.
   И его христиане время от времени находили, преследуя, чаще всего, политические или корыстные цели. Этими поводами были: крестовые походы, "кровавые наветы", обвинения в осквернении христианских святынь, даже эпидемия чумы...
   Крестовые походы христиан Европы против мусульман начинались с массового уничтожения евреев, проживавших в самих европейских странах (1096 г., 1146 г., 1188 г., 1236 г., 1309 г.). Справедливости ради, следует отметить, что епископы городов и простые горожане-христиане пытались спасать евреев, а убийствами и грабежами занимались лишь фанатичные дворяне и банды бедноты. Тем не менее, именно папа Урбан II, призывая к первому походу, объявил "бродяг, иудеев, еретиков и сарацинов... врагами Божьими". Были убиты тысячи евреев, уничтожены целые общины Северной Франции и Германии.
   В 1144 г. (Англия, Норвич) евреи впервые были обвинены в принесении в жертву христианских детей (мальчик Уильям), якобы ради имитации казни Иисуса Христа. Подобные так называемые кровавые наветы были в Англии в 1160 г. (Гарольд), 1181 г. (Роберт) и 1255 г. (Гуго), во Франции (Блуас и Понтуаз) - в 1171 г. (без мальчика 47 ) и в 1182 г. (Ричард), в Германии (Бахарах) - в 1287 г. (Вернер), в Италии - в 1475 г. (Симон) и в 1485 г. (Лоренцино). В Австрии в 1610 г. "вспомнили", что евреи убили в 1462 г. мальчика Андрея (Ринского). В Испании по сей день почитают святого Доминика, "убитого иудеями" в 1250 г., и святого Кристобаля, убитого "евреями из ненависти к спасителю нашему Иисусу Христу" в 1487 г. (цитаты из сохранившихся надписей в местах почитания). В Польше и Беларуси православной церковью почитается святой Гавриил Белостокский, убитый в 1690 г. (показательно, что при фашистской оккупации в 1942 г. его мощи были перенесены в кафедральный Преображенский собор Минска, а в селе Заблудове на средства немецкой администрации была построена церковь, куда поместили частицу мощей; в 2012 г. мощам Св. Гавриила в Белостоке поклонился глава РПЦ патриарх Кирилл).
   Следует подчеркнуть, что кровавые наветы имели не просто уголовный, а исключительно религиозный характер, так как в этих преступлениях обвиняли евреев, якобы использующих в своих религиозных (иудейских) обрядах смерть христианских детей и их кровь (для приготовления мацы 48 , используемой на иудейский праздник Песах).
   Кровавые наветы сопровождались, кроме суда и казней, погромами евреев, их изгнанием. Малолетние "жертвы евреев" возводились в ранг святых. Кое-где культы этих святых сохранились до сих пор (как показано выше), другие забыты, даже отменены самой Церковью, а например, в часовне Св. Вернера в Бахарахе на мемориальной табличке уже в наше время написали, в частности: "Фальшивая легенда о ритуальном убийстве была придумана здесь и использована в качестве предлога для многовековых религиозных гонений".
   После официального объявления Церковью в 1215 г. гостии (облатки) воплощением тела Иисуса Христа (согласно прямому указанию самого Иисуса: "сие есть Тело Мое") евреев неоднократно обвиняли в похищении и осквернении гостии. Эта клевета продолжалась сотни лет (последние обвинения были во Франции в 1761 г. и в Румынии в 1836 г.). Результат тот же: казни, погромы, изгнание.
   В 1348 г., во время эпидемии чумы, известной как "чёрная смерть", евреев обвиняли в ее распространении с помощью яда, и во многих городах Германии все еврейское население было уничтожено (до трехсот общин), а из сотен городов изгнано. Преследованиями евреев занимались христианские фанатики, хотя папа римский, некоторые короли и городские власти пытались (безуспешно) воспрепятствовать антиеврейскому террору. Стоит отметить, что основанием для подозрений в причастности евреев к распространению чумы была их меньшая заболеваемость. Но в том-то и дело, что это объяснялось просто следованием иудаизму, предписывающему, в частности, строгие правила личной гигиены, например умывание рук перед едой: "все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук" (Мар. 7, 3). О религиозной подоплеке преследований евреев во время "черной смерти" говорит то, что в состав яда якобы входили высушенные сердца именно христиан.
   И наконец, неоспоримым свидетельством того, что причиной антисемитизма является христианский антииудаизм, является насильственное крещение евреев, продолжавшееся с 418 г. по 1871 г. (исторически зафиксированные случаи). Евреев заставляли переходить в христианство под угрозой смерти (отказывавшихся убивали) и изгнания, насильно отбирали и похищали детей, девушек помещали в монастыри (в народе было поверье, что христианин, обративший "неверного", попадет в рай). Возвращение в иудаизм, явное или тайное каралось смертью. В частности, испанская инквизиция была создана в 1481 г. (с 1483 г. по 1498 г. ее возглавлял известный своей свирепостью Торквемада) исключительно для выявления среди насильно крещеных евреев (марранов) тех, кто тайно остался верен иудаизму. За семь лет в Испании были заживо сожжены более 700 марранов, 5 тысяч раскаявшихся были наказаны каторжными работами, галерами, пожизненным заключением и домашним арестом (выходить из дома можно было только в одежде осужденных на сожжение, санбенито), а в 1492 г. все евреи Испании (около 200 тысяч.) были изгнаны из страны для того, чтобы марраны не имели возможности возвращаться (даже тайно) к иудаизму.
   Образ еврея как христопродавца, богоубийцы, мучителя христианских детей и отравителя был завершен с помощью христианских запретов на определенные виды деятельности. С одной стороны, евреям запрещено было владеть землей и заниматься некоторыми видами деятельности (их попросту не принимали в гильдии). С другой, христианам было запрещено извлекать прибыль из финансовых операций, это считалась грехом. Поэтому только евреи занимались банковской деятельностью и ростовщичеством. И в глазах христиан евреи превратились еще и в эксплуататоров, извлекающих неправедную, греховную прибыль. Это создавало беспроигрышную реальную причину (уже не повод) для ненависти христиан к евреям.
   Таким нехитрым способом христиане позволили евреям и даже вынудили их обогащаться, а используя вышеприведенные поводы - беспрепятственно забирать нажитое (у осужденных конфисковывали имущество, а при погромах - просто грабили).
   Чтобы полностью исключить контакт христиан с евреями, последних с 1516 г. стали селить в гетто (огражденные стеной кварталы внутри христианских городов). А в 1555 г. об этом был издан папский указ. Гетто были, главным образом, в Италии и просуществовали до конца XIX в.
   Особо следует разобраться с нацистским, гитлеровским антисемитизмом, от которого пострадало больше евреев, чем за всю предыдущую историю христианского антисемитизма. Ведь Гитлер был не христианином, а язычником-мистиком.
   Гитлеровская пропаганда обвиняла евреев в том, что Германия потерпела поражение в Первой мировой войне из-за революций в России и в самой Германии, а евреи в них весьма активно участвовали.
   Но ведь очевидно, что в революциях участвовали как раз неверующие евреи, не иудеи, а евреи-атеисты, так как коммунистическая идеология подразумевает безусловный атеизм - отрицает веру в бога, как элемент духовной эксплуатации.
   Однако, коммунистическая идеология "свобода-равенство-братство" напрямую вытекает из Библии, причем еще из Ветхого Завета, то есть еврейского Священного Писания: "свобода" - освобождение из египетского рабства стало началом истории еврейского народа и монотеизма, и ему посвящен главный еврейский праздник Песах (Пасха); "равенство" - все равны перед Богом; "братство" - любовь к ближнему 49 ...
   Поэтому всех евреев, не только коммунистов-атеистов, но и верующих, Гитлер считал потенциальными смертельными врагами Германии.
   Кроме того Гитлер ненавидел библейскую ветхозаветную, еврейскую мораль вообще, так как она сводится к личной ответственности (перед Богом), а не безусловному подчинению начальству. "Не следуй за большинством на зло" (Исх. 23, 2) - принцип демократии 50 . А Гитлер был диктатором. Для него каждый еврей был потенциальным Мардохеем...
   Таким образом, и нацистский антисемитизм - это антииудаизм.
   Да, и само активное участие евреев в революции стало естественным следствием государственной антииудаистской, антисемитской политики России на протяжении полутора сотен лет после присоединения польских земель с проживавшими на них 600 тысячами евреев.
   Разумеется, не только отношением к иудаизму определялся ход истории, но одного такого результата христианского антииудаизма, как Вторая мировая война, достаточно, чтобы навсегда отказаться от него (На фотографии украинские полицейские добивают раздетых догола евреев в Бабьем Яру Киева 29 сентября 1941 г.; "29 и 30 сентября спецобработан 31771 еврей" - из отчета немецкого офицера).
    []
   Для этого, как минимум, христианские церкви обязаны принести извинения перед евреями и всем миром за антииудаизм и антисемитизм (католики и протестанты это уже сделали), и регулярно напоминать христианам о том, что самим своим существованием христианство обязано иудаизму.
  

Вывод

  
   Таким образом, антисемитизм - это целенаправленно взращенный на протяжении тысячелетий светскими и христианскими властями антииудаизм.
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Данная статья представляет собой всего лишь сноску к статье Левин Б.Х. "Якоб Шифф и его роль в русской революции, или Почему был убит последний царь России", разросшуюся в целую главу. Но такая глава далеко уходит от основной темы причины убийства царя, и потому оформлена в виде отдельной статьи. [ назад ]
   2. Кстати, распространение иудейского знания о Боге - основа деятельности еврея Иисуса Христа и его апостолов-евреев. В первую очередь, Иисус учил иудаизму своих последователей-евреев (апостолов и народ), называя их учениками, а они его - учителем: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мат. 5, 17), а затем - и язычников, поучая, что "спасение от Иудеев" (Иоан. 4, 22): "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Иоан. 10, 16). Особенно успешно это делал еврей апостол Павел, который даже и не скрывал своей принадлежности к влиятельному течению иудаизма, говоря о себе: "фарисей, сын фарисея" (Деян. 23, 6), "обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" (Флп. 3, 5). [ назад ]
   3. Если представитель другого народа пожелает стать иудеем, изучать Тору (под руководством раввина), то он обязан будет пройти весьма непростой обряд посвящения в евреи (гиюр), сдав специальные экзамены, сделав обрезание (мужчины) и будучи проверен на ведение еврейского образа жизни (соблюдение кашрута и т.д.). [ назад ]
   4. В науке и религии фигурируют и другие исторические сроки, но для данной статьи это не принципиально. [ назад ]
   5. О том, что вся Библия написана ради "вопроса о земле", см. статью Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии" [ назад ]
   6. Ко всей этой ситуации как нельзя лучше подходят слова пророка Аввакума, сказанные не менее, чем через полтысячелетия после захвата Ханаана о халдеях (Авв. 1, 6), захватывающих уже еврейское государство - но их можно понимать, и как покаяние за геноцид евреями язычников: "Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастия! Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей. Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: "горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!"" (Авв. 2, 8 - 12). [ назад ]
   7. См. вышеупомянутую статью: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 12. Жанр Библии" [ назад ]
   8. См. статью: Левин Б.Х. "Кому мы верим: Богу, или Моисею?" [ назад ]
   9. Авторство Моисея, как и само его существование, считается религиозной догмой, а с точки зрения науки он - мифический персонаж. Однако, логический анализ текста Библии показывает как реальность самого Моисея, так и библейских событий, свидетелем, участником и организатором которых он был. Об этом статья Левин Б.Х. "Научные основы монотеизма Моисея" [ назад ]
   10. И об этом прямо написано в Библии: "Кто, как Ты, Господи, между богами?" (Исх. 15, 11). "Господь велик паче всех богов" (Исх. 18, 11). "Над богами их Господь совершил суд" (Числ. 33: 4). "Господь, Бог ваш есть Бог богов и Владыка владык" (Втор. 10, 17). "Бог богов Господь, Бог богов Господь" (Иис. Н. 22, 22). "Господа они чтили, и богам своим они служили" (4 Цар. 17, 33). "Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их" (4 Цар. 17, 41). "Велик Бог наш, выше всех богов" (2 Пар. 2, 5). "Бог богов" (Пс. 49, 1). "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд" (Пс. 81: 1). "Нет между богами, как Ты, Господи" (Пс. 85, 8). "Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами" (Пс. 94, 3). "Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец" (1 Кор. 8: 1, 4, 5, 6). [ назад ]
   11. На фасаде железнодорожного вокзала в Минске ежегодно в новогодние праздники световой иллюминацией написано по-белорусски: "З новым годам i Калядамi!" (именно так: "новым" - с маленькой буквы, "Калядамi" - с большой).
    []
   Хотя обычно Новый год связывают с Рождеством, например, на открытках пишут: "С Рождеством и Новым годом!". [ назад ]
   12. О соблюдении языческих обычаев в христианских странах можно прочитать в книгах Дж. Фрезера "Фольклор в Ветхом Завете" и "Золотая ветвь". [ назад ]
   13. Все остальные подобные цитаты из Библии можно найти в статье Левин Б.Х. "Боги Библии" [ назад ]
   14. Часть хазар во главе с правителями Хазарского каганата некоторое время (VIII - IX в.) исповедовала иудаизм. Вместе с тем, в Хазарском каганате (650 - 969 гг.) одновременно было и христианство (с VII в.), и мусульманство. [ назад ]
   15. "Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор. 6, 4). "Ты, Господи, един" (Неем. 9, 6). "Ты, Боже, един Ты" (Пс. 85, 10). "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый"" (Мар. 12, 29). "Один есть Бог и нет иного, кроме Его" (Мар. 12, 32). "Единого Бога" (Иоан. 5, 44). "Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоан. 17, 3). "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь" (Иак. 2, 19). "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить" (Иак. 4, 12). "Единого Владыки Бога" (Иуд. 1, 4). "Единому премудрому Богу, Спасителю нашему" (Иуд. 1, 25). "Один Господь у всех" (Рим. 10, 12). "Единому премудрому Богу" (Рим. 14, 26). "Нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8, 4). "У нас один Бог Отец" (1 Кор. 8, 6). "Бог один" (Гал. 3, 20). "Один Господь... один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф. 4, 5-6). "Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь" (1 Тим. 1, 17). "Ибо един Бог" (1 Тим. 2, 5). "Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16). "Ибо и Освящающий и освящаемые, все - от Единого" (Евр. 2, 11). "Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят" (Отк. 15, 4).
   Из сравнения выделенных мест из Ветхого Завета (Втор. 6, 4) и Нового Завета (Мар. 12, 29) видно, что Иисус пропагандировал основной принцип иудаизма: единобожие (первая заповедь из синайского декалога). Да и сам Иисус, как видим, назвал себя посланным от Бога, но не Богом (Иоан. 17, 3). Чтобы показать, что это не случайность, большинство цитат для подтверждения этого основополагающего принципа Ветхого Завета (единобожие) взяты не из Ветхого, а из Нового Завета, и из них также видно, что от единобожия ни на йоту не отступали и авторы книг Нового Завета. По одной простой причине - все они были иудеями. [ назад ]
   16. "Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня" (Пс. 138, 3). "Сзади и спереди Ты объемлешь меня" (Пс. 138, 5). "Взойду ли на небо, Ты там; сойду в преисподнюю, и там Ты" (Пс. 138, 8). "На всяком месте очи Господни" (Прит. 15, 3). [ назад ]
   17. Включённая в 63 г. до н. э. (в правление Юлия Цезаря) в состав империи, Иудея была освобождена от необходимости обожествлять императора (воздвигать в его честь храмы, ставить его статуи и т.п. Даже римские легионы вступали в Иерусалим, убрав знамёна, поскольку на них был изображён император). Кстати, эти послабления были сделаны, во многом благодаря исключительной преданности Риму царя Иудеи Ирода I Великого (правил с 37 по 4 г. до н. э.) и, ранее, его отца, Антипатра Идумеянина (правил в Иудее с 63 по 43 гг. до н. э.). Но и много позже известный римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат (с 26 по 36 гг.), принуждён был считаться с этой особенностью иудейской религии, убрав знамёна из Иерусалима, тайно, ночью внесённые в город (И. Флавий "Иудейские древности", XVIII, 3, 1). Кроме того, вплоть до восстания Бар-Кохбы (132 - 135 гг.) евреи были освобождены от уплаты налогов в так называемые субботние годы (каждый седьмой год), когда земля не возделывалась согласно еврейскому Священному Писанию (Лев. 25, 2 - 11). [ назад ]
   18. См. статью Левин Б.Х. "Ханука" [ назад ]
   19. Об одном случае при прокураторе Вентидии Кумане (48 - 52 гг. н. э.) следует привести полностью цитату из Иосифа Флавия: "Когда народ к празднику опресноков стекался в Иерусалим, римляне поставили на галерее храма когорту, так как они всегда имели обыкновение во время праздников держать войско под оружием, дабы предостерегать собравшийся народ от возмущения. Случилось тогда, что один из солдат поднял вверх свой плащ, неприличным нагибанием тела обратился к иудеям задом и издал звук, соответствовавший принятой им позе" ("Иудейская война", II, 12, 1). Это вызвало бунт и ответную резню. В другой раз римский солдат разорвал и сжёг свитки с религиозными текстами, что закончилось тем же. Унизительной для евреев была сложившаяся практика выдачи римлянами облачения первосвященника лишь на время праздников. [ назад ]
   20. Это было к концу правления императора Нерона (правил 54 - 68 гг.), когда Римская империя отчаянно нуждалась в средствах. Они требовались для восстановления Рима после великого пожара в 64 г. (а перед тем в Италии была чума), для празднования десятилетнего юбилея правления Нерона (65 г.), для строительства его "золотого дворца" (по размерам это вторая в мире - после "Запретного города" в Китае - резиденция правителей), а также прокладки канала через Коринфский перешеек (начат в 67 г.). [ назад ]
   21. О значении этого вроде бы локального конфликта для Рима свидетельствует то, что даже через десять лет (в 81 г.) императором Домицианом из династии Флавиев (правил 81 - 90 гг.) в честь победы мировой империи над маленьким народом была возведена в Риме триумфальная арка Тита (заложенная после Иудейской войны в честь подавившего восстание и разрушившего храм Тита Флавия Веспасиана), которая сохранилась до сих пор. И эта победа отмечалась Римом и в 85, и в 92, и в 93 годах чеканкой монеты с надписью "Judaea Capta" ("Иудея покорённая"). Кстати, победа Рима пополнила казну настолько, что за счёт добычи был построен Колизей (72 - 80 гг.) при участии порядка 100 тысяч еврейских рабов.
   На всякий случай, следует уточнить, что упомянутый разрушитель храма Тит Флавий Веспасиан, бывший императором с 79 по 81 г., является сыном Тита Флавия Веспасиана (полные тёзки), который также подавлял иудейское восстание с 66 по 69 г. и был императором с 69 по 79 г. (для борьбы за власть императора он и покинул Иудею, оставив завершить войну сыну, который и разрушил храм). Для их различения историки называют отца Веспасианом, а сына Титом.
   Интересно, что природа по-своему отметила победу Рима над Иудеей. Ровно через два месяца после вступления Тита в должность императора (24 июня), 24 августа 79 г. произошло извержение Везувия, уничтожившего три элитных города (Помпеи, Геркуланум и Стабии). Это извержение современники связывали с местью иудейского бога за разрушение Титом иерусалимского храма, так как этот катаклизм случился в его девятую годовщину. День разрушения храма 9 ава по еврейскому календарю соответствует 2 августа в 70 г. и 25 июля в 79 г. То есть ровно за месяц до девятой годовщины скорбного для всех евреев события умер военачальник, покоривший Иудею, осадивший Иерусалим и ставший императором (Веспасиан), а ещё ровно через месяц после этой даты взорвался Везувий - по прошествии ровно двух месяцев императорства военачальника, разрушившего Иерусалим и храм (Тит). Причём следующее сильное извержение Везувия произошло лишь в 1631 г. [ назад ]
   22. Последний оплот восставших евреев, крепость Масада, пал лишь в 73 г. [ назад ]
   23. Между ними было ещё одно большое восстание евреев в 115 - 117 гг., но в диаспоре (Александрия, Крит...). [ назад ]
   24. И за сотни лет до этого евреи занимались миссионерской деятельностью, пропагандируя иудаизм и обращая в него, как на государственном уровне (в частности, во времена Хасмонеев идумеи, проживавшие на территории Иудеи после захвата ими части ее территории, были принуждены к обращению в иудаизм под страхом депортации в Идумею), так и на индивидуальном (см. "Иудейский прозелитизм" в греко-римскую эпоху. - Лехаим, февраль, 2009.). [ назад ]
   25. В узком смысле это Пятикнижие Моисеево, а в широком - всё Священное Писание: письменное (Танах, или Ветхий Завет) и устное (Мишна, Талмуд). Тора переводится как "закон", или в более широком смысле, "порядок". [ назад ]
   26. Для чего жить - см. статью Левин Б.Х. "Смысл жизни по-библейски". [ назад ]
   27. Это не бездумная зубрёжка, так как есть множество толкований текста Торы, что показывает неоднозначность простых знаний, и побуждает к самостоятельным рассуждением. [ назад ]
   28. Подробнее см. упомянутую статью Левин Б.Х. "Смысл жизни по-библейски". [ назад ]
   29. Это, очевидно, и является причиной пресловутой еврейской заносчивости, обособленности. Понять это можно из следующего примера. Предположим, что директор предприятия сделал вас своим помощником, и теперь над вами на предприятии нет другого начальника, кроме директора. Приятно, что вас оценили по достоинству? А если вас своим помощником назначил мэр города? А если - сам президент страны? Не правда ли, всё это - законные поводы для гордости, хотя и ответственность появляется колоссальная за результаты деятельности... А теперь представим, что вас своим помощником назначил... сам Господь Бог. Так вот, каждый еврей считает себя помощником Бога - ими они назначены в еврейском Священном Писании, которое христиане по недомыслию и злому умыслу назвали Ветхим Заветом. А теперь задумайтесь, какой смысл в появлении между Богом и его помощниками Иисуса Христа? [ назад ]
   30. О несостоятельности пророчеств о Иисусе, находящихся в Ветхом Завете, см. статью Левин Б.Х. ""Пророчества" о Иисусе" [ назад ]
   31. См. статью Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 9. Прописная и строчная" [ назад ]
   32. Достаточно привести один аргумент. Не только в Ветхом, но ещё больше в Новом Завете написано, что увидеть Бога невозможно (что отражено и во второй из десяти заповеди "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли...", Исх. 20, 4). В Ветхом Завете: "И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33, 20). В Новом Завете: "Бога не видел никто никогда" (Иоан. 1, 18); "Бога никто никогда не видел" (1 Иоан. 4, 12); "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество..." (Рим. 1, 20); "Бога невидимого" (2 Кор. 4, 4; Кол. 1, 15); "Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков" (1 Тим. 1, 17); "Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 15 -16). Между тем, Иисуса Христа очень многие видели, и никто из-за этого не умер. [ назад ]
   33. "Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой" (Исх. 4, 22). "Вы сыны Господа Бога вашего... Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 14, 1). "Ибо Я - отец Израилю" (Иер. 31, 9). "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос. 11, 1). И царь Давид называет "народ Свой" (Пс. 28, 11), то есть евреев, - "сыны Божии" (Пс. 28, 1). И даже апостол Павел: "То есть, Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования" (Рим. 9, 4).
   Подробнее см. статью Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 8. ""Сыновья" и "братья"" . [ назад ]
   34. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу" (Лук. 2, 21 - 23); "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоан. 19, 40). Таким образом, в Евангелиях написано, что Иисуса обрезали, как еврея, и похоронили, как еврея. И в православии среди великих праздников есть праздник Обрезания Господня, отмечаемый на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. [ назад ]
   35. В Евангелиях Иисуса неоднократно называют "Равви": Мат. 26: 25, 49; Мар. 9, 5; 11, 21; 14, 45; Иоан. 1: 38, 49; 3: 2, 26; 4, 31; 6, 25; 9, 2; 11, 8. А в Иоан. 1, 38 прямо написано, что Равви - это учитель (то есть на современный лад - раввин): "Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: "учитель", - где живешь?". То же - в Иоан. 20, 16: "Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: "Учитель!"". Также в Евангелиях десятки раз в отношении Иисуса применено слово "учитель". Отметим также, что у Иисуса были постоянные ученики (двенадцать) и он регулярно устраивал религиозные диспуты (в частности, с фарисеями) и публичные проповеди, обычно в синагогах ("И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их", Мат, 4, 23) - всё это характерно именно для раввина. [ назад ]
   36. Закон и пророки - части Танаха. Танах (ТаНаХ) - акроним (слово, составленное из первых букв, слогов других слов) названий трёх разделов еврейского Священного Писания (в христианском переводе это Ветхий Завет): Тора (Закон, или Пятикнижие), Невиим (Пророки: Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Пророков) и Ктувим (Писания: Псалмы, Притчи...); по правилам иврита в слове "танах" буква "к" звучит как "х". [ назад ]
   37. Иота и черта - самые мелкие значки в алфавите иврита. [ назад ]
   38. Во времена Иисуса в иудаизме было несколько направлений, крупнейшие из которых описаны в Новом Завете (фарисеи и саддукеи) и трудах Иосифа Флавия (фарисеи, саддукеи, ессеи). Они отличались в частностях, но все были иудеями. Так, в Новом Завете описана разница между фарисеями и саддукеями: "Саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое" (Деян. 23, 8). Причем, и фарисеи, и саддукеи входили в состав синедриона - верховного иудейского суда (Деян. 23: 1, 6). [ назад ]
   39. В статье Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя" показано, что даже эти положения взяты из Ветхого Завета. [ назад ]
   40. Его успешность и праведность подтверждались многочисленными случаями исцеления неизлечимо больных и, особенно, воскрешением его друга Лазаря: "Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых... ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса" (Иоан. 12, 9 - 11). [ назад ]
   41. "Народ же... восклицал: осанна Сыну Давидову" (Мат. 21, 9); "Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!" (Мар. 11, 10); "Благословен Царь грядущий во имя Господне!" (Лук. 19, 38); "Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Иоан. 12, 13). Давид - царь, фактически создавший государство Израиль, при нем оно имело наибольшие территорию и могущество. [ назад ]
   42. Вот ещё несколько цитат о неважности для христиан "иоты и черты" в Новом Завете: "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан.1, 17); "Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий" (Деян. 13, 38 - 39); "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3, 20); "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия" (Рим. 3, 21). [ назад ]
   43. О еврействе Стефана говорит наличие его первым в списке избранных из евреев, причем в отношении одного из избранных сказано, что он - "обращенный из язычников" (следовательно, все остальные в списке, в том числе, Стефан - евреи по рождению) (Деян. 6: 1, 5). Кроме того, на суде синедриона Стефан неоднократно называет предков евреев "отцами нашими" (Деян. 7). [ назад ]
   44. В газете "Комсомольская правда в Белоруссии" номер 48 (4212) за 16.03.2016 г. был опубликован вопрос в сканворде: "Апостол с именной религией", и дан ответ: "Иуда". См. фотографию (вопрос и ответ обведены).
    []
   Теоретически не исключено, что автор сканворда имел в виду не того Иуду, который был одним из двенадцати апостолов Иисуса при его жизни, и предал Иисуса, а того Иуду, "брата Иакова", чье послание включено в Новый Завет. Но, не приходится сомневаться, что апостол-предатель всем известен, в отличие от автора послания, тем более - от ветхозаветного персонажа (но в сканворде о нем речь вообще не может идти, так как он - не апостол, и жил за тысячу лет до Иисуса и его апостолов). А поскольку автор сканворда обращается к максимально широкой аудитории (тираж номера газеты 245001 экз.), то его Иуда - именно предатель Иисуса, а не малоизвестный автор послания (и тем более, не тот, чьим именем в действительности названа религия). [ назад ]
   45. Священников, передавших Иисуса римским властям на суд и смерть, беспокоило, прежде всего (согласно Евангелиям), не столько самоназвание Иисуса сыном Бога и Богом, сколько его претензия на царский трон, которая могла вызвать народное восстание и его жестокое подавление римлянами: "Если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом... Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоан. 11, 48 - 50). Подробнее см.: статья Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 10. "Говорящие" имена" [ назад ]
   46. "Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" (Мат. 21, 8 - 11); "Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его" (Мар. 11, 18); "И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его" (Лук. 19, 47 - 48); "Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых... ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Иоан. 12, 9 - 13). [ назад ]
   47. Не было найдено ни жертвы, ни семьи, якобы лишившейся ребенка, но обвиненные тридцать два еврея все равно были сожжены в сарае. [ назад ]
   48. Это обвинение не просто клеветническое, но и издевательское, абсурдное, так как Тора категорически запрещает евреям употреблять в пищу кровь (Лев. 17: 10, 11, 14: "Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится"; также Втор. 12, 23 - 25), а приготовление мяса сопровождается тщательным удалением крови из него (Лев. 17, 13: "дать вытечь крови ее и покрыть ее землею"), в том числе путем вымачивания в соленой воде. Тем более, Торой запрещено человеческое жертвоприношение - отказом от него обусловлено получение евреями земли обетованной (Втор. 12: 29 - 31: "Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их; тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: "как служили народы сии богам своим, так буду и я делать"; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим"). [ назад ]
   49. Следует особо отметить, что любовь к ближнему принято считать "открытием" Нового Завета, новизной этого Завета, идеологией Иисуса Христа, исключительно христианской ценностью. Но это - навязанное христианством глубокое заблуждение: см. статью Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя" [ назад ]
   50. См. статью Левин Б.Х. "Нравственная революция Библии" [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 3.30*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"