Моя малая родина город-герой Тула. В большую войну был эвакуирован вместе с родителями, работавшими на Тульском оружейном заводе, в город Медногорск Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. Окончил среднюю школу с серебряной медалью. Имею высшее инженерно-техническое образование. Второе образование - философское. Окончил Ленинградский госуниверситет, а также аспирантуру философского факультета ЛГУ.
Кандидатская диссертация на тему 'Гносеологический
Предлагаемая работа обращена к широкому кругу читателей - любителей восточной мудрости. Восток завораживает, притягивает, раскрывает перед нами удивительный мир идей. Мы, люди западной культуры, шаг за шагом осваиваем новый для нас духовный мир. Выражаем надежду, что читатель сможет прочувствовать связь западной и восточной культуры.
Анализируются проблемы развития технических систем. Исследуются основания и условия системной технической деятельности, закономерности взаимодействия техники и культуры. Эксплицируется характер техно-экологического развития современного человечества.
Предназначено для магистров и аспирантов, изучающих проблемы научного познания в рамках учебного курса "Философия науки". Автор выделяет вопросы логики, возникающие в ходе научно-исследовательской работы.
Исследуется формирование методологии системного моделирования, прослеживается эволюция его общих принципов на материале истории научного познания. Анализируются праксеологические основания и прикладные проблемы системно-моделирующей деятельности.
Русская философия - удивительное духовное явление, существующее и развивающееся на протяжении многих столетий. Она продолжает жить и в наше время, содействуя духовному обновлению общественной жизни. В ней есть гармонизирующее начало, так необходимое для преодоления крайностей и тупиков, возникающих в борениях страстей и частных интересов социальных сил, которые сегодня действуют в России. Она способна служить духовным уроком для мировых сил, балансирующих между светлыми достижениями цивилизации и культуры, с одной стороны, и мраком падений и деградации - с другой. В предлагаемом пособии русская философская мысль рассматривается в контексте реальных исторических проблем и коллизий, сопровождавших становление и развитие России. Автор выделяет жизненный характер отечественной философии, прямо указывая на то, как она откликалась на запросы и требования противоречивого русского общества. Метод изложения, принятый в пособии, связан с выделением вершин становления русского философского самосознания. В предлагаемой работе раскрываются персональные достижения русских мыслителей, вместе с тем их деятельность рассматривается как социально значимая, воспроизводимая в единстве с развитием науки, религии, политики и т.д. Автор учитывает главные достижения в изучении русской философии, представленные в трудах отечественных и зарубежных исследователей. К числу наиболее известных принадлежат следующие сочинения: С. Р. Аблеев. История мировой философии. М.: Астрель, 2002; История философии: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000; А.Ф. Замалеев. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995; А.А. Галактионов и П.Н. Никандров. Русская философия IX-XIX вв. J1.: ЛГУ, 1989; Н.О. Лосский. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991; В. Зеньковский. История русской философии. М.: Академический проект. Раритет, 2001; В.В. Сербиненко. История русской философии XI-XIX вв. М.: Изд. РОУ, 1996, и др.
Исследуется проблема сложности в контексте разработки принципов моделирования динамических систем. Применяется авторский метод двойной рефлексии. Дается современная характеристика вероятностных и статистических систем. Определяются общеметодологические основания неодетерминизма. Раскрывается его связь с решением задач общей теории систем. Эксплицируется историко-научный контекст разработки проблемы сложности.
В книге исследуется диалектический детерминизм как системная концепция. Анализируется соотношение принципов детерминизма и системности в качестве компонентов общей методологии науки. Рассматривается управляющее воздействие принципа детерминизма на формирование предмета и методов системных исследований. Обосновывается положение о единстве принципа системности с требованиями каузального, вероятностного и телеономного подходов к изучению сложных объектов. Исследуется роль системной детерминации в повышении эффективности управления практической деятельностью.
В книге исследуются социальные и когнитивные аспекты трансформации науки и научной деятельности. Рассматриваются вопросы формирования и эволюции научного метода. Дается характеристика научного творчества. Определяются смысл и перспективы современной научной революции. Предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, для широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития современной науки.
Изложен материал, помогающий освоить новую программу кандидатского минимума по основам философии науки. Охватывает первый раздел программы. Пособие предназначено для аспирантов, соискателей, для всех, кто интересуется проблемами философии науки.
Предназначено для студентов технических вузов. Дает краткое изложение истории философской мысли, а также раскрывает главные проблемы современной философии. Содержит образцы экзаменационных вопросов. Разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом по дисциплине "Философия".
В наши дни проявляется повышенный интерес к философии и к ее истории. Выходит большое количество сочинений крупных мыслителей прошлого, а также книг и учебников по истории философии. Создатели исторических сочинений стремятся определить истоки философских учений, очертить путь и главные достижения философии, надеются предсказать перспективы ее развития. Сама ее история протянулась уже вплоть до конца 20-го столетия. Между тем библиотеки и читальные залы, доступные студентам, не всегда обладают большим запасом историко-философской литературы. Поэтому выход в свет хрестоматий, в которых представлены значимые произведения философов прошлого, можно только приветствовать. Благодаря этому студенты получают возможность в достаточно сжатом виде иметь перед собой образцы философской мысли. Руководствуясь этим соображением, авторы предлагаемого пособия собрали многие значимые тексты, которые помогут студентам познакомиться с главными идеями и проблемами оригинальных философов. Материалы, включенные в хрестоматию, накоплены как результат практики преподавания дисциплины "Философия" в Самарском государственном техническом университете. Многие из предлагаемых здесь текстов рекомендованы планами семинарских занятий. Составителями издания являются: проф. Т.В. Борисова, проф. Е.М. Ковшов, проф. В.Г. Лёвин, доцент В.Б. Малышев, доцент А.Н. Степанов, доцент Л.П. Максимова, доцент М.А. Петинова, преп. И.В. Степанов, ст. преп. С.Н. Труфанов, преп. М.В. Нагорная. Научный редактор издания - проф. В.Г. Лёвин. Авторы выражают надежду на то, что тем, кто стоит в начале пути приобщения к философской мудрости, это издание принесет определенную пользу.
В предлагаемом издании дается краткое изложение истории философской мысли, а также раскрываются главные проблемы современной философии. Книга создана как серия очерков, отражающих опыт автора в преподавании философии для студентов и аспирантов технических вузов. Разработано в соответствии с действующим образовательным стандартом по дисциплине ЈФилософия.
Предлагаемая работа обращена к студентам негуманитарных специальностей. В ней охвачены главные темы раздела "История философии", включенного в единую дисциплину "Философия". Здесь в сжатой форме и лаконичным языком по возможности доступно изложены принципиальные положения, концептуальные схемы мышления, характеризующие основные направления, течения и школы мировой философской мысли от древности до современности. Рассмотрены также взгляды многих выдающихся мыслителей прошлого. Прочтение рассматриваемых концепций дано с учетом современного уровня разработки истории философии.
Исследуются когнитивные аспекты науки и научной деятельности в контексте развития современной философии науки. Предназначено для широкого круга читателей, интересующихся философскими проблемами развития современной науки.
Ориентировано на преподавателей и студентов технических вузов. Дает краткое изложение принципов философствования, раскрывает базовые проблемы философского мировоззрения. Выявляет смыслы и категории онтологии, диалектики и аксиологии. Разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом по дисциплине "Философия".
Раскрываются методологические аспекты развития науки и научной деятельности. Освещаются особенности динамики науки, факторы и условия научного творчества. Предназначено для аспирантов, соискателей и магистрантов, изучающих основы философии науки. Является продолжением книги авторов: "Философия науки".
Предназначено для студентов технических вузов. Дается краткое изложение истории философской мысли, а также раскрываются главные проблемы современной философии. Разработано в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом по дисциплине "Философия".
Поиск правды среди живых людей начала XX века. Столкновение разных мировоззрений. От войны к миру. Знаменитые люди российской действительности. Духовные искания новой России.
В книге исследуется теоретический статус и методологические основания науки о системах. Дается характеристика форм и ступеней становления и развития базовых идей системоведения. Анализируется соотношение принципа системности с принципом связи, принципом причинности, принципами организации и развития. Рассматривается категориальный ряд системного подхода на фоне понятий структура, функция, вероятность, информация и других понятий общенаучного характера. Выявляется практическая значимость принципа системности для решения задач социального управления. В итоге обосновывается уникальная модель становления и развития общей науки о системах, разрабатываются принципы ее эффективного применения в разных областях познания и человеческой деятельности. Ключевые слова: наука, система, наука о системах, системология, принципы системологии, теория систем, моделирование сложных систем, праксеология, методология системных исследований.
Рассматриваются философско-педагогические основания творческого обновления школьного дела. Определяются возможности и предлагаются конкретные рекомендации для активизации самообразования, направленные на повышение эффективности образовательного процесса. Учитывается праксеологическая тенденция обновления образовательной деятельности.
В книге исследуется специфика вероятностных методов и вероятностного мышления на фоне исторического развития науки. Рамки исторического подхода ограничиваются периодом от XVII до конца XX веков. Учитываются ряд эпох становления идей вероятности, которые связываются с естествознанием, с математикой и с использованием вероятностных методов в системных исследованиях. Раскрываются специфические вопросы дискуссионного характера, касающиеся определения понятия "вероятность", понятия "стохастическая закономерность", а также затрагивающие научную полемику вокруг природы вероятностного детерминизма. Для научных работников, аспирантов и студентов.
Предназначено в помощь изучающим историю философской мысли. Охватывает имена философов от древности до настоящего времени. Может использоваться в качестве учебного пособия для студентов современных университетов.