Лифантьева Евгения Ивановна: другие произведения.

Ни в коем случае не слушайте бардов!

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О четырех "Последних" Владимира Контровского.


"Неужто осталось стоять у дороги и удивляться, как идиот,

Что смысла не было, не было, а поезд идет".

Олег Медведев "Солнце".

  
   Олег Медведев живет в Иркутске и руководит бардовским клубом "Полнолуние".
   Владимир Контровский живет в Питере и пишет повести и романы.
   Какая связь? Никакой. Просто - ассоциация.
   Герой "Последнего повелителя муз" тоже когда-то играл на гитаре. Ну и что?
   А то, что есть странная связь между гитарой и смыслом жизни. Или так только кажется?
  
   Три повести и рассказ, который, наверное, тоже повесть. Все четыре - о том, как меняющийся мир выворачивает человека наизнанку, проверяя содержимое того, что в обиходе принято называть душой. И что из этого получается. Четыре истории о том, как испытывается на прочность родительский "сценарий" героев (в терминологии Эрика Бёрна).
   "Последний из бледнолицых"
   Жил был в далекой Америке хороший парень. Действительно хороший. В повести почти ничего не говорится о родителях Ната, но, вероятно, они были добропорядочными пуританами. И сына воспитали соответствующе: травку не курил, хорошо учился, спортом занимался. И женщину себе выбрал одну - на всю жизнь. И хотел продолжиться в детях, как продолжились в нем его родители.
   Но мир изменился. Самым страшным врагом вдруг оказались те самые цветные, которых добропорядочные предки Ната никогда не обижали. Ведь непристойно же плохо обращаться со своими слугами и другими наемными работниками. Не какие-нибудь там латифундистами, приличными людьми были его предки. Даже, может быть, кто-то из них воевал на стороне северян... Как и у предков, идеалы Ната - идеалы добросовестного труда, дома, семьи... Пуританин - это не ругательство, это определение человека, живущего по принципу: "Возлюби ближнего своего. То, что делается для родных и близких, угодно Богу".
   Но вдруг оказалось, что цветные стали действительно равны белым - не только в декларируемых правах, но и в реальных возможностях. И что дочь потомкам добропорядочных белых колонистов предпочла какого-то индуса...
   "Последний алхимик"
   Та же история, только с российской окраской. Александр - послушный сын, любящий муж, заботливый (когда есть время - а от мужчины большего и не требуется) отец. Талантливый ученый, правда, не достигший в науке особых высот - помешала воспитанная с детства порядочность. Однако та же порядочность и чистоплотность в отношениях с людьми наделила его уважением со стороны коллег и подчиненных. Идеал настоящего советского человека!
   Но вот слово "советский" ушло в прошлое, и заложенный с детства сценарий успеха перестал срабатывать.
   Что имеем на выходе? В обоих случаях герои повестей Владимира Контровского, потеряв привычные с детства ориентиры, пытаются найти новые - и не могут. То, что они принимают за смысл, при более или менее пристальном рассмотрении оказывается болезненной галлюцинацией.
   Сценарий заменяется антисценарием. Родительские заветы истолковываются с точностью до наоборот. В пятнадцать это нормально. В сорок - чревато.
   Нат борется за свое одиночество. Александр - против власти Золотого Тельца. Читатель видит бесперспективность их борьбы.
   Бессмысленный подростковый бунт - только потому, что приличные (на первый взгляд) люди в ранней юности не научились самостоятельно выбирать себе цели. В результате - полный крах и у одного, и у другого героя.
   Обоим им приходится убивать. А ведь для обычного человека убийство и самоубийство - одно и то же, только тот, кто рожден и воспитан воином, имеет право убивать...
   Вывод?
   Родителей, конечно, нужно слушаться. Но строить жизнь нужно самому. Когда родительский сценарий, родительский алгоритм успеха вступают в конфликт с тем алгоритмом поведения, который навязывает общество, ничего хорошего не получится. Хорошо было предкам, жившим в неспешности стабильного мира. А наше время мчится с ракетной скоростью. Все меняется. И если ты привык следовать указаниям извне, то поневоле приходится становиться или подлецом, или убийцей...
   Герой "Последнего казака", наверное, тоже слушался родителей. Хотя - не факт. Григорий наверняка отбунтовал, отбесился свое подростковом возрасте. И вернулся - уже на сознательном уровне - к основам культуры той земли, на которой он родился. Григорий - казак. Потомственный военный, представитель не клана, не рода - особой касты. Касты воинов были у всех народов. Не просто профессия, это - особые отношения с жизнью и смертью. Непонятные для непосвященных. Как там? "Смерть всегда за твоим плечом"?
   Этот путь принимают сознательно, как пожизненную ношу. Этот путь мистичен, он состоит из символов и иносказаний. И этот путь - вне времени. Изменчивый мир ничего не может с ним поделать.
   "И никому из мальчишек - он был в этом уверен - даже не пришла в голову мысль: "Подумаешь... Что эта железка против боевого лазера..."
   Эти слова - ключ. Шелихов имеет право принимать решения потому, что в станицах не давали мальчишкам готовых сценариев. Их учили плевать на изменчивость мира, предлагая в противовес древнюю науку жизни и смерти. Поэтому-то Григорий неожиданно побеждает.
   А что же мама с папой, что же сценарий? И ни что. Потому что уже не о сценариях речь идет, а о подлинном. В отличие от героев предыдущих рассказов, в вывернутой наизнанку душе оказалось кое-что, что можно противопоставить и времени, и обществу.
   Григорий не бунтует. Он делает то, что должно. Делает сознательно - и оказывается прав. Изменчивый оказался бессилен, наткнувшись на собственное решение человека. И уже не мир меняет людей, а люди - мир, заявляя о своих правах с уверенностью хозяев жизни. И смерти.
   И, наконец, "Последний повелитель муз".
   История человека, который никогда не жил чужим умом и всегда выбирал сам. Сначала - стратегию успеха. Время потребовало от мужчин, стремящихся к самоуважению, умения делать деньги. Что ж, Вадим научился это делать. Причем - хорошо. Достиг успеха. И что же? А оказалось, что, кроме внешнего, нужно еще что-то.
   И вот начинается мистика, энергоинформационные поля и прочая эзотерика. Оказывается, кроме успеха, человеку, чтобы уважать себя, нужен смысл жизни. И Вадим снова делает поворот на 180 градусов, возвращаясь к старой гитаре и к стихам, написанным когда-то.
   Интересно, какими были родители Вадима? Наверное, они были умными людьми, сумевшими научить сына жить без сценариев.
   Правда, счастья это герою повести так и не принесло. Но это уже совсем другой разговор. Сочетание гитары и поиска смысла жизни - это коктейль Молотова, способный залить огнем энергоинформационный вакуум, способный взорвать любые сценарии и антисценарии.
   Да, кстати, господа, если вы считаете, что живете правильно, что вы - порядочные люди, ни в коем случае не слушайте российских бардов! А то вдруг попадется песня...
  
   "Эй вы, подземные виноделы, залейте в череп бокал вина,
   Эпоха кончилась, просвистела - кому хана, кому мать родна,
   Края пергаментной Ойкумены свернулись в трубочку на огне,
   А смысла не было, не было ни в ней, ни извне."
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Л.Мраги "Негабаритный груз"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Освоение Кхаринзы"(ЛитРПГ) Д.Дэвлин, "Потерянный источник"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) Е.Флат "В пламени льда"(Любовное фэнтези) Н.Опалько "Я.Жизнь"(Научная фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"