"Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!"
Карел ван Мандер, "Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев".
Босх продолжает оставаться самым загадочным художником всех времён и народов. И картины-то его расшифровывать трудно, а уж образы, которые они пробуждают!.. Но мы попытаемся ))
>Я вспорот до нутра.
Конечно, это образ из правой створки "Сада земных наслаждений" - "Ад" - человек с распоротым животом, привязанный к жерди. Но и не только - в какой-то мере это отражение одного из любимых образов Босха - полого дерева, жизни без нутра, без сердцевины, символа безверия и смерти; образ существования, лишённого смыслообразующей сердцевины, пустого и бессмысленного. Художник наполняет эту пустоту образами, поэт - словами...
На той же створке находится и автопортрет Босха.
> Я вспахиваю поле
>Руками, до локтей упертыми в песок.
>Как соляная гладь, вздымается висок,
>И пальцы, изломясь, кровоточат на сколе.
Одно из самых глубоких моих экологических впечатлений - соляное озеро недалеко от Ларнаки. Озеро оно в холодные месяцы; в жаркие вода испаряется, на ее месте остаются соляные пласты, которые дышат и скрипят под ногами, как снег, а структура рисунков, остающихся на этих пластах после высыхания, действительно напоминает вздутые вены на висках. По легенде, когда-то на этом месте были виноградники скупой хозяйки, у которой св. Лазарь (да-да, тот самый, воскрешенный Христом; в Ларнаке есть его мощи и храм, он был епископом христианской общины в этих местах) попросил гроздь винограда из корзины, на что она ответила, что винограда в ее корзине нет - лишь соль. Ее виноградники обратились в соляное озеро. Сейчас там природный заповедник, и поскольку первое ВО у меня биологическое (цитолог-генетик), на этом соляном озере я просто залипла, там немыслимо красиво.
>...Произрастает ветвь, кривая поневоле,
>Из вороха ключиц. Ван Ахен, полубог,
>Плетущий завязь душ!
Во-первых, повторюсь, я бывший биолог, поэтому без биологических образов обходиться не могу; во-вторых, в работах Босха растительное и человеческое перемешаны до степени полного взаимопроникновения и взаимопрорастания ))
>Горит алтарный блик,
Босх был членом Братства Богоматери в родном городе; он создал створки алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна.
>и неизбежен жест
>Деревьев и зверей,
Животные и птицы Босха - удивительные; вообще - наряду с вполне обычными кроликами , утками, свиньями, слонами и воронами, в его личном бестиарии оказались также гибриды зайца с синим дикобразом, рыбы-рыцари и летающие рыбы, трехголовые ящерицы и птицы, единороги и грифоны...
>приветствующих крест.
Воспоминание о двух работах: "Несение креста" и "Увенчание терновым венцом".
>Сдираю их с доски - и вновь кладу на доску
Нормальная практика художника, пишущего маслом )))