Левин Борис Хаимович: другие произведения.

Примеры параллелизма в Новом Завете

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:


ПРИМЕРЫ ПАРАЛЛЕЛИЗМА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

  
   В статье "Литературные особенности Библии. Глава 1. Параллелизм" дано восемь примеров параллелизма. Но все они только из Ветхого Завета.
   Примеры из Нового Завета не были приведены, так как и без того общеизвестно, что все четыре Евангелия, особенно синоптические (от Матфея, Марка и Луки), представляют собой сплошной пример параллелизма - в них очень часто одно и то же говорится разными словами.
   Однако, при работе над статьей "Возлюби ближнего, как самого себя" пришлось воспользоваться параллелизмами из Нового Завета, без которых невозможно было бы объяснить некоторые основы как иудаизма, так и христианства.
   Ниже приведены эти примеры, но с более подробной аргументацией, чем в упомянутой статье.
  
   Пример 1. Всех ли любит Иисус?
   Общеизвестна одна из аксиом христианства: Иисус любит всех. Однако, в Евангелиях слов Иисуса об этом нет. Напротив, Иисус говорил, что он любит не всех, а только тех, кто любит его и соблюдает его заповеди, то есть только своих последователей (христиан).
   "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35).
   Как видим, Иисус прямым текстом призывает любить только "друг друга", призывает к любви только "между собою", своими учениками.
   Параллелизм этой фразы (выделен шрифтом) - в раскрытии понятия, кто такие "друг друга", это - "между собою", только учениками Иисуса. "Любите друг друга" и "любовь между собою" параллельны.
   "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14, 15);
   "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим" (Иоан. 14, 21);
   "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Иоан. 15, 9 - 10);
   "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15, 12 - 13).
   И в последней фразе Иисус призывает к любви - тоже только между друзьями.
   Здесь также применен параллелизм: параллельны "любите друг друга" и "положит душу за друзей своих".
   Как отмечалось, параллелизму свойственно уточнение и углубление информации. Во второй части этого параллелизма уточняется, что "друг друга" это - "друзей своих". А углублением является разъяснение, что "любите" это - "положит душу свою" (самопожертвование является наибольшим проявлением любви: любить больше жизни).
   Как видим, ни о какой любви ко всем у Иисуса речи не идет, а только о любви к единомышленникам. И это стало возможным узнать с помощью параллелизма.
  
   Пример 2. "Все" для апостола Павла.
   Лишь среди посланий апостолов можно найти всего три стиха в двух посланиях апостола Павла к Фессалоникийцам со словами о любви как будто бы ко всем. Но кто эти "все"? Вот эти три стиха:
   "А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем" (1 Фес. 3, 12);
   "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем" (1 Фес. 5, 15);
   "Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами" (2 Фес. 1, 3).
   Все эти три стиха похожи друг на друга - в каждом из них говорится о любви и добре по отношению друг к другу и ко всем. Эти стихи можно рассматривать как элементы одного параллелизма, так как в них практически одно и то же говорится разными словами.
   Подчеркнем, без применения метода параллелизма, выяснить, кто такие эти "все", невозможно.
   Обратим внимание, что в Первом послании к Фессалоникийцам (первые два вышеприведенные стиха) апостол призывает к любви и добру: "да исполнит и преисполнит любовью", "ищите добра". То есть апостол говорит о том, что предстоит сделать. А вот во Втором послании к Фессалоникийцам апостол уже констатирует факт сделанного (по его призыву из Первого послания): "умножается любовь". Причем, апостол "по справедливости" благодарит Бога за точное исполнение Фессалоникийцами Первого послания. Значит, то, что апостол назвал вначале (в Первом послании) "друг к другу и ко всем" и "друг другу и всем", потом (во Втором послании) называет более точно "друг ко другу между всеми вами". Однозначно, это - параллелизм.
   Сомнение может вызвать союз "и" (в стихах из первого послании), соединяющий "друг друга" и "всех": "друг к другу и ко всем", "друг другу и всем". Ведь обычно этот союз соединяет разные понятия, а не разъединяет одинаковые. Но в Библии нередко этот союз "и" соединяет одинаковые понятия, являющиеся как раз элементами одного параллелизма. Приведем два примера подобной формы параллелизма.
   "И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди" (Быт. 7, 21). "Всякая плоть, движущаяся по земле" включает в себя и птиц, и скотов, и зверей, и гадов, и людей, несмотря на союз "и", соединяющий всех этих существ со "всякой плотью". Очевидно, перед перечислением "всякой плоти" просто нужно было поставить двоеточие.
   "Сон твой и видение главы твоей на ложе твоем" (Дан. 2, 28). "Сон" и "видение" - это одно и то же (параллелизм), различающееся нюансами: видение - это духовная часть сна (при параллелизме последующая часть, как правило, углубляет, уточняет смысл предыдущей).
   Таким образом, мы не только развеяли сомнения (относительно союза "и"), но и нашли еще один параллелизм (внутри параллельных стихов): "друг к другу" и "ко всем" ("между всеми вами") - это одно и то же, но записанное разными словами. Это значит, что в цитатах из Первого послания к Фессалоникийцам эти "друг ко другу" - те христиане, к кому конкретно направлено послание, а "все" - это все христиане вообще (как сказано во Втором послании: "между всеми вами"), но никак не всё человечество.
  
   Пример 3. Что значит "возлюби ближнего" по-христиански?
   Хорошо известно, что в конце нагорной проповеди Иисус сказал: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мат. 7, 12). При этом вряд ли кто-то обращает внимание на "закон и пророки" - пришлось выделить шрифтом!
   Но про то, на чем основаны "закон и пророки" Иисус сказал еще раз в самом конце жизни (Мат. 25, 2) немного по-другому: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мат. 22, 37 - 40).
   Оба раза Иисус раскрыл суть "закона и пророков". Первый раз это одна-единственная заповедь: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Во второй - две: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя".
   Поскольку оба раза сказано практически об одном и том же (об основах "закона и пророков"), то это - параллелизм.
   Прежде всего, следует отметить, что под словосочетанием "закон и пророки" понимается еврейское Священное Писание (Ветхий Завет), которое состоит из книг Закона, книг Пророков и книг Писания. Например, в неканонической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова о еврейском Священном Писании сказано: "Многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей" (Сир. 1, 1).
   Следовательно, Иисус оба раза в Евангелии от Матфея (7, 12 и 22, 37 - 40) процитировал то, что было известно до него евреям из "закона и пророков", то есть из еврейского Священного Писания (Ветхого Завета).
   Вот эти места, которые Иисус процитировал: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими" (Втор. 6, 4) и "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19, 18).
   Вернемся к сказанному Иисусом о том, на чем "утверждается весь закон и пророки".
   Первая фраза о "законе и пророках" касается только взаимоотношений людей. Вторая состоит из двух частей: одна - об отношении людей к Богу, другая - людей между собой. Первая фраза является как бы сокращенным вариантом второй.
   Таким образом, Иисус дал две формулировки основы взаимоотношений людей, на которых строится Ветхий Завет. Поскольку эти определения - основа одной и той же религии, отличающиеся лишь словами, то это - параллелизм. Повторим эти формулировки об отношениях между людьми (в сокращении, только их суть).
   Первый вариант: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
   Второй вариант: "возлюби ближнего твоего, как самого себя".
   Поскольку эти варианты - элементы параллелизма, то "любить ближнего" означает "поступать с ним так, как хочешь, чтобы и ближний поступал с тобой". А поступки - это действия, а не чувства.
   Следовательно, любовь к ближнему, как к самому себе - это не проявление нежных чувств к ближнему, а хорошие поступки.
   Поскольку этот вывод отличается от общеизвестной заповеди Иисуса о любви, то необходимы пояснения.
   Любовь, как чувство, Иисус сформулировал в последние дни своей жизни на тайной вечере ближайшим ученикам, и она, как было показано выше, касается только христиан между собой: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35).
   Итак, ветхозаветная "любовь к ближнему, как к самому себе" означает только добрые дела по отношению к ближнему (любому), а христианское "любить друг друга" означает, согласно словам основоположников христианства, именно любить, но только единомышленников.
  
   Пример 4. Кровь и любовь.
   Новую заповедь любви Иисус провозгласил на так называемой тайной вечере, о чем написано только в Евангелии от Иоанна: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13, 34).
   В других Евангелиях ничего об этой новой заповеди не сказано. И это выглядит очень странным, учитывая огромное значение заповеди о любви!
   Зато в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки написано, что на этой же тайной вечере Иисус объявил новый завет: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте... сие есть Кровь Моя нового завета", назвав своей кровью вино, а телом - хлеб (Мат. 26: 26, 28; то же: Мар. 14, 22 - 24; Лук. 22, 19 - 20).
   А вот этого нет в Евангелии от Иоанна в описании тайной вечери, хотя ей в этом Евангелии посвящены шесть глав (в остальных Евангелиях - всего по одной неполной)!
   Что же это за новый завет, который связан с вкушением символов крови и тела Иисуса?
   Прежде всего, обратим внимание на то, что слова "новый" и "завет" написаны со строчных букв, и значит это - не Новый Завет, включающий все-все заповеди Иисуса.
   Также отметим, что содержание новой заповеди Иисус полностью раскрыл ("любите друг друга..."), а нового завета - нет.
   Так, что же означает "ядите... Тело... пейте... Кровь"?
   Начнем с того, что "заповедь" и "завет" - синонимы. Поскольку во всех Евангельских рассказах о тайной вечере (и только там!) говорится об одном и том же (новой заповеди-завете), то это - параллелизм.
   Тогда и содержание новой заповеди и нового завета должно быть одинаково. А содержание это, в одном случае выражено словами "любите друг друга", в другом случае - "ядите: сие есть Тело Мое... пейте... сие есть Кровь Моя". И тогда получается, что любить друг друга - то же самое, что пить символ крови (вино) и кушать символ тела (хлеб) Иисуса.
   Этот вывод кажется настолько непонятным, сомнительным и даже абсурдным, что многие ученики Иисуса не поняли своего Учителя, когда после насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус говорил почти то же самое: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан. 6, 56). "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?" (Иоан. 6, 60). Из-за этого непонимания "с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Иоан. 6, 66).
   А логика этой связи очень проста, и основана на главном постулате христианства, что Иисус - Сын Бога. Сам Иисус очень много раз говорил о своей божественности, например: "Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне" (Иоан. 14, 11).
   Вкушая символы тела и крови Иисуса, в соответствии с его новым заветом ("ядите: сие есть Тело Мое... пейте... сие есть Кровь Моя"), человек, поверивший Иисусу, что тот - Сын Бога, и представивший, что Бог реально находится в этих символах, не может не осознавать, что помещает вовнутрь себя частицу Бога. А вместе с этим - и частицу его качеств, в том числе и способность любить, в соответствии с его новой заповедью: "Заповедь новую даю вам, да любите".
   Таким довольно простым, хотя и искусственным, способом в христианине возбуждается христианская любовь.
   Но если Бог любит всех, то от человека Иисус этого не требовал. Обращаясь к своим ученикам, он завещал им любить только друг друга (христианин христианина): "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13, 34).
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) Я.Ясная "Муж мой - враг мой"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"