Лифантьева Евгения Ивановна: другие произведения.

попаданка наизнанку

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Попаданка наизнанку
  
   С удовольствием узнала, что понравившийся мне роман Елены Беловой Ты дура! Ты дура! Или приключения дракоши! вышел в "Альфа-книге".
   По этому поводу решила собрать в одно место некоторые мысли, которые появлялись не только в связи с этим романом, но и вообще - по поводу и без повода.
  
   Мысль первая - о канонах
   Как только формируется какое-то достаточно массовое литературное направление, как только внутри него появляются какие-то "законы жанра", сразу же находятся люди, которые стремятся эти законы вывернуть наизнанку.
   Стиль "ироничная Мэри-Сью" как раз и представляет сейчас такое "массовое течение". Причем - весьма модное и кассовое. Писатели пишут, читатели (точнее - читательницы) - читают. И будут читать.
   Потому что стиль "ироничная Мэри-Сью" очень точно отражает мечты и чаяния современных относительно образованных девушек. Да-да, тех самых офисных инфузорий в туфельках, которые росли, твердо уверенные, что их, таких хороших, обязательно возьмет замуж какой-нибудь богатый дяденька. Вот прям так - приедет на белом "мерседесе" и освободит от необходимости корпеть в душных офисах.
   Но на всех богатых дяденек не хватает. Реальность почему-то не желает преподносить все и сразу, причем на тарелочке с голубой каемочкой. Да и дяденьки... даже если они появляются в ближайшем окружении таких девочек, то почему-то не спешат сходу посадить их себе на шею. Хотят несколько другого... В результате у потенциальных читательниц "ироничной Мэри-Сью" - полное разочарование в жизни, "все мужики - сволочи, все бабы - б...."
   Ну, а если в реальности ничего не получается, то почему бы ни унестись в очередную фантазию?
   "Конина" и прочие "сталкеры" - это чтиво для прыщавых подростков. Для тех, которые долгими одинокими вечерами мечтают о том, что бы они сделали со своими обидчиками, коли удалось бы волшебным образом стать большими и страшными. Причем именно - волшебным образом. Потому как эти подростки подсознательно понимают, что естественным способом, то есть с помощью занятий физкультурой и прочими единоборствами, им нарастить мышечную массу слабо. Слишком ленивы и слишком жалеют себя, любимых, чтобы начать пахать в спорзале. А вот коли бы волшебный мир... Ну, или, для более здравомыслящих, не признающих всякую магию-шмагию, - коли бы добрый АКМ в руки, да возможность палить без разбору и риска познакомиться с дяденьками-милиционерами...
   "Ироничная Мэри-Сью" - то же самое, только в девичьем варианте. Сублимация комплексов и обид на весь мир и окружающих мужчин, помноженные на желание все-таки обзавестись официальным мужем, который будет кормить, поить и лелеять.
   Для меня, как читателя некоторых феновских форумов, не ясно только одно: почему девичья мэрисьюшная литература считается полным отстоем, а к "конине" в стиле "Мужского клуба" читатели относятся даже серьезно?
   Впрочем, к "Дракоше" Елены Беловой этот вопрос никакого отношения не имеет.
  
   Мысль вторая - об антиканонах
   К счастью, читательская аудитория не состоит из одних инфузорий (любого пола).
   Да и постоянно писать об обиженных богом и мужиками дурах, в какие бы эльфийские уши они ни рядились, мало радости.
   Но повеселиться хочется всем. Любовь к веселью - вовсе не признак отсутствия мозгов. Вон, даосские мудрецы как веселились! И ничего - оставались мудрецами.
   Есть и еще один маленький нюансик. Комплексы - это примета затянувшегося подросткового возраста. Однако, как ни странно, со временем каждый человек хоть немного, но умнеет. Нет, я, конечно, знавала и тридцатилетних тетенек, по уровню инфантилизма не уступавших семиклассницам. Но большинство находит в себе силы понять и простить нашу единственную, пусть и не очень комфортную реальность, и начать жить уже по-взрослому, отвечая за себя и окружающих. А вот воспоминания о пережитых и изжитых комплексах становятся одним из предметов веселья. "Вы только представьте, девочки, какой дурой я была! Хи-хи-хи!"
   В результате получаются востребованы и следующие этапы развития "канона" юмористической фэнтези - "Мэри-Сью наоборот". То есть вроде бы все, как всегда: некая земная попаданка в неком волшебном мире. Но вот вместо эльфоподобных с разной степенью остроумия ехидничающих красавиц в последнее время появляются героини более чем нестандартные.
   У Елены Малиновской в "Наперекор канонам" героиня - никакая не красавица, а даже наоборот. И не ехидничает она - не до того. И сказка эта вовсе не о "сбыче мечт", а о том, что в любых обстоятельствах надо оставаться человеком - и тогда изменится и окружающий тебя мир.
   У Владимира Контровского в "Последнем оргазме..." героиня, наоборот, стандартная до карикатурности. Оригинальность лишь в позиции автора: обычная Мэри-Сью - это "новая версия, улучшенная и дополненная" и автора, и читательницы. А здесь автор активно ненавидит свою героиню. Честно говоря, я просто не поняла, откуда у взрослого человека столько злости по отношению к маленьким дурочкам, воображающим себя эльфийскими принцессами. Видимо, там дело не столько в отношении к реальному офисному планктону, для которого сочиняются всякие "Мэри-Сью", а в зависти к успехам авторов, которые для тех инфузорий пишут.
   И вот снова мне в руки попадается роман про попаданку с предельно нестандартной героиней. "Ты дура! Или приключения дракоши!" Елены Беловой - это сказка не про Золушку, ставшую принцессой, а про Марью-царевну, отправившуюся на поиски Фениста Ясна Сокола.
  
   А нам всегда чего-то не хватает
   Считается, что в любой сказке на начало действия главный герой чего-то лишен. Часто - всего и сразу, как та же Золушка. Ни родительской любви у нее нет, ни платьев, ни денег, одни... Но иногда вроде бы у героя есть все или почти все. Он и царь, и герой, да только нет ему жизни без какой-нибудь Жар-птицы или еще чего-нибудь такого не менее бесполезного в повседневной жизни.
   Чего лишена на начало романа его героиня, дочка олигарха Александра Морозова?
   Если вести речь только о том, что можно купить за деньги, то у нее есть все. Любимая дочь богатых родителей, к которой относятся по принципу "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не героином". То, о чем героини мэрисьюшных романов даже мечтать не очень-то решаются, Александра получает нахаляву.
   Не, обо всяких багамах-канарах даже упоминать нет смысла. Как и о прочем шмутье любых кутюрье. У девочки есть все. Вплоть до самых красивых мальчиков, которых она снимает с той же легкостью, что драйверы-дальнобойщики подбирают на трассе плечевых проституток.
   Но странность человеческой натуры состоит в том, что доставшееся нахаляву не ценится. И мужчины-проститутки героине романа уже надоели до зеленых чертей. Ей хочется настоящего, не покупного, чувства, настоящих друзей, а не "девушек из той же тусовки".
   Вместо того, чтобы попытаться купить понравившегося ей мужчину, девушка предпочитает "поменять судьбу" - причем уже в нашей реальности. Устраивает весьма неудачную авантюру, притворившись обычной "офисной инфузорией". С этого, собственно, все и начинается.
   Кстати, начало романа очень точно психологически. Именно этим он меня и подкупил настолько, что я стала читать дальше.
  
   Минусы первой "дракоши"
   Для очистки совести напишу о минусах романа. Главный из них - темповый и сюжетный "провис" примерно в середине.
   То есть где-то до половины романа - великолепная "комедия положений", приправленная буйной фантазией автора. Героиня - из тех, кого называют "генератором неприятностей". Ну, просто девушке никогда в жизни не приходилось думать о последствиях своих поступков. Все возникающие проблемы решались при помощи папиных денег. В результате она сначала делает (причем, как правило, ничего плохого не хочет), а потом хлопает глазами и удивляется: что же это получилось-то? А в волшебном мире, куда угодила Александра, папы под рукой нет, а она сама превратилась в дракона-оборотня. В результате последствия ее "я не хотела, так получилось!" оказываются гораздо более разрушительными, чем были на Земле.
   Правда, маги тоже не дремлют и все время пытаются героиню во что-то превратить...
   В общем, до половины книги - просто и откровенно, по-доброму, смешно. Этакий женский вариант Чарли Чаплина с крыльями, постоянно влипающий во всякие абсурдные ситуации.
   Но дальше, к сожалению, следование правде развития характера немного подвело автора. Александра - не клиническая идиотка, и, в конце концов, понимает, что пора умнеть и как-то приспосабливаться к новому миру, причем с минимальными для этого мира потерями. И как раз оказывается, что местные драконы не против принять ее на воспитание. Ведь по их возрастным меркам она - сопливая девчонка.
   И начинается обычная жизнь обычной юной дракоши - не принцессы, не героини (несмотря на разгром, учиненный в замке черного мага), простой дракоши из простой, но уважаемой драконьей семьи.
   И вот тут сюжет "встает колом". Автор увлекся описанием драконьей жизни. Нет, конечно, за буйную фантазию это можно почти простить. Понятно, что и Александре все вокруг нее ужасно интересно, и автору тоже - в кайф описывать все эти драконьи порядки. Но вместо калейдоскопа событий начинаются длинные описания, вместо боев со злобными магами - милое девичье щебетание о пустяках, пусть даже девицы крылаты, хвостаты и по размерам не уступают большегрузным фурам.
   Что тут делать - не знаю. Героиня - персонаж не государственный, ее действительно больше всего волнуют отношения с молодым шаманом, на которого она свалилась... (впрочем, не буду заниматься пересказом). Но у читателя это замедление действия вызывает некоторое недоумение. Если бы роман с самого начала был любовным, а не приключенчески-развлекательным, то все бы было нормально, хотя и не так весело. А тут - словно два разных романа, перетекающие один в другой.
  
   О плюсах
   Несомненные плюсы романа - это совершенно оригинальный мир и великолепно проработанные второстепенные персонажи.
   Ну где вы еще встречали, например, крылатую мышь размером с дракона? Или колыбельку-термостат? Или... В общем, море интересных находок.
   Второстепенные персонажи - отделяная тема. Вроде бы они не особо нужны для развития сюжета. Но зато как сочно и весело описаны!
   Маг, превращенный в гигантскую лягушку, и другие маги, превратившие героиню в мышь. Названный "братец" дракон, драконята и "дикие" драконы. Дракоши - подружки героини... Чего стоит только история о пьяной дракоше, не рассчитавшей свои силы в общении с человечьим спиртным! Даже банные мочалки в романе обладают собственными личностями...
   В общем, это сложно пересказывать, это нужно читать, представлять зрительно и время от времени стекать под стол от хохота.
   И вот теперь на СИ поглавно выкладывается продолжение романа: "Ты - дура! Приключения продолжаются!".
   Тут мимоходом мысля: если "вторые серии", продолжения фильмов порой гораздо слабее, чем первые части, то писатели, бывает, с опытом "расписываются".
   К счастью, тут именно такая ситуация.
   Во второй части "Дракоши" по-прежнему сохраняется тот уровень психологической точности, который меня привлек в первом романе. Появляются несколько новых второстепенных персонажей, еще более смачных, чем в первой части. Например, почти разумный куст, который сменяет главную героиню на посту основного "генератора неприятностей".
   Центральная сюжетная линия, построенная на борьбе с черным магом, никуда не убегает. Ну, то есть те, кому положено, с опасностью борются, а остальным остается просто жить.
   Хороший ход - объединить врагов. Драконам противостоят "золотые мантии", магам - черный маг. Теперь эти отрицательные персонажи находят друг друга и становятся союзниками.
   То есть роман обещает быть композиционно более ровным и взвешенным, чем первый.
   А в остальном...
   А в остальном - я давно так не смеялась!
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война. Том первый"(ЛитРПГ) В.Кретов "Легенда"(ЛитРПГ) Н.Екатерина "Нить души"(Любовное фэнтези) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Д.Хант "Пламя в крови"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"