Левин Элизабета: другие произведения.

Штрихи к истории естественнонаучной астрологии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:


  
  

НА ПУТИ К ТЕОРИИ ОБОБЩЕННОГО ВРЕМЕНИ

ВСТУПЛЕНИЕ: ШТРИХИ К ИСТОРИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ

АСТРОЛОГИИ

  
   Д-р Элизабета Левин
  
   Журнальная версия опубликована в Вестнике Дома Ученых Хайфы, т. XXIX, 2013.
  
   Аннотация: Хотя время лежит в основе естественных наук, оно остается исходным и неопределяемым понятием. Одной из возможных причин такой неопределенности послужило отрицание астрологии и отказ принять "астрологическую" природу времени. Чтобы лучше понять "время", желательно сначала рассмотреть историю науки, занимавшейся его изучением. Системный подход, названный "часами Феникса" [1], позволил представить историю астрологии как целостный организм, развивающийся по определенной схеме и претерпевающий циклические метаморфозы в узловых точках времени.
  
  
   "Психологическое субъективное чувство времени позволяет нам упорядочить наши впечатления, установить, что одно событие предшествует другому. Но связать каждый момент времени с числом, рассматривать с помощью часов время как одномерный континуум, это уже изобретение".
   А. Эйнштейн (Эволюция физики)
  
  
   Эйнштейн полагал, что "без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки" [2]. Если такая гармония существует, то существуют и закономерности, связывающие между собой различные события и процессы, в том числе и процессы, происходящие на Земле, с процессами, протекающими в Космосе. Установлением закономерностей между "небесным" и  "земными" мирами издревле занималась "астрология". Согласно Иосифу Флавию,  ее эмпирическое изучение началось с доисторических времен Сифа,  и именно она стала первым предметом естественнонаучного поиска человека. По мере накопления знаний астрология развилась в зачаточную форму науки и привела к изобретению математической концепции "времени". Тысячелетия шли, менялись языки и страны, а вместе с ними трансформировались взгляды на астрологию и на ее цели, методы и понятия. Астрология претерпевала периоды взлетов и падений, забытья и возрождения. В разные эпохи астрологов называли по-разному (звездочетами, магами, астрономами, математиками и т. п.). Временами астрологические техники поощрялись или преследовались; одни разделы астрологии отмирали (к примеру, гадательная астрология), другие ответвлялись в самостоятельные науки (метеорология, хронология, астрономия и навигация). Астрологические тексты, основанные на многовековом опыте, прокладывали дорогу в будущее, порой меняясь и дополняясь, а порой теряясь, чтобы вновь "найтись" и пленить новые поколения.
  
   Примечательно, что в наши дни, когда наука в целом
   отрицает астрологию и не учитывает ее опыт, ученые зашли в тупик и с пониманием времени. Упрощенная модель одномерного непрерывного времени породила ряд парадоксов и оказалась непригодной для изучения необратимых процессов, протекающих в живых организмах. Понятие "обобщенного времени", введенное в работе Пространство-время в высокоразвитых биологических системах [1], позволяет расширить рамки применимости научных подходов. Так как для более четкого понимания этого понятия желательно знать основные принципы астрологии, хотелось бы начать с краткого анализа истории этой древнейшей науки.
  
   Для того чтобы хоть вкратце обрисовать путь, пройденный астрологией за тысячелетия ее существования, хотелось бы, с одной стороны, создать живой калейдоскоп лиц ее творцов, а с другой - осмыслить роль каждого из них в ее историческом нарративе. Следуя духу астрологии и принимая во внимание эффект селестиальных близнецов [3], упорядочим историю астрологии в годах рождения ее творцов. Ранее [1, 4], применение такого подхода привело к открытию связи между 493-летним циклом Нептуна-Плутона (названным "годом Феникса") и соответствующим ему цикличным развитием мировой культуры. Тогда же было подмечено единство нарративной схемы различных годов Феникса. Оказывается, что подобная цикличность, в те же сроки и по подобной схеме, характерна и для истории астрологии. В частности, одно из проявлений этой цикличности сводится к тому, что процесс культурного развития попеременно контролируется то ростом творческих порывов, то стремлением к систематизации знаний и их распространению. При этом в первой половине цикла (названной "пифагорейской эрой") преобладают тенденции зарождения новых идей и школ, а во второй половине (названной "эпикурейской эрой") преобладают цели просвещения и академическая деятельность.
  
   По принципу Парности [5], обе эры (пифагорейская и эпикурейская, со всеми их свойствами и особенностями) представляют нерасторжимую пару, необходимую для успешного завершения кристаллизации идей и учений. Поясним это аналогией с процессами кристаллизации в физике. Подобно тому как при переохлаждении жидкости мгновенно возникают множество мелких кристалликов (центров кристаллизации), так при накоплении критического уровня знаний по всей Земле появляются носители новых идей, и вокруг них формируются зародыши новых школ. Подобно тому, как поначалу скорость кристаллизации контролируется темпом зарождения центров кристаллизации, а к концу - скоростью роста отдельных зерен, так в пифагорейской эре развитие идеи контролируется рождением оригинальных ученых, а в эпикурейской эре - воспитанием просветителей. Так как все процессы роста сопровождаются возникновением дефектов, то в зависимости от конкретных условий, новаторские школы могут либо распадаться, либо расти разным темпом в различных направлениях. Подобно тому как в процессе роста правильная форма зерен нарушается при их соприкосновении,  так по мере распространения идеи, различные ее семенные формы приходят в столкновение и противоречие друг с другом. Если определенным идеям не удается выкристаллизоваться в совершенные формы, они забываются и переплавляются, пока в новом цикле вновь возникнут условия для их зарождения.
  
   Современной науке еще не исполнилось даже одного года Феникса. В отличие от этого, долгая история астрологии позволяет проследить чередование в ней пифагорейской и эпикурейской эр, начиная с VI в. до н.э.
  
   Краткая предыстория
  
   Зарождение астрологии уходит корнями в те "доисторические" времена, когда еще не существовала письменность. Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что в Ассирии и в Древнем Египте наблюдения за сменой лунных фаз велись на протяжении тысячелетий, в период между 6500 и 3000 годами до нашей эры.
   Для древнейшей истории погрешность в несколько веков - повсеместное явление, и потому до середины первого тысячелетия до н.э. удается проследить историю астрологии лишь в общих чертах. Наблюдения за сменой лунных фаз велись на протяжении тысячелетий, а древнейшие астрологические тексты датируются XX в. до н. эры. К этому периоду относится текст Энума Ану Энлиль (Когда  Ану и Энлиль), найденный в районе Древнего Междуречья. Он записан на серии табличек и содержат около 7000  астрологических наблюдений, собиравшихся на протяжении многих веков. В XII в. до н. э. текст обрел каноническую форму, но на рубеже новой эры затерялся и был обнаружен вновь в XIX в. Из Энума Ану Энлиль видно, что звездочеты изучали движение небесных тел и затмения. Они вели хронологию и предсказывали погоду (метеорология) и смену времен года (сельское хозяйство). Индивидуальные судьбы их еще не интересовали, но уже зарождалась "мунданная астрология", изучающая судьбы групп людей и страны в целом. Каждая строка в Энума Ану Энлиль описывала соответствие между небесными и земными событиями и тем самым выражала принцип астрологического подобия: "Как наверху, так и внизу". По словам древнеримского астролога Марка Манилия (1-й в. до н.э.), установление такого соответствия стало важнейшим открытием, так как "до этого люди жили в невежестве; бессмысленно взирали они на небеса, не понимая создания природы". Каждый новый день "ошеломленно смотрели люди на новый свет в небе, оплакивали его исчезновение и радовались возвращению" [6].
  
   Одной из важнейших вех в истории второго тысячелетия до н. э. стало рождение патриарха Авраама, которого Талмуд называет великим астрологом, и которому приписывается авторство одного из древнейших астрологических трактатов Книги Созидания. В наши дни книга известна в ее канонической форме, записанной Саадией Гаоном (~892-942). В ней описаны, в частности, 12 знаков Зодиака, семь небесных светил и семь дней недели, а также выявлены взаимосвязи между ними и сферами бытия человека.
  
   Второе тысячелетие до н. э. ознаменовано получением Торы, в первых стихах которой, не далее, чем в четвертый День Творения, устанавливалось соответствие между земными и космическими процессами: "И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет" (Бытие 1:1). В отличие от современной "стрелы времени", "время" в Торе не обозначалось единым словом, а связывалось с рядом калибровочных процессов. Праздники, субботы и будни координировались не только с годичным циклом Солнца, но и с месячными циклами Луны, с суточным вращением Земли вокруг своей оси, а также с движением планет и комет. В сложных небесных часах Тора ввела несколько циферблатов и стрелок. Хронология стала важной частью иудаизма, а астрология называлась на иврите мудростью вычисления "периодов" или "знаков Зодиака". К концу этого тысячелетия, люди, по словам Манилия, уже научились определять дневное время по движению Солнца, а ночное - по звездам.
  
   В начале первого тысячелетия до н. э. картины описания различных времен и их взаимосвязи с Вселенной и человеком были философски представлены царем Соломоном в Экклезиасте. Позднее в поэме Труды и дни греческий поэт Гесиод составил своеобразный "народный календарь", в котором описал чередования пяти разных по своим свойствам поколений человечества, а также приметы для сельского хозяйства и мореплавания.
  
   В VI в. до н. э. закончилась архаическая эпоха, и начался новый год Феникса. Если до этого периода датировка порой оперирует тысячелетиями, то к началу построения Второго Храма и зарождения античной Древней Греции погрешность в хронологии уменьшается, и возникает возможность перейти к более подробному рассмотрению пифагорейских и эпикурейских эр.
  

Перечень шести годов Феникса и их исторических эпох.

  
   Пифагорейская эра (578-333 гг. до н. э.) - Рассвет классической эпохи.
  
   С ростом знаний, новые поколения уже не довольствовались описательным характером астрологии. На смену мифологическим подходам пришли математические расчеты. История того периода, названного Ясперсом "осевым временем" [7], свидетельствует, что именно тогда впервые сформировался человек современного типа. К этому времени относится зарождение натальной астрологии и построение первого индивидуального гороскопа (410 г. до н. э.).
  
   Примечательно, что прорыв в естествознании произошел одновременно на Западе и на Востоке, и что на дальнейшее развитие астрологии повлияли величайшие мыслители той поры - Пифагор ~ (570-490 гг. до н. э.) в Древней Греции и Конфуций (551-479 гг. до н. э.) в Китае. Зародившиеся в тот период концепции стихий Эмпедокла ~(490-430 гг. до н.э.), а также представления о структуре Космоса Платона (427-347 гг. до н.э) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э) заложили основы современной астрологии. Расчеты Метона (р. ~460 г. до н.э.) обогатили хронологию открытием 19-летнего цикла, служащего для согласования месяцев и лет в лунно-солнечном календаре. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) мечтал о медицинской астрологии (iatromathematica), а Евдокс (р. 408 г. до н.э.) составил звездный каталог и заложил основы теоретической астрономии. В результате огромных усилий первопроходцев разум человеческий, по словам Манилия, "освободил душу от суеверного страха".
  
   Эпикурейская эра (333 - 84 гг. до н. э.) - Эллинистический период.
  
   После завоеваний Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) настала эпоха эллинистического мира. На смену творческому порыву первой половины года Феникса пришло время переводчиков и систематизаторов. Одной из ключевых фигур астрологии этого периода стал вавилонский жрец и историк Беросс (р.~340 г. до н.э.). Он основал на острове Кос эллинистическую академию астрологии и познакомил греков с месопотамской астрологической традицией. Беросс внес ценный вклад в хронологию Древнего мира, и на его труды неоднократно ссылался Иосиф Флавий.
  
   Значительный вклад в астрологию того периода внес также Арат из Сола (~315-240 гг. до н. э.) - македонский автор дидактических поэм Явления и Признаки погоды, в которых он пересказал сочинения Евдокса. Эти поэмы повлияли на Гиппарха (~190_- 120 гг. до н. э.), усовершенствовавшего тригонометрию и повторившего труды Евдокса. До нас дошла работа Гиппарха Комментарий к феноменам Евдокса и Арата. По словам Плиния Старшего, Гиппарх "более чем кто-либо доказал родство человека со звездами и то, что наши души являются частью неба".  К концу этой эры завершился эллинистический период, и следующий год Феникса совпал с римским господством в мировой культуре.
  
   Пифагорейская эра (84 г. до н.э. -164 г.) - Золотой Век Августа.
  
   В Римской Империи астрология заняла важное место в политике, в хронологии и в повседневной жизни. Сенатор Нигидиус Фигулус (1-й в. до н. э.) способствовал возрождению учения Пифагора в рамках неопифагореизма, и он же при рождении Августа предсказал по гороскопу, что младенец станет цезарем.  Параллельно, историк Варрон вычислил по гороскопу, составленному Тарруцием, дату основания Рима, а Манилий написал знаменитый стихотворный трактат Астрономика, или наука о гороскопах. Сегодня кажется странным, что "наукой о гороскопах" называлась не "астрология", а "астрономика". Не ошибка ли это? Но нет. Вплоть до XVII в. слова "астрология" (изучение звезд) и "астрономия" (закон звезд) были синонимами [8]. Вдобавок, во времена Манилия астрологов именовали "математиками", потому что составление гороскопов требовало знания математики.
  
   Развитие математики способствовало и тому, что Серапион Александрийский (1-й в. до н.э.) основал новые разделы астрологии - вычисление сроков начинаний (элективная, хорарная или катархен-астрология). Позднее, к концу этой эры, ученый-универсалист Клавдий Птолемей  (~100-165) обосновал астрологию с позиций аристотелевской физики и математики. Намеченные им подходы изучения природных циклов легли в основу научной астрологии, а его трактат Тетрабиблос, известный также как Математический трактат в четырёх книгах, стал энциклопедией астрологии для последующих поколений. Сравнивая астрологию с медициной, Птолемей писал:
  
   "При событиях, которые могут быть изменены, нам следует прислушаться к словам астролога, когда он, например, говорит, что при таком-то темпераменте и таком-то характере окружения увеличение или уменьшение их основополагающих соотношений повлечет за собой такой-то результат. Подобным образом нам следует поверить в утверждение врача, что данная язва разрастется или загноится ...Каждое из этих явлений, предоставленное самому себе в случае непризнания противоборствующих сил, будет неизбежно развиваться согласно предначертанию природы. Однако профилактическое лечение предотвратит загнивание язвы..."
  
   Эпикурейская эра (163-411) - Закат Римской империи.
  
   Рост интереса к астрологии в пифагорейской эре имел и свои негативные последствия. С одной стороны, астрологов начали преследовать тираны, опасавшиеся за свою власть. С другой стороны, в отсутствие контроля со стороны специалистов, любой шарлатан мог называть себя астрологом. Эту ситуацию изменил император Александр Север (145-193), слывший неплохим астрологом. По его указу гонения на астрологов прекратились, а в римском Атенее (высшем учебном заведении в Древнем Риме) ввели преподавание астрологии.
  
   В ту эру астрология приблизилась к академии не только у римлян, но и у иудеев. Чтобы глубже проникнуться духом эпикурейской эры, обратимся к примеру одного из величайших ученых той поры, Шмуэля из Негардеи (~180-253)- яркого представителя первого Вавилонского периода мудрецов Талмуда, так называемых "амораим". В духе эпикурейской эры, арамейское слово "амора" означало помощника учителя, громко повторяющего вслед за учителем излагаемый им урок. В этом и заключалась основная роль мудрецов того периода - они были толкователями учения таннаим и основателями знаменитых талмудических академий в городах Негардея, Сура и Пумбедита.
  
   Благодаря своим выдающимся знаниям в области медицины, астрономии и астрологии, Шмуэль, ставший одним из отцов Талмуда, был известен также как Шмуэль-Арофэ ("врач") и Шмуэль-Ярхинай ("знаток лунных фаз"). Он пользовался большим авторитетом в качестве астролога при дворе персидского царя Шабура I и был первым астрономом за пределами Эрец Исраэль, который овладел "секретом введения високосных лет" и вычислил орбиты небесных тел, необходимые для установления точного календаря на шестьдесят лет вперед (Рош ашана 20б). В Талмуде сказано, что Шмуэль "знал тропинки небес, как тропинки родной Негардеи" (Брахот 58б), и что в летописи поколений он будет записан как "Шмуэль Астроном" (Бава меция 85б). Поразительно, насколько эти слова подтверждаются в наши время. Оказалась, что ранее в созвездии Плеяды, отстоящем от Земли на 420 световых лет, люди различали невооруженным глазом 8 звезд. Шмуэль же почему-то утверждал, что в нем около сотни звезд. И оказалось, что он был прав - его слова подтвердились после изобретения радиотелескопа. Конец этой эры был сопряжен с закатом античной культуры, с падением Рима, с закрытием Синедриона в Иерусалиме и талмудических академий в Вавилоне. Следующий год Феникса (411-905) совпал с ранним Средневековьем.
  
   Пифагорейская эра (411-658) - Раннее Средневековье.
  
   Одной из светлых личностей этого "темного времени", информация о котором крайне скудна, стал афинский философ-неоплатоник, Прокл-Диадох, донесший до нас аксиомы Евклида и пересказавший Тетрабиблос Птолемея. Ученик Прокла, Марин Неаполитанский (~450 - 495) привел в книге Прокл, или о счастье гороскоп учителя, позволивший вычислить, что Прокл родился 8 февраля 412 года. Подобно многим мыслителями прошлого, Прокл придавал дате своего рождения большое значение. Он верил, что не зря родился в такой сложный век, и что не зря сама богиня Афина Паллада пришла обучить его гармонии и небесной мудрости вращения планет вокруг Солнца. Как показала история, философские идеи античности в оригинальной интерпретации Прокла сумели просочиться через царства и тысячелетия, побуждая к творчеству будущих отцов естествознания [9].
  
   Эпикурейская эра (658-905) - Рождение средневековых академий.
  
   Конец VIII-середина IX вв. совпали с расцветом Империи франков, культурным центром которой стала Дворцовая Академия при дворе Карла Великого (~742-814). Руководил академией британский богослов, астролог и поэт Алкуин (~735-804). Его умение гармонично сочетать античную форму схристианским духом способствовало росту престижа астрологии в глазах духовенства. Обучению астрологии также способствовали контакты с мусульманским миром. В частности, в тот же период персидский математик Абу Машар (787-886) написал учебник астрологии, перевод которого на латынь Introductorium in Astronmiam завоевал популярность в Европе.
  
   После смерти Карла Великого распалась Академия Алкуина. Новый подъем астрологии произошел в новом году Феникса (905- 1398).
  
   Пифагорейская эра (905-1153) - Расцвет багдадского и кордовского халифатов.
  
   Как уже упоминалось, в той эре родился Саадия Гаон, давший вторую жизнь Книге Созидания и написавший к ней комментарии. Продолжателями его идей стали представители Золотого века испанского еврейства, и в частности, знаменитый поэт,астролог, математик и комментатор Танаха, Авраам ибн Эзра (1089-1164). В его книгах Начало мудрости и Книга обоснований обсуждались идеи больших циклов, а также работы Птолемея и египетских и индийских астрологов. Ибн Эзра сравнивал людей, неспособных читать язык звезд, со "слепцами" и считал своим долгом помочь им увидеть дорогу. Он писал: "Важно отметить, что планеты идут по своим путям, как кони по дороге. И слепому человеку не дано определить путь коней, и он вынужден в этом полагаться на зрячего. И этот зрячий спасает - бег коней не изменится, но зрячий отведет слепого в сторону".
  
   В той эре астрология многим обязана Аль Бируни (973-1048) - астроному, равного которому не было со времен Птолемея. В работе Хронология, или памятники минувших поколений он собрал все известные ему системы календаря и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов. В трактате Elements of Astrology он относил астрологию к естественнонаучным дисциплинам и подразделял ее на 5 областей: на метеорологию, на науки о растительном и животном мирах, на науки о человечестве и о личной жизни человека. При этом он предупреждал: "Если в последнем разделе перейти границу, разделяющую мага от астролога, то попадешь в область гаданий и предзнаменований, у которой ничего общего с астрологией нет". Такой подход, сохраняющий за каждым человеком свободу выбора, во многом совпадал с учениями иудаизма.
  
   Эпикурейская эра (1153-1398) - Осень Средневековья.
  
   В 1215 г. специальным актом Папы астрология стала одним из университетских предметов, а ее развитию в этой эре способствовал английский францисканец Роджер Бэкон (1214-1292). В своем Кратком трактате об астрологии он уделял особое внимание проблеме свободы выбора. По его мнению, ошибочная связь астрологии с греческим словом "матесис" приравнивала ее к "ложной математике", "отрицающей свободный выбор". Напротив, в понимании "истинных" астрологов (Аристотеля, Авиценны и Птолемея), астрология ассоциировалась с латинским значением слова "матесис", а именно с "учением". К "истинной математике" Бэкон причислял геометрию, арифметику, музыку и астрологию. "Астрономию" Бэкон считал прикладной астрологией, а говоря об "истинной" астрологии, он убеждал, что ее практическое использование помогло бы избежать многих кровопролитных войн:
   "О, сколь велика была бы польза Церкви Божией, если бы характеристики небес были своевременно распознаны учеными и поняты прелатами и князьями, которые бы ревностно обратили их на дело мира. Ибо тогда бы не произошло столь большой резни христиан..."
  
   Это мнение разделял и Карл V Мудрый (1338-1380), открывший факультет астрологии в Парижском университете.
  
   О том, как глубоко проникла астрология в сознание народов Европы к концу XIV в., свидетельствуют и слова, вошедшие в обиход с той поры. Так, слово "несчастье" - disaster (англ.), dИsastre (фр.), disastro (итал.), desastre (исп.) - происходит от "dis" (против) + "astro" (звезда) и означает идти против звезд. Аналогично, слово "обдумывать" - consider (англ.), considИrer (фр.), considerare (итал.), considerar (исп.) - происходит от "сom" (вместе) + "sideris" (созвездия) и означает считаться со звездами.
   К концу этой эры человечество прощалось со Средневековьем, а вместе с ним и астрология была готова к новому прорыву в следующем году Феникса (1398-1891).
  
   Пифагорейская эра (1398 -1643) - Эпоха великих открытий.
  
   Переход от Средневековья к Раннему Ренессансу сопровождался неимоверным скачком в темпах освоения Земли и Неба. Благодаря португальской навигационной школе Энрике Мореплавателя (1394- 1460), люди узнали о шарообразности Земли и открыли все континенты, а благодаря самаркандской обсерватории Улугбека (1394-1449), был составлен полнейший каталог звездного неба. В истории этих открытий была и заслуга астрологии. По свидетельству летописца Зурары (~1410-1473), успех открытия морских путей объяснялся решимостью Энрике Мореплавателя выполнить предсказание гороскопа, составленного при его рождении придворным астрологом. С ним соглашался выдающийся математик Педру Нуниш (1502-1578), уверявший, что географические открытия стали возможными лишь благодаря тому, что португальские мореплаватели владели законами "астрологии и геометрии". Аналогично выясняется, что в понятии Улугбека астрономия и астрология были неотделимы: он вычислял затмения, предсказывал по звездам засуху и дожди, а в его труде Зиджи обсуждались правила составления и анализа гороскопов. Впоследствии Улугбек был убит религиозными фанатиками, считавшими, что людям негоже знать, что будет завтра. После этого его обсерватория была разрушена.
  
   В Европе астрология тоже столкнулась с гонениями. Печальным примером тому служит испанский ученый Мигель Сервет, открывший малый круг кровообращения. Вслед за Гиппократом Сервет пришел к выводу, что "Врач, не знающий астрологии, не имеет права лечить". Медицинская астрология Сервета [10] выходила за пределы дозволенных церковью рамок "натуральной астрологии", а его вера в единого Бога противоречила вере в Святую Троицу. Убеждения Сервета вызвали гнев Кальвина. В 1553 г. ученого задержали в Женеве, приговорили к смерти и сожгли на медленном огне. Он стал символом борьбы за свободомыслие, и впоследствии Вольтер писал, что казнь Сервета потрясла его больше, чем все костры инквизиции.
  
   "Астрология - это самая возвышенная область познания", - писал другой блестящий врач, итальянский математик и астролог Джероламо Кардано (1501- 1576). Он лечил королей и составлял гороскопы для пап. Его книга ста гороскопов позволила уточнить даты рождения Данте, Дюрера и Петрарки, но за вычисление гороскопа Христа он попал на несколько месяцев в тюрьму. В длинном списке заслуг Кардано перед наукой стоят его формула для решения кубических уравнений и карданный вал, решетка для декодировки шифров и основы теории вероятности. Считается также, что Кардано передал свои познания в астрологии Джону Дии (1527-1609) - британскому  географу, навигатору и профессору  математики в Оксфорде. Впоследствии Дии вошел в историю как личный астролог будущей королевы Елизаветы, удачно выбравший дату ее коронации и ставший ее советником по вопросам науки. Но вернемся к Кардано. Оглядываясь назад, его можно назвать основоположником астрологического самоанализа. Для астрологии важно, что Кардано не только составил свой гороскоп (до него это сделал Коперник), но и то, что он скрупулезно проанализировал его в автобиографии О моей жизни, написанной им в 75 лет. По словам Кардано, астрология не принесла ему богатства и власти, но зато помогла обрести счастье осознания человеческой сущности и ее причастности к божественному началу.
  
   20 лет спустя, один из отцов астрономии Иоганн Кеплер (1571-1630) написал не менее удивительный автопортрет, озаглавленный О себе. Анализируя свою карту рождения (гороскоп), 26-летний Кеплер заключал, что ему суждено проводить время "за решением задач, отпугивающих других". Одной из таких задач было найти причину несоответствия этой карты с некоторыми особенностями его мышления. В поисках ответа он предположил, что на Меркурий в его карте повлияли неизвестные дотоле планеты. Сегодня компьютерные программы позволяют построить карту рождения Кеплера, и о чудо! В ней, действительно, возле Меркурия находится Уран, и все "странные" черты Кеплера соответствуют приписываемым Урану свойствам! То есть Кеплер, анализируя себя при помощи астрологии, фактически предвосхитил открытие Урана на 300 лет.
  
   Постоянно напоминая о том, как мало мы знаем о мире и о себе, Кеплер призывал изучать астрологию, веря, что: "чем образованней человек, тем справедливее он по сравнению с человеком неучёным и неопытным". В стихотворной форме он воспевал достоинства астрологии:
  
   "Люди, познайте мощь неба; то, что известно,
   обращено может быть нам на благо.
   В том, что неведомо, вам не прозреть ни корысти, ни пользы.
   Тягостный труд за собою влечет пораженье,
   но сколь богата добыча победы!
   Мудрость откроет, о люди, тайное тайных небес!"
  
   Часто Кеплера пытались обвинить в том, что он публиковал "Альманахи" - популярные предсказания на следующий год. Сегодняшние критики, однако, забывают уточнить, что эти предсказания, в частности, стали предвестниками нынешних долгосрочных метеорологических прогнозов. Например, в Альманахе 1602 г. Кеплер писал:
  
   "Я ожидаю, что апрель будет нормальным, начнется с теплой погоды ... . С 13-го по 16-ое [апреля] будут идти дожди. После этого наступит тепло, а около 24-го станет так жарко, что разразится гроза из-за тригона Солнца и Марса. В конце апреля снова пойдут обильные дожди. ...В начале мая ужасная погода с грозами вернется с конъюнкцией Венеры и Меркурия, ожидаются грозы и ливневые дожди".
  
   К сожалению, не сохранилось наблюдений, позволяющих сравнить точность прогнозов Кеплера с долгосрочными прогнозами нынешних синоптиков. Но за ведение таких наблюдений ратовал современник Кеплера, основоположник научного естествознания Фрэнсис Бэкон.(1561-1626). В трактате О достоинстве и преумножении наук он писал::"подобно тому как мы назвали основанную на принципах физики астрономию живой астрономией, так и астрологию, подчиняющуюся тем же самым принципам, мы хотим назвать 'здравой астрологией'".
  
   Эпикурейская эра (1643-1891) - Эпоха просвещения.
  
   Широко известно, что Михаил Ломоносов (1711-1765) был просветителем, создавшим первый в России университет. Но мало кто знает, что совместно с великим математиком Леонардом Эйлером (1707-1783) он занимался астрологией. О гороскопах Эйлера писал Пушкин, а о составлении гороскопов Ломоносовым свидетельствуют его Оды императорским особам. И главное - благодаря занятиям астрологией, Ломоносову удалось наблюдать предсказанный Кеплером проход Венеры по солнечному диску и так обнаружить атмосферу Венеры.
  
   Хотя развитие идей астрологии в эпикурейской эре замедлилось по сравнению с пифагорейской эрой, такие математики и астрономы как Карл Гаусс (1777-1855) и Иоганн Пфафф (1774-1835) значительно усовершенствовали ее вычислительные методы. Благодаря Гауссу, расчеты, для выполнения которых Эйлеру требовалось три дня, и один из которых якобы привело его к слепоте, стали легкими упражнениями на несколько часов. В 1816 г. Пфафф написал учебник Astrologie. В 1817 г. он читал лекции по астрологии в Вюрцбургском университете, а в 1822 г. издал перевод Тетрабиблоса. Астрологией занимались также Лейбниц, Новалис, Вальтер Скотт, Стендаль, Шиллер и Гете. Подобно Кеплеру и Кардано, Гете (1749-1832) проанализировал свою карту и нашел, что именно звезды помогли ему открыть свое предназначение.
  
   Постепенно астрология становилась доступной многим. Очередной прорыв произошел с развитием компьютерной техники после наступления нового года Феникса (1891-2384).
  
   Пифагорейская эра (1891-2136) - Наше время.
  
   Мощным стимулом к развитию астрологии в этом периоде послужили открытие и изучение свойств наиболее отдаленных планет солнечной системы - Урана, Нептуна и Плутона, а также сопутствующее им стремительное развитие археологии, истории, психологии и физики. "Астрология - это язык. Если вы понимаете этот язык, то небеса говорят с вами", - говорил Дэйн Радьяр, пионер в области гуманистической и межличностной астрологии (1895-1985). В духе мыслителей прошлого он рассматривал карту рождения человека как схему возможных путей его развития, осознав которую человек научится принимать на себя ответственность за свой выбор и за свою судьбу.
  
   Современная астрология нашла поддержку в теориях циклов отца космического естествознания А. Л. Чижевского (1897-1964). Этот выдающийся ученый еще в 20-х гг. обнаружил, что солнечная активность влияет на экстремальные земные события - эпидемии, войны, революции Кредо Чижевского: "Мы - дети Космоса", и его поэтическое обращение к Гиппократу повествует о неразрывном единстве человека с Космосом:
  
   Ночные небеса в сиянье тайном звезд
   Роднят меня с тобой сквозь бег тысячелетий.
   Все те ж они, как встарь. И те ж миллиарды верст
   Разъединяют нас. А мы - земные дети -
   Глядим в ночной простор с поднятой головой,
   Хотим в сиянье звезд постичь законы мира,
   Соединив в одно их с жизнью роковой.
  
   Очень интересны также убеждения выдающегося физика Дэвида Бома и лауреата Нобелевской премии Ильи Пригожина, полагавших, что, исследование сложных систем (в том числе человеческого общества) может "выявить закономерности, которые являются столь же фундаментальными, как и те, которые выявлены физикой и химией при изучении простых систем".
  
   В нынешней ранней стадии пифагорейской эры в астрологии зарождаются множество направлений и теорий (к примеру, историческая астрология [11,12]), но пока трудно отделить будущие центральные темы развития от маргинальных идей. Нужно еще прожить лет 50, пока смогут родиться новые Птолемеи и Кеплеры, способные критически переосмыслить всю полноту новых знаний нашего года Феникса. А до очередной эпикурейской эры, когда их выкристаллизовавшиеся и отшлифованные теории начнут солидно входить в академии, пройдет порядка двух веков. Для человека - это срок немалый, но для идей...
  
   Примечание
  
   С расширенной статьей по материалам доклада автора в Хайфе 24.12.2012 г можно ознакомиться в Интернете: http://www.geotar.com/duhh/stat/e_levin.pdf
  
   Литература
  
   1. Левин Э. Пространство-время в высокоразвитых биологических системах. Jerusalem: Health & Healing Ltd., 2012. 64 с. http://lizalevin.hut2.ru/Levinlr.pdf
   2. Эйнштейн А. Эволюция физики. Собрание научных трудов, т. IV,- М: Наука, 1967, с. 542-543.
   3. Левин Э. Селестиальные близнецы. - М: Амрита-Русь, 2006, 560 с.
   4. Левин Э. Часы Феникса. Готовится к публикации на русском и на иврите.
   5. Бахмутский А. Исходные представления о путях построения естественнонаучной теории управления. "Вестник Дома Ученых Хайфы", т. XI, 2007.
   6. Манилий М. Астрономика. Наука о гороскопах. - М: Изд-во МГУ, 1993.
   7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М: Республика, 1994, 528 с.
   8. Marshall P. World astrology. Lodon: MacMillan, 2004, 444 p.
   9. Лосев А. Прокл. История античной эстетики. Последние века. Книга II.- М, 1988, с. 23-336.
   10. O'Malley C. D. Michael. Servetus: a translation of his geographical, medical and astrological writings. Philadelphia: American Philosophical Society, 1953.
   11. Baigent M., Harvey C., Campion N., Mundane Astrology. London: Aquarian/Thorsons, 1984.
   12. Kуталёв Д. Астрология как историко-культурный феномен - М., 2001.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ) Кин "Система Возвышения. Метаморф!"(ЛитРПГ) А.Черчень "Пять невест ректора"(Любовное фэнтези) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) Е.Флат "Невеста из другого мира 2. Свет Полуночи"(Любовное фэнтези) М.Лунёва "Пропавшая невеста некроманта"(Любовное фэнтези) О.Гринберга "Я твоя ведьма"(Любовное фэнтези) А.Респов "Эскул О скитаниях"(Боевая фантастика) Е.Флат "Невеста из другого мира"(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Ведьма на пенсии. Каплуненко НаталияДиету не предлагать. Надежда МамаеваВ плену монстра. Ольга ЛавинАномальная любовь. Елена ЗеленоглазаяЧерный глаз. Проникновение. Ирина ГрачильеваПодарю ветхий дом.Парни входят в комплект. Оксана ШарапановскаяКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаПомни меня...1. Альбина Новохатько IЛилии на воде. Лисса РинСвидание на троих. Ева Адлер
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"